Предложения где имена существительные выступают в роли. Видеоурок «Роль имен существительных в предложении и в речи

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ МЕЖДОМЕТИЕ


Некоторые ученые выделяют причастие, деепричастие и слова категории состояния (СКС) в отдельные части речи.

О любой части речи нужно рассказывать по следующему плану:

Общее значение (что обозначает и на какой вопрос отвечает)

Морфологические признаки (постоянные, непостоянные, а так же начальная форма)

Синтаксическая роль (чем является в предложении)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

(В грамматике предметом считается всё, чему наше созна­ние способно приписать различные признаки: качества, свой­ства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это ка­чества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто спо­собное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предмет­ности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существи­тельными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - пред­меты в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)

Начальная форма: (Н. ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) школа, дом, книга, тетрадь.

2.Постоянные признаки:

1) собственное (имена, клички, геогр. названия, названия книг, журналов, кинофильмов) или

нарицательное (все остальные)


неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )

3) склонение (определяется по ед. ч.) существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.

4) существительные имеют три рода:

мужской женский средний

он (мой) она (моя) оно (моё)

Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:

1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)

2) по падежам:

Падеж Вопрос Единственное число Множественное число
И. кто? что? друг, книга друзья, книги
Р. кого? чего? друга, книги друзей, книг
Д. кому? чему? другу, книге друзьям, книгам
В. кого? что? друга, книгу друзей, книги
Т.. кем? чем? другом, книгой друзьями, книгами
П. о ком? о чём? о друге, о книге о друзьях, о книгах

3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.

1.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? чей? и обозначает признак предмета.

Начальная форма (Н. ф.): И. п., ед. ч., м. р.

2.Постоянные признаки:

1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):

качественные относительные притяжательные
1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характе­ристику по внешнему виду, весу, вели­чине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не пря­мо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагатель­ные и прилагательные с приставкой не-. 1) отвечают на вопрос чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) лисий, Шкура лисья шарф (чей?) мамин, отцов, братов

Непостоянные признаки:

1. род (мужской, женский, средний),

2. число (единственное, множественное)

3. падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное

3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.

1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?

2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных


сравнительная превосходная
простая (из одного слова) составная (из двух слов) простая (из одного слова) составная (из двух слов)
образ. с помощью – ее (-ей), - е, -ше красивый + - ее = красивее (такие прил. не изменяются) с помощью слов-частиц: более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) образ. с помощью суффиксов – ейш- -айш-: красивейш ий, глубочайш ее составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. в обычной (исходной форме) самый глубокий

1. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? что сделать?

2. Постоянные признаки: 1 ) вид

совершенный несовершенный

(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)

2) переходность глаголов:

3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)

смеяться, улыбаться.

невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)

4) спряжение (1 или 2): (в рус. яз. есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)

–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.

глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.

Помни: брить, стелить → к І спр.

Непостоянные признаки: 1) наклонение:

2) время: будущее(что буду делать? что сделаю?)

настоящее (что делаю? что делают?)

прошедшее (что делал? что сделал?)

3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. ниже)

4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. р., м. р., ср.р.

шла шёл шло

5)число (ед.ч. или мн.ч.)


Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются

сказуемым.

Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом

предложения.

Образец морфологического разбора глагола:

Давно я так не смеялся.

1. (Не) смеялся – глагол, т. к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?

Н. ф.: смеяться.

2. Пост. признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.

Непост. признаки: в изъяв. накл., в прош. вр., в м. р., в ед. ч.

3. Синт. роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)

Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

Личные:безличные

Он не читает ему не читается (не читалось)

Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти

Река шумит в ушах шумит

Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками

Начнет холодать
7

1.МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?

Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) для местоимений указывающих на признаки

2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)

Разряд Местоимения (в И.п.) Как изменяются
Личные я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. в косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо По падежам, числам
Возвратные Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . По падежам
Вопросительные Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? По падежам
Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) По падежам
Неопределённые Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо По падежам
Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего По падежам
Притяжательные Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? По числам, родам, падежам
Указательные Этот, тот, такой, столько, таков По числам, родам, падежам
Определительные Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый По числам, родам, падежам

2) лицо НЕ ДЛЯ

3) род ВСЕХ

Непостоянные признаки:

1) падеж (кроме: каков, таков)

2) род у местоимений указывающих

3) лицо на признак.

3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.

Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) и указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. д.

Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) и указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.

Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящи­ков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).

Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.

Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.

Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.

Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.


1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)

2.Пост. пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.

Непост. пр.: падеж

3.Синт. роль: любым членом предложения

Правописание числительных

1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )

2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).

(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).

401 четыреста один (2 цифры 2 слова).

от 500 до 900

4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы

(кроме л).

NB! Полу... всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая

(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:

С гласной (пол-арбуза )

С прописной (пол-Европы )

Л (пол - лимона ).

Числительные Особенности склонения
1. 1,2,3,4. Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум.
2. от 5 до 20+30 Как существительные 3 склонения } ед. ч. И. п.: пять , Р. п.: пяти , Д. п.: пяти .
3. 40,90,100. 40- И., В. п,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. п.-о 40,90,100 -а.
4. 50-80 200-900 склоняется каждая часть в слове: пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам.
5. 1000 Как сущ. 1 склонения, но в Т. п. числ. тысячью сущ. тысячей.
6. 1000000 1000 000000 миллион склоняются как существительные миллиард 2 склонения.
7. составные числительные Склоняются все части по своему образцу.
8. порядковые числительные Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово.
9. числительные полтора-1,5 полтораста-150 И. п. - полтора, полтораста . Р. В. п. - полтора, полтораста. Д. полутора Т. полутораста П.

1. НАРЕЧИЕ – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? зачем? и почему? с какой целью? больно + ей = больней

с помощью слов: более (менее) + наречие = более тонко составная форма образуется с помощью местоимения всех + наречие в сравнительной степени Сделал лучше всех.

В предложении наречие бывает чаще всего:

1. обстоятельством

2. но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )

3. в безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .

Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.

Дефис пишется:

1. в наречиях с приставкой по- исуффиксами -ому, -ему. По -новому ,

по- осеннему

2. в наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски

3. в наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.

4. в наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.

5. внаречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь

ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:

бок о бок, точь-в-точь.

Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.


1. ПРИЧАСТИЕ – (особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.

Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).

2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.

обозначает признак, который обозначает признак, который

создается действием самого создается у одного предмета

предмета (летящий самолет, действием другово предмета.

упавший мяч).

2)вид (совершенный, несовершенный).

3)время (настоящее, прошедшее).

4)возвратное или невозвратное.

Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).

3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).

Тема Роль существительного в предложении.

Цель: способствовать формированию представлений о синтаксической роли имён существительных.

Ожидаемые результаты:

А: Ученики знают роль имени существительного в речи; синтаксическую роль имени существительного в предложении;

Б: Ученики могут определять синтаксическую роль имени существительного в предложении;

С: Ученики умеют различать имена существительные, выполняющие разную синтаксическую роль в предложении; самостоятельно составлять предложения по заданной схеме и схему по предложению; аргументировать и делать выводы;

Ход урока.

1 . УЧИТЕЛЬ:

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Начинается урок.

1.2 «Шкатулка пожеланий»

Передать шкатулку по кругу и при этом пожелать удачи своему товарищу..

1.3 Начинаем наш урок

Он пойдет вам в впрок

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать

Всем работать отвечать.

ученики

Казахстан, ты - Родина моя!

Здесь люди все как одна семья.

Казахстан, ты могуч и высок,

Пусть струится твой водный исток!

Казахстан, ты красив и богат,

Твоим достижениям каждый здесь рад!

Казахстан – ты Родина-мать,

Мы будем беречь тебя и защищать!

Казахстан, как красива твоя природа

И в горах ископаемых очень много,

По реке-Иртышу плывут корабли,

И нефть добывают с зари до зари.

В твоём поднебесье Орёл парит,

И с солнца лучом душа говорит.

С народами всеми мы мирно живём

И песни о жизни и счастье поём.

Как символ достатка всем твой Байтерек!

Пусть будет здесь счастлив любой Человек!

Сегодня не просто урок русского языка, а урок –путешествие по городам казахстана. Каждый город приготовил нам свои задания. Готовы в путь?

Ребята сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте повторим правила работы в группах.

1.Внимательно прочитайте задания.

2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции

3.Работайте дружно.

4.Уважайте мнение товарищей.

1 остановка – начало пути г.Сатпаев.(ролик)

Ученик.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Будь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей

Давайте вспомним их, друзья!

Задание.

- Откройте конверт. Расставьте слова так, чтобы получилась пословица.

Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

Человек без Родины, что соловей без леса

Если не нашел счастье на Родине, не обретешь и на чужбине

- Дайте объяснение пословицам.

- Что значит для вас Родина?

-какой частью речи оно является?

-какую роль оно играет?

-Назовите тему и цель нашего урока.(Роль существительного в предложении).

А для того чтоб узнать в какой город мы с вами отправимся дальше, нам нужно выполнить

Упражнение «Карусель» * дано лексическое толкование слов:

Переход через реку - ….?

Дикий лесной зверь, любит мед - …?

Знак вычитания - … ?

Подземная железная дорога - …?

Диван, стул, кровать – одним словом - …?

Явление природы в зимнее время года с ветром и снегом - …?

Вопрос учителя:

Как вы думаете, написание всех слов с какой буквы? Итак, следующая остановка в городе кокчетав. Кокчетав нам предлагает запомнить и добавить в корзину словарных слов, новое слово на букву М.

Словарное слово: МОГУЧИЙ

Могучий - Мощный, сильный, могущественный, крепкий. (составить по одному словосочетанию со словом МОГУЧИЙ)

Могучий город. Могучая страна. Могучая армия. Могучая столица.

Некогда в тридевятом царстве,

В дружном школьном государстве

Жил-был славный мудрый царь,

Справедливый государь.

Долго он страною правил,

Всех он учиться заставил.

И однажды захотел

Подвести итог всех дел.

И во все страны концы

Были посланы гонцы:

Разузнать и доложить:

Хорошо ли в той стране жить.

Прибежал один гонец.

Что я видел, царь-отец!

Много знаний в царстве есть,

И чудес на нем не счесть.

Русский дети обожают,

С интересом изучают!

Тут вбежал другой ганец.

Батюшка, наш царь-отец!

Подтвердить бы это рад,

Да беда пришла в наш град.

Ученик объявился,

Он учиться разленился.

Ваней мальчика зовут.

Что с ним делать, не поймут.

Царь подумал и сказал…

Будем Ване помогать.

Продолжаем наш путь. Город…………

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар,окно,природа.

Изменяюсь по числам,по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я...(существительное).

Задание. Составить кластер на тему «Существительное»

Молодцы! Вы справились с заданием.

Устали? Пора отдохнуть. Город-физминутка.

Продолжаем нашу работу. Город-…………… Чтоб узнать в какой город мы с вами приехали, для этого нужно выполнить задание.

Что за путаница слов?

Перепутано все вновь!

Предлагаю срочно вам

Все расставить по местам.

Перед вами текст, в нем пропущены слова, предлагаю вам вставить существительные и определить каким членом предложения они являются.

Алматы - самый большой _______________ Казахстана, расположенный на юго-востоке Республики Казахстан, в предгорьях Заилийского Алатау. Город Алматы всегда считался ____________, окруженным великолепными Тянь-Шанскими елями. Много ______ подряд снежные вершины могущественного Зайлийского Алатау, взмывающие к небу, создают впечатление величественной _________. Жители и гости южной столицы могут посетить 5 стадионов, ипподром, высокогорный _______ Медео расположенный на высоте 1700 метров над уровнем моря.

Город, городом-садом, веков, охраны, каток

Здесь было установлено более ста мировых ___________. Живописные ______ являются визитной карточкой Алматы. Вы сможете насладиться их видом поднявшись по канатной ___________ на высшую __________ города Кок-Тобе («голубая гора»), находящуюся на высоте 1,130 метров над уровнем моря. От Чимбулака дорога ведет к снежным ____________, популярным среди альпинистов и горных восходителей.

Рекордов, горы, дороге, точку, вершинам

В удивительном горном ущелье Бутаковка расположен восхитительный _______________ высотой 1860 метров. Это идеальное место для того, чтобы окунуться в неизведанный заповедный ______________ разнообразия флоры и фауны.Через Большое Алматинское озеро пролегает самый короткий _________ к песчаному побережью озера Иссык-куль, которое находится в Киргизии.Стремительные горные течения, свежесть городских фонтанов, великолепие площадей производят незабываемое впечатление на __________ южной столицы – Алматы.

Водопад, мир, путь, гостей

Молодцы. каким членом они являются? Что вы знаете о дополнении, обстоятельстве?

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их, без промедления

Тут же отыщутся дополнения.

Обстоятельство

На вопросы: Где? Когда?

Как? Откуда? И куда?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.

Семь вопросов – просто чудо!

Их запомнить просто так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? И Как?

О каком городе шла речь? Предлагаю вам просмотреть видеоролик о городе Алматы

-Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы приехали в нашу столицу Астану. какое событие проходило в летом в Астане? С чем оно связано?

Астана предлагает нам задание.

Стихотворение.(читает ученик)

Не сразу всё устроилось,

Текст не сразу строился

Сначала возникли звуки,

Потом появились слова.

Мы свяжем слова по смыслу,

Добавим побольше мысли.

Превратим наше творение

В предложения,

А затем в текст.

Выполнение Задания №3 Прием «Пазлы» (Дан текст, разрезан на части)

Собрать пазлы, найти и выписать из выделенных предложений существительные в роли подлежащего.

Казахстан – страна процветания.

Астана – город мечты.

ЭКСПО 2017 – выставка технологий

Стихотворение о ЭКСПО

Энергия будущего всем нам нужна,

Для нас и для всех поколений.

Чтоб развивалась наша страна,

И не прошли даром ученых стремления.

Проведение EXPO в нашей стране,

Событие важное, громкое.

Энергию в ветре, в солнце, в воде,

Должны использовать строго мы.

От форума этого зависит немало,

И энергия, и экология.

Похоже, время такое настало,

Что меняться надобно опытом.

Долг молодежи нашей и детей,

Приумножить знания предков.

Чтоб цвет наших полей и степей,

Оставалось зеленых оттенков!

Рефлексия.

- Сегодня, ребята, мы провели урок в необычной форме. О том, понравился вам этот урок или нет, вы поясните.

Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Спасибо вам, ребята, за работу.

Класс: 5 «Б»

Предмет: русский язык
Тема урока:
Роль имен существительных в речи. Морфологический разбор имени существительного.

Цели урока:

формирование личностных УУД через учебную ситуацию и закрепление знаний об имени существительном.

Задачи:

Систематизировать знания об имени существительном, обобщить знания о роли существительных в предложении;

- развивать умения находить имена существительные в тексте, определять признаки существительных, развивать устную и письменную речь;

Воспитание умения работать в парах; формирование личностных качеств, таких как ответственность, коммуникативность.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика, компьютер, презентация Power Point, схема.

Ход урока.

1.Организационный момент .

2. Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся. Орфографическая работа.

Задание: распределить слова по орфограммам.

Лаг- (-лож-)

Раст- (-ращ-) –рос-

и-ы после ц

приставки на –з,-с

3. Введение в тему урока.

- Какое слово лишнее? Почему?

- К какой части речи вы отнесёте остальные слова?

- Какая тема нашего урока?

4. Изучение нового учебного материала.

1. -Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете?

- Что мы знаем об имени существительном?

Перед вами текст. Внимательно прочитайте его. В таблицу, данную ниже, запишите номера предложений, соответствующие колонкам:

Текст.

Растения: ромашка, …

Явления природы: дождь, …

    Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто? » «что?» , бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

    Почти все имена существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему: новый город (м. р.) , новая деревня (ж. р.) , новое село (ср. р.) .

Где страна цветет и народ ликует, там правители мудры и добродетельны (Н. М. Карамзин) – (подлежащее). Доброта – это небесный дар. - (подлежащее и сказуемое)

2. Синтаксический разбор предложения.

Доброта – это небесный дар.

3. -Какие еще части речи вы знаете?

-Как вы считаете, каких частей речи в русском языке больше?

-Посмотрите на текст и попробуйте его прочитать.

Доброта - это небесный дар.

Каждому, кто появляется, дан этот. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие? Да потому, что потеряли они этот, как мы теряем, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Начинайте с себя и помните: добрые легко совершать, когда творить войдёт в каждый…

-Всё ли вам понятно? (непонятно, о чем идет речь)

- Чего не хватает? (имен существительных)

-Можно ли без них понять текст? (нет)

Доброта - это дар. Каждому, кто появляется на свет, дан этот дар. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие люди? Да потому, что потеряли они этот божий дар, как мы теряем сумку, деньги, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Ребята! Начинайте себя и помните: добрые поступки легко совершать, когда привычка творить добро войдёт в каждый день жизни.

Физминутка.

У А. Фета есть замечательное стихотворение. Оно примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л. Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».

Закройте на минуту глаза и представьте себе следующую картину:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
- Из 22 слов отрывка из стихотворения - 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

- Какие картины могут «нарисовать» существительные?
Вывод: с помощью существительных можно «описать» картину природы, портрет, интерьер дома, взаимоотношения между людьми.

5. Закрепление изученного материала.

1. Работа с текстом

Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.

Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном).

I вариант - Ладу

II вариант – сочувствие

2. Тест

“Берёзы украшают леса ”:

Взаимопроверка. Ответы:1.- А; 2.- А; 3. – Б; 4. – женский, женский, средний.

6. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?

Добрым человек не рождается, а им становится. Каждый должен воспитывать в себе такое нравственное качество как доброта.

Рефлексия.

У вас на партах лежат стикеры. Напишите несколько слов, связанных со словом «доброта».

Домашнее задание. § 67, упр. 742; работа по карточкам

Приложение 1.

ФИ учащегося ______________________________________

1 Задание: распределить слова по орфограммам.

Лаг- (-лож-)

Раст- (-ращ-) –рос-

и-ы после ц

приставки на –з,-с

Р…сток, предл…жение, ра…порядок, р…стение, птиц…н, ра..говор, водор…сли, пол…г, зар…сли, вл…жение, пол…жение, во…глас, …гиб, панц…рь, ц…пленок, ц..рк.

2 Задание.

Перед вами текст 1. Внимательно прочитайте его. В таблицу, данную ниже, запишите номера предложений, соответствующие колонкам:

3. Синтаксический разбор предложения.

Доброта – это небесный дар.

4 Задание: прочитайте два текста, сравните.

Доброта - это небесный дар.

1) Каждому, кто появляется, дан этот. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие? Да потому, что потеряли они этот, как мы теряем, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Начинайте с себя и помните: добрые легко совершать, когда творить войдёт в каждый…

2) Доброта - это дар. Каждому, кто появляется на свет, дан этот дар. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие люди? Да потому, что потеряли они этот божий дар, как мы теряем сумку, деньги, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Ребята! Начинайте себя и помните: добрые поступки легко совершать, когда привычка творить добро войдёт в каждый день жизни.

-Какой вывод можем сделать об именах существительных? (Слова о существительном Паустовского, Успенского).

5. Работа с текстом 2

6. Выпишите из текста существительные и выполните их морфологический разбор:

I вариант – Ладу_____________ II вариант – сочувствие_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Тест

1. Найдите верное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б. Имена существительные изменяются по родам.

В. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

2. Укажите имя существительное

А. смелость Б. смело В. смелый

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

“Берёзы украшают леса ”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Определить род существительных: честность, правда, волшебство

Приложение 2.

Текст 1

    Имя существительное – древнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.

    Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто? » «что?», бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

    Имена существительные играют главную роль в речи. Они могут без участия других частей речи нарисовать картину, рассказать о действиях, которые происходят, даже могут передать нам звуки, вкус, цвет и запахи. Имя существительное – самая существенная часть речи. Они необходимы, чтобы называть предмет речи.

    Особыми формальными признаками этой части речи являются:

1. изменяемость по падежам, выражающая связи и отношения между словами с помощью окончаний. У некоторых слов окончание отсутствует, например, у заимствований: какаду, пианино, пальто и др.

2. характерные словообразовательные суффиксы: -тель-, -чик-, -щик-, -ник-, -от-(а) , -изн-(а) , -ек-, -ок-, -ик- и др.

    Почти все имена существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему: новый город (м. р.), новая деревня (ж. р.) , новое село (ср. р.) .

    Грамматическое значение числа существительных связано с обозначением количества предметов. В русском языке есть две формы числа: единственное (один предмет) и множественное (не менее двух предметов) .

    Категория падежа обозначает отношение имени к другим словам в словосочетании и предложении. Падеж выражается окончаниями (флексиями), нередко изменение падежа сопровождается перемещением ударения на другой слог (стол – стола, столу; доска – доску).

    Изменение существительных по падежам называется склонением.

    Склонений в современном русском языке три.

    Существительные в И. п. в предложении выступают в качестве подлежащего или именной части сказуемого: Где страна цветет и народ ликует, там правители мудры и добродетельны (Н. М. Карамзин) – (подлежащее). Доброта – это небесный дар.- (подлежащее и сказуемое)

Текст 2

Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники выражали понимание и сочувствие Афанасию Григорьевичу. (По Н. Минху.)

Приложение 3.

Карточка № 1

Дополните каждую строчку словами:

Названия живых существ: мальчик, …

Названия сказочных и мифологических персонажей: леший, …

Названия детских игрушек: мишка, …

Название шахматных и карточных фигур: пешка, …

Предметы действительности: книга, …

Растения: ромашка, …

Собирательные названия множеств живых предметов: народ, …

Явления природы: дождь, …

Явления общественной жизни – собрание, …

Признак как предмет – зелень, …

Действие как предмет – беготня, …

_____________________________________________________________________________

Карточка № 2

Найдите в предложении имена существительные, определите число и падеж.

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный мыслями, знаниями.

Карточка № 3

Определите постоянные признаки имен существительных из предложения:

Не красна книга письмом, красна умом.

_____________________________________________________________________________

Карточка № 4

Укажите собственные и нарицательные имена существительные, подчеркните подходящую по смыслу строчную или прописную букву.

Птица О(о)рел, журнал «О(о)гонек», город О(о)рел, природа С(с)ибири, теплоход «О(о)рел», яркий (о)гонек, К(к)азахстан, повесть А(а)ркадия П(п)етровича Г(г)айдара «Т(т)имур и его (К)команда», герои Ч(ч)ук и Г(г)ек, озеро Б(б)лхаш, кинотеатр «К(к)осмос».

Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

Основные признаки имени существительного.

  • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

  • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
  3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
  4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
  5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
  • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

  • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

§ 1 Собственные и нарицательные имена существительные

В этом уроке вспомним, что такое имя существительное, определим, какую роль имя существительное играет в предложении и в нашей речи, а также выясним значения собственных и нарицательных имен существительных.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

Например: земля, радость, кот, спорт, коньки, белизна, дежурный, яма.

Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: кто это? что это? Например: кто это? - друг, что это? - барабан.

По значению имена существительные бывают собственные и нарицательные.

Собственные имена существительные служат наименованием единичного предмета и всегда пишутся с заглавной буквы.

К собственным именам существительным относятся: фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей; клички животных; географические и астрономические названия; названия газет, журналов, произведений литературы и искусства; названия заводов, кораблей и др.

К примерам собственных имен существительных отнесем слова: Игорь, Москва, Эверест, Австралия, крейсер «Аврора» и т.д.

Нарицательные имена существительные - это общее название для всех однородных предметов и явлений.

Например: учебник, окно, продавец, слон, яблоко.

Нарицательные имена существительные могут переходить в собственные (например: земля - суша, Земля - планета Солнечной системы). Иногда наоборот, как, например, в баснях И.А. Крылова названия животных становятся их именами:

«На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж было собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала».

Нарицательные существительные «лиса» и «ворона» стали собственными и пишутся в тексте с заглавной буквы. Такие случаи встречаются в художественной литературе, чаще всего в сказках. Вне контекста эти существительные остаются нарицательными.

§ 2 Роль существительных в предложении и в речи

В предложениях имена существительные чаще всего бывают подлежащим, дополнением, обстоятельством.

Рассмотрим предложение:

Книжка со сказками лежала на столе.

Что? Книжка - это подлежащее, выраженное существительным.

Книжка что делала? лежала - это сказуемое, выраженное глаголом.

Книжка с чем? со сказками - это дополнение, выраженное существительным.

Лежала где? на столе - это обстоятельство, выраженное существительным.

Как мы видим из примера, существительные составили основную часть предложения.

Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей жизни, поэтому его и называют самостоятельной (или знаменательной) частью речи. Одно существительное может составить целое предложение.

Рассмотрим это на примере отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь».

Первое предложение: «Зима!» состоит из одного существительного, но, тем не менее, смысл его остается понятным.

А теперь посмотрим отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Оле-Лукойе»:

«Когда … заснут, … присаживается к ним на …. Одет он чудесно: на нем шелковый …, только нельзя сказать, какого …, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую … повернется …. Под … у него по …: один с … - его он раскрывает над хорошими …, и тогда им всю … снятся волшебные …, другой совсем простой, гладкий, - его он раскрывает над нехорошими …; ну, они и спят всю … как убитые, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во …!»

Из этого текста нам мало что понятно. А все потому, что в нем нет существительных. Мы можем только догадываться, что имелось в виду.

Убедившись в значимости имен существительных в предложении, давайте добавим их в наш текст:

«Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается к ним на постель. Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется Оле. Под мышками у него по зонтику: один с картинками - его он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся волшебные сказки, другой совсем простой, гладкий, - его он раскрывает над нехорошими детьми; ну, они и спят всю ночь как убитые, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!»

На этом уроке Вы узнали о важной роли имени существительного в нашей речи, а также определили, что существительные могут быть собственными и нарицательными.

Следует запомнить, что иногда собственные имена существительные переходят в нарицательные и наоборот.

А само имя существительное, как часть речи, может быть практически любым членом предложения.

Список использованной литературы:

  1. Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Г.Х. Андерсен «Оле-Лукойе» http://www.chitaikin.ru/ole_luk.htm
  3. Глоссарий. Русский язык и литература http://edu.glavsprav.ru/info/sushestvitelnoe/ М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Н.Д. Кучеренко. Тесты по русскому языку. – М.: Лист, 1998.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  6. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  7. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях/Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
  8. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  9. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001.


Последние материалы раздела:

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...