Сочинение по тексту В.Г. Короленко об учителе

Сочинение по тексту В.Г. Короленко из сборника Цыбулько.

Какое влияние учитель может оказать на учеников? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни класса. В школу пришел новый учитель. Юноша, недавно закончивший университет, не вызывал у класса уважения. «В классе несколько робел, и лицо его часто заливал застенчивый румянец». Игнатович, как называли его ученики, редко спрашивал домашнее задание, а к оценкам относился пренебрежительно.

Класс не принял учителя, чувствуя в нем неуверенность. Но, вопреки ожиданиям, в ответ на грубость одного из учеников, Игнатович не написал жалобу, как бы это сделали другие учителя, не ответил оскорблением, а продолжил вести уроки. Неожиданная реакция учителя привела детей в замешательство, а нагрубивший ученик, чувствуя неправоту, попросил прощения. «Самый эпизод скоро изгладился из памяти, но какая-то ниточка своеобразной симпатии, завязавшейся между новым учителем и классом, осталась».

Позиция автора очевидна: учитель может оказать серьезное влияние на настроения, поступки и даже характер учеников. Уважительное отношение к ученикам может заставить их задуматься над своим поведением и оценить свои поступки.

Невозможно не согласиться с мнением В.Г. Короленко. Действительно, учитель может оказать большое влияние на учеников. Уважительное и доброе отношение может научить большему, чем сила и грубость.

Так, главная героиня книги "Вверх по лестнице, ведущей вниз" Б. Кауфман, молодая учительница Сильвия Баррет, тоже приходит в школу сразу после окончания колледжа. Она надеется заинтересовать учеников своим предметом, но сталкивается лишь с равнодушием и безучастностью. Ученикам безразличен ее предмет, а коллег совершенно не интересует жизнь школы. Ее пугают трудности, но она находит в себе силы заинтересовать учеников, увлечь их предметом. Это становится возможным только благодаря огромному терпению, выстраиванию отношений, основанных на доверии и уважении. Такие люди, как Сильвия Баррет, дают детям самые важные жизненные уроки, помогают им стать порядочными, добрыми людьми.

Еще одним примером, подтверждающим мою позицию, является повесть Ч. Айтматова «Первый учитель». В герое Дюйшене автор создаёт идеальный образ народного учителя – доброго, самоотверженного, честного. Он преподает детям, чьи родители даже не понимают ценность образования, дает им шанс изменить свое будущее, самим выбирать жизненный путь. Дюйшен сам стоит школу, учит детей, провожает их после уроков домой. Влияние, которое он оказывает на судьбы своих подопечных невозможно переоценить. Будучи взрослыми, они с благодарностью вспоминают, что он сделал для них, как повлиял на их судьбы, изменил жизнь.

Следует помнить, что люди, которые окружают нас в детстве очень сильно могут повлиять не только на наши поступки, но и на мировоззрение в целом. Поэтому большая удача выпадает тем людям, в чьей жизни есть учителя, которые своим примером могут направить, заставить оценить свои мысли и поступки, научить поступать правильно.

Текст В.Г.Короленко :

(1)Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. (2)Одним из первых появился Владимир Васильевич ИгнатОвич - учитель химии. (3)Это был модой человек, только что с университетской скамьи, с чуть заметными усиками, маленького роста, с пухлыми розовыми щеками, в золотых очках. (4)Говорил он голосом, в котором звучали тонкие, как будто детские, нотки. (5)В классе несколько робел, и лицо его часто заливал застенчивый румянец. (6)Новый учитель обращался с нами вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко, к отметкам выказывал пренебрежение, уроки объяснял, как профессор, читающей лекцию.
(7)Первым результатом его системы было то, что класс почти перестал учиться. (8)Вторым - то, что ему порой начали слегка грубить. (9)Бедный юноша, приступивший к нам с идеальными ожиданиями, вынужден был расплачиваться за общую систему, которая вносила грубость и цинизм. (10)Впрочем, это было недолго. (11)Однажды, когда класс шумел и ИгнатОвич напрасно надрывал свой мягкий голосок, одному из нас показалось, будто он называл нас стадом баранов. (12)Другие учителя очень часто называли нас стадом баранов, а порой и хуже. (13)Но то были другие. (14)Они были привычно грубы, а мы привычно покорны. (15)Гнатович же сам приохотил нас к другому обращению.
(16)Один из учеников, Заруцкий, очень хороший, в сущности, малый, но легко поддававшийся настроениям, встал среди шумевшего класса.
-(17)Господин учитель, - сказал он громко, весь красный и дерзкий. - (18)Вы, кажется, сказали, что мы стадо баранов. (19)Позвольте вам ответить, что… в таком случае…
(20)Класс вдруг затих так, что можно было слышать пролетевшую муху.
-(21)Что в таком случае… Вы сами баран…
(22)Стеклянная колбочка, которую держал в руках ИгнатОвич, звякнула о реторту. (23)Он весь покраснел, лицо его как-то беспомощно дрогнул от обиды и гнева. (24)В первую минуту он растерялся, но затем ответил окрепшим голосом:
-Я этого не говорил… (25)Вы ошиблись…
(26)Простой ответ озадачил. (27)В классе поднялся ропот, значение которого сразу разобрать было трудно, и в ту же минуту прозвенел звонок. (28)Учитель вышел; Заруцкого окружили. (29)Он стоял среди товарищей, упрямо потупившись и чувствуя, что настроение класса не за него. (30)Сказать дерзость учителю, вообще говоря, считалось подвигом, и если бы он так же прямо назвал бараном одного из «старых», то совет бы его исключил, а ученики проводили бы его горячим сочувствием. (31)Теперь настроение было недоуменно-тяжелое, неприятное…
- (32)Свинство, брат! - сказал кто-то.
-(33)Пусть жалуется в совет, - угрюмо ответил Заруцкий.
(34)Для него в этой жалобе был своего рода нравственный выход: это сразу поставило бы нового учителя в один ряд с учителями старыми и оправдало бы грубую выходку.
-(35)И пожалуется! - сказал кто-то.
-(36)Конечно! (37)Думаешь, спустит?

(38)Этот вопрос стал центом в разыгравшемся столкновении. (39)Прошло два дня, о жалобе ничего не было слышно. (40)Прошел день совета… (41)Признаков жалобы не было.
(42)На следующий урок химии ИгнатОвич явился несколько взволнованный; лицо его было серьезно, глаза чаще потуплялись, и голос срывался. (43)Видно было, что он старается овладеть положением и не вполне уверен, что это ему удастся. (44)Сквозь серьезность учителя проглядывала обида юноши, урок шел среди тягостного напряжения. (45)Минут через десять Заруцкий, с потемневши лицом, поднялся с места. (46)Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает тяжесть, давление которой чувствовалось всем классом.
- (47)Господин учитель… - с усилием выговорил он среди общей тишины. (48)Веки у молодого учителя дрогнули под очками, лицо все покраснело. (49)Напряжение в классе достигло высшего предела.
-(50)Я… прошлый раз… - начал Заруцкий глухо. (51)Затем, с внезапной резкостью, он закончил:
-Я извиняюсь
(52)И сел с таким видом, точно сказал новую дерзость. (53)Лицо у ИгнатОвича посветлело, хотя краска залила его до самых ушей. (54)Он сказал просто и свободно:
-Я говорил уже, господа, что баранами никого не называл
(55)Инцидент был исчерпан. (56)В первый еще раз такое столкновение разрешилось таким образом. (57)«Новый» учитель выдержал испытание. (58)Мы были довольны им и - почти бессознательно - собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью этого юноши, как воспользовались был слабостью кого-нибудь из «старых». (59)Самый эпизод скоро изгладился из памяти, но какая-то ниточка своеобразной симпатии, завязавшейся межд. новым учителем и классом, осталась.
(По В. Г. Короленко)

ВАРИАНТ 0004
Часть 1

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-14 .

(1) Угра – одна из лучших малых рек средней России: широкая, полноводная, упругая, с довольно сильным течением и потому чистая, с песчаным дном, не заросшая у берегов, то крутых, то плоских и всегда чистых, крепких. (2) Чудесно было войти в прохладную воду, смыть кровь и комариные трупы, лечь на спину, закрыв глаза, и отдаться течению.

(3) Мы долго сидели на берегу под вязами. (4) Комары пропали. (5) Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.

(6) Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7) Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8) Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распаленные злобой, вернулись назад. (9) Мы перестали сопротивляться. (10) Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11) Казалось, то парят зернышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

(12) Послышался тяжелый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13) Голос «молодой» не звучал среди них, но в ее дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешевые конфеты, – три взрослые, одна подросткового возраста. (14) Потом померещилось, что это одна четырехголовая овца, настолько синхронны были все движения и неразделимы тела. (15) Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными маневрами подросток. (16) Он отставал и панически кидался вослед остальным, чтобы снова присохнуть к боку матери. (17) И возник другой образ. (18) Манерно изогнутые шеи, тупая кротость во взоре, вон уже и венчик нимба зрится над каждой плоской головой – четыре кротких библейских овна парят над землей, чуть касаясь ее маленькими копытцами. (19) Они враз начинают ощипывать траву, враз прекращают и выписывают новыйнемыслимыйи ничем внешним не спровоцированный зигзаг. (20) Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку. (21) Появилась «молодая» с ведром в руке, налила воды в колоду и что-то крикнула овцам. (22) Те на всем бегу красиво вскинулись на дыбки, повернулись на задних ногах и, колесом изогнув шеи, помчались к колоде, только малыш не справился с разгоном, проскочил вперед и перепуганно, во все лопатки кинулся вдогон.

(23) Спал я на террасе, а набитое звездами громадное небо вытянуло меня наружу и поместило в пространстве. (24) Оно было таким же, как в детстве, когда я спал в сухотинском яблоневом саду или под стогом в ночном, во всю сферу, не пригашенное никаким светом с земли, оно переливалось, мерцало, ворошилось, мигало, пульсировало, жило, и лишь Млечный Путь оставался недвижим.

(25) И была великая тишина, а я – постоянный житель Подмосковья – забыл о беззвучном мире. (По Ю. Трифонову)

.

2. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему для автора Угра – одна из лучших малых рек средней России»?

1) В ней много рыбы.

2) Это его родные места, которые ему дороги.

3) Ее быстрое течение делает воды очень чистой.

4) В этой реке легко плавать, так как течение ее неспешно.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является контекстные синонимы.

1) Потом померещилось, что это одна четырехголовая овца, настолько синхронны были все движения и неразделимы тела.

2) Появилась «молодая» с ведром в руке, налила воды в колоду и что-то крикнула овцам. Те на всем бегу красиво вскинулись на дыбки, повернулись на задних ногах и, колесом изогнув шеи, помчались к колоде, только малыш не справился с разгоном, проскочил вперед и перепуганно, во все лопатки кинулся вдогон.

3) Комары пропали. Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.

4) И была великая тишина, а я – постоянный житель Подмосковья – забыл о беззвучном мире.

4. Из предложений 10-16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «неполнота действия».

5. Из предложений 19-22 выпишите слово, в котором Н/НН определяется правилом: «Две Н пишется в прилагательных образованных с помощью суффикса Н от существительных с основой на Н».

6. Подберите синоним к слову БАГРОВОЕ (предложение 7).

7. Замените словосочетание беззвучный мир (предложение 25), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

9. Среди предложений 5-8 выберите предложение(-я) с обособленными однородными определениями. Укажите его (их) номер(-а).

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 25.

11. Среди предложений 1-6 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, (1) и все комары унеслись туда, (2) чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни.

13. Среди предложений 23-25 найдите предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 12-15 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 25 : «И была великая тишина, а я – постоянный житель Подмосковья – забыл о беззвучном мире».

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова РОДИНА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое Родина», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

ВАРИАНТ 0001
Часть 1

1. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

(1) Был нежаркий, туманный час рассвета. (2) Дорога шла сырыми кустарниками; сквозь них просвечивала тёмная вода болот; бревенчатые гати колыхались и пружинили под ногами. (3) Я миновал окружённую ржаными полями деревеньку Симбирку, и передо мной, величественный и строгий, встал сосновый бор. (4) По обочинам песчаных дорог ещё проглядывали кое-где неяркие цветы, но вскоре и они исчезли, уступив место седым мхам, ржавой хвое и жёсткому, точно жестяному, черничнику.

(5) Лес поглотил меня. (6) Я замотался в нём, потерял дорогу, ел сухари, чернику, лесную малину, пил из ручьёв, а утомившись, ложился в сухой глубокий мох и смотрел, как ветер комкает облака и как падают, падают и не могут упасть бронзово-красные стволы сосен.

(7) Уже вечерело, когда я сидел под засохшей сосной. (8) Жёлтые лучи закатного солнца косо прошивали лес, полный того невыразимого покоя, который помогает ощутить его без себя, то есть таким, каким он стоит сам по себе, не воспринятый ничьим глазом и ухом.

(9) Мёртвое дерево надо мной роняло с веток сухую шелуху.

(10) «Дерево падает, а лес стоит», - вспомнил я поговорку знакомого лесного объездчика Феди.

(11) Федя любил лес беззаветно. (12) «Безлесье неугоже поместье», - говорил он в сухую пору лета, когда в краснолесье стояла горячая смолистая духота, а в болотняках трещал пересохший мох, с неподдельным хозяйским беспокойством принюхивался к ветру: не наносит ли гарью. (13) Он так прочно соединился душой своей с лесом, что решал через него самые сложные вопросы человеческого бытия. (14) Эти откровения, по-видимому, являлись ему без усилия мысли, в результате мгновенного и непроизвольного обобщения опыта и выражались в пословицах, как издревле выражалась всякая народная мудрость. (15) Наверно, десятки раз он лёгким прикосновением валил трухлявый ствол берёзы, видел ржавую крону засыхающей сосны и наконец заключал: дерево падает, а лес стоит.

(16) Но, как всегда, в пословице смысл слов перерастал их буквальное значение, и в этом случае она по-Фединому выражала мысль о том, что в одиночку человек смертен, а в массе вечен. (17) Какими бы то ни было путями, но надо дойти до неё, потому что, не будь человек защищён подспудным сознанием бытия, он не мог бы пережить даже мысли о смерти - об ужасной его трагедии, о миллионах лет, стремительно скользящих во вселенной. (По С.К. Никитину)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание). Запишите ответ в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов .

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что значил лес для объездчика Феди?»

1) «Дерево падает, а лес стоит», - вспомнил я поговорку знакомого лесного объездчика Феди.

2) Наверно, десятки раз он лёгким прикосновением валил трухлявый ствол берёзы, видел ржавую крону засыхающей сосны и наконец заключил: дерево падает, а лес стоит.

3) Он так прочно соединился душой своей с лесом, что решал через него самые сложные вопросы человеческого бытия.

4) «Безлесье неугоже поместье», - говорил он и в сухую пору лета, когда в краснолесье стояла горячая смолистая духота.

1) Уже вечерело, когда я сидел под засохшей сосной.

2) Федя любил лес беззаветно.

3) По обочинам песчаных дорог ещё проглядывали кое-где неяркие цветы, но вскоре и они исчезли, уступив место седым мхам, ржавой хвое и жёсткому, точно жестяному, черничнику.

4) Я замотался в нём, потерял дорогу, ел сухари, чернику, лесную малину, пил из ручьёв.

4. Из предложений 11-15 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «неполнота действия».

5. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором Н/НН определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

6. Подберите синоним к слову БЫТИЕ (предложение 13).

7. Замените словосочетание народная мудрость ( предложение 14), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматические основы предложения 7.

9. Среди предложений 13-16 выберите предложение (-я) с вводным словом. Укажите его (их) номер(-а).

10. Среди предложений 1-6 найдите предложение(-я) с обособленными обстоятельствами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения.

Я купался в счастье, (1) в солнце и беззаботности довоенной жизни, (2) которая уже стала забываться, (3) отодвигаться в даль памяти, (4) словно в театральные кулисы.

13. Среди предложений 6-8 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 13-15 найдите предложение с союзной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

Используя прочитанный текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Николая Гавриловича Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Г. Чернышевского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл пословицы: «Дерево падает, а лес стоит».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова МУДРОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мудрость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



ВАРИАНТ 0003
Часть 1

1. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

(1) Война была жестокой и грубой школой, мы сидели не за партами, не в аудиториях, а в мерзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулеметные гашетки. (2) Мы еще не обладали жизненным опытом и вследствие этого не знали простых, элементарных вещей, которые приходят к человеку в будничной, мирной жизни. (3) Мы скрывали нежность и доброту. (4) Слова «книги», «настольная лампа», «благодарю вас», «простите, пожалуйста», «покой», «усталость» звучали для нас на незнакомом и несбыточном языке.

(5) Но наш душевный опыт был переполнен до предела, мы могли плакать не от горя, а от ненависти и могли по-детски радоваться весеннему косяку журавлей, как никогда не радовались – ни до войны, ни после войны. (6) Помню, в предгорьях Карпат первые треугольники журавлей возникли в небе, протянулись в белых, как прозрачный дым, весенних разводах облаков над нашими окопами – и мы зачарованно смотрели на их медленное движение, угадывая их путь в Россию. (7) Мы с замиранием смотрели на них до тех пор, пока гитлеровцы из своих окопов не открыли автоматный огонь, трассирующие пули расстроили журавлиные цепочки, и мы в гневе открыли огонь по фашистским окопам.

(8) Наше поколение – те, что остались в живых, - вернулось с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, веру и надежду. (9) Но мы стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру, наша совесть стала вторым сердцем. (10) Ведь эта совесть была оплачена большой кровью. (11) И вместе с тем четыре года войны мы сохраняли в себе тепло ушедшей юности, мягкий блеск фонарей в новогодних сумерках и вечерний снегопад…

(12) Война уже стала историей. (13) Но так ли это?

(14) Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. (15) Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (По Ю. Бондареву)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание). Запишите ответ в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов .

2. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Как повлияла война на рассказчика?»

1) Он разучился радоваться весне, журавлиному косяку

2) Его сердце огрубело и ожесточилось.

3) Рассказчик никогда не вспоминал годы войны.

4) Рассказчик сохранил в своем сердце добро, веру, надежду.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Мы еще не обладали жизненным опытом и вследствие этого не знали простых, элементарных вещей, которые приходят к человеку в будничной, мирной жизни.
2) Помню, в предгорьях Карпат первые треугольники журавлей возникли в небе, протянулись в белых, как прозрачный дым, весенних разводах облаков над нашими окопами – и мы зачарованно смотрели на их медленное движение, угадывая их путь в Россию.

3) Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

4) Но наш душевный опыт был переполнен до предела, мы могли плакать не от горя, а от ненависти и могли по-детски радоваться весеннему косяку журавлей, как никогда не радовались – ни до войны, ни после войны.

4. Из предложений 3-4 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного звука.

5. Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором Н/НН определяется правилом: «Две Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных с основой на Н».

6. Подберите синоним к слову МЯГКИЙ (ИЗ предложения 11)

7. Замените словосочетание душевный опыт (предложение 5), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите сказуемое из предложения 10.

9. Среди предложений 5-7 выберите предложение с вводным словом. Укажите его номер.

10. Среди предложений 5-7 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Но наш душевный опыт был переполнен до предела, (1) мы могли плакать от горя, (2) а от ненависти и мог по-детски радоваться весеннему косяку журавлей, (3) как никогда не радовались – ни до войны, ни после войны

13. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.

Война была жестокой и грубой школой, (1) мы сидели не за партами, (2) не в аудиториях, (3) а в мерзлых окопах, (4) и перед нами были не конспекты, (5) а бронебойные снаряды и пулеметные гашетки.

14. Среди предложений 9-14 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.

Используя прочитанный текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Льва Васильевича Успенского: «В языке есть…слова. В языке есть… грамматика. Это - те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 8: «Наше поколение – те, что остались в живых, - вернулось с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, веру, надежду».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова МИР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мир», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Тестовые

задания

0001

0003

0004

2

3

4

2

3

3

2

3

4

ПРИНЮХИВАЛСЯ

НЕСБЫТОЧНОМ

ПРИСОХНУТЬ

5

ОКРУЖЕННУЮ

ВЕСЕННИЙ

СМИРЕННЫЙ

6

ЖИЗНЬ

спокойный

КРАСНое

7

МУДРОСТЬНАРОДА

ОПЫТДУШИ

МИРБЕЗЗВУКА

8

ВЕЧЕРЕЛОЯСИДЕЛ

БЫЛАОПЛАЧЕНА

МЫСИДЕЛИ

9

14 15

6

5

10

46

6

2

11

2

2

26

12

2

3

2

13

6

1

24

14

15

914

12

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Человек живет в определённой окружающей среде. Загрязнение среды дела ет его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и мил лиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая даёт людям возможность эстетическо го и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Уму-разуму и наставить на путь истинный?! Учитель - это тоже по-своему герой, от которого зависит будущее страны. Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой будут представлены в статье, покажет, насколько работа учителя способна менять жизни людей.

В далеком ауле

Говоря о таком понятии, как проблема влияния учителя на ученика, аргументы, что ее хорошо опишут, можно найти в произведениях литературы. Например, в повести «Первый учитель» Чингиз Айтматов рассказывает об одном человеке, который, не имея никакого образования и с трудом читая по слогам, решает идти против системы и создает в ауле школу. Одной из его учениц была девчушка по имени Алтынай. После смерти родителей она жила у родственников, от которых редко можно было услышать доброе слово, что было бы адресовано ей. От своего учителя она впервые узнала, что такое доброта. Позже бывшая ученица говорила, что он сделал невозможное - открыл перед детьми, ничего не видевшими в жизни, целый мир. Благодаря этому человеку Алтынай смогла учиться в интернате, поступить в университет и стать доктором философских наук.

Все на благо детей

В этом примере достаточно точно обозначена проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из литературы часто акцентируют внимание на том, что учителя меняют жизни детей к лучшему. Вопреки правилам разрешают играть на деньги, чтобы ребенку было на что жить (Валентин Распутин «Уроки французского»). Жертвуют жизнями ради своих учеников (Василий Быков «Обелиск»). Простыми словами похвалы вселяют веру в свои силы, что открывает перед учениками большое будущее (А.И. Куприн «Тапёр»).

Нелегко рассматривать такой вопрос, как проблема влияния учителя на учеников. Аргументы по этой проблеме всегда выглядят как две стороны медали. С одной стороны, учитель дарит знания и открывает дверь в светлое будущее, но с другой - может воспитать в ученике отрицательные качества характера.

Вспомнить хотя бы строки Пушкина из «Евгения Онегина», где рассказывается об учителе французского языка главного героя. Он не был особенно строгим, давал лишь поверхностные знания, чтобы ребенок сильно не утруждался, водил мальчика гулять в сад и время от времени говорил, что хорошо, а что плохо. В итоге он научил относиться к жизни беспечно и потребительски, брать от мира все, но не напрягаться, чтобы отыскать свое место в жизни.

Можно найти множество примеров в романах и книгах, но не меньше историй можно услышать из реальной жизни.

Истории из жизни

В реальности, особенно сегодняшней, учителей, в частности строгих, дети чаще ненавидят и критикуют, нежели прислушиваются к их советам. Конечно, можно привести примеры учителей, которые пренебрежительно относятся к своим обязанностям. Но все равно хороших учителей большинство.

Итак, проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из жизни можно представить историей, которую рассказал однажды Виктор Астафьев. В одной из публикаций он написал о своем учителе по русскому языку, Рождественском Игнате Дмитриевиче.

Виктор Астафьев вспоминает, как учитель вводил их в экскурс по русскому языку, рассказывая забавные и запоминающиеся истории. Но он был очень строгим во всем, что касалось оценок. Виктор говорит, что впервые, когда учитель похвалил его за сочинение, у него появилось желание творить и писать еще лучше. Похвала от такого строгого к оценкам человека много значила для учеников. Если кто-то вместо обычного, учительского «Недоросль» слышал «Молодец!», это говорило, что он действительно хорошо постарался и все его усилия не были напрасными.

Проблема взаимоотношений

Когда рассматривается проблема влияния учителя на ученика, аргументы могут многое рассказать. Однако они не всегда отображают трудности взаимоотношений. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда одних учителей забывают сразу же по окончании школы, а других помнят всю жизнь. Здесь все зависит от преданности учителя своему делу. Если он любит свой предмет, рассказывает не только скудную школьную программу, но и множество других интересных фактов из реальной жизни, подбадривает учеников и пытается донести свои знания каждому, вне зависимости от личных предпочтений и предрассудков, тогда и ученики будут его уважать, а уроки запомнят на долгое время.

Но в ситуации, когда учитель - это профессия, а не призвание и страсть, тогда ученики будут пренебрегать его уроками. А сам наставник станет для них просто еще одной безликой тенью школьного прошлого.

Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой представлены в публикации, будет актуальной в любое время. Ведь учитель - это тот, кто за руку вводит нового человека в мир, где тому предстоит жить. И только от его влияния и воспитания зависит, каким впоследствии окажется этот новый человек: станет он очередным Онегиным или превратится в выдающегося ученого. Все зависит от работы учителя.

Какое влияние может оказать учитель на формирование характера учеников? Посредством чего осуществляется это влияние? Именно эти вопросы возникают при чтении текста В. Г. Короленко.

Раскрывая проблему влияния учителя на учеников, автор ведёт повествование от первого лица. В пятом классе у рассказчика появился новый учитель химии, только же вышедший из университета. Робкий, стеснительный, он обращался с учениками вежливо, в отличие от старых педагогов, преподавал старательно, объяснял, как профессор читает лекцию, спрашивал редко, к отметкам выказывал пренебрежение, и в результате этого дети перестали учиться и даже начали порой грубить молодому учителю.

Однажды сквозь шум в классе одному из учеников показалось, что учитель назвал класс «стадом баранов», и он оскорбил педагога. Учитель сказал, что он ничего подобного не говорил. Все ожидали, что педагог пожалуется с совет, но этого не произошло. Теперь в классе царила напряжённая атмосфера, которая разрядилась, когда обидчик учителя Заруцкий попросил у него прощения. С этого момента между новым учителем и классом завязалась ниточка своеобразной симпатии.

Автор поводит нам к выводу о том, что уважительное отношение учителя к ученикам создаёт благоприятные условия для формирования личности детей. Учитель может влиять на своих воспитанников самой своей личностью, свойственной ему манерой поведения, своей речью.

Приведу литературный аргумент. В рассказе Ю. Я. Яковлева «Багульник» создан обаятельный образ молодой учительницы. Внешне Евгения Ивановна, которую за глаза звали Женечкой, совсем не похожа на учительницу –«маленькая, худая, слегка косящая, волосы – конским хвостиком, воротник – хомутиком, каблуки с подковками». Её раздражало, что ученик Коста постоянно зевал на её уроках и был «молчальником». Женечка решила проследить, куда Коста ежедневно мчится сломя голову с уроков. И выяснила, что мальчик выгуливает чужих собак и кормит их. Мальчик раскрылся перед учительницей с неожиданной стороны, как те ветки багульника, которые неожиданно расцвели в банке с водой в классе. Коста не удивился, увидев учительницу на берегу мря, когда он пытался накормить одинокую собаку, тоскующую по погибшему в море хозяину. Когда на другой день Коста уснул на её уроке, она попросила тишины и рассказала детям, что мальчик ухаживает за чужими собаками. Здесь показано неравнодушное, уважительное отношение учительницы к своему ученику, её стремление узнать ребёнка, раскрыть личность этого «молчальника».

Обратимся ещё к одному литературному аргументу. В рассказе Ю. Яковлева «Собирающий облака» ученик Малявкин собирал вместе с другими макулатуру, потому что стране была нужна бумага. Мальчик неутомимо ходил по газетным киоскам и просил киоскёров отдать ему старые газеты. Он собрал больше всех макулатуры, чтобы доказать учительнице Зое Назаровне, что он не пропащий человек, как думала она, мысленно поставив против фамилии Малявкина минус. Но вдруг мальчик увидел, что собранную макулатуру жгут в котельной. Мальчик обратился за помощью к учительнице, но та проявила равнодушие. Школьнику было стыдно проходить мимо газетных киосков и смотреть в глаза старичкам, откликнувшимся на его просьбу. Неожиданно его позвала учительница и не по фамилии, как обычно, а по имени. Зоя Назаровна показалась ему большой девочкой, которую вызвали к доске, и она не знает урока. Он никогда не видел такой учительницу, и такая она ему понравилась. Думаю, что здесь показан тот момент, когда учительница, относившаяся к своим ученикам формально, осознала свою ошибку и почувствовала свою вину перед Колей из-за сожжённой макулатуры.

Мы пришли к выводу, что учитель оказывает влияние на учеников прежде всего своей личностью, своей добротой, уважением к детям, способностью признать свои ошибки и исправить их, заслужив таким образом доверие своих воспитанников.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович - учитель химии.



Сочинение

На начальном этапе взросления личности важно, чтобы рядом находился мудрый, добрый, отзывчивый, понимающий человек, способный с умом передать свой жизненный опыт. В данном тексте В.Г. Короленко поднимает проблему влияния учителя на учеников.

Обращаясь к теме, рассказчик приводит пример историю из своей школьной жизни, в которой важную роль сыграл молодой учитель, к тому моменту недавно вышедший из университета. Автор делает акцент на том, что с самого начала своей практики Игнатович обращался с учениками вежливо, старательно выполнял свою работу, выказывая пренебрежение к отметкам и в целом к привычной структуре проведения уроков, чем, конечно, вызывал негодование учеников - они то привыкли к грубости и требовательности. Рассказчик обращает наше внимание на то, что поначалу в ответ на такое отношение «класс почти перестал учиться», уроки проходили шумно и, несмотря на тактичность и вежливость нового преподавателя, имели место быть конфликты между учениками и учителем, которые, к удивлению многих, не выходили за пределы класса. Один из таких конфликтов автор приводит в пример, обращая наше внимание на то, что дети стали привыкать к вежливости, чуткости и уважению и сами стали проявлять подобное отношение к людям. Заруцкий, несправедливо оклеветав Игнатовича и получив заслуженный упрек со стороны всего класса, прилюдно извинился перед преподавателем, что образовало новую ступень в отношениях между учениками и учителям.

В.Г. Короленко считает, что уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников наилучших качеств. К ним относится и способность к объективной оценке своего поведения по отношению к обществу, и нужда к честным, совестливым поступкам, не зависящим от внешнего давления. Учитель самой своей личностью, манерой поведения и речи способен влиять на формирование характера у учеников.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что очень важную роль в формировании личности человека играет учитель. Своим примером, своим поведением, мировосприятием он способен изменить мировоззрение учеников и запрограммировать их на честность, порядочность, стремление к саморазвитию, самовоспитанию, на естественную потребность делать добро и уважительно относиться к людям.

В повести Ч. Айтматова «Первый учитель» мы знакомимся с историей девушки, учитель которой сыграл ключевую роль в становлении её личности. Алтынай описывает своего первого учителя, Дюйшена, как человека малограмотного, но способного дать детям нечто большее, чем стандартные знания – незаменимую поддержку, любовь и заботу. Дюйшен давал своему классу, никогда не бывавшему за пределами аила, видение другого мира, в холода переносил детей вброд через ледяную реку, и однажды даже смог поймать и наказать насильника Алтынай. В этом учителе не было формальности – он отдавал всего себя, весь свой жизненны опыт, все свои знания на благо будущего поколения, и это дало свои плоды. В конце произведения уже повзрослевшая Алтынай возвращается в Куркуреу, чтобы предложить людям назвать новую школу-интернат именем Дюйшена.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» также поднимается проблема влияния учителя на детей. Лидия Михайловна, учительница французского, узнав, что Володя терпит денежные трудности, приглашает его на дополнительные уроки французского, на которых пытается оказать мальчику помощь. Столкнувшись с гордостью Володи, Лидия Михайловна, забыв про педагогическую этику, садится играть с учеником на деньги с одной целью – проиграть во благо, за что позже терпит увольнение и уезжает на Кубань. Но даже после этого женщина продолжает помогать своему ученику, присылая ему посылки с продуктами. Эту незаменимую поддержку и заботу Володя не забыл и спустя долгое время. Лидия Михайловна оказала ключевое значение в формировании его личности, вложив в мальчика не только мысль о вредности азартных игр, но и умение быть добрым, порядочным и отзывчивым человеком.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель закладывает в своих учеников фундамент личности, необходимый базис, который является своеобразным толчком в новую, интересную, достойную жизнь. Поэтому важно ценить и уважать своих учителей даже после выпуска из школы.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...