Заставил задуматься рассказ судьба человека. "Судьба человека": анализ рассказа

Данный рассказ можно рассматривать с двух разных сторон относительно его названия. Автор хотел показать, как мне показалось, судьбу практически каждого второго в годы войны. Редко судьбы людей особо отличались друг от друга в это время, практически каждый терял близких людей и этого было очень сложно избежать. Война – это когда жена и дети живут каждый день в страхе за жизнь мужа, отца, ушедшего на фронт, который не от чего не застрахован и в любой момент может прийти пугающая весточка о его смерти и разбить слабое сердце.

В войну никогда никому не живется спокойно, постоянный непреодолимый страх за себя и своих родных, голод, холод и бедность. Обычно такое время делает человека черствым, бесчеловечным и мелочным, убивая в нем практически все человеческие качество и изводя душу своим ходом, растлевая все человеческое начало. Отсюда и вторая идея рассказа. Военные годы жестоко потрепали главного героя, он уже не был внешне похож на человека, был худ, бледен, в грязной, поношенной одежде и глаза его практически ничего не выражали, было видно, что человек он потрепанной и казалось

бы его ничего зацепить не может на первый взгляд. Однако, человеческое начало в нем никуда не делось и это не просто человеческое начало, а собранные все хорошие качества, черты характера, сердце как и прежде осталось мягким и сострадательным, что доказывает пример в мальчиком Ваней, которого он подобрал на улице и просто усыновил без всякой надобности, он просто хотел, чтобы ребенок почувствовал себя на долю счастливым и кому-то нужным. Ваня еще очень мал и главный герой понимал, что жизнь маленького создания гнить не должна, если он сам уже слишком взрослый, с немалым грузом за спиной, то пусть хотя бы ребенок живет, как человек.

Очень многие люди в наше время не наделены или сами в себе закопали все человеческие качества, не оставив даже начала, думая только о себе или вообще причиняя зло другим, склоняясь к тому, что их и так жизнь потрепала. Такое даже жалко слышать, что они вообще могут знать о жизни, не имея таких серьезных проблем и не имею понятия о том, как раньше жили и что приходилось терпеть людям в военные годы. Значит они просто сами не способны на то на, что был способен Соколов, держаться из последних сил и при этом быть человеком или они просто слишком слабы духом.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. ­О чем заставил меня задуматься рассказ Рассказ Льва Толстого “После бала” состоит из двух полярно разных частей. Действие происходит сначала во время бала у губернатора,...
  2. С произведением Михаила Александровича “Судьба человека” я познакомилась в 9 классе на уроке литературе. Мне это произведение показалось очень интересным, можно даже сказать, что оно...
  3. Другое характерное свойство произведений, подобных “Тихому Дону”, состоит в том, что при всей очевидности идейной задачи и определенности художественного пафоса, этот роман с годами раскрывает...

Давно в юности я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека", но и по сей день это небольшое произведение не оставляет равнодушным. Оно очень понятно, вызывает массу чувств, эмоций, заставляет задуматься о жизни, о предназначении в трудные часы твоей жизни и жизни твоей Родины. И хотя ты живешь сейчас в мирное время. поведение, поступки главного героя шолоховского рассказа могут быть той путеводной звездой, которая поможет тебе найти верный путь в современной жизни.
Главный герой произведения - обычный русский мужик, шофер, Андрей Соколов. Началась война, и уже на третий день его отправили на фронт. Через некоторое время он попал в плен, несколько раз пытался бежать, последний раз ему это удалось. вся его семья погибла, не осталось никого. И тут он встречается с маленьким мальчиком-сиротой. Его отец погиб на фронте, а мать - во время бомбежки. Андрей был настолько поражен трагической судьбой мальчика, что усыновил его, сказав, что он его отец.

И поэтому так мучительно и скорбно рассказывает о Ванюшке приемный отец: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: « Погиб на фронте»- «А мама?»- «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали».-« А откуда вы ехали?»-«Не знаю, не помню…»-«И никого у тебя тут родных нету?»- «Никого».- «Где же ты ночуешь?»- «А где придется».


Благодаря этому рассказу я многое поняла. У меня появился интерес к военной прозе. И я бы посоветовала каждому неравнодушному человеку прочитать это невообразимо чуткое и печальное произведение. Давно в юности я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека", но и по сей день это небольшое произведение не оставляет равнодушным. Оно очень понятно, вызывает массу чувств, эмоций, заставляет задуматься о жизни, о предназначении в трудные часы твоей жизни и жизни твоей Родины. И хотя ты живешь сейчас в мирное время поведение, поступки главного героя шолоховского рассказа могут быть той путеводной звездой, которая поможет тебе найти верный путь в современной жизни.

Главный герой произведения - обычный русский мужик, шофер, Андрей Соколов. Началась война, и уже на третий день его отправили на фронт. Через некоторое время он попал в плен, несколько раз пытался бежать, последний раз ему это удалось. вся его семья погибла, не осталось никого. И тут он встречается с маленьким мальчиком-сиротой. Его отец погиб на фронте, а мать - во время бомбежки. Андрей был настолько поражен трагической судьбой мальчика, что усыновил его, сказав, что он его отец.
Это лишь краткий пересказ произведения, здесь невозможно передать словами все чувства и эмоции, которые переживаешь во время чтения, Вот он появляется перед нами из неоглядной дали, из бескрайней весенней степи, этот человек, -« высокий сутуловатый мужчина»- и с ним рядом мальчонка лет пяти-шести, былинка доверчиво прильнувшая к сильному, обездоленному войной. И снова потом они уйдут вдаль « два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы». Звучит голос автора - слушателя, но невозможно вместе с ним просто слушать повествование о чужом горе, сердце рвется на части, слезы выступают… Особенно поражают глаза Андрея Соколова, они даны, как в кино, крупным планом, и становится трудно дышать. А затем звучит его голос, pассказ о невосполнимых утратах. Во время исповеди герой часто замолкает, не в силах продолжать дальше, и ты. внимающий его, тоже не в силах продолжать… Ты чутко вслушиваешься в рассказ героя о том, как в чужой земле похоронил он «последнюю свою радость и надежду»- сына Анатолия. Как остался в полном одиночестве… Как нашел в донской станице Ванюшку, и что чувствует он: «Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно …закаменело от горя…» И чувствуешь надежду и веру. А чего стоит одна лишь сцена прощания Андрея с женой. Он разозлился, оттолкнул ее, о чем потом жалел всю жизнь. Это помогает глубже понять все душевные переживания героя, а таких сцен в рассказе очень много, что делает его таким ярким, душевным, неповторимым.
В рассказе Шолохова прозвучал еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий в полной мере всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.

Светлые, как небушко, глаза, розовые холодные ручонки, трогательная доверчивость и удивительно- радостный голосок его: « Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и вовсе не замерзаю, а руки холодные- снежки катал потому что». И понимаешь, что нет более непрощаемого преступления, чем преступление перед ребенком.

И поэтому так мучительно и скорбно рассказывает о Ванюшке приемный отец: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: « Погиб на фронте»- «А мама?»- «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали».-« А откуда вы ехали?»-«Не знаю, не помню…»-«И никого у тебя тут родных нету?»- «Никого».- «Где же ты ночуешь?»- «А где придется»

Этот детский вздох, это сиротство тяжелой гирей ложится на сердце. И только поражаешься той огромной силе добра, которая вновь открывается перед тобой в Андрее Соколове.Он вернул мальчику радость, закрыл его от боли, страданий, скорби.

Читаешь рассказ Шолохова и словно видишь, как встает перед тобой человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике - живое воплощение памяти войны: человеческого горя, страданий, одиночества. За ними разрушенный дом, проволока концлагеря, тени погибших: самых близких, родных и товарищей.

«Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!»

И это звучит как проклятие войне, как обращение к прошлому в назидание всему человечеству, подумать над тем, что может принести война.

На протяжении всего рассказа открываешь все новые и новые черты характера Андрея Соколова, видишь разные стороны его жизни: семейную, солдатскую, фронтовую, видишь его в отношениях с товарищами, в плену,

Первая часть рассказа вместила всю его историю довоенной жизни, описание начала войны, прощание с семьей. Она предельно скупа на подробности. В ней Андрей Соколов - любящий муж и отец. В его рассказе о жене он ищет слова, которые бы передали все то красивое, доброе, что было в ней, его жене. В них мучительное чувство любви, верности на всю жизнь: « Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет».

Эта невольно прорвавшаяся клятва в вечной верности и памяти открывает не только силу чувств, но и характеризует самого человека. Преклоняешься перед ним, перед его вечной любви - памяти к погибшей жене и детям!

Заканчивается первая часть сценой прощания перед отправкой на фронт Андрея, в которой его жена в беспамятстве отчаяния проговорила, что не увидятся они больше на этом свете. Муж оттолкнул жену в сердцах, но именно этот поступок не может он себя простить и не простит всю оставшуюся жизнь.

Образ Андрея Соколова - это одновременно образ и одного человека, и всех русских солдат. Название "Судьба человека" не случаен, в нём можно разглядеть нелегкую судьбу каждого человека, жившего в то непростое время...
Начало второй части рассказа повторяет мотив бесконечно дорогой утраты и рассказывает о войне, о плене, бегстве из плена, госпитале и получении известия о гибели семьи.

Перед нами открывается то скрытое на первый взгляд: неиссякаемый источник жизненной стойкости и силы: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»- и в этих гордых и мужественных словах видишь сущность характера Андрея Соколова. Вроде и не совершал особенных подвигов солдат на фронте; «два раза был ранен, но оба раза по легкости», но сцены плена говорят о его мужестве, человеческой гордости, достоинстве. Он решительно вмешивается в драму, разыгравшуюся перед его глазами, когда « мордатый парень» грозит выдать фашистам своего командира взвода и который руководствуется следующим принципом: «Своя рубашка ближе к телу». Такой человек противен, ненавистен Соколову: «Меня озноб колотит от такой подлючести». « Он хуже чужого, предатель», и ночью Андрей «кончил» его. Поражает в Андрее Соколове незыблемая сила его верований и убеждений, его верность, жизнелюбие: бежал из плена, поймали, травили собаками, били, месяц отсидел в карцере, но остался живой, Только вера давала силы и надежду: «А ведь в плену я почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Иришкой, и с детишками разговаривал, подбадривап их, дескать, я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я - крепкий, я выдюжу, и опять будем все вместе».

Сцена с комендантом лагеря Мюллером - еще одно испытание на выносливость, стойкость, мужество солдата. «Лагерфюрер» Мюллер решил и в последний, предсмертный час унизить посмевшего сказать «вольное» слово русского солдата. « Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия», - предлагает он. И в ослабевшем, беззащитном солдате, приготовившемся к смерти, заговорили отвага и стойкость. Это и спасает Андрея Соколова. Трижды, стакан за стаканом, пьет он за свою « погибель»: «Выпил первый стакан не закусывая, второй, а закуску не трогаю, на отвагу бью, третий: откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, доказать, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как не старались» И заговорило благодушие, которое проявилось во враге в час ликования и победы: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат, и уважаю достойных противников, Стрелять я тебя не буду»

А вот и третья часть рассказа, где предстает истинное величие человека.

Сначала звучат безнадежность и отчаяние: « Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то оборвалось…» Появление в его жизни Ванюшки становится блеснувшей надеждой и обретенной радостью. И хочется верить, что все будет хорошо у полюбившихся героев.

Рассказ Шолохова, снятый по нему кинофильм с исполнителем главной роли С. Бондарчуком, с триумфальным успехом обошли многие страны Оба эти произведения в полной мере дополняют друг друга. Мое желание заключается в следующем: пусть эта книга будет всегда на столе у нашего молодого поколения, чтобы помнили о силе духа, о высоких моральных качествах старшего поколения, и оно являлось бы для них примером.

Благодаря этому рассказу я многое поняла. У меня появился интерес к военной прозе. И я бы посоветовала каждому неравнодушному человеку прочитать это невообразимо чуткое и печальное произведение.

М.Шолохов - признанный мастер эпоса. В романе «Тихий Дон» ему удалось воссоздать масштабные картины одного из самых сложных периодов в истории России.

Не меньшими достоинствами обладает и небольшое по объему, но очень емкое по содержанию произведение «Судьба человека». Анализ рассказа помогает определить идейный замысел автора и причину его большой популярности у читателя.

В центре внимания писателя-фронтовика - полная страданий жизнь обычного русского человека, пережившего гибель всей своей семьи и разрушение родного дома, самые опасные военные сражения и фашистский плен, ледянящее душу одиночество и отчаяние. Пройдя через все испытания, он сумел выстоять и взять на себя заботу о ребенке-сироте.

Памятная встреча в 1946 году

Анализ рассказа Шолохова «Судьба человека» правильнее будет начать с истории его создания. Спустя год после окончания войны жизнь свела писателя с незнакомым ему водителем, бывшим фронтовиком. Это случилось во время охоты у хутора Моховского. Во время привала к Шолохову подошли немолодой мужчина и мальчик - они направлялись к переправе на реке Еланке. Во время завязавшегося разговора путник (он так и не назвал своего имени) поведал невеселую историю своей жизни.

Последующий анализ рассказа, судьба человека, многое пережившего, произвели на писателя огромное впечатление. Он сразу решил написать о новом знакомом, но все откладывал задуманное. Непосредственным поводом послужило перечитывание зарубежных произведений о людях слабых и беспомощных. Тут-то и возникла мысль противопоставить им своего героя, а вместе с ней определилась и идея будущего рассказа. В результате за 8 дней было создано одно из лучших произведений не только о войне, но и о величии простого русского труженика и воина.

Композиция рассказа «Судьба человека»

Краткий анализ построения произведения уже определяет его суть. После небольшой экспозиции, содержащей описание весны и символизирующей возрождение жизни, приводится история знакомства героя-повествователя с Андреем Соколовым. Далее используется довольно распространенный в литературе прием - «рассказ в рассказе». Простая, неторопливая, порой сбивчивая - трудно вспоминать прошлое - речь героя характеризует его лучше всяких описательных оборотов. Повествователь по ходу лишь отмечает важные детали в его внешности, в первую очередь, «словно присыпанные пеплом» и полные «неизбывной смертной тоски» глаза. Они красноречиво говорят о том, насколько трудна была судьба человека.

Анализ рассказа: от мирной жизни к войне

У Соколова многое складывалось так же, как у большинства русских людей: гражданская война и потеря близких, работа сначала на кулаков, затем, после переезда в город, смена нескольких специальностей, пока не выучился на шофера. Наконец, женитьба на хорошей девушке, дети, свой дом и налаженный быт.

Все это рухнуло в один момент: началась война, и Андрей отправился на фронт. С болью вспоминал он прощание с семьей, как оказалось, последнее. А дальше - передовая.

В условиях войны по-разному складывается - и это подчеркивает своим рассказом Шолохов - судьба человека. позволяет понять, что ни на минуту не задумывался герой о собственной жизни, если речь шла о спасении других. Подобных эпизодов было немало. Это и готовность прорываться сквозь огонь противника на передний край батареи, нуждающейся в боеприпасах. И первое убийство человека (что особенно страшно - своего!) в церкви, когда узнал о готовящемся предательстве. И готовность в плену, под дулом, защищать умирающих товарищей. Эти поступки характеризуют Соколова как человека справедливого, стойкого, мужественного: далеко не каждый способен жертвовать собой ради других.

Противостояние Мюллеру

Анализ произведения «Судьба человека» и в особенности сцены допроса показывает духовное превосходство русского пленного над немецкими офицерами. Необычайную смелость и благородство проявил в отношениях с известным своей жестокостью Мюллером герой. Нежелание выпить за успехи Германии и непоколебимая вера в победу своего народа, готовность спокойно принять расстрел и стакан шнапса за свою смерть, а также отказ от хлеба и сала голодного, истерзанного человека - эти качества вызвали уважение даже у фашистов. Все время разговора Соколов стоял перед ними с поднятой головой, не сломленный и отказавшийся признать их силу. Подаренная Мюллером русскому Ивану - «Ты храбрый солдат. Я … уважаю достойных противников» - жизнь стала нравственной победой последнего. А полученные хлеб и сало были поровну поделены между всеми пленными. Так анализ рассказа Шолохова «Судьба человека» помогает понять, кому по-настоящему обязана страна победой в этой страшной войне.

Освобождение из плена и новые удары судьбы

Подвигом Соколова стал и его побег. Даже в этот момент он думал о том, какую пользу может принести родине. Под двусторонним обстрелом - сзади немцы, впереди свои - он вывез связанного немецкого офицера, за что заслужил возможность подлечиться в госпитале.

А дальше - новый удар: сначала новость о гибели жены и дочерей, затем смерть сына в последний день войны. Насколько может быть К такому вопросу подводит повествователя и читателей анализ произведения. Судьба человека словно нарочно подбрасывает ему одно за другим испытания, и каждое последующее оказывается страшнее предыдущего. Только по-настоящему сильной личности дано все их достойно пережить и выстоять. Главное - найти источник спасения, каким для Андрея Соколова становится маленький Ваня.

Возвращение к жизни

Как несправедливо устроена жизнь - такая мысль возникает в связи с описанными событиями. Вероятно, думал об этом и Шолохов.

Судьба человека - анализ произведения это подтверждает - часто зависит от обстоятельств. Главный герой, пришедший с войны победителем-освободителем, оказывается бессилен перед постигшей его потерей: ни дома, ни семьи, ни веры в дальнейшую благополучную жизнь. И вдруг встреча с сиротой, которая спасла их обоих. Одному она подарила отеческую заботу, другому - веру в то, что все уготованные ему испытания были не напрасны. И вновь человек находит в себе силы жить, чтобы дарить тепло, радость и счастье другому. Словно проверила на прочность, а потом подарила свою милость судьба человека.

Анализ рассказа-исповеди Андрея Соколова заставляет в очередной раз задуматься о том, насколько беспредельны могут быть душевное богатство, внутренняя сила и

Значение рассказа

Публикация нового произведения М.Шолохова на рубеже 1956-57 годов стала настоящей сенсацией в литературе. Заслуга автора в том, что он на нескольких страницах сумел рассказать о непростом процессе возмужания и становления личности героя - типичного представителя русского народа. Через многое пришлось пройти Соколову, но он сумел сохранить в себе лучшие качества: человеколюбие, патриотизм, национальное достоинство.

Немаловажным был и тот факт, что в произведении автор впервые затронул вопрос о положении русских солдат в плену. Судьба человека, анализ рассказа главного героя буквально взбудоражили народ: Е.Пирмитин, посетивший в то время писателя, отмечал, что Шолохова завалили письмами благодарные читатели.

Интерес к рассказу не пропал и в наше время, а это есть лучшее признание заслуг автора.

кто сколько сможет (очень поможите) это внутренный экзамен по литетаруте 1. В чем трагизм любви Желткова, героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет»?
2. Докажите, что для героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет» любовь является высшей ценностью мира.
3. Покажите богатство духовного мира героини повести Куприна «Олеся».
4. Докажите, приведя примеры из произведений Куприна, что его любимый герой – молодой человек, мягкий, интеллигентный, совестливый, горячо сочувствующий «меньшому брату» и одновременно безвольный, трагически подчиняющийся силе среды и обстоятельств.
5. Почему эпоху поэтов начала 20 века характеризуют как «серебряный век» русской поэзии? В чём его принципиальные отличия от «золотого века»?
6. Какие три совета дает юному поэту лирический герой стихотворения В.Я. Брюсова «Юному поэту»? Согласны ли вы с его позицией? Каким, на ваш взгляд, должен быть истинный поэт? Прочтите стихотворение наизусть.
7. Расскажите, что вы знаете о Брюсове – переводчике. Назовите его основные переводы. С каких языков они осуществлены?
8. Как в лирике Бальмонта проявляется интерес к древнеславянскому фольклору? Какие образы возникают? Проанализируйте стихотворения «Злые чары» и «Жар-птица».
9. Какую картину Бальмонт рисует в стихотворении «Первая любовь»? Расскажите о своём восприятии этого стихотворения.
10. Охарактеризуйте творчество раннего Маяковского. Каковы его основные специфические особенности? Прочтите одно стихотворение этого периода наизусть.
11. «Свобода – самое прекрасное в жизни, ради неё человек должен быть готов пожертвовать всем, даже жизнью». Подтвердите слова Горького примерами из его рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
12. Докажите, что даже безумный, но неординарный шаг, по мнению Горького, останется в памяти людей. Приведите примеры из «Песни о Соколе», «Песни о буревестнике», «Легенде о Марко».
13. Какое значение имеет смысл названия пьесы «На дне»? Объясните его символическое звучание.
14. Кому посвящен цикл стихотворений Блока «Стихи о Прекрасной Даме»? В связи с чем написан? Проанализируйте 3 стихотворения из этого сборника. Одно прочтите наизусть.
15. Как раскрывается тема Дома в романе Булгакова «Белая гвардия»? Какое символическое значение для Булгакова имеет слово «дом»?
16. Какие философские проблемы поднимаются в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
17. Покажите неразрывность связи судьбы и творчества Цветаевой с Москвой. Проанализируйте цикл «Стихи о Москве». Прочтите одно стихотворение наизусть.
18. Охарактеризуйте образ лирической героини поэмы «Реквием».
19. Охарактеризуйте казачий быт, изображённый Шолоховым. Покажите особенности речи казаков. Как они помогают писателю передать жизненность обстановки. Как писатель рисует жизнь станицы?
20. Охарактеризуйте семейный уклад Мелеховых, Коршуновых, Астаховых. Составьте сравнительно-сопоставительную характеристику.
21. Как в романе «Тихий Дон» изображена Первая мировая война?
22. Сравните Аксинью и Наталью, объясните чувство Григория к каждой из них. Какое значение имеют имена героинь? Почему обе гибнут?
23. В чём смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека»?
24. Дайте подробную характеристику военной прозы и поэзии. Проанализируйте 2 произведения.
25. Дайте подробную характеристику городской прозе. Проанализируйте 2 произведения.



Последние материалы раздела:

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...