Сравниваем предметы. II

Создание коллаборативной среды .

Звонкий прозвенел звонок, начинается урок.

Встаньте прямо, не шумите, всё ль на парте, посмотрите.

Все ль на месте, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка.

Знает каждый ученик, будет нужен и дневник.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Математика у нас!

Устный счёт

Счет от 1 до 10 (прямой и обратный)

Называть число

Соседи чисел;

Назвать последующее, предыдущее число;

Состав чисел (на доске)

Работа по карточкам

Новая тема

Объем - это количественная характеристика пространства, занимае-мого телом или веществом.

Напри­мер, взять два сосуда: стакан и «непроливашку».

В какой из сосудов можно налить больше воды?

Как это можно сделать? (провести сравнение парами)

Решение: на­полнить один из сосудов и перелить воду во второй сосуд. Если во втором сосуде еще осталось свобод­ное место, значит, первый сосуд меньше по объему, чем второй, и наоборот.

Вы сравнива­ли предметы по объему. Объем сосуда - это про­странство внутри сосуда, которое можно наполнить жидкостью. Сравнить объемы сосудов по количе­ству израсходованной жидкости.

Всегда ли для сравнения по объему необходимо переливать жидкость? -Иногда можно сравнить объемы сосудов визуально. Например, объем ведра меньше объема бочки.

Какие предметы можно сравнивать по объему?

Свойством объема обладают не толь­ко сосуды, но и другие предметы, не предназначен­ные для жидкости.

У коробки тоже можно измерить объем, потому что она тоже имеет пространство внутри и вмещает в себя предметы.(Проде­монстрировать разные коробки. В качестве мерки можно взять кубики и сложить их в одну коробку, заполнив ее до краев. Затем переложить эти кубики во вторую коробку.)

В какую коробку кубиков вошло больше? В какую меньше? По какому признаку вы сравнива­ли?

Вывод: если предмет не предназначен для жидкости, то меркой могут являться маленькие кубики или другие предметы.

Физминутка - интерактивная

Работа по учебнику

Определить объемы кувшина и коробки.

ассмот­рите иллюстрацию в учебнике и ответьте на вопро­сы:

Чем можно заполнить пространство внутри кув­шина? (соком, водой и т. д.)

Сколько стаканов воды помещается в кувшин? (8 стаканов)

Сделайте вывод, каков объем кувшина? (8 стаканов)

Чем можно заполнить пространство внутри коробки? (кубиками)

Сколько кубиков нужно для заполнения коробки? (15 кубиков)

Каков объем коробки? (15 кубиков)

Чем являются стакан и кубик для данного измерения? (мерками)

8 стаканов; 15 кубиков.

Сравни объемы двух сосудов. (Выполнение зада­ния фронтально.) Беседа по иллюстрации в учебнике.

а) объем бутылки А больше объема бутылки Б, потому что в А помещается 6 пиал жидкости, а в Б - 5 пиал;

б) объем ведра В меньше объема ведра Г, потому что в В помещается 3 бутылки жидкости,

а в Г - 4 бутылки.

Реши. Выполнение задания парах.

Для определения объема фигуры учащимся нужно посчитать количество маленьких кубиков, из кото­рых состоит фигура. При возникновении затрудне­ний с выполнением можно спросить:

Сколько маленьких кубиков помещается в первой (во второй, третьей) фигуре?

7 кубиков; 6 кубиков; 8 кубиков.

Попробуй. Практической целью данного задания является развитие исследовательских навыков у де­тей. Выполнить задание в парах.

Ответ

Варианты: в пределах 25-30 ложек, в зависимости от размеров пиалы и ложки.

Работа в тетради

Выбери сосуд большего объема.

В изуально сравнить два сосуда. В кото­ром из них пространство внутри больше? Объясните свой выбор и закрасьте красным ка­рандашом этот сосуд.

Посчитай число маленьких кубиков в каждой фигуре.

О пределить объем каж­дой фигуры и записать результат числом. Затем они должны узнать, есть ли среди фигур равные по объему. Выполнив задание, ребята придут к выводу о том, что фигуры, разные по форме, могут иметь равные объемы.

а) 7 кубиков; б) 8 кубиков; в) 7 Кубиков. Фигуры а) и в) имеют равный объем.

В какой ковш поместится больше воды? Выпол­няя данное задание, первоклассники должны раскра­сить тот сосуд, объем которого больше.

Сравни объем сосудов.

Для заполнения какого из трех сосудов потребуется меньше воды, и обвести его.

учащихся с помощью «Лестницы успеха» в рабочей тетради.

Рефлексия

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Подумайте и ответьте на вопросы:

В чайник помещается 30 пиал воды. Каков объем чайника?

Объем коробки равен объему 20 кубиков. Сколько кубиков помещается в коробку?

Как вы думаете, нужна ли единая мерка для изме­рения объема?

Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 27”.
Предлагаю вам занимательные задания по математике на сравнение предметов по размерам и форме, которые я использую как на уроках математики, так и на занятиях внеурочной деятельностиЮный математик”, Логика” в первом классе.
Цель заданий - использование как дополнительный материал после изучения темы “Сравнение предметов”, при проведении устного счета на уроке, так же в конце урока в качестве рефлексии.
Занимательность способствует интенсификации умственной деятельности.
Задания способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти, развитию логической операции - сравнение.
Задания предназначены для детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Учащиеся выполняют их с удовольствием.
С помощью этих заданий дети учатся сравнивать предметы по размерам (задания с 1-4)

Задания с 5-7 учат сравнивать предметы по форме.
Задание №1
Нарисуй воздушный шарик. Нарисуй синий мяч, который больше воздушного шарика. Нарисуй красный мяч, который меньше воздушного шарика.
Задание №2 (сравнение предметов по размерам)
Пусть к доске выйдет например Лена. Есть ли у нас в классе кто-нибудь из девочек такого же роста, как Лена? А из мальчиков?
Задание №3 (сравнение предметов по размерам)
У учителя на столе стоят предметы разной высоты. Среди них есть стакан. Подбери предмет такой же высоты, как стакан; ниже стакана; выше стакана.
Задание №4 (сравнение предметов по размерам)
Рассмотри модель циферблата часов. Какая стрелка длиннее: часовая или минутная? Какая стрелка короче?
Задание №5
Учащимся предложены фигуры (круги, треугольники, квадраты, пятиугольники). Разложи фигуры в разные группы по форме.
Задание №6 (сравнение предметов по форме)
Учащимся предложены фигуры (круги, треугольники, квадраты, пятиугольники) разных размеров. Отбери фигуры каждой формы и разложи их в ряд в порядке увеличения размеров-начиная с самой маленькой и кончая самой большой.
Задание №7 (сравнение предметов по форме)
Учащимся предложены фигуры (круги, треугольники, квадраты, пятиугольники). Раскрась фигуры разными цветами так, чтобы фигуры одной и той же формы было раскрашено карандашом одного цвета.

1 класс

Мы часто говорим детям: «Сравните предметы». А что значит «сравнить»? Первоклассник еще не знает, как это надо делать. Задача учителя – показать, как находятся общие черты и различия. Это можно делать на любом уроке.

Тема. «Сравнение предметов».

Цели. Научить ребят мыслительной операции сравнения; развивать наблюдательность; формировать умение выделять существенные и несущественные признаки предметов в зависимости от цели сравнения; познакомить с одним из правил сравнения.

Оборудование. Апельсин, мандарин, груша, морковка; рисунки с изображениями предметов, животных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель организует рассматривание рисунков любимых животных, заслушивание нескольких текстов-описаний, выясняет, чей текст наиболее удачен.

III. Знакомство с новым материалом

Учитель. Сегодня мы будем учиться не только описывать различные предметы, но и сравнивать их между собой. Вы, конечно, слышали и раньше слово сравнить – дома, на улице, на уроках, в школе. Вы сравнивали разные предметы, числа, слова. А можете ли вы объяснить, что значит – сравнить два предмета? Что для этого необходимо сделать?

Ученик 1. Сравнить два предмета – это значит сказать, какой из них больше, а какой меньше.

Ученик 2. Сравнить два предмета – это значит узнать, чем эти предметы похожи и чем они различаются.

Ученик 3. Сравнить два предмета – это значит найти в предметах одинаковое.

Ученик 4. Сравнить два предмета – это значит, найти, чем эти предметы различаются.

У. А теперь давайте подумаем, как найти сходство и различие. Перед вами апельсин и мандарин. Похожи они внешне друг на друга?

Дети. Да.

У. Вы правы, апельсин и мандарин имеют сходный признак – оба они оранжевого цвета. А теперь я положу рядом грушу. Похожа ли она на апельсин?

Д. Нет, не похожа.

У. Чем же они различаются по внешнему виду?

Д. Апельсин оранжевый, а груша желтая.

У. Я согласна с вами – они четко различаются окраской и цветом.

Учитель прикрепляет на доску рисунок. На рисунке – два ведерка: одинаковые по окраске, но разные по величине.

– Похожи ли внешне эти два ведерка?

Д. Да.

У. Чем они различаются?

Д. Одно ведерко большое, а другое – маленькое.

У. Они четко различаются размером.

Учитель кладет на стол апельсин и морковку.

– Похожи ли эти предметы? Чем?

Д. Они похожи по цвету.

У. А чем они различаются?

Д. Апельсин – круглый, а морковка – продолговатая.

У. Предметы различаются по форме. Каково же самое главное правило сравнения?

Выслушиваются ответы детей.

– Форму одного предмета надо сравнивать с формой другого, величину – с величиной, окраску – с окраской. Сравнивать предметы можно только по одним и тем же сопоставимым признакам.

IV. Закрепление нового материала

Учитель прикрепляет на доску рисунок с изображением кукушки.

У. Вы знаете, что кукушка откладывает свои яйца в гнезда других птиц?

Д. Да.

У. А почему птицы этого не замечают?

Д. Потому что яйца похожи.

У. Действительно, яйца похожи по величине, окраске, форме. И вот в гнезде горихвостки появились птенцы.

На доске – рисунок с изображением птенцов в гнезде.

– Найдите среди них кукушонка. Чем он отличается от других птенцов? При ответе используйте слова, записанные на доске.

На доске:

– Какие признаки помогли вам отыскать кукушонка?

Дети отвечают.

На доске – рисунки стрекозы и бабочки.

– Сравните по окраске крылья стрекозы и бабочки. В какие цвета они окрашены? Чьи крылья длиннее и у же? По каким признакам вы сравнивали предметы?

На доске – рисунки рыжика и мухомора.

– Как отличать ядовитый мухомор от съедобного рыжика? Какие внешние признаки вы должны знать?

На доске – рисунки петуха и курицы.

– Подумайте: как отличить петуха от курицы?

Дети отвечают.

V. Самостоятельная работа

Учитель раздает детям рисунки с изображениями различных предметов.

У. Сравните два предмета. Скажите, по каким признакам вы их сравнивали? При ответе пользуйтесь словами на доске.

Дети работают в парах.

На доске:

Через 5–7 минут выслушиваются ответы учеников.

VI. Итог урока

У. Чему вы сегодня научились? Что нового узнали? Как надо сравнивать предметы? По каким признакам мы сегодня сравнивали предметы? А по каким еще признакам это можно сделать?

Дети отвечают.

Обо всем этом нам еще предстоит разговор в дальнейшем.

На столе у меня 5-6 предметов, из которых 3-4 имеют одинаковую форму. В руках - жетон коричневого цвета и орех. Я предлагаю вам сравнить жетон и орех.

· - Есть ли что-нибудь общее у этих предметов? Чем отл ичаются?

· (Разный размер; орех съедобный, а жетон нет; оба круглые, но жетон плоский, а орех выпуклый.)

· Посмотрите,есть ли у белочки предметы,имеющие такую же форму, как орех?(Мяч, яблоко, шарик.)

· Говорят, что эти предметы имеют форму шара. (Дети повторяют хором.)Есть ли шарообразные предметы в нашем классе?

Итог урока.

Ребята теперь мы знаем, что такое геометрические фигуры. Наше занятие закончено. Вы все сегодня молодцы.

Тема: «Звуки в зоопарке» Игра «1,2,3,4.5 вышел зайчик погулять»

Цели:

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:

Есть хороший добрый дом,
Поселились звери в нём.
Волки, зебры и мартышки,
И большие и малышки. (Зоопарк)

Вот сегодня мы с вами мысленно отправимся на экскурсию в зоопарк.

Давайте возьмём с собой бинокли и всё необходимое. (Сбор в зоопарк имитируем). Готовы?

Раз, два, три, четыре, пять
В зоопарк идём гулять.

Идём, перепрыгиваем через ручеёк. Вот мы и в зоопарке.

Давайте посмотрим в бинокль и увидим, кто здесь есть.

Дети по очереди отвечают, кто что видит. (“ Обезьянки резвятся” и т.д.)

Давайте послушаем звуки зоопарка.

Дети по очереди отвечают, кто что слышит. (“Я слышу, как поют птички” и т.д.)

На доске выставлены иллюстрации нескольких животных.

Составление описательного рассказа.

Ребята, посмотрите, здесь не все животные. Видно животные решили с нами поиграть в прятки. Давайте мы будем составлять описательный рассказ по картинке, используя схему, и если животное будет угадано, то оно появится на мольберте. Выставляется схема.

Ребенок выбирает иллюстрацию с животным, но не показывает другим детям, и описывает по плану воспитателя. Дети составляют 5-6 рассказов.

Детям предлагается назвать животных на татарском языке.

Физминутка.

А теперь немного отдохнем.

Дети ходят по кругу и изображают, как передвигаются звери: лиса, заяц, волк, медведь, олень.

Игра: “Кто как разговаривает”.

А вы знаете, как животные разговаривают?

Игра с мячом.

  • Корова...мычит.
  • Лошадь...ржет.
  • Коза...блеет.
  • Свинья...хрюкает.
  • Собака...лает.
  • Кошка...мяукает.
  • Тигр...рычит.
  • Волк...воет.
  • Медведь...ревет.
  • Ёж...сопит.

Игра “Какой? Какая?”

Ребята, а давайте представим, что вы теперь не дети, а звери и каждый расскажет про себя. Раз, два, три вокруг себя покрутись и в зверя превратись.

  • (Каждый ребёнок называет по три слова определения)
  • Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;
  • Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;
  • Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый.
  • Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий;
  • Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.
  • Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.
  • Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.
  • Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.
  • Я кошка – мягкая, ласковая, игривая, домашняя. Я коза – рогатая, бодатая, травоядная, резвая.

Обратно превращаются в детей.

Игра “ Раздели на слоги” (чудесный мешочек)

Дети давайте разделим названия животных на слоги и разместим их в домики.

Дети по очереди достают из мешочка фигурку животного. Название животного делят на слоги.

Ребята, вот наша экскурсия подходит к концу. Мы с вами непросто посмотрели животных, но и нашли им детёнышей. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три, четыре, пять
В детский сад идём опять.

Итог.

Вам понравилось в зоопарке?

А что вам больше всего понравилось?

Тема: Счет от 1 до 10. Упражнение «Сравнение предметов»

Цели:

Упражнять детей в количественном и порядковом счете в пределах 10.
Закрепить умение узнавать и называть цифры от 1 до 10.
Уточнить название геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Продолжать формировать у детей представление о сложении, вычитании, знаках “+”, “-”, “=”.
Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход занятия

Сейчас у нас с вами занятие по основам счета. Сегодня мы с вами вспомним, чем мы с вами занимались в этом учебном году, и заодно совершим путешествие в сказку. Но сначала мы с вами посчитаем. Считать мы будем вот эти елочки на доске (на доске 10 елочек) (дети хором считают от 1 до 10).

А теперь посчитаем елочки от 10 до 1. А теперь на нашей доске вы увидите цифры. Мы будем считать также обратно, но не от 10 до 1, а от того числа, какую цифру вы увидите на доске (дети считают обратно от числа 6, 8, 4, 9).

На доске появляется картинка с героями сказки “Колобок”. Педагог: “Из какой сказки к нам пришли эти животные (ответ). Сколько всего животных на доске? Кого Колобок встретил первым в лесу? Кого вторым? Какая по счету была лиса (волк)? Назови героя, который стоит слева от лисы (ответ), справа от зайца (ответ).

Герои приготовили для вас математические задания. Давайте мы их выполним. Если мы выполним их правильно, то в конце вас ждет сюрприз.

1-ое задание для вас приготовил зайчик.

На доске появляется картинка, на которой изображены 9 коров и 8 поросят. “Зайчик просит вас посчитать животных и обвести внизу ту цифру, которая показывает количество животных на доске” (педагог вызывает к доске 2-х детей для выполнения задания).

2-ое задание от медведя

(на доске в 3ряда расположены цифры от 1 до 10. В каждом ряду одна цифра пропущена). “Медведь хочет проверить, какие вы внимательные. Нужно внимательно посмотреть на цифры и сказать, какая цифра пропущена (дети называют пропущенную цифру и называют между какими цифрами она должна стоять. Педагог пишет цифры на доске).

Е задание – волк.

На доске появляются прямоугольники, над каждым из которых написана цифра. Педагог вызывает к доске детей и просит нарисовать в каждом прямоугольнике столько кружков, сколько показывает цифра сверху.

Ое задание– лиса.

Лиса предлагает вам решить примеры. На доске геометрическими фигурами (кругами) записаны примеры на сложение и вычитание. Педагог вызывает к доске детей и предлагает им решить эти примеры (рисуют нужное количество кружков). “А еще лиса хочет узнать, знаете ли вы названия геометрических фигур. На доске появляется изображение кота из геометрических фигур. Педагог просит назвать фигуры, из которых составлен кот, и ответить на вопросы: Сколько у кота лап? Сколько глаз? Сколько ушей? Голов? И т.д.


Физкультминутка.

Тому, кто справа, улыбнись.
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай.
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай,

и друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни.
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними.
Того, кто слева, обними.
Ну, вот закончилась игра,
На математику пора!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

Итог урока.

Вот и закончилось наше занятие.

Какое задание вам понравилось больше всего?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Данный урок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру». Здесь вы узнаете, что значит сравнить предмет, по каким признакам сравнивают предметы, научитесь находить у предметов общие черты и различия. А также узнаете, как сравнивать предметы по размеру и располагать их в порядке возрастания или убывания.

Тема: Начальное знакомство с математикой

Урок: Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру

На данном уроке мы будем сравнивать предметы и располагать их по размеру.

Сравнить предметы - это значит найти в них сходства и различия.

I. Отгадайте загадки:

1. В южных странах он растет,

Этот всем известный плод.

Выбирать нужно умело.

Если желтый - значит, спелый.

За деньгами лезь в карман,

Чтоб купить себе...

Правильный ответ: Банан (рис. 1).

2. Растет на грядке и в теплице,

В салате очень пригодится.

Зеленый, длинненький бывает.

Кто догадался - молодец!

Растет на грядке...

Правильный ответ: Огурец (рис. 1).

II. Что общего у банана и огурца?

Правильный ответ: форма, размер, они съедобны.

III. Чем они отличаются?

Правильный ответ: цветом (банан - желтый, огурец - зеленый), вкусом и запахом; банан - фрукт, а огурец - овощ.

Мы сравнили банан и огурец по форме, размеру, цвету, вкусу, назначению - это все признаки, по которым можно сравнивать предметы.

1. Рассмотрите картинки (рис. 2- 4) и назовите общий признак группы.

Правильный ответ: цвет (все предметы красного цвета).

Правильный ответ: форма (все предметы круглой формы).

Правильный ответ: материал изготовления (все они сделаны из дерева).

2. Определите материал изготовления следующей группы предметов (рис. 5).

Правильный ответ: стекло.

3. Какой общий признак группы (рис. 6)?

Правильный ответ: вкус (это сладости).

4. Назовите общий признак следующей группы предметов (рис. 7).

Правильный ответ: назначение (это школьные принадлежности).

5. Рассмотрите предметы в таблице (рис. 8). По какому признаку расположены предметы в ряду?

Правильный ответ: по назначению (первый ряд: яблоко, лимон, груша, апельсин - это фрукты; второй ряд: шорты, футболка, куртка, платье - это одежда; третий ряд: тарелка, чайник, кружка, кастрюля - это посуда).

По какому признаку расположены предметы в столбиках?

Правильный ответ: по цвету (в первом столбике - предметы красного цвета, во втором - желтого, в третьем - зеленого, в четвертом - оранжевого).

Определите предмет из таблицы по его признакам:

- Желтый кислый фрукт.

Правильный ответ: лимон.

- Зеленая керамическая посуда.

Правильный ответ: кружка.

- Красная одежда из ткани.

Правильный ответ: шорты.

Поиграем в игру. Рассмотрите картинки и скажите, что изменилось (рис. 9- 10).

Правильный ответ:

1. Размер;

Усложним задание.

Правильный ответ:

4. Форма и размер;

Домашнее задание

1. Укажите, какие признаки изменяются.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...