Что значит рассуждение. Сочинение-рассуждение: примеры. Как писать сочинение-рассуждение
Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы в написании сочинения в виде рассуждения.
Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают.
Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль .
Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему
Шаг первый . Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
Полное сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это:
- тезис (та мысль, суждение, положение, которое вы сформулировали и которое будете доказывать);
- аргументы (каждый из них должен служить наглядным, свершившимся, а потому убедительным доказательством вашей мысли);
- вывод (он по сути повторяет тезис, но выводит его на новый уровень широкими обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д.).
Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
Пример . Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис .
При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».
Основная часть: аргументы, содержание аргументов
Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события . В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение , но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
Пример . Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше ». Почему?
- Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. Литературный аргумент . Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
Аргументом может служить и личный опыт , но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.
Шаг второй . Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный» .
Вывод
Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
По способу изложения в учебниках встречаются три типа текста: рассуждение (объяснение), описание, реже повествование. РАССУЖДЕНИЕ (объяснение с доказательствами) Текст «Скорость», который вам предлагается прочитать, представляет собой объяснение с элементами доказательства и рассуждения. Обратите внимание, что в начале доказательства с рассуждением используются конструкции: 1) слово пусть для обозначения допущения + глагол в личной форме (или причастие, или формула).
Например. Пусть частица переместилась вдоль некоторой траектории. Пусть даны три вектора. Пусть с = а + в;2) глаголы со значением предположения типа предположить, представить, вообразить в форме 1-го лица множественного числа простого будущего времени для обозначения совместного участия пишущего (говорящего) и читателя (слушателя) в доказательстве + зависимое предложение с союзом что. Например. Предположим (представим, вообразим), что перед нами изолировыное тело; 3) слова типа известно, дано, установлено + зависимое предложение с союзом что. Известно (установлено), что первая космическая скорость равна 8 км/с.
В ходе доказательства используются: 1) глагол в форме 1-го лица множественного числа со значением конкретного акта исследования типа наблюдать, определить. Перемещения тел мы наблюдаем ежедневно. Определим состояние системы; 2) сложные предложения со словами если.. . то… Если пренебрегают деформацией тела, то тело называют абсолютно твердым.
При подведении итогов (конечных и промежуточных) доказательства (рассуждения) используют конструкции типа: 1) отсюда (из сказанного) еледует (видно, находим), что… Отсюда следует, что для описания движения необходимо определить время; 2) таким образом (следовательно, тогда, значит)… Таким образом, вектор с является суммой векторов а и вЗначит,перемещения ха-рактеризуются численным значением и направлением. Следовательно, перемещение есть вектор.
* D 1. Укажите, какие типовые конструкции используются в начале доказательства с рассуждением в тексте «Скорость».
* D 2. Укажите имеющиеся в тексте выводы. Какой из них кажется вам более полным? “
* 3. Как формируется понятие скорости в обыденной жизни и в физике?
* 4. Укажите высказывания, соответствующие суждению текста-А или Б
* А. Траектория – всегда отрезок прямой.
* Б. Траектория может быть отрезком прямой, кривой, ломаной линии.
* А. Перемещение – всегда отрезок прямой.
* Б. Перемещение – скалярная величина.
* А. Сумма двух перемещений – арифметическая су
Мма векторов.
* Б. Сумма двух перемещений - геометрическая сумма векторов.
* 5. Составьте связные высказывания, расположив предложения в логической последовательности. Используйте языковые средства для выражения рассуждения с доказательством.
* А. Скорость есть производная радиуса-вектора частицы во времени.
* Б. Разделив это перемещение на соответствующий промежуток времени, получим мгновенную скорость в данной точке траектории: V= dr / dt= r.
* В. Разобьем траекторию на бесконечно малые участки длины dS.
* Г. Каждому из участков сопоставим бесконечно малое перемещение dr.
* А. Суммой этих перемещений естественно назвать такое перемещение, которое приводит к такому же результату, что и первые два перемещения вместе.
* Б. Перемещение есть вектор.
* В. Частица совершает последовательно два перемещения.
* Г. Перемещения характеризуются численным значением и направлением и складываются по правилу параллелограмма.
Скорость
Материальная точка при своем движении описывает некоторую линию. Эта линия называется траекторией. В зависимости от формы траектории различают прямолинейное движение, движение по окружности, криволинейное движение и т.п.
Пусть материальная точка (частица) переместилась вдоль некоторой траектории из точки 1 в точку 2. Расстояние между точками 1 и 2, отсчитанное вдоль траектории, называется путем, пройденным частицей. Мы будем обозначать его буквой 5. Прямолинейный отрезок, проведенный из точки 1 в точку 2, называется перемещением частицы. Обозначим его символом гп. Предположим, что частица совершает последовательно два перемещения г12 и гп. Тогда суммой этих перемещений естественно назвать такое перемещение, которое приводит к тому же результату, что и первые два перемещения вместе. Таким образом, перемещения характеризуются численным значением и направлением и, кроме того, складываются по правилу параллелограмма. Отсюда следует, что перемещение есть вектор.
В обыденной жизни под скоростью понимают путь, проходимый частицей за единицу времени. Если за равные, сколь угодно малые промежутки времени частица проходит одинаковые пути, движение частицы называют равномерным. В этом случае скорость, которой обладает частица в каждый момент времени, можно вычислить, разделив путь 5на время Г.
В физике под скоростью понимают векторную величину, характеризующую не только быстроту перемещения частицы по траектории, но и направление, в котором частица движется в каждый момент времени.
По способу изложения в учебниках встречаются три типа текста: рассуждение (объяснение), описание, реже повествование. РАССУЖДЕНИЕ (объяснение с доказательствами) Текст «Скорость», который вам предлагается прочитать, представляет собой объяснение с элементами доказательства и рассуждения. Обратите внимание, что в начале доказательства с рассуждением используются конструкции: 1) слово пусть для обозначения допущения + глагол в личной форме (или причастие, или формула).
Например. Пусть частица переместилась вдоль некоторой траектории. Пусть даны три вектора. Пусть с = а + в;2) глаголы со значением предположения типа предположить, представить, вообразить в форме 1-го лица множественного числа простого будущего времени для обозначения совместного участия пишущего (говорящего) и читателя (слушателя) в доказательстве + зависимое предложение с союзом что. Например. Предположим (представим, вообразим), что перед нами изолировыное тело; 3) слова типа известно, дано, установлено + зависимое предложение с союзом что. Известно (установлено), что первая космическая скорость равна 8 км/с.
В ходе доказательства используются: 1) глагол в форме 1-го лица множественного числа со значением конкретного акта исследования типа наблюдать, определить. Перемещения тел мы наблюдаем ежедневно. Определим состояние системы; 2) сложные предложения со словами если…. то… Если пренебрегают деформацией тела, то тело называют абсолютно твердым.
При подведении итогов (конечных и промежуточных) доказательства (рассуждения) используют конструкции типа: 1) отсюда (из сказанного) еледует (видно, находим), что… Отсюда следует, что для описания движения необходимо определить время; 2) таким образом (следовательно, тогда, значит)… Таким образом, вектор с является суммой векторов а и вЗначит, перемещения ха-рактеризуются численным значением и направлением. Следовательно, перемещение есть вектор.
* D 1. Укажите, какие типовые конструкции используются в начале доказательства с рассуждением в тексте «Скорость».
* D 2. Укажите имеющиеся в тексте выводы. Какой из них кажется вам более полным? “
* 3. Как формируется понятие скорости в обыденной жизни и в физике?
* 4. Укажите высказывания, соответствующие суждению текста-А или Б
* А. Траектория – всегда отрезок прямой.
* Б. Траектория может быть отрезком прямой, кривой, ломаной линии.
* А. Перемещение – всегда отрезок прямой.
* Б. Перемещение – скалярная величина.
* А. Сумма двух перемещений – арифметическая сумма векторов.
* Б. Сумма двух перемещений - геометрическая сумма векторов.
* 5. Составьте связные высказывания, расположив предложения в логической последовательности. Используйте языковые средства для выражения рассуждения с доказательством.
* А. Скорость есть производная радиуса-вектора частицы во времени.
* Б. Разделив это перемещение на соответствующий промежуток времени, получим мгновенную скорость в данной точке траектории: V= dr / dt= r.
* В. Разобьем траекторию на бесконечно малые участки длины dS.
аекторию на бесконечно малые участки длины dS.
* Г. Каждому из участков сопоставим бесконечно малое перемещение dr.
* А. Суммой этих перемещений естественно назвать такое перемещение, которое приводит к такому же результату, что и первые два перемещения вместе.
* Б. Перемещение есть вектор.
* В. Частица совершает последовательно два перемещения.
* Г. Перемещения характеризуются численным значением и направлением и складываются по правилу параллелограмма.
Скорость
Материальная точка при своем движении описывает некоторую линию. Эта линия называется траекторией. В зависимости от формы траектории различают прямолинейное движение, движение по окружности, криволинейное движение и т.п.
Пусть материальная точка (частица) переместилась вдоль некоторой траектории из точки 1 в точку 2. Расстояние между точками 1 и 2, отсчитанное вдоль траектории, называется путем, пройденным частицей. Мы будем обозначать его буквой 5. Прямолинейный отрезок, проведенный из точки 1 в точку 2, называется перемещением частицы. Обозначим его символом гп. Предположим, что частица совершает последовательно два перемещения г12 и гп. Тогда суммой этих перемещений естественно назвать такое перемещение, которое приводит к тому же результату, что и первые два перемещения вместе. Таким образом, перемещения характеризуются численным значением и направлением и, кроме того, складываются по правилу параллелограмма. Отсюда следует, что перемещение есть вектор.
В обыденной жизни под скоростью понимают путь, проходимый частицей за единицу времени. Если за равные, сколь угодно малые промежутки времени частица проходит одинаковые пути, движение частицы называют равномерным. В этом случае скорость, которой обладает частица в каждый момент времени, можно вычислить, разделив путь 5на время Г.
В физике под скоростью понимают векторную величину, характеризующую не только быстроту перемещения частицы по траектории, но и направление, в котором частица движется в каждый момент времени.
«Описание» - На правой - круглое окошко из разноцветных стёкол. Характерные элементы композиции описания. Описание состояния человека. Подойдёшь к цветущей вишне – сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. Какими частями речи передано состояние человека? Описание места. Проанализируем текст-описание состояния человека.
«Описание предмета» - Словарик. Цели: Вопросы: «Подготовка к сочинению «Описание предмета». Домашнее задание. В описании выделяют 3 части: Тема урока: Тренировка лыжников. План. Лыжные соревнования. Стили речи. Типы речи. Описание. Лыжники.
«Эссе» - Мадонна Конестабиле. План урока. Учит нас жизни, наставляет на верный путь. Ассоциации, возникшие у В.Гроссмана. Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году. О.Ванштейн. В настоящее время живёт и работает в Москве. Австрийский писатель 20 века Роберт Музиль писал, что. Мадонна Альба. Любимый человек, который всегда поймёт и поддержит.
«Типы текста» - Данный проект охватывает учебный предмет: русский язык. Москва 2005. Московский городской педагогический университет Факультет начальных классов. Цель проекта: познакомить младших школьников с типами текста. Автор: Львова А.С. В проекте участвуют: ученики начальной школы. Учебно-методический пакет «Изучаем типы текста».
«Литературное произведение» - Содержание образования (литература). Идея. Ритм. Рифма. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Н.А. Некрасов Стихотворения: … а также 5 стихотворений по выбору. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Поэзия конца XIX–начала XX вв. А.П. Чехов Рассказы: «Попрыгунья», «Палата № 6», «Дом с мезонином».
«Урок Сочинение» - Ход урока. Рассуждать-значит доказывать I. Вступление тезис-то, что надо доказать II. 2. Работа по тексту. Основная часть доказательство III. Тезис-каждый человек должен быть ответственным за свои поступки. Три типа речи: П- повествование О – описание Р - рассуждение. Что такое ответственность? Цели и задачи.
Всего в теме 11 презентаций
Во всех школах в рамках программы по русской литературе и языку учащимся задают написать сочинение-рассуждение. Примеры, которые показывают, что представляет собой данная работа, многочисленны. Что ж, стоит изучить эту тему и рассказать о том, каким принципам действительно стоит следовать, чтобы написать хорошее
“Состав” сочинения
Итак, каждое эссе имеет трехчастную форму. Об этом известно каждому с раннего детства. Вступление, основная часть, заключение. Помимо этого, в каждом эссе обязательно должны быть аргументы, выводы и утверждения.
И первым делом стоит сказать про вступление, которым должно начинаться сочинение-рассуждение. Примеры существуют, их немало. Но для начала стоит дать обобщенную характеристику. Цель вступления - подготовить читателя к восприятию дальнейшего текста. Первым делом нужно отметить вниманием актуальность данной темы и задать несколько вопросов. Это может выглядеть так: “Является ли сейчас актуальной проблема отцов и детей? Однозначно можно ответить утвердительно. Время идет, одно поколение приходит на смену другому. И в этом заключается вся суть. Ведь проблема отцов и детей - это конфликт поколений”. В принципе, в этом введении есть всё - вопрос, настраивающий читателя на собственные размышления и поиск ответа, обозначенная тема и даже фраза, похожая на цитату. Кстати, яркие выражения можно использовать в качестве зачина. Это называется эпиграфом. Вставив в начало текста подходящую по теме цитату, можно сделать сочинение интереснее и оригинальнее.
Виды рассуждений
Итак, выше было показано, как должно начинаться сочинение-рассуждение. Примеры также можно было увидеть. А теперь - о том, какие есть виды рассуждений. Первое - доказательство. И назначение эссе, написанного в таком духе - доказать то, что высказанный тезис - это истина. Важно использовать (таким образом, итак, следовательно и т. д.), союзы (если, т. к., так что) и речевые обороты (допустим, можно судить, предположим). За счет использования перечисленных средств получится соблюсти соответствующий стиль.
Рассуждение-объяснение - здесь задача заключается в том, чтобы пояснить читателю суть и содержание текста. Нужды доказывать его нет. Всё, что нужно использовать в процессе написания - слова-организаторы и фразы, резюмирующие высказывание. “Поэтому”, “таким образом”, “выходит, что”, “это - следствие того, что…” - и в таком духе. В общем, те слова и выражения, при помощи которых обычно и формируются выводы.
И, наконец, рассуждение-размышление. Оно строится по схеме: объяснение-доказательство. В нем приводятся различного рода примеры, указываются причинно-следственные связи. Можно писать как от первого лица, так и в публицистическом стиле - безлично. Первый вариант: “Я думаю, я считаю, на мой взгляд, я полагаю…” и т. д. Второй: “Можно с уверенностью заявить, следует разобраться, вполне вероятно…” и т. д.
Схема
Что стоит дальше рассказать про особенности такой работы, как сочинение-рассуждение? Примеры разных их видов были приведены выше, но теперь - о схеме построения изречений. Любое рассуждение строится по такому принципу: подведение к вопросу - утверждение (тезис) - его доказательство - вывод.
На деле все выглядит проще. Подведение к вопросу - то же вступление, тема. Тезис - утверждение, которое автор делает по ходу текста. Его он впоследствии и доказывает. А вывод - в конце. Хотя нередко и по тексту он встречается. Зависит от того, как пишет автор.
Пример
Итак, выше было сказано, что вывод может быть не только в конце текста. Что имеется в виду? Для того чтобы понять это, можно привести примеры сочинений-рассуждений ГИА 2014. Итак, вот как это выглядит: “Современные технологии развиваются. А значит, наша жизнь становится проще. Все люди сейчас пользуются техникой и осваивают различные “новинки”. Но вот если взрослые приспособлены к обычной, не обустроенной различными новыми современными вещами жизни, то дети и подростки - нет. Почему? Они родились в 21 веке. С детства они в Интернете, в телефонах, ноутбуках, мультиварках и микроволновках. Если вдруг отключится интернет, а им нужно делать уроки и искать определения, решения, то мало кто додумается поискать в доме старый толковый словарь. Да и вообще, зачем делать уроки, когда любое решение можно найти в Сети? В общем, казалось бы, современные технологии упростили жизнь, но на деле польза есть от этого не всегда”.
Вот, в принципе, наглядный пример того, как по тексту может встречаться несколько доказательств и выводов.
Аргументы
Это то, без чего не обойдется ни одно сочинение-рассуждение. Примеры ГИА могут стать тому неплохим доказательством. И это понятно - ведь в любом эссе нужно делать утверждения и высказывания. Но слово - не пустой звук, и его надо доказывать. А чем? Аргументами! Доводами, объяснениями, обоснованиями - всё это необходимо указывать в качестве поддержки текста. Чтобы аргумент хорошо “вписался” в текст, рекомендуется каждую фразу, в которую планируется вставить объяснение, начинать так: “Доказательством тому является”. Или можно использовать другую фразу: “Это доказывает то, что…”. В общем, ничего сложного.
Заключение
Выше было рассказано о том, что представляет собой сочинение-рассуждение. Как писать - пример тоже есть. Теперь осталось последнее. Рассказать про то, как необходимо составлять концовку.
У многих возникают с этим проблемы. По сути, заключительная часть - это то, что ставит точку всему вышесказанному. Соответственно, нужно как можно более ёмко и логично закончить сочинение-рассуждение. Примеры ЕГЭ являются наглядной рекомендацией. Например, эссе про родной дом можно завершить так: “Родительский дом - это место, которое всегда встретит нас особенным уютом и теплом. Тут всё знакомо, здесь всё - родное. Именно в этом месте каждый из нас проводит свои беззаботные детские годы. И у всех людей, попадающих обратно в родительский дом, возникают приятные воспоминания. В такие моменты каждый может вновь почувствовать себя ребёнком”.
Вот, в принципе, как можно завершить сочинение-рассуждение. Как писать - пример есть, а чтобы придумать что-то на иную тематику, можно просто руководствоваться структурой и обращать внимание на стиль. Следует помнить: если нет ощущения незавершённости текста - значит, заключение написано правильно.