Природные зоны минусинской котловины. Факторы, формирующие климат Минусинско котловины и г

Земля Минусинской котловины буквально переполнена историей. Она издавна славится богатством следов пребывания человека самых разных эпох, от палеолита до Средневековья. Шли века, проходили тысячелетия. Одни народы сменялись другими. С историей каждого из них связана своя культура, отражающая страницы жизни отдельных племен: афанасьевская, окуневская, андроновская, карасукская, тагарская, таштыкская. Эти культуры существовали здесь с III тысячелетия до н. э. до 1-й половины I тысячелетия н. э. Уже почти триста лет ученые исследуют это «царство археологии», могильники и остатки жилищ, рудники, оросительные каналы, руины крепостей, наскальные рисунки и каменные изваяния.

Скульптуры загадочных «каменных зверей» еще в начале XVIII века привлекали внимание красноярских казаков, а позднее - первых ученых-исследователей Сибири. Однако лишь сравнительно недавно новые археологические открытия помогли приоткрыть завесу тайны над этими удивительными монументами. Сейчас известно около ста пятидесяти гранитных и песчаниковых изваяний. Одни выполнены в виде плоских стел, другие - в виде горельефов и достигают в высоту 2,5 и даже 4 м. Еще не так давно они были разбросаны по хакасским степям, главным образом - в междуречье Абакана и его притоков.

Наибольшее внимание привлекает группа резных стел с личинами, отмеченными звериными чертами, рогами, бычьими глазами и ушами, зачастую - с третьим глазом на лбу. Они увенчаны или были увенчаны высокими головными уборами. Среди этих изваяний самая известная и выразительная - так называемая «Ширинская баба», украшенная внизу маской хищного зверя с устрашающе раскрытой пастью, а вверху - реалистическим изображением человеческого лица Центральной фигурой изваяния является маска человека-зверя с солярным знаком и широкой полосой с треугольниками, обрамляющей всю личину. Что означали эти рельефы и рисунки, образующие гармонически уравновешенную композицию, воспринимаемую почти как орнамент?

Ответ на этот вопрос заключен в самой проблеме происхождения енисейских стел. Они никогда не были связаны с курганами. Некоторые из стел издавна стояли у перекрестков дорог в степи или отмечали начало перевалов горных дорог. Но чаще «каменных баб» находили в оградах могильников самого разного времени, в том числе и относящихся к трехтысячелетней Давности. Однако здесь они служили простым строительным материалом, ибо стояли преимущественно перевернутыми или были расколоты на части.

И лишь в 1960-х гг. ученым удалось узнать, что основная масса енисейских стел была создана племенами так называемой окуневской культуры, существовавшей в Минусинской котловине в начале II тысячелетия до н. э. Свое название эта культура получила по раскопкам у Окунева улуса в Хакасии.

Окуневцы занимались скотоводством, охотой, рыболовством, знали кузнечное и литейное дело, изготовляли орудия труда из меди и бронзы, ткали, пряли шерсть, шили одежду, выделывали глиняную посуду. Свои могилы люди этой культуры устраивали в каменных ящиках, зачастую используя плиты с выбитыми на них рисунками. Поражает многообразие художественных приемов скульпторов и резчиков той далекой эпохи, создавших эти произведения монументального искусства, а также изделия мелкой пластики из камня, кости и рога.

Теперь уже общепризнано, что енисейские изваяния - не могильные памятники и не изображения реальных людей. Это божества, которым поклонялись и которые сочетали в себе культ тотемов - охранителей рода, культ девы-прародительницы и солнечный культ. А зверообразные черты личин могли отражать, с одной стороны, верования в старых охотничьих духов, с другой - становление новых культов одомашненных животных. По мнению большинства современных ученых, на енисейских каменных изваяниях мы видим изображения людей в ритуальных шаманских масках. Поперечные полосы на них означают татуировку, следы которой археологи обнаружили на мумифицированных телах в захоронениях того же времени.

Нет единого мнения о том, откуда пришел народ, оставивший после себя столь выдающиеся памятники. Загадки этой удивительной культуры, внезапно вспыхнувшей и сравнительно быстро погасшей, еще ждут своего окончательного разрешения. «Возможно, что неожиданное возникновение окуневских личин… связано с восточными, конкретно, амурскими контактами древнего населения Минусинской котловины», - писал академик А. П. Окладников. Ученые отмечают, что нигде племена эпохи бронзы не создавали столь сложных по содержанию и выразительных по исполнению монументов, как каменные изваяния Минусинской котловины.

Еще в XVIII веке хакасы испытывали чувство суеверного страха перед окуневскими «каменными бабами», почитая их священными. Однако эта традиция не связана с древним первобытным культом, а появилась уже в более позднее время. Как показали археологические раскопки, эти изваяния сравнительно недолго служили объектами поклонения - племена, сменившие окуневцев, а иногда даже сами окуневцы, относились к ним весьма непочтительно.

Не менее чем каменные изваяния известны наскальные рисунки - знаменитые енисейские писаницы. Сегодня в Минусинской котловине на скалах вдоль русла Енисея учеными обнаружены сотни наскальных рисунков самых разных эпох. Среди них - изображения реальных и фантастических животных, солярные знаки, «рогатые личины», человеческие фигуры в высоких шапках и с птичьими клювами. Смысл этих ритуальных рисунков заключался в процессе их создания, приуроченном к определенному событию, а не в их дальнейшей судьбе. Этим ученые объясняют тот удивительный на первый взгляд факт, что многие писаные камни содержат рисунки, перекрывающие друг друга.

Самыми известными являются знаменитые писаницы Боярского хребта в районе реки Сухая Тесь - притока Енисея. Впервые их открыл и скопировал А. В. Адрианов в 1904 году. Через тридцать лет их вновь тщательно исследовали ученые. Исследователи называют Боярские писаницы живописным рассказом прошлых поколений о самих себе. Эти наскальные рисунки образно повествуют о жизни создавших их племен, причем иногда даже более полно, чем об этом могут рассказать сохранившиеся материальные следы. Выбитые острым орудием в скальной породе, писаницы изображают жизнь некогда существовавших здесь больших поселков: выстроились дома, рядом в котлах варится пища, стоят люди в молитвенных позах, всадники на лошадях и оленях гонят стада животных. Облик домов очень напоминает обыкновенные рубленные из бревен крестьянские жилища более позднего времени. В одном из домов через открытую дверь виден очаг, топившийся, очевидно, по-черному. А рядом стоят чумы, подобные хакасским юртам. Возможно, срубные постройки были зимним, а юрты - летним жилищем полукочевых скотоводческих племен тагарской культуры (VII–III вв. до н. э.), современников авторов Боярских писаниц.

Советский археолог М. П. Грязнов отмечает, что «в степях Среднего Енисея нет, кажется, такого места, где не было бы видно курганов тагарской культуры». А за сто лет до этого академик В. В. Радлов писал, что курганы здесь «встречаются повсюду в таком количестве, что даже едущий по почтовой дороге не может не обратить на них внимание». Земля Минусинской котловины хранит память о кипевшей ранее бурной жизни: археологи раскрывают здесь все новые следы поселений, оросительных каналов, крепостей, могильников.

Самые крупные курганы оставили здесь люди тагарской эпохи. Расположенная близ Абакана Могильная степь буквально заполнена десятками больших и малых курганов. Оплывшие от времени конусообразные земляные насыпи окружены вертикально поставленными камнями. Среди них привлекает внимание своими размерами Большой Салбык - самый крупный курган в Южной Сибири, сооруженный приблизительно в III веке до н. э. Одиннадцатиметровая насыпь была устроена над могилой знатного старейшины рода или племени, вместе с которым были похоронены еще несколько человек. По периметру кургана, охватывая площадь около 0,5 га, высятся громадные осколки скальных пород высотой до 6 м. Все они ориентированы своей острой гранью с юго-запада на северо-восток, в сторону летнего восхода солнца. В одном месте камни образуют «ворота», служившие входом в погребальную камеру. Она имела вид деревянного сруба, перекрытого рядами бревен.

Курган Большой Салбык был раскопан археологами в 1954–1956 гг. Здесь и в других курганах Могильной степи были обнаружены изделия, ныне украшающие собой коллекции многих российских музеев. Татарские мастера были искусными бронзо-литейщиками. Выделывая оружие, конскую упряжь, фигурные зеркала, рукояти мечей и кинжалов, бляхи, подвески, пряжки и другие, казалось бы чисто утилитарные предметы быта, они украшали их замечательной по выразительности орнаментикой в «зверином стиле». На изделиях татарских мастеров можно видеть лежащих, бегущих, борющихся или свернувшихся в клубок животных. Среди них - кони, олени, бараны, быки, сказочные птицы.

Могильники служат одним из самых важных источников современных представлений о художественной культуре народов, населявших Минусинскую котловину. Их трансформация является одним из признаков смены культур. Именно исследования могильников позволили археологу С. А Теплоухову в 1920-х гг. выделить памятники таштыкской культуры. Она сменила в I веке до н. э. тагарскую и просуществовала до V века н. э. Свое название эта культура получила по раскопкам у села Батени на реке Таштык к северу, от Абакана.

В таштыкских захоронениях находят множество украшенных золотом вещей, богатое оружие, церемониальные зонты, предметы шаманского ритуала. Скульпторы того времени были не только портретистами, изготавливавшими погребальные маски, но и умелыми анималистами. Известны статуэтки животных - оленей, быков, коней, баранов, вырезанные из дерева и покрытые золотыми листочками или росписью. Но наиболее характерны для таштыкской культуры погребальные керамические маски. Искусство их изготовления прошло длительный путь развития - от примитивных оттисков с мумифицированного лица до создания целых «портретных галерей», где каждой маске, являющейся подлинным произведением пластического искусства, приданы индивидуальные черты лица.

В III–V вв. н. э. на земле Минусинской котловины складывается первое государство древних хакасов - «земля хягас», впервые упоминаемая в источниках в VI веке. Власть в этом государстве принадлежала выходцам из племени енисейских кыргызов. Высшим достижением этой культуры стала орхоно-енисейская письменность, основанная на местном варианте древнетюркского алфавита.

Открытие енисейской письменности связано с именем доктора Д. Г. Мессершмидта, возглавлявшего небольшую экспедицию, в 1721–1722 гг. исследовавшую глубинные районы Сибири. В долине реки Уйбат Мессершмидта поразили невиданные им ранее большие земляные курганы, обставленные четырехугольными оградами из крупных каменных плит. По углам, а иногда и посередине сторон таких оград возвышались высокие узкие плиты. Эти курганы, как теперь установлено, относились к татарской культуре. Интерес к этим необычным памятникам был так велик, что доктор Мессершмидт раскопал несколько подобных курганов.

Кроме курганов, экспедиция изучала выбитые на каменных плитах и скалах древние рисунки и многочисленные каменные изваяния людей, баранов, львов и т. п. В то время их было очень много в хакасских степях Во время этих исследований на северном берегу Уйбата путешественники отыскали высокий обелиск, изогнутый «в виде венгерской сабли», как записал в дневнике Мессершмидт. Верхушка каменного столба была сбита еще в древности. На одной из сторон стелы рельефно выделялась антропоморфная личина. А по всем четырем граням тянулись ровные строчки загадочных знаков, вырезанных каким-то острым инструментом. Целая каменная книга!

Проводники-хакасы называли этот монолит «гшчиктиг тас» - «камень с надписью». Мессершмидт сперва принял неизвестную надпись за рунические письмена, хотя, впрочем, правильно полагал, что «не все эти знаки руны, а что к ним примешан, может быть, другой род древних парфянских букв».

В январе 1722 года экспедиция нашла еще один памятник енисейской письменности. В дневнике Мессершмидта он описан как «киргизская надгробная мужская статуя, держащая в руках урну, с руническими письменами, вырезанными на задней стороне…» Обе открытые экспедицией Мессершмидта статуи в конце XIX века были перевезены в Минусинский музей, где хранятся и поныне.

В 1730 году помощник Мессершмидта и участник его экспедиции Ф. И. Страленберг издал в Швейцарии книгу «Das Nord-und Ostliche Theil von Europa und Asia» («Северная и восточная часть Европы и Азии»), в которой были опубликованы важнейшие открытия экспедиции Д. Г. Мессершмидта с копиями рисунков сибирских древностей, в том числе и изваяний с енисейскими надписями. Эта книга, содержащая много ценных сведений о Сибири, получила мировую известность.

Енисейская письменность была расшифрована спустя 172 года после находки первых ее памятников. Еще в начале XIX века многие ученые предполагали, что эта письменность принадлежала древним хакасам. Ключ к расшифровке таинственной письменности нашел в 1893 году датчанин Вильгельм Томсен, профессор Копенгагенского университета. Расшифровка доказала, что этой письменностью пользовались тюркоязычные народы Южной Сибири, создавшие в VI веке древнехакасское государство. Эта письменность существовала с конца VII по XIII век - то есть на протяжении свыше пятисот лет.

Первые переводы древнехакасских текстов были опубликованы русским академиком В. В. Радловым в 1895 году. Эти надписи, служившие эпитафиями удачливым воинам и грозным правителям, сегодня являются источниками интереснейших сведений о жизни древнего Хакасского государства.

Земля Минусинской котловины хранит множество остатков культуры XII - начала XIII в., свидетельствующих о высоком уровне ее развития. В этот период совершенствовались оросительные системы, снабжавшие водой засушливые территории междуречий, в частности в районах Абакана и Аскиза, возводилось множество курганов с каменными оградками, развивалось металлургическое производство. Со времен первых веков нашей эры обитателям Минусинской котловины была известна примитивная обработка железной руды, которую выплавляли в сыродутных печах. Особенно славились здешние оружейники, изделия которых шли на продажу даже в соседние страны. Они выделывали прекрасные щиты, кинжалы, мечи, пластинчатые панцири и наколенники, шлемы, наконечники стрел и копий. На наскальных рисунках этого периода можно увидеть всадников в полном вооружении типичных средневековых рыцарей.

В родовых усыпальницах местной знати обнаружены выдающиеся образцы ювелирного искусства, приобретшие мировую известность. На чашах, кубках, оружии, украшениях древние мастера создавали тончайшую инкрустацию золотом и серебром. Даже бытовые вещи из рядовых, скромных захоронений украшены орнаментом. В рисунках заметны отголоски скифского «звериного стиля», но одновременно в них угадываются черты, роднящие их с хакасским искусством более позднего времени.

Накануне монгольского завоевания Хакасское государство - «Страна Хирхиз» - включало в себя не только область Минусинской котловины, но и обширные территории Саяно-Алтайского нагорья, Тувы, прилегающих земель Южной Сибири вплоть до Прибайкалья. В его рамках мирно сосуществовали предки современных хакасов, тувинцев, шорцев, алтайцев, бурят. «Все города страны кыргызов, - писал ал-Идриси, арабский географ середины XII века, - расположены на территории, пространство которой измеряется тремя днями пути. Их четыре, большие, окруженные стенами и фортификационными сооружениями и обитаемые трудолюбивыми, храбрыми и мужественными народами».

К раскопкам городов и замков, относящихся к средневековой истории Минусинской котловины, археологи приступили лишь в конце 1960-х гг. Постепенно из-под напластований земли стали подниматься руины крепостей, когда-то возвышавшихся на кромке отвесных скал, раскрываться фрагменты огромных зданий общественного назначения. В 1974–1978 гг. в дельте реки Уйбат археологи под руководством Л. Р. Кызласова раскопали остатки мощного замка, стоявшего в центре поселения IX–XIII вв. Эта построенная из кирпича-сырца цитадель, возможно, являлась резиденцией верховного правителя «Страны Хирхиз». Средневековый город, остатки которого найдены в дельте реки Уйбат, стоял на древнем караванном пути от берегов Енисея на Алтай. Торговые караваны шли сюда из Аравии, Средней Азии, Китая, Тибета.

«Страна Хирхиз» была разорена ордами Чингисхана, вторгшимися в Минусинскую котловину и принесшими сюда величайшую из трагедий, когда-либо пережитых населявшими ее народами. И лишь много лет спустя пришедшие сюда археологи буквально по крупицам восстановили и продолжают восстанавливать древнюю историю этой земли.

Минуси́нская котлови́на

межгорная впадина между Зап. Саяном , Кузнецким Алатау , Абаканским хр. и Вост. Саяном (Ю. Красноярского края и Хакасия). Высота 200–700 м. Увалистая равнина с изолированными низкими горными и куэстовыми грядами. Через М. к. протекает р. Енисей . М-ния кам. угля. Климат резко континентальный. Злаковые каменистые степи (б.ч. распаханы), на склонах – хвойная тайга. Земледелие, жив-во, огородничество.

  • - впадина округлых или почти округлых очертаний. Различают К. наземные и подводные...

    Геологическая энциклопедия

  • - котлови́на полая форма рельефа, впадина, округлая в плане, может быть замкнутой или открытой в одном или двух противоположных направлениях...

    Географическая энциклопедия

  • - бассейн какого-нибудь озера или вообще водного вместилища без течения...

    Морской словарь

  • - отрицательная форма рельефа земной поверхности более или менее изометрических или слабо вытянутых очертаний. Может быть замкнутой со всех сторон или открытой в одном либо двух направлениях...
  • - Хакасско-Минусинская, южная часть обширной межгорной Минусинской впадины на Ю. Красноярского края. Ограничена на Ю. Западным Саяном, на З. - Абаканским хребтом, на С. - отрогами Кузнецкого Алатау и...

    Большая Советская энциклопедия

  • - лесостепь в правобережье Енисея, на востоке Минусинской котловины, в Красноярском крае. Простирается от северного склона Западного Саяна на Ю. до отрогов Восточного Саяна на В. и С. Рельеф - наклонная...

    Большая Советская энциклопедия

  • - степная лошадь неспециализированного типа, издавна разводимая в Минусинской котловине. От других степных пород лошадей Азии отличается более удовлетворительным экстерьером и массивностью...

    Большая Советская энциклопедия

  • - понижение в пределах суши, дна океанов или морей, преимущественно округлых очертаний...
  • - в горах Юж. Сибири, между Кузнецким Алатау, Зап. Саяном и Вост. Саяном. Рельеф преимущественно слабохолмистый. Высота от 200-300 до 700 м. Крупная река - Енисей...

    Большой энциклопедический словарь

  • - КОТЛОВИ́НА, -ы, жен. Понижение, глубокая впадина на земной поверхности или на дне океана, моря. Океаническая, вулканическая, ледниковая к. | прил. котловинный, -ая,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Суф. производное от котел, ср. диал. котлина «», впадина...

    Этимологический словарь русского языка

  • - ; мн. котлови/ны, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - котлубань, котляна и пр. см. котел...

    Толковый словарь Даля

  • - КОТЛОВИ́НА, котловины, жен. Большое углубление, впадина в рельефе местности с покатым спуском со всех сторон. || Кратер вулкана...

    Толковый словарь Ушакова

  • - котлови́на ж. Большое с отлогим спуском углубление; впадина в земной поверхности...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - котлов"...

    Русский орфографический словарь

"Минусинская котловина" в книгах

Минусинская котловина – «царство археологии»

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Минусинская котловина – «царство археологии» Земля Минусинской котловины – настоящее «царство археологии»: люди разных эпох и разных культур оставили здесь после себя многочисленные могильники, остатки жилищ, рудники, оросительные каналы, руины крепостей, наскальные

МИНУСИНСКАЯ КОТЛОВИНА - «ЦАРСТВО АРХЕОЛОГИИ»

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

МИНУСИНСКАЯ КОТЛОВИНА - «ЦАРСТВО АРХЕОЛОГИИ» Земля Минусинской котловины буквально переполнена историей. Она издавна славится богатством следов пребывания человека самых разных эпох, от палеолита до Средневековья. Шли века, проходили тысячелетия. Одни народы

Агульяс (котловина)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АГ) автора БСЭ

Аравийская котловина

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

В деле изучения писаниц Минусинской котловины наблюдается некоторая историческая «несправедливость»: науке они известны очень давно, но до сих пор не стали еще предметом систематической публикации. Материалы, представленные в данной главе, могут только в незначительной степени заполнить этот пробел: для полной публикации петроглифов, изученных только в зоне Красноярского водохранилища , нужна целая книга. Здесь же придется ограничиться общим обзором местонахождений с выборочной публикацией отдельных материалов, в том числе и тех, которые известны по литературе. Перечень пунктов дается с юга на север, вниз по течению Енисея.

Быстрая (Майдашинская писаница) . Правый берег Енисея, в 8 км к северо-западу от Минусинска. Северо-восточная окрестность дер. Быстрой. Обнаружена Л. Ф. Титовым, неопубликованные сведения которого приводят Г. И. пасский [Спасский, 1857, с. 146-147] и Н. И. Попов [Попов, 1874, с. 280-281]. Об этой писанице сообщали также И. Р. Аспелин [Аппельгрен, 1931] и И. Т. Савенков [Савенков, 1886; 1910, с. 99], однако их сведения не очень достоверны: «…мы сняли Майдашинский писанец, описанный Поповым; рисунка Титова, как известно, нет; он сгорел в музее во время общего пожара г. Иркутска. Рисунок этой писаницы у Аспелина дает совершенно неверное о ней представление; на некоторых утесах, близ Майдашей, мы заметили следы очень древних письмен, рисованных красною краскою.

Более отчетливый рисунок красной краской мы сняли вблизи майдашинских фигурных письмен» [Савенков, 1886, с. 37-38]. Летом 1904 г. писаницу детально обследовал А. В. Адрианов, изготовивший 53 эстампажа (хранятся в МАЭ АН СССР).. А. В. Адрианов сообщает, что писаница «разбросана по утесам правого берега Енисея на протяжении версты и состоит из 363 фигур выбитых и одной - краской» [Адрианов, 1904(II), с. 27]. Ввиду того что рисунки находятся за пределами зоны затопления, писаница была только осмотрена и частично сфотографирована в 1968 г. В 1971 г. Н. В. Леонтьевым вторично после А. В. Адрианова (см. [Адрианов, 1904(III), с. 97, 109-110]) были обнаружены и изучены крайне интересные рисунки в Коровьем Логу. Они нарисованы охрой (рис. 63, 64). Не исключено, что о них же упоминал И. Т. Савенков. Рисунки Майдашинской писаницы разновременны: от энеолита или ранней бронзы до тюркско-кыргызского времени .

Суханиха . Правый берег Енисея, в 12 км выше устья р. Тубы. Западный склон горы Суханиха вплотную подходит здесь к берегу Енисея и обрывается к реке живописным утесом, сложенным из девонского песчаника.

Петроглифы Суханихи открыты А. В. Адриановым летом 1904 г. В его отчете говорится: «…кроме множества отдельно выбитых и разбросанных фигур, есть три огромных и сложных писаницы, представляющих целые сиены; число фигур я еще не имел времени подсчитать, но оно не менее 435; всего здесь сделано 96 эстампажей» [Адрианов, 1904(III), с. 28].

Летом 1970 г. автором этой книги здесь проводилось обследование по сокращенной программе, поскольку основная масса рисунков находится вне зоны затопления. Отмечено четыре комплекса петроглифов: один находится на берегу Енисея (вернее, прибрежной протоки), а три - в некотором отдалении от берега, в трех логах, расположенных в ряд, почти перпендикулярно к береговой линии.

Суханиха I (С-I). Береговой утес. На большой вертикальной плоскости, обращенной к реке (на запад), семь хорошо различимых рисунков животных «разбросаны по плоскости без явной сюжетной связи (рис. 65). Минусинский стиль. Неолит (?).

Суханиха II (С-II). На юго-восток от С-I терраса переходит в южный склон горы Суханиха. Здесь расположен лог с пологими травянистыми склонами и небольшими выходами скал, на которых разновременные рисунки животных и людей. На одной грани - рисунок колесницы, который вероятнее всего датируется эпохой развитой бронзы. Изображения всадников относятся к таштыкскому времени.

Суханиха III (С-III). Лог расположен южнее С-П, вытянут с юго-запада на северо-восток. На выходах скал рисунки людей, козлов, лошадей и других животных, хронологическую принадлежность которых определить трудно.
Суханиха IV (С-IV). Лог расположен южнее С-Ш, имеет большое количество скальных выходов с различными рисунками, образующих несколько ярусов. На северном склоне, близ устья лога, большая плоскость с писаницей таштыкского времени.

Кунинская писаница . Гора Куня своим северным склоном спускается к берегу речки Биджи, левого притока Енисея, а восточным - к берегу Енисея в 6 км ниже с. Усть-Абакан . В узком логу, круто сбегающем к реке, почти у самого гребня, на двух ярусах скальных выходов, встречаются рисунки людей и животных. Писаница обнаружена А. В. Адриановым в 1907 г. «В смысле ее неприкосновенности она отличается большей сохранностью, но она сделана на сером песчанике, породе более рыхлой… и потому подверглась значительному выветриванию. Она находится на утесах левой стороны самого большого на Куне лога, выходящего устьем на Енисей…» [Адрианов, 1908, с. 40]. Более 300 фигур Кунинской писаницы были скопированы А. В. Адриановым и спустя много лет опубликованы К. В. Вяткиной [Вяткина, 1961, с. 195-237]. Рисунки расположены высоко над водой, и это позволяет быть уверенным, что они не пострадают даже при сильной переработке берега водохранилища. Обследование и частичное фотографирование писаницы было проведено в 1970 г. Датировка неясна.



Потрошиловская писаница . Место соединения левого берега Тубы и правого берега Енисея на северном склоне Мосеевой горы. Была известна Л. Ф. Титову и упоминалась Г. И. Спасским [Спасский, 1857, с. 151]. В 1885 г. была с трудом найдена и обследована И. Т. Савенковым [Савенков, 1886, с. 60-61], а в 1904 г. скопирована А. В. Адриановым [Адрианов, 1904(II), с. 27].

Северный склон Мосеевой горы осматривался нами в 1967 и в 1968 гг., однако обнаружить рисунки не удалось.

Льнищенская писаница . Левый берег Тубы, примерно на полпути между деревнями Потрошилово и Николо-Петровка. Обнаружена и скопирована в 1904 г. [Адрианов, 1904(II), с. 27]. Льнищенская писаница также нами не найдена.

Тепсей . Гора Тепсей возвышается на правом берегу Енисея у места впадения в него Тубы. Северо-восточный склон Тепсея пологий.

Как гигантский въезд на циклопическую эстакаду, поднимается он вверх и круто обрывается к тубинским и енисейским водам своими западным и южным склонами (рис. 66). Сейчас крутые склоны Тепсея уходят прямо в воду Красноярского водохранилища. Большая часть рисунков на прибрежных скалах затоплена, а те, что были расположены выше уровня водохранилища, разрушаются активной переработкой берега.

«Бэдизлиг кайя» - примерно так звучит одна из многих древне-тюркских надписей, обнаруженных на склонах Тепсея [Кляшторный, 1976, с. 68]. Эту надпись можно перевести как «скала, покрытая рисунками, изображениями» или «узорчатая скала» . Таким образом, название горы «Тепсей - узорчатая скала» было известно еще в VIII-IX вв.

Летом 1904 г. писаницы Тепсея копировал А. В. Адрианов [Адрианов, 1904(II), с. 28]. Любопытно, что до этого, в 1885 г., И. Т. Савенков и его спутники, зная по материалам Л. Ф. Титова и Г. И. Спасского, что на Тепсее есть рисунки, были здесь, тщательно осмотрели склоны горы, но рисунков не нашли [Савенков, 1886, с. 62].

Рисунки Тепсея обследовались по полной программе в 1968 г. Здесь было выделено десять комплексов, разделенных естественными границами. Комплексы, тяготеющие к енисейскому берегу, были названы «Тепсей I-IV», а к тубинскому - «Усть-Туба I-VI».

Тепсей I (Т-I). Участок юго-западного склона горы, непосредственно выходящий к берегу Енисея (рис. 67). Здесь зафиксировано 29 граней со 112 изображениями животных, людей и знаков. Сочетания некоторых из них могут быть объяснены как сюжетные композиции (рис. 68, 69).

Основная масса рисунков расположена у подножия склона, иногда они «забираются выше», по ходу поднимающихся под острым углом карнизов-уступов, образованных выходами коренных залеганий. Рисунки разно-временны, в основном - древние (эпоха бронзы и, возможно, раньше).

Тепсей II (Т-II). Участок северо-восточного склона «узорчатой горы», отделенной от основного массива лощиной, по которой проходила дорога от берега Енисея к дер. Листвягово. Здесь зафиксировано 57 граней, содержащих 194 рисунка. Среди них много неясных и неопределенных изображений, а также знаков. Склон участка Т-II имеет вид крутой лестницы с высокими уступами-ярусами (рис. 70), на вертикальных плоскостях которых и расположены рисунки. Наибольшее число граней с рисунками относится к первому и третьему снизу ярусам (рис. 71). Выразительных изображений мало. Датировка неясна.

Тепсей III (Т-III). Небольшое скопление рисунков, найденное в 1968 г. стажером Д. Кабировым высоко на крутом склоне Тепсея, примерно над той частью комплекса Т-I, где находились грани 8-12 (рис. 72). Датировка неясна.

Тепсей IV (Т-IV). Участок крутого склона горы, спускающегося непосредственно к месту слияния Тубы с Енисеем, Пять граней с рисунками расположены примерно на той же высоте, что и Т-III, но метрах в ста южнее по склону (рис. 73). Тагарское и гунно-сарматское время.

Усть-Туба. Как уже отмечалось выше, под названием «Усть-Туба» имеется в виду южный склон горы Тепсей и прибрежного кряжа, тянущегося от Тепсея вдоль правого берега Тубы до дер. Листвягово. Прибрежные участки Усть-Туба I-III в настоящее время затоплены. Длина этого участка более 6 км. Основная часть рисунков была известна А. В. Адрианову и скопирована им. Он писал: «По правому берегу Тубы на утесах горы Тепсей тянется писаница на протяжении нескольких верст, с перерывами» [Адрианов, 1904(II), с. 28]. Именно эти «перерывы» послужили основанием для того, чтобы выделить здесь шесть комплексов рисунков.

Усть-Туба I (УТ-I). У самого устья Тубы берега практически нет. Тепсей обрывается здесь крутым склоном прямо в воду. В верхней части склона есть отдельные невыразительные рисунки и древнетюркская надпись. Далее на восток, вверх по течению Тубы, крутизна склона уменьшается, переходя в узкую надпойменную террасу, длина которой около 1 км. Затем к восточному краю террасы подступает обрывистый крутой склон, на котором зафиксировано 18 граней с 46 рисунками (рис. 74). Датировка неясна.

Усть-Туба II (УТ-II). Прибрежная надпойменная терраса заканчивается глубоким логом с пологими склонами. Близ устья лога, по его западному склону, тянется ярус крупных скал (рис. 75), на гранях которых нанесены рисунки. Здесь зафиксировано 14 граней с 76 рисунками (рис. 76, 77). Датировка: неолит (?) - эпоха бронзы.

Усть-Туба III (УТ-III). Сразу за логом, вверх по течению, начинается длинная, около 2 км, полоса крутого берега с узким бечевником. Здесь, на прибрежных скалах, зафиксирована 81 грань и скопирован 571 рисунок (рис. 78-82). Многие плоскости частично или полностью разрушены выветриванием и ледоходами. Это позволяет предполагать, что первоначальное общее количество рисунков было намного большим. Изображения разновременны: от энеолита до древнетюркского времени.

Усть-Туба IV (УТ-IV). Сравнительно небольшой комплекс петроглифов, расположенный на гребне кряжа, у подножия которого тянется полоса рисунков УТ-III. Непосредственно в зону затопления УТ-IV не попадает, но может пострадать от переработки берега. Здесь учтено и скопировано 30 граней, на которых было 92 рисунка. Рисунки встречаются не только на вертикальных плоскостях, как в большинстве случаев, но и на горизонтальных, что в общем нехарактерно для Минусинской котловины (рис. 83 и 84). Датировка неясна.

Усть-Туба V (УТ-V). В том же логу, где на нижнем ярусе скал располагается комплекс УТ-II, в глубине, примерно в километре от берега, на пологом склоне, были обнаружены еще три яруса скал, покрытых рисунками. Здесь зафиксировано 48 граней со 155 рисунками (рис. 85). Есть окуневские личины. Датировка других изображений неясна.

Усть-Туба VI (УТ-VI). Северный склон кряжа, на котором расположены комплексы УТ-III и УТ-IV. Здесь на шести гранях скопировано 15 рисунков (рис. 85). Раннетагарское время.

Рисунки из комплексов УТ-IV, УТ-V и УТ-VI в отчетах А. В. Адрианова не упоминаются. По-видимому, они не были ему известны.

Строгановско-Кавказская писаница . Данная писаница, вероятно, была разрушена при строительстве дороги от паромной переправы через Тубу на дер. Кавказское. Во всяком случае, нами она не была найдена. А. В. Адрианов ее знал, но не скопировал, а только отметил, что она «…тянется по утесам вдоль речки Инзы с большими перерывами на протяжении около 6 верст; вся она сделана красною краскою и сохранилась очень плохо; лишь в немногих местах я видел хорошо, отчетливо сохранившиеся фигуры и группы их, в других местах видны были только следы фигур» [Адрианов, 1908, с. 42].

Шалаболинская писаница . Правый берег Тубы. Рисунки начинаются в 1 -1,5 км к юго-востоку от дер. Ильинка, на прибрежных скалах. Название дано по дер. Шалаболино, расположенной на речке Шушь. Писаница была известна И. Т. Савенкову [Савенков, 1886, с. 45; 1910, с. 99]. Она была детально обследована и скопирована А. В. Адриановым [Адрианов, 1910]. Прорисовки с этих эстампажей были опубликованы К. В. Вяткиной [Вяткина, 1949], отдельные фотографии рисунков - А. А. Формозовым [Формозов, 1969(II), рис. 28, 32]. Нами писаница была обследована в 1968 г. по сокращенной программе, поскольку она находилась за пределами зоны затопления (рис. 86). Рисунки разновременны: энеолит - эпоха бронзы.

Оглахтинская писаница . Гора Оглахты (по Л. Р. Кызласову - Аг-лах-Тах) находится на левом берегу Енисея, напротив и чуть ниже устья Тубы. Рисунками покрыты скальные выходы юго-восточного и юго-западного склонов горы. Первые сведения об Оглахтинской писанице, по-видимому, принадлежат Л. Ф. Титову, а первая публикация не очень достоверных отдельных прорисовок - Г. И. Спасскому [Спасский, 1857, с. 149], хотя вообще оглахтинские рисунки были известны еще М. А. Кастрену [Аспелин, 1901, с. 46-47]. В 1885 г. Ог-лахтинскую писаницу обследовал И. Т. Савенков [Савенков, 1886, с. 64-65]. В 1904-1907 гг. здесь работал А. В. Адрианов, который снял первые наиболее достоверные копии-эстампажи. Отдельные прорисовки этих эстампажей были спустя много лет опубликованы К. В. Вяткиной [Вяткина, 1961, с. 193]. После работ А. В. Адрианова отдельные рисунки с горы Оглахты публиковались И. Т. Савенковым [Савенков, 1910] и Я. Аппельгреном [Аппельгрен, 1931]. В 1967- 1968 гг. писаница была нами полностью скопирована и описана, за исключением небольшой части, которая в 1966 г. была… взорвана сотрудником Абаканского музея А. Н. Липским. Независимо от лучших побуждений, которыми руководствовался А. Н. Липский (он надеялся таким образом спасти рисунки от затопления), такой «метод спасения» памятников древнего искусства вряд ли заслуживает поощрения.

В 1968 г. на восточном склоне горы, у гребня, был обнаружен и скопирован неизвестный ранее комплекс Оглахты III, а в 1969 г. был открыт и обследован по сокращенной программе комплекс Оглахты IV, находящийся за пределами водохранилища, в верхней части южного склона горы. Комплексы Оглахты I-III содержат 141 грань с более чем 700 рисунками (рис, 14, 87-92). Датировка: неолит (?), эпоха бронзы, татарское время.

Туранская писаница . Писаница располагалась на обрывистом прибрежном склоне горы Туран, которая находится на правом берегу Енисея, в 5-6 км ниже дер. Бузуново. В свое время она была открыта и скопирована А. В. Адриановым. «Писаницы тянутся здесь на протяжении нескольких десятков саженей и состоят из 182 фигур выбитых, 29 знаков, 37 руноподобных букв, разбитых на две группы по 2 строки в каждой» [Адрианов, 1904(II), с. 30]. Наше обследование 1963 и 1966 гг. показало, что Туранская писаница разрушена каменным карьером.

Абаканская писаница . Неудачное название, не имеющее никакого отношения к г. Абакану, а данное когда-то по деревне Абакано-Перевоз, сохраняется здесь потому, что памятник давно вошел в литературу под этим именем благодаря монгольской надписи, привлекавшей внимание многих исследователей Сибири, начиная с П. С. Палласа, который побывал здесь впервые в 1771 г.

Писаница расположена на левом берегу Енисея, на прибрежном обрывистом склоне Перевозной горы, со стороны Пановского лога. Грани с рисунками и надписью спускались прямо в воду (до затопления) и поэтому были труднодоступны. Наиболее достоверное обследование было выполнено А. В. Адриановым в 1904-1907 гг. [Адрианов, 1904(II), с. 31; 1908, с. 41]. Краткое сообщение имеется у И. Т. Савенкова [Савенков, 1886, с. 69-70; 1910, с. 100].

Писаница была предварительно обследована нами в 1963 г. Работы по ее копированию предполагалось провести в 1966 г. Однако после катострафически высокого паводка 1966 г. писаницу вновь обнаружить не удалось.

Бычиха . Гора Бычиха находится на правом берегу Сыды, правого притока Енисея, в 10 км от ее устья. Рисунки находятся на южном склоне горы, обращенном к Сыде. Открыты и обследованы А.В. Адриановым в 1904 г. Наше обследование 1968 г. проводилось по сокращенной программе, так как петроглифы расположены за пределами зоны затопления.

Рисунки Бычихи имеют своеобразный облик, несколько отличный от других минусинских писаниц (рис. 93). Здесь не соблюдается обычная для других комплексов «фризовая» линейность в последовательности изображений. Плоскости тесно заполнены рисунками, иногда без соблюдения «верха» и «низа». Техника отличается глубокой и грубой выбивкой. Загар везде плотный. Иногда поверхность рисунков покрыта известняковыми натеками. Чаще, чем в других местах, изображаются антропоморфные фигуры с растопыренными пальцами на руках и с подчеркнутыми признаками мужского пола. Фигуры животных (лосей, лошадей), пересечены вертикальными линиями. Датировка неясна, возможно – эпоха бронзы.

Черемушный лог – Черемушный лог находится на правом берегу Енисея, в 4 км. выше деревни Байкалово. Изображения выбиты на скальных выходах, подстилающих северный склон лога. Судя по не вполне ясным упоминаниям А. В. Адрианова о «Копенской писанице на правом берегу Енисея» [Адрианов, 1908, с. 37], можно думать, что она была известна ему, поскольку как раз напротив Черемушного Лога, на левом берегу, находилась дер. Копены. Однако нельзя исключить, что наименование «Копенская писаница» относится к рисункам в соседнем логу Каменка, которые в свое время были скопированы А. В. Адриановым.

Писаница полностью изучена в 1967 г. В настоящее время все рисунки затоплены. Здесь зафиксировано 44 грани с 470 рисунками.

В отличие от других комплексов изображения Черемушного Лога размещаются очень компактно. Поскольку некоторые «фризы» сохранились далеко не полностью, можно утверждать, что первоначальное количество изображений было намного большим.

В Черемушном Логу преобладают реалистические рисунки животных, относящиеся, по-видимому, к ранним пластам петроглифического искусства Минусинской котловины (рис. 94-97). Основная масса изображений Черемушного Лога - быки, лоси, маралы, мифическое антропоморфное существо и др.- предположительно датируются неолитическим и энеолитическим временем (подробнее см. главу VIII). Вместе с тем здесь есть и явно более поздние рисунки, относительная дата которых определяется как меньшей степенью патинизации, так и стилистическими особенностями.

Каменка . Лог Каменка находится на правом берегу Енисея, в 1,5 км выше дер. Байкалово. Небольшое количество рисунков животных и антропоморфных существ расположено на скальных выходах, подстилающих оба склона лога и обрывающихся к берегу реки. Изображения были открыты и скопированы А. В. Адриановым. Датировка некоторых петроглифов Каменки определяется по стилистическому сходству с изображениями на камнях, образующих ограды тагарских курганов.

Боярские писаницы . Два комплекса рисунков - Малая и Большая Боярские писаницы - расположены на отвесных скальных выходах Боярского кряжа, который тянется вдоль среднего течения речки Сухая Тесь - левого притока Енисея - в районе с. Троицкого. Петроглифы Малой и Большой Боярских писаниц неоднократно публиковались и были предметом специального рассмотрения в литературе, в том числе и недавней. Датировка: тагарская эпоха [Адрианов, 1906; Грязнов, 1933; Киселев, 1933(I); 1951; Дэвлет, 1965(I); 1976(I) и др.].

От Каменки начинается довольно протяженный участок прибрежной зоны, который тянется вниз по течению примерно на 50 км, где нет наскальных рисунков. Многократные разведочные маршруты специально ориентированные на поиски петроглифов вдоль обоих берегов, не дали никаких результатов и позволяют быть уверенным в том что здесь не пропущено ни одного близкого к берегу скального выхода, на котором могли быть выбиты или нарисованы изображения.

Усть-Кулог . Урочище Усть-Кулог находится в правобережной части нынешнего Новоселовского района Красноярского края в месте впадения в Енисей правого его притока, речки Кулог. Небольшой лог расширяющийся у берега Енисея на 250-300 м, ограничен с юга и севера крутыми скальными склонами. Выходы желто-серого песчаника очень сильно выветрены. Ныне лог полностью затоплен.

Руническая надпись и наскальные рисунки расположены на высоком утесе, ограничивающем лог с севера. Большая часть граней с рисунками подверглась сильному выветриванию, многие изображения сохранились плохо и фрагментарны (рис. 98). Нижняя часть утеса выветрена сильнее верхней, поэтому подступы к рисункам чрезвычайно затруднены. К ним приходилось добираться иногда по отрицательному склону при помощи специального альпинистского снаряжения с постоянной страховкой копировщиков. Датировка рисунков неясна. Надпись - древнетюркская.

Комплекс был известен И. Т. Савенкову под названием «Щель-Тесинский» и «Кулахский петроглиф» и А. В. Адрианову.

Завершая обзор наскальных рисунков Минусинской котловины, следует отметить его неполноту, обусловленную как неравномерностью изученности петроглифов, так и особым характером работ Красноярской экспедиции, исследовавшей памятники в зоне водохранилища. Однако и при этом вполне очевидно, что оставшиеся за пределами программы подробного изучения наскальные рисунки не вносят каких-либо кардинальных дополнений в схему периодизации, рассматриваемую ниже.








Рельеф Рельеф в котловине не ровный, а с сопками, холмами и низкогорьями. Большая часть котловины имеет толстый слой лесса. На лессах формируются очень плодородные почвы черноземы. Высота над уровнем моря составляет м.





Климат До революции Хакасско-Минусинскую котловину зачастую называли «Сибирская Италия». В 1829 г. декабрист С. Г. Краснокутский, проживающий в ссылке в Минусинске, первым начал выращивать вишню. Это стало началом сибирского садоводства. Климат Минусинска позволяет выращивать и другие фруктовые и ягодные культуры. Ср. темп-pa января 18°, июля до +21,1°; вегетационный период около 160 дней; осадков в центр, части котловины около 300 мм в год.


Природная зона в Хакасско-Минусинской котловине степь и лесостепь. Почему степь, ведь вокруг тайга? В котловину очень мало попадает влаги с океана, есть преграда влажному воздуху хребты, да и расположена Хакасско- Минусинская котловина в центре материка, далеко от океанов. Зимой в котловинах Сибири наблюдается «перевернутая температура» инверсия, то есть повышение температуры с высотой. В условиях антициклональной погоды холодный воздух, стекая в котловину, застаивается, выхолаживается, и температура достигает до градусов. Снега в Хакасско-Минусинской котловине выпадает мало. Сельские жители проводят снегозадержание и снегонакопление, чтобы весной в почве была влага. Лето в котловине очень теплое и даже жаркое и сухое. Растут здесь даже сады и бахчевые культуры. Сибирской Италией называют котловину за теплое лето. И не удивительно, ведь широта Хакасско-Минусинской котловины такая же, как в Среднем Поволжье.

Хакасско-Минусинская, южная часть обширной межгорной Минусинской впадины на Ю. Красноярского края. Ограничена на Ю. Западным Саяном, на З. - Абаканским хребтом, на С. - отрогами Кузнецкого Алатау и на В. - отрогами Восточного Саяна. Рельеф преимущественно увалисто-равнинный, расчленённый долинами. Высота от 200-300 до 700 м. Основание равнины и отдельные низкогорные массивы сложены сланцами, песчаниками, конгломератами, мергелями, известняками, а также туфами, порфиритами и сиенитами палеозойского возраста, которые на более пониженных участках перекрыты суглинками, лёссами и супесями. Климат резко континентальный, местами засушливый. Средняя температура января от - 16 до - 20,5 °С, июня от 18,2 до 19,6 °С. Зимой бывают морозы до - 52 °С, а летом температура иногда поднимается до 45 °С. Продолжительность вегетационного периода около 150-160 сут. В центральной части котловины выпадает 240-270 мм. на периферии до 450-500 мм осадков (почти 2 / 3 их приходится на лето). Основные реки - Енисей и его притоки - Абакан, Оя, Туба. Много пресных и солёных озёр (Тагарское, Солёное и др.). Почвы и растительныйизменяются от центра к периферии. В центральной части М. к. на наиболее пониженных участках, на каштановых почвах и южных чернозёмах развиты степи каменистые, четырёхзлаковые, крупнополынно-тырсовые, тырсово-овсецовые (Абаканская, Койбальская, Уйбатская и др.). По периферии котловины на обыкновенных и выщелоченных чернозёмах, а также серых лесных почвах - разнотравно-луговые степи чередуются с перелесками из берёзы, сибирской лиственницы, иногда сосны и осины. М. к. - один из важнейших с.-х. районов гор Южной Сибири. Пригодные для земледелия почвы распаханы. Развито также садоводство, бахчеводство. Мясомолочное животноводство, коневодство. Имеются месторождения полезных ископаемых (железная руда, каменный уголь и др.). В пределах М. к. с началу 1970-х гг. формируется крупный Саянский территориально-произвенный комплекс (машиностроение, гидроэнергетика, химия).

Лит.: Михайлов Н. И., Горы Южной Сибири, М., 1961; Красноярский край. Природное и экономико-географическое районирование, Красноярск, 1962; Средняя Сибирь, М., 1964; Коляго С. А., Правою бережье Минусинской впадины, Л., 1967.

М. В. Кириллов.

  • - впадина округлых или почти округлых очертаний. Различают К. наземные и подводные...

    Геологическая энциклопедия

  • - котлови́на полая форма рельефа, впадина, округлая в плане, может быть замкнутой или открытой в одном или двух противоположных направлениях...

    Географическая энциклопедия

  • - бассейн какого-нибудь озера или вообще водного вместилища без течения...

    Морской словарь

  • - отрицательная форма рельефа земной поверхности более или менее изометрических или слабо вытянутых очертаний. Может быть замкнутой со всех сторон или открытой в одном либо двух направлениях...
  • - Хакасско-Минусинская, южная часть обширной межгорной Минусинской впадины на Ю. Красноярского края. Ограничена на Ю. Западным Саяном, на З. - Абаканским хребтом, на С. - отрогами Кузнецкого Алатау и...

    Большая Советская энциклопедия

  • - лесостепь в правобережье Енисея, на востоке Минусинской котловины, в Красноярском крае. Простирается от северного склона Западного Саяна на Ю. до отрогов Восточного Саяна на В. и С. Рельеф - наклонная...

    Большая Советская энциклопедия

  • - степная лошадь неспециализированного типа, издавна разводимая в Минусинской котловине. От других степных пород лошадей Азии отличается более удовлетворительным экстерьером и массивностью...

    Большая Советская энциклопедия

  • - понижение в пределах суши, дна океанов или морей, преимущественно округлых очертаний...
  • - в горах Юж. Сибири, между Кузнецким Алатау, Зап. Саяном и Вост. Саяном. Рельеф преимущественно слабохолмистый. Высота от 200-300 до 700 м. Крупная река - Енисей...

    Большой энциклопедический словарь

  • - КОТЛОВИ́НА, -ы, жен. Понижение, глубокая впадина на земной поверхности или на дне океана, моря. Океаническая, вулканическая, ледниковая к. | прил. котловинный, -ая,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Суф. производное от котел, ср. диал. котлина «», впадина...

    Этимологический словарь русского языка

  • - ; мн. котлови/ны, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - котлубань, котляна и пр. см. котел...

    Толковый словарь Даля

  • - КОТЛОВИ́НА, котловины, жен. Большое углубление, впадина в рельефе местности с покатым спуском со всех сторон. || Кратер вулкана...

    Толковый словарь Ушакова

  • - котлови́на ж. Большое с отлогим спуском углубление; впадина в земной поверхности...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - котлов"...

    Русский орфографический словарь

"Минусинская котловина" в книгах

Минусинская котловина – «царство археологии»

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Минусинская котловина – «царство археологии» Земля Минусинской котловины – настоящее «царство археологии»: люди разных эпох и разных культур оставили здесь после себя многочисленные могильники, остатки жилищ, рудники, оросительные каналы, руины крепостей, наскальные

МИНУСИНСКАЯ КОТЛОВИНА - «ЦАРСТВО АРХЕОЛОГИИ»

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

МИНУСИНСКАЯ КОТЛОВИНА - «ЦАРСТВО АРХЕОЛОГИИ» Земля Минусинской котловины буквально переполнена историей. Она издавна славится богатством следов пребывания человека самых разных эпох, от палеолита до Средневековья. Шли века, проходили тысячелетия. Одни народы

Агульяс (котловина)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АГ) автора БСЭ

Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...