Закончилась куликовская битва. Победа Нурмагомедова и массовая потасовка: Чем закончился «бой века» в UFC

Борьба за Ржевский выступ в наши дни стала одной из самых спорных и неоднозначных тем в истории Великой Отечественной войны. Мы решили разобраться в сути споров и дискуссий.

Битва или отдельные операции?

В современной исторической науке пока не дано точного определения событиям, происходившим на Ржевско-Вяземском выступе с января 1942 года по март 1943 года. Основной спор носит в большей степени терминологический, а иногда и политический характер - можно ли данные события рассматривать как отдельную битву в истории Великой Отечественной войны?

Начнем с определения - согласно Советской Военной энциклопедии Т. 1. С. 479. М., 1976. «В войнах ХХ века понятие «битва» означало ряд одновременных последовательных наступательных и оборонительных операций с целью достижения стратегических результатов в войне». Исследователи, указывающие на то, что битвы за Ржев не было, исходят из того, что непрерывных операций, как это было под Москвой, Сталинградом и Курском не было, а боевые действия велись со значительными паузами.

Сложности возникают и с периодизацией события: как, например, отделить окончание и итоги Московской битвы, от битвы под Ржевом, если она имеет самостоятельное значение, а не является новым этапом в контрнаступлении под Москвой. Да и события, происходившие в ходе зимнего наступления Красной Армии географически значительно выходят за рамки формирования и борьбы за выступ у Ржева.

Кроме того, более менее стройно можно указать на военные и политические итоги и результаты Московской, Сталинградской или Курской битвы. А вот с Ржевом все намного сложнее. Это, по сути, была колоссальная по своим масштабам и жертвам борьба на истощение сил, подобно французскому Вердену в Первой мировой войне, где результаты могут быть оценены только в совокупности с другими событиями и общим ходом войны. И, опять же, официально ввести в историческую науку термин «Ржевская битва» означает обозначить крупное событие войны, которое сложилось для Красной Армии в целом неудачно, где стратегические цели достигнуты не были…

Символ неудачи?

Сторонники термина «битва» говорят о стратегическом значении выступа, нависавшего над Москвой, и единой цели всех советских операций на данном направлении - срезать выступ с последующим окружением и разгромом 9-ой немецкой армии. А в случае достижения успеха немецкое командование получило бы поражение намного превосходящее по своему значению Сталинград.

Причем к Второй Ржевско-Сычевской операции («Марс») были привлечены силы даже большие, чем к проведению операции «Уран» под Сталинградом. В плане длительных пауз в масштабных боевых действиях тоже можно найти битву Великой Отечественной войны где масштабные наступательные операции чередовались с позиционной борьбой - это битва за Ленинград. Другое дело, что обзорные исследования, посвященные Ржевской битве, а их пока немного, носят характер, как правило, не исторического исследования, а скорее политологического труда об ошибках и просчетах советского командования и персонально Жукова, о чем нетрудно догадаться из самого названия.

Неудач и ошибок было сделано немало, хотя куда реже говорится об отдельных успешных действиях советских войск. Окончательная же точка будет поставлена, видимо, не скоро - когда будут очень четко восстановлены события и из них сделаны выводы. Пока путь обратный - взяться за отдельный, пусть очень яркий, момент и создать теорию с подгонкой остальных моментов.

Ржев и Сталинград

Поздней осенью 1942 года Красная Армия начала почти одновременно начала две масштабные наступательные операции: операцию «Уран» по Сталинградом и операцию «Марс» на Ржевском выступе. Часто Вторая Ржевско-Сычевская операция объяснялась как мощный, но отвлекающий удар, в то время как основные события разворачивались на берегах Волги.

Действительно, немецкие войска на центральном участке советско-германского фронта оказались скованы, и ни о какой переброске этих сил под Сталинград речь уже не шла. Другое дело, что в случае одновременного успеха немецкие войска ждала катастрофа - по сути это означало бы крушение всего советско-германского фронта.

Как уже говорилось, для проведения операции «Марс» выделялись силы даже большие чем на операцию «Уран». Правда, это могло быть не по причине первостепенности победы у Ржева, а скорее в силу особенностей театра военных действий. Если под Сталинградом в степи возможны были быстрые передвижения танковых и кавалерийских частей и прорыв относительно слабой обороны, особенно там где стояли румынские итальянские и венгерские части, то картина боев в верховьях Волги была иной.

Местность, изобиловавшая лесами и болотами, отсутствие хорошей дорожной сети и создаваемая месяцами глубокоэшелонированная оборона немецких войск, вынуждала советское командование идти на лобовой штурм, сопряженный с громадными потерями и относительно скромными результатами. И если Сталинград вошел в историю как начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, то Ржев воспринимается чаще как кровопролитная борьба на истощение. Именно после разгрома под Сталинградом немецкие войска, спрямляя линию фронта, в марте 1943 года были вынуждены оставить Ржевский выступ.

И-185

Практически каждая из битв Великой Отечественной войны была отмечена применением нового вида или типа вооружения - для Московской битвы это противотанковые ружья, для Сталинграда - ЗиС - 3, для Курска ЗиС-2М.

Не исключением стали и события на Ржевском направлении, где проходил войсковые испытания новый истребитель, созданный в конструкторском бюро Поликарпова И-185. По мощи секундного залпа поздние модификации И-185, вооруженные тремя 20-мм пушками значительно превосходили другие советские истребители. Неплохой оказалась скорость и маневренность машины.

Тем не менее, судьба данного самолета оказалась весьма печальной - после авиакатастрофы в период испытаний самолет на вооружение так принят и не был. В ходе боев под Ржевом И-185 действовали в составе 728-го Гвардейского истребительного авиаполка Калининского фронта. Истребитель показал неплохие качества в боевой обстановке, но, несмотря на положительные отзывы летчиков, на вооружение так принят и не был.

Мамаево побоище или Побоище на Дону – называли изначально это сражение на Руси. Именно такое название отражало долгие чаяния русских людей на освобождение от монголо-татарского ига. Но по...

Мамаево побоище или Побоище на Дону – называли изначально это сражение на Руси. Именно такое название отражало долгие чаяния русских людей на освобождение от монголо-татарского ига. Но по мере того как это событие отдалялась, современники все больше понимали его роль в становлении, развитии и удержании российской государственности. И через четыре с лишним века историк Н.М. Карамзин определил «побоище» как Куликовскую битву, определив, таким образом, его значение не только для российской, но и мировой истории, поставив в один ряд с такими же судьбоносными битвами других государств и народов.

А недолгое время спустя фельдмаршал М.И. Кутузов подтвердил этот вывод на практике. В трудные дни отступления русской армии и ее подготовки к контрнаступлению против Наполеона в 1812 г. полководец писал, что предстоящие сражения русских воинов, пришедших в Тарутинский лагерь, потомки будут ставить в один ряд с победой на реке Непрядве. Тарутино положило конец нашествию «двунадесяти языков» (европейских) на Россию.

У слияния Дона и Непрядвы, на поле Куликовом, в православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы сошлись в смертельной схватке русские полки во главе с князем Московским и великим князем Владимирским Димитрием Ивановичем с многоциональным войском бейлербея Мамая (тур. вeylerbeyi, бек всех беков).

Русские победили армию, численностью превышающую ее минимум в полтора - два раза. Более того, монголы за годы, предшествующие их приходу на Русь, покорили почти весь азиатский континент - от Тихого океана до Урала и Кавказа, - на гигантском пространстве которого было немало мощных государств, стали закаленным в боях войском, абсолютно уверенным в своей победе и несокрушимым в глазах врагов. Но на этот раз потерпели полный крах.

«Велик Бог Христианский!», - воскликнул Мамай, глядя на то, как его воинство, бросая оружие и доспехи, бежало с поля боя.

Так что же это было за сражение, в котором русские хотя и потеряли более трети своего войска, но наголову разбили ордынцев?

Для понимания истинного смысла и значения Куликовской битвы необходимо иметь представление о своеобразии Мамаевой Орды. Со второй половины 1350-х гг. темник (командир 10 000 воинов) Мамай становится наместником Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 г. при хане Бердибеке, на дочке которого женился, занимал должность бейлербея - одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входило руководство армией, внешними делами и верховным судом. Власть Мамая была велика, но, не будучи Чингизидом, он не мог стать во главе Золотой Орды и путем дворцовых переворотов назначал послушных ему ханов.

На 1379-1380 гг. приходится апогей его могущества. Все правобережье Волги, Донские степи, Предкавказье и Крым целиком находились под рукой Мамая. Со столь огромной территории ордынских кочевий он мог собрать значительное по численности войско, хорошо подготовленное к конному бою. В летописных повестях о Куликовской битве упоминаются такие участники коалиции Мамая, как черкасы (адыги), ясы (осетины), бесермяне, буртасы и армяне (народы и переселенцы Волжской Булгарии). Однако рассчитывать на победу, имея только перевес в коннице, Мамай не мог. Он прекрасно понимал, что ему будет противостоять хорошо экипированное и обученное русское войско, в котором основной силой является пехота: обе стороны были осведомлены о действиях и состоянии дел друг друга.

При этом центром Мамаевой Орды было не Нижнее Поволжье, а Крым, отделенный от золотоордынского центра тысячекилометровым пространством, фактически это была автономия. Но, главное, Крым тех времен играл значительную роль в геополитическом плане, так как даже на те события, что далеко выходили за пределы региона, решающее влияние оказывали генуэзцы.

Обычно полагают, что итальянское внедрение в Крым имело одну цель - торговлю, в том числе рабами. Это далеко не так. По мнению известного историка С.А. Секиринского, «Крым и его приморские города являлись одним из путей экспансии римско-католической церкви на Север и Восток. Отсюда такой интерес папства к крымским делам». В 1320 г. в Кафе (Феодосии) было основано католическое епископство; его границы простиралась от Сарая на Волге до Варны в Болгарии И совершенно не случайно, что генуэзцы оказались в числе вдохновителей и организаторов похода Мамая на Москву.

На подготовку войны генуэзские банкиры выделили такие средства, что Мамай к лету 1380 г. сумел собрать огромное по тем временам войско.

На эти же деньги генуэзцы наняли в Европе 4000 пехотинцев-копейщиков, которые должны были усилить конное войско Мамая.

Этот закованный в сталь отряд был доставлен на генуэзских кораблях через Средиземное, Черное, Азовское моря к устью Дона, откуда двинулся на соединение с основными силами. Вместе с ним к Мамаю прибыли 10 представителей крупнейших генуэзских банков и торговых компаний, финансировавших его поход, для контроля над тем, как расходуются деньги, чтобы вернуть их с избытком. (Для банкиров война всегда была прибыльным делом.)

Мамай шел карать Русь. За то, что в 1378 г. войско князя Московского разбило на р. Воже его отряды. За то, что уже шесть лет князь Дмитрий не платил дань Орде и не намеревался платить. За то, что игнорирует ордынские ярлыки (разрешения)… Да просто за то, что этот народ - православный, русский…

Собираясь на войну против Москвы, Мамай заключил союз с великим князем Литовским Ягайло. Который, кстати, после прихода к власти в 1377 г., видя неуспех экспансионистской восточной политики Ольгерда (своего отца), твердо решил «добиваться ее поддержки католическими державами и папством ценою принятия христианства» (католического). Он, как известно, не пришел на Куликово поле – то ли не успел, то ли предвидел итог… Тем не менее его отряды сумели поучаствовать в общем с Ордой деле: они занялись нападениями на обозы русских полков и убивали даже раненых.

На папском престоле находился тогда Урбан VI (1378-1389), который издал буллу, предписывающую «магистру Ордена доминиканцев назначить специального инквизитора «для Руси и Валахии» (область между Карпатами и Дунаем)». В булле подчеркивалось право и обязанность инквизитора, пользуясь всеми средствами, какими инквизиция располагает, искоренять «заблуждения» на Руси. Папа также предложил насильственно обращать в католичество русских на землях, подвластных Литве, Польше и т.п., применяя со всей строгостью «принудительные меры вплоть до телесных наказаний» (казни).

Россия отвергла католицизм и не приняла систему европейских (западных) ценностей, как тех времен, так и нынешних. Именно в этом, и только в этом, заключается главная причина того, что Запад испокон веков ненавидит Россию.

К 1380 г. Рим создал единый фронт антирусской агрессии (эдакое средневековое НАТО), простиравшийся от Скандинавии до Средиземного моря: на севере - шведы и крестоносцы, в центре - поляки, Литва и крестоносцы, а на юге - Мамай, итальянцы, французы и другие представители католической Европы. Таким образом, на Куликовом поле Русь сражалась с объединенными силами Запада и Востока, которые практически управлялись из Ватикана.

В этой связи надо подчеркнуть, что и Мамай ставил несвойственные в прошлом для Золотой Орды задачи: разгром православной церкви и полное политическое подчинение русских земель. Его заявления, согласно русским летописям, не оставляли сомнений в подобных планах: «Христианство погубим, а церкви сожжем, а законы их изничтожим. Я не хочу так поступить, как Батый… приду на Русь и убью князя их… тут и осядем, и Русью завладеем, тихо и беззаботно заживем». Тогда Русь и весь православный мир впервые в своей истории оказались перед угрозой полного уничтожения (как и сейчас!). В этом контексте значение победы на Куликовом поле обретает уже вселенский и судьбоносный смысл.

Такие же цели ставили перед собой и следующие за Мамаем завоеватели. Скажем, шведский король Карл XII, который намеревался уничтожить православие, заменив его протестантизмом. Наполеон, создавший безбожное (антихристианское) государство, тоже видел врага в православии. Германский император Вильгельм II ненавидел Россию по причине ее приверженности православной вере. Гитлеровские войска несли с собой не только идею геноцида славян, но, прежде всего, принудительного отвращения их от православия к язычеству. Таким образом, война не на жизнь, а на смерть между Московским княжеством и Мамаевой Ордой настолько далеко вышла за рамки своего времени, что не закончилась даже сегодня. Ответом на это предостережение из прошлого и посылом в будущее можно считать слова нашего президента Владимира Путина: а зачем нам нужен такой мир, если в нем не будет России?..

На смертный бой вышли все, кто смог. В поход на Дон выступили отряды и полки из городов и волостей великого княжения Москвы — Коломны, Звенигорода, Можайска, Серпухова, Боровска, Дмитрова, Переяславля, Владимира, Юрьева, Костромы, Углича, дружины Белозерского, Ярославского, Ростовского, Стародубского, Моложского, Кашинского, Вяземско-Дорогобужского, Тарусско-Оболенского, Новосильского, Муромского, Елецкого, Мещерского княжеств, Пскова и Новгорода Великого, а также служилого московского князя Романа Михайловича Брянского. Перед последним переходом к Дону к русскому войску присоединились дружины литовских князей Дмитрия и Андрея Ольгердовичей.

В одном строю стояли и князья, и холопы, и профессиональные воины, и ополченцы, и бояре, и крестьяне. После битвы Дмитрию Донскому донесли о гибели 500 бояр, а из 40 князей пало в сече - двенадцать…

Нашествие Наполеона, Бородинское сражение – там тоже «графья», князья сражались бок о бок с простыми крестьянами. На Куликовом поле зачиналась эта традиция! Притом что до этой битвы русские земли почти полтора столетия стонали под игом Золотой Орды - Русь не предпринимала попыток начать войну за освобождение, и, казалось, народ уже никогда не поднимет голову. Моисею 40 лет понадобилось на то, чтобы вытравить раба из душ соплеменников, и он водил их по пустыне. А русские люди поднялись за веру, за землю - за все то, с чего начинается Родина.

Удивительно, но приходилось читать и слышать, что не было никакого ига, а был некий симбиоз – Руси и Орды, так как, дескать, ордынские законы предписывали веротерпимость к покоренным народам. Это неправда, это были отношения унижаемого и бесправного холопа и беспощадного, жадного хозяина. Так, до середины XIV в. на земли северо-восточной и юго-западной Руси было совершено более 20 военных походов золотоордынцев. Последствия такого нашествия были исключительно тяжелыми. Резко сократилось население, множество людей было убито, уведено в рабство. Многие города оказались уничтоженными, запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Из 74 городов на Руси в XII-XIII вв. около 50 были разорены захватчиками, в 14 из них жизнь в последующем не возобновилась, а 15 превратились в небольшие села. Гардарика (страна городов), как называли Русь варяги, исчезла с лица земли, просто канула в Лету. Учитывая размеры территорий и количество населения тех лет, ущерб и страдания русских людей от монголо-татарского ига вполне сопоставимы с теми разрушениями и народным горем, которые приносили нашей Отчизне войны, развязанные преимущественно Западом, так как именно оттуда совершались все последующие нашествия на Русь.

И еще: ежегодно только Владимирское княжество выплачивало дань Орде сначала 5000 рублей, а потом - и все 7000. А рубль того времени - это 200-граммовый слиток серебра. На Руси не добывали этот металл, его надо было закупать. Дань высасывала из народа все соки. На поле брани, заметим, Нижегородское княжество не смогло выставить боеспособные полки, настолько было обескровлено постоянными набегами ордынцев. Тогда вообще все происходило в условиях еще не сформировавшегося единого русского государства, когда между властителями отдельных русских земель шла неприкрытая борьба за главенство, а ход и итоги этой борьбы определялись в значительной степени извне - политикой Орды и Литвы.

На Куликово поле не пришли рати Михаила Тверского, который выжидал результатов похода Мамая. А также — Олега Рязанского, который формально принял сторону Мамая…

В сознание потомков князь Димитрий вошел, прежде всего, как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли («держателя» – у летописца) как бы отошла на второй план. А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая.

Победа на Куликовом поле потрясла до основания Золотую Орду, ордынцы перестали смотреть на русских как на безответных рабов и данников. После битвы Русь необратимо начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более ослабевала, хотя и продержалась еще целый век.

В укреплении единодержавия великий князь опирался на поддержку святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий явился тем духовным основанием, на котором было создано современное российское общество. Сегодня его назвали бы главным идеологом государства Российского. (Но нынче мы существуем без всяких идеологий, потому и болтаемся в междувременьи как в воде поплавок без грузила.) На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для сражения с полчищами Мамая, Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и поведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности дружин.

Преподобный вознес молитвы к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух Троицких схимников - Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). Зачем он дал этих иноков, коим надлежало пребывать в монастыре, постах и молитвах?

Они стали зримым свидетельством того, что поход благословлен преподобным Сергием. И значит, их ждет не просто сражение, а священная война за веру. И кто погибнет на этой войне, тот получит венец мученика. А кто на войну не пойдет - предатель и богоотступник. «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15.13). Но преподобному явно было известно нечто такое, что нам приоткрылось лишь спустя столетия после битвы…

По обычаю тех времен сражения начинались поединком двух воинов, который имел большое моральное значение. Орда выставила облаченного в броню, при полном вооружении, непобедимого доселе богатыря Челубея, на счету которого было более 300 побед в единоборствах. Со стороны русского войска на бой вышел человек, облаченный не в стальные доспехи, а в монашескую схиму с нашитыми крестами и даже без щита - лишь с одним копьем. Оба на полном скаку ударились копьями, и Челубей замертво упал на землю, а смертельно раненого Пересвета конь донес до русского строя, где он и скончался на руках боевых побратимов. Смерть его видели немногие, и московское войско воспрянуло духом, ордынское же приуныло.

Через шестьсот лет во время путешествия нашей спортивной делегации на Тибет, неожиданно выяснилось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где тибетцы фиксируют важнейшие духовные события. Противником Пересвета был не просто монгольский богатырь, а тибетский монах, освоивший древнейшую практику боевой магии - Бон-по. Причем Челубей достиг вершин посвящения и обрел статус «бессмертного». Возможности такого бойца возрастают за счет привлечения путем магических заклинаний могучих сущностей потустороннего мира - демонов (бесов). В результате он впускает в себя «силу зверя», превращаясь в некий симбиоз человека и беса. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая после смерти не сможет освободиться от этих жутких объятий сил тьмы. Итак, победа Пересвета над Челубеем стала не просто вдохновляющим примером для всего войска: монах-схимник принял вызов темных сил и одолел их.

На Куликовом поле произошло воистину духовное сражение. Армия Мамая воплощала собой вселенское зло, и его нужно было остановить.

В ночь на 8 (21) сентября русские полки форсировали Дон. А утром изготовились к бою, имея за спиной Дон и р. Непрядву: для того, чтобы защитить водными преградами тыл и фланги. Но не только. Решением военного совета при князе Димитрии именно таким образом все пути назад были отрезаны, и стоять надо было только насмерть. (Вспомним 1941-й, политрука Василия Клочкова и его навечно вписанный в нашу историю призыв к воинам: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!..») О самой битве столько написано и сказано, что повторяться не хочется. Остановлюсь лишь на нескольких существенных моментах.

Первый и самый мощный удар принял на себя Передовой полк. Он весь полег под напором ордынской конницы, но с места не сошел. Об него как о скалу разбился ордынский строй и утратил свою первоначальную силу.

А знаете, почему Пересвет вышел на бой не в доспехах, а в одежде схимника? Оказалось, длина его копья была намного меньше, чем у противника. И Пересвет посчитал, что если копье врага ударит его в незащищенную доспехами грудь, то настолько войдет вглубь, что позволит продлить удар своего копья и достанет супостата! Доспехи могли помешать, как утверждают исследователи Куликовской битвы…

Божий человек Пересвет шел на смертный бой – и, смертью смерть поправ, сделал первый шаг к русской победе на поле Куликовом. А за ним в бессмертие шагнуло все воинство. Протоиерей Владимир Силовьев, настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, в котором покоятся мощи погибших героев битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби, говорил, что благодаря Куликовской битве наш народ стал «удерживающим», то есть он позволяет человеческой истории продолжаться, отодвигая конец света.

Битва была поистине народная, и чашу горькую испили все. Народной была и победа. И с тех пор государственной традицией на Руси стала народность. Православие органически вплелось в саму основу государства, стало его духом. Поворот в русской истории, связанный с Куликовской битвой, отмечен утверждением независимости Московской митрополии, а также поучительным уроком смирения великокняжеской власти перед Церковью. На Куликовом поле зародилась будущая Российская империя на принципах, на которых она существовала и на которых только и держится прочно. Самодержавие как эффективная власть государства. Православие как священная душа государства. Народность как могучая сила государства.

Битва получила широкий международный резонанс. Далеко не случайно германский историк XV века, иерарх католической церкви Альберт Кранц назвал эту победу русских «величайшей в памяти людей».

По емкому выражению историка В.О. Ключевского, именно на Куликовом поле родилось Московское государство. Но сейчас, судя по всему, нас ожидает новая Куликовская битва.

И русская земля опять призовет к своей защите и нового преподобного, и второго Пересвета, и, главное, востребует князя-объединителя, князя-защитника… Она уже их требует.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Куликовская битва - одно из важнейших сражений между русским народом и Золотой Ордой. Она является решающей битвой, которая поставила точку в борьбе с тёмным войском Мамая. Сражение закончилось безоговорочной победой русского народа. Дата Куликовской битвы - 8 сентября 1380 года по старому календарю.

Происходили эти страшные события у берегов реки Дон, Красивая Меча и Непрядва, непосредственно на Куликовом поле. Но конкретное место битвы до сих пор досконально не установлено. По этому поводу ведётся много дискуссий среди историков. Искрой для начала данного сражения поспособствовал разгром ордынского отряда Бегича в 1378 году.

Дата Куликовской битвы по новому стилю имеет иную дату.

Русское и ордынское войска

В битве приняло участие огромное количество человек. Со стороны русского войска - до 70 тысяч воинов, со стороны Мамая - до 150 тысяч.

Несмотря на количественное превосходство противника, потери русской армии составили около 20 тысяч человек, в то время как Орда потеряла практически всё своё войско. Те, кто выжил, попали в плен либо спасались бегством.

Сбор русских отрядов состоялся в Коломне 15 августа. Всё войско выдвигалось из Москвы по трём разным путям.

Когда вся армия приехала в точку сбора - Коломну - князья сформировали боевой порядок. Центральный полк был под командованием Дмитрия Донского, правый фланг взял на себя Владимир Андреевич, а левый фланг достался Глебу Брянскому.

Причины битвы

Исходя из древних источников, формальным поводом для Куликовской битвы послужило то, что ордынский хан потребовал увеличить размер дани. Мамай пошел на этот шаг, так как рассчитывал, что сможет договориться с князем литовским Ягайло и Рязанским Олегом об объединении сил против Московского княжества. Хан ошибся в расчётах, по которым предполагал, что Донской займёт со своим войском оборонительные позиции. Дмитрий, понимая всю опасность ситуации и возможность объединения Мамая и Ягайло, решил вывести войско на устье Лопасни. Дата Куликовской битвы стала одним их самых значимых событий в военной истории.

Из-за того что для битвы с Мамаем к войску Донского присоединилось также несколько полков из других городов, хан оказался в трудной ситуации. Приближённые к Мамаю люди предупреждали, что его армия ослабла и у нее недостаточно сил для борьбы. Это не остановило Мамая. Таким образом, он выделил большую часть денег для найма военных из других городов. Вследствие этого в битве приняло участие большое количество наёмников, таких как генуэзская пехота, черкесы и другие. На флангах в момент битвы находилась конница орды. Участие в бою Мамай не принимал, а наблюдал с соседнего холма с двумя тёмными князьями.

Указать точную цифру количества человек в рядах орды сложно. Есть несколько оценок учёных по этому поводу. Б. Урланис утверждает, что войско Мамаево насчитывало около 60 тысяч человек. Другие учёные, такие как Тихомиров, Черепнин и Буганов, доказывают, что их было гораздо больше, а именно 100-150 тысяч военных.

Подготовка к битве

Какая дата Куликовской битвы, обязан знать каждый человек, так как она очень важна для истории россиян. Подготовка к сражению также была весьма серьёзной. Перейдя берег Дона, русское войско уничтожило за собой мосты. Это было сделано с той целью, чтобы обезопасить себя от удара с тыла.

Накануне битвы командиры сделали обход всей армии, дабы проверить полную боеготовность. В то же время разведчики подбирались как можно ближе к противнику, анализировали его и свои позиции.

Дата Куликовской битвы - это сражение, которое помнит не только каждый взрослый, но и ребёнок, проживающий в России.

Хитрость Донского

Дмитрий Донской пошел на небольшую хитрость, тем самым подставив под удар своего соратника. Перед началом битвы он поменялся с Бреноком одеждой. Вследствие чего сам Дмитрий получил возможность совершить больше манёвров для ведения битвы, а значительная часть орды охотилась на переодетого в князя Бренока. Во время битвы Бренок был убит, а рядом с ним крутилось большое количество боярынь, которые безуспешно пытались его защитить.

Дата Куликовской битвы - это начало ожесточённого боя, который, безусловно, никогда не забудется и навсегда останется в памяти всех россиян.

Ход битвы

Утром 8 сентября погода была совсем неподходящая для битвы. Стоял туман, и лил дождь. Из-за этого войска были вынуждены стоять до того, пока не рассеется туман. Тем временем князья продолжали обход войск, попутно держа связь с Дмитрием. В роли связи выступало перестукивание копьями. Примерно к 12 часам погода улучшилась, и на поле появились татары. Первыми удар на себя приняли передовые отряды. Случались небольшие сражения. Дмитрий сначала принимал бой в сторожевом полку, а позднее перебрался в большой полк. Основные силы татары бросили на удар по левому флангу, который оторвался от центрального большого полка. Силы левого фланга устремились в бегство к реке Непрядве.

Татары погнались за ними, создавая опасность для тыла русской армии. Войска, которые находились у реки и охраняли тыл, нанесли решающий удар по отрядам орды. Татары были загнаны в реку, где и были убиты. Удар в тыл был удачно отбит. В конечном итоге, понимая ужас ситуации, Мамай бежал с небольшим количеством войска. Также силы, которые остались на поле битвы, спасались бегством к реке.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...