Женитьба на анастасии романовой правитель. Захарьина-юрьева, анастасия романовна

Первая жена Ивана Грозного, Анастасия Романовна , происходила из рода Захарьиных-Юрьевых . Впоследствии они стали зваться Романовыми и положили начало новой царской династии. Точной даты рождения Анастасии не известно. По предположению историков, она могла появиться на свет 2 октября 1530 или 1532 года.

Смерть царицы, которую считали отравленной, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.

Происхождение

Её отец, Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев, был окольничим при Василии III, из-за своей ранней смерти особо ничем не отличившимся, а её дядя состоял при малолетнем Иване IV в качестве опекуна.

Мать Анастасии — Ульяна Федоровна. Её последним приютом стал Вознесенский монастырь Московского Кремля. При постриге, дата которого неизвестна, она взяла себе имя умершей дочери, которую пережила на 17 лет.

Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Романовых, а в 1598 году, после пресечения московской линии Рюриковичей, близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 году первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович - внучатый племянник Анастасии Романовны, внук её брата Никиты.

И.Г. Ведекинд. Портрет первого царя из рода Романовых — Михаила Федоровича

Знакомство и смотрины

Будущий царь с малых лет был дружен с братьями Анастасии, которую увидел только, когда ей исполнилось четырнадцать лет. Девушка славилась не только привлекательной внешностью, но добродетелью и умом и приглянулась юному наследнику престола.

Иван был коронован в 1547 году в шестнадцатилетнем возрасте, и по традиции того времени должен был жениться. По обычаю, устроили смотр всех девушек, подходящих по возрасту. Невест свозили со всех уголков Московского царства.

Относительно выбора невесты Иоанн повторил тот же способ, который был употреблён при первой женитьбе его отца Василия III и который существовал ещё у византийских императоров. По городам разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц - девиц на смотр наместникам; последние из них выбирали лучших и отсылали в Москву, а здесь между ними уже сам царь выбирал себе невесту. Из толпы собранных красавиц Иван Васильевич выбрал Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву. — Сергей Нечаев. Иван Грозный. Жёны и наложницы «Синей Бороды»

Сохранился Чиновный свадебный список бракосочетания царя Ивана IV Васильевича. В него входит Опись шкатулы с драгоценностями царицы Анастасии Романовны :

«Шкатула писана красками желтою, а по ней полосы черны, по сторонам окована. А в той шкатуле 3 скриночки да на верху в похоронке чепи золотые плоские, кресты, зарукавье, 2 пера жемчюжные с каменьи и з жемчюги велики, серги розными образцы цветки с каменьи розными, поясы золотые и жемчюжные, жемчюги которые из дому, образцы золотые, чепи золотые и иное чего, не можно вспомнити, потому что списки тому там же в шкатуле. В той же шкотуле коруна с каменьи различными и з жемчюги. Волосник с окатным жемчюги и с резным каменьем…»

Семейная жизнь

Венчание состоялось в том же году, 13 февраля, и благотворно повлияло на эгоистичного и вспыльчивого Ивана. Мудрая не по годам, кроткая Анастасия Романовна умела направлять неуемную энергию супруга в правильное русло.

«Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом». — английский дипломат Джером Гарсей

Однако, заслужив любовь народа, царица обрела при дворе немало недоброжелателей, которым было не по душе ее влияние на императора. Хотя, она редко вмешивалась в дела Ивана IV, а показывала пример собственным смирением и скромностью. Многим боярам претило служение женщине, равной им по положению. Особенно роптал духовник государя, протопоп Сильвестр, тщетно пытавшийся посеять раздор между супругами. Случалось, что Иван выходил из себя и возвращался к прежней, разгульной жизни, но не надолго. Политика не интересовала царицу, она любила обустраивать быт и заниматься детьми.

>Мастерская Анастасии Романовны

Рачительная хозяйка обустроила на чердаке терема мастерскую, где работала и сама, наравне с другими рукодельницами. Из под ее рук вышло немало плащаниц, пелен, покровцев. Некоторые из них сохранились до наших дней:

Дети

Анастасия Романовна родила шестерых детей, но счастье материнства перемежалось с болью. Первая дочь Анна появилась в 1549 году и прожила около года. Вторая, Мария, родившаяся в 1551-ом, умерла на втором году. В восемь месяцев трагически погиб и долгожданный сын Дмитрий, рожденный в 1552 году. Евдокия радовала родителей с 1556 по 1558 гг. В живых остались лишь сыновья: Иван 1554 года рождения и Федор, увидавший свет в 1557-ом. В будущем именно Федору передаст Иван трон.

  1. Анна (10 августа 1549 - 20 июля 1550)
  2. Мария (17 марта 1551 - 8 декабря 1552)
  3. Дмитрий (Старший) (11 октября 1552 - 4 июня 1553), наследник отца, младенец случайно погиб
  4. Иван (28 марта 1554 - 19 ноября 1581)
  5. Евдокия (26 февраля 1556 - июнь 1558)
  6. Фёдор (11 мая 1557 - 7 января 1598), с 1584 царь.

Смерть и последствия

Всего 13 лет супружества было отведено Анастасии и Ивану. И без того слабое здоровье царицы было подорвано частыми родами и чахоткой, поразившей ее во время путешествия в Можайск на Николин день в 1559 году. Не сумев оправиться, двадцативосьмилетняя императрица преставилась 7 августа 1560 года в Коломенском, где жила с сыновьями после пожара в Москве.

Исследования современных историков показали, что смерть могла наступить по причине отравления — вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ сохранившейся тёмно-русой косы царицы. В значительной концентрации обнаружены ртуть, мышьяк, свинец.

К этой версии склонялся и Иван IV. Во время болезни царицы у царя случилось столкновение с кем-то из советников, которых он и так подозревал в нерасположении к Захарьиным и которые, сo своей стороны, считали Захарьиных главной причиной своего падения. Посему, вслед за похоронами Анастасии последовали преследования бояр и приближенных. Недаром, в послании государя к Курбскому были такие слова:

«…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было».


Князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал, что в смерти жены, вызванной, по мнению Иоанна Грозного, «чародейством», царь обвинил своих бывших советников, священника Сильвестра и А. Ф. Адашева. Доказательств прямых не было, кроме показаний польки Магдалены, тайной католички, жившей в доме Адашева, которые были добыты под пыткой. На совместном заседании Боярской думы и освященного Собора во главе со святителем Макарием, митрополитом Московским, обвиняемые были осуждены.

Со смертью же царицы Анастасии царь стал гневлив и весьма блудлив: «умершей убо царице Анастасии нача царь яр быти и прелюбодействен зело» .


В 1547 году в Московском Кремле происходил своеобразный конкурс красоты. Со всей страны собрались самые привлекательные девушки от 14 лет. Наместники царя заранее отсеяли бОльшую часть претенденток на главный приз. Из полутора тысяч человек, ко двору были допущены только тридцать красавиц. Семнадцатилетний, только что венчанный на царство, государь Иван Четвертый уже успел прославиться крутым нравом. Он широкими шагами проследовал вдоль шеренги испуганных девиц. Ему с тринадцати лет водили женщин для увеселения, но сейчас все было по-другому – Иван выбирал жену.
- Ну-ка, скажи, - обращается он к крошечной девице в массивном кокошнике, - Хочешь ли стать царицей?
Та молчит, не жива, не мертва.
-Робка больно! – резюмирует юный царь, - Уведите!
И тут взгляд Ивана падает на статную девушку в шубке, расшитой бисером. Длинная коса спускается из-под шапочки. Иван вспоминает, что видел ее уже не раз на богослужении, и всегда она была красивее всех девиц в церкви.
Так Анастасия Захарьина была выбрана в жены Царю Ивану, будущему Ивану Грозному.

Царица Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (Анастасия Романова) (1530-1560)

Анастасия родилась в 1530 году в семье окольничьего Романа Юрьевича Захарьина-Кошки, не успевшего чем-либо прославиться из-за ранней смерти. Анастасию воспитывали мать и дедушка, руководивший при дворе царя внешней политикой. Иулиана, мать Анастасии, оставшись вдовой с двумя маленьки дочерьми, пошла к преподобному Геннадию Любимскому и Костромскому, пожаловаться на горькую судьбу.
Старец внимательно посмотрел на заплаканную женщину и сказал:
- Не печалься, ведь быть твоей дочери царицей в Москве!
Бабушка Ивана Грозного, Анна Якшич, прослышала о словах преподобного Геннадия, и, навела справки об Анастасии. Оказалось, что дядя Анастасии приглядывал за будущим царем Иваном Грозным, когда тот был ребенком. Убедившись в хорошем происхождении девушки, Анна Якшич лично привела ее на смотр невест. Николай Карамзин пишет:
Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты.
Так пророчество осуществилось, и род Захарьиных-Юрьевых возвысился.
Бояре из окружения царя не приняли его брак с Анастасией, считая ее недостаточно знатной. Но простые жители Москвы, по утверждению летописцев, сразу полюбили царицу. Она была хороша собой и очень добра со всеми. Из своих средств она всегда помогала бедным.
Не желая отойти от своих привычек, царь Иван Четвертый не отказался от целого гарема любовниц и, вдобавок, пугал жену кровавыми забавами с дикими зверями. Но Анастасия нашла способ утихомирить мужа, надавливая на его суеверные и религиозные страхи. Глядя на Анастасию, Иван Грозный постепенно усмиряет свой нрав. Она заводит дружбу с митрополитом Макарием, и он помогает ей в благотворном влиянии на царя. Вдвоем они уговаривают Ивана Грозного на паломническую поездку. После посещения монастырей, царь один за другим отменяет смертные приговоры, отпускает заключенных и больше не травит шутов голодными медведями.
«Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».
Так написал английский путешественник Дорсет, побывавший в гостях у московского царя.
Естественно, Анастасия не была допущена к решению политических вопросов.
Как пишет историк Валишевский, «влияние Анастасии на царя было преувеличено, как преувеличено все в этой легендарной стране».
Зато она организовала мастерскую, в которой под ее руководством ткали церковную утварь. В управлении мастерской ей помогала ее мать, Иулианна – большая мастерица по вышиванию жемчугом. Удивительным образом, образцы работ из мастерской Ананастасии сохранились до сих пор. На них сохранились даты и описания важнейших исторических событий.
В музеях России хранятся изображения Никиты столпника, плащеница с изображением несения к гробу тела Христа, оригинальная вышивка «Крест на Голгофе» и шитая золотом завеса царских врат.
Несколько произведений из мастерской царицы Анастасии украшают храмы Афона. Афонские старцы попросили их в дар в 1555 году.
У Анастасии родилось шесть детей, большинство из них умерли в младенчестве. В то время многие болезни лечили ртутью и прочими отравляющими веществами, что приводило к смерти пациента. Взрослого возраста достигли только сыновья Федор и Иоанн. Несмотря на плохое здоровье и некоторую умственную отсталость Федора, Иван Грозный возлагал на обоих сыновей большие надежды. В случае своей смерти, он велел организовать опекунский совет при несовершеннолетних царевичах. В этот совет входили большей частью родственники царицы Анастасии.
Здоровье самой царицы было подорвано частыми родами.
Существуют две версии смерти Анастасии Захарьиной.
По версии, полюбившейся литераторам и кинемотографистам, Анастасию украл из Кремля и увез в Можайск Андрей Курбский, родственник царицы по материнской линии. Он насильно сделал ее своей женой. Приближенный царскому двору, князь Курбский с детства был влюблен в Анастасию и всю жизнь страдал, что она вышла не за него. Когда у Анастасии родился царевич Дмитрий, Курбский подарил ей няньку Фатиму. Фатима уронила в воду и утопила новорожденного царевича. С того момента Анастасия ненавидела Курбского, но Иван Грозный ему благоволил по-прежнему. В 1560 году царь был в военном походе. Вернувшись, он забрал жену у Курбского и отравил ее.
Сохранились легендарные послания Ивана Грозного к Курбскому: «…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было».
По другой версии, Анастасия заболела во время великого московского пожара. Он оказал пагубное действие на ее самочувствие, поскольку предыдущий пожар спровоцировал восстание в Москве, и Анастасия была свидетельницей многочисленных убийств. Даже сам Иван Грозный боялся московских пожаров и считал их небесной карой.
Государь сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду – пишет Карамзин.
Анастасию отвезли на лечение в Коломенское, и там она вскоре умерла. Ей не было и тридцати лет. Иван Грозный не поверил, что царица погибла естественным образом. Он под пытками выбивал информацию, кто мог убить его жену. В результате были осуждены Сильвестр и Адашев, бывшие фавориты и советники царя. При жизни царица не скрывала неприязненного отношения к ним обоим.
В 2000 году раскопки захоронения царицы позволили ученым исследовать ее останки. В волосах и одежде царицы обнаружили яд. Заведующая археологическим отделом Кремля Татьяна Панова доказала, что содержание отравляющих веществ в останках гораздо выше, чем при использовании принятой в те годы ядовитой косметики.
Хоронили царицу всей Москвой.
"Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу."
«Бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем» - отметил летописец. В тот день даже нищие отказывались от милости, чтобы полностью отдаться печали.
Смерть царицы оказала на психику Ивана Грозного разрушительное влияние. На ее похоронах, по свидетельствам современников, он рыдал и еле держался на ногах.
«Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной, – пишет историк Карамзин, - Но еще не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!
Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели.»
«Он стал зело блудлив» – говорили в Москве. И не только блудлив, но и страшно жесток и подозрителен. Становление опричнины как раз совпадает с датой смерти Захарьиной-Юрьевой.
Она была погребена в Вознесенском монастыре Московского Кремля. В 1929 году большевики взорвали монастырь, но останки царицы были спасены от уничтожения. Их перенесли в Архангельский собор Кремля.
20 августа 2010 года Глава Российского императорского дома, великая княгиня Мария Владимировна Романова утвердила в честь царицы Анастасии орден для награждения верных дочерей отечества, отличившихся на полезных государству поприщах.

Анастасия Романова (Захарьина-Юрьева) - первая жена Ивана Грозного и мать последнего Рюриковича на русском престоле Федора Иоанновича. Основатель династии Романовых царь Михаил Федорович приходился Анастасии внучатым племянником.

В истории есть персонажи, которые не относятся к числу активных, но самим своим существованием рождают важные, иногда даже судьбоносные, события, касающиеся будущего всей страны. Такова фигура Анастасии Романовой - первой жены Ивана Грозного . Ее смерть стала одним из поводов к развязыванию опричнины, а пришедшие в начале XVII века на смену Рюриковичам, Годуновым и Шуйским цари из незнатного боярского рода Кошкиных-Захарьиных-Юрьевых апеллировали в своем праве на верховную власть к родству с этой царицей.

Происхождение и фамилия .

Анастасия Захарьина-Юрьева.

Анастасия происходила из незнатного боярского рода. В XIV веке на русскую службу двинулось множество иноземцев. Это не было исторической случайностью. Московское государство набирало силу и великие князья нуждались в верных слугах. Именно так, в качестве служилых людей, прибыли на Русь Романовы. Откуда? Вопрос остается открытым. Чаще всего называется два источника их происхождения: Пруссия и Новгород . Сами Романовы впоследствии ссылались на свое западное происхождение, что зафиксировано в Бархатной книге конца XVII века, т.е. тогда, когда эта династия уже укоренилась у власти.

Первым достоверно установленным Романовым был боярин Андрей с неблагозвучным прозвищем Кобыла. Он жил в эпоху Симеона Гордого и ничем особенным современникам не запомнился. От Андрея Кобылы пошли не только Романовы, но и Шереметевы, Колычевы, Неплюевы, Боборыкины, Яковлевы и некоторые другие боярские роды. Сын Андрея Кобылы Федор Кошка - самый заметный представитель этого рода до его возвышения - стал воеводой и дипломатом. Именно его Дмитрий Иванович Московский оставил во главе обороны столицы, когда отправился на Куликово поле для битвы с Мамаем в сентябре 1380 года. У него был сын Иван, который и стал непосредственным предком будущей царицы Анастасии. Он приходился ей прапрадедом. Ни он, ни прадед Захарий Иванович Кошкин, ни дед Юрий Захарьевич, ни отец Роман Юрьевич, как и многие другие Романовы, ничем особенным среди других аналогичных родов не выделялись. Они исправно служили Рюриковичам-Калитичам, ходили в составе московского войска в военные походы, занимали более-менее высокие должности при дворе или в провинции, выполняли различные поручения, участвовали в приемах послов, но таких как они было много.

У будущих Романовых было несколько фамилий и прозвищ, что являлось широко распространенной практикой того времени. Часть из них была образована от прозвищ - Кошкины, часть - от имен предков: Захарьины, Юрьевы. Фамилия «Романовы» более-менее устойчиво закрепилась за представителями этого рода благодаря царице Анастасии, имевшей отчество Романовна.

Она родилась в семье Романа Юрьевича Кошкина-Захарьина-Юрьева, служившего окольничим у Василия III . Дата ее рождения приблизительна - либо 1530, либо 1532 год.

О детстве будущей царицы ничего не известно. Она рано лишилась отца. Роман Юрьевич умер в 1543 году и Анастасия осталась с матерью Ульяной Федоровной. О матери будущей царицы известно мало. Неясно, какого она происхождения и какую фамилию носила до замужества. После смерти мужа, скорее всего, вела жизнь традиционную, замкнутую, а в конце приняла постриг. Ульяна пережила мужа и всех детей, кроме Никиты. Похоронена в Вознесенском соборе Кремля у его северной непочетной стороны.

Вдовство матери вряд ли принципиально повлияло на воспитание будущей царицы. Детьми, а тем более девочками, тогда мало интересовались. Согласно «Домострою», памятнику немного более позднего времени, но отражающему уже сложившуюся традицию, молодая боярышня должна была воспитываться в тереме под строгим надзором женской части семьи. Ее готовили к роли хозяйки, жены и матери. С точки зрения средневекового сознания ни для чего другого женщина не была нужна. Выходить из этой колеи разрешалось только иностранкам: Софья Витовтовна, Софья Палеолог и непосредственная предшественница Анастасии Романовой Елена Глинская пытались сломать эту традицию. Если первые две активно вмешивались в государственные дела, которыми правили их мужья и сыновья, то жена Василия III стала полноправной государыней, опекавшей малолетнего сына Ивана IV. Это был второй, после княгини Ольги в Х веке, случай, когда женщина возглавила Русское государство.

Анастасия не была знакома со своей свекровью. Та умерла еще до ее замужества. Однако печальная судьба их оказалась одинаковой - обе были отравлены.

Царская невеста.

Сохранилось предание о том, что Ульяна после смерти мужа пошла с дочерьми за благословением к старцу Геннадию Любимскому и Костромскому. Пожаловалась ему на свою горькую вдовью долю, а тот посоветовал ей не печалиться, поскольку ее дочь станет царицей.

Согласно обычаю, описанному И. Е. Забелиным, в России существовала идущая из Византии, преемницей которой наша страна себя считала, традиция смотра невест. В случае намерения царя жениться объявлялся сбор всех княжон, боярышень и дворянок как столичных, так и провинциальных. Никто желания девушек не спрашивал и их предпочтения не учитывал. Женитьба рассматривалась семьями претенденток исключительно с политической точки зрения: семья царицы становилась приближенной к первому лицу государства, а это сулило высокие должности и хорошие доходы. Дядя Анастасии Михаил Юрьевич был близок ко двору, предположительно, входил в опекунский совет при малолетнем сироте Иване IV и, возможно, имел свои планы относительно брака племянницы. Тем более что частично реконструированная по черепу внешность Анастасии позволяет предположить, что она была красавицей с правильными мягкими чертами лица, темными глазами и роскошными темно-русыми волосами. Было отчего потерять голову неизбалованному женским вниманием юноше - царю.

Анастасия Романовна
на Памятнике «1000-летие России».

ВЕНЦОМ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ УВЕНЧАННАЯ

В лето от Рождества Христова 2014, в Первопрестольном граде Москве, усердием ревнителей движения “За Веру, Царя и Отечество!” написан образ Благоверной Царицы Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой, супруги Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного

Тропарь, глас 4

Благоверной Царице Анастасии:

Царя земнаго супруга Богом дарованная, / Царю Небесному житием благочестным усердно послужила еси. / Венцем добродетелей, паче венца царского, светло украшенная, / супружества христианскаго образ явила всему миру. / От корене Рюрикова лозою плодовитою процветшая, / славное Романово древо матерински возрастила еси. / Благоверная царица Анастасие, / молитвами твоими испроси у Христа Бога нашего, / народу русскому в Православной вере и служении Царском укоренитися, / и Русь Святую // соборным покаянием воскресити.

Рождение: 1530 или 1532 Смерть: 7 августа (1560-08-07 ) Род: Романовы , Рюриковичи Отец: Захарьин, Роман Юрьевич Мать: Карпова, Ульяна Фёдоровна Супруг: Иван IV (с 3 февраля 1547 года) Дети: Анна Ивановна (дочь Ивана Грозного)
Дмитрий Иванович
Иван Иванович
царь Фёдор Иванович

Царица Анастаси́я Рома́новна Захарьина-Юрьева (Анастасия Романова ; / -) - первая жена царя Ивана Васильевича Грозного , мать царя Фёдора Иоанновича . Смерть царицы, которую считали убийством с помощью яда, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.

Биография

Семья

Анастасия происходила из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми . Её отец, Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев , был окольничим при Василии III , из-за своей ранней смерти особо не отличившимся, а её дядя состоял при малолетнем Иване IV в качестве опекуна . Мать Анастасии, Ульяна Фёдоровна Карпова, была дочерью Федора Ивановича Карпова (окольничего, в 1508-1539 годах руководившего Восточной внешней политикой Российского государства).

Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Романовых, а после пресечения московской линии Рюриковичей в 1598 году близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 году первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович - внучатый племянник Анастасии Романовны, внук её брата Никиты .

Свадьба

Была младшей из двух дочерей. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. Царица Анастасия славилась своей красотой. Будучи очень невысокого роста, она обладала правильными чертами лица, длинными густыми тёмными волосами и, предположительно, тёмными глазами.

Свадьба Ивана Грозного с Анастасией Романовой. Царственная книга.

«Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты» .

Упоминают, что таким образом свершилось пророчество преподобного Геннадия Любимского и Костромского, данное вдове-боярыне Иулиании: «…быть её дочери царицею на Москве» . (Позже св. Геннадий стал крестным дочери Анастасии - Анны).

Женитьба на неровне была плохо воспринята боярами. Например, князь Семен Лобанов-Ростовский обвинил Ивана Васильевича в том, что «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился, у боярина у своего дочерь взял… рабу свою. И нам как служити своей сестре?».

Жизнь в браке

По словам летописцев:

Англичанин Дорсет пишет о ней аналогично: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом ».

Парсуна с изображением Ивана Грозного в зрелом возрасте

Почти не вмешивалась в дела супруга, но заслужила от недоброжелателей сравнение с нечестивой императрицей Евдоксией , гонительницей Златоуста - по аналогии с её неприязнью к Сильвестру . В посланиях к Курбскому царь упрекал бояр в ненависти к Анастасии, которую они сравнивали с Евдоксией; Сильвестру и его друзьям она была «единого ради малого слова непотребна». Курбский, говоря о смерти царице, упоминает о клевете на Сильвестра и Адашева , «аки бы счаровали её оные мужи».

Как и было принято в теремах, занималась рукоделием, вышивая пелены , покровцы , плащаницы , воздухи для церквей. Некоторые из них сохранились по сей день.

Родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве.

Мастерская Анастасии Романовны

Царица активно со своими женщинами занималась вышиванием (см. Древнерусское лицевое шитьё), из её мастерской выходило множество произведений. «В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, которые по вкладным надписям и художественному стилю можно отнести к мастерской Анастасии Романовой. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской» .

Произведения, выходившие из царской светлицы отличает особая «историчность» - связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. «В них нашли отражение, как свидетельствуют даты и вкладные надписи, моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Эти произведения знаменуют собой целую эпоху в художественной жизни Москвы» .

Среди них:

  • надгробные покровы святителя Ионы, митрополита Московского (ГММК),
  • преподобных Кирилла Белозерского (ГРМ)
  • Никиты, столпника Переяславского (ВСМЗ)
  • плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу (ПИАМ)
  • хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Троицы, святых Димитрия Солунского, Никиты Воина (ГТГ, ПЗИХМЗ, КБМЗ)
  • завеса царских врат с изображением Господа Иисуса Христа Великого Архиерея с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах (Хиландарский мон-рь, Афон), отправленная царем в числе др. даров в 1555 г. афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское свое имя монастырь их Хиландар».

К созданию произведений привлекались знаменщики-иконописцы разных направлений: «исконно московские (покров „Святитель Иона, митрополит Московский“, хоругвь „Великомученик Димитрий Солунский“), т. н. макарьевской школы (покров „Преподобный Никита, столпник Переяславский“), псковичи (плащаница (ПИАМ)), южнослав. мастера (покров „Голгофа“ (СПГИАХМЗ)), что сыграло свою роль в процессе сложения общерусской культуры» .

Смерть

Её здоровье было подорвано частыми родами и болезнями. В 1559 году она серьёзно заболела. Во время этой болезни у царя случилось столкновение с кем-то из советников, которых он и так подозревал в нерасположении к Захарьиным и которые, с своей стороны, считали Захарьиных главною причиною своего падения.

Из-за московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре скончалась.

Версию об отравлении Анастасии поддерживает исследование её останков, проведённое в 2000 году по инициативе заведующей археологическим отделом музеев Кремля Татьяны Пановой. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ сохранившейся темно-русой косы царицы. В значительной концентрации обнаружены , мышьяк , свинец . По оценкам учёных такого количества ртути, которая была главным ядом той эпохи, не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики (для которой типично было высокое содержание соединений ядовитого металла) . «Ртуть зафиксирована не только в волосах, где она оказалась в огромном количестве - 4,8 миллиграмма (в перерасчёте на 100 граммов навески), но и в обрывках погребальной одежды (0,5 миллиграмма) и в тлене (0,3 миллиграмма).» Поднимался вопрос о реконструкции портрета царицы по черепу, но он оказался в недостаточно хорошем для этого состоянии .

Была похоронена в кремлевском Вознесенском монастыре. На её похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем» . На похоронах Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах". Всю жизнь он вспоминал об Анастасии с сожалением и сравнивал с ней последующих жен.

«Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной. Анастасия еще родила сына, Феодора, и дочь Евдокию; цвела юностию и здравием: но в июле 1560 года занемогла тяжкою болезнию, умноженною испугом. В сухое время, при сильном ветре, загорелся Арбат; тучи дыма с пылающими головнями неслися к Кремлю. Государь вывез больную Анастасию в село Коломенское; сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду, лазили по кровлям. Сей пожар несколько раз возобновлялся и стоил битвы: многие люди лишились жизни или остались изувеченными. Царице от страха и беспокойства сделалось хуже. Искусство медиков не имело успеха, и, к отчаянию супруга, Анастасия 7 Августа, в пятом часу дня, преставилась... Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни Духовенству, ни Вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали. Иоанн шел за гробом: братья, Князья Юрий, Владимир Андреевич и юный Царь Казанский, Александр, вели его под руки. Он стенал и рвался: один Митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напоминать ему о твердости Христианина... Но еще не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!
Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели, как увидим в следующей главе» .

Последствия кончины

Единственный выживший сын Анастасии - царь Фёдор

Смерть Анастасии Романовны, наступившая при обстоятельствах, позволяющих предположить отравление, стала причиной резкого психологического кризиса Ивана Грозного; подозревая окружающих в её убийстве, он начал первую заметную кампанию террора против бояр и ближних советников (до 1560 года отношения Ивана с высокопоставленными придворными были уже достаточно напряжёнными, но только с этого времени принято говорить о переходе к террору).

Свадьба Ивана Грозного с Анастасией Романовой.
Царственная книга.

Анастасия Романовна (?-1560) - московская царица, первая жена Ивана Грозного . дочь боярина Р.Ю. Кошкина-Захарьина-Юрьева. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. В 1547 году была выдана замуж за только что венчанного на царство Ивана IV. Была выбрана самим царем из большого количества претенденток, свезенных со всей России. имела большое влияние на царя; по словам летописцев, "предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели". Уже в юности славившийся своей необузданностью, Иван слушался Анастасии Романовны и был верен ей до самой ее смерти. В 1559 году она заболела. Из-за московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре и скончалась. В браке с Иваном родила трех сыновей и трех дочерей: Дмитрия, анну, Ивана, Марию, Федора и Евдокию.

АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА - московская царица, 1-я жена Ивана IV Васильевича Грозного, младшая из двух дочерей окольничего, а затем боярина Р. Ю. Кошкина-Захарьина-Юрьева от брака с княжной Ульяной Федоровной Литвиновой-Мосальской. Отец царской невесты был ничем не примечательным человеком. Зато ее дядя состояля при малолетнем Иване в качестве опекуна, так что великий князь знал семью невесты с детства. В 1547 г. была выдана замуж за только что венчанного на царство Ивана IV. Была выбрана самим царем из большого количества претенденток, свезенных со всей России. По словам летописцев, «предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели». Уже в юности славившийся своей необузданностью, Иван слушался А. Р. В этом браке у них было шестеро детей, но лишь двое остались живы. Старшие девочки - Анна и Мария - умерли, не достигнув и года. Царевич Дмитрий Иванович умер через полгода из-за нелепой случайности. Второго сына, царевича Ивана Ивановича, А. Р. родила 28 марта 1554 г. Еще через 2 года у нее родилась дочь Евдокия. Сын выжил, а дочь умерла на третьем году жизни. Третий сын в царской семье родился 31 мая 1557 г. Здоровье А. Р. было к тому времени подорвано частыми родами, ее одолевали болезни. Последний ребенок, царевич Федор Иванович, оказался поэтому болезненным и слабоумным. В 1559 г. она серьезно заболела. Из-за московского пожара 1560 г. царицу увезли в с. Коломенское, где она 7 августа в 5-м часу утра и скончалась, не дожив до 30 лет. А. Р. похоронили в кремлевском Вознесенском монастыре. На ее похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем». В дела мужа она почти не вмешивалась. Неблагожелатели Захарьиной любили сравнивать ее с нечестивой императрицей Евдокией, гонительницей Златоуста. В этом сравнении заключался намек на неприязнь царицы к Сильвестру. Отношения супругов нельзя назвать безоблачными, особенно к концу жизни царицы. Молва о предосудительном поведении царя проникла в летописи: «Умершей убо царице Анастасии нача царь яр быти и прелюбодействен зело». И все-таки царь был привязан к первой жене и всю жизнь вспоминал о ней с любовью и сожалением. На похоронах ее Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах».



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...