3 вида памяти человека. Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод : были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления — это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как протекает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г. Э. Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

С развитием объективного исследования поведения животного область изучения памяти была существенно расширена. В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов . Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса “учения” у животных составили основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.

Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л. С. Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

И лишь за последние 40 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем .

Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти одним из наиболее богатых в психологической науке. Многие из перечисленных теорий и в настоящее время существуют на уровне гипотез, однако ясно одно, что память — это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
  • по характеру психической активности , преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
  • по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
  • по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с.

  1. Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем — лишь воспоминание о том, что оно было.
  2. Поводите карандаш или просто палец взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.
  3. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Последите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память

Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается 5-6 последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.

Долговременная память.

Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит несколько десятых секунд, вторая — несколько единиц хранения. Однако какие-то границы объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что практически можно считать, что емкость памяти человеческого мозга не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро.

Оперативная память

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

Двигательная память

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, “золотые руки”.

Эмоциональная память

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Эмпатия — способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою книги основана на эмоциональной памяти.

Образная память

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память

Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Произвольная и непроизвольная память

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную . Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования.

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:
- зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
- слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
- вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
- обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
- тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло ком натной отопительной батареи).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Прак тическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Этот вид памяти воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный. Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников. Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая , или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться. Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память.

Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает. В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти - запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече. Следует отметить, что сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:
- иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
- эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях. Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Исследования П. имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальтпсихологией. В психоанализе была предпринята попытка объяснения явлений забывания "вытеснением" неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания. Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Роль социокультурных факторов в формировании высших форм П. человека выявили французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. Наряду с запоминанием произвольным изучались также процессы запоминания непроизвольного. Так, П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды П. - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. Заметное влияние на постановку проблемы П. оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками вычислительных устройств. При психологическом анализе П. важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационно-потребностной сферы человека может изменяться его отношение к своему прошлому, вследствие чего одно и то же знание может по-разному храниться в П. человека.

Память - когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов (Р. Аткинсон, А. Бэддели, П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт).

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Две тысячи лет спустя французский философ и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель "гидравлической" модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению "жизненных духов", что сопровождается формированию навыков - т.е. запоминанием. Позже - уже в 19 и начале 20 веков - в связи с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы память трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия перечисленных выше устройств.

Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии. В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).

Виды памяти

Традиционно психологи, которые традиционно первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

  • двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений;
  • образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);
  • словесно- логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;
  • эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.
  • Не произвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.
  • Произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

Существуют и другие классификации видов памяти:

  • Непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.
  • Оперативная. Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.
  • Долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически.
  • Долговременная память подразделяется на:
    а) генетическую память - это все то, что накопили наши предшественники.
    б) наследственную память - память ближайших родственников.

Память – это свойство запоминания, хранения и воспроизведения информации. Она представляет собой огромное хранилище, но реально используется не более 10 %. Это указывает на то, что важны не только процессы памяти, но и процессы забывания.

Вся информация, которая воспринимается человеком, имеет свойство со временем забываться. Это проявляется в невозможности узнать кого-то, припомнить что-либо или в виде ложного узнавания, припоминания. В ряде случаев забывание становится великим благом, например память на неприятные события. В полной мере это отражено в мудром восточном изречении: «Счастью память отрада, горю забвение друг».

Существует интересный способ забыть о неприятностях - в прямом смысле этого слова, просто оставить их за дверью. Это объясняется тем, что наша память привязана к внешнему окружению и поэтому при переходе из одной комнаты в другую, многие забывают, куда они шли и что хотели сделать до этого. Для того чтобы вспомнить то, что вы хотели сделать необходимо просто вернуться туда, где вы впервые об этом подумали. Забавно, но когда мы переходим из одного помещения в другое, дверной проем делит и нашу память, оставляя за дверью мысли о том, что мы собирались сделать или сказать.

По форме проявления различают образную, эмоциональную и словесно-логическую память.

Образная память – это способность воспроизводить образы, основанная на таких органах чувств, как зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

Эмоциональная память - это воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния. Она характеризуется высокой скоростью запоминания и устойчивостью. Более легко воспроизводится в памяти эмоционально окрашенная информация. Серая, скучная информация усваивается намного труднее и быстро стирается из памяти.

Словесно-логическая память - это память на информацию в словесной форме. В сочетании зрительные образы и слова, используемые для улучшения памяти, являются более мощным средством запоминания.

У каждого из нас, наверняка, найдутся даты, фамилии, которые мы не можем запомнить. В этом случае помогут ассоциации, но подбирать их надо тщательно, чтобы потом не ломать голову над «лошадиной фамилией».

Особый интерес представляет собой мнемоника, от греческого - искусство запоминания. Каждый из нас без труда воспроизведет в памяти все цвета радуги, а все потому, что каждый охотник желает знать, где сидит фазан... Это и есть мнемоническая память - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации.

По продолжительности выделяют мгновенную (иконическую), кратковременную и долговременную память.

Мгновенная (иконическая память) - рассчитана на сохранение информации только в момент ее восприятия органами чувств. Данный вид памяти имеет большую емкость, быстро угасает во времени, сознательно не контролируется, переводит информацию в кратковременную память.

Кратковременная память характеризуется коротким временем хранения и теряется при получении новой информации. Хороший пример являют собой студенты во время сессии... Интересная особенность памяти студента: не знал, но вспомнил.

Долговременная память хранит всю информацию о том, что мы знаем и умеем, и забыть это очень сложно.

Нарушение памяти можно перепутать с нарушением концентрации внимания. Если голова забита «посторонними делами», зачастую бывает трудно сконцентрироваться на окружающем и на новой, не интересующей информации. Поэтому в данном случае речь идет о нарушении концентрации внимания, а не о памяти.

В том случае если вы испытываете тоску, апатию или находитесь в состоянии стресса, память может сыграть с вами злую шутку, так как эмоции негативно сказываются на запоминании, хранении и воспроизведении информации.

Пожилые люди не отличаются хорошей памятью и это вполне закономерно. По мере старения внимание становится более рассеянным, и возникают трудности при запоминании имен, названий, новой информации. Но это ни в коем случае не является преградой для повседневной и общественной жизни, так как все личностные и социальные характеристики человека остаются неизменными. В основном из памяти исчезают детали, которые относятся ко времени и пространству, например, бабушка забыла, куда положила свои очки, или как зовут ее старого приятеля, кому сегодня должна была перезвонить и т.п.

Снижение памяти с возрастом абсолютно не имеет ничего общего с ослаблением ума. На самом деле, пожилые люди без особого энтузиазма воспринимают новшества, отмахиваясь и упоминая про возраст. Но вы только посмотрите, насколько лихо усваивают забывчивые старушки, как обращаться с сотовыми телефонами, когда это становится им нужно!

Существует достаточное количество методик и приемов для улучшения памяти, так, например, лучший способ запомнить день рождения жены - один раз его забыть...

1. Постоянно занимайтесь самообразованием.

2. Читайте, чем больше вы читаете, тем лучше. Учите наизусть и пересказывайте.

3. Решайте логические задачи, разгадывайте кроссворды и ребусы.

4. Исключите никотин и алкоголь.

5. Широко используйте различные виды напоминаний: таймер, будильник, записки на видном месте, оставляйте у входа те вещи, которые нужно взять с собой при выходе.

6. Занимайтесь спортом и ежедневно гуляйте на свежем воздухе, приток кислорода к головному мозгу, еще никому не повредил.

И помните, что хорошая память – это когда не помнишь плохого!

Память представляет собой процесс, который протекает в психике человека, благодаря чему осуществляется отображение, сбережение и накапливание материала. В психологии определение памяти - это способность мозга запоминать, воссоздавать и хранить опыт. Этот процесс дает возможность человеку вспоминать события и переживания прошлого времени, думая сознательно о его ценности в личной истории, а также осмысливать эмоции и чувства, связанные с этим.

Этот процесс помогает тому, что человек становится способен расширять собственные познавательные способности. в психологии имеют сложную структуру, которая состоит из процессов, обеспечивающих восприятие информации и фиксирование ее. Это очень сложный процесс, при котором осуществляется накапливание, восприятие, систематизация, хранение и моментальное воспроизводство полученной когда-то информации.

Память

Это определение возможностей индивидуума запоминать, забывать, воспроизводить и сохранять информацию личного опыта. Данное свойство помогает человеку моментально перемещаться во времени и пространстве. Есть разные теории, в которых имеется собственный взгляд на это понятие. Ассоциация является ключевым понятием в ассоциативной теории. Она осуществляет в памяти соединение частей полученного материала. Когда человек воспоминает что-то, он ищет связь между данными материалами, а также теми, которые необходимо воспроизвести.

Ассоциативные законы памяти в психологии: схожесть, контраст и смежность. Схожесть проявляется в запоминающемся материале, который потом воспроизводится посредством связи с аналогичным сходным материалом. Контраст происходит если материал, который нужно запомнить, разительно отличается от сохраняемого. Смежность выражается в том, что поступающий материал запоминается из-за с предыдущего материала.

Виды

Это многоуровневый и многофункциональный процесс. Такая сложность предполагает возникновение нескольких его видов. Рассмотрим классификацию памяти в психологии.

Образная память

Образная память является процессом запоминания образов, сформированных на основании данных сенсорных систем. Функции памяти в психологии в образном процессе:

  • зрительная (фиксация образов людей или предметов, с которыми происходил часто контакт);
  • вкусовая (различные вкусы, которые когда-то человек ощущал);
  • слуховая (звуки, которые человек когда-то слышал);
  • обонятельная (запахи, с которыми индивид может ассоциировать определенное воспоминание);
  • тактильная (касательные ощущения, напоминающие о людях или предметах).

Двигательная память

Рассматривая свойства памяти в психологии, стоит также упомянуть двигательную. Это вид, с помощью которого человек учится запоминать танец, управлять велосипедом, плавать, играть в игры, проделывать разные целесообразные движения и любую трудовую деятельность.

Эмоциональная память

У этой в психологии следующие: способность помнить переживания страха, чувства, помнить эмоции, а также их относительность к определенной ситуации в конкретный момент. В случае если бы у человека отсутствовал такой психический процесс, он стал бы «эмоционально тупым» (определение состояния индивидуума, в котором он смотрится неинтересным, непривлекательным для окружающих, роботоподобным объектом). Способность выражать эмоции - это основа психического здоровья.

Имплицитная

Это память взрослого человека и ребенка на неосознаваемую информацию. При этом запоминание происходит вне зависимости от сознания, замкнуто и прямому наблюдению недоступно. Этот процесс осуществляется с необходимостью найти решение в определенной ситуации, но тогда даже знания, имеющиеся у человека, осознанию не поддаются. Примером этого процесса является то, что в процессе социализации человек воспринимает нормы общества абсолютно, и в своем поведении руководствуется ими, не осознавая при этом теоретические принципы.

Эксплицитная память

В данном случае применимо такое определение памяти в психологии - это сознательное использование полученных знаний. Они припоминаются, извлекаются, когда присутствует необходимость в решении определенной задачи, используя данные знания. Этот процесс может быть произвольный и непроизвольный. В последнем процессе от образов остаются следы, возникшие автоматически, бессознательно. развито больше в детстве, оно слабеет с возрастом.

Словесно-логическая память

Это память, в психологии определение которой подразделяется на мысли, суждения и слова. Она также бывает логической и механистической. Последняя в себя включает запоминание материала благодаря его регулярного повторения, когда осознание смысла информации отсутствует. Логическая составляет связи по смыслу в запоминаемых объектах. Память бывает 2-х видов за уровнем понимания запоминаемого материала: эксплицитная и имплицитная.

Произвольная память

Произвольная память - это определение в психологии, отвечающее за целеустремленное запоминание образа. Относительно продолжительности во времени ее разделяют на кратковременную, мгновенную, долговременную, оперативную.

Мгновенная память

Ее также называют сенсорной, выражается в удержании информации, которая была воспринята сенсорными анализаторами. В свою очередь, она разделяется на эхоическую и иконическую.

Эхоическая память

Это послеобразная память. В ней находятся образы каких-то 2-3 секунды после того, как возник слуховой раздражитель.

Иконическая

Это определенный сенсорный регистратор визуальных раздражителей. При помощи нее фиксируется информация в общей форме. Человек не различает никогда объекты окружающей среды и иконическую память. Если иконическая информация вытесняется информацией другого типа, визуальное ощущение становится восприимчивей. Если материал поступает человеку слишком быстро, случается наслаивание информации над той, которая держится все еще в памяти, и уже перешла в долговременную память. Называется это эффектом обратной маскировки.

Кратковременная память

Зачастую, когда проводят тест на память, речь идет именно о кратковременной. Она способствует запоминанию образов после кратковременного, однократного их восприятия и моментальному воспроизведению. В этом процессе имеет значение общее число стимулов, которые воспринимаются, а также физическая природа, но в счет не принимается их информационная нагрузка.

Эта память имеет формулу, за ней определяется число запомненных объектов. Звучит она, как «7±2». Когда человеку показывают стимульный материал с изображением определенного числа предметов, он способен запомнить из них пять или девять объектов за 30 секунд.

Биологическая

Биологическая (генетическая) память объясняется механизмом наследственности. Имеется в виду владение человеком некоторых паттернов поведения, свойственных людям в ранние периоды эволюции, что демонстрируется в инстинктах, рефлексах.

Долговременная память

Она может хранить следы образов длительное время и дает возможность использовать их потом в будущей деятельности. За счет такого запоминанию человек может копить знания, которые он может потом извлекать. Это можно делать по своему желанию или с помощью гипноза при вмешательстве в мозг и память.

В зависимости от исследовательской целевой деятельности есть особенные виды данного психического процесса: эпизодическая, биологическая, репродуктивная, ассоциативная, автобиографическая, реконструктивная.

Тренировка памяти

Тренировка происходит в тот момент, когда люди ее даже не замечают, о чем нам говорят многочисленные книги по психологии и памяти. Восприятие, относящееся к запоминанию списка продуктов, которые следует приобрести в магазине, дат рождения, имен знакомых - это все считается тренировкой. При этом для развития есть упражнения более определенные, способствующие самому лучшему запоминанию, а также концентрированию на развитии таких способностей. В случае если развивается память, вместе с ней развиваются и остальные психические процессы (восприятие, мышление, внимание).

Механизмы памяти в психологии

Известные механизмы памяти подразделяются на смысловые (логические) и механические.

Логическое направлено на смысл полученной информации. Предлагается при этом усиленная работа мышления. Второй вид запоминания связано с формой полученной информации: звуки, слова, образы. Смысловое содержание материала при запоминании своего значения полностью не теряет, но отходит словно на 2-й план.

Это заучивание движений, текста стихотворения, номеров телефонов. Стоит отметить, что в практической деятельности сложно провести грань между механическим и логическим запоминанием. Это отлично видно на наиболее популярном приеме запоминания — повторении.

Сегодня существует огромное количество тестов на память, которые можно всегда пройти онлайн. На развитие ее есть упражнения, самые распространенные из которых мы опишем в статье.

Развитие у взрослых памяти

Упражнения могут быть самыми разными. Особенно популярным упражнением считаются которые способствуют развитию внимания, периферийного зрения, зрительной памяти, скорочтения и наблюдательности. Зрение, ища идущее последовательно числа, фиксирует лишь несколько ячеек, таким образом запоминается место необходимой ячейки, а также ячеек остальных чисел.

Развитие фотографической памяти

Такое упражнение по методу Айвазовского заключается в том, чтобы смотреть на протяжении 5-ти минут на определенный объект. Далее нужно закрыть глаза и образ этого объекта восстановить в голове предельно четко. Кроме того, данные образы можно нарисовать, что только поможет улучшить действенность упражнения. Его следует выполнять время от времени, чтобы визуальная память хорошо развивалась.

«Игра в спички»

Данное упражнение помогает тренировать визуальную память. Для этого следует на стол положить 5 спичек, и долгое время на их месторасположение, далее отвернутся, еще взять 5 спичек и на другой уже поверхности попробовать воссоздать расположение тех, которые удалось запомнить.

«Римская комната»

Данное упражнение способствует развитию способности структурирования полученной информации, при этом при помощи него тренируется также визуальная память. Следует запоминать последовательность различных предметов, их цвет, детали, формы. В итоге тренируется и запоминается больше информации.

Также существуют упражнения, направленные на тренировку слуховой памяти.

Упражнения на ее развитие у взрослых должны подчиняться строгим правилам. Начальное упражнение - чтение вслух. Особенности памяти в психологии отличаются тем, что, когда человек озвучивает материал, который запомнил, он развивает собственный словарный запас, улучшает интонацию, дикцию, улучшает возможность придавать яркость и эмоциональную окраску своей речи. Кроме того, лучше запоминаются слуховые компоненты прочитанного. Нужно читать легко, словно просто разговариваешь.

Существуют некоторые правила: нужно проговаривать слова четко, с определенной расстановкой, произнеся выразительно каждое слова, окончание не «съедать», произносить текст, будто это слова оратора или дипломата, выкладывающего свои мысли по серьезному вопросу. При этом если, придерживаясь правил, читать не менее 10 минут ежедневно, можно уже через один месяц заметить хорошие результаты в слуховой памяти и ораторских способностях.

Ежедневное изучение стихотворений является простым и хорошим способом в тренировке. Изучая стихотворение, следует понять его смысл, а также выделить приемы, использованные автором.

Слуховая память отлично развивается за счет подслушивания. Попав в место, полное людей (на улице или в транспорте), необходимо сосредотачивать свое внимание на разговоре между собой других людей, информацию осмысливать, пытаясь ее запомнить. Далее, придя домой, услышанные разговоры проговорить с соответствующей интонацией, а также вспомнить выражение лиц тех людей, которые разговаривали. Упражняясь таким образом очень часто, можно научиться текст воспринимать бегло на слух, стать гораздо чувствительнее и внимательнее к тону и интонации.

В сегодняшнем мире практически все привыкли, что у них всегда есть под рукой планшет, телефон, органайзер, где хранится нужная информация и которую можно всегда там подсмотреть. Работа, перегружение ненужной информацией процесса запоминания, неумение систематизировать эту информацию приводит к ослабеванию развития памяти. Хороший пример - разведчик, который не может на телефоне сохранить карту, план операции, у него времени на листание записной книжки нет. Вся нужная информация должна у него храниться в голове, любые детали для того, чтобы в необходимый момент воспроизвести их четко.

Развитие памяти

Это огромный плюс личности человека на работе и в повседневной жизни. Изучение памяти в психологии ценится тем, что в большинстве профессий она является огромным преимуществом, которое помогает достигать на работе больших свершений и принимать на себя большую ответственность. Есть определенные способы, подходящие для развития этого процесса. Чтобы запомнить что-то, нужно сосредоточиться на самом материале, на процессе. Необходимо осмысливать информацию, подыскивать в ней параллели относительно своего опыта. Чем больше шансов есть установить эту связь, тем запоминание будет лучше.

Если необходимо вспомнить определенный элемент, к примеру, телефон, имя, номер, не стоит бросаться сразу в интернет или блокнот за ответом. В течение двух минут необходимо абстрагироваться от внешнего, посмотреть в глубины собственного мозга и попытаться самому вспомнить.

Если необходимо запомнить что-то важное, следует воссоздать в голове какой-то образ относительно этого, очень яркую ассоциацию. Мозг гораздо легче запоминает что-нибудь оригинальное, благодаря чему будет легче вспомнить необходимую вещь. Для того чтобы проще запоминать числа, следует их разбивать на группы, или создать ассоциации, как в прошлом методе.

Эффективным методом развития считается тренажер, развивающий когнитивные способности, который называется «проект Викиум».

Чтобы что-то хорошо запомнить, необходимо после восприятия информации ее проговорить, потом ее кому-то пересказать, так будет намного легче запомнить, а также лучше понять смысл сказанного.

Простым методом является решение простых арифметических задач в уме.

Кроме того, легким способом развития запоминания считается прокручивание событий дня в голове. Это желательно делать перед сном в конце дня, воссоздавая все эпизоды и детали, переживания, чувства, эмоции. Кроме того, следует дать оценку собственным действиям и поступкам.

Понимание смысла текста предполагает эффективное запоминание. Очень невыгодно заучивать материал механически, не пересказывая его.

Чтобы эффективно развить память, следует приучить себя повторять всю новую информацию. Изначально для запоминания нужно будет много раз повторять, после этого мозг будет очень развит для того, чтобы быстрее запоминать информацию.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...