А.Чехов "Душечка". Глубокий смысл произведения А

Глубокий смысл произведения А. П. Чехова "Душечка"

Удивительно переплетаются в творчестве Антона Павловича Чехова сатира и глубокая человечность.

Что может быть смешнее Душечки - душевно ленивой, начисто лишенной самостоятельности мысли и чувства? Писатель рассказывает о ее жизни невозмутимо спокойным тоном, но это еще больше усиливает сатирическую остроту повествования. Тончайшими средствами раскрывает он образ человека, почти механически, как эхо, повторяющего чужое мнение. Мы читаем о первом браке героини: “После свадьбы жили хорошо. Она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы...”

И как будто вполне серьезно звучит это чеховское “жили хорошо”. Но “счастье продлилось недолго”. Оленька овдовела. Горевала искренне и бурно, но недолго. Вскоре опять вышла замуж. “Пустовалов и Оленька, поженившись, жили хорошо...” Только она теперь сидит не в кассе увеселительного сада, а на лесном складе. И одно только подчеркнуто монотонное, дословно повторяющееся “жили хорошо”, одинаковое и для первого и для второго брака, тонко, незаметно и настойчиво намекает на однообразие, мнимую заполненность жизни Душечки, удовлетворенной маленьким, жалким счастьем.

Характерная чеховская деталь: ее первый муж, содержатель увеселительного сада, все время страдает из-за погоды - раз дождь, не будет посетителей. И по поводу первого дня медового месяца автор как бы мимоходом замечает: “Он был счастлив, но так как в день свадьбы и потом ночью шел дождь, то с его лица не сходило выражение отчаяния”. А потом уже следуют строки о том, что “жили хорошо”.

Чехов умеет неожиданно повернуть слово, определение, образ так, что похвала вдруг оборачивается насмешкой, одобрение - иронией, благополучие оказывается застоем, а счастье - дремотным существованием.

Однако ошибся бы тот, кто свел бы все содержание “Душечки” к убийственной издевке и разоблачению.

Героиня остается одна. Раньше, когда она была женой управляющего складом, ей снились горы досок и теса. А теперь она глядит безучастно на свой пустой двор. И такая же пустота - в ее сердце. Ей нечем жить, у нее нет мнений. А она не может без привязанности, без человека, которому она отдала бы без остатка свою маленькую душу. При всей духовной ограниченности она все-таки человечнее своих деловых, вечно озабоченных, занятых суетных спутников жизни - проклинающего дождь и разорение Кукина, степенного лесоторговца, ветеринара, умеющего говорить только о болезнях и бойнях.

И когда у нее поселяется чужой ребенок, она сразу же испытывает к нему, как к родному, матерински теплое чувство, смотрит на него с умилением, жалостью, любовью и восторженно повторяет вслед за ним: “Островом называется часть суши...” Это, пишет Чехов, “было ее первое мнение, которое она высказала...”.

Можно ли назвать эту сцену только сатирической и не заметить, что тонкая насмешка слита здесь с грустью и горьким сочувствием героине с ее доброй, несуразной, непросветной душой?

Душечка для Чехова не совсем потерянное и безнадежное существо. Она мещанка, но сколько сокрыто в ней любви и доброты, которые она с радостью и щедро дарит людям.

В наш технический век, когда слишком много жестокости и эгоизма, я думаю, не плохо бы позаимствовать у чеховской

Душечки ее сердечности, доброты и душевного тепла, которые она так щедро дарила окружающим, находя в этом свое счастье.

Написанный в 1898 году, напечатанный в журнале «Семья» рассказ А. П. Чехова «Душечка» вошел в 9 том собрания сочинений писателя. Главная героиня Ольга Семеновна Племянникова проживает в родительском доме неподалеку от сада «Тиволи» в Цыганской слободке. Эта милейшая, приветливая девушка. За ее кроткий нрав и покладистый характер соседи прозвали «душечкой». Чехов раскрывает образ девушки, рассказывает о ее судьбе то с иронией, то с трагическими нотками.

Оленька Племянникова предстает перед нами как человек, для которого смысл жизни заключен в любви к другим людям. Она живет проблемами, заботами родных. Ее любовь искренна, без притворства. Будучи еще юной девушкой, она любит папеньку, тетушку, которая живет в Брянске, своего преподавателя французского. Затем влюбляется в театрального импресарио Кукина, живущего по соседству во флигеле. Человека малопривлекательного: ростом невысоким, худощавого телосложения, с зачесанными висками и желтоватым лицом. Этого вечно недовольного, ворчащего человека. Он постоянно жалуется то на дождливую погоду, на то, что люди не идут в его театр.

Сама не замечая, Оленька буквально растворяется в его проблемах. Она заражается презрительным отношением мужа к посетителям театра, постоянно повторяет дословно его слова. Посещает репетиции и делает замечания, если сцены слишком фривольны. Актеры пользуются ее добротой, берут деньги в долг, но отдавать не спешат. Между собой они называют ее «мы с Ванечкой». Эта фраза постоянно звучит и в разговорах самой девушки. Узнав о смерти мужа, Душечка теряет смысл жизни, ее внутреннее содержание.

Пустоту, образовавшуюся в душе необходимо заполнить, и Оленька находит утешение в новой безрассудной любви к лесоторговцу Пустовалову. Ее буквально поглощают его проблемы. Теперь ее заботами стали продажа леса, цены на него. Но и жизнь с Пустоваловым продолжается не долго, он умирает. И Душечка вновь теряет смысл жизни.

На смену этой любви приходит любовь к ветеринарному врачу Смирнину, который поссорился с женой. Теперь ее проблема – плохой ветеринарный надзор в городе. Но и эта связь длится не долго, врача переводят в другой город. Жизнь Ольги Семеновны вновь теряет смысл, она чахнет и стариться. Однако Смирнин вновь приезжает в город вместе с сыном Сашей. Они поселяются во флигели рядом с домом Оленьки. Мальчик поступает в гимназию. Душечка с головой уходит в гимназические проблемы Саши, живет его радостями и печалями, сетует соседям на сложности обучения. В ее речи звучат слова «мы с Сашенькой», она постоянно цитирует выдержки из учебников. Ее мечты направлены на будущее Саши. Ольга видит его инженером или доктором, в большом доме, женатым, имеющим детей. Одно лишь тревожит женщину, она очень боится, что мальчика могут забрать родители.

«Душечка» - рассказ о человеке, который способен полюбить страстно, всем сердцем. Оленька трогательна в проявлении своих забот, но одновременно и смешна. Для нее любить – не получать, а отдавать себя всецело, жить интересами и проблемами других.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Лизы в повести Пиковая дама Пушкина сочинение

    Одним из центральных персонажей повести «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина является девушка по имени Лизавета Ивановна.

  • Верещагин В.В.

    Художник-баталист, дворянин по происхождению. Три года занимался в Академии художеств. Вся жизнь В.В. Верещагина проходит в путешествиях – Франция,

  • Образ и характеристика Платонова в рассказе Яма Куприна сочинение

    Одним из ключевых персонажей произведения является Сергей Иванович Платонов, представленный писателем в образе завсегдатая дома терпимости, принадлежащего Анне Марковне Шайбес.

  • Мое любимое стихотворение Лермонтова Парус 6 класс сочинение

    Стихотворение Михаила Лермонтова «Парус» носит лирический характер. Тема его имеет тесную связь с реальными событиями, происходившими в жизни поэта.

  • Весна наступает и зиму прогоняет. С приходом марта лучи солнца начинают всё чаще пробиваться сквозь тучи. Кое-где ещё можно заметить лёд, который коварно прячется под снегом. Прохладный воздух напоминает о том, что зима упорно не хочет уходить.

Рецензия на рассказ Чехова «Душечка».

Рассказ Душечка Чехов написал в 1899 году. Первоначальный замысел автора заключался в том, чтобы подвергнуть осмеянию пошлость мещанского быта, бездушное, никчемное существование.
С самых первых строк рассказа мы можем сделать выводы о среде, в которой будет происходить действие. Автор делает подсказку с помощью повторения уменьшительно-ласка- тельных суффиксов. Душечка, Оленька, на крылечке – эти слова намекают нам на то, что в рассказе пойдет речь о среднем, ничем не примечательном типе людей.
Но после этих обаятельных суффиксов перед нами появляется нелепая фамилия Кукин. Автор явно подтрунивает над героиней, описывая ее первого мужа. Его фамилия кажется нелепой и неуместной в соседстве с непривычным для русской провинции названием «Тиволи». Сам Кукин был человеком непривлекательным: мал ростом, тощ, с желтым лицом и зачесанными височками. Уже на первой странице Кукин трижды проваливается, трижды становится жертвой плохой погоды и невежественной публики. Здесь Чехов использует прием повторения, который ведет к комическому, несерьезному восприятию этого персонажа. Казалось бы, за что можно полюбить такого человека, как Кукин? Оленька и сама не знала за что, просто любовь для нее - необходимость.

Итак, уже на первой странице рассказа устанавливается основная закономерность, в соответствии с которой, и будет развиваться дальнейшее повествование. Эта закономерность – не единый тон рассказа, лирический или иронический. Это соединение разных стилей, сменяющих друг друга: то лирический, то иронический, то трагический и серьезный. По этому принципу строится повествование в Душечке, и именно такое построение помогает лучше понять замысел автора.

Использование Чеховым повторений не ограничивается первой страницей. Вся жизнь главной героини основана на повторениях. Автор рассказывает о четырех привязанностях в жизни Душечки. Антрепренер, лесоторговец, ветеринар и маленький гимназист поочередно входят в ее жизнь и в большинстве случаев покидают. Каждая из четырех частей складывается по одинаковой схеме. Сначала Оленька проникается пониманием чужого положения. Затем в ее душе пробуждаются жалость и сочувствие к каждому из встречных. Эти чувства плавно превращаются в любовь. Следующий обязательный этап отношений – это полное воспроизведение чужих мыслей. После свадьбы с Кукиным Оленька больше никогда не говорила про себя в единственном числе, а только «мы с Ванечкой». То же самое было и с остальными двумя мужьями и с мальчиком-гимназист- ом. Привязанности Оленьки заканчиваются почти трагически. Из-за такой системы повторений читатель уже к середине второй истории ожидает повторных ситуаций, и не ошибается. А потом это читательское ожидание оправдывается еще раз.
Эти повторения способствуют созданию ритма рассказа. Ритм в данном случае – четыре, приблизительно сходные по началу, развитию и концовке, эпизода в жизни героини. Но посреди второго эпизода возникает мотив – упоминание о мальчике, лишенном родительской любви, - мотив, который откликнется в четвертом и последнем эпизоде, который придаст совсем другой смысл облику героини и отношению к ней.
Именно этот мальчик станет последней и самой главной привязанностью Душечки. Сначала кажется, что заданный ритм не нарушается. Душечка также сочувствует мальчику, потом ею овладевает любовь к нему, «сердце у нее в груди стало вдруг теплым и сладко сжалось». И эта любовь сопровождается полным переходом к его кругу понятий.

Но на самом деле ритм в этом эпизоде резко нарушается. В героине просыпается совсем неведомая ей прежде любовь – материнская. Это чувство сильно отличалось от любви к ее бывшим мужьям. Она полюбила этого мальчика так, «точно этот мальчик был ее родной сын», и по отношению к этой любви все другие кажутся неестественными, ничтожными.
Этот эпизод меняет читательское отношение к героине, взгляд на ее чувства. Здесь Душечка уже не существо с весьма ограниченным внутренним миром, каким вначале хотел показать ее автор. Она обладала одним теперь уже редко встречающимся у женщин качеством: если она в кого-то влюбилась, то становилась как бы продолжением предмета своей любви; жила его заботами, интересами, мыслями. И это свойство ее души осталось без изменений. И в своем главном свойстве – любвеобилии – Душечка не изменилась. Чеховская усмешка остается в повествовании до конца, но она уже не отменяет того понимания, сочувствия героине, к которому автор привел нас в последнем эпизоде своего рассказа. Только с появлением Саши по-настоящему реализовалась и развернулась главное дарование Душечки - способность к самоотверженной любви.

Рассказ «Душечка» – это рассказ именно о человеке, способном любить до самозабвения. И о тех смешных и забавных проявлениях, которые принимает в реальной действительности эта способность. Смешны и ничтожны прежде всего избранники Душечки, а она смешна в той мере, в какой перенимает их образ жизни и мировоззрение. Главное же в ней – неисчерпаемый запас любви.
Авторская позиция в рассказах Чехова обычно не акцентирована. Создается иллюзия объективности, видимого нейтралитета повествователя.

Рассказ «Душечка» не исключение. Чехов не позволяет себе оценивать поступки и чувства героини. Этот уникальный чеховский прием создает особый художественный эффект: возможность и даже необходимость многовариантного толкования рассказа. Не случайно существует так много разных мнений о главной героине рассказа. Толстой увидел в Душечке воплощение истинного предназначения женщины. Он же считал, что Чехов написал не то, о чем задумал в начале. Но утверждать, как и отрицать, это нельзя. В этой таинственности и заключается настоящее искусство Чехова-художника. Он не писал о том, какой должна быть женщина. Что женщины могут быть совершенно другими он показал – мимоходом, мельком, но вполне отчетливо – в образе жены Смирнина, матери Саши. Ей не отпущено любви: ни к мужу, ни к ребенку.
Все равно читатель сочувствует не ей, а Душечке в тревожном финале рассказа. Не хочется верить, что ритм не будет нарушен, и Душечка, как в трех предыдущих случаях, лишится того, что наполняет ее жизнь.

В рассказе А. П. Чехова «Душечка» удивительно тесно переплетаются тонкая ирония и глубокая человечность. В очередной раз открывая перед нами внутренний мир героя, автор испытывает бесконечное сожаление, что вместо бога-той, поэтической, целеустремленной натуры он представля-ет нам пустого, т. е. ненаполненного собственным содер-жанием человека.

Но самое главное, что вызывает не только улыбку авто-ра, но и нашу, это то, что, пока рядом с Оленькой был человек, пусть даже глупый и недалекий, но любящий выс-казывать свое мнение, «жили они хорошо».

За всю свою жизнь Душечка так и не сумела ни о чем подумать самостоятельно. О какой же любви тут может идти речь?

Во время чтения читатель невольно задается вопросом: а что же будет, если Душечка останется одна? Если некому будет думать за нее, устанавливать распорядок жизни? И Чехов помещает ее в такую ситуацию.

Мужья умерли, ветеринар уехал, и рядом с Оленькой никого не осталось. Но для нее страшнее всего в жизни не одиночество само по себе, а то, что «у нее уже не было никаких мыслей. Она видела кругом себя предметы и по-нимала все, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить». Как плохо, когда у человека в мыслях и в сердце «такая же пустота, как на дворе». Материал с сайта

Душечке вдруг стало некому дарить свою жертвенность, покорность, смирение, и она очень быстро «постарела и по-дурнела» от такой одинокой жизни. Но вот рядом появ-ляется чужой ребенок, мальчик Саша — и всю любовь она отдает этому заброшенному родителями гимназисту, пере-живая за него, заботясь о нем, по-своему воспитывая. «С радостью, со слезами умиления» она чуть ли не молится на своего «спасителя».

Очень правдивый, яркий, живучий образ удалось со-здать А. П. Чехову в этом рассказе. Он говорит о том, что сердечность, доброта, умение жертвовать собой долж-ны быть активной частью человека, иначе личность будет подобна флюгеру на ветру, зависима от внешних обстоятельств. Писатель учит нас узнавать самих себя, дей-ствовать, не бояться высказывать свое мнение, ведь луч-ше допустить множество ошибок, но прийти к истине «своими ногами».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чехов душечка анализ

Главная героиня произведения А.П.Чехова «Душечка» - девушка по имени Ольга, дочь отставного коллежского асессора. Обычно она сидит у себя во дворе и ни о чем не думает. В этом же дворе часто находится содержатель увеселительного сада Кукин, он квартируется во флигеле этого дома. Вечерами Кукин причитает с отчаянием по поводу ежедневных дождей, из-за которых все меньше народа посещает его театр, и приходится терпеть большие убытки. Оленька слушает Кукина молча, но однажды вдруг понимает, что «несчастья Кукина тронули ее, она его полюбила». Сам Кукин был невзрачен, мал ростом и худ, но Оленька, которая постоянно любила кого-то, не могла остаться равнодушной к его стенаниям. В итоге Оленька – розовощекая, милая, с доброй улыбкой, за которую ее называли «Душечка», вышла замуж за Кукина. После свадьбы жили они хорошо. Оленька «сидела на кассе, записывала расходы и ее наивная улыбка сияла везде». Своим знакомым она говорила, что «самое замечательное, самое важное и нужное на свете – это театр». Все, что говорил о театре Кукин, повторяла за ним Оленька, актеры ее любили, она давала им взаймы и хвалила на репетициях. Зимой тоже жили хорошо, а к весне Кукин уехал в Москву набирать труппу, Оленька очень скучала, а вскоре пришла телеграмма, в которой говорилось, что Кукин скоропостижно скончался. После смерти мужа Оленька несколько дней лежала на постели и громко рыдала. Соседи крестились, слушая, как она плачет. Прошло три месяца. Как-то Оленька возвращалась с обедни. Рядом с ней шел Василий Андреич Пустовалов, который тоже возвращался из церкви. Они о чем-то долго и степенно беседовали, он проводил Оленьку до калитки, а потом ей всю ночь слышался «его степенный голос», мерещилась его темная борода – он ей очень понравился. Через несколько дней к Оленьке с визитом пришел Пустовалов. Говорил он мало, но она его уже полюбила, не спала ночами, а вскоре они сыграли свадьбу. После свадьбы жили хорошо. А так как Пустовалов работал управляющим лесным складом, то главной темой разговоров Оленьки был теперь лес. Ей казалось, что она торгует лесом уже давно, что в жизни самое важное и нужное - это лес, и по ночам ей снились целые горы досок и бревен. Она повторяла все мысли мужа, жила его жизнью. Пустовалов был домосед, посещал только церковь, и Оленька все больше сидела дома, а выходила только к обедне и в церковные праздники. Иногда Пустовалов уезжал за лесом, в эти дни она сильно скучала и плакала по ночам. По вечерам приходил к ней полковой ветеринарный врач Смирнин, который квартировался в ее флигеле. Они играли в карты и он рассказывал ей о своей жизни: он был женат и имел сына, но с женой разошелся, так как та ему изменила. Когда ветеринар уходил, Оленька степенно покачивала головой и советовала помириться с женой. А когда возвращался Пустовалов, Оленька рассказывала ему про несчастную жизнь ветеринара, и они оба молились перед образами, «чтобы бог послал им детей». Так прожили шесть лет.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...