Афинское государство: общественный и государственный строй. Образование афинского государства


Афины представляют самую чистую, наиболее классическую форму образования государства. Здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества, т.е. без всякого вмешательства внешнего и внутреннего насилия. Город Афины вырос на

юге Балканского полуострова, в Аттике, малоплодородной долине, которую во время великого переселения народов заняли ионические племена. Одному легендарному герою Тезею удалось объединить несколько племенных поселений с центром в Афинах, где и образовалось центральное правление. Весь народ был разделен на три сословия, независимо от принадлежности к тому или иному роду, фратрии и филе: на благородных (эвпатридов) - родовую знать, геоморов или земледельцев, и демиургов или ремесленников. Замещение всех должностей было только из эвпатридов. //
Развитие ремесла, торговли, дальнейшее разделение труДа привело к тому, что люди родов, фратрий и фил перемешалась, родоплеменные структуры им стали тесны. /
Сельская община, столь крепко организовар^^1а^р?охр^нг(вшаяся в течение многих веков в Вавилоне, Египте и всех государствах восточной деспотии, весьма быстро разложилась в Аттике. Здесуне §ум\о нужды в ирригации. На смену коллективной собственности на землю приходит собственность частная.
Со временем должность базилевса ликвидируется. Этот пережиток родоплеменного строя становится нежелательным для новой аристократии. Наряду с должностью базилевса появляется новая должность - архонта. Сначала он избирался пожизненно. Однако афиняне не желали концентрации власти в одних руках и стали избирать его на 10 лет, а с 683 г. до н.э. избирается 9 архонтов. Первый стоял во главе коллегии архонтов и занимался внутренним управлением и у него бы- " ли судебные полномочия по семейным делам. Базилевс стал вторым архонтом, он отправлял жреческие функции, а также отправлял суд по религиозным делам. К третьему архонту - полемарху отошло военное командование. Остальные шесть членов- фесмофеты- выполняли судебные функции.
Ареопаг состоял из представителей наиболее знатных и богатых семей и постепенно он вытеснил совет старейшин. Отслужившие свой срок архонты пополняли ареопаг, который в свою очередь избирал архонтов. Реальная власть, таким образом, оказалась в руках эвпатридов.
Для защиты побережья и морской торговли страна разбита на несколько территориальных округов (наукрарии), и каждый округ должен был снарядить один корабль для флота. И с этого времени население стало делиться не столько по племенам, сколько по территориям.
В 621 г. до н.э. в Афинах появились первые писаные законы Дра- конта. Их издание было результатом острой борьбы народа (демоса) против родовой знати. В основу законов легли обычаи племен. Они

отличались большой суровостью и ревностно защищали частную собственность.
Реформы Солона. В Афинах весьма рано достигли относительно высокого уровня производство и товаро-денежные отношения. Это объясняется высоким уровнем развития производительных сил, который был достигнут на берегах Средиземноморья к VIII-VI вв. до н.э. Здесь сказала свое слово и природа Аттики, где мало плодородной земли, но зато благоприятное местоположение для торговли, прежде всего внешней. Эгейское море усеяно небольшими островами, и мореходы могли спокойно добираться от одного острова до другого или держать их в качестве ориентира при плавании.
В Афинах образовалось большая прослойка торговцев и ремесленников, интересы которых во многих отношениях совпадали с интересами крестьян. «Демос», что значит «народ», состоявший из крестьян, ремесленников, торговцев, моряков и т.п., находился в постоянной борьбе с родовой аристократией. В обществе происходит рост богатства у одних и обнищание других. Задолженность мелких земледельцев стала массовым явлением. Поля пестрели закладными камнями. Большинство крестьян превратилось в шестидольников, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Бедняки, лишенные возможности выплатить свой долг, вынуждены отдавать свой земельный участок кредитору за долги. За долги эвпатриды брали самого должника или члена его семьи, продавали их на чужбину или оставляли работать на себя. Разорение крестьянства и всеобщая задолженность бедноты привели к открытому выступлению против родовой аристократии.
В городе торговые и ремесленные круги также стремились оттеснить от власти родовую знать. Борьба демоса выдвинула на политическую арену Салона, который в 594 г до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Он получил право «отменять или сохранять существующее и вводить новое». Городской демос видел в Салоне своего вождя и защитника от эвпатридов.
Свою реформу Салон начал с введения закона, отменившего все долги шестидольников. Этот закон не разрешал в дальнейшем обращать в рабство крестьянина или членов его семьи за долги. Так было уничтожено долговое рабство.
Отмена долговых обязательств по-гречески называлась сисах- фия - стряхивание бремени. Заложенные крестьянами участки земли были возвращены их владельцам. Залоговые камни, лежавшие на участках, велено сбросить, а проданных за неуплату долга афинян выкупить за счет государства и вернуть семьям.

Возвращая шестидольникам землю, отнятую у них эвпатридами, Салон не увеличил их наделы за счет земель крупных землевладельцев. И в этом проявилась его политика компромисса. Положение крестьян улучшилось, но они не были избавлены от дальнейшей нищеты. Он лишь на время притупил социальную напряженность в обществе. Салон не думал об отмене рабства. Он и сам был крупным рабовладельцем.
Законы Солона установили и новое государственное устройство в Афинах. Все граждане были разделены на четыре разряда в зависимости от получаемого дохода. А доходы в Аттике измерялись медимна- ми- мерой сыпучих (зерно) и жидких (вино, оливковое масло) тел, т.к. деньги еще не получили распространения. Один медимн равнялся 52 литрам.
Люди, получавшие доход, превышающий 500 медимнов, зачислялись в первый разряд и назывались пятисотмерникамщ получавшие 300 мер дохода относились ко второму разряду и назывались всадниками\ те, чей доход был до 200 медимнов назывались зевги- тами, и, наконец, к четвертому разряду относились все остальные граждане, которые назывались фетами.
Замещение всех руководящих должностей должно было производиться из представителей первых двух разрядов, а должности архонтов и казначея Афин могли занимать только те, кто принадлежал к первому разряду. Следует отметить, что все должности в Афинах в тот период были безвозмездными и, следовательно, они занимались людьми богатыми. Так в Афинах стало править не родство, а богатство. Если зевгиты могли еще надеяться на получение какой-либо незначительной должности, то фетам это было прямо запрещено. Исключенные из сферы управления феты не были лишены возможности участвовать наряду со всеми другими разрядами в народном собрании и суде присяжных.
В результате реформы Солона войско в Афинах теперь стало строиться не по родам, фратриям и филам, как было раньше, а по имущественному признаку. Граждане первых двух разрядов стали служить в коннице, зевгиты составляли тяжеловооруженную пехоту, а феты - подразделения легковооруженных воинов и команды военных кораблей.
Деление граждан по имущественному цензу нанесло удар по родоплеменным традициям, которые еще были сильны. В основу деления граждан была положена частная собственность. Знатность происхождения уже не играла серьезной роли.
Солон создал новый государственный орган - Совет четырехсот. Он ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100
человек от каждой филы (а их было четыре). Это была уступка родовой знати, одно из проявлений компромисного характера всех реформ Солона, т.к. филы представляли собой четыре ионических племени. Он сохранил также ареопаг- оплот родовой аристократии. За ним оставлено право надзора за соблюдением законов и контроль за деятельностью народного собрания. Совет 400 и ареопаг, по словам Солона, должны были выполнять роль двух якорей, предохраняющих государственный корабль от последствий бурь путем сдержек и противовесов.
Совет 400 избирался филами, т.е. старыми ионическими племенами. Этих племен было четыре и каждое из них посылало в Совет по 100 человек.
Солон создал еще суд присяжных - гелиэю, который помимо обширной судейской власти приобретет позднее большое политическое значение как орган законодательной власти и контролирующий избрание должностных лиц. В состав членов этого суда были допущены граждане всех четырех разрядов. Гелиэя была создана как противовес народному собранию с ее широким составом участников (6 000 человек), а также ареопагу, продолжавшему оставаться оплотом аристократии. Гелиэе принадлежало право утверждения и отмены законов, принятых народным собранием. За ней оставалось последнее слово - быть или не быть закону.
В основе реформы Солона лежала политика компромисса - «золотой середины» для «благородных» и «худых». При всем стремлении реформатора «не раскачивать корабль» нововведения подорвали господство родовой аристократии и усилили политическое значение демоса.
Солон не удовлетворил ни аристократию, ни демос. Крестьяне выступали за передел земли и расширения своих наделов (клеров) за счет земель эвпатридов. Солон ограничился лишь ликвидацией долгов и долговой кабалы. В перспективе малоземельного крестьянина ждала такая же участь. Салон укрепил республиканский образ правления, но оставил нетронутым ареопаг и старые четыре филы, где родовая знать еще сохраняла свой вес и могла влиять на выбор своих представителей в Совет 400.
Реформированное Солоном афинское общество не успокоилось. Борьба между демосом и эвпатридами продолжалась. Опираясь на вооруженную силу и, пользуясь поддержкой крестьян, представитель богатого рода Писистрат захватил государственную власть и стал единоличным правителем в Афинах - тираном.
Правление Писистрата и его сыновей продолжалось с 560 по 527 гг. до н.э. Все ранее существующие учреждения были сохранены:
выбирались архонты, собирался ареопаг и народное собрание. Тираны заботились лишь о том, чтобы на всех должностях в государстве были их люди. Они смягчили налоги крестьян, ввели разъездные суды. При содействии спартанского царя афинянам удалось изгнать последнего писистратида Гиппия и положить конец тирании. Власть была передана Клисфену.
Реформа Клисфена 509 г. до н.э. окончательно ликвидировала остатки родового строя. Клисфен ввел территориальное деление населения и уничтожил политическое значение старых четырех фил. Все население было разделено на 10 территориальных фил. В основу деления было положено постоянное местожительство граждан. Образовано 30 тритий (округ) из них 10- в Афинах; 10- в пригороде; 10 - в прибрежной полосе. В филу входила трития от города, трития от окрестной территории и трития от побережной полосы. Таким образом, в каждой филе 2/з оказывались за городским населением и населением, тяготевшим к городу (горожане, рыбаки, торговцы) и только % - за населением сельским. Большинство в каждой филе оказалось за городским населением в ущерб деревне, где влияние родовой знати было всего сильней.
Тритии делились на демы. Всего было 100 демов по 10 в каждой филе. Дем был одновременно и хозяйственной, и административной, и рекрутской единицей. С демом человек был связан со дня своего рождения. В 18 лет он заносился демархом (старостой) в списки гражданские и военные. С 20 лет афинянин получал гражданские права. По реформе Клисфена права гражданские определялись принадлежностью не к роду, а к дему.
Совет 400 был заменен Советом 500, состоявший из представителей i0 территориальных фил, избранных по 50 от каждой филы, т.е. по 5 представителей от каждого дема. Совершенно ликвидировав значение родоплеменного деления, реформа Клисфена (многие ее называют революцией) завершила процесс образования Афинского государства.
Реформа не затронула ареопаг - оплот консервативных элементов. Вскоре коллегия архонтов утратила свое прежнее значение вследствие образования коллегии 10 стратегов (см. ниже).
Клисфен знаменит еще и тем, что он ввел остракизм (суд черепков). После изгнания тирана Гиппия Клисфен прежде всего хотел обезопасить государство от новых попыток захватить власть. На одном народном собрании ставился вопрос: Есть ли в Афинах кто-либо из граждан, стремящихся к тирании? Достаточно было кому-либо дать утвердительный ответ и собрание распускалось и собиралось вновь через две недели. Каждый получал глиняный черепок и писал на нем
имя человека, которого считал опасным для демократии. Черепки подсчитывались, и если одно и тоже имя написали более половины присутствовавших (число участников собрания должно было быть не менее 6 ООО), то человек считался осужденным и должен был отправиться в изгнание на 10 лет. Бывало и такое, что изгнанию подвергался человек по ложному обвинению или недомыслию.
В первой половине V в. до н.э. всей Элладе пришлось выдержать несколько вторжений могущественной Персии. Кровопролитные войны на суше и на море закончились поражением Персии. Последствием греко-персидских войн было возвышение Афин, сыгравших самую решающую роль в победе над персами. Афины стали во главе образовавшегося во время войны морского союза греческих государств. Защита всех членов союза была поручена Афинам, а другие государства Балканского полуострова стали ограничиваться уплатой денежных взносов. Афинский морской союз был не чем иным как господством Афин над всеми союзными греческими городами-полисами.
Как результатом победы над Персией стала демократизация государственного строя в Афинах в V в. до н.э. Демос, спасший отечество, претендовал на большее участие в политических делах. Архонты стали избираться посредством жребия, а право быть избранным в архонты наряду с гражданами первого класса получили также и всадники.
Реформы Эфиальта и Перикла значительно расширили права афинских граждан в управлении государством. После многочисленных попыток Эфиальту удалось в 462 г. до н.э. принять закон, по которому у ареопага отнималось право veto на постановления народного собрания, и оно было передано гелиэе. Сокращена и судебная компетенция ареопага - оставлены лишь дела по обвинению в убийстве и религиозные дела. При Перикле была введена плата за исполнение должностей, что дало возможность малообеспеченным гражданам занимать государственные должности. Значительно повысилась роль народного собрания.

Афинский полис сложился в результате объединения ахейских (ионийских) общин, населявших полуостров Аттику в средней части Греции. Такое объединение шло путем синойкизма – «совместного поселения», что, видимо, не предполагало переселения всех членов общин в центр полиса, а означало утрату общинами своей самостоятельности в пользу единого политического центра. По легенде синойкизм в Аттике проводил мифический царь Тесей , живший вXIIIв. до н.э. В состав единого полиса он включил 12 общин-фратрий. Фратрии, в свою очередь, составляли 4филы (племени). Это родоплеменное деление Аттики сохранялось еще долго после создания полиса. Можно, конечно, сомневаться в легендарной датировке реформ Тесея. В действительности процесс складывания полиса растянулся на века и завершился, видимо, не ранееVIIв. до н.э., когда к Афинам был присоединен город Элевсин.

Социальная структура. Традиция приписала Тесею также проведение сословной реформы. Царь разделил все свободное население Аттики на три сословия:евпатридов – знать,геоморов – земледельцев идемиургов – ремесленников. Новое деление отражало процесс распада родовых отношений, так как два последних сословия формировались по профессиональному признаку. Позднее в Афинах сложилось еще одно сословие –метеков . Так назывались иноземцы, постоянно проживавшие в Аттике. Они были лично свободны, но не полноправны. Метеки были лишены политических прав, но служили в афинской армии. Они должны были иметь покровителя среди граждан полиса (простата ), но не могли заключать браки с афинскими гражданами. Метеки не имели прав на недвижимость в полисе, но обладали движимым имуществом и могли вступать в сделки. В отличие от афинских граждан они обязаны были платить особый налог –метойкион . Метек, не имевший простата и не плативший налог, подлежал продаже в рабство.

Вне сословного деления находились рабы (дулос ), которые рассматривались в Афинах как вещь, принадлежащая хозяину. В Афинах рабовладение приобрело широкий размах, рабы применялись во многих отраслях аттического хозяйства. Источниками рабства являлись: военный плен, работорговля, естественный прирост, долговое рабство, обращение в раба в качестве наказания. Господин обладал в отношении своего раба полной властью, но не мог его убить. Убийство раба квалифицировалось как неумышленное и наказывалось изгнанием убийцы из страны.

Полисные органы власти и управления в ранний период. Во главе полиса в самый ранний период находился царь, именуемыйбасилеем (илибасилевсом – греч. βασιλεύς). Резиденция басилея находилась на священной горе Акрополь, где располагались главные храмы Афин. Царь являлся верховным жрецом и военачальником полиса, ему принадлежали судебные полномочия. Власть царя, однако, носила ограниченный характер: он должен был считаться с народным собранием, но прежде всего с мнением евпатридов. Еще Тесеем был сформирован царский совет –буле , в который вошли представители знати отдельных общин. Кроме того, был учрежденпританей – место для собраний пританов, представителей четырех фил. Органы же власти в отдельных общинах были упразднены.

Довольно рано царская власть в Афинах была ликвидирована. По преданию последним афинским царем был Кодр, погибший в борьбе с дорийцами в 1068 г. до н.э. После его смерти афиняне не нашли ему достойного преемника и упразднили царскую власть. Во главе полиса встали архонты (αρχων – «начальник»), которые избирались сначала пожизненно, затем на 10 лет, а с 683 г. до н.э. – на один год. Правление архонтов приобрело коллегиальный характер. Поначалу сложилось три должности: старший архонт –архонт-эпоним («дающий название году»: по именам этих архонтов велось летоисчисление); жрец –архонт-басилей («царь», сохранивший лишь религиозные функции; древнейшая должность в Афинах); военачальник –архонт-полемарх . ВVIIв. до н.э. по требованию народа, чтобы ослабить судебный произвол евпатридов, стали избирать еще шесть архонтов-судей –фесмофетов . В результате сложилась коллегия девяти архонтов. Архонты, однако, зависели от другого органа власти – совета знати, развившегося из царского совета буле. Такой совет заседал на холме, посвященном богу войны Аресу, и получил от этого названиеАреопаг . Ареопаг являлся высшим распорядительным, контрольным и судебным органом Аттики в архаическое время. Он избирал архонтов (по другой версии, лишь предлагал кандидатов для избрания на народном собрании), архонты были подотчетны перед ним и после года пребывания в должности переходили в его состав. Ареопаг являлся ведущим органом государства и явно преобладал над народным собранием, роль которого пока не была значительной.

В VIIв. до н.э. Аттика была поделена на 48 территориальных округов –навкрарий . Такое деление носило военно-фискальный характер. Жители каждой навкрарии обязаны были за свой счет поставить один корабль для флота и оснастить его экипаж, помимо этого выставить двух вооруженных всадников и некоторое количество пехотинцев. Во главе округов были поставлены навкрары, занимавшиеся сбором податей на военные нужды. Деление населения по данным округам производилось без учета его родоплеменной принадлежности.

Реформы Солона. Недовольство народа (демоса ) бесконтрольным распоряжением властью и произволом знати привело к необходимости письменной фиксации афинских законов. Законы были записаны впервые архонтом Драконтом в 621 г. до н.э. Запись законов, однако, не смогла снять всех накопившихся противоречий. К концуVIIв. до н.э. обострилась проблема задолженности беднейших слоев демоса знати и связанная с ней проблема долгового рабства. Эти проблемы породили серьезный социальный кризис, грозивший перерасти в кризис политический. Для разрешения кризиса в 594 г. до н.э. на пост архонта-эпонима был избран известный поэт и философ Солон. Он призван был сыграть роль «примирителя» аттического общества. Проведенные им реформы носили комплексный характер и охватили все стороны жизни полиса. Наиболее важной реформой в экономической сфере сталасисахфия («стряхивание бремени»). Солон в буквальном смысле «снял» с плеч демоса бремя долгов. Все долги, накопившиеся по ним проценты были отменены. Проданные в рабство за долги (за границу) были выкуплены и возвращены на родину. Все виды долгового рабства, в том числе и сделки самозаклада, на будущее запрещались. Тем самым Солон спас аттическое крестьянство от полного порабощения и сохранил социальную базу для развития в Афинах демократии. В сфере политической значение имелацензовая реформа. Всех граждан Аттики Солон разделил на четыре разряда по имущественному признаку. В основе деления лежал доход от земельной собственности, измеряемый в медимнах (мера емкости жидкого или сыпучего продукта, примерно 52,5 литра):

    более 500 медимнов – пентакосиомедимны («пятисотмерники»);

    более 300 – гиппеи («всадники»);

    более 200 – зевгиты («имевшие упряжку волов»);

    менее 200 и вовсе неимущие – феты («батраки»).

Ценз учитывался на военной службе. В зависимости от принадлежности к разрядам граждане служили в разных родах войск: пентакосиомедимны и гиппеи – в кавалерии, зевгиты – в тяжеловооруженной пехоте, феты – в легковооруженной пехоте, вспомогательных частях и матросами на флоте. Кроме того, на лиц первого разряда возлагалась обязанность оснащать военные корабли. Но реформа имела и политическое значение. В соответствии с разрядом граждане занимали отныне государственные должности. Должности архонтов стали доступны лишь гражданам первого разряда. Лица первых трех разрядов, исключая фетов, могли войти в созданный Солоном Совет 400 (буле). Совет формировался в соответствии с племенным делением: по 100 человек от каждой филы. Учреждение Совета 400 было связано с возвышением народного собрания и ослаблением Ареопага. Отныне только народное собрание избирало архонтов, а архонты стали ему подотчетны. Совету же 400 была присвоена функция предварительного рассмотрения вопросов, выносимых для обсуждения в народном собрании. Участие в народном собрании (экклесии ) было доступно гражданам всехчетырех разрядов. Солоном был учрежден еще один орган, в котором мог заседать любой гражданин –суд присяжныхгелиэя .

Реформы Солона сократили влияние знати в полисе. Евпатриды лишились в значительной мере экономических рычагов давления на бедноту, они были разбиты по разным имущественным разрядам и не составляли единой политической силы. Доступ к власти получили незнатные, но состоятельные граждане. Полномочия совета знати были ослаблены в пользу народного собрания и Совета 400. Но с другой стороны, Ареопаг сохранил свои контрольные и судебные функции, было сохранено и старое родоплеменное деление Аттики. Поэтому реформы носили характер половинчатый и незавершенный. Противоборство знати и бедноты лишь усилилось и привело в дальнейшем к установлению в Афинах тирании .

Афинская тирания VI в. до н.э. Терминтиран был первоначально лишен того отрицательного значения, которое стали придавать ему позже. Тираном назывался единоличный правитель, пришедший к власти незаконно, только это отличало его от монарха. В качестве такого правителя часто выступал представитель знати, выражавший интересы широких масс демоса. В560 г. до н.э. власть в Афинах захватил лидер бедноты Писистрат. Дважды изгоняемый из Афин, он все же смог удержать ее до своей смерти в 527 г., после чего правление перешло к его сыновьям Гиппию и Гиппарху. Писистрат продолжил реформы Солона, но еще более радикально. В пользу крестьян был открыт долгосрочный кредит, предоставлен инвентарь, возможно, была даже проведена раздача конфискованных у знати земель. Чтобы облегчить участие крестьян в суде, были введен институт разъездных судей по деревням. В интересах афинского городского демоса тиран вел активную внешнюю политику. При нем начался расцвет культуры, прежде всего архитектуры и театра. Писистрат сохранил все учреждения, созданные Солоном, не занимая каких-либо государственных постов, он осуществлял свою диктатуру параллельно с ними, наполнив органы власти своими сторонниками. Режим личной власти был деспотическим: тиран опирался на отряды наемников из бедноты, запрещая гражданам иметь оружие. Население было обложено новым подоходным налогом (десятиной). Особенно жесткий характер тирания приобрела при преемниках Писистрата. Аристократам удалось организовать заговор и в 514 г. убить Гиппарха, после чего его брат Гиппий начал жестокие репрессии. Тирания стала вызывать недовольство не только знати, но и демоса. Пользуясь непопулярностью правительства у населения, аристократы призвали спартанские войска и изгнали Гиппия из Афин в510 г. до н.э. Однако удержаться у власти они не смогли, правительство вскоре возглавил «простат демоса» Клисфен.

Реформы Клисфена. Начиная с 509 г. до н.э., Клисфен стал проводить в Аттике реформы, которые окончательно закрепили демократический строй в афинском полисе. Основу его реформ составилаадминистративно-территориальная реформа . В социально-экономическом разрезе Аттика делилась на три района: городской, прибрежный и внутренний. Первые два, наиболее развитые в экономическом отношении, отличались политическим преобладанием демократов, третий, самый отсталый – преобладанием аристократов. Клисфен поделил каждый из районов на десять частей –триттий . Дальше на основе этого деления были образованы 10 территориальных округов –фил . В состав филы включалось три триттии, по одной от каждого района. Поскольку их отбор производился по жребию, триттии, вошедшие в одну филу, могли даже не иметь общих границ. Этим достигалась цель перемешивания населения, разрушения старых родоплеменных связей. Другая цель заключалась в том, чтобы обеспечить политическое господство в филах демократов. Две триттии, входившие в каждую филу, представляли районы, где господствовали демократы, и только одна из района, где пользовалась влиянием знать. Такой порядок гарантировал победу демократам во время голосования внутри филы. В дополнение к делению на филы было введено деление надемы – низовые административно-территориальные единицы. Всего 100 демов, по 10 на каждую филу. Все граждане были приписаны к определенному дему и должны были называть себя не по родоплеменной принадлежности, а по принадлежности к дему. Таким образом, разрушались прежние родовые связи. Во время проведения реформы многие метеки смогли получить афинское гражданство и были приписаны к аттическим демам. С другой стороны, демы заменили старые навкрарии и стали использоваться в военно-фискальных целях.

Следствием административно-территориальной реформы стала реформа органов власти. Был реорганизован Совет (буле): Совет 400 заменен Советом 500, куда теперь вошло по 50 человек от территориальных фил. Была учреждена военная коллегия 10 стратегов (по одному от филы).

В целях предупреждения тирании Клисфеном была введена процедура остракизма . Она проводилась в народном собрании с числом граждан не менее 6 000 человек. Граждане должны были написать на глиняных черепках («остраконах») имя того политика, пребывание которого, по их мнению, опасно для демократического строя Афин. Лицо, чье имя было зафиксировано на большинстве черепков, подвергалось изгнанию за пределы Аттики на 10 лет. Данная мера являлась превентивной, изгнанное лицо сохраняло свои права и имущество и вступало в пользование ими по возвращении. (Остракизм не мог состояться, если при подсчете общее количество черепков оказывалось менее 6 тыс.)

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой.

Предпосылки для объединения племен Аттики под единой властью:

    1. географические условия , требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды;
    2. истощение локальных природных ресурсов , усилившееся с переходом к производящей экономике;
    3. развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен;
    4. необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов , вышедших за племенные рамки.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы , связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея . Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества .

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Конфликты имущественной диференциации, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, и их разделением (также приписываемым Тесею) на

    • эвпатридов - благородных,
    • геоморов - земледельцев и
    • демиургов - ремесленников.

Государственные органы Афинского государства:

    1. народное собрание;
    2. ареопаг;
    3. архонты.

Ареопаг , заменив совет старейшин, избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.

Аттическое общество превращается в политическое общество - общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.

Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, - территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа - навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

Афинское государство в V-IV вв. до н.э.

В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя.
Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.

Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.

С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными . Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.

На смену патриархальному рабству пришло классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.

Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Основными государственными органами Афинского государства в это время являлись:

    1. народное собрание (верховный орган власти) ;
    2. Совет пятисот (дипломатия, финансы, надзор, торговля - аналог );
    3. гелиэя (высший судебный орган государства).

Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц, главными из которых были стратеги и архонты .

Подробнее о государственных органах Древних Афин

Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайно. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян. Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления:

  1. осуществление дипломатических сношений с другими государствами;
  2. управление финансами;
  3. надзор за арсеналами, доками, флотом;
  4. регулирование торговли;
  5. контроль за должностными лицами.

Разложение первобытнообщинного строя и образование городов-государств (полисов ) в Греции привели к разным политическим результатам. Афины, Коринф, Мегары, Малоазийские города-полисы представляли собой образцы демократии.

Наряду с этими полисами были и такие, в которых сохранились значительные пережитки первобытнообщинного строя и установились своеобразные формы аристократического государства (Спарта, Крит, Фессалия и др.).

Согласно преданию, в Аттике к VIII в. до н.э. существовали четыре племенных группы – филы. Затем происходит объединение этих некогда раздробленных греческих общин вокруг одного центрального пункта – Афин. Процесс слияния племен в единый афинский народ греки называли «синойкизмом» и приписывали его легендарному царю Тезею. Будто бы к нему восходит разделение всего народа независимо от рода, фратрии или племени на три класса: эвпатридов или благородных, геоморов или земледельцев и демиургов или ремесленников. Только эвпатриды могли занимать должности. Продолжается ослабление власти вождя-базилевса. В VIII в. до н.э. наследственная царская власть прекращается. Эвпатриды выдвигают из своей среды некоторое количество должностных лиц, т. н. «архонтов», к которым теперь и переходят функции управления. Сначала архонты выбирались пожизненно. Позднее их стали выбирать сроком на 10 лет, а с 683 г. до н.э. – ежегодно. Коллегия архонтов состояла из 9 человек. Первый архонт – председатель коллегии, второй – военноначальник, третий – жрец.

Остальные шесть архонтов занимались отправлением правосудия.

Еще в VII в. до н.э. появился орган контроля за деятельностью архонтов – ареопаг. Ареопаг состоял из бывших архонтов. Ареопаг вытеснил прежний племенной совет старейшин.

Уже в VII в. до н.э. Аттика была разделена на мелкие территориальные округа – навкрарии, которые несли военные повинности. Во главе навкрарий стояли пританы.

Данные органы власти укрепили аристократическую форму правления.

В VI в. до н.э. в Афинах демос (народ ) стал требовать от властей улучшения своего материального положения (наделения землей, отмены долгового рабства, введения свободы завещания и др. ). Чтобы ликвидировать очаг социальной борьбы между демосом и эвпатридами коллегия архонтов в 594г. до н.э. поручает Солону (члену коллегии ) провести реформы, которые ввели максимальный размер земельного надела, его куплю, продажу и дробление, свободу завещания. Долговое рабство было отменено. Солон вводит различие между гражданами по имущественному признаку. Он делит все население на четыре разряда. К первому разряду относятся наиболее богатые собственники; ко второму относятся те, которые обладали достаточным состоянием для приобретения колесницы и тяжелого оружия (это были т.н. «всадники» ), к третьему разряду, или зевгитам, относилась средняя группа собственников; к четвертому разряду причислялись феты – батраки, не обладавшие каким бы то ни было имуществом.

На этом делении и базируется вся система государственных должностей. Архонтами могли быть только лица, принадлежавшие к первому разряду.

Солон создал Совет 400 (булэ ), которому вверялась вся полнота правительственной власти в стране. В него выбирались по 100 представителей от каждого разряда граждан. Солон сохраняет в неприкосновенности и ареопаг, который имел право затормозить любое решение Совета 400.

Солон учредил также суд присяжных – гелиэю.

Реформы Солона ограничили власть наследственной аристократии, однако не сломили её влияние до конца. Начатые реформы завершил Клисфен, который разделил Аттику на 10 фил. Филы являлись территориальными округами, между которыми граждане распределялись не по происхождению, а по месту жительства. Вся Аттика была разделена Клисфеном на 30 частей или тритий. Каждая фила составлялась из трех тритий, включая в себя одну городскую тритию, одну береговую и одну тритию в центре страны. Следовательно, клисфеновская фила не являлась сплошной территорией. Она была чересполосной. Филы делились на демы (волости ) – по 10 в каждой филе. Демы, принадлежавшие хотя бы к одной и той же филе, но к разным тритиям, лежали в разных районах Аттики. Поскольку территориальный принцип возобладал над родовым и поскольку гражданство стало теперь определяться не принадлежностью к роду, а к тому или иному дему, то и получилось, что в демы, тритии и филы входили наравне знатные и незнатные. Родовая знать, оказавшаяся в разных филах, утрачивает свое политическое влияние.

На основе нового территориального устройства страны Клисфен организовал новые государственные учреждения и должности. Он отказывается от солоновского Совета 400 и взамен последнего вводит Совет 500 – высший правительственный орган.

Важность преобразований Солона и Клисфена состояла в том, что они способствовали ликвидации первобытнообщинного строя и возникновению развитой формы государства – демократической республики.

Афинская демократия управлялась тремя органами власти: народным собранием, Советом 500, должностными лицами.

В народном собрании принимали участие только полноправные афинские граждане. До 451 г. до н.э. правом гражданства обладал всякий, кто родился от отца афинянина, но с 451 г. до н.э. закон Перикла установил, что для приобретения прав афинского гражданства необходимо было, чтобы оба родителя были афинскими гражданами. Необходимо было быть совершеннолетним. Совершеннолетие наступало в 18 лет, т. е. с момента внесения в списки демотов. Но так как в течение 2 лет молодые люди несли военную службу, то фактически участвовать в народном собрании они начинали с 20 лет. Хотя к середине V в. до н.э. число свободных граждан в Афинах приближалось к 42000, однако в народном собрании, как правило, принимали участие не более 2 – 3 тыс. человек, причем большинство собрания состояло всегда из городских жителей. Крестьяне, для которых участие в собрании связывалось с длительным пребыванием в городе Афины и с отрывом от хозяйства, были почти лишены фактической возможности участвовать в нем.

Местом собрания обычно служил храм Пникс, в других случаях – рыночная площадь или театр. Собрание начиналось ранним утром с восходом солнца. В случае грозы, землетрясения или солнечного затмения заседание немедленно закрывалось. До начала прений происходила религиозная церемония (приносились жертвы, провозглашалось проклятие всем, кто пытался обмануть народ ). В V в. до н.э. народное собрание созывалось один раз и месяц, т е. 10 раз в год. Позднее число заседаний возросло до 30-40 раз в год.

Каждое заседание имело свой порядок и свою намеченную повестку. Когда угрожало какое-нибудь народное бедствие, пританы могли созвать «народное собрание ужаса и смятения», на которое граждане призывались звуками труб, а сельские жители – посредством костров.

Созывалось народное собрание пританами. В V в. до н.э. председательствовал в народном собрании эпистат пританов, которому помогал герольд, делавший от его имени сообщения собранию. Официальные документы оглашались секретарем. За порядком в собрании наблюдали пританы и полицейские служители.

Собрание начиналось с того, что секретарь оглашал внесенные советом заключения – пробулевму, так как запрещалось ставить на обсуждение какие-либо предложения, не рассмотренные предварительно в Совете. Вследствие этого народное собрание обязано было передавать в Совет все предложения, вносившиеся по частной инициативе.

После чтения пробулевмы, в тех случаях когда доклад Совета был составлен в одобрительное смысле, председатель приступал к голосованию, и присутствующие поднятием руки высказывались за простое и безоговорочное принятие проекта или за обсуждение его в целом или по частям.

Теоретически каждому афинскому гражданину предоставлялась полная свобода в народном собрании. Но фактически этим правом пользовалось незначительное число граждан. Выступали преимущественно профессиональные политики и ораторы, т.н. «демагоги».

Первыми выступали старшие по возрасту, затем более молодые. Кроме того, была категория граждан, которым разрешалось присутствовать в народном собрании, но которые были лишены права голоса. Это были лица, находящиеся под следствием о преступлениях, влекущих за собой позорящее наказание. Они были прокляты законом и могли получить реабилитацию только через суд.

Взойдя на трибуну, гражданин возлагал себе на голову миртовый венок и становился личностью священной и неприкосновенной. Если председатель находил, что оратор уклоняется в сторону от обсуждаемого предмета, допускает резкие выражения, повторяется и т.п., то он мог лишить его слова и даже оштрафовать в размере 50 драхм.

По окончании прений вопрос ставился на голосование, которое обыкновенно производилось поднятием рук. К такому голосованию (путем черепков, бобов, камешков ) прибегали лишь в случаях, когда речь шла о каких-либо серьезных мерах, направленных против отдельного лица (остракизм, разбирательство по делам государственной измены ). Результаты голосования оглашались председательствующим. Когда порядок дня оказывался исчерпанным, председатель закрывал народное собрание.

Компетенция народного собрания была весьма обширной. Прежде всего, народное собрание являлось высшим законодательным органом афинской рабовладельческой демократии. Если постановление народного собрания касалось общих вопросов, то оно называлось законом. Постановление касательно частного лица называлось псефизмой. Народное собрание осуществляло и функции управления, избирая должностных лиц и контролируя деятельность последних. Народное собрание располагало и значительной судебной властью. Оно могло присудить к изгнанию, к конфискации имущества и даже к смертной казни. Действуя в качестве судебного органа, народное собрание разбирало лишь дела о наиболее тяжких преступлениях.

Правомочия народного собрания распространялись и на внешние сношения (вопросы войны и мира, заключение союзов и расторжение их ). В народном собрании производился остракизм, или «суд черепков». Каждый из участников собрания писал на черепке (по-гречески «черепок» – «остракон» ) имя человека, представлявшего угрозу для демократии. Архонты и члены Совета 500, председательствовавшие в этом собрании, подсчитывали черепки и лицо, намеченное к изгнанию, большинством плюсов обязано было в 10-дневный срок удалиться в изгнание за пределы Афинского государства сроком на 10 лет. Изгнанный, однако, не лишался гражданских прав.

В V – IV вв. до н.э. Совет 500 в Афинах являлся средоточием высшей правительственной власти. Он образуется из кандидатов, выставляемых каждой филой (по 50 человек ). Членом Совета мог быть любой гражданин филы, так как выборы производились путем жребия. Компетенция Совета 500 была очень обширной и заключалась в следующем:

а) Совет руководит деятельностью народного собрания. После рас-смотрения законопроекта народным собранием такой законопроект поступал на заключение Совета 500. Следовательно, за одобрение законопроекта, внесенного каким-либо лицом, отвечали и члены Совета;

б) Совет руководит администрацией. Кандидаты на те или иные должности должны были пройти проверку со стороны Совета 500. Совет контролирует деятельность должностных лиц, от которых требует отчета. Если он устанавливал нерадение или злоупотребление того или иного должностного лица, то он мог возбудить против последнего судебное преследование;

в) Совет следит за укреплением военной мощи Афинского государства.

г) Совету 500 принадлежат важные полномочия в области внешних сношений. Он дает аудиенцию послам других государств. Только после того, как он примет послов, обсудит их предложения, он представляет послов народному собранию, давая при этом свое заключение. Он командирует афинских граждан в другие государства для решения спорных вопросов или для заключения мира.

д) Совет 500 является высшим распорядительным органом в области прихода и расхода государственных средств. Конфискация имущества, сдача в аренду рудников, взыскание налогов, обеспечение продовольствием города Афин, регулирование торговли - все это входит в компетенцию Совета;

е) действуя в качестве судебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как смертная казнь.

Для исполнительно-распорядительной деятельности Совет выделяет из своей среды специальный исполнительный комитет в составе пятидесяти человек. Функции такого исполнительного комитета:

а) следить за благосостоянием города Афин;

б) заботиться о полицейской службе в пределах города;

в) подготавливать вопросы для рассмотрения в Совете 500 или в народном собрании.

Должностные лица (магистраты) в Афинах свою деятельность осуществляли на основе общих принципов, к числу каковых относятся:

1. Выборность. Все должности были выборными. Выборы производились в народном собрании открытым голосованием путем поднятия рук по жребию.

2. Срочность. Как правило, должностные лица оставались у власти один год, после чего слагали свои полномочия.

3. Коллегиальность. Обычно коллегия составлялась из 10 лиц. Во главе коллегии стояли председатели. Все прочие члены коллегии считались равными в правах.

4. Отсутствие иерархической подчиненности (исключение составляли военные должности ).

5. Возмездность. Магистратам, за исключением стратегов, полагалось вознаграждение.

6. Подотчетность. По окончании срока полномочий должностные лица обязаны были отчитаться перед особыми коллегиями (эвфинов и логистов ). Такие отчеты подлежали последующей проверке со стороны гелиэи. До тех пор, пока отчет не утверждали, бывший магистрат не имел права занимать новую должность, не мог распорядиться своим имуществом, не имел права выезжать за пределы Аттики и не мог рассчитывать на получение награды.

Должностные лица имели право налагать на граждан штрафы за неподчинение их распоряжениям. Размер штрафа зависел от тяжести проступка, от ранга должностного лица и определялся законом. Кроме того, магистраты были вправе возбуждать против граждан судебное преследование.

Характеризуя отдельных магистратов, следует отметить, что в рассматриваемый период значение коллегии архонтов заметно упало. В основном они сохранили за собой председательствование в судах и религиозные функции.

На первое место в управлении выдвигаются стратеги, коллегия которых была создана Клисфеном в 501-500 гг. до н.э. Стратегов избирали по одному от каждой филы. Выборы производились путем открытого голосования, а не жребием. На должность стратега могли претендовать лишь женатые и притом располагавшие недвижимой собственностью. Стратеги в отличие от прочих должностных лиц вознаграждения не получали. Следовательно, неимущие или малоимущие лишены были возможности занять эту должность. На них лежала организация сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкой провианта в Афины и т.д. Правда, распоряжались они средствами не бесконтрольно. Поскольку высший контроль за расходованием средств принадлежал народному собранию и Совету 500, то стратеги обязаны были отчитываться в расходовании сумм перед этими органами. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, они скрепляли своей подписью мирные договоры, заключаемые Афинским государством.

Стратеги вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях (дезертирство, трусость и побег с поля боя, военная измена, уклонение от военной службы и т. д. ).

Стратеги держали постоянную связь с Советом 500 и народным собранием (с последним через пританов ) и имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета 500 или народного собрания. Они имели право в любой момент сделать доклад в Совете 500 и требовать принятия нужных мер.

Другие должностные лица Афинского государства:

а) полеты ведали отдачей в аренду и на откуп государственных имуществ, устраивали торги, распродавали конфискованное имущество;

б) логисты принимали финансовые отчеты от должностных лиц и возбуждали уголовные дела в случае открытия злоупотребления финансами;

в) эвфины – коллегия с аналогичными функциями;

г) агораномы – рыночные надзиратели. Следили за розничной торговлей, пресекали торговлю недоброкачественными товарами и продуктами, отнимая и уничтожая таковые. Следили за чистотой и порядком на рынках. Они же принимали от иностранцев пошлину за право торговли на рынках;

д) ситофилаки надзирали за хлебной торговлей;

е) метрономы наблюдали за правильностью мер и весов;

ж) астиномы следили за чистотой города и порядком на улицах, надзирали за бродячими артистами и наблюдали за нравственностью.

Другие должностные лица, следили за исправным состоянием дорог, источников, святилищ; руководили обучением молодых людей, следили за образом жизни женщин и т. д.

Особое место в системе государственных учреждений занимала гелиэя или суд присяжных, учрежденный Солоном. Она состояла в V- IV вв. до н.э. из 6000 граждан, достигших 30-летнего возраста и избираемых ежегодно по жребию в числе 600 от каждой филы. Перед вступлением в должность присяжные – гелиасты – приносили клятву в том, что они будут судить «согласно законам и постановлениям афинского народного собрания и Совета 500». Гелиэя делилась на 10 дикастерий или палат. Так как 5000 членов считались очередными, а 1000 – запасными, то выходило, что состав дикастерии определялся в 500 человек. Как правило, заседала одна дикастерия; в более важных случаях – две или три. Лишь в очень редких случаях одновременно заседали 2000 человек. Бывало так, что дикастерии дробились и состав суда определялся в 200, 250, 400 человек. В IV в. до н.э. дела, подлежащие рассмотрению в гелиэе, распределялись между дикастериями по жребию накануне дня заседания. Это делалось с той целью, чтобы избежать воздействия на присяжных со стороны заинтересованных лиц.

По окончании каждого заседания присяжные получали вознаграждение. Гелиэя была первой инстанцией по важнейшим делам, в том числе по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Она же являлась апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемым в других судах.

Но значение гелиэи определялось тем, что она не выступала только как судебный орган; ей принадлежали важные полномочия также в области управления и законодательства.

Гелиэя решала финансовые вопросы. Например, она участвовала в раскладке налогов на союзников, производимой каждые четыре года.

Гелиэя производила проверку пригодности кандидатов, выбранных на те или иные должности голосованием или жребием. Если нравственная или политическая благонадежность кандидата вызывала сомнение у членов суда, то такой кандидат немедленно отводился.

Важная роль в Афинском государстве принадлежала и другим различным судебным органам. Суду ареопага подлежала часть важных уголовных дел, а именно: дела о предумышленных убийствах, об отравлении ядом, о поджогах, о нанесении ран и увечий с целью лишения жизни.

Уголовные дела о разбое, грабеже, о ночных кражах, о карманных кражах, о похищении граждан и т.п. рассматривала «коллегия одиннадцати». Она надзирала за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Активно действовал суд эфетов. Существовало четыре палаты этого суда. Каждая из них рассматривала дела только определенного характера. Одни и те же судьи (эфеты ) заседали то в одной, то в другой палате, смотря по роду дела:

1) суд при храме Паллады. Здесь разбирались дела о непредумышленных убийствах, об убийствах метеков (иностранцев ), о подстрекательстве к убийству или нанесению убийства;

2) суд при храме Аполлона. Рассматривал дела, в которых убийца заявлял, что он совершил убийство, разрешенное законом или не преследуемое законом (убийство в состоянии необходимой обороны, убийство вора, схваченного с поличным, убийство любовника жены, нечаянное убийство и т.п. );

3) суд возле гавани Зеи. Этот суд рассматривал дела о лицах, кои, будучи изгнаны из пределов Аттики за непредумышленное убийство, совершали новое. Судьи располагались на самом берегу моря, а обвиняемый, как лишенный права вступать на землю Аттики, подплывал на лодке к берегу и из лодки говорил свою защитительную речь и выслушивал приговор;

4) суд в палате возле пристани. Рассматривал дела, когда виновник убийства не был известен, либо когда смерть причинили неодушевленные предметы – камень, бревно и т.п. Здесь же судили животных, убивших человека. Таких животных присуждали к смертной казни, убивали, а затем туши их вывозили за пределы Аттики.

Гражданские споры разбирал суд диэтетов. Были диэтеты государственные, избираемые ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 60-летнего возраста, и частные. Последние являлись по существу третейскими судьями, избираемыми в числе 3 человек по взаимному согласию тяжбующимися. Суд диэтетов отличался от суда присяжных большей скоростью и меньшими судебными издержками. На решение суда диэтетов допускалась апелляция в гелиэю. Суд диэтетов разбирал иски на сумму более 10 драхм.

Мелкие дела об имущественных спорах на сумму не свыше 10 драхм разбирал «суд сорока мужей». Таким образом, демократические Афины имели сложную и широко разветвленную систему судов, которые были призваны обеспечивать правопорядок и законность в стране.

Гористой области, расположенной в восточной части Средней Греции. Жители Аттики занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, ремеслами и торговлей. Все население Аттики подразделялось на четыре филы (племени). Каждая фила имела три фратрии, в каждой фратрии было по тридцать родов. Уже в период Троянской войны греческие племена объединялись в небольшие народности, которые жили в городах, окруженных крепостными стенами.

Древняя Греция дробилась на 2 000 мелких государств, обычно состоявших из одного города с примыкавшими к нему деревенскими поселениями. Каждое из них было полностью политически независимым. Только эта маленькая область и была родиной для эллина, а все прочие эллины были чужими, иноземцами.

Росла численность населения , увеличивалось количество скота, расширялось земледелие, развивались ремесла. В обстановке разложения родового строя все это усиливало имущественное неравенство, что способствовало обострению племенных противоречий. Отдельные народцы вели беспрерывные войны из-за лучших земельных участков и военной добычи; рабство военнопленных было уже признанным учреждением. Все более и более усиливавшееся имущественное неравенство населения Аттики оказывало влияние на ее общественное устройство. Возрастала роль знатных и богатых в управлении общественными делами.

Рабство военнопленных дополнялось долговым рабством соплеменников и даже сородичей. Развивались торговля и денежное хозяйство. Богатство стало считаться высшим благом, а в связи с этим возникла необходимость его охраны от покушений со стороны неимущих и была узаконена существовавшая уже частная собственность на средства и продукты производства и, в первую очередь, на землю. Для решения этой задачи общественные учреждения родового строя были непригодны. В результате длительного процесса социально-имущественной дифференциации и разделения труда в Афинах сложились три общественные группы свободных греков : группа эвпатридов, или благородных, геоморов, или земледельцев, и демиургов, или ремесленников.

В городах Древней Греции роскошь допускалась только для общественных построек. Частные жилища были очень скромными. Чужеземцы отзывались об Афинах с презрением. Богатые люди предпочитали селиться за городом.

Общественные должности теперь замещались только из семей эвпатридов. Прежнее деление афинян на рода и филы стало вытесняться новым общественным разделением труда между земледельцами и ремесленниками. Структура рабовладельческого общества все больше усложнялась. Органы военной демократии - народное собрание, совет племенных вождей, военачальник (basileus) - оказались непригодными для управления делами возникшего классового общества. Эти органы стали превращаться в органы государственной власти. Когда должность базилевса утратила свое значение, стали выбирать архонтов из среды эвпатридов, что усилило власть благородных. Впоследствии один из девяти архонтов выполнял обязанности военачальника (архонт-полемарх).

Возникавшему государству нужна была военная сила. Эта сила появилась в виде военных кораблей и всадников, которых должны были снаряжать за свой счет навкарии - территориальные округа. Каждая фила была разделена на 12 навкарий. Навкария сооружала одну триеру, вооружала ее и укомплектовывала экипажем. Это был первый собственно военный флот, насчитывавший вначале 48 однопалубных 30-50-весельных кораблей. Кроме того, каждая навкария выставляла двух снаряженных всадников. Так зарождались афинский военный флот и конница; в основу их создания был положен территориальный принцип.

На священном острове Делос располагалась казна первого Афинского морского союза. В 426 году до нашей эры афиняне запретили рождаться и умирать на острове.

Важное место в жизни Афин занимала борьба между благородными, с одной стороны, и земледельцами и ремесленниками, т. е. простым народом, демосом, - с другой. Экономической основой власти благородных были плодородные земли вблизи Афин . Некоторые эвпатриды занимались торговлей и ростовщичеством. Купля и продажа земли, развитие денежного обращения, возникновение ростовщичества и аренды привели в Греции к закабалению должников, а впоследствии и к порабощению самого должника и его семьи. "Вся же вообще земля", - писал Аристотель , - "была в руках немногих. При этом, если эти бедняки, обрабатывавшие поля богачей, не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона".

Разорение свободных граждан и превращение их в рабов вызвало сильные народные волнения. Борьбу сельского населения Аттики против аристократических родов возглавили торговцы и ремесленники, которые составляли главную активную массу рабовладельческой демократии и выступали в союзе с мелкими земледельцами. Следует также учесть, что в составе демоса были и очень богатые люди неблагородного происхождения, т. е. не связанные кровными узами с родовой аристократией - эвпатридами.В 560 году до нашей эры богатый представитель знатного афинского рода Писистрат с помощью нанятого им отряда воинов захватил в Афинах власть и установил тиранию. В целом Писистрат продолжал политику Солона, опираясь главным образом на средних землевладельцев. В период его правления была организована личная гвардия из наемников. Это были зачатки постоянной армии.

В 413 г. до н.э. в Афинах было сломано множество статуй - герм. Заподозрили полководца Алкивиада, который вел афинский флот к Сицилии, и он был отозван. Но он перешел на сторону Спарты и выдал все тайны Афин, какие знал. Однако в 410 году до н.э. он вернулся, был прощен и одержал несколько побед во главе афинского флота.

Позднее в основу новой государственной организации был положен территориальный принцип: вся территория Аттики была разделена на 100 участков (демов). Каждые 10 участков составляли племя (филу). Каждая фила должна была выставить один таксис пехоты и одну филу всадников. Таксис делился на лохи, десятки и полудесятки. Фила выбирала филарха, который командовал всадниками филы; таксиарха, который командовал пехотой; стратега, который руководил всей боевой силой территории филы. Кроме того, каждая фила снаряжала за свой счет 5 военных судов с экипажем и начальником. Командование всей армией и флотом Афин принадлежало коллегии из 10 стратегов. Выступив в поход, стратеги командовали войсками по очереди.

Морской военный флот был первой основной военной силой Афинской республики. С помощью морского флота Афины победоносно отразили нападение персов и получили возможность оспаривать у Спарты гегемонию в Греции. Высшего своего развития морское могущество Аттики достигло в V веке до нашей эры. Основы его были заложены полководцем Фемистоклом, который в 480-х годах до нашей эры добился того, чтобы на постройку флота были направлены доходы с серебряных рудников. К моменту нашествия персов афиняне имели в строю более 200 боевых судов. К началу Пелопоннесской войны 431 года до нашей эры афинский флот имел свыше 300 кораблей.

В ходе Пелопоннесской войны жители небольшого городка Платеи сдались спартанцам в обмен на обещание суда. Спартанцы формально не нарушили обещания: на суде платейцев по одному спрашивали, оказали ли они во время войны какую-либо услугу спартанцам. Когда те отвечали «нет», их казнили.

В эту эпоху Афины достигли высшего торгового расцвета. Причины этого были отчасти естественными, отчасти искусственными. Естественными причинами было то, что в Афинах ремесло достигло высокого развития и совершенства, и сюда переселялись большие массы наиболее квалифицированных ремесленников со всех концов эллинского мира; их изделия служили образцом для ремесленников всех греческих государств. Далее, Афины были главой большого союза, в который входили все торговые и промышленные города островов Эгейского моря и побережья Малой Азии и Фракии; естественно, что все нити торговых отношений сходились в Афинах , где и обосновались крупнейшие морские купцы (emporoi), предприниматели, перепродавцы и «банкиры» (trapezitai).

В Афинах было наиболее либеральное и считающееся с нуждами морской торговли законодательство; для разбора морских тяжб здесь даже были учреждены особые судьи - навтодики; разбором дел с иностранцами специально ведали архонты-полемархи. Конечно, и в афинских судах местный гражданин имел больше шансов на успех, чем иностранец; однако здесь не было той характерной для ряда греческих государств установки, когда иностранец принципиально рассматривался как объект, а не как субъект права. Наконец, Афины находились в самом центре греческого мира, на рубеже восточной Греции (бассейна Эгейского моря) и западной (Италии и Сицилии), и были одним из наиболее многолюдных городов Греции, к тому же с большим количеством зажиточных жителей: товарам, привезенным сюда, сбыт был в значительной мере обеспечен, а афинская монета и по высокой пробе и по полновесности была лучшей монетой Греции.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...