Боязнь что то сделать не так. Атихифобия: боязнь неудач в отношениях и деловой сфере

Не бойтесь ошибаться!

«Легко сказать, да трудно сделать» — скажет недоверчивый читатель и будет в чём-то прав.

Но ничего, сегодня мы наконец узнаем, как избавиться от страха ошибок. Техника, предложенная в этой статье, поможет вам, дорогие посетители СиЗОЖа, пересмотреть внутренние установки и благодаря этому более осознанно реагировать на ошибки.

Наверное в каждом из нас, пускай даже очень глубоко в душе, сидит смелый искатель приключений, который знает своё настоящее предназначение.

Учёный или бизнесмен, писатель или художник, программист или дизайнер — не так важно, к чему лежит наша душа. Важнее то, что каждый из нас может найти .

К сожалению, именно боязнь совершить ошибку зачастую мешает нам в полной мере проявить себя. Из-за этого многие наши мечты рискуют так и остаться мечтами.

  • Мы боимся сделать что-то не правильно.
  • Нас пугает, что мы можем потратить много времени и ничего не добиться.
  • Мы боимся покинуть привычную зону комфорта.
  • Нам страшно показаться смешными для окружающих.
  • Мы боимся совершать не идеальные поступки и принимать не совершенные решения.
  • Нами уже были сделаны ошибки ранее, поэтому мы боимся повторения.

Так или иначе, страх совершить ошибку всегда приказывает отступить.

Не бойтесь ошибаться!

Помните, что каждое событие само по себе нейтрально.

Это мы придаём ему положительную или негативную окраску своим отношением.

Другими словами, только от нас зависит, как воспринимать случившееся с нами.

Каждая ошибка — это:

1) Опыт.
2) Возможность сделать выводы и в дальнейшем действовать правильно.

Совершая ошибки, мы в любом случае приближаемся к цели.

Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон создал лампочку после 1000 неудачных попыток. 1000 раз он ошибался! Но он не считал эти попытки неудачными. Эдисон говорил, что нашёл 1000 способов, как нельзя сделать лампочку.

Друзья, стоит осознать одну простую вещь: неудачная попытка - это не конец жизни, это - составляющая движения к цели.

Знаменитый баскетболист Майкл Джордан сделал 9000 неудачных бросков, проиграл 300 матчей и 26 раз «запорол» игру, не оправдав возложенных на него надежд.

Если человек боится ошибаться, то этот страх значительно тормозит его развитие.

Но когда мы отказываемся от страха по этому поводу и позволяем себе ошибаться, то происходит невероятное. Количество ошибок снижается! Ведь давая себе право на ошибку, мы тем самым . Что, в свою очередь, дарит нам более благоприятное развитие событий.

И даже если мы делаем ошибки, то следует воспринимать их как опыт, как часть нашего пути. Так оно и есть на самом деле. Ошибка — прекрасная возможность чему-то научиться и стать лучше.

Конечно, существуют ситуации, когда ошибаться нельзя. Хирургия, ракетостроение, атомные электростанции… Существуют области деятельности, где цена ошибки слишком высока. В таких случаях необходимо полагаться на качественную подготовку и тщательный расчёт. Ну и двигаться нужно от простого к сложному, накапливая опыт.

Статья же посвящена «бытовым» ошибкам — тем ошибкам, которые не дают нам раскрыться, которые мешают нам рисковать и достигать вершин. Избавиться от страха совершить такие ошибки — значит дать себе шанс по настоящему раскрыться в этой жизни.

Порой бывает, что умом то мы понимаем, что ошибаться можно. Однако по привычке накручиваем и ругаем себя за ошибки. Возникает такое щемящее чувство в душе… В этом случае просто замечательно, если у вас есть близкие и понимающие люди. Расскажите им о своих чувствах. Они вас обязательно поддержат. Благодаря этим людям вы поймёте, что всё у вас получится. И что любая ошибка — это прекрасная возможность стать лучше.

Бояться — это нормально. Главное — понять причину своего страха. Иначе можно всю жизнь сожалеть об упущенных возможностях и неосуществленных планах. Но поняв и обезвредив страх совершить ошибку, мы значительно приближаем себя к осуществлению наших целей.

Друзья, не бойтесь ошибаться! Ведь правильно говорится — на ошибках учатся!

Ещё По Теме:

Четыре ошибки, которые мешают вам стать богатым Мыслеформы: инструкция по применению и типичные ошибки Тайна природы женщины 10 секретов внутренней силы Самое сложное — сделать первый шаг!

Люди ограничивают свои действия и начинания, чтобы не совершить ошибку, если у них развита атихифобия, что в переводе с греческого означает «страх неудач». Они панически боятся ошибиться, не справиться с поставленной задачей, опозориться. Этот страх, как и многие другие, разрушительно действует на образ жизни человека, влияет на его намерения. Люди, подверженные фобии, видят прямую связь между возможностью, неудачей и конкуренцией. Для сближения они считают, что лучше не касаться проблемных вопросов. Добиться успеха для них сравнимо с недостижимой целью, а потерпеть неудачу – с катастрофой.

P.S. В самом низу для вас будет полезное видео!

Страх неудачи преследует практически всех людей. Каждый из нас испытывает волнение перед выступлением, знакомством с противоположным полом, боится говорить о своих желаниях и даже мечтать. Поэтому, проживая в тесном мире, выйти и попробовать новое себе не позволяется.

Атихифобия берет свое начало в детстве. Многие родители не учатся воспитанию детей и не умеют регулировать эмоции. Нередко ребенок, совершив поступок, который с точки зрения родителей не является правильным, подвергается психологической атаке. В адрес ребенка звучат фразы: «сколько раз я тебе говорил/а», «теперь думай, что ты натворил/а, думай о своем поведении», «тебе разве не стыдно», которые подкрепляются дальнейшим наказанием или физическим насилием. Родители в этот момент создают сильное негативное эмоциональное напряжение, а сознание ребенка отключается. С родителями соприкасается только подсознание, куда записывается программа реакции на ошибку и страх.

Ребенок в силу своей неопытности не знает, как избавиться от страха неудачи и как реагировать на действия. Он только учится восприятию от старших, от родителей, как себя вести. Дети изучают ролевые модели, подражая взрослым, впитывая правила поведения, инструкции и установки старших. В данном случае, родители включают режим саморефлексии, то есть обращение к своим эмоциям. Человек, совершив поступок, будучи взрослым, будет думать о том, как бы изменить прошлое и что подумают об этом другие, испытывать чувство стыда, вины, страха. Запускается механизм самоанализа, по-простому говоря, самоедства. Человек, сосредотачиваясь на эмоциях, отрезает себя от внешнего мира, от того, что ситуацию можно исправить. Люди во время совершения ошибок или стрессовых ситуаций чувствуют себя парализованными. Это признак того, что родители в детстве эмоционально подавляли и реагировали, закладывая механизм оцепенения, буквально страха.

Важна другая модель поведения родителей в тот момент, когда ребенок поступил нехорошо или не правильно. Важно апеллировать не к саморефлексии и к тому, что ребенок переживает, а перенаправить мысли ребенка с внутреннего пространства на внешнее, обратившись к нему с констатацией факта поступка и вопросом: как мы можем исправить неудачную ситуацию, что ты предлагаешь делать? Необходимо совершить действие, чтобы исправить ошибку. Родители в этом случае, предлагают искать решение неудачи, нейтрализовать последствия прошлого. Мысли, направленные на поиск новых возможностей превращают человека в креативную личность, которая может справляться с любыми событиями.

Симптоматика

Потеря уверенности и мотивации приводят к депрессиям, а затем к более серьезным психическим расстройствам. Страдающие атихифобией испытывают ряд физиологических проявлений:

  1. Тошноту.
  2. Нервозность.
  3. Одышку.
  4. Слабость.
  5. Сильное потоотделение.
  6. Расстройство желудка.

Эти признаки дают о себе знать, когда люди сталкиваются с возможностью неудачи при выполнении задания, которое, по их мнению, нельзя выполнить успешно.

Способы преодоления страха

Многие атихифобы, мечтая открыть новое дело, организовать хобби, осуществить мечту, боятся мнения окружающих. Как я буду выглядеть в глазах других? Что подумают другие? – это тот список вопросов, которые возникают в голове человека, испытывающего страх неудачи. Чье-то мнение, на самом деле, сильно останавливает, но никто не заинтересован в вашем провале. Если кто-то заинтересован в крахе и желает посмеяться, то это не те люди, на которых стоит обращать внимание и реагировать, потому что, реагируя, Вы отдаете им свою энергию, но не избавляетесь от страха.

Работа с перфекционизмом, зоной комфорта и ответственностью

Как преодолеть страх неудачи, если это мешает продвигаться вперед, достигать целей или Вы боитесь, что подумают другие?

Первое, что нужно сделать – это пересмотреть свои убеждения по поводу страха. Боязнь неудачи основана на перфекционизме, который останавливает от дальнейших действий. Перфекционизм в психотерапии сложный комплексный процесс, который должен контролироваться специалистом. Но самостоятельно можно разобраться с ключевыми моментами перфекционизма. Ими являются:

  • обида;
  • негативное мышление;
  • неуверенность в своих силах;
  • беспокойство и тревога.

Важно научиться прощать, даже если это не изменит прошлое. Подумайте, кто страдает от обиды – обидчик или Вы. Попробуйте перестать принимать яд и двигаться дальше.

К негативному мышлению относятся мрачные прогнозы, отсеивание позитивного, ориентированность на осуждение. Важно развивать в себе позитивный реализм, но не отрицать проблемы. Помните, что ничего идеального не бывает. Разрешите себе быть не идеальным, не пугайтесь совершать ошибки. Напишите свой страх на листе бумаге, затем разорвите его и примите решение двигаться дальше с позитивными мыслями.

Люди, склонные к перфекционизму ведут с собой неприятные диалоги. Здесь помогут аффирмации. Нелестные эпитеты о себе заменяются на противоположные, например, «я неудачник – я успешный». Для повышения уверенности эффективны занятия, которые приносят удовольствие, совершенствуют в любимом деле.

Беспокойство и тревога устраняется переносом в настоящий момент, так как люди тревожные существуют в будущем с мрачноватым оттенком. Важно перестать беспокоиться о том, что еще не случилось.

Второе правило, которое поможет нивелировать страх неудачи – расширение зоны комфорта. Этот момент важен потому, что люди с перфекционизмом любят находиться в некоем «мыльном пузыре». Если не раздвигать границы комфорта, далеко уйти не получится. Для этого, нужно определить границы, где комфортная зона, а где проявляется дискомфорт. Каждый день, выходя за зону комфорта в разных сферах жизни – бизнеса или отношений, границы окажутся расширенными, а мир многогранным.

Следующий барьер, который нужно преодолеть на пути к мечтам – боязнь ответственности. Правило №3 гласит: беря на себя ответственность за собственные ошибки, страх перед неудачей постепенно уйдет. Если каждый день устанавливать маленькое задание, выполнять и брать за него ответственность, это поможет поднять уверенность.

Работа с ошибками

Ошибки – это способ добиться удачи. Никакого другого способа, кроме совершения ошибок, не существует. Атихифобия раскрывается в сообществах, где люди конкурируют за определенные поощрения. Те, кто мечтает открыть бизнес, боятся провала, поэтому так и не начнут действовать. Страх неудачи или провала – это распространенная причина, почему люди не достигают своих целей. Успешные люди – это те, кто совершил ошибок больше, чем остальные. В идеалистичном сознании успешный человек – тот, кто не совершает ошибок. Это сейчас так, но раньше он много раз пробовал совершить действие и ошибался, а на основе своих неудач выработал новый способ решения проблемы, подобно спортсмену на тренировках.

Ошибки относятся к зоне обучения. Совершая ошибку, человек всего лишь учится. Важно перенести ситуацию с саморефлексии на возможности. Сделать это помогут техники:

  1. Тренировка переключения сознания. Ловите себя на мысли, когда ощущаете стыд и вину. Как только Вы начнете ловить эти состояния, сможете останавливаться и переключаться с самоедства на способность искать возможности во внешнем мире. Становитесь себе родителем, чтобы уметь переключаться в обратном порядке.
  2. Открытость подсознания. Страх неудачи лежит глубоко в подсознании. Переписать программу подсознания возможно утром сразу после пробуждения и перед сном. После пробуждения сознание сразу не включается, это время действия подсознания. В эти моменты произносите вслух фразы, чтобы записать новую программу в подсознание и сформировать новое отношение к ошибкам. Вот эти фразы: «ошибаться – это нормально», «каждый имеет право ошибаться, и я тоже имею право ошибаться», «я боюсь ошибок, но признанные ошибки становятся опытом, а опыт – это ценно», «я разрешаю себе приобретать опыт».
  3. Аннуляция неудачи. Неудач в мире не существует, а есть опыт. По пути к цели приобретается опыт, знание. Чем больше опыта, тем больше шансов прожить плодотворно. Тот, кто действует, получает результаты, поэтому важно стереть слово «неудача».

Проведите исследование нежелательного результата, работу над ошибками, чтобы в следующий раз получить желаемый и ставить следующую задачу.

Атихифобия и секс

Атихифобия разворачивается не только в деловой сфере и на поле конкуренции. Страх провала может появляться у мужчин на сексуальном поприще. Страх неудачи в сексе – порочный невротический круг, когда мужчина излишне фиксирован на эстетике исполнения сексуального акта. У мужчины по поводу секса существует конкретное представление и цель, но это является главной ошибкой, потому что секс не имеет определенного сценария и цели. Мужской половой перфекционизм выражается в красивой прелюдии, но с потерей эрекции на этапе непосредственного взаимодействия. Некоторые испытывают боязнь неудачи и потерю концентрации при использовании контрацептивных средств. Красивая прелюдия и волнительный поток прерывается в отношениях технической деталью. Этот момент вытаскивает чувствительного героя из процесса, заставляя испытывать разочарование. Следующая попытка оказывается неудачной из-за воспоминания прошлого опыта. Иногда порочная цепочка сексуальных неудач тянется за мужчиной долгие годы и проявляется мучительным состоянием.

На сексуальной почве мужской перфекционизм развивает последствия:

  • сознательное одиночество, отказ от сексуальных отношений;
  • гомосексуальность из-за волнения и несложившегося контакта с женщинами;
  • отношения с женщиной, которую мужчина не любит из-за обреченности на провал с теми, к кому он испытывает влечение.

Причиной страха неудачи в сексе служит базовая неуверенность в себе. Это могут быть негативные ощущения по поводу мужской физиологии, внешности, социального статуса и материального положения. Базовая неуверенность в себе держится на гиперчувствительности мальчика, который был обесценен родителем. Такой мужчина подкрепляет полученную установку от старших в первом сексуальном опыте. Когда воспринимает неприятные слова от партнерши на свой счет.

В психотерапии применяется техника реагирования и воспроизведения сценария секса без страха и неудач, где пациенту предлагается представить действие в медленном ритме, проговаривая ход своих мыслей. На следующем этапе проводится работа с мыслями. Мужчина-перфекционист предполагает, что у секса должен быть определенный сценарий, поэтому задача этапа в том, чтобы попрощаться с этим сценарием и понять, что секс – это удовольствие. Пациент возвращается к собственному эгоизму и разрешает себе получать наслаждение от простых вещей. На этапе когнитивно-поведенческой терапии дается задание – избегать введение полового члена. На первых порах разрешаются только петтинг с последующим нарастанием сексуальных отношений до получения фрикций.

Сегодня не будет конкретной истории, а будут вдохновляющие…на ошибки мысли.

Как ошибки меняют жизнь?

Есть девушка по имени Сара Блэйкли, она CEO компании Spanx, занимающейся продажей нижнего белья. По итогам 2012 года американский Forbes назвал Сару самой молодой женщиной-миллиардером в мире, самостоятельно заработавшей свое состояние, и включил в список 100 наиболее влиятельных женщин планеты.

Однажды ее спросили про факторы успеха, которые позволили построить бельевую империю. И Сара сказала, что одним из важных факторов стало то, что отец каждый вечер задавал ей вопрос:

«Что у тебя сегодня не получилось?».

И если Сара говорила, что получилось всё, то отец очень расстраивался, потому что это значило, что она не допускает ошибок и, соответственно, не растет.

По-моему, папа молодец -)

«В одной из презентаций проекта Pop!Tech дирижер и педагог Бенджамин Цандер продемонстрировал зрителям, что значит быть свободным от страха неудачи.

В этой презентации Цандер работает с пятнадцатилетним виолончелистом, помогая ему реализовать своей потенциал. Во время исполнения пьесы Баха в какой-то момент молодой виолончелист делает ошибку и явно расстроен этим. Когда он заканчивает играть, Цандер предлагает ему перестать мучиться из-за ошибки, а вместо этого сказать: «Как интересно получилось!»

И юноша, и зрители с облегчением смеются и больше не зацикливаются на неудачах. Затем Цандер продолжает прорабатывать с юношей этот отрывок и, когда тот снова делает ошибку, Цандер ликующе восклицает: «Как интересно получилось!»

После пятнадцати минут освобождения от страха перед неудачей игра виолончелиста становится заметно легче, свободнее, радостнее. Вот так же и вся наша жизнь - и как целое, и в каждый отдельный момент - может измениться, если мы сумеем научиться воспринимать неудачи как интереснейшую обратную связь».

- Ответ на вопрос «Как избавиться от страха ошибок?» -

Ошибаться. Еще и еще. Ронять свои шарики для жонглирования. Путать музыкальные партии. Не попадать мячом в корзину.

И напоследок мне, как и папе Сары Блэйкли, хочется задать вам один вопрос: «А что у вас сегодня не получилось?».

И очень надеюсь услышать в ответ не молчание, а длинный рассказ. Можете смело рассказывать мне о своих ошибках.

До встречи через неделю!)

upd: Книга «100 способов изменить жизнь» уже в продаже! В ней - еще больше мотивации и вдохновения. Под обложкой - новые неопубликованные «способы», концентрат из 1000 книг по саморазвитию и десятки реальных историй. Мечтай. Делай. Меняйся.

Достаточно часто вижу на приеме детей, которые огорчаются, допуская ошибки; сильно переживают из-за учебных неудач; плачут из-за тройки или четверки. У младших школьников ошибки могут привести к торможению мыслительного процесса.

Диктанты и контрольные работы для таких детей представляет собой серьёзное испытание. Они начинают волноваться заранее; у них болит голова, живот.

Такие дети ставят себе высокую планку и огорчаются, если их результаты оказывается ниже желаемого. При этом они не завидуют другим, а просто сами хотят успеха (на уроке, в олимпиаде, спортивной игре) и очень-очень стараются.

Стараясь не допускать ошибки, находятся в постоянном напряжении и поэтому устают быстрее других сверстников. Таким детям учиться труднее, потому что сильное напряжение часто снижает их внимание, и они делают ошибки не по невнимательности, а из-за боязни ошибиться. Иногда страх ошибиться на уроке ребёнок переносит в другие значимые для себя сферы жизни, например, отказывается быть капитаном команды в каких-либо соревнованиях или выступить на сцене, опасаясь несовершенства…

Самое удивительное, что такие дети воспитываются только в очень хороших семьях, родители отдают им много сил и внимания. Сами родители хорошо образованны и социально успешны, поэтому не только хотят, но и знают, как растить и воспитывать детей.

В таких семьях дети очень любят своих родителей, гордятся ими, хотят походить на них. Они видят своих родителей уже состоявшимися и успешными личностями. Тот путь, который они преодолели, добиваясь успеха, не знаком детям, не наполнен эмоциональным смыслом. Поэтому любое сравнение себя с родителями сегодняшними – не в пользу детей. Они кажутся себе недостаточно успешными. Сделанные ими ошибки подтверждают это, указывая им на их никчёмность, на то, что они недостойны любви таких замечательных родителей…

Как правило, большинство родителей не ругают и не наказывают детей за ошибки, однако они ругают и наказывают себя сами. Запомните: чем теснее между ребёнком и родителями, чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее ребёнок боится огорчить их, и каждая допущенная им маленькая ошибка превращается для него в громадную ошибку. А если ребёнок к тому же внутренне тонкий, эмоциональный, впечатлительный, то переживания по поводу ошибки сильно мешают ему жить.

Хочется родителям детей, испытывающим страх ошибки, порекомендовать:

  • Искусственно создавать ситуации, в которых они будут выглядеть несовершенными, и демонстрировать это ребёнку. Увидев родительские ошибки, ребенок позволит самому себе быть таким, каков он есть.
  • Важно научиться правильно реагировать на ошибки детей. Не следует произносить: «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребёнок услышит противоположное: «Это страшно, волнуйся». Эффективнее использовать позитивную лексику, исключив частицу «не», например: «Всё нормально», «будь спокойнее», «потом сделаешь правильно» и т.п. Если ребёнок сильно переживает по поводу какой-либо ошибки, нужно найти способ похвалить его за что- то другое: «Ты ошибся, зато красиво писал, видно как ты старался».
  • Нужно учить ребёнка искать причины совершения ошибок, например: «Ошибка может произойти из-за того, что ты перепутал право и лево, подумай сам».
  • Необходимо осознавать обучающее воздействие ошибок. Имеет смысл поднять их обучающую роль до уровня жизненной философии, чтобы не просто огорчаться по поводу любой совершённой в жизни ошибки, а осмысливать их и приобретать опыт, побуждающий к самоизменению, повторяя слова: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а ошибка учит», «Умный стремится не избегать ошибок, а исправлять их» и т.п.
  • Нужно приучать ребёнка анализировать причины ошибок, совместно с ном осознавать полученный опыт.

Ваши дети будут очень успешны, если вы будете бережно относиться к их хрупкой эмоциональной душе!

С самого детства страх неудачи сопровождает нас повсюду. В детстве ребенок ожидает, что его похвалят за что-то, а если похвалы не дожидается – считает, что потерпел неудачу. Так же происходит и во взрослой жизни.

Описание патологии

Страх неудачи действительно чаще рождается еще в детстве, а по мере взросления личности боязнь сделать что-то не так остается, и как преодолеть ее – человек не знает.

Получить положительную оценку своего труда или действий удается не всегда. Иногда приходится выслушать критику, потерпеть неудачу. Уверенный и развитый человек справляется с критикой и неудачами достаточно быстро.

Иные же только усиливают страх неудачи, пытаясь избегать в дальнейшем подобных действий. Получается следующее: испытав неудачу в каком-то из дел, чтоб побороть свой страх, человек больше не берется за это дело. Доходит до того, что приготовить кофе для него – серьезнейшая задача, в которой главное – не провалиться. То есть, наблюдается полная изоляция человека от социума и патологическая боязнь неудачи.

Причины атихифобии

Боязнь опозориться может быть вызвана совершенно разными причинами. Преимущественной причиной остается имеющийся негативный опыт человека. Из-за боязни перед неудачей человек проецирует опыт одного случая на весь свой возможный опыт.

Причинами, по которым люди боятся совершать любую деятельность, могут быть:

Проявления страха

Атихифобия выражается достаточно разными способами. Описать, что характерно страху при этой патологии, можно так:

  • Самоизоляция – человек боится участвовать в любых мероприятиях, особенно, общественных, закрываясь в своей зоне комфорта.
  • Самосаботаж – боясь, что он сделает что-то не так, человек подсознательно подрывает свои силы и усилия.
  • Неуверенность в себе – боясь ошибиться, человек сам себя уверяет в том, что все сделанные им дела и полученные знания ничего не стоят.
  • Из-за панического страха тяжело дышать, ощущается жжение в груди, одышка, тошнота и мышечные спазмы. Возможна диарея. Иногда повышается нервная возбудимость, у некоторых же, напротив, возможна скованность и закрытость.

    Данный страх значительно снижает качество жизни человека, мешает его саморазвитию и профессиональной деятельности, личной жизни и налаживанию связей. Потому помощь в запущенных случаях должен оказывать именно специалист.

    • Научитесь отказывать, если чувствуете, что не справитесь с каким-либо заданием. Не идите на риск, если он не оправдан.
    • Трезво оценивайте потери, которые возможны, если возложенная на вас задача не будет выполнена. Упущенные возможности порой становятся значительно большими потерями, чем ощущение страха.
    • Всегда запасайтесь резервным планом. Так у вас будет подстраховка, что в случае неудачного хода дела вы сможете его изменить. Например, заручитесь поддержкой друга или коллеги.
    • Будьте более решительны, любое промедление будет только усиливать страх. Создайте ситуацию, в которой нельзя будет отступить.
    • Заключение

      Страх неудачи достаточно распространен, но для его преодоления не требуется так много усилий, как кажется. Если провести глубокий самоанализ и смириться с мыслью, что идеальным не может быть никто, проблемы страха и ошибок отойдут на второй план. Если же самостоятельная борьба не увенчалась успехом, не стесняйтесь обратиться к специалисту. Иначе фобия может перерасти в серьезные психические отклонения и депрессию.

      Страх совершить ошибку

      Когда сын пошел в первый класс, мы столкнулись с таким страхом, как «страх совершить ошибку». Когда впервые возникла эта тема – «я боюсь отвечать на уроках, ребята будут смеяться» – я решила двигаться в двух направлениях, во-первых, показать сыну, что причин бояться-то и нет, во-вторых, выработать у него положительное отношение к ответам на уроках и к ошибкам. И у нас состоялся такой разговор:

      — Когда вы играете на перемене и в группе продленного дня, вы смеетесь?

      — Расскажи, в каких ситуациях вы смеетесь, когда играете?

      — Бывает кто-то чего-нибудь забавное, смешное скажет, или плюхнется, или сделает что-нибудь не так, как надо?

      — А было так, что это был ты?

      — Ну, да, конечно, сколько раз! — улыбается.

      — И ты тоже смеялся в этой ситуации или ты переставал играть?

      — Конечно, смеялся, играть интереснее, чем сидеть в стороне.

      — И тебе не страшно, что над тобой в игре будут смеяться?

      — Да, нет… (и тут он задумывается и с улыбкой смотрит на меня), — я понял, мам, на уроках так же, да?

      — Значит, когда смеются не страшно, и ты уже на уроках будешь смелый-смелый мальчик.

      — А вдруг я все же сделаю ошибку – это ведь нехорошо.

      — Давай посмотри, что такое ошибка? Как ты думаешь? Можешь мне объяснить?

      — Ошибка – это когда что-то не так сказал, неправильно.

      — А почему может получиться ошибка? Подумай, не торопись.

      — Потому, что я что-то забыл, ну или, торопился (улыбается) – он очень подвижный.

      — Значит?… — делаю паузу, что бы он додумал свой вывод.

      — Значит, нужно лучше учить и не торопиться! – радостно говорит сын.

      — Молодец, а если, ты все же сделал ошибку, что нужно будет сделать? Вот вы пишите контрольную работу, учительница ее проверяет, исправляет ошибки. И на следующем уроке вы делаете работу…

      — Работу над ошибками, — кивает он головой.

      — Что бы запомнить, как правильно решить пример в следующий раз.

      — Молодец, значит, совершив ошибку, нужно понять, что ты сделал не так и исправить это. Правильно?

      — Да. Это классно! Мне теперь совсем не страшно! Мам, ты волшебница!

      После этого диалога, когда я видела, что у сына возникали какие-то трудности или он совершал ошибки, достаточно было напомнить ему и задать вопрос: «Что ты должен сделать сейчас, что бы в другой раз было по-другому?». А после обязательно хвалила его: «Ты молодец, ты справился» — и результат приходил с каждым разом быстрее. Сейчас ему 16 лет. И вопрос страха перед ошибками остался в прошлом. Сейчас он уже сам задает себе этот контрольный вопрос. И я уверенна, что это умение справляться со сложными ситуациями еще не раз пригодиться ему в жизни.

      Многие социальные страхи возникают от непонимания, от незнания. От того, что однажды приобретенный отрицательный опыт не был объяснен и переведен в положительный.

      Сегодня занимаясь на дистанции, я понимаю, что многие упражнения направлены как раз на формирование положительного опыта, а значит как профилактика для возникновения тех или иных страхов. Параллельно учу этим упражнениям и своих детей.

      Вывод: Заниматься упражнениями дистанции полезно – это формирует позитивное восприятие, уверенность и умение быстро находить решение в различных ситуациях. А, следовательно, уменьшает риск возникновения всевозможных страхов.

      www.psychologos.ru

      Страх ошибки по-научному называют атихифобией. Это одна из наиболее распространенных фобий в современном мире. В психологии принято относить боязнь ошибиться к социальному классу страхов, так как страх совершить ошибку рождается и видоизменяется под действием общества.

      Человек, которого одолевает боязнь совершить ошибку, может полностью отказаться от попытки что-либо предпринять, так как будет считать ее заранее неудачной. В свою очередь, личность, которой страшно ошибиться, постепенно будет опускаться по социальной лестнице, поскольку самосовершенствование и карьерный рост ее пугают.

      Некоторые люди испытывают перед неудачами ту разновидность страха, что даже и думать не хотят о возможности попробовать что-то предпринять и начать какое-то дело. Такая стереотипная форма мышления, как кажется человеку, защищает его от ошибок. На самом деле, она предотвращает любое движение в его жизни.

      Страхи неудач могут возникать также тогда, когда деятельность оценивается только по ее результативности, без учета собственных ритмов и качеств человека. В результате такой односторонней оценки присваивается определенный ярлык деятельности – потерпел неудачу или достиг успеха. Ничего среднего между двумя этими ярлыками нет.

    • Связь с детским страхом, когда в детстве ребенка сильно наказывали за любые промахи.
    • Невозможность ошибаться в коллективе, высмеивание любой ошибки – чаще всего невозможность преодолевать страх зарождается в коллективе подростков, в школе или колледже.
    • Многими боязнями руководят и социальные страхи, навязанные окружением – человек начинаться бояться, что, если он будет хуже остальных, то его отвергнут.
  • Неподвижность – для того, чтобы не сделать что-то не так, человек решает совершенно ничего не делать и ни к чему не стремиться.
  • Перфекционизм – желание быть самым лучшим во всем и всегда держать лидерские позиции, желание работать только в той сфере, в которой человек уверен полностью.
  • Физические симптомы заболевания

    Страх неудачи – это не только психические проявления. Данная патология характеризуется и рядом физических состояний человека. Отмечается учащенное сердцебиение, например, когда человеку кажется приближаемый крах его дел. Возможны боли в сердце.

    Отмечается повышенная потливость, озноб, ощущение жара или холода. В некоторых случаях возможны галлюцинации, чаще – слуховые.

    Как избавиться от фобии

  • Не бойтесь вспоминать моменты, когда страх проявился впервые. Необходимо проанализировать причины, по которым то или иное дело не состоялось. Даже если причиной стала невнимательность или другой личный фактор, не стоит возлагать на себя слишком большую ответственность.
  • Причиной патологии может быть постоянное неведение или неизвестность. Чтобы этого избежать, следует иметь основательную теоретическую базу перед началом любого дела. Тогда возможные риски будут значительно снижены.
  • Поверьте, наконец, в то, что неудачи случаются абсолютно у всех. Но рациональнее всего – использовать их в качестве трамплина для дальнейшего старта и совершенствования себя.
  • Психологи применяют для терапии такого страха методы анализа и самоанализа, предоставляя пациенту тщательное изучение причин, по которым он считает любое предприятие провальным.

    Страх ошибки

    Страх ошибки появляется у человека в двух моментах: когда он имеет слишком сильную внутреннюю установку только на успех и когда существуют запреты или карательные санкции в случае ошибки (уменьшение зарплаты или премии, увольнение и проч.). Как это ни цокажется на первый взгляд странным, наиболее сильный стресс человек переживает в первом случае, когда он стремится быть только успешным и удачливым.

    Страх ошибки «блокирует» творческие способности человека. Он испытывает внутреннюю скованность и напряжение, у него — повышенный самоконтроль и излишне жесткая «система слежения» за собственными действиями. В результате, несмотря на то, что человек всеми силами стремится быть успешным, он сам снижает свой потенциал тем, что постоянно «держит себя за хвост».

    Успех может не достигаться также и по причине того, что, боясь ошибиться, человек старается нигде и ни в чем не рисковать, проявляя сверхосторожность и сверхтревожность.

    Успех может «убегать» как горизонт от такого человека еще и потому, что, болезненно пережив неудачу и испытывая острый страх совершить повторную ошибку, он не реализует попытки попробовать еще раз. А, как известно, успех соседствует со смелостью, настойчивостью, упорством и терпением многократного, многолетнего повторения усилий, направленных на достижение поставленной цели.

    И последнее. Страх сделать ошибку заставляет человека избегать всего нового, «необкатанного» и, в определенном смысле делает его излишне консервативным. Человек всячески избегает изменений и даже малейшей нестабильности, поэтому он может впасть в паническое состояние даже при самых незначительных «подвижках».

    Наконец, страх сделать ошибку постепенно перерождается в страх вообще перед жизнью. Человек строит защиты и заграждения везде и повсюду и даже там, где в этом нет объективной необходимости. Дом такого человека — это крепость, защищенная железной дверью с множеством замков и автоответчиком на телефоне. Лицо такого человека — это непроницаемая маска, а движения выверены и находятся всегда «под контролем». Он редко смеется, потому что смех — это спонтанность и «неправильность». Он говорит логично и в форме «письменной речи», в которой все существительные и глаголы — на своем «правильном» месте. Он читает много медицинской и психологическои литературы и неукоснительно следует советам врачей и психологов. Он вообще хочет жить правильно, без ошибок и этого требует от других людей.

    Хочется сказать только одно: «Страх не совместим с полноценной жизнью». Хочется по-вторить известные пословицы: «Страх - плохой советчик» и «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

    На самом деле, искусство жизни - в балансировании и нахождении равновесия между несовместимыми вещами. А именно, необходимо всегда искать баланс между стремлением к новизне и разумному риску - и осторожностью, знанием о возможной опасности.

    Боязнь ошибок

    Страх совершить ошибку – это главное препятствие, мешающее предпринять действие. Однако если разложить его на составляющие, то получим, 3 компонента:

    Страх показаться глупым,

    Страх потратить время впустую,

    Страх получить удар по самооценке и потерять уверенность в себе.

    Из-за страха совершить ошибку, мы многого себя лишаем: общения, возможностей, новых впечатлений. Преодоление страха позволит нам начать жить полной жизнью и наслаждаться ей, совершая ошибки и извлекая из них уроки.

    Откуда берется страх?

    Этот страх формируется с самого раннего детства. Особенно сильно он выражен у людей, родители которых были слишком тревожны и не позволяли ребенку действовать самостоятельно. Еще один вариант воспитания, формирующий такой страх – это «родители знают лучше». Слишком авторитарный стиль воспитания и гиперопека неизбежно приводят к формированию страха совершить ошибку. Усугубляет ситуацию школьная среда. К сожалению, часто в школах ошибки высмеиваются, особенно со стороны учеников, но иногда и со стороны учителей. Ребенок испытывает букет негативных чувств, что в будущем заставляет его бездействовать под влиянием страха совершить ошибку, нежели попробовать что-либо сделать.

    Как избавиться от страха?

    1. Вспомните фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Так или иначе, мы будем совершать ошибки – это неотъемлемая часть деятельности человека. Кроме этого, ошибка – это способ получения нового опыта и новых знаний. Как можно узнать, что правильно, если не знаешь, что неправильно?

    2. Разрешите сами себе совершать ошибки. Избавьтесь от закостенелых убеждений, что ошибаться нельзя.

    3. Совершая ошибку, анализируйте ее. Вы поймете, что благодаря ей вы чему-то научились. Далеко не все получается с первого раза. Все великие открытия делались путем проб и ошибок.

    4. Если вы совершили ошибку, не обвиняйте в ней других – возьмите ответственность на себя.

    5. Не критикуйте ошибки других, позвольте им тоже ошибаться.



    Последние материалы раздела:

    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

    Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...