Частная женская гимназия стефаниды славутинской-образование, которое потеряли. Женское дело: как Мариинские гимназии повлияли на развитие образования в России Кто был основателем 1 женской гимназии

19 апреля 1858 года в доме на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (современная улица Рубинштейна) открылась первая женская гимназия.

До этого времени девушки из семей, которые не принадлежали к высшим слоям общества, практически не имели возможности получить хорошее образование. Существовали закрытые учебные заведения, подобные Смольному институту, куда принимали только дворянок и где упор в преподавании делали на французский язык, правила светского поведения, музыку, танцы, девушки в таких учебных заведениях были изолированы от семьи и внешнего мира. Существовали также частные женские пансионы, которые давали более серьезное образование, но обучение в них стоило очень дорого. Поэтому к середине 19 века назрела необходимость в таком учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье. Над осуществлением проекта по созданию женской гимназии работал талантливый педагог, профессор Николай Алексеевич Вышнеградский. В 1857 году Вышнеградский составил проект учебного заведения "для приходящих девиц" и обратился с ним к принцу Петру Ольденбургскому. Идея доступного женского образования понравилась известному благотворителю, и уже через несколько месяцев при его содействии Вышнеградский, назначенный начальником новой гимназии, стал готовить ее к открытию - покупал мебель, учебные пособия, подбирал учителей. В конце марта 1858 года был подписал "высочайший" указ об открытии учебного заведения, а еще через месяц гимназия торжественно распахнула свои двери. Новое учебное заведение получило название "Мариинская женская гимназия" в честь императрицы Марии Александровны, покровительницы женского образования.

Императрица Мария Александровна,
жена императора Александра II

Учебное заведение содержалось за счет небольшой платы, которую вносили родители девочек, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии. Учебная программа в гимназии была достаточно серьезной. Все предметы делились на обязательные и необязательные, к обязательным относились закон Божий, русский язык, литература, история, география, естественные науки, основы математики, рисование, рукоделие. Желающие изучать дополнительные предметы должны были доплачивать по пять рублей в год за иностранный язык и за танцы, и по одному рублю за уроки музыки. В первый год существования гимназии в ней учились 162 девочки в возрасте от 9 до 13 лет - дочери чиновников, мещан, священнослужителей, офицеров. Вышнеградский пригласил работать в гимназии лучших учителей Петербурга, и благодаря их усилиям здесь сложилась простая и свободная атмосфера. Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши. В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек. Гимназистки вспоминали впоследствии, что душой школы был, конечно же, сам Николай Вышнеградский, который по-настоящему умел любить и понимать детей.

Многие отмечали, что гимназистки в сравнении с девочками из закрытых институтов учатся добросовестнее, "с убеждением в видимой пользе образования". Однако находились и такие, кому не нравилось нововведение, ведь в одном классе могли учиться дочери генерала и портного, сенатора и купца, шли и разговоры о том, что низкая плата за обучение "порождает образованных женщин-пролетариев".

С 1864 года при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы, В их программу впервые были включены анатомия и физиология - предметы, которые до этого в женских учебных заведениях никогда не изучались. Девушки, окончившие курсы, получали звание "домашней наставницы" и могли работать учительницами. На базе курсов позже был создан Женский педагогический институт.

Вслед за Мариинской гимназией в Петербурге, а затем и в других городах открылись еще несколько подобных женских учебных заведений, дав, таким образом, начало распространению женского образования в стране.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

(сегодня 161-я годовщина)

Подробное описание:

Женская гимназия - так назывались средние общеобразовательные учебные заведения в России. Располагалась гимназия в доме Козицкой на Тверской (угол Козицкой). Того дома, где потом был открыт Елисеевский гастроном. В середине 19-го века этот дом сдавался последовательно самым разным арендаторам. Среди заведений этого периода, располагавшихся в доме, была и женская гимназия. Называлась она "1-ая московская женская гимназия". Гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. Женские гимназии министерства народного просвещения предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий. Уровень обучения был ниже чем в мужских гимназиях и выпускались из них учителя(окончившие 7 классов), домашние учителя(окончившие 8 классов) и домашние наставницы(окончившие 8 классов с медалью). Окончание 8-го класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзамена. Все женские гимназии министерства народного просвещения были платными. Так же существовали частные гимназии. В лучших частных женских гимназия курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей.

Общедоступным образование в России пытались сделать еще при Екатерине Великой: 1781 году она основала учебное заведение при Исаакиевском соборе, положившее начало целой сети школ, развитие которых было законодательно закреплено в указе от 27 февраля того же года. Еще до развития публичных школ в Российской империи появились образовательные учреждения для девочек и девушек: в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц и Воспитательное общество благородных девиц. Однако принимали в эти два заведения не всех, да и носили они «точечный» характер.

Первая женская гимназия появилась в России полвека спустя после того, как народные училища были преобразованы в гимназии, а первый женский вуз - еще через 20 лет..

В честь императрицы

Указ об учреждении первого женского училища «для приходящих девиц» (то есть не пансиона) был издан в Петербурге 28 (15) марта 1858 года. Инициатором выступило «Ведомство учреждений императрицы Марии», ответственное с конца XVIII века за благотворительность в Российской империи. Ведомство родилось из сети благотворительных и воспитательных учреждений, которые основала супруга российского императора Павла I Мария Федоровна. Собственно, отсюда и название - Мариинское.

В этом здании на Невском поначалу работала Мариинская гимназия. Фото: Архивное фото

Свою работу оно начало уже через месяц в здании на углу Невского проспекта и современной улицы Рубинштейна. Сейчас это здание уже нельзя видеть в его первозданном виде, поскольку оно дважды с тех пор перестраивалось. В начале 1870 годов заведение переместилось в бывшее здание Петербургского Коммерческого училища, которое находилось на углу Загородного проспекта, 13 и Чернышова переулка, 11, у Пяти углов. Дом был построен в 1857-1858 годах и на тот момент был совсем новым. Современный адрес дома: угол улицы Ломоносова, 13 и Загородного проспекта, 13.

Основателем первого в Петербурге училища стал выдающийся педагог Николай Вышнеградский - сторонник среднего женского бессословного образования и составитель первой русской программы по педагогике. Попечителем выступил управляющий Ведомством учреждений императрицы Марии принц Ольденбургский.

Всё как дома

Первое Мариинское училище было рассчитано на семилетний образовательный курс. В него принимались девочки в возрасте от 9 до 13 лет. В программе были следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык и словесность, математика, география, история общая и русская, естествознание, французский и немецкий языки (дополнительно, за отдельную плату — английский язык), рисование, рукоделие, а также пение и танцы. По окончании учебы девушки получали квалификацию «домашняя наставница».

Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши. В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек.

В Правилах внутреннего распорядка Мариинского училища было записано: «Класс должен сколько возможно больше походить на семью. <…> Уничтожение семейного элемента в общественных училищах убивает природную живость детей, омрачает Богом дарованную им веселость, истребляет доверчивость и любовь к наставникам и наставницам, к училищу, к самому ученью…». Правила, составленные принцем Ольденбургским, местами казались новаторскими для своего времени. В частности, он писал: «Понятие о порядке в классе часто понимается совершенно превратно, а потому и требует точного изъяснения. Истинный педагогический порядок класса состоит не в мертвой тишине и не в однообразном, неподвижном физическом положении детей; как то, так и другое, будучи несвойственно живой природе детей, налагает на них вовсе ненужное стеснение, крайне утомляет их, разрушает детское доверчивое отношение между наставниками и ученицами. <…> А в благоразумных семьях никогда не требуют, чтобы дети сидели неподвижно и однообразно, чтобы они не смели смеяться или обратиться к старшим по поводу того, что кажется им непонятным…»

Мариинскую гимназию в Царском селе посещала Анна Ахматова. Фото: Архивное фото

В 1862 году Мариинское училище было переименовано в Мариинскую женскую гимназию, которая к концу XIX века превратилась в одну из самых больших столичных гимназий (более 600 учащихся и около 60 преподавателей), однако в первые годы его существования ощущалась явная дискриминация - учителям женских учебных заведений платили куда меньше, чем в мужских. Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа писал: «Если училища существуют, то потому, что учителя в них преподают за крайне незначительную плату, а иногда и даром». Только в 1865 году учителя «Мариинки» были уравнены по «чинопроизводству и пенсии» с преподавателями мужских гимназий.

Позже при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы с изучением физиологии и анатомии человека, на базе которых был создан педагогический институт.

Гимназии шагают по стране

Открытие женской гимназии в Петербурге было событием настолько долгожданным, его необходимость назрела настолько явно, что по образцу Мариинки уже в первые годы существования гимназии начали создаваться похожие заведения по всей стране. Все новые гимназии были подчинены тому же Ведомству учреждений императрицы Марии. В 1870 году первые три класса были выделены в «прогимназии» - их прохождение считалось оконченным начальным образованием.

За пару десятилетий гимназии распространились по всей стране. Фото: Архивное фото В 1866 году в столице было уже семь таких гимназий. К 1894 году в Российской империи было 30 гимназий, в народе получивших название «мариинки», в которых обучались 9945 воспитанниц всех сословий и вероисповеданий в возрасте старше 8 лет, а в 1911 году 35 гимназиях количество учениц достигло 16 тысяч. Устав, утвержденный в 1862 году, действовал во всех гимназиях вплоть до их закрытия в 1918 году, а с 1879 года во всех заведениях применялась единая и обязательная программа обучения.

Наряду с этими общедоступными гимназиями открывались и частные заведения - в 1870 годах в Петербурге их насчитывалось семь, в Москве - четыре. Как правило, обучение там стоило дорого, и позволить себе определить туда дочерей могли только состоятельные родители. В некоторые, как в гимназию княжны Оболенской, принимали и вовсе по сословному принципу - только детей из аристократических семей.

После Октябрьской революции разделение на мужские и женские образовательные учреждения было упразднено, и лишь с середины 1990 годов они вновь стали открываться. Разумеется, Мариинскими они теперь называются лишь формально.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...