Чему учит наталья боярская дочь. Нравственные проблемы в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь

Сочинение

Русская литература тесно связана с историей. Писателей всегда волновал вопрос о связи судьбы человека и судьбы его родины, о том влиянии, положительном или отрицательном, которое история оказывает на человека.

Этот вопрос рассматривается и в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». В ней автор рисует времена, когда «когда русские были русскими, … жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали».

Писатель обращается к «старой Руси» (тому времени, когда жила его прапрабабушка), считая их «идеальными». История героини повести — девушки Натальи — показывает, какими благородными, мужественными, добрыми и честными были мужчины, и какими красивыми, преданными, кроткими и верными были женщины тогда. Получается, что это — некий укор современному писателю обществу, где он не видит всех этих добродетелей.

Наталья — молодая красивая девушка, дочь влиятельного боярина Матвея Андреева. Карамзин подчеркивает, что Андреев был «верный слуга царский», опора и поддержка государя. Кроме того, «он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей…»

По воле рока Наталья влюбилась в молодого человека, отец которого был в опале у царя. Именно поэтому Алексей увез героиню из родного дома, ничего не сказав ее отцу. Девушка, доверяя своему возлюбленному, безропотно последовала за ним.

Лишь в лесу, в избушке, в которой жил боярин Любославский после смерти отца, он признался во всем Наталье. Рассказал, что его отца несправедливо оклеветали перед царем, поэтому им пришлось скитаться и терпеть лишения. Но теперь Алексей хотел восстановить опороченное имя и честь своей семьи.

И такой случай вскоре представился — на Москву напали литовцы. Алексей и преданная Наталья, которая переоделась в воина, отправились на эту войну. Благодаря молодому боярину Любославскому москвитяне одержали победу. Тогда Алексей пал к ногам русского царя, прося его о прощении своего отца. Выяснилось, что боярин Любославский давно оправдан. Алексей признается и еще в одном «грехе» — в том, что он увез дочь без разрешения отца.

Однако все в повести завершается благополучно: «Молодой человек хотел броситься перед ним на колени, но старец прижал его к своему сердцу вместе с милою дочерью…

Царь. Они достойны друг друга и будут твоим утешением в старости».

Карамзин любуется своими героями и говорит нам, что добродетель должна быть награждена, а порок — наказан. Это его идеал, которым он делится с читателем. В любых исторических условиях человек должен сохранять в себе Человека, только тогда он сможет справиться со всем.

Для изображения своих героев писатель использует различные художественные приемы. Это портрет («Пусть читатель вообразит себе белизну италиянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее — и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных»); характеристика внутреннего состояния («Сердце ее как будто бы вздрогнуло — как будто бы какой-нибудь чародей дотронулся до него волшебным жезлом своим!»); речевая характеристика или внутренний монолог («Жестокий, — думала она, — жестокий! Зачем скрываешься от глаз моих, которые тебя всеминутно ищут?»); отступления автора («Напрасно, обманывая самих себя, хотите вы пустоту души своей наполнить чувствами девической дружбы, напрасно избираете лучшую из подруг своих в предмет нежных побуждений вашего сердца!»)

Мне очень симпатичны герои этой повести Карамзина. Думаю, что они являются образцом мужчины и женщины. Наталья — красивая, кроткая, преданная, но, в то же время, способная на смелый поступок. Алексей — благородный, честный, отважный воин и нежный муж. Царь в этой повести суров, но справедлив, относится к своим подданным, как к родным детям. А боярин Матвеев — образец «государственного человека» и любящего отца.

«Наталья боярская дочь», произведение Карамзина — это яркий пример нового течения, которое использовали писатели конца девятнадцатого века, в том числе и Карамзин. Новым течением является сентиментализм и если до этого использовался классицизм, где изображался достойный гражданин своей Родины, его долг, честь, то теперь изображается внутренний мир человека, его чувства, переживания и тому примером есть работа Карамзина «Наталья, боярская дочь.

произведение карамзина наталья боярская дочь

О чем данное произведение? Конечно же, о любви, самой настоящей. О том чувстве, которое хотят испытать все, о котором все мечтают и Наталья — главная героиня, узнала, что такое любовь, что такое любить. Это произведение поведает нам историю любви дочери Матвея Андреева Натальи и сына боярина Любославского Алексея.

Наталья настолько сильно полюбила Алексея, что даже решилась на бегство из дома. Она уходит от отца, лишь бы быть рядом с мужем. Но и об отце никогда не забывала, поэтому их человек всегда приносил весточки об отце Натальи. Силу большой любви мы видим не только, когда Наталья уходит из дома за мужем, но и когда героиня отправляется в боевой поход с Алексеем, ведь без него немыслима была ее жизнь.

Завершается произведение хорошим окончанием, ведь Алексея прощает государь, как и прощает отец Натальи. Супруги едут в Москву и там счастливо живут.

В работе Карамзина «Наталья, боярская дочь» несколько главных героев. Можно выделить и Матвея, отца Натальи, который был честным и благородным. Можно выделить и няню, которая заменила мать Наталье, и Алексея — возлюбленного Натальи, но все-таки, главная героиня — это Наталья, не зря же автор ее именем назвал свою работу. Наталья — образец настоящей русской женщины, которая умеет любить, заботиться о ближних. Ее мир, как внутренний, так и внешний, прекрасен. Она скромная, и при этом сильная духом. Наталья — это образец преданности и верности, идеальны образ жены, возлюбленной и дочери.

Конспект урока по литературе

Аудитория : 6 класс.

Тип урока : комбинированный урок

Тема : Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь». Портрет Натальи.

Цели урока :

    обучающие: дать представление о Н.М. Карамзине, научить видеть художественные средства и фактический материал в тексте произведения

    развивающие: развивать умение видеть главное, анализировать текст, овладевать художественными образами

    воспитательные: формировать нравственный образ девушки, воспитывать уважение к чувствам, к семье.

Задачи урока :

    познакомиться с биографией Н.М. Карамзина

    ответить на вопросы по произведению

    «нарисовать» внутренний мир персонажа

Ход урока

Этап

Что делает учитель

Что делают ученики

Ожидаемые результаты

Организацион-

ный этап

(2 минуты)

Здравствуйте ребята, приготовьте, пожалуйста, учебник по литературе, а так же тетради

Готовят всё необходимое для работы

Организация учебного пространства

Вступительное слово учителя, выступление ученика

(15 минут)

Дома вы читали повесть “Наталья, боярская дочь”. Её автор - Николай Михайлович Карамзин.

Сейчас <фамилия, имя> нас познакомит с биографией этого писателя. Ваша задача - внимательно прослушать сообщение и записать ключевые даты.

Выступление ученика с сообщением и презентацией.

Класс записывает ключевые даты, информацию об авторе.

Записи в тетради

Основной этап, рассмотрение образа Натальи.

(25 минут)

Повесть названа “Наталья, боярская дочь”, это свидетельствует о том, что писателя в большей степени занимала жизнь сердца, история жизни и любви героини.

Вот сегодня мы и остановимся на этой теме. Итак, тема нашего урока “Жизнь сердца”.

Записывайте вопросы, на которые мы отвечаем, и краткий ответ, можете подчеркивать карандашом отрывки из текста.

    В какой атмосфере проходит детство Натальи? Приведите примеры из текста.

    Прочитайте, как Наталья проводит время. Что мы можем сказать о внутреннем мире человека, который так себя ведёт?

Давайте подведём небольшой итог. Что же формировало характер Натальи? Запишите.

    тёплая атмосфера в семье

    красота природы

    молитвы, службы в церкви

    рукоделие

    невинные забавы - прогулки, игры, песни

4. Изменилась ли Наталья в какой-то момент? Что поменялось в её настроении, характере? Прочитайте.

5. Понимала ли она, что с ней происходит? Найдите слова, характеризующие состояние героини.

У неё богатое воображение, ведь образ её возлюбленного создавался не на героях книг или фильмов, а силой её воображения.

И потому, когда в церкви она встретилась взглядом с “прекрасным молодым человеком”, “сердце сказало ей: “Вот он!”

6. Прочитайте, что испытывает Наталья, когда сердце сказало ей: “Вот он!”

8. Вы заметили, что рядом с героиней постоянно присутствует автор? Он постоянно обращается к читателю.

Прочитайте его предостережения.

9. Как через эти слова предстает характер Натальи? Прочитайте слова, которые показали бы сильную его сторону.

10. В каком ещё поступке раскрывается Наталья как женщина смелая и преданная?

11. Что, по-вашему, лежит в основе её столь решительных поступков?

12. Вернемся к повести и вспомним, что во время обряда венчания обещал им престарелый священник.

Сбылось ли это?

    Рассказывают об отце, матери, няне.

«Любовь народная, милость царская были наградою добродетели старого боярина.<...> Уже давно оплакал он мать ее, которая заснула вечным сном в его объятиях <…> в юной Наталье увидел он новый образ умершей, и, вместо горьких слез печали, воссияли в глазах его сладкие слезы нежности.» / «будила она свою няню, верную служанку ее покойной матери. «Вставай, мама! - говорила Наталья. - Скоро заблаговестят к обедне». Мама вставала, одевалась, <…> прелестницы жемчужною повязкою.

    Ряд эпитетов: “юная кровь, разгоряченная ночными сновидениями”, “нежные щеки”, “алейший румянец”, “белое лицо”, “черные, пушистые ресницы”). Яркие краски: “темно-кофейные волосы” - “белая грудь”. “черные ресницы” - “алейший румянец на белом лице”. Противопоставление: темный – белый, черный -алейший. Сравнения: цветы в поле - красавицы Москвы, роза всех прекрасней - Наталья была всех прелестней

Отношение к природе характеризует Наталью как девушку с богатым внутренним миром, тонко чувствующую натуру.

    Наталья во многом переменилась – стала не так жива, не так резва … иногда задумывалась … не находила ни в чем прежнего удовольствия … красавица вздыхала и томилась”

Появилась потребность любить, любить, любить!”

    не умела дать отчёта в своих новых чувствах” , “не понимала сердечных своих движений”, “не знала, как толковать сны”, “не знала, чего желала”

    Она потупила глаза свои, но ненадолго; снова взглянула на красавца, снова запылала в лице своём и снова затрепетала в своём сердце”.

“… чувствительная боярская дочь не хотела ни пить, ни есть, перестала спать и насилу ходить могла….Только по ночам лились слезы её на мягкое изголовье”

    «Вошел первый человек – не он! Вошел другой – не он! Третий, четвертый – все не он! Вошел пятый, и все жилки затрепетали в Наталье – это он, тот красавец, которого образ навсегда в душе её впечатлелся! От сильного внутреннего волнения она едва не упала и должна была опереться на плечо няни своей.» Когда встреча состоялась, в глазах влюблённых “изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце»

    “…не сомневайтесь в истине; не сомневайтесь в силе того взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга сотворенные”

Если бы все люди, сколько их было тогда в русском царстве, в один голос сказали Наталье: “Алексей-злодей!”, она бы с тихою улыбкою отвечала им: “Нет!.. Сердце моё знает его лучше, нежели вы, сердце мое говорит, что он всех любезнее, всех добрее”

    В этом поступке раскрывается характер Натальи: она решительна, мужественна: “на лице её видны были знаки сильных душевных движений, но не сомнения, не колебимости – ибо она решилась”, зная наверняка: “милый душе её не может быть злым человеком!”

    Когда Алексей решился ехать на войну со “свирепыми литовцами”, которые “ восстали на Русское царство”.

    Любовь к Алексею.

При венчании обещанное старым священником “благополучие в жизни” стало реальностью. Именно так заканчивает автор свое повествование.

Записи в тетради, поиск информации в тексте, анализ внутреннего мира персонажа.

Подведение итогов. Домашнее задание.

(3 минуты)

Поделимся впечатлениями: какие слова, с помощью которых автор описал Наталью, наиболее запомнились вам?

Обозначьте ключевые слова, которые мы часто упоминали в сегодняшней беседе.

Дома письменно ответьте на вопрос «Достоин ли Натальи её возлюбленный?» Докажите примерами из текста, почему.

Зачитывают подчеркнутые примеры из текста, называют слова (типа чувство, сердце, душа, любовь).

Обобщение полученных знаний, выделение ключевых слов произведения.

Главные герои повести — боярская дочь Наталья и Алексей Любославский.

Алексей и Наталья решились на отчаянный поступок, а после доказали свою честность и истинную храбрость, сражаясь с вра-гами. И боярин Матвей, и царь не помнили зла, когда Наталья и Алексей им открылись, а признали их заслуги и право жить вме-сте по любви.

Алексей доверил Наталье тайну, что он сын оклеветанного и несправедливо осуждённого боярина Любославского, бежавшего за пределы Отечества. Алексей не был уверен, что царь отнесётся к нему снисходительно, и поэтому жил отшельником и никому не рассказывал, кто он такой.

Влюблённым помогла няня Натальи, соблазнившаяся подар-ками от Алексея, а также старый священник, согласившийся, ни-чего не спрашивая, тайно их обвенчать. Без их помощи у моло-дых людей ничего бы не получилось.

Наталья была очень красивой восемнадцатилетней девушкой, дочерью боярина Матвея. Она была честной, доброй и простодуш-ной. Она любила природу, с огромным уважением относилась к своему отцу. Воспитание девушек в то время было такое, что она не умела даже читать и писать. Конечно, для Алексея она не могла стать человеком, с которым можно обсуждать вопросы политики или развития государства (а ясно, что Алексей в этом нуждался, будучи жертвой политической борьбы и оказавшись в одиночест-ве). Но она могла умиротворить его, дать ощущение собственной ценности, принять со всеми его сомнениями, как бы сгладить ост-рые углы. Её преданность проявилась в том, что даже на войну она отправилась вместе с ним. Это, а также то, что она убежала из до-ма, говорит о большой решительности и силе характера. Наверное, участие в военных действиях сделало её твёрже и мудрее. Материал с сайта

Алексей был сыном репрессированного боярина, бежавшего в своё время из страны и после смерти отца на свой страх и риск тайно вернувшегося обратно. Это говорит о большой любви к ро-дине и смелости. Он сразу почувствовал незаурядность Натальи и проявил большую настойчивость, чтобы добиться своего. Он ис-кал случая отличиться так, чтобы с полным правом предстать пе-ред глазами царя, и участие его в войне этому способствовало. Наверное, он был очень порывистым и энергичным человеком, не любил бездействовать и искренне выполнял свой долг так, как он его понимал. Кроме этого он был талантливым рисовальщиком, что для человека его ранга было совсем нетипично.

И Алексей, и Наталья были очень эмоциональны, и многие поступки совершали под влиянием эмоций. Но их эмоции были благородны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отзыв о повести наталья боярская дочь
  • сочинение на тему наталья боярская дочь
  • какую тайну доверил алексей наталье
  • наталья боярская доч
  • наталья боярская дочь анализ

Повесть «Наталья, боярская дочь» Н.М.Карамзина стала первым художественным воспроизведением русского исторического прошлого. Позднее критик Резанов будет описывать «карамзинское течение» как «тенденцию обрабатывать взятый из той же русской старины сюжет гораздо менее затейливо, просто и с возможным для того времени соблюдением верности или хоть вероятности исторической».
Действие повести «Наталья, боярская дочь происходит в прошлом, в эпоху царствования Алексея Михайловича. В то время, по мнению автора, «русские были русскими». Люди того времени жили в идиллическую пору чувствительности, еще не утраченную людьми. Основной сюжетной линией является развитие любовных отношений дочери добродетельного Матвея Андреева Натальи и Андрея, сына опального боярина Любославского.
Карамзин знакомит читателя со своей лирической героиней Натальей, начиная с подробного описания внешности. Для создания более полного и реалистического портрета писатель использует различные художественные приемы. Так, например, в описании применяются средства устного народного сказа: «много цветов в поле, в рощах, на лугах зеленых, но нет подобного розе…». Также обращают на себя внимание контрастные зрительные эпитеты: белое лицо и черные пушистые ресницы, «волосы, как темно-кофейный бархат» и т. д.


Доселе спокойная девическая жизнь Натальи встревожена тем, что героиня почувствовала «некоторую томность, некоторую грусть в душе своей». Вскоре, зимой у обедни Наталья встречает свою любовь – Алексея Любословского. После первой встречи Наталья испытывает желание вновь увидеть незнакомца. И скоро они вновь встречаются, а затем, Алексей, подкупив няньку, является в дом прекрасной Натальи. Идиллическое спокойствие начала повести нарушается, дальнейшие события развиваются стремительно. Наталья с возлюбленным тайно покидают родительский дом и венчаются. Карамзин большое внимание уделяет внутренней борьбе Натальи между любовью к Алексею и дочерним долгом. Понимая, что совершит большой грех, героиня сбегает из отцовского дома без благословления. Но появившееся чувство вины не дает Наталье насладиться счастьем. Для того, чтобы подчеркнуть смятение в сердце героини, писатель использует такие слова, как грех, церковь, образ, благословение.
Долгое время Наталья и ее возлюбленный скрываются в лесу, затем опальный Алексей и переодетая в мужское платье Наталья сражаются на войне, заслуживая себе прощение. В конце повести вновь воцаряется спокойствие: герои возвращаются в объятия отца Натальи, боярина Матвея.
Такие романы пользовались большой популярностью у русских читателей в середине и во второй половине 18 века. Отличает поветь Карамзина от произведений такого рода наличие глубокого нравственного смысла, стремление автора пробудить у читателя сочувствие к изображенным героям, сопереживание их бедствиям, радость о добродетельных и сожаление об ошибочных поступках.

Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...