Что такое экология кратко. Основы экологии


Что такое экология?

Определения

Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.

Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Второе определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию (см. ниже), что в корне неверно.

Вот некоторые возможные определения науки "экология":

Экология - познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология - это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.

Экология - биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
Экология - наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах

Сложности определения экологии:

Неопределённость границ дисциплины и взаимоотношения со смежными дисциплинами
Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины.
Деление экологии на общую экологию и частную экологию
Подразделение экологии на четыре отдела - экологию особей, популяций, биоценозов и экосистем
Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию
Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.

Методология экологии

Методологический подход к экологии как к науке позволяет выделить предмет, задачи и методы исследований.

Объекты исследования экологии - в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы, а также вся биосфера. Предмет изучения - организация и функционирование таких систем.

Главная задача прикладной экологии - разработка принципов рационального использования природных ресурсов на основе сформулированных общих закономерностей организации жизни.

Методы исследований в экологии подразделяются на полевые, экспериментальные и методы моделирования.

Полевые методы представляют собой наблюдения за функционированием организмов в их естественной среде обитания.

Экспериментальные методы включают в себя варьирование различных факторов, влияющих на организмы, по выработанной программе в стационарных лабораторных условиях.

Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с окружающей их средой.

Введение

Земля, как и другие планеты, является частью Солнечной системы. Она удалена от Солнца в среднем на 149,6 млн. км и обращается вокруг него за период, равный 365,25 солнечных средних суток.

Земля имеет форму геоида, т.е. фигуры, ограниченной поверхностью океана, мысленно продолженной через материки таким образом, что она всюду остается перпендикулярной к направлению силы тяжести. От этой поверхности отсчитываются «высоты над уровнем моря». Точная форма геоида еще не определена.

Для нас, жителей Земли, наша планета - гигантское тело. По сравнению с Землей все окружающие нас предметы на ее поверхности ничтожно малы. Однако по сравнению с другими небесными телами, например со звездами-гигантами, она сама - пылинка, затерявшаяся в безграничном пространстве Все-ленной.

И на этой «пылинке» - Земле - существует особый, зем-ной ритм прихода и расхода тепла, прихода света, слагающийся из годового (сезонного) и суточного (дневного и ночного) рит-мов. Последние имеют четкую и многообразную выраженность. С суточными и сезонными ритмами изменений тепла и света находятся в прямой зависимости изменения температуры грун-тов, почв, водных бассейнов, воздуха и всех предметов на по-верхности Земли, а также изменения абсолютной и относитель-ной влажности, ход развития растительности и животных орга-низмов.

Земля состоит из различных веществ - от легчайших газов до тяжелых металлов. Эти вещества распределены крайне не-равномерно как по поверхности Земли, так и в ее недрах. Химический состав Земли почти не изучен. Исследована лишь верхняя часть земной коры, т. е. примерно 5% ее объема. По современным представлениям, с поверхности земная кора со-стоит наполовину из кислорода, а на четверть - из кремния. Вся же ее толща на 99,79% состоит из кислорода, кремния, алюминия, железа, кальция, натрия, магния, калия и водорода, и лишь 0,21% приходится на долю остальных 105 известных элементов.

В пределах географической оболочки взаимодействуют воз-дух, вода, горные породы, составляющие земную кору, и жи-вые организмы. Это взаимодействие в каждом конкретном слу-чае обусловлено множеством факторов. Не всегда и не везде результаты взаимодействия однозначны, а в целом оно поддер-живается беспрерывным поступлением в пределы географиче-ской оболочки солнечной, космической и внутриземной энер-гии.

Закономерности существо-вания, формирования и функционирования биологических сис-тем всех уровней от организмов до биосферы и их взаимодействие с внешними условиями изучает наука - Экология . Она включает в себя аутэкологию, или экологию особей, демэкологию, или эколо-гию популяций, синэкологию, или экологию сообществ, ландшафтную экологию и др.

Термин «экология» происхождение и толкование

Термин «экология» образован от двух греческих слов «oikos» - дом, жилище, местообитание и «logos» - наука, что означает дословно «наука о доме, о местообитании», о взаимоотношени-ях между живыми организмами и окружающей их средой. В науку термин ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов с окружа-ющей средой. Во 2-м томе своей книги «Всеобщая морфоло-гия организмов» Э. Геккель дал следующее определение экологии как науки: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, ку-да мы относим в широком смысле все «условия существо-вания». Они частично органической, частично неоргани-ческой природы; но как те, так и другие... имеют весьма большое значение для форм организмов, так как они при-нуждают их приспосабливаться к себе».

На русском языке слово «экология» впервые было упо-мянуто в кратком изложении «Общей морфологии» Э. Геккеля - небольшой книжке, вышедшей в 1868 году под ре-дакцией И.И. Мечникова.

Э.Геккель предложил термин «экология» для применения его исключительно в сфере биологических наук, главным об-разом зоологии. Долгое время этот термин использовался только в зоологии и был мало известен далее среди ученых других биологических специальностей. И только с 20-40-х годов нашего века экология стала целостной, самостоятель-ной научной дисциплиной.

По отношению к предмету изучения различают экологию микроорганизмов, грибов, растений, животных и человека. По отраслевому признаку разделяют сельскохозяйственную, лес-ную, промышленную (инженерную) экологии. Кроме того, часто называют глобальную экологию, предметом которой является биосфера Земли. Теоретической основой данных ви-дов экологии служит общая экология.

В настоящее время слово «экология» стало очень попу-лярным, наиболее часто его употребляют, говоря о природе и ее неблагополучном состоянии. Слово «экология» стало обязательным термином у политиков, журналистов, социо-логов, педагогов, психологов, деятелей культуры. Этот тер-мин употребляется в сочетании с такими словами, как семья, общество, город, культура, педагогика, психология, воспитание и т.д.

В современном виде экология охватывает очень широ-кий круг вопросов и тесно переплетается с социальными, техническими и гуманитарными науками. Экология рассматривается как универсальная, фундаментальная, комплексная наука, бурно развивающаяся и имеющая большое практическое значение для всех жителей планеты.

Существует несколько различных толкований содержа-ния этого термина:

Экология - одна из биологических наук, изучающих живые системы в их взаимодействии со средой обитания;

Экология - комплексная наука, синтезирующая дан-ные естественных и общественных наук о природе и ее вза-имодействии с обществом;

Экология - особый общенаучный подход к исследова-нию проблем взаимодействия организмов, биосистем и сре-ды (экологический подход);

Экология - совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологи-ческие проблемы).

Подписаться на сайт

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Экология – это дисциплина, которая включает в себя различные области знания. Чтобы понять, что такое экология, нужно расшифровать этот термин. Он происходит от греческого слова oikos, что в переводе означает «жилище».

История экологии

Считается, что экологом-первопроходцем был Аристотель. Еще в далеком 4 веке до нашей эры он заложил первые камни в основу пирамиды под названием «экология», описав основные понятия в своем труде «История животных». В нем он дал классификацию животных и дополнил ее подробным описанием.

Понятие «экология» впервые было упомянуто биологом из Германии по имени Эрнест Геккель в 1866 году. Сначала этот термин носил сугубо биологический характер.


В своих трудах немецкий ученый писал, что экология изучает взаимоотношения между организмами и местом их обитания. Это стало отправной точкой для возникновения экологии. С годами значение термина расширилось. Многие специалисты исследовали это понятие и вносили дополнения.

Экология стала популярна в середине 20 века, когда ученые стали задумываться о том, что человек негативно влияет на окружающую среду.

В это же время термин стал активно употребляться в научных трудах и прессе.


Определение экологии

Существует четкое определение что такое экология. Это наука, которая занимается изучением живых существ, их взаимоотношений друг с другом и с окружающей средой.

Экология изучает связи в надорганизменных системах, их структуру и этапы функционирования.


Экология исследует жизнь организмов в их среде обитания. Все, что нас окружает, влияет на наше существование. Причем эта взаимосвязь имеет четкие законы, которые можно проследить, а потом сделать определенные выводы. Экология делится на общую, частную и популяционную, также выделяют экологию экосистем и сообществ.

Чтобы глубже понять структуру этой дисциплины, следует обратиться к таким наукам, как, химия, биология, физика и социология.


Экологические проблемы

В наши дни исследователи насчитывают десятки глобальных экологических проблем, которые несут угрозу для нашей планеты:



Экологи ищут выход из сложившейся ситуации. Они хотят вывести планету из экологического кризиса.

КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Рахимжанова Р.И.

Исабаев А.С.

ЭКОЛОГИЯ

Учебно- практическое пособие для дистанционного обучения студентов всех специальностей

КАРАГАНДА 2003

ВВЕДЕНИЕ

Экология стала для всего человечества не только наукой, но и способом мышления, поведе­ния, реальностью действий. Она стала одной из сторон гуманизма, вклю­чающей в себя понимание единства человека с природой, вы­сокую культуру, интеллект.

Слово "экология" впервые употребил Э. Геккель, обозначив им биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей их средой.

В соответствии с принятой сейчас классификацией любое изменение в среде обитания входит в компетенцию экологии. Одной из важнейших задач экологии является оптимизация взаимоот­ношений между человеком, с одной стороны, отдельными видами и попу­ляциями, экосистемами, с другой. Сохране­ние всех видов, популяций и экосистем на нашей планете считается эколо­гически и экономически целесообразным, а концепция по­лезных и вредных-несостоятельна. Оптимизация взаимоотношений че­ловека с природой рассматривается как необходимое условие существо­вания человека с различными взаимоотношениями, которые должны проявляться в мини­мальном ущербе живым организмам и неживой природе. Появление на нашей планеты экологических катастроф говорит о необходимости, по уменьшению выбросов вредных веществ в окружающую среду и ее загрязнения, созданию малоотходных и безот­ходных технологий, охраны природы.

Большое значение имеет экологическое воспитание и образование людей. Многие просто не знают о надви­гающейся беде и тех отрицательных последствиях, которые вызываются загрязнением окружающей среды.

Понятием, созвучным с термином "экология", в боль­шинстве случаев является любое взаимодействие человека и природы или ухудшение качества окружающей среды, вызванное хозяйственной дея­тельностью человека. Экология как наука имеет собственные цели, объекты и методы ис­следования, а также различные направления: общая экология, приклад­ная экология, популяционная экология, аутэкология и др. Существуют два подхода: экосистемный и популяционный. Экосистемный базируется на понятии экосистемы - совокуп­ности организмов и неживых компонентов. При таком подходе экологию рассматривают как науку об системах, и любое изучае­мое явление представляет интерес прежде всего в том, что оно является составной частью экосистемы. Популяционный обращает внимание на популяциях, т. е. совокупностях особей одного вида, населяющих определенное пространство и обитающие в пределах одного биогеоценоза. В отличие от экосистемно­го подхода, популяционный под­ход более склонен к аналитическому объяснению.

В настоящее время бытует представление, что все связанное с загряз­нением окружающей среды и с уменьшением вредного воздействия чело­веческой деятельности на природу является экологией. Основу экологии составляет изучение функционирования особей, популяций, сообщества, человека и их взаи­модействий с окружающей средой при воздействии экологических факто­ров, проявляющихся в физических, химических и биологических измене­ниях. Здесь любые изменения особей, популяций, сообществ, человека яв­ляются своеобразными индикаторами окружающей среды и ее загряз­нения.

Характерной чертой экологии является то, что она яв­ляется междисциплинарной наукой. По мере своего развития и освоения человеком новых дис­циплин экологические знания должны подниматься по спирали вверх.

1. Определения экологии

1.1 Что такое экология. Термин "экология" (буквально от греч. oikos - жилище, местопребы­вание, дом и logos- наука) был предложен Эрнстом Геккелем в 1866 г. Это наука, изучающая организацию и функционирование систем различных уровней. В настоящее время современная экология изучает также взаимодействия человека и биосферы, про­изводства с окружающей его природной средой и другие проблемы.

В зависимости от объекта и предмета исследований, экология подразделяется как:

1. Часть биологии, изучающая отношения организмов (особей, попу­ляций, биоценозов и т. п.) между собой и окружающей средой, называется биоэкологией.

2. Дисциплина, изучающая общие законы функциониро­вания экосистем различного уровня.

3. Комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека).

4. Наука о способах ограничения потребления ресурсов биосферы для удовлетворения нужд хозяйственной дея­тельности человека.

В настоящее время развивается экологизация различных дис­циплин, под которой понимается процесс внедрения систем технологических, управленческих и других реше­ний, позволяющих эффективно использовать природные ресурсы. В связи с этим экология распалась на ряд научных отраслей и дисцип­лин, далеких от первоначального понимания экологии как биоло­гической науки об отношениях живых организмов с окружающей их сре­дой. Но в основе всех современных направлений экологии лежат фунда­ментальные идеи биоэкологии.

Экологию по размерам объектов изучения делят на географическую, объектами изучения которой являются крупные геосистемы, географические процессы с участием живого и глобальную экологию - учение о биосфере Земли.

По отношению к предметам изучения экологию подразделяют на эко­логию микроорганизмов, грибов, растений, животных, человека, сель­скохозяйственную, прикладную, инженерную и т.д.

По средам и компонентам различают экологию суши, водо­емов, морскую, высокогорную, химическую.

По подходам к предмету исследования - аналитическую и ди­намическую экологию.

В системе экологии человека выделяют социальную экологию, изу­чающую взаимоотношения социальных групп общест­ва, так и человека в целом.

1.2 Задачи экологии В зависимости от решаемых задач экологию подразделяют на общую, исследующую основные принципы организации и функционирования различных систем, и частную, сферой которой являет­ся изучение конкретных групп.

Общая экология классифицируется по уровням организации. Популяционная экология изучает популяции - сово­купности особей одного вида объединяемых общей территорией. Биоценология исследует структуру и ди­намику природных сообществ - совокупностей совместно обитающих популяций разных видов.

В настоящее время многие разделы экологии имеют выраженную практическую направленность и имеют большое значение для развития различных отраслей хозяйства. Основной задачей экологии на современном этапе является изучение количественными методами основ структуры и функциониро­вания природных и созданных человеком систем. Окружающая нас живая природа не является беспорядочным сочетанием живых су­ществ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые явления, связанные с воздействиями человека на природу, обратными влияниями природы на человека и его экономику, с хозяйственными процессами называются экологической проблемой.

Взаимоотношение человека с видами и сообществами может быть достигнута за счет уси­лий со стороны человека. Этим может быть достигнуто решение многих хозяйственных проблем:

Интенсификация производства ряда отраслей;

Сохранение и экономия дорогостоящего сырья;

Увеличение продолжительности жизни и уменьшение заболевае­мости людей;

Совершенствование механизмов взаимодействия общества и приро­ды.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...