Что такое история своими словами. Постижение закономерностей исторических процессов

Поверите ли вы в то, что можно дать 5 определений истории? И даже больше? В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое история, каковы ее особенности и многочисленные точки зрения на эту науку. Люди давно обратили внимание на то, что явления и процессы универсума происходят в той или иной последовательности во времени, и это составляет некоторую действительность, которой можно дать определение.

История и общество

Если рассматривать понятия «общество» и «история» в их соотношении, то бросается в глаза интересный факт. Во-первых, понятие «история», являясь синонимом понятий «развитие общества», «социальный процесс», характеризует саморазвитие человеческого общества и составляющих его сфер. Отсюда видно, что при таком подходе описание процессов и явлений дается вне жизни личностей, участвующих в них. Так, замена в Европе и Африке латифундизма солонитом, барщины оброком или тейлоризма в промышленности человеческими отношениями может быть рассмотрено как этапы экономической сферы. При таком понимании истории оказывается, что над людьми господствуют какие-то безликие социальные силы.

Во-вторых, если в «обществе» конкретизируется понятие «социум», выражается способ социальной реальности, то «история» конкретизирует «общество», его определение. История, следовательно, складывается из процессов жизни людей. Другими словами, она описывает, где эти процессы протекали, когда протекали и т. д.

В-третьих, если глубоко осмысливать данное понятие, то проявится его связь не только с прошлым при попытках дать определение. История, с одной стороны, действительно рассказывает о былых временах, исходя из современного состояния социально-культурной жизни. В результате этого современные требования к событиям, происходившим в прошлом, становятся определяющими. Иначе говоря, выясняется следующее при попытках дать определение: история объясняется в связи с современностью, полученные знания о прошлом дают возможность сделать необходимые выводы для будущего. В этом смысле эта наука, объемля и былое, и современность, и будущее, связывает их с деятельностью людей.

Понимание хода истории в развитом обществе

На разных этапах развития общества история понималась по-разному. В условиях развитых обществ с сильным динамизмом ее течение рассматривается от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Обычно определение дается по отношению к истории цивилизаций. Считается, что она началась приблизительно 4000 лет тому назад.

Понимание истории в традиционных обществах

В традиционных, отсталых обществах прошлое ставят впереди современности. Стремление к нему как к образцу, идеалу ставится в качестве цели. В таких обществах превалируют мифы. Поэтому их называют доисторическими, не имеющими исторического опыта обществами.

Две возможности наблюдения истории

«Хитрость» истории в том и заключается, что ее течение проходит как бы незаметно для людей. Ее движение и человеческий прогресс наблюдать с близкого расстояния очень трудно. Обычно можно говорить о двух возможностях наблюдения истории. Одна из них связана с личностным формированием ребенка, а другая заключается в последовательной регистрации специфических форм организации этапов социальных процессов. Иными словами, история есть эволюция социальных форм и личностей.

В то же время, важным является определение истории как науки, установление границы между историей человечества и событиями, протекавшими до того, как появился человек. Трудность заключается в том, что ответ на этот вопрос зависит от позиции автора, его мышления, научно-теоретической модели и даже от самих непосредственно добытых материалов.

Динамизм, которым отмечена история

Определение понятия, интересующего нас, было бы неполным, если бы мы не отметили, что в истории существует динамизм. Природа самого социума такова, что его существование всегда носит изменчивый характер. Это и понятно. Действительность, выражающая разнообразные взаимоотношения людей как материально-социальных и практико-духовных существ, не может быть статичной.

Динамизм является объектом изучения с давних времен. В этом можно убедиться, рассматривая попытки древних греков познать явления, происходящие в обществе, в том числе и их фантазии и заблуждения. Сопоставление простого равенства эпохи охотников и собирателей с появившимся в античности делением людей на рабов и рабовладельцев привело к возникновению в устном народном творчестве мифа о «золотом веке». Согласно этому мифу, по кругу движется история. Определение понятия, интересующего нас, с этой точки зрения сильно отличается от современного. В качестве причины движения по кругу приводились такие доводы: «бог так решил» или «таково веление природы» и т.д. В то же время в них своеобразно затрагивался и вопрос о смысле истории.

История с позиции христианской религии

Впервые в европейской мысли характеристику прошлого человечества с позиции христианской религии дал Аврелий Августин (354-430 гг.). Опираясь на Библию, он разделил историю человечества на шесть эпох. В шестой эпохе жил и творил Иисус Христос, как считает Аврелий Августин (портрет его представлен ниже).

По утверждению христианской религии, во-первых, история движется в определенном направлении, следовательно, в ней имеются внутренняя логика и божественный смысл, заключающийся в особой конечной цели. Во-вторых, история человечества поступательно движется к прогрессу. При этом управляемое Богом человечество достигает зрелости. В-третьих, история неповторима. Хотя человек и создан Богом, за совершенные грехи он по воле Всевышнего должен совершенствоваться.

Исторический прогресс

Если до XVIII века безраздельно господствовала христианская точка зрения на историю, то европейские мыслители начала отдавали предпочтение прогрессу и естественным законам истории, а также признавали подчиненность судьбы всех народов единому закону исторического развития. Итальянец Дж. Вико, французы и Ж. Кондорсе, немцы И. Кант, Гердер, Г. Гегель и другие считали, что прогресс выражается в развитии науки, искусства, религии, философии, права и т. д. Всем им, в конечном счете, была близка идея социально-исторического прогресса.

К. Маркс также был сторонником линейного Согласно его теории, прогресс в конечном счете опирается на развитие производительных сил. Однако в таком понимании его место человека в истории в должной мере не отражается. Главную роль играют социальные классы.

Определение по истории следует дать, отметив также, что к концу XX века понимание ее хода в виде линейного движения, точнее его абсолютизация, доказала свою полную несостоятельность. Вновь появился интерес к существовавшим в древности взглядам, в частности, к движению ее по кругу. Естественно, эти взгляды преподносились в новом, обогащенном виде.

Идея цикличности истории

Философы Востока и Запада рассматривали течение событий истории в определенной последовательности, повторяемости и определенном ритме. На основе этих взглядов постепенно формировалась идея периодичности, т. е. цикличности в развитии общества. Как подчеркивает крупнейший историк современности историческим явлениям свойственна периодичность. При этом в расчет берется время с начала процессов до их конца.

Периодичность изменений отмечается в двух формах: системно-идентичной и исторической. происходящие в рамках конкретного качественного состояния, дают толчок для последующих качественных изменений. Видно, что благодаря периодичности обеспечивается стабильность общественного состояния.

В исторических формах периодичности, по мнению ученых, этапы развития человеческого общества, в частности, его конкретно взятые составные части, проходят в определенное время, а затем прекращают свое существование. По типу проявления периодичность в зависимости от того, в какой системе она разворачивается, бывает маятниковая (в малой системе), круговая (в системе средней величины), волнообразная (в больших системах) и т. д.

Сомнения в асболютном прогрессе

Хотя поступательность движения общества в той или иной форме признавалась многими, тем не менее уже в конце XIX века и особенно в XX веке стали появляться сомнения относительно оптимизма идеи абсолютного прогресса. Ибо процесс прогресса в одном направлении приводил к регрессу в другом и тем самым создавал угрозы для развития человека и общества.

Сегодня неотъемлемой частью нашей жизни стали такие понятия, как история, государство. Определение их вроде бы не вызывает никаких сложностей. Однако, как вы видите, историю можно рассматривать с нескольких сторон, и взгляды на нее в разное время существенно менялись. Впервые мы знакомимся с этой наукой, когда приходим в сентябре в 5 класс. История, определения которой даются в это время школьникам, понимается несколько упрощенно. В этой статье мы рассмотрели понятие более глубоко и разносторонне. Теперь вы сможете отметить особенности, характерные для истории, дать определение. История - интересная наука, знакомство с которой многие стремятся продолжить и после школы.

История – это наука, которая изучает прошлое человечества во всей его конкретности и разнообразии.

История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Предметом исторической науки представляются явления человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей и т.д.

Принципы и методы исторической науки . Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

принцип объективности , который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

принцип историзма , требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки.

принцип социального подхода , подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

принцип альтернативности , допускающий возможность многовариантного исторического развития.

Методы , используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

конкретно-исторический или идеографический метод ; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;

сравнительно-исторический метод ; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

историко-генетический метод ; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

ретроспективный метод ; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

историко-типологический метод ; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

хронологический метод ; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистика, антропология, биология, медицина, социология, психология, география, геология, физика, химия, математика(статистика).

Функции:

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-политическая . Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Источники изучения истории:

    Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).

    Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.).

    Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

    Фольклорные материалы -памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.

    Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т. д.

    Кино- и фотодокументы .

    Нумизматические (монеты, ассигнации и др. денежные единицы)

    Фонодокументы .

Абсолютная монархия - самодержавие, государство, в котором монарху принадлежит неограниченная власть. При этом создаются мощный бюрократический аппарат, армия и полиция, а деятельность органов управления прекращается.
Автократия - бесконтрольное самовластие одного лица.
Автономия - право самостоятельного осуществления власти (в некоторых оговоренных заранее пределах) для части государственного образования на своей территории.
Авторитаризм - антидемократическая система политической власти, обычно сочетающаяся с элементами личной диктатуры.
Агора - площадь, где собирались свободные граждане, - народное собрание в древнегреческом городе-государстве.
Агрессор - государство, осуществляющее вооруженное посягательство на суверенитет, территорию или политическую систему другого государства.
Администрация - совокупность органов управления.
Административно-территориальное деление - деление территории страны на более мелкие единицы со своими органами управления.
Акрополь - укрепленная часть древнего города.
Амнистия - освобождение от уголовной или др. ответственности.
Анархия - безвластие, неподчинение законам, вседозволенность.
Антанта - союз Англии, России и Франции против Германии в Первой мировой войне;
Антигитлеровская коалиция - союз стран, боровшихся против гитлеровской Германии и др. держав оси, - СССР, Великобритании, США, Франции, Китая, Югославии, Польши и др.
Аристократия - родовая знать, высшее сословие.
Аутодафе - публичная казнь еретиков по приговору инквизиции.
Баланс сил (равновесие, уравновешивание) - примерное равенство военных потенциалов противостоящих сторон.
Барщина - принудительный труд крепостного крестьянина в хозяйстве феодала.
Блокада - система политических и экономических мероприятий, направленная на нарушение внешних связей какого-либо государства. Применяется с целью изоляции блокируемого объекта.
Буржуазия - класс собственников, использующий наемный труд. Доходы обеспечивает присвоение прибавочной стоимости - разницы между затратами предпринимателя и его прибылью.
Буферные государства - страны, расположенные между враждующими государствами, разделяющие их и обеспечивающие таким образом отсутствие общих границ и контакта враждебных друг другу армий.
Бюрократия - господство чиновничества, власть бумаг, когда центры исполнительной власти практически не зависят от народа. Характеризуется формализмом и произволом.
Вандалы - древнегерманское племя, захватившее и разграбившее Рим. В переносном смысле - дикари, враги культуры.
Вассал - феодал, зависящий от своего сеньора. Нес определенные повинности и воевал на стороне сеньора.
Великое переселение народов - движение германцев, славян, гуннов и др. на территории бывш. Римской империи в IV-VII вв.
Вербальная нота - форма текущей межгосударственной переписки.
Вече - народное собрание в Древней Руси (Новгород, Псков)
Вотум - мнение, выраженное голосованием.
Гаагские конвенции - международные соглашения о законах и обычаях ведения войны (приняты в Гааге в 1899 и 1907 гг.), о защите культурных ценностей (1954), по международному частному праву и др.
Герб - отличительный знак страны, области, дворянского рода.
Гетман - военачальник, глава “реестровых” казаков в XVI- XVIII вв. в Украине.
Гильдия - союз купцов, торговцев, ремесленников в средние века.
Гимн государственный - торжественная песнь, официальный символ государства.
Государство - объединение людей (населения), проживающих на одной территории и подчиняющихся одним законам и распоряжениям общей для всех власти.
Демократия - форма государства и общества, основанные на признании народа источником власти и участником управления.
Демонстрация - шествие, митинг или другая форма массового выражения настроений в обществе.
Денонсация - отказ одной из сторон соблюдать в дальнейшем заключенные ранее соглашения, договоры и т.п.
Депрессия - фаза развития экономики, следующая за кризисом перепроизводства. Синоним - застой. Великая депрессия - экономический и политический кризис 1929-1933 гг. в США.
Деспот - правитель, угнетающий своих подданных самовластнои бесконтрольно.
Диктатура - политический режим, означающий полное господство отдельной личности или общественной группы.
Династия - последовательный ряд родственников - правителей государства.
Дож - глава Венецианской и Генуэзской республик в средние века.
Дружина - постоянный вооруженный отряд, войско князя,
Ересь - отклонение от предписанных религией взглядов.
ЕЭС (Европейское экономическое сообщество, “Общий рынок”) -организация, основанная в 1957 г. с целью устранения всех ограничений в торговле между ее членами.
Железный занавес - так на Западе называли границу между странами Варшавского договора (“коммунистическими”) и остальным миром.
Закон - свод правил, выполнение которого обязательно для всех.
Запорожская Сечь - организация украинского казачества, военная республика во главе с кошевым атаманом в XVI- XVIII вв. с центром за днепровскими порогами, на островах.
Изоляция - создание непреодолимых барьеров между государствами или общественными группами.
Империализм -. фаза развития общества, когда соперничающие между собой финансово-промышленные группировки, монопольно владеющие рынком, контролируют все области жизни и сливаются с государственной властью.
Империя - монархия или деспотия, имеющая колониальные владения или включающая в себя разнородные элементы.
Индустриальная революция - переход на качественно новый уровень техники и технологии, приводящий к резкому увеличению производительности труда и выпуска продукции.
Инквизиция - в XIII-XIX вв. система судов в католической церкви, независимых от светской власти. Преследовала инакомыслящих и еретиков, применяла пытки и казни.
Казачество - военное сословие в России в XVI-XX вв. Возникло на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке в виде вольных общин, являлось главной движущей силой народных восстаний в Украине и в России. В XVIII в. превратилось в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Семиреченское, Уральское, Уссурийское, Сибирское, Астраханское, Амурское), насчитывавших в общей сложности 4,4 млн чел., свыше 53 млн десятин земли. С 1920 г. как сословие упразднено. В 1936 г. созданы казачьи соединения, принимавшие участие в войне; в 40-х гг. расформированы. С конца 80-х гг. началось возрождение казачества; общая численность в СНГ - свыше 5 млн чел.
Капитализм -общественная формация, основанная на частной собственности на орудия и средства производства, системе свободного предпринимательства и наемного труда.
Класс - большая группа людей, роль которых в экономической системе общества и в отношении к собственности сходна.
Коммунизм - общественный строй, отвергающий частную собственность на средства производства. Теория была разработана К. Марксом, ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Попытка построения такого строя была предпринята в 1917-1991 гг. в СССР.
Консерватизм - приверженность к старому, устоявшемуся, недоверие ко всему новому и неприятие изменений в обществе.
Конституционная монархия - система правления, при которой власть монарха ограничена законом (обычно конституцией).
Конституция - основной закон государства.
Контрразведка - деятельность специальных служб по пресечению разведывательной (шпионской) деятельности соответствующих органов других стран на собственной территории.
Конфедерация - форма объединения стран, при которой они полностью сохраняют свою независимость, но имеют общие (объединенные) органы для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооруженные силы. Пример - Швейцарская Конфедерация.
Кризис - период острых затруднений в экономике. Характеризуется увеличением безработицы, массовыми банкротствами, обнищанием населения и т.п.
Кроманьонец - первобытный человек; древний представитель современного человеческого вида (Homo sapiens, человек разумный). Ему предшествовал неандерталец.
Либерал - сторонник свободы личности и свободы предпринимательства.
Матриархат - устройство общества, характеризующееся доминирующим положением женщины. Родство и наследование считались по материнской линии. Был распространен в начальный период родового строя.
Монархия - государство, во главе с королем, царем, императором и т, п., власть которого обычно передается по наследству.
Народ - все население одной страны (реже - часть населения, однородная по национальному составу).
НАТО - Североатлантический союз, военно-политический блок государств Европы, а также США и Канады.
Национал-социализм - идеология немецких нацистов. Для нее характерны слепое подчинение “фюреру”, чувство превосходства над другими народами, вседозволенность по отношению к “низшим”, стремление к мировому господству.
Национальная символика - совокупность символов, изображений, цветовых сочетаний, присущих определенным национальным, этническим или территориальным общностям. Используется в гербах и флагах государств и др. образований.
Национально-освободительное движение - борьба за независимость этнической группы или всего населения колонии, а также борьба за экономическую и политическую самостоятельность части населения многонациональной страны.
Нация - историческая общность людей, сложившаяся благодаря общности их территории, экономических связей, литературы, языка, особенностей культуры и характера.
Оброк - натуральная или денежная повинность крестьян феодалу.
Общий рынок - то же, что и ЕЭС (организация, основанная в 1957 г. с целью устранения всех ограничений в торговле между ее членами).
Опричнина - система мероприятий Ивана IV Грозного по борьбе с боярской оппозицией (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и др.).
Ось (“ось Берлин -Рим”) - военный союз агрессивных фашистских режимов (1936 г.) для подготовки и ведения войны за мировое господство. Вскоре к “оси” присоединилась Япония.
Патриархат - устройство общества, в котором доминируют мужчины. Возник в период разложения родового строя.

Парламент - представительный (выборный) орган власти в государстве. Впервые образован в XIII в. в Англии.
Плебисцит - опрос населения по важнейшим вопросам: Целостности государства, форме правления, реформам и т. д. Как правило, законодательной силы не имеет.
Племя - объединение нескольких родов под управлением вождя.
Президент - избираемый глава государства или организации.

Полис - город-государство в античном мире.
Раб - человек, жизнь и труд которого принадлежат рабовладельцу.
Радикал - сторонник решительных, крайних, кардинальных мер в вопросах преобразования общества.
Разведка - совокупность мер для сбора данных о действительном или возможном противнике.
Расизм - теория об изначальном превосходстве людей с определенным цветом кожи, глаз и другими внешними различиями. На практике приводит к унижению, конфликтам, погромам, кровопролитным войнам и т. п.
Реакционный - сопротивляющийся общественному прогрессу, стремящийся к сохранению отживших общественных порядков.
Республика - форма правления, при которой высшая власть принадлежит выборному представительному органу (парламентская) или избираемому президенту (президентская республика).
Революция - качественный скачок; насильственное изменение общественных отношений.
Референдум - всенародное голосование по важнейшим вопросам жизни страны. Имеет законодательную силу.
Род - группа людей, связанная кровным родством (происходит от общего предка) и обладающая общей собственностью.
Свободное предпринимательство - система поощрения частной инициативы в организации предприятий, банков, торговли и т. п.
Славяне - крупнейшая группа народов Европы: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки и др.), южные (болгары, сербы, хорваты и др.).
Смерды - крестьяне в Древней Руси.
Социализм - общественная система, основанная на государственной или общественной собственности на орудия и средства производства и отсутствии эксплуатации человека человеком (в соответствии с теорией марксизма-ленинизма).
Социальная защита - поддержка государством или обществом малообеспеченных слоев населения (стариков, детей и т. п.).
Суверенитет государства - независимость его во внешних и верховенство во внутренних делах.
Сюзерен - феодал, которому подчинены другие, более мелкие феодалы (вассалы). Король - всегда сюзерен.
Терроризм - преступное посягательство на жизнь невинных людей с целью достижения политических или иных целей.
Фашизм - террористическая диктатура с использованием крайних форм насилия. Сочетается с национализмом и расизмом.
Федерация - устройство государства, при котором вся территория разделена на административные единицы, а часть полномочий верховной власти делегируется местным властям (издаются местные законы, взимаются местные налоги и т. д.).
Форум - площадь в Древнем Риме, центр политической жизни. В настоящее время - представительное собрание, съезд.
Царь - монарх, король. Титул происходит от имени Гая Юлия Цезаря. Титул государей всея Руси, начиная с Ивана IV Грозного.
Чиновник - исполнитель государственных установлений и законов государства, государственный служащий.Эволюция - постепенный, плавный (в отличие от революции) переход к новому качеству, новой общественной формации.

История как хронология событий, произошедших на земле за весь период существования человечества, должна служить бесценным опытом для современного поколения людей.

Однако изречения известных исторических деятелей свидетельствуют об обратном:

«Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо», — говорил У. Черчилль. «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», — писал В. Ключевский.

В чем же истинная цель исторической науки, и каким образом она реализуется?

Термин история имеет 2 основных значения:

    Процесс развития в природе и обществе, например: история развития Земли, история мироздания, история какой-либо науки (права, медицины и т.д.).

    Наука, изучающая прошлое человеческого общества в различных аспектах: деятельном, философском, социальном и др.

Что касается конкретно исторической науки, то она на основании источников информации о прошлом изучает и описывает исторический процесс, устанавливая объективность фактов и причинно-следственную связь между ними.

Происхождение термина

Слово «история» восходит к древнегреческому ἱστορία (historia), которое в свою очередь образовано от праиндоевропейского wid-tor-, где корень weid- переводится как «знать, видеть». Еще одно слово – historeîn употреблялось в значении «исследовать».

Таким образом, изначально «история» отождествлялась со способом установления, выяснения, узнавания истинности какого-либо факта или события. Она включала более широкий, по сравнению с современным, спектр значений, подразумевая всякое знание, добываемое через исследование, не ограничиваясь рамками человеческой истории.

Позднее — в Древнем Риме — «историей» стали называть рассказ о каком-либо происшествии, случае.

Предмет истории

В вопросе предмета изучения истории среди исследователей нет единого мнения.

Ученые-материалисты видят ключевые показатели общественного развития в способе производства материальных благ. Поэтому главный предмет исторической науки для них – общество в его экономическом аспекте.

Историки, занимающие либеральные позиции, ставят во главу угла человеческую личность, от природы наделенную естественными правами и реализующую их в процессе саморазвития. Определение истории как «науки о людях во времени», данное французским ученым М. Блоком, как нельзя лучше характеризует такой подход.

Отсюда – балансирование истории на грани общественных и гуманитарных наук.

Исторические методы, принципы и источники

Исторические методы базируются на принципах работы с обнаруженными первоисточниками и артефактами.

К базовым принципам исторической науки относят:

  1. Принцип истины как высшей цели исторического познания.
  2. Принцип историзма, устанавливающий рассмотрение объекта истории в его развитии.
  3. Принцип объективности, защищающий историческую истину от искажений и субъективных влияний.
  4. Принцип конкретности, предписывающий изучать исторический предмет, полагаясь на особенности места и времени его развития.
  5. Принцип опоры на исторические источники и др.

Согласно последнему принципу, исторические работы исследователей должны основываться на объектах, непосредственно отражающих исторический процесс. Исторические источники бывают:

  • Письменные — Они в свою очередь делятся на государственные акты (законы, договоры и др.) и описания (летописи, дневники, жития, письма).
  • Языковые (лингвистический материал).
  • Устные (фольклор).
  • Этнографические (обряды и обычаи).
  • Вещественные — К ним относят найденные в результате археологических раскопок орудия труда, предметы культуры и быта и др.

Исторические дисциплины

Среди вспомогательных исторических дисциплин, служащих изучению разнообразных исторических источников, выделяются:

  • Архивоведение (изучает и разрабатывает архивы).
  • Археография (собирает и издает письменные исторические источники).
  • Бонистика (изучает вышедшие из обращения денежные купюры как исторические документы).
  • Вексиллология (изучает флаги, знамена, штандарты, вымпелы и т.п)
  • Генеалогия (изучает родственные связи между людьми).
  • Геральдика (изучает гербы).
  • Дипломатика (исследует древние юридические документы).
  • Источниковедение (занимается теорией, историей и методикой изучения документов и предметов материальной культуры прошлого).
  • Кодикология (изучает рукописные книги).
  • Нумизматика (занимается историей монетной чеканки и денежного обращения).
  • Ономастика (историко-лингвистическая дисциплина, изучающая происхождение собственных имен).
  • Палеография (исследует памятники письменности, графику).
  • Сфрагистика или сигиллография (изучает печати и их оттиски).
  • Хронология (изучает исторические события в их последовательности) и др.

Философия истории

На сегодняшний день существует несколько подходов к толкованию исторического процесса, объясняющих закономерности, цели и возможные итоги его развития. К ним относятся следующие:

    цивилизационный, рассматривающий историю в процессе рождения и угасания цивилизаций; Ярчайшими представителями этого подхода стали: О. Шпенглер, А.Тойнби, Н. Я. Данилевский и др.;

    формационный, материалистический подход, опирающийся на общественно- экономические формации; Его создателями были: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин;

    эстафетно-стадиальный, считающийся разновидностью марксистско-формационной концепции, в которой главной движущей силой истории является классовая борьба, а ее конечной целью – коммунизм; Разработан Ю. И. Семёновым.

    мир-системный, исследующий социальную эволюцию общественных систем; Его создатели: А. Г. Франк, И. Валлерстайн, Дж. Абу-Лутход, А. И. Фурсов, Л. Е. Гринин и др.

    школа «Анналов», изучающая историю ментальностей, ценностные установки. Ее основатели и последователи: М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, А. Я. Гуревич и др.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...