Что является объектом и предметом социальной психологии. Предмет и задачи социальной психологии

1. НЕМНОГО ИСТОРИИ

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце 19 в., хотя само понятие стало широко употребляться только в начале 20 века.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.

Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.

Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины 19 в. по начало 20-го). Определяются предмет изучения и основные проблемы.

Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии.

На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. xx в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д.

Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.

Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации.

Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ

Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода .

1) получил преимущественное распространение среди социологов: понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр.

2) Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность . Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

3) Третий подход. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе . В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода.

Итого: Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

В качестве основного объекта исследований в социальной психологии выступает личность в системе социальных связей, отношений.

Предмет социальной психологии: закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. (Г.Андреева)

Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически сейчас существуют две социальные психологии : одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая – преимущественно с «психологической» проблематикой. Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 г. в США по предложению известного социального психолога Т.Ньюкома в одном из университетов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался половине студентов одного курса в первом семестре лектором-социологом, второй половине во втором семестре – лектором-психологом. После окончания курсов студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно различным дисциплинам (см.: Беккер Г., Босков А., 1961). Изданный в США в 1985 г. учебник К.Стефан и В.Стефан так и называется «Две социальные психологии». Конечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ. Это: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивизм и интеракционизм.

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера.

Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп.

Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.).

Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок.

Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. Исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении.

Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений.

Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста.

В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).

Проблема когнитивизма – принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения.

Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.

Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения.

Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д.

Все это стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными общественными силами .

Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач : выработка практических рекомендаций , полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы (Московией, 1984).

Теоретические задачи социальной психологии:

Дань Андреевой:

-- корректное отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. (видимо, имеется в виду критика советского нигилизма, отрицающего любые достижения западной науки)

-- задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии.(высокий профессионализм, проф.этика, гражданская и соц.позиция ученого)

1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3. Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4. Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5. Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6 .Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

Прикладные задачи:

1) осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;

2) исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;

3) выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;

4) разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических);

5) выработка теоретических основ социально психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения.

Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, принимать участие в решении проблем конкретного общества .

5. ФУНКЦИИ

Функции социальной психологии:

1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные этапы истории развития социальной психологии. Суть взглядов на предмет социальной психологии в психологических теориях. Особенности развития отечественной социальной психологии. Предмет, структура и задачи современной социальной психологии.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Проблемы группы в социальной психологии. Общественные отношения и межличностные отношения, их сущность.

    учебное пособие , добавлен 10.02.2009

    История развития социальной психологии в СССР. Проблематика социальной психологии. Развитие социально-психологической мысли в конце XIX - начале XX вв. Становление и развитие социальной психологии. Предмет генетической (возрастной) социальной психологии.

    реферат , добавлен 07.06.2012

    Место социальной психологии в системе гуманитарного знания. Современные представления о предмете и задачах социальной психологии. Эксперимент как один из основных методов социальной психологии. Особенности применения метода наблюдения, его специфика.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Предмет изучения социальной психологии, основные причины ее двойственности в системе научных знаний и история развития идей. Задачи социальной психологии и решаемые ею проблемы общества. Анализ социально-психологических явлений в системе марксизма.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2009

    Причины двойственного положения социальной психологии в системе научных знаний. Изучение психологических явлений, характеризующих индивида и общество как субъектов социального взаимодействия. Классификация методов социально-психологического исследования.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2011

    Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Методология и методы социально-психологического исследования. Проблема группы в социальной психологии.

    книга , добавлен 10.02.2009

    Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2008

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.

Предметом выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов ), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Социально-психологические явления и процессы можно классифицировать по: принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, отнесенности к разным классам психологических явлений, устойчивости, степени осознанности и т.д.

Основополагающей и методологически более значимой выступает классификация социально-психологических явлений по их принадлежности к различным общностям и субъектам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их возникновения и функционирования.

Во-первых, различают социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые группы.

В больших группах – этносах (нациях), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных организациях (партиях, общественных движениях и т.д. – функционируют специфические социально-психологические феномены, которые получили обобщенные названия – "психология нации", "классовая психология", "религиозная психология", "психология политики". Они отличаются сложным содержанием, неоднозначно трактуемым многими учеными, разнообразными формами проявления. Их изучают соответствующие отрасли социальной психологии: этническая психология, психология классов, психология религии, политическая психология .

В малых группах функционируют в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции. Следует помнить, что именно в малых группах осуществляются непосредственные и тесные контакты между всеми людьми, их составляющими. В то время как в больших группах такие всесторонние контакты между всеми членами невозможны. Отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические явления и процессы в малых группах, носит название "психология малой группы".

Во-вторых, кроме организованных общностей существуют еще и общности неорганизованные, под которыми принято понимать массы людей (толпу и другие их разновидности). Социально-психологические явления, которые здесь возникают, обычно называют массовидными , а поведение людей – стихийным. К ним обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникаций, психологию пропаганды (воздействия), психологию рекламы, психологию public relations и др. Отрасль социальной психологии, изучающая эти феномены, называется психологией массовидных социально-психологических явлений.

В-третьих, социальная психология изучает также и личность, поскольку последняя в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности.

По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массовидные (стихийные).

Кроме того, по этому критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, процессы, состояния и образования.

Социально-психологические процессы – любые изменения в социально-психологической реальности: все, что возникает, развивается, угасает, превращается во что-то другое.

Социально-психологические состояния – особенности динамики социально-психологической реальности и ее важнейших компонентов в данный момент или за определенный отрезок времени.

Социально-психологические образования (стереотипы, свойства) – сформировавшиеся и ставшие устойчиво присущими психологии групп и личностей социально-психологические явления. К ним относятся, например, социальные ценности, нормы, привычки, умения, обычаи, традиции в группах, социально-психологические свойства личности, тип личности, тип общности.

Однако эту классификацию нельзя абсолютизировать, гак как психологическая наука считает возможным один и тот же феномен изучать и как явление, и как процесс, и как сложное образование. Все зависит от того, какие цели преследует конкретный исследователь.

По устойчивости социально-психологические явления делятся на: динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции) (Социальная психология, 2007).

И, наконец, по степени осознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.

Задачами социальной психологии выступают:

  • 1. Выявление или уточнение вместе с другими общественными науками: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание общественного сознания людей и психологии их больших и малых групп; б) соотношения между различными их компонентами; в) влияния последних на развитие социального бытия и социальных отношений.
  • 2. Всестороннее осмысление и обобщение данных: а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов; б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.
  • 3. Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов в различных группах.
  • 4. Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов в обществе.
  • 5. Социально-психологический анализ взаимодействия межгрупповых и межличностных отношений, общения, восприятия и познания людьми друг друга, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность влияния этих базовых общественно-психологических феноменов на их совместную деятельность и поведение.
  • 6. Всеобъемлющее изучение социально-психологических особенностей личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях.
  • 7. Осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психологического климата и атмосферы в ней.
  • 8. Обобщение имеющихся представлений о мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоциональноволевых, коммуникативно-поведенческих и других характеристиках представителей различных наций и классов.
  • 9. Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни общества, ее социально-психологического содержания и форм функционирования, а также особенностей влияния на взаимодействие и общение как верующих, так и неверующих.
  • 10. Всестороннее изучение психологического содержания политической жизни и политической деятельности людей и их групп, своеобразия трансформации сознания общества под воздействием политических процессов, развивающихся в нем.
  • 11. Исследование разнообразных массовидных социально-психологических явлений и процессов, их значения в общественной жизни, а также выявление их влияния на поступки и поведение людей в обычных, экстремальных и других условиях.
  • 12. Социально-психологическая интерпретация сущности, содержания, форм и методов межгруппового и межличностного влияния людей друг на друга.
  • 13. Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей их формирования и развития.

Решение задач социальной психологии может достигаться различными способами. Во-первых, должна осуществляться тщательная и всесторонняя разработка теоретических и методологических основ этой отрасли знаний. Во-вторых, широкое поле для исследовательской деятельности представляет сравнительное изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. В-третьих, социальная психология обязана сотрудничать с представителями других наук – социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др.

  • Следует различать понятия "общественная психология" как феномен (нижний уровень) общественного сознания и "социальная психология" – наука, изучающая явления общественной психологии. На практике чаще употребляется термин "социально-психологические", а не "общественно-психологические" явления.
  • Можно относить к этой группе социально-психологических феноменов и явления, обусловленные половой, возрастной и профессиональной принадлежностью людей, поскольку половозрастные и профессиональные группы реально присутствуют в обществе и влияют на его жизнь. Однако традиционно так сложилось, что их изучают самостоятельные отрасли психологической науки (например, возрастная психология, психология управления и др.). Социальная психология, естественно, не оставляет их вне поля зрения, но при этом распределяет свои усилия поровну с представителями этих областей знаний. Кроме того, сюда следует отнести и психологию общества в целом, однако эта отрасль социальной психологии пока еще практически не разрабатывалась отечественными и зарубежными психологами.

С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики - поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях - хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и др.

Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поведение людей? На какой основе мы доверяем или, наоборот, не доверяем тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам люди ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей могут отражаться на их здоровье?

На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов между людьми, пытается ответить такая отрасль научного знания, как социальная психология. Это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Предметом исследования в социально-психологической науке являются различного рода контакты между людьми. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, «лицом к лицу». Они бывают и опосредствованными: например, путем использования средств массовых коммуникаций - прессы, радио, телевидения, кино, Интернета. Таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, и общества в целом. Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, как разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И, наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер - в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом социальной психологии выступают не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории лиц. Это нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравним, например, огромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнообразные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии. Те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер - от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

Социальная психология личности;

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия;

Социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. Социальная психология групп охватывает групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Само по себе название науки - социальная психология - уже говорит о ее тесной связи и с социологией, и с психологией. Это положение обусловливает различное понимание проблематики социальной психологии и ее места в системе наук как отечественными, так и зарубежными исследователями. Одни из них считают, что социальная психология целиком входит в систему психологических наук. Другие, наоборот, включают ее в состав социологии. Третьи полагают, что социальная психология - это наука пограничная, рассматривающая проблематику, которая должна изучаться и психологами, и социологами, но с различных методологических и теоретических позиций. Дискуссии о предмете социальной психологии, ее месте в системе наук продолжаются. Все это говорит о сравнительной молодости социальной психологии как науки.

Предмет социальной психологии. Основные точки зрения на объект и предмет социальной психологии: социологический, общепсихологический, точка зрения Б.Д. Парыгина. Социальное взаимодействие людей, как объект социальной психологии. Законо-мерности социально-психологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы.

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е отличающи-мися друг от друга, что характерно для большинства погранич-ных, смежных отраслей науки, к которым относится и социальная психология.

Она изучает следующие явления:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индиви-да, которые проявляются в результате его включения в от-ношения с другими людьми, в различные социальные груп-пы (семью, учебные и трудовые группы и т д) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити-ческих, управленческих, правовых и др). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как об-щительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенностъ и др

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, фе-номен общения, например- супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично-стью и группой, а также межгрупповым

3. Психологические процессы, состояния и свойства различ-ных социальных групп, как целостных образований, отлича-ющихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4. Массовые психические явления, такие как: поведение тол-пы, паника, слухи, мода, массовый энтузиазм , ликование, апатия , страхи и т. д

Объединяя различные подходы к пониманию предмета соци-альной психологии, можно дать следующее его определение:

Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Предмет социальной психологии - психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах.

Предмет социальной психологии : закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия) людей, включенных в различные социальные группы, а также социально-психологические особенности функционирования этих групп и личности в них.

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода:

Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр.


Второй подход , напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны , больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны , выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

Третий подход . В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода.

Структура социальной психологии как науки определяется системой ее основных категорий:

· понятие социальной общности;

· особенности поведения человека в социально не организованной и в социально организованной общности;

· понятие социальной группы, классификация социальных групп;

· социально-психологическая организация малых групп;

· модификация индивидуального поведения в условиях социальной группы;

· общение как средство социального взаимодействия;

· межперсональное взаимодействие в процессе общения;

· психология больших социальных групп;

· психология массовой коммуникации и массовых социальных явлений;

· психология социального управления.

Методы социальной психологии.

Методы сбора информации :

Наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный), естественный контент-анализ, факторный анализ, социометрия, метод подставной группы, метод экспертных оценок и др.

Методы сбора первичной информации . Формы каждого из названных методов весьма многообразны. Наблюдение может выступать, например, в виде самонаблюдения или наблюдения со стороны за поступками, поведением и психическим состоя-нием других людей. Разновидностью последнего является "вклю-ченное" наблюдение, когда исследователь сам входит в изучаемый коллектив в качестве одного из его членов и скрыт-но ведет наблюдение за поведением других членов группы. По своему объекту наблюдение может быть направлено на так называемые "значимые" или "стандартные" ситуации.

Наблюдение - «старый» метод социальной психологии. Главная проблема - обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю.

Изучение документов имеет большое значение , поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Большое значение в эмпирическом исследовании имеет работа по изучению документального материала. В широ-ком смысле слова документ - это не только та или иная форма информации, зафиксированной на бумаге, но и вооб-ще все продукты или следы человеческой деятельности, зна-ние которых существенно для понимания природы и сути изучаемых явлений. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста. Для преодоления «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ ». Это особый метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления.

Опросы - распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Может осуще-ствляться в виде интервью, беседы, анкетирования, тестирова-ния и т.д. Специфической формой опроса являются диспуты и обсуждения, опросы общественного мнения средствами массо-вой информации.

Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервьюи анкеты. Главные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь - логика построения.

Чаще всего в социальной психологии применяют личностные тесты, реже - групповые тесты.

Тест - это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер.

Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами.

Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации.

Эксперимент - один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.

Методы обработки информации . После того как собран нужный эмпирический материал, наступает следующий этап ис-следования, который заключается в определении степени досто-верности и репрезентативности полученной информации, а также в ее количественной обработке. Необходимый уровень досто-верности обеспечивается как сочетанием ряда методов, напри-мер опроса или наблюдения с экспериментом и анализом объективных показателей, так и применением современных средств вычислительной техники для обработки большого коли-чества полученной информации. Однако проблема точности ис-следования в социальной психологии не сводится к определению степени достоверности и репрезентативности эмпирических дан-ных. Не менее важным условием точности исследования явля-ются строгость и упорядоченность логической системы науки, научная обоснованность ее принципов, категорий и законов.

Когда определена степень достоверности исходных данных, установлена какая-то зависимость, корреляция между раз-личными элементами исследуемого объекта, на первый план выступает задача соотнесения сформулированных ранее рабо-чих гипотез и моделей структуры и механизмов изучаемого явления с полученными эмпирическими данными. На этом эта-пе решающее значение приобретает система принципиальных теоретических установок исследователя, глубина и последо-вательность методологического аппарата науки. В соответ-ствии с этим можно говорить уже не только о совокупности методов получения, первичной, количественной обработки ин-формации, но и о системе методов вторичной, качественной обработки эмпирических данных, с целью объяснения установленных на основе анализа статистического материала зависи-мостей. (Точнее здесь было бы говорить не просто о переходе от количественных к качественным методам или методам ка-чественного анализа, а к методам анализа качества изучаемо-го явления.)

Методы социально-психологического контроля (СПК) . Особое место в арсенале средств социальной психологии наряду с ме-тодами воздействия и исследования занимают методы соци-ально-психологического контроля. Их специфика состоит в том, что они применяются, как правило, во-первых, на основе уже имеющейся первичной информации об объекте наблюде-ния; во-вторых, выходят за рамки чисто исследовательских процедур; в-третьих, соединяют в себе методы диагностики и направленного воздействия в одно целое, подчиненное прак-тическим задачам.

Методы социально-психологического контроля могут быть как элементом процесса исследования, например эксперимента, так и иметь самостоятельное значение. При этом уровень контроля бывает разным. От простого одноактного наблюдения за тем или иным социально-психологическим про-цессом до наблюдения систематического, предполагающего регулярное снятие информации с объекта и замеры его раз-личных параметров. Такова, например, практика социально-психологического мониторинга.

Задачи социальной психологии. Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии - участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции. Однако они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, решаемых этой наукой, и, во-вторых, ставят нерешенные проблемы более четко, заставляя попутно осознавать свои собственные возможности и средства.

Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база достигнутого согласия вполне достаточна, чтобы проводить исследования. Вместе с тем остается несомненным, что не все точки над «i» поставлены. Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две социальные психологии: одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая - преимущественно с «психологической» проблематикой.

В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая сложилась и в ряде других стран. Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 г. в США по предложению известного социального психолога Т.Ньюкома в одном из университетов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался половине студентов одного курса в первом семестре лектором-социологом, второй половине во втором семестре - лектором-психологом.

После окончания курсов студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно различным дисциплинам (см.: Беккер Г., Босков А., 1961). Изданный в США в 1985 г. учебник К.Стефан и В.Стефан так и называется «Две социальные психологии». Конечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса.

Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не только некоторой неопределенностью ее положения в системе наук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д.

Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. В теоретической части социально-психологического знания непосредственно влияние конкретных социальных условий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры. Отсюда возникают по крайней мере две задачи для исследователей.

Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой.

Современные научные исследования не могут осуществляться без определенной системы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определенную «окраску» основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.

Во-вторых , задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции.

Французский социальный психолог справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы (Московией, 1984). Но это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем. «Академизм» и «профессионализм» в социальной психологии должны органически включать в себя и известную социальную чуткость, понимание сущности социальной «ангажированности» этой научной дисциплины.

В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний.

Специфика социальной психологии , сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность - все это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание.

Формально процессы остаются теми же : люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям - все это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован в том числе и общественными потребностями.

Во-вторых , новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др.

Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога - уметь выявить эти проблемы

Теоретические и практические задачи социальной психологии:

1 . Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3 . Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4 .Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5 . Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6. Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7 . Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

Основные уровни методологии социальной психологии и их взаимосвязь(учение о методах, совокупность применяемых методов, совокупность применяемых в науке принципов):

I . Всеобщая (философская) методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий);

II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция , дедукция , абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.);

III. Специальные, собственные методы социальной психологии :

1. Методы воздействия (социально-психологические тренинги);

2. Методы социально-психологического исследования:

а) Методы обработки информации (общенаучные методы);

б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.).;

IV. Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического исследования.

Возрастание роли социально-психологического фактора в современных общественных преобразованиях (формирование общественного мнения и общественных настроений, объяснение необходимости реформирования различных систем и их последствий, обеспечение социальной направленности реформ и социальной защиты населения).

Основные категории: социальная психология, общественное сознание, социально-психологическое знание, предмет и объект социальной психологии, задачи социальной психологии, методология социальной психологии, методы социально-психологического исследования.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...