Что значит говорить на иных языках. Что говорит Библия относительно говорения языками? Кто получает этот духовный дар

Дар языков является духовным даром благодати. Это значит говорить на незнакомом языке для назидания себя и других.

Иисус предсказывал, что мы будем говорить на иных языках: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: …будут говорить новыми языками;» (Марка 16:17) Первый раз, когда кто-то заговорил иными языками, произошло в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, о чём мы читаем в Деянии Ап. 2:1-12. Апостолы проповедовали Евангелие в Иерусалиме, и то, что они говорили, понимали люди всех народов, находящихся там и говоривших на различных наречиях: «…слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» Деяние 2:11

Позже Павел пишет о даре иных языков в 1 Кор. 12 и 14. Здесь он пишет, что те, кто говорит иными языками, говорят на незнакомом языке: «Потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;» 1 Кор. 14:2. Тем не менее, этот дар благодати, который был дан верующим, может быть использован для пользы и назидания слушающих в собраниях христиан.

Что говорит Библия о даре иных языков?

Многое из того, что написано в Библии об этом даре благодати, написано Павлом церкви в Коринфе. По-видимому, многие из них получили этот дар, но не знали, как правильно воспользоваться им в своих общинах.

Павел пытался помочь им понять предназначение дара иных языков: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.» 1 Кор. 12:4-10

Дар языков, один из многих других даров благодати, который дан верным в помощь для назидания тела Христово в церквях.

Для назидания

Дар языков может служить помощью для человека. Павел говорит: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя.» 1 Кор. 14:4. Дар языков может помочь нам выразить то, что мы чувствуем в нашем духе и, что не можем выразить словами. Павел также ясно говорит, что лучшей способ назидать церковь – это пророчествовать; «обычными» словами, которые созидают веру и понимание во всех слушающих. «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке.» 1 Кор. 14:18-19

Дар языков тоже может быть «для назидания» в собрании, если он истолковывается (или переводится) на тот язык, который понятен в собрании: «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.» 1 Кор. 14:26-27.

В этом случае дар иных языков нужно использовать для утверждения духовного благовестия, для подтверждения того, что было проповедано, а не потому, что человек просто чувствует себя преисполненным своими эмоциями. Таким образом, все слушающие тоже смогут ощущать назидание в вере.

Знак для неверующих

Есть ещё одна причина, по которой нам дан дар иных языков: «В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.» 1 Кор. 14:21-22. Таким образом, это может принести пользу тем, кто приходит на собрания, но еще не совсем отдал свою жизнь Богу.

В Деян.Ап. описан также случай, когда люди, получившие крещение Духом Святым начали говорить иными языками одновременно. Это произошло в день Пятидесятницы, когда крещение Духом Святым произошло первый раз. Так же были и другие случаи (читай Деян. 1 гл. и 19:5-7) Но нет ни одного места в Библии, где говорится, что крещение Святым Духом и дар иных языков должны происходить одновременно.

Кто получает этот духовный дар?

В Библии написано, что не все верные получают этот дар: «И иных Бог поставил в Церкви, во–первых, Апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» 1 Кор. 12:28-30. Здесь мы видим, что только некоторые, кто получает дар говорить иными языками, так же, как лишь немногие призваны быть апостолами, и т.д.

Так же, как и другие дары благодати, дар иных языков не является обязательным признаком духовной зрелости. Многие в Коринфе говорили на иных языках, но Павел говорит о них, что они были младенцами во Христе. (1 Кор. 3:1) Когда же мы пользуемся даром благодати по назначению и соответствующим образом, тогда он будет служить для назидания того, кто обладает им и для назидания остальных членов тела Христова.

Содержание:

Глава 2. Крещение Духом Святым, что в нем хорошего, и как я могу знать, что крещен Духом Святым?
Глава 3. Получают ли дар Святого Духа после обретения спасения?
Глава 4. Предназначен ли дар иных языков для всех, и должны ли о нем ревновать все верующие?
Глава 5. Какие условия нужно выполнить для получения Духа Святого?
Глава 6. Забран ли дар иных языков от Церкви?
Глава 7. Факторы, относящиеся к Божьему завету с Израилем
Глава 8. Факторы, относящиеся к периоду основания Церкви
Глава 9. Факторы, относящиеся к составлению канона Священного Писания
Глава 10. Факторы, относящиеся к удостоверению личности Иисуса Христа и Его Апостолов
Глава 11. Факторы, относящиеся к историческому прекращению говорения на иных языках
Глава 12. Что означает феномен говорения на иных языках в наше время?
Глава 13. Повторение Коринфа?


Глава 1. Что такое дар иных языков, и какова его цель?

В начале нынешнего века на американской религиозной сцене появился новый религиозный феномен. Насколько нам известно, это новое переживание впервые испытала Агнес Озман 1-го января 1901 года. Тогда она была студенткой Библейского Колледжа "Вифания" в городе Топек, штат Канзас. Хотя она и не была первой в наше время, говорящей на "иных языках", она, очевидно, первая получившая такое переживание в результате ревнования о "крещении Духом Святым" с ожиданием говорения на иных языках. После этого большинство пятидесятников учат, что о "крещении Духом Святым" нужно ревновать после обращения и что доказательством такого крещения есть говорение на иных языках.

С того времени, переживание говорения на иных языках перекинулось через все деноминационные барьеры, и можно с полным основанием сказать, что в Соединенных Штатах пятидесятничество - это третья сила в христианстве после католицизма и протестантизма. В это движение входят представители всех социальных и этнических слоев американского населения. Но это также поистине всемирное движение. Многие говорят на иных языках и считают, что это важная часть их служения Богу.

Новое ударение, делаемое в церквах, привлекло особое внимание к доктрине о Духе Святом и духовным дарам, о которых говорится в Новом Завете. Всего в Новом Завете перечислено 21 дар Духа Святого: пророчество, служение, учение, ободрение, раздавание, начальство, благотворительность (Рим.12:6-8); и в Послании к Коринфянам добавлены следующие дары: безбрачие (1Кор.7:7), мудрость, знание, вера, исцеление, чудотворение, различение духов, иные языки, истолкование, управление, апостольство (1Кор.12). Мы к этому добавили евангелизм, пасторство (Ефес.4:11) и дар общественного служения (Деян.6:2-4). Эти дары представляют собой особые способности, данные верующим с целью устроения Тела Христова. Некоторые из них носят явно сверхъестественный характер, однако, Бог со всей очевидностью иногда использует для служения на Его ниве также природные человеческие способности. Как видно из названия этой книги, она посвящена одному из этих двадцати одного даров, а именно: дару говорения на иных языках.

Необходимо отметить, что "путешествие", на которое мы отважились направиться, иногда будет требовать от нас интенсивных раздумий и сопряжено со многими противоречиями. Мое желание заключается в том, чтобы мы рассмотрели разные противоречия, не впадая в противоречия! Для автора этой книги вера в человека, в дары Духа Святого не должна служить определяющим фактором в вопросе христианской любви. Я не желаю добавлять "масла в огонь" и усиливать разделение, которое уже возникло среди многих верующих. Я хочу обратить внимание на истину, как например: "Что учит Библия?" Конечно, речь идет о том, как я понимаю учение Библии и, несомненно, будут такие, кто со мной не согласится. Пусть сам читатель судит о том, изложена ли в этой книге Библейская истина. Я считаю, что именно Библия, а не чувства, должна быть окончательным авторитетом в решении подобных вопросов.

Первая глава данной книги посвящена самому первому вопросу, возникающему при рассуждении над этой темой: "Что же такое иные языки?" А также: "Каково их назначение?" Прежде чем говорить об иных языках, нужно дать определение того, о чем мы говоРим.Идет ли речь об иностранных языках? Или об ангельских языках? Или же о неразборчивом бормотании? И почему с самого начала был дан этот дар?

Является ли он признаком спасения, или знамением более близкого взаимоотношения с Богом, или же знамением последнего времени? Бог должен был иметь особую причину для того, чтобы дать этот особый дар.

Давайте углубимся во все эти вопросы...

Природа дара говорения на иных языках

Многие представители харизматического движения (мы будем называть их пятидесятниками или харизматами) считают, что в Новом Завете идет речь о двух видах говорения на иных языках. В Деяниях, во 2-ой главе речь идет об иностранных языках, а в 1 Коринфянам 12 речь идет о воздыханиях в экстазе или же о небесных или ангельских языках.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нам нужно кратко остановиться на том, что предшествовало говорению на иных языках в коринфской церкви.

Посещение Коринфа

Коринф был крайне развращенным городом, полным языческих суеверий и идолов. В культуре поклонения богине Диане использовалось особое бормотание на непонятном языке. Об этом акте идолопоклонства апостол Павел упоминает в 1Кор.12:2, говоря о "безгласых идолах".

В 1Кор.14:2 и 13:2 апостол Павел говорит о "тайне". Это указание на языческие идолопоклоннические тайны, о которых хорошо знали в Коринфе, поскольку в языческих религиях это слово относилось к определенным секретам, известным только особо посвященным. Такие посвященные в эти секреты претендовали на то, что они находятся в особой взаимосвязи с духовным миром через посредство эмоциональной экзальтации, особых откровений, совершения чудес и говорения на незнакомых языках, открываемых им духами.

Говорение в состоянии экстаза было важной частью коринфских языческих религий. Считалось, что слова посылаются богами или духами священникам или особо посвященным, находящимся в состоянии экстаза. Те, кто мог переживать подобное, считали, что им дана особая привилегия иметь близкий контакт с богами, чего нельзя было достичь, говоря на своем родном языке. Произносимые слова были непонятны говорящему, но считалось, что их понимают боги или духи.

Киттель говорит о том, что "произношение слов или звуков, не имеющих значения" было частью идольского служения в Коринфе и подчеркивает, что оно было широко распространено в различных культах древней Греции.

Таким образом, в 14-ой главе 1 Послания к Коринфянам Павел говорит об ошибке, которую допустили коринфские верующие, а именно: они стали использовать говорение на иных языках в той же манере, как это делали язычники. Они вспомнили о своем прежнем служении богине Диане и действительно стали подобным же образом использовать дар говорения на иных языках.

Такой подход к Богу обеспокоил апостола Павла. Для того чтобы говорить с Богом, не требовалось особого дара. Сам Иисус Христос не говорил с Отцом Небесным на небесном или ангельском языке. Все духовные дары были даны для служения людям. То, что с Богом нужно говорить на "божественном языке", было языческим понятием. Верующий в Христа знает, что его сердце стремится к Богу, а Бог знает сердечные помышления лучше, чем сам человек.

Однако апостола Павла больше всего волновало устроение всего Тела Христова, чему стало препятствием неправильное отношение коринфян к дару иных языков. Когда коринфяне еще были язычниками, то верили, что через говорение на непонятных языках, они говорили с богами о каких-то тайнах. Преимущество присваивалось говорившим, тогда как другим от этого не было никакой пользы. При этом возносилось самомнение говорившего, и он считал, что занимает особое положение перед богом (идолом). При этом он и не думал о благе для всех присутствующих. Такому самолюбивому отношению апостол Павел противопоставляет христианское отношение к ближним: "… старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви" (1Кор.14:12б).

Суеверие тогда и теперь

Хочу провести параллель между коринфской церковью и некоторыми верующими в наше время в их отношении к суеверию. Основа любого суеверия - это неполное знание о Боге. Суеверия проникают в церковь тогда, когда в ней нет ясного познания Слова Божьего. Толковый словарь дает следующее объяснение слову суеверие: "Вера, или представление, независимо от того, каким путем они пришли, в сверхъестественную сущность определенных вещей, обстоятельств, событий и т.п." Когда язычники приписывают особую духовную силу экстатическим высказываниям, не имеющим смысла, то это и есть суеверие. Современные христиане должны основывать свою веру на Библейских истинах, а все другое должно рассматриваться как суеверие, внесенное извне в христианское учение. Современные многие представления о Духе Святом не основаны на истине из-за недостаточного знания учения Священного Писания. Поэтому, когда мы будем рассматривать то, что говорит Библия о даре иных языков, будем проверять наши доктрины - не являются ли они своего рода суеверием! А теперь снова обратимся к коринфянам.

Два рода иных языков?

Как уже упоминалось выше, общая позиция харизматического движения заключается в том, что существует два вида говорения на иных языках, о которых говорится в Библии. В Деяниях Апостолов, во 2-ой главе речь идет о говорении на известных на земле языках. Однако в 1 Коринфянам 12-14 ясно говорится об экстатическом говорении. Некоторые пятидесятники и неопятидесятники, напротив, считают, что говорение, о котором сказано в Коринфянам и в Деяниях, - это одно и то же экстатическое говорение.

Важно заметить, что точка зрения на говорение на иных языках как на экстатическое говорение, возникла вместе с отрицанием всего сверхъестественного и критическим отрицанием истинности Библии, которые были характерны в некоторых кругах в 18-ом и 19-ом веках. Тогда критики пытались говорение, о котором идет речь в 14-ой главе 1 Послания к Коринфянам, полностью отождествить с экстатическим говорением, присущим языческим религиям. Их основная цель заключалась в том, чтобы убрать из Библии все сверхъестественное. К такому приему прибегли и переводчики "Новой Английской Библии", переводя древнегреческое слово "глосса" как "экстатическое говорение". Переводчики внесли в переводимый ими текст Библии свое собственное убеждение, отрицающее все сверхъестественное и не позволили тексту говорить самому за себя. Хотя слово "глосса" можно перевести как "экстатическое говорение", однако, это не представляется обычным значением этого слова.

Имея в виду вышесказанное, давайте рассмотрим место Св. Писания, часто используемое пятидесятниками для доказательства того, что в Новом Завете идет речь о двух разных говорениях на иных языках. В 1 Коринфянам 14:2 читаем: "Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом".

На основании этих слов утверждают, что язык, о котором здесь идет речь, является неземным языком, поскольку никто, кроме Бога не понимает его. Однако, этот язык может быть непонятным, и раз никто из присутствующих не понимает того, о чем говорится, то эта речь, конечно же, может быть направлена только к Богу.

"Тайна", о которой здесь идет речь - это тайна, о которой коринфяне знали тогда, когда были неверующими во Христа. Использование дара иных языков, для того чтобы при обращении к Богу "тайны говорить духом", как это они делали во время поклонения Диане, было ошибкой.

В этом проявилось суеверие, что такое поведение особенным образом приближает их к Богу.

Молитва каким духом: Святым или человеческим?

1Кор.14:13-15 - "А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования. Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом".

На основании этого места часто утверждают, что два вида говорения на иных языках заключаются в следующем: одно из них связано с духом (экстатическое говорение), а другое - понятный (известный) язык.

Но давайте посмотрим - об этом ли говорит это место?

Все молитвы исходят из человеческого духа ("дух мой" - ст.14), а потому любая молитва - это молитва духом несмотря на то, что произносится она на своем или ином языке. Когда кто-то молится на ином языке, то молится его дух, но согласно словам апостола Павла, ум в этом не принимает участия. А потому, продолжает он, когда кто молится, то нужно, чтобы в этом принимал участие и разум, чтобы он молился на своем языке. Противопоставление здесь сделано не "молитвы духом" (молитвы на ином языке) против молитвы "не духом" (молитвы на родном языке). Поскольку любая молитва - это "молитва духом", то противопоставляется молитва в духе без понимания сказанного (иным языком) и молитва в духе с пониманием сказанного (на родном языке), которой по словам Павла (ст.19) как раз и отдается предпочтение в церкви.

Выражение "на незнакомом языке"

Слово "незнакомом", которое употреблено в стихах 2, 4, 13, 14 и 19 истолковывается некоторыми как указание на то, что апостол Павел имеет в виду язык, неизвестный на земле. Однако его в греческом тексте нет, а потому на нем не стоит строить доктрину.

Языки ангельские

В 1 Коринфянам 13:1 мы читаем: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими..." Некоторые считают, что "языки человеческие" - это земные языки, такие, о которых, например, речь идет во 2 главе Деяний, а "языки ангельские" - это небесные языки, которые используются для личной молитвы и прославления Бога.

Но так понимать это место - значит читать больше того, что написано. Апостол Павел просто делает преувеличенное, предположительное сравнение для того, чтобы подчеркнуть свою основную мысль, а именно: язык, на котором я говорю, не имеет никакого значения, если я не имею любви. Говоря о "языках ангельских", он предполагает гиперболическую возможность, что есть нечто большее, чем дар иных языков, а именно: способность говорить ангельскими языками. Он не утверждает, что такой язык существует.

То, что апостол Павел выражается гиперболически, подтверждается словом "все" в последующих стихах. "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять..." (1Кор.13:2). "И если я отдам все имение мое..." (1Кор.13:3).

Павел не говорит, что возможно знать все тайны или иметь все знания или что он передвигал горы своей верой. А потому он не говорит, что ангельские языки на самом деле существуют. Он выражается в гиперболической форме. Конструкция предложения на древнегреческом языке указывает на то, что это условное предложение и означает, что то, о чем в нем говорится, может быть на самом деле, но может и не быть.

Но даже, если согласиться с тем, что апостол имеет в виду фактический ангельский язык, мы не можем сделать заключение, что человек может говорить на ином языке или что именно говорение на ином языке и есть говорением на ангельских языках.

О чем действительно говорит апостол Павел, так это о том, что если бы человек и мог говорить этими языками, то это не имело бы никакого значения, если бы он не имел любви. Поэтому мы видим контраст или противопоставление не двух видов существующих языков, а противопоставление дара иного языка, реально существующего, языку гиперболическому, который мог быть еще лучшим.

Мы можем перефразировать слова апостола Павла следующим образом: "Если я говорю языками человеческими, и если бы я, даже, мог говорить языками ангельскими (хотя их не существует на самом деле), то это ничего бы не значило, если я не имею любви. А поэтому не стоит делать ударение на дарах чудотворения, а стоит обратить внимание на любовь".

Нужда в истолковании 1 Коринфянам

Иногда ссылаясь на то, что языки, о которых идет речь в Послании к Коринфянам, нуждаются в истолковании, а языки, о которых идет речь в Деяниях Апостолов (глава 2), не нуждались в истолковании, делают заключение, что в Послании к Коринфянам речь идет об экстатическом говорении. Чудотворная сущность говорения на ином языке, которая могла оказать особое воздействие на неверующих, заключалась в том, что благодаря чудесному истолкованию, неверующие могли понимать сказанное. Без такого истолкования сказанное не имело бы для них никакого смысла. Эффективность говорения на ином языке в качестве знамения заключалась в том, что оно в корне отличалось от экстатического бормотания, применявшегося в языческих религиях. С другой стороны, удивляющим людей фактором в день Пятидесятницы было то, что не палестинцы, пришедшие в Иерусалим слышали говорящих их родными языками простых галилеян, которые никак не могли знать этих языков (Деян.2:7). В Коринфе дар истолкования был нужен не потому, что они говорили на несуществующих языках, а потому что все присутствующие говорили только на одном или двух языках (греческом и латинском). В день Пятидесятницы истолкование не нужно было поскольку там были собраны жители многих стран, говорившие на своих языках (Деян.2:8-11).

Обвинение в пьянстве в Деян.2:13

Некоторые утверждают на основании того, что учеников обвинили в том, что напились вина, что они говорили в экстазе. Однако, нужно заметить, что такое обвинение выдвигали не пришедшие в Иерусалим, а местные жители ("другие" в Деяниях 2:13 означает, что речь идет не о пришедших из разных стран, как это понятно из контекста). Таким образом, данное обвинение выдвинули жители Палестины, к которым обратился апостол Петр (Деян.2:14). Они не понимали тех языков, на которых говорили ученики. Для них речь казалась непонятным "бормотанием", как это бывает у пьяных. Не палестинцы же, понимавшие учеников, не выдвигали такого обвинения, но напротив изумлялись и недоумевали (Деян.2:12), поскольку они видели, что эти галилеяне не могли знать их языков, но, тем не менее, ясно говорили на них.

На наш взгляд, мы становимся на "скользкую почву", когда настаиваем на теории двух говорений на иных языках. И существуют солидные предпосылки для того, чтобы считать, что все упоминания о говорении на иных языках в Новом Завете относятся к одному и тому же виду говорения. Давайте рассмотрим эти доказательства.

Постоянное употребление выражения "глосса" в греческом тексте

Греческое слово "глосса" можно перевести "говорение в экстазе".

Однако в других случаях в Новом Завете это слово употребляется в значении "говорить на ином языке". В греческом тексте Нового Завета слово "глосса" встречается тридцать раз и всякий раз оно означает говорение на известном на земле языке. А поэтому считать, что только в 1 Коринфянам, в главах 12-14 это слово употреблено в другом значении, значит поставить самих себя на "лингвистический лед".

Знамение для неверующих

"Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих..." - сказано в 1 Коринфянам 14:22. Кажется нелогичным, чтобы экстатическое говорение, которое может служить для назидания самого себя, могло служить знамением для неверующих. Это, конечно, возможно, но маловероятно. Нечто странное и непонятное, чем и является говорение на иных языках, скорее произведет на неверующих отталкивающее впечатление и приведет их к заключению, что христианская церковь - это группа людей, находящихся не в своем уме!

Если неверующие знакомы в какой-то мере с говорением на иных языках, то они могли познакомиться с ними в контексте языческих религий, которым свойственно экстатическое бормотание. И если они услышат что-либо подобное в христианской среде, то посчитают христианство подобным языческим религиям. Однако, если кто-то из верующих говорит на иностранном, реальном языке, которого он не учил, это может быть знамением силы Божьей, особенно в том случае, когда говорится о том, о чем говорилось учениками в день Пятидесятницы: "говорящих о великих делах Божиих" (Деян.2:11).

Когда апостол Павел переходит к теме говорения иными языками в 12-ой главе 1 Послания к Коринфянам, он не делает какого-то специального объяснения, из которого было бы видно, что речь идет о чем-то другом, чем в Деяниях, во 2-ой главе. Кажется очевидным, что он подразумевает, что речь идет о хорошо известном знамении, которое впервые произошло в день Пятидесятницы. У нас нет никаких оснований думать, что он имел в виду нечто другое, если он сам не говорит конкретно об этом.

Павел и Исаия

Апостол Павел конкретно указывает на то, что в 1 Коринфянам, в 12-14 главах он имеет в виду иностранные языки: "В законе написано "иными языкам и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь" (1Кор.14:21).

Здесь апостол Павел приводит цитату из книги пророка Исаии 28:11-12, где пророк предсказывает, что наступит такое время для Израиля, когда к нему будут говорить на языческих языках, и это будет знамением Божьего суда над ним. Далее Павел говорит, что иные языки, о которых идет речь в 14-ой главе 1 Коринфянам, являются частичным исполнением этого пророчества.

Не заниматься многословием

В Матфея 6:7 Христос призывает Своих учеников не заниматься бессмысленными повторениями, когда они молятся. Греческое слово "баталогессете", переведенное как "многословие", состоит из двух частей: "бата", которое не слово, а звук, и слова "логео", означающего "говорить". Таким образом, все это слово передает идею "говорить необдуманно". Этот стих можно было бы перевести следующим образом: "Не говорите "бата, бата, бата, бата", когда вы молитесь". Иисус учил Своих учеников не повторять на молитве бессмысленные звуки. Говорение на иных языках - это одна из форм молитвы. Может ли Дух Святой поощрять верующего говорить снова и снова неизвестные слова, если Господь Иисус Христос запретил это делать?

"Истолкование" означает перевод неизвестного языка

В 1 Коринфянам 14:13 апостол Павел говорит: "А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования". Греческое слово, переведенное как "истолкование" - "диерменео". Это глагол, и производное от него существительное обычно означает перевод иностранного языка, а не объяснение экстатического говорения. Роберт Гандри комментирует: "Хотя этот глагол и может означать изъяснение таинственного высказывания, его употребление в Новом Завете исключает такое его значение. В Библии слово "эрменео" встречается 21 раз (за исключением глав 12-14 1 Коринфянам) и 18 раз оно означает перевод, 2 - истолкование и 1 раз употребляется в переносном значении".

Язык иностранцев

Обратите внимание на то, как апостол Павел прямо сравнивает говорение на иностранных языках с говорением на реально существующих иностранных языках: "Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения; но, если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец" (1Кор.14:10-11). Ясно, что говорение, о котором здесь говорит апостол Павел - это говорение на языках, которые существуют в мире. Более того, греческое слово "барбарос", переведенное как "чужестранец", означает того человека, который говорит на известном на земле языке.

Сравнение между говорением на ином языке и звуками, издаваемыми гуслями и свирелью (1Кор.14:7-10) приведено для того, чтобы показать, что независимо от того, кто или что издает звуки, они должны быть различимыми и должны что-то обозначать. Апостол не имеет в виду, что говорение на ином языке может быть бессловесным наподобие музыкальных звуков. Напротив, произносимые слова должны быть отличаемыми в каком-то конкретном языке, как звуки, издаваемые музыкальным инструментом должны соответствовать нотам, чтобы получилась определенная мелодия.

Учитывая вышеизложенные доказательства, мы должны прийти к заключению, что Новозаветное говорение на иных языках должно быть говорением на понятном, известном языке.

Почему иные языки?

Сторонники харизматического движения почти единодушно утверждают, что главная цель иных языков - это личное назидание. Такое мнение основано на двух вещах: во-первых, на словах апостола Павла, сказанных в 1 Коринфянам 14:4: "Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя..." и во-вторых, на личном опыте тех, кто говорит на иных языках. Но, если мы постараемся исследовать Св. Писание в том, что оно говорит о дарах, то найдем ясные доказательства того, что это не так.

Во-первых, текст 1 Коринфянам 14:4 не поможет нам установить цель, с которой даны иные языки, поскольку в этом стихе говорится о назидании как о побочном эффекте говорения на иных языках. Так, например, на основании того, что имеющий дар евангелизма, получает Новозаветный образец и практика наших дней личное назидание тогда, когда исполняет свое служение, мы не можем сказать, что дар евангелизма дан для личного назидания. Подобно этому цель дара иных языков не заключается в личном назидании. Когда апостол Павел говорит, что "говорящий на ином языке назидает самого себя", он этим не хвалит коринфян за высокую духовность!

Напротив, он осуждает их за неправильное пользование этим фактом. Я думаю, что сжатость языка апостола Павла порождает некоторые проблемы в понимании его посланий. Чтобы показать это, обратим наше внимание на 1 Коринфянам 11:21. Осуждая коринфян за неправильное их поведение во время вечери Господней, свою критику он выражает следующими словами: "Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается" (1Кор.11:21).

Он просто констатирует факт. То же самое он делает и в 1 Коринфянам 14:4. В обоих случаях он описывает их фактическое поведение с целью обличить их. Итак, мы видим, что апостол Павел не поощрял говорение на иных языках с целью назидания человека самого себя.

Использование любого дара с целью личного назидания - это проявление самолюбия. В Коринфской церкви использовали дар говорения на иных языках именно с такой целью. Вместо того чтобы стремиться к назиданию всей церкви (1Кор.12:7), отдельные члены старались назидать самих себя.

Это одна из причин, почему апостол Павел поместил содержание 13-ой главы сразу же после 12-ой. В этой главе он говорит: "любовь не ищет своего" (1Кор.13:5). Использование любого дара для личного назидания - это, таким образом, не только нарушение той цели, для которой он дан, но и нарушение этики христианской любви. Таким образом, слова апостола Павла о том, что говорящий на ином языке назидает самого себя, - это не одобрение, а осуждение!

Более того, этот прием выражения мысли в посланиях апостола Павла встречается довольно часто. Он показывает, где его читатели находятся (говорят на иных языках для личного назидания), а затем показывает, где они должны были быть (языки даны как знамение против Израиля 14:21-22). Это обычный прием апостола Павла - сначала отождествить себя с теми, кого он хочет обличить, включив их в свою "команду", а затем, постепенно раскрывая свою мысль, перейти обратно к тому, что говорил в начале.

Так например, желая обличить коринфян в их тенденции к половой распущенности, он начинает свою мысль словами "Все мне позволительно" (1Кор.6:12). Так говорили они сами, и апостол Павел в начале соглашается с ними. Но потом, излагая свои аргументы, он говорит: "Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: "два будут одна плоть" (1Кор.6:16) В заключение он говорит: "Бегайте блуда..." (1Кор.6:18) Итак, сначала он соглашается с ними, что находящимся под благодатью все позволено. Однако, заканчивая изложение всей своей мысли, он призывает их бежать от полового греха!

Подобным образом, в 1 Коринфянам 14:4 апостол Павел начинает свою мысль тем, что было у них (говорение на иных языках с целью личного назидания). Затем он постепенно открывает им, что не в этом истинная цель, для которой дан этот дар, и что они им неправильно пользуются! Апостол Павел ясно говорил, что "он сделался для всех всем", то есть, что он всегда учитывал эмоциональное состояние тех, с кем имел дело. Вот почему на первый взгляд может показаться, что он с одобрением относился к назиданию самих себя говорением на иных языках. Такой метод изложения мысли вообще характерен для апостола Павла, и примеры этого можно встретить во многих его посланиях.

Мы уже имеем две причины, по которым нельзя считать, что дар иных языков дан только с целью личного назидания. Мы увидим еще больше причин, когда будем рассматривать вопрос о том, с какой целью был дан дар иных языков. Для чего же были даны языки?

Знамение

Апостол Павел излагает цель, с которой были даны иные языки: "В законе написано: "иными словами и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь". Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих" (1Кор.14:21-22).

Итак, языки - это знамение для неверующих. Греческий предлог "ейс", переведенный как "для", указывает на цель. Апостол Павел, таким образом, указывает на то, что иные языки - это не только знамение, но что они и должны быть таковым. Подобное выражение встречается в Новом Завете десять раз (например, когда речь идет о знамении) и в каждом случае оно указывает на цель. Таким образом, мы имеем ясное указание на цель, с которой даны иные языки. Они есть знамение для неверующих.

Более того, цитируя место из Ветхого Завета (Ис.28:11-12), как мы уже заметили ранее, апостол Павел говорит об иных языках как о знамении суда над "народом сим". Из контекста ясно, что речь идет об иудеях (евреях). Объединяя эти два высказывания вместе, мы приходим к заключению, что иные языки даны как знамение для неверующих иудеев.

Для того чтобы понять более ясно, о чем идет речь, полезно хотя бы кратко ознакомиться со всей 28-ой главой книги пророка Исаии. Она была написана в последние годы царствования царя Иудеи Езекии (705-701 гг. до Р.Х.). В 722 году до Р. Х. ассирийцы вторглись в Палестину и уничтожили Северное Царство, называвшееся Израилем. В 705 году пророк Исаия предупредил правителей Южного Царства или Иудеи, что то, что случилось с Израилем (28:16), может случиться и с Иудеей (28:7-15). Исаия упрекал правителей Иудеи за то, что они не доверяли Господу, а надеялись на помощь Египта в их борьбе с Ассирией (28:15; 30:1, 2; 31:1).

Исаия обвиняет вождей Иудеи в том, что они увлекаются пьянством. Он говорит: "Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются, ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места" (Ис.28:7-8).

Другими словами, пророк Исаия называет их сборищем пьяниц.

Вполне понятно, что им не понравилось такое обличение, и они стали насмехаться над пророком, что видно из следующего стиха. Они назвали учение пророка слишком упрощенным и детским. По их мнению, он пытался учить их как маленьких детей. Они говорили: "Кого хочет он учить ведению? И кого вразумлять проповедью? Отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери?" (Ис.28:9).

Они насмехались над Исаией, как над наивным моралистом. Они считали себя зрелыми и свободными и не нуждающимися ни в каких поучениях. "Исаия, по-видимому, считает нас детьми, и его учение расчитано на детей". В следующем стихе они карикатурно изображают его учение: "Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного" (Ис.28:10).

Его заповедь они считали крайне скучной и повторяющейся. В следующих стихах Исаия произносит приговор о грядущих Божьих судах.

Эти стихи и цитирует апостол Павел, применяя их к говорению на иных языках, имеющему место в Коринфе в первом веке. Исаия указывает на то, что поскольку они не хотели слушать простой проповеди на их родном языке, Бог заговорит к ним на языке, которого они понимать не будут, т.е. на ассирийском языке.

Ис.28:11 - "За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу".

Язык ассириян казался иудеям лепетанием. За их неверие и отступничество Бог предсказал грядущее наказание. И в это наказание входило также знамение иных языков. Теперь они уже и не могли понимать того, что им говорилось. Наказание народом, говорившим на чужом языке, было частым явлением в Ветхом Завете. Во Второзаконии 28:15-68 (см. особенно 28:49) Моисей предсказал вторжение в Палестину, случившееся в 70 году Р.Х. Он особенно подчеркнул тот факт, что евреи не будут понимать языка своих завоевателей. О том же самом говорится и в Иеремии 5:15. Говорение на иных языках было символом Божьего суда для израильтян. Оно всегда означало, что поскольку израильтяне не хотели слушать Бога, говорившего к ним на их родном языке, Он заговорит к ним на чужом языке. Таким образом, знамение иных языков, о которых говорит пророк Исаия - это знамение не спасения, а знамение Божественного осуждения за то, что они, по своему жестокосердию, не хотели слушать Божьи увещевания, а потому теперь Бог скрывает Свои истины от них.

Теперь нам легче понять, почему апостол Павел применил это место Священного Писания по отношению к коринфской церкви (1Кор.14:21-22). Иные языки - это знамение Божьего суда. Во времена пророка Исаии Бог говорил о суде над Израилем. Язык ассирийцев должен был послужить знамением для иудеев о совершающемся над ними суде.

Израильтяне в 1-ом веке снова отступили от Бога, а потому апостол Павел говорит, что Бог послал знамение иных языков, как знамение суда.

Период Божьего благоволения к израильтянам пришел к концу. Их отвержение посланного к ним Мессии означало, что над ними должен совершиться

На адрес нашего сайта поступил вопрос: Можно ли слова ап. Павла "Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками, но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (Деян. 14, 18-19) понимать как указание на необходимость перевода богослужения с церковнославянского языка на русский? Ответом на данный вопрос может являться эта статья.

Чтобы понять мысль ап. Павла, необходимо рассмотреть это выражение в более широком контексте. Что такое "говорю языками"? Это указание на то, что апостол обладал "даром языков". "Дар языков", или глоссолалия, один ив даров Св. Духа (harismata), т.е. особых проявлений силы Св. Духа, отличавших Церковь апостольскую, которые ниспосылались первым христианам для укрепления веры, для созидания Церкви, для перерождения человека и человечества. Главы 12-14 I Коринфянам являются важнейшим источником наших знаний об этих дарах, в них содержится наиболее полное учение о святых дарованиях. Вопрос, в чем заключалась глоссолалия, является самым сложным для истолкования. Вот что пишет по этому поводу священник Михаил Фивейский, посвятившей этой проблеме основательное исследование: "Вопрос этот до настоящего времени не разрешен, и думается, не будет разрешен удовлетворительно, если только не будут открыты новые документы, проливающие свет и на данный предмет". Исследователь, более близкий к нам по времени, Эдельштейн Ю. М. приходит к выводу, что "глоссолалия просуществовала в официальной Церкви недолго, никакого теоретического обоснования ее мы не знаем, бессмысленное экстатическое "языкоговорение" не очень одобрялось уже в ранней эпистолографии, в дальнейшем оно широко использовалось гностиками и монтанистами, эволюционировало в сторону оргиазма и магии, по существу слилось с языческой мантикой, поэтому церковные писатели (Евсевий Памфил и Иероним Стридонский) стали трактовать глоссолалию как одержимость злым духом".

Но реально в литературе существует два подхода к объяснению сущности глоссолалии: 1) она понимается как говорение на неизвестных языках, т.е. говорение на языке, которому человек не обучался, 2) экстатические состояния в очень разных проявлениях.

Что нам известно об этом даре из Св. Писания? Сами апостолы получают дар "языков" в день Пятидесятницы после сошествия на них Св. Духа (Деян. 2:3-11); начинают говорить иными языками и пророчествовать в Эфесе ученики Иоанновы после крещения и возложения на них рук апостолом Павлом (Деян. 19:6); в Кесарии Святой Дух сошел на язычников, слушавших проповедь апостола Павла, и они стали "говорить языками" (Деян.10:46). I Коринфянам - свидетельство того, что дар говорения "иными языками" был широко распространен среди христиан общины Коринфа. Но в писаниях мужей апостольских - св. Варнавы, св. Климента, св. Игнатия Богоносца, современников апостолов, т.е. в эпоху распространений в среде первых христиан этого дара, нет упоминаний о глоссолалии, нет объяснения, что это такое. Объяснения и толкования появляются в эпоху отцов Церкви (возможно, первым истолкователем был Ириней Лионский (202 г.), когда этот дар перестает действовать в среде христиан и получает форму экстатического,бессмысленного языкоговорения в среде гностиков и монтанистов", о чем и писал Эдельштейн. Иоанн Златоуст (347-407 гг.) говорил, что вся эта область отличается большой неясностью, которая происходит от того, что мы не знаем самых фактов, о которых говорит апостол, а то, что происходило в апостольское время, больше не повторяется. В трудах отцов Церкви: Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста (Толкования на послания Павла), Григория Богослова (Слово 41 на Пятидесятницу) оформляется перый взгляд на сущность глоссолалии, т.е. понимание ее как говорение на неизвестных языках, но, что еще более существенно, проводится смысловая связь между Пятидесятницей и вавилонским столпотворением.

Библия учит, что сначала на земле был один язык, данный Богом Адаму еще до грехопадения (Быт.2:19-20). После вавилонского столпотворения (Быт.11,1-9) люди начинают говорить на разных языках. "...Единый язык - этот величайший дар…- был обращен людьми в зло, на содействие к развитию бурных и низших инстинктов их природы… Видя, что человечество твердо стало на этот гибельный путь нечестия и не обнаруживает намерения сойти с него и раскаяться, милосердый Господь и решил сам, чрезвычайным действием Своего всемогущества, свести с него людей и тем самым спасти их от ПОЛНОЙ нравственной гибели. Бог... заставил говорить на разных языках и тем самым уничтожил средство взаимного обмена мыслей". Что происходит в день Пятидесятницы? Восстанавливается способность людей понимать друг друга, падают языковые преграды, воздвигнутые грехом [Филологов, пытающихся осмыслить лингвистические проблемы с православной точки зрения, отсылаем к книге Камчатнова А. М., Николиной Н. А. "Введение в языкознание". Москва, 1999 г.] Святые отцы Церкви не только указали на связь двух этих событий, заложив, таким образом, традицию понимания глоссолалии как говорения на незнакомых языках, но и объяснили, почему "дар языков" апостолы получили прежде других дарований. Потому что они должны были разойтись по всем странам для проповеди благой вести о пришествии в мир Спасителя, и "как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке, и один и тот же человек, по внушению Св. Духа, стал говорить и на персидском и на римском и на индийском, и на многих других языках. И дар этот назывался даром языков, потому что апостолы могли говорить на многих языках - якоже Дух даяше им провещавати".

Итак, повторим, святотеческой традицией является понимание глоссолалии как говорения на незнакомых языках. Это понимание закреплено в церковном богослужении. В кондаке св. Пятидесятницы поем: "Егда снизшед языки слия, разделяше языки вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа". Перевод: "Когда сошел Всевышний и смешал языки, то этим Он разделил народы, когда же Он роздал огненные языки, то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятаго Духа".

Сам Господь наш Иисус Христос перед Вознесением заповедал своим ученикам оставаться в Иерусалиме, где и произошло сошествие на них Святого Духа, и первая христианская Пятидесятница совпала с Пятидесятницей еврейской. В Деяниях 2:5 сказано: "В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные, из всякаго народа под небесами". Т.е. в этот город, предназначенный стать центром, откуда лучи евангельского света должны были озарить всю вселенную, собралась, по случаю праздника, реально многоязычная толпа: это и богомольцы-евреи рассеяния, потерявшие свой язык и говорившие на языках народов, в чьих землях они осели, и прозелиты-чужеземцы, принявшие иудейскую веру, и, как замечает Иоанн Златоуст в "Беседах на деяния апостольские", "явились сюда и многие из язычников".Известно что во времена пришествия Христа многие язычники, проявляя интерес к божественной истине, сокрытой в Ветхом Завете, приходили в великие праздники в Иерусалим на поклонение и даже допускались во внешний двор храма. И вся эта пестрая в языковом отношении толпа была привлечена "шумом с неба" и собралась у дома, где произошло сошествие Святого Духа на апостолов, и, как написано в Деяниях 2:6, "каждый слышал их говорящих его наречием","а иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (2:13). Есть ли здесь противоречие? Думается, что нет. Представьте: огромная толпа, всеобщее смятение, взволнованные апостолы, по вдохновению Святого Духа говорящие на неизвестных им языках. Одни удивляются тайне Божией, другие, может быть не расслышавшие в этом общем смятении своего языка, пытаются объяснить чудо по своему разумению - каждому по вере. Не повторяется ли это каждый раз, когда происходит чудо - и по золе Божией опровергаются наши представления о законах природы? Нет сомнения, что именно святоотеческая традиция понимания глоссолалии точно соответствует описанию в Деяниях, хотя, безусловно, много остается вопросов, на которые ответов нет. Понимали ли апостолы то, что говорили по наитию Святого Духа? Было ли это чудо говорения или слышания, т.е. апостолы говорили на одном, родном своем языке, а собравшийся народ слышал их каждый на своем наречии? Таким вопросом задавался уже св. Григорий Богослов, но склонялся к первому толкованию. В одних ли формах проявлялась глоссолалия апостолов и коринфских христиан? Святоотеческая традиция склонна считать эти явления одной природы, хотя, если вчитаться в I Коринфянам можно увидеть некоторые новые черты. Апостол говорит, что одни одарены "даром языков", другие - даром "истолкования языков" (I Кор. 12:10); "если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много, трое, и то порознь, а один изъясняй" (14:27); "кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом" (14:2). Можно предположить, что дар говорения на незнакомом языке в общине одноязычной становится лишенным внутреннего смысла и требует помощи для восприятия. Возможно, возвращаясь к вопросу св. Григория Богослова о чуде говорения или слышания, чудо Пятидесятницы имело и ту и другую форму, а позднее у коринфян проявилась двояко - дар говорения и дар истолкования. Практика одновременного говорения нескольких человек сразу еще больше осложняло, ситуацию и вносила элемент беспорядочности в собрания первых христиан. Если к III в. глоссолалия исчезает в среде христиан, то происходило это, скорее всего не внезапно, не сразу, а постепенно затемнялся и тот и другой дар - истощался смысл речи, и обессмысленное языкоговорение осталось только в еретических движениях гностиков и монтанистов.

Обратимся к толкованию блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. "Те, которые в начале веровали и крестились, все получали Духа. Поелику же Он был невидим, то давалось внешнее доказательство Его сила; и получавшие Его или говорили на разных языках, или пророчествовали, или творили чудеса. У коринфян из-за сих дарований были мятежи: получавшие больше превозносились, получавшие меньше - завидовали им". "Дар языков у коринфян был в изобилии; им-то они более и превозносились, так как он первым дан апостолам и потому почитался важнейшим прочих".

Итак, в I Коринфянам. апостол Павел предупреждает коринфян от греховного злоупотребления даром Святого Духа, который в первоначальной форме в наши дни уже не проявляется и прямого перехода к проблеме церковнославянский/русский язык быть не может.

Надо сказать, что православные авторы очень осторожно подходят к проблеме "дара языков", у поздних толкователей Посланий ап. Павла этот момент просто умалчивается (например у свт. Феофана Затворника) Напротив, повышенный интерес к глоссолалии наблюдается в Протестантизме, потому что в этом направлении сильны тенденции к буквальному восстановлению форм религиозной жизни и учреждений первоначальной христианской Церкви. В 1755г. в Лондоне вышла книга Миддльтона "О даре языков", и с тех пор разгорается дискуссия о глоссолалии, ведется спор со святоотеческой традицией ее понимания и получает оформление экстатическая теория, в которой акцент делается на особом состоянии, в котором находится говорящий "иными языками" и высказываются самые различные догадки о конкретном проявлении этого дара. Конечно же, новые авторы ищут древние истоки экстатической теории и находят их у Тертуллиана, знаменитого богослова 2-3 вв., перешедшего в монтанизм, где, как уже не раз упоминалось, "дар языков" выродился в бессмысленное языкоговорение.

Разбору протестантских теорий уделено много места в книге свящ. Михаила Фивейского. Многообразие точек зрения, пожалуй, сводится к трем основным пониманиям - языком глоссолалиста является: 1) устаревший язык - древнееврейский, который в эпоху пришествия в мир Спасителя вышел из употребления, или устаревшие выражения языка греческого; 2) "боговдохновенная речь", т.е. экстатическая, нечленораздельная речь, в которой и не предполагалось смысла человеческого; 3) песнословие - восторженная ритмическая декламация, это так называемое музыкально-гимнологическое истолкование.

Сразу же бросается в глаза, что все теории отвергают основание: связь Пятидесятницы с вавилонским столпотворением - и начинают возводить здание своих точек зрения на частностях. Да, в средние века было распространено мнение, что райским языком Адама был древнееврейский, как самый древний язык, но уже и тогда высказывались сомнения в правильности этого положения, а современная лингвистика однозначно доказала, что есть языки более древние. Да, древняя традиция произнесения молитвенных текстов у многих народов предполагала, что текст обязательно произносится вслух, а музыкально-ритмическое оформление в эпохи дописъменные было чертой не только религиозных текстов, но и текста вообще, можно сказать, что древние не знали скучной прозы. Что же касается экстатических состояний, то ограничусь напоминанием, что Православие стремится держать человека в духовной трезвости.

Обращаясь к русским православным авторам XIX - начала XX вв., убеждаешься, что некоторые из них не избежали уклона в протестантское понимание этого явления. Так сам свящ. М.Фивейский очень расширенно понимал явление глоссолалии - это все, что слышится, но не понимается, и делал вывод, что глоссолалия разлита вокруг нас: слышим хоровое пение, но не можем разобратъ слов, пятилетний ребенок слышит, но не понимает философскую речь, католики не понимают богослужения на латинском языке. Когда предпринимаются попытки ссылкой на I Коринфянам обосновать необходимость перевода славянского богослужения на русский язык, пожалуй- мы сталкиваемся именно с таким пониманием глоссолалии. Но давайте будем логичными до конца - быстро, невнятно произносимый русский текст тоже легко может превратиться в подобную глоссолалию. Продолжателями святоотеческой традиции понимания "дара языков" были свт. Филарет, митрополит Московский, выдающийся ученый, ректор МДА, профессор А. В. Горский, С.Н.Булгаков, уделивший место этой проблеме в своей уже ставшей доступной книге "Философия имени".

В заключение хотелось бы заметить, что, независимо от истолкования слов апостола Павла, проблема непонимания современным верующим человекам церковнославянского языка стоит в наши дни как никогда остро и вопрос о новом славянском переводе некоторых текстов звучит все громче. Но это отдельная, очень серьезная тема, которую, с Божией помощью, надеемся продолжить в будущем.

Священник Михаил Фивейский. Духовные дарования в первоначальной христианской Церкви. Опыт объяснения 12-14 глав первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. Москва, 1907г. стр.5.
Ю.М.Эдельштейн. Проблема языка в памятниках патристики: История лингвистических учении. Средневековая Европа. Ленинград, 1985г. стр. 202
Цитируется по М.Фивейскиж, стр 5.
Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Петербург, 1904-1907 гг.,Т. I, стр.81"
Блаженнаго Феофилакта архиепископа Болгарского, Толкования на Деяния св. апостолов, сокращенно избранные из толкований Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Скит, без года, стр. 27.
Молитвы и песнопения Православного молитвослова (для мирян) с переводом на русский язык, объяснениями и примечания Николая Нахимова. С.-Петербург, 1912, стр. 123.
Блаженнаго Феофилакта, архиепископа Болгарскаго.,Толкования на Послания св. апостола Павла. Скит, без года, стр, 173, 174.
С.Н. Булгаков. Философия имени. Париж 1953, Москва, 1997, стр. 36-37.

Галина Трубицына

19 / 07 / 2002

На эту тему, которая вот уже на протяжении почти 90 лет будоражит умы многих христиан, написано очень много. Есть несколько хороших книг, в которых эта довольно сложная тема рассмотрена очень тщательно, поэтому я могу ограничиться лишь несколькими основными положениями. В основном, среди евангельских христиан в этом вопросе характерны следующие позиции.

1. Говорение на языках - это наглядное доказательство крещения Духом и потому для жизни в вере оно является очень важным и необходимым.

2. Говорение на языках - это дар наряду с другими дарами, он не является признаком крещения Духом, но есть дар самоназидания, полезный для духовного роста и особого поклонения Богу.

3. Говорение на языках - это был знак для неверующих. И сегодня в исключительных случаях (миссионерских ситуациях) он допустим, как дар умения говорить на языке, который самому говорящему не знаком.

4. Говорение на языках принадлежит к дарам-знамениям, которые были связаны с временами апостолов и, прежде всего, служили знамением будущего суда для неверующих евреев. После кончины апостолов и возникновения новозаветных канонов этот дар прекратился. Все современные говорения на языках имеют психическое или бесовское происхождение.

Говорение на языках бесовского происхождения

То, что существуют говорения на языках бесовского происхождения, не оспаривается даже рассудительными апологетами говорения "на языках". Ведь само говорение на языках - это не суть "христианский феномен", а явление, которое известно во всех религиях, в оккультизме и во многих сектах. Вот два примера этого:

Геральд Ямпольский, психолог, пастор и оратор из США, рассказывает о своей встрече с известным гуру Свами Муктанандой: "Он прикоснулся ко мне павлиньими перьями. Постепенно у меня появилось впечатление, что наши мысли слились воедино. Затем он вновь прикоснулся ко мне и положил свою руку мне на голову. После этого вокруг меня появились чудесные краски и мне показалось, будто я оставил свое тело и вижу себя сверху. Я видел краски, глубина цвета и сила света которых превосходила своей красотой все, что я только до сих пор мог себе представить. Я начал говорить на языках. Какой-то прекрасный луч света проник в помещение, и я моментально решил перестать оценивать все происходящее и просто слиться воедино с этим переживанием, отдаться ему целиком. В последующие три месяца я чувствовал в себе значительно больше энергии, чем обычно, и для отдыха мне было достаточно несколько часов сна. Я был исполнен сознанием любви совсем по-иному, как я это понимал прежде".

Следующий потрясающий пример, мы находим в биографии "Моисея - Давида", основателя секты "Дети Бога". Он сам рассказывает о том, как его "духовный вождь" Ибрагим, с которым он вступил в контакт в одном цыганском таборе, молился внутри "Моисея - Давида" на языках: "Тогда я лежал между Марфой и Марией и усердно молился и вдруг совершенно неожиданно прежде чем я смог понять, что происходит, я стал молиться на языках... Вероятно, это был Ибрагим... В течение многих лет я стремился получить этот дар говорения на языках, так как это для меня был столь прекрасный знак. Уметь говорить на другом языке, которого в жизни никогда не учил! Это было явное чудо, наглядное доказательство чудесного. Но Бог ни разу не давал мне этого, ни разу за все годы! Я вымаливал этот дар у Него, как милостыню! Я заклинал Его! Я падал ниц перед Ним! Я делал все возможное! И вот, наконец, тогда, когда я ожидал этого менее всего, он начал дарить мне этот дар. Дар, который можно было услышать и показать. Я лежал там, в заднем конце нашего автофургончика, в кровати между двух голых женщин, когда впервые принял дар говорения на языках".

Психическое говорение на языках

В своей оценке говорения на языках я не могу согласиться с теми, которые всякое говорение на языках считают бесовским. Даже если оно в некоторых или во многих случаях и есть таковым на самом деле и при том, что я ни в коем случае не желаю недооценить опасности этого явления, то у меня создалось впечатление, что столь многие простые и скромные братья и сестры получившие дар говорения и использующие его как своего рода "психический вентиль", не находятся при этом автоматически под влиянием бесовских сил. Я не хочу ни коим способом оправдать психическое говорение на языках, но хочу предостеречь от поспешного зачисления каждого говорящего на языках к одержимым бесами. Во всяком случае, кажется, что евангельский богослов Д. Паккер довольно упрощает проблему психического говорения на языках, когда пишет: "Глоссолалия (говорение на языках) - это скорее желанное речевое событие, при котором в определенных религиозных обстоятельствах язык движется душой в отрыве от рассудка. Это приблизительно то же, что и языковые детские фантазии, джазовое "скет" - пение Луиса Амстронга, состоящее из бессмысленных слогов, рулады альпийских пастухов или наши напевы под душем".

Говорение на языках с точки зрения его апологетов

У тех, кто ныне защищает говорение на языках, есть целое множество мнений и обоснований, но мне бы хотелось привести здесь лишь некоторые:

Кеннет Хейген: "Молитва на языках - это сверхъестественный начальный знак или свидетельство исполнения Духом Святым... На основании своего жизненного опыта я обнаружил: чем больше я молюсь и поклоняюсь Богу на языках, тем больше откровений, других даров Духа я получаю. Чем меньше я молюсь на языках, тем меньше проявляются и другие духовные дары. Молитва на языках - это дверь для последующих даров Духа".

Вольфгард Маргис: "Мы не верим в то, что молитва на языках является единственным способом поклонения в Духе и истине, в то, что она есть самая интенсивная, чистая форма поклонения. С точки зрения абсолютно чистого и неподдельного поклонения, свободного от какого бы то ни было пятна и человеческого эгоизма, иноязычность говорения представляет собой безусловное требование, потому что только таким путем можно достигнуть этой высокой цели. Если поклонение есть наивысший вид человеческой деятельности вообще, то тогда становиться понятным, почему это высококачественное человеческое проявление относится к завершающему этапу процесса исполнения Духом".

Кристиан Круст: "Молящийся не должен вымаливать у Господа определенный дар, но быть открытым для принятия того, что ему желает дать Святой Дух. В случае, если это дар языков, то он переживается большей частью так, как если бы вдруг через молящегося протекали теплые потоки струящейся любви. Все больше и больше наполняется Божьей любовью сердце, усердствующего в молитве перед Богом, до тех пор, пока молчать уже невозможно... Вот тогда молящийся начнет выговаривать слова, которые ему совершенно незнакомы, которые будут даны ему Святым Духом".

Ларри Кристенсон: "Языки даются в первую очередь не как средство возвещения Евангелия, но как сверхъестественный знак того, что Бог находится в верующем".

Мортон Т. Келси: "Если исходить из понятия Юнга - "коллективное бессознательное", то можно сказать, что какая-то нуменозная (божественная) сила входит в жизнь того, кто говорит на новых языках. Следовательно, это явление и не патологическое, и не детское. Оно скорее может связывать сознание с основой его существования в коллективном, бессознательном... Говорение на языках может быть очень конкретной помощью в выражении перед Богом радости и хвалы. Оно является также свидетельством того, что Святой Дух действует в жизни того или иного человека и свершает свою работу в бессознательных глубинах души, для того чтобы осуществлять некую новую целостность и душевную интеграцию - то, что Церковь обычно обозначает как освящение".

Райнхольд Улонска: "Говорение языками, как то я сам пережил, именно в молитвенном борении является огромной помощью. Молитвой на языках больные получают исцеление, христиане чувствуют крещение Духом или прилив новых сил, и даже в самых жесточайших случаях одержимости люди получают освобождение... У христиан есть также и личные проблемы, неудачи, промахи. Не всегда они могут доверить все это чужому слуху. Но посредством дара языков они могут открыть свое сердце перед Богом и достичь исцеления души. Психиатрами установлено, что психограммы говорящих на языках, благодаря частому говорению, изменяются в позитивную сторону".

Йонги Чо: "Говорение на языках - это язык Святого Духа, и, когда я говорю на языках, я переживаю его присутствие в моем сознании. В своей молитвенной жизни более 60% от общего времени я молюсь на языках. Я молюсь на языках во сне и когда просыпаюсь, молюсь, когда изучаю Библию, и я молюсь на языках во время богослужений. Если бы я каким-то образом лишился дара языков, то думаю, что мое служение сократилось бы на 50%. Всегда, когда я говорю на языках, я сохраняю Святой Дух в своем сознании".

Что говорит Библия относительно говорения языками?

Нужно принципиально констатировать тот факт, что во всех местах в Библии, где обсуждается эта тема, всегда имеется в виду уже существующий в действительности язык, а не невразумительный лепет или подобные ему звуковые возгласы. Поучительно применить здесь библейский принцип, гласящий, что ни одно место Священного Писания не имеет своего автономного толкования. Часто надежное объяснение значения какого-то понятия можно получить, если исследовать, где и в какой связи это понятие употреблено в Библии впервые. В Бытии 11,1-9 начало существования различных языков является результатом Божьего суда над гордыней людей. А и новозаветное говорение на языках есть в определенном смысле явлением обратным первому. В Ветхом Завете мы находим лишь одно место, содержащее пророчество о говорении на языках, и этот факт цитируется Павлом 1 Кор. 14,21-22.: "За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. Им говорили: "вот - покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение". Но они не хотели слушать" (Ис. 28,11-12).

Такое сравнение ясно указывает на то, что этот чужой язык является Божьим судом над народом Израиля, упавшим вместе с неверными Богу пророками и священниками в идолопоклонство. Итак, говорение на языках в 28 главе Книги пророка Исаии есть ни что иное, как знамение суда над израильским народом.

В Евангелиях мы находим лишь одно место, где в связи с миссионерским повелением говорение на языках описывается, как одно из знамений, которые будут сопровождать уверовавших.

"Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками..." (Mк. 16,17).

В Деяниях Апостолов говорение на языках упомянуто лишь в трех местах:

"Исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать" (Деян. 2,4).

"И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога" (Деян. 10,45-46).

"Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать" (Деян. 19,5-6).

В новозаветных посланиях мы читаем только в 1 Кор. 12-14 кое-что о говорении на языках. В 14 главе Павел говорит об этом более подробно, так как плотски настроенные коринфяне расценивали и практиковали говорение на языках как дар особенно привлекательный.

Павел тут разъясняет следующее:

Пророчествование важнее говорения на языках (ст. 1-6),

Говорение на языках имеет только тогда смысл, когда оно имеет истолкование и его понимают слушающие (ст. 7-19),

Говорение на языках - это знамение для неверующих (ст. 20-22),

В одном собрании должно говорить на языках по очереди максимум трем человекам, а один должен изъяснять сказанное (ст. 26-27).

Говорение на языках - знамение для верующих

Ни в одном из мест Библия не учит, что говорение на языках есть знамение или признак того, что кто-либо получил так называемое "крещение Духом". Напротив, Павел подчеркивает очень ясно, что говорение на языках есть знамение для неверующих и, следовательно, лишь тогда имеет смысл, когда присутствуют неверующие. Или же это неверующие, которые слышат иностранца, проповедующего Евангелие на их языке, или это неверующие евреи, которые вынуждены признать, что теперь Бог говорит не только к евреям через евреев, но обращается ко всем народам. Прежде всего, для евреев (в том числе и для верующих евреев) это было фактом непостижимым. Мы знаем, что у самого апостола Петра были трудности в постижении того, что Бог уже не делает разницы между евреями и язычниками. Говорение на языках было внешним знамением начала этого нового времени благодати. Как и в 16-й главе Евангелия от Марка, мы встречаем говорение на языках в связи с миссионерским поручением, так и в 1 Кор. 14-22 мы читаем, что говорение на языках было знамением "не для верующих, а для неверующих". Но это значит, что в наши дни дар говорения на языках имеет смысл только тогда, когда речь идет о том, чтобы возвестить Евангелие людям, которые говорят на этом незнакомом нам языке этих людей.

Чем не является говорение на языках

Нигде в Библии нет учения о том, что дар говорения на языках дает возможность поклоняться Богу особым образом, быть особенно сильным в прошениях или черпать силу из таинственных источников, как-то утверждается многими. Эти утверждения абсурдны уже только потому, что дарованный по благодати дар (согласно свидетельству Библии) никогда не определяет и не изменяет наших отношений с Богом, но служит "к пользе" святых и созиданию Тела Христова. (1 Кор. 12,7; 14,4.26).

В противном случае, каждый, не обладающий даром языков, был бы неполноценным в своих отношениях с Богом. От того-то и в тех посланиях Нового Завета, которые проникнуты заботой о душе, в которых идет речь о личной жизни в вере и практическом общении с Господом, о говорении на языках не упомянуто ни одним словом. Когда же утверждают, что у говорящих "на языках" психограмма лучше чем у остальных христиан (а мне известны и противоположные наблюдения!), то это можно наилучшим образом объяснить психологически, но не на основании Библии.

Выводы

1. Ни в одном месте Нового Завета нет учения о том, что дар говорения на языках является признаком или печатью "крещения Духом".

2. В 12-й главе Первого Послания к Коринфянам говорение на языках определяется как знамение для неверующих. Посредством этого знамения становится понятно то, что Благая Весть обращена теперь на людей всех народов и больше не ограничивается только израильским народом.

3. В то же время говорение на языках есть знамение суда над неверующими евреями (1 Кор. 14,21).

4. Подтвердить каким-либо местом из Библии обозначение говорения на языках как особенного молитвенного языка не представляется возможным. Такие обозначения противоречат сути и действию Святого Духа, который никогда не выключает наш рассудок (1 Кор. 14,19.20.32), а также самой сути назначения духовных даров.

Свидетельство говорения языками

В 1973г. я заболела. Желание быть в более близком общении с Господом и иметь власть Божью над своей жизнью стало настойчивей чем когда бы то ни было раньше. Я прочла еще несколько книг о говорении на иных языках и крещении Святым Духом и начала поиски людей, обладающих всем этом. Мой муж - пастор и глубоко изучающий Слово Божье, объяснял, что говорит Писание обо всем этом, но я для себя уже решила, что языки - это окончательное и единственно надежное доказательство исполненности Духом. Желание всего этого стало таким сильным, что я чувствовала себя несчастной. Духовный голод возрастал, и, невидимой силой, которая казалась мне Духом Святым, я была притянута к харизматическому переживанию. Я встретилась с пастором-харизматом и приняла возложение рук, которое принесло все затмевающее чувство восторга. Эмоционально я была на высоте, и те многие физические ощущения и проявления вне всяких сомнений были сверхъестественные. До этого я никогда не испытывала такого чудесного ощущения - слишком необычайного, чтобы быть просто психологическим. Я была уверена, что никогда раньше не была так счастлива, удовлетворена и напоена радостью.

Языки не пришли ко мне с руковозложением, но я продолжала просить о них. Спустя два месяца они появились, сопровождаемые необычными событиями. Каждый день нес в себе новые и прекрасные переживания. Я чудесным образом получала ответы на молитвы и всегда во имя Иисуса. Один из самых больших обманов - есть обман иных духов другого Иисуса, которые не исповедуют Иисуса Христа Спасителем и Господом. (прочтите 2-Кор.11:4) Тогда никто не смог бы заставить меня поверить в то, что Сатана мог произвести все те события, хотя Слово Божье говорит, что он князь, господствующий в воздухе. В ту же неделю, когда языки пришли ко мне, странное стало происходить в моем теле. Я САМА НЕ МОГЛА КОНТРОЛИРОВАТЬ ПРОИСХОДЯЩЕЕ, и не делала ничего, чтобы вызывать это. Некоторые из проявлений были ПОХОТЛИВЫМИ, ГНУСНЫМИ, НЕПРИСТОЙНЫМИ И ЖЕСТОКИМИ. Мой рассудок был очень взволнован происходящим, потому что я знала, что мой Бог - Бог праведности, Бог святости и чистоты, а все подобные события происходили после говорения на иных языках. Языки были увлекательны и в новинку, и я часто использовала их поначалу. Я ЗНАЛА, ЧТО ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫЛИ САТАНИНСКИЕ, но считала, что дьявол пытается поразить чудесное ощущение Святого Духа. Я упивалась наслаждением от языков, но, в то же время, страдала в агонии от постоянного преобладания зла. Время от времени я возвращалась к харизматам за помощью и каждый раз происходило руковозложение с приказаниями Сатане оставить меня. Наступало освобождение от УМСТВЕННОГО ГНЕТА, которое оставалось всего лишь несколько дней, хотя физические проявления никогда не покидали меня. Пытаясь скрыться от Сатаны, я умоляла о еще большем проявлении языков, погружаясь все глубже и глубже в то, из чего так тщетно пыталась выбраться. И когда после каждого раза говорения на языках, "небесная" слава пропадала, присутствие зла становилось еще более ощутимым и много раз мне казалось, что вся комната наполнена злом. Я ПЕРЕСТАЛА ЧИТАТЬ СЛОВО БОЖЬЕ, потому что каждый раз, когда я читала имя Иисуса или Святого Духа, мерзкие и злые намерения неистовой силы овладевали мною. Я сразу же призывала имя Иисуса Христа, чтобы он освободил меня от этой злобы. Слава Его Имени, Он всегда слышал и отвечал на мою мольбу.

День ото дня я переходила из состояния ощущения славы к жалкому существованию и вот, спустя несколько месяцев после принятия языков, тихий, но отчетливый голос проговорил ко мне, что ЯЗЫКИ - ЭТО ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОКЛОНЕНИЯ САТАНЕ. Будучи уверенной, что это было работой Духа Святого, я ужаснулась, хотя подозрение и оставалось какое-то время. Иногда я пыталась противостоять языкам, что влекло за собой угнетенность, но на следующий день я сдавалась и наслаждалась освобождением чувств и спадом физического давления, и это все заканчивалось новой уверенностью того, что языки - истинно от Бога. Такое сражение бушевало месяцами. И; в конце концов, все больше и больше,убеждаясь в том, что я контролируема Сатаной, я решила противостоять ему. И за этим последовали мучения, не поддающиеся описанию. Голоса говорили ко мне о всевозможных наиболее отвратительных и непристойных вещах, у меня появились ужасные подозрения о моем муже и о дорогих друзьях христианах, я никому не доверяла, считая каждого исчадием зла, каковым было я сама, мне стали сниться ужасающие сны и кошмары, в которых мое тело было жертвой злобы и ужаса. Голоса говорили, что я должна умереть, потому что я развратна, и что теперь Бог не будет использовать меня. Иногда, отчаявшись от страха потерять рассудок или жизнь, я отдавалась языкам, энергично кипевшим во мне, желая проявиться. Огромное облегчение наступало до тех пор, пока я снова не препятствовала им. Очень часто я взывала к крови Христа об освобождении и умаляла Иисуса о помощи, но каждый раз меня в агонии бросало на пол с криками "Нет, нет!" или же "Помогите!"

Через четырнадцать месяцев после того, как я приняла языки, я была готова расстаться с жизнью. Даже не смотря но то, что у меня прекрасный муж и прелестные дети, я больше не могла влачить такое жалкое существование. Я БЫЛА МУЧИМА ПОСТОЯННО, ДEHЬ И НОЧЬ.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...