Описание главной героини повести карамзина бедная лиза. Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина. опасное искушение любви»

Карамзин, Николай Михайлович - знаменитый русский литератор, журналист и историк. Родился 1 декабря 1766 г. в Симбирской губернии; вырос в деревне отца, симбирского помещика. Первой духовной пищей 8 - 9-летнего мальчика были старинные романы, развившие в нем природную чувствительность. Уже тогда, подобно герою одной
читать полную биографию

Рассказчик и его перспективы. Предварительное замечание: это не научный, фактический текст. Поэтому недостатки в научных методах не связаны с неспособностью, а скорее желанием и прихотью представлять хобби с очень личной точки зрения. Глава 1: Позвольте мне быть рассказчиком.

Опасное искушение любви»

Что мы думаем, когда спрашиваем, какие перспективы повествования существуют? Но мы здесь не в школе, поэтому мы можем подойти к ней с большей респектабельностью. Для повествования относится к области гуманитарных, культурных и социальных наук. Повествовательная теория, повествование, повествование, нарратология или все, что вы хотите назвать. Давайте поговорим о нарратологии лучше всего, потому что это самое международное имя.

  • Вперед >

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств.

Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев –неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть – неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов.

И в моей предпочтительной области, а именно в повествовательной перспективе. В конце концов, цель этого небольшого текста - дать очень грубый обзор различных форм повествовательной перспективы. Богатство, высокофилософская дискуссия о фантастике, текст рассказчика и текст фигуры и т.д. Я, вероятно, скорее пропущу. Тем не менее, совершенно безумно говорить о повествовательной перспективе, если вы еще не уточнили, что вы подразумеваете под «рассказать» вообще. Звучит неплохо. Только мы делаем, но очень серьезные и серьезные люди не любят губчатые определения.

В этом сочинении мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы.

В повести несколько действующих лиц: крестьянка Лиза, ее мать, дворянин Эраст и рассказчик. Стержнем сюжета является история любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.

Вот почему умные люди подумали и предложили несколько советов. Например, классическая концепция повествования, согласно которой повествование может быть описано только как таковое, если оно также имеет посреднический рассказ. Скажите: устное или письменное исполнение. Если что-то нужно воспроизвести, то логически, кому-то нужно его отобразить. Экземпляр рассказчика может быть как явным, так и неявным, т.е. может случиться так, что рассказчик дает читателю «Эй ты, вот я!» кричит, но также случается, что текст, кажется, существует только для себя, и рассказчик никогда не появляется, но, конечно, это не значит, что его нет.

В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».

Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си...нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная») – читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку. Вообще, рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, а Карамзин любит свою героиню. За что же?

Если что-то сказано, есть и рассказчик. И если есть рассказчик, текст повествовательный. Даже если рассказчик описывает только пятно на обоях. Голос в выключенном состоянии не считается рассказчиком. Если он присутствует, он ограничивается комментариями, потому что цель фильма заключается в том, что зритель сам засвидетельствовает это событие и не получает все, что было предварительно пережевано.

Структуризм в основном смотрит на временную структуру текста. Если какие-либо события воспроизводятся независимо от среды, они являются повествованием. Хотя пятно на обоях исключено, но как-то тоже наклонно бросать фильм и роман в горшок. Поэтому стало обычной практикой использовать слияние двух условий повествования. Один отличается повествованием в более широком и узком смысле. Повествование в более широком смысле полностью соответствует структурному определению.

Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, - одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве». Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких.

Он гораздо более ценен, чем главные герои, чем все события, которые он отражает, потому что именно он делает повествование о том, что это такое. Он является мостом между автором и читателем. Рассказчик является центром всего, что связано с повествованием.

Итак, неверно подобранный рассказчик с неправильно подобранной перспективой может сделать грандиозную историю даже тривиальной, но хорошо подобранный рассказчик может сделать скучное пятно на стене еще более интригующим. Фактически, это имеет меньшее значение во многих областях жизни, но более похоже. В эту категорию входит также рассказчик. С правильной стратегией и правильными словами вы можете убедить немало людей в самой большой бессмыслице. Рассказчик - это инструмент манипуляции. Автор направляет взгляд читателя. - Или нет.

Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих - ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы - и закраснелась».

Ибо, если вы знаете об этом факте, вы можете играть с ним. Шутка с «надзирателем станции» заключается в том, что история на самом деле больше относится к русскому реализму, чем к романтизму. Если вы отвергаете себя как читателя, позвольте себе быть отодвинутым от повествовательного потока роспуска, если вы пытаетесь сопереживать людям, чтобы сопереживать им, вы читаете не что иное, как рассказ о начальнике прихода - возможно, немного сухой, бойкий и поверхностный рассказ, который капает до смерти после потери своей дочери.

Однако, если кто-то осознает, что рассказчик, в отличие от правильных рассказчиков романтического периода, отнюдь не является всезнающей наивностью, вероятно, происходящей из сентиментальной среды, человек начинает подвергать сомнению его повествование и находит громкие намеки с внимательным взглядом. что на самом деле произошло.

Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.

Недостатком является то, что не каждый средний читатель, похоже, знает о возможности дистанционного чтения или не хочет участвовать. Как мы видели в примере, нужно различать «фактическое» событие и то, что ему говорят. У него есть сцены перед его глазом, определенные миры и события, вся палитра. И тогда рассказчик вступает в игру. В зависимости от того, где автор помещает его, насколько он позволяет ему «приблизить» и т.д. Рассказчик получает конкретную картину события.

Третье - воспроизведение. Конечно, это довольно красноречиво и слишком специфично для процесса, в котором границы между четырьмя шагами очень губчатые и текучие и фактически имеют место на довольно абстрактном уровне, обычно бессознательно. То, что снова демонстрирует центральную роль рассказчика, но на этот раз нечто более конкретное как экземпляр фильтра. Рассказчик обрабатывает события, которые будут переданы в повествование, выбирая несколько вещей из совокупности всего мира, в котором происходят события, и бросая определенные вещи под стол.

При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко. Ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, - и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню – молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл. Карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед Богом и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».

Не может быть иначе, если только по техническим причинам. Или как вы хотите связать событие со всеми ощущениями, запахами, фотонами и импульсами нервных клеток в письменном тексте? Мы воспринимаем событие - реальное или фантастическое - через конкретную среду, а именно через совокупность наших чувств, мыслей, воспоминаний, переживаний, страхов, талантов, интуиции и т.д. эта масса совершенно разных «закодированных» информационных единиц связана с техническими возможностями текст несовместим и поэтому должен быть преобразован в другой формат, что неизбежно приводит к потере данных.

Другим новшеством Карамзина стала сама трактовка женского образа. Вспомним, что в восемнадцатом столетии женщина не обладала достаточной свободой. В частности, женщина не обладала свободой любить по собственному выбору. Выбор за женщину делали ее родители. Легко представить, что при таком положении дел, счастливые браки, в которых супруги любили друг друга, вряд ли были частым делом. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности. Эта тема, предложенная Карамзиным, также найдет свое отражение в произведениях более поздних авторов. В частности, Александра Николаевича Островского.

И искусство управления этой потерей данных, выбор или отсутствие определенных данных, преобразование их более определенным образом, буквальное переписывание, перепрограммирование, вербализация и вербализация социальных и социальных символов, манипулирование восприятием читателя, - это искусство повествования.

Хотя в последних параграфах предлагается прямой переход к предмету повествовательной перспективы, имеет смысл более подробно рассказать рассказчика заранее, а именно его локализацию с точки зрения автора и читателя, а также отдельные уровни повествования. И это именно то, о чем идет речь в следующей главе.

Но в «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. "Когда ты, –говорила Лиза Эрасту, - когда ты скажешь мне: "Люблю тебя, друг мой!", когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это "непонятно, теперь думаю что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен".

И это еще более субъективно. Если вы хотите, вы можете противоречить мне и внести исправления. Партнерство требует безграничной открытости, не так ли? Йорг Бергер объясняет, что вы можете удержать от своего партнера. Из окон открывается вид на Неккар через старый город и замок. Лиза придумывает роковую мысль: Как насчет того, чтобы мы вымылись, прежде чем мы поженимся? Все говорят друг другу, что произошло до наших отношений. Существует много, о чем нужно сообщить. Когда свет уличных фонарей блестит в воде, Лиза и Бен дрожат.

Они много признались друг другу: вечер алкоголя, который почти закончился на ночь; великая любовь, которая отвернулась; отношения, которые продолжались всего несколько месяцев, потому что они работали так хорошо физически. Лиза прощается с Беном, как всегда, но он внезапно чувствует себя незнакомцем. Когда Лиза проснется на следующее утро, она ошеломлена. Образы того, что Бен сказал ей, уже не в своем уме. Они превращаются в новые, болезненные сцены. Ощущение остается неизменным в течение нескольких недель.

Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью. Этот прием «испытания любовью» станет очень важным в творчестве великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Наиболее полное свое воплощение он найдет в романах «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо». В романе Гончарова «Обломов» главному герою также предстояло пройти испытание любовью.

У Лизы нет драйва ни на что, она подавлена ​​и не может быть счастлива ни перед чем. Наконец, она просит Бена отложить запланированную дату свадьбы. Открытость и честность являются частью любви. Открытость порождает близость, честность создает доверие. Но любовь также нуждается в антиполе, которая защищает пару от перенапряжения: такт, который не выявляет каждый факт, ощущение границ стыда - своего и самого любимого. Открытость и сокрытие, предположение об истине или тактическом переходе - иногда любовь приказывает одно и другое.

Существует подавляющая открытость, которая может нанести вред партнерству. Не каждый человек может справиться с каждой истиной. То, что было в предыдущих отношениях, которое по-прежнему привлекательно для партнера, как человек имеет дело с причудами другого - не все предназначено для ушей другого.

Герой Карамзина, Эраст, предал и убил любовь. За это он будет наказан и после смерти Лизы. Он «до конца жизни своей» будет несчастлив: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». В конце повести мы узнаем, что Эраст умирает: рассказчик «познакомился с ним за год до его смерти».

Лиза же не только проходит испытание любовью. Образ ее в любви раскрывается во всей полноте и красоте. «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»

Сексуальный опыт прошлого

Вводный пример иллюстрирует, какие осложнения могут возникнуть с сексуальностью. Часто супруг не хочет точно знать, какие переживания он совершил до брака. Кто хочет знать больше, должен изучить свои мотивы. Если вы ищете заверения, вопрос о предыдущем опыте становится игрой в рулетку: ответ может долго или долго успокаиваться. Средней почвой может быть абстрактное общение: «Между нами была близость, но мы не спали вместе».

Существует подавляющая открытость, которая может нанести вред партнерству. Не каждый человек может справиться с каждой истиной. То, что было в предыдущих отношениях, которое по-прежнему привлекательно для партнера, как человек имеет дело с причудами другого - не все предназначено для ушей другого.

Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека. «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; «У меня есть мать!» - остановила ее».

Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы – это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. «Мне нельзя жить, - думала Лиза, - нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее…она бросилась в воду».

Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл – любовь. И Лиза погибает. Удивительно, как относится к смерти своей героини автор. Хотя Карамзин, помня о том, что самоубийство это грех, не дает душе Лизиной отдохновения. В опустевшей хижине «воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят; “Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!”». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика – «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» – открывает нам всю любовь автора к своей героине. Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.

Впервые у Карамзина женщина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.

Новая жизнь для Лизы, а точнее для ее образа началась гораздо позже, в следующем веке. Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».

Тема любви Лизы и Эраста в повести Карамзина «Бедная Лиза»


Повесть Карамзина «Бедная Лиза» является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. В новелле главную роль занимают чувства и переживания героев. Сюжет строится на истории любви бедной крестьянки Лизы и богатого аристократа Эраста.

Тема любви в сентиментальном произведении Карамзина является основной, хотя по ходу сюжета раскрываются и другие, хоть и более кратко. Например, тема социального неравенства поднимается тоже, мы видим, что традиции и условности общества не позволяют любящим молодым людям из разных сословий создать семью. Кроме того, мы наблюдаем раскрытие в повести темы внутренней чистоты и достоинства личности, проявляющуюся в ее поступках и отношении к другим: подлость (обман Лизы) и корыстные поступки Эраста (женитьба по расчету) противопоставляется верности и искренности Лизы. Однако все-таки тема любви как гаммы чувств интересуют автора больше всего, позволяя в полной мере создать произведение сентиментального жанра.

Любовь Лизы и Эраста вспыхивает при первой встрече. Эраст видит Лизу, торгующую цветами, и практически с первого взгляда влюбляется в прекрасную девушку. Лиза тоже не может забыть таинственного незнакомца. Позже Эраст находит дом Лизы, где она живет со своей матерью. Он просит у её матери разрешения впредь покупать все цветы, собранные девушкой, и «ей незачем будет часто ходить в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам».

Эраст увлекается чистой, доверчивой и невинной девушкой. Он называет её «пастушкой» и «дочерью природы». Ради любви к ней он готов оставить светскую жизнь. Лиза тоже полюбила Эраста. Молодые люди дают друг другу клятву верности. Лиза готова ради него скрывать их отношения от горячо любимой матери. Они наслаждаются тайными встречами и не могут прожить друг без друга и дня. Однако вскоре к Лизе посватался сын богатого крестьянина. Эраст выступает против их свадьбы и обещает Лизе, несмотря на разницу между ними, никогда не расставаться. Платоническая любовь между ними закончилась и «уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться, и которые были для него уже не новы». Эраст постепенно теряет былой интерес к Лизе. Вскоре он сообщает ей, что отправляется в военный поход. Лиза тоскует по своему Эрасту. И вот однажды она случайно встречает его в городе. Девушка рада их встрече, но Эраст говорит, что, несмотря на свою любовь, вынужден жениться на другой.

Лиза не смогла пережить это потрясение. Она бросается в пруд, близ которого они часто гуляли с Эрастом. Так трагически заканчивается жизнь Лизы и история её любви.

Карамзин одним из первых в русской литературе смог так ярко описать чувства и переживания героев. Повесть «Бедная Лиза» наполнена тонким психологизмом, в ней показан внутренний мир человека, его переживания и желания.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...