Девиз франции. Символы французской республики и национальные праздники

У нас такое название вызывает усмешку, но у французов все иначе. По официальной версии такое название прижилось потому, что французы считают себя потомками галлов (тех самых Астерикса и Обеликса), а на латыни что «галлы» что «петухи» звучат одинаково – galli.

С другой стороны национальный характер французов как нельзя лучше описывается поведением петуха. Кажется только во Франции было такое большое количество революций. Сами французы на вопрос «почему петух?» не без иронии отвечают так:

– А какое ещё животное, стоя в дерьме, может гордо ерошить перья и распевать боевые песни?

Флаг Франции это три вертикальные полосы: синяя, белая и красная.

Национальный девиз Франции это: «Свобода, Равенство, Братство!». Его олицетворением является Марианна, так Францию стали называть во времена Великой Французской революции. Ее обычно изображают молодой женщиной в фригийском колпаке. Ее скульптурное изображение в обязательном порядке появляется на учреждениях органов власти, судов и т.д.

Марианна или «Свобода, ведущая народ».

Марсельеза – гимн Франции, тоже появилась во времена Великой Французской революции и сначала была гимном революционеров, пока наконец не вышла на государственный уровень. Марсельезу не раз пытались запретить, последний раз это сделал режим Виши во время Второй мировой войны (с 1940 по 1944). Но уже в 1944 году все вернулось на круги своя и Марсельеза снова стала гимна Франции.

Марсельеза, слушать онлайн:

Интересный факт: Марсельеза стала гимном борцов за свободу не только во Франции, но и во всем мире. Даже после революции 1917 года в России ее некоторое время использовали в качестве гимна.

14 июля — национальный праздник Франции, день взятия Бастилии :

Еще один, скорее шуточный символ Франции это круассан, он был придуман в Вене после победы над Турками и скопирован с изображения на турецком флаге.

Говоря про символы Франции нельзя не упомянуть


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ ФРАНЦИИ. Флаг, герб, гимн Франции: краткое описание

Флаг Франции - является национальной эмблемой Франции в соответствии со ст. 2 французской конституции от 4 октября 1958 года. Национальный флаг Французской республики представляет собой прямоугольное полотнище, которое состоит из трех вертикальных полос, одинаковых по размеру. У древка расположена синяя полоса, за ней следует белая, а затем – красная. Стороны соотносятся друг с другом в масштабе два к трем.

В таком варианте, каким мы его знаем сейчас, флаг Франции утвердили в одна тысяча семьсот девяносто четвертом году.

История флага Франции началась в 496 году, когда франкский король Хлодвиг I принял христианство и сменил свое белое полотнище на синее – символ святого Мартина, считавшегося покровителем Франции. Епископ Тура Мартин, живший в 4в. и впоследствии объявленный святым, согласно легенде, повстречав однажды на дороге оборванного нищего, отсек мечом и отдал ему половину своего синего плаща. Длительное время франки имели знамя в виде синей хоругви, укрепленной красным шнуром на кресте.

К концу 1944 Франция (в результате действий войск антигитлеровской коалиции и Движения Сопротивления.) была освобождена. Триколор вновь стал государственным и национальным флагом, а в 1953 году официально утверждена видоизмененная эмблема образца 1929 года. Поэтому наряду с изображением Марианны дикторский пучок считается символом Франции, ее республиканского строя. Ветви дуба и оливы на синем овале – символы достоинства и славы. Надпись на французском языке гласит – "Свобода. Братство. Равенство".

Довольно часто с этим девизом связывают символику цветов французского флага: синий – свобода, белый – равенство, красный – братство . Щит окружен цепью ордена Почетного легиона образца 1871 года. Вензель из латинских букв в центре двойного венка в нижней части цепи составляют инициалы названия "Французская Республика". На самом ордене вокруг профиля Марианны помещена надпись "Французская Республика. 1870". Последняя цифра – дата окончательной ликвидации монархии и провозглашения Третьей республики во Франции. Золотой и синий цвета эмблемы указывают на определенную преемственность национальных символов – королевского, наполеоновского и республиканского периодов.

Подробнее о флаге Франции:

Современная Франция не имеет собственного утвержденного герба.

Такое обстоятельство, конечно, не означает, что у одной из самых крупных европейских держав нет суверенитета. Если спросить у француза о национальном символе, то он, немного подумав, вспомнит о Марианне, символическом женском образе, олицетворяющем Францию. Подобное изображение впервые появилось в годы Великой французской революции, а сегодня часто используется вместо гербовой печати на различных официальных документах.Но все-таки Марианну правильней называть национальным символом, а не гербом. От геральдического герба французы гордо отрекались всякий раз, когда в стране уничтожалось монархическое правление и устанавливалась республика.

Смена политического строя в истории Франции происходила не однажды, поэтому нетрудно понять, почему чтущий революционные традиции и республиканские свободы народ сегодня не изъявляет желания принять официальный государственный герб . Однако было бы ошибкой думать, что французская геральдика осталась только достоянием прошлого.

Наряду с различной республиканской символикой можно увидеть и так называемый Большой герб Франции , в котором объединены унаследованные из далекого средневековья гербы всех французских провинций и территорий. Древняя французская символика испытала большое влияние господствовавшей в стране христианской религии.

Нынешний герб Франции стал символом Франции после 1953 года, хотя и не имеет никого правового статуса в качестве официального герба.

Эмблема французского герба состоит из:
- пельты с головой льва и монограммой «RF», означающей Republique Francaise (Французская республика);
- ветки оливы, символизирующей мир;
- дубовой ветви, символизирующей мудрость;
- фасции, являющейся символом правосудия.

Подробнее о гербе Франции:

История гимна Франции - Марсельезы берет свое начало в 1792 году. 25 апреля 1792 года, на балу у губернатора города барона Дитриха, гонец принёс новость, о том, что Людовик XVI под давлением Национальной Ассамблеи объявил войну Австрии. Салон встретил эту новость с восторгом. Все принялись наперебой обсуждать радости будущей победы и новой счастливой жизни, обещающей быть после неё. А также, между делом, предстоящее выступление Рейнской армии навстречу австрийцам. Возникла идея о новой песне, вдохновляющей бойцов на бой за светлое будущее. Барон Дитрих обратился с этой идеей к будущему автору Марсельезы - Клоду-Жозефу Руже де Лиль . Руже де Лиль не сразу загорелся этой мыслью и вначале весьма активно отказывался. Но настойчивые просьбы собравшихся, в особенности молоденькой баронессы Дитрих, вдохновили таки его на это дело.

В 1795 году Марсельеза была объявлена национальным гимном Франции. Впоследствии Марсельеза несколько раз теряла свой статус национального гимна, но в середине XIX века все-таки окончательно была принята, как государственный гимн Франции . Нынешний вариант гимна Франции - Марсельезы представляет собой 6 куплетов, из которых пять принадлежат перу Клода-Жозефа Руже де Лиля и один Антуану Песонно, школьному учителю из Изера, который существенно дополнил песню во время прохода марсельских добровольцев через свой городок. Музыка в оркестровой обработке Берлиоза, слегка осовремененная во времена правления Валери Жискар де Стена.

Остаётся добавить, что некоторые исследователи оспаривают авторство Руже де Лиля в написании Марсельезы . Поскольку за всю свою жизнь он не создал ни одного другого заметного произведения ни в прозе, ни в стихах, ни тем более в музыке. Существуют свидетельства, что в памятную ночь 25 апреля 1792 года, он ушел сочинять шансон не один. С ним был его приятель Игнас Плейель, который и напел мотив Марсельезы. Но и этот напев тоже не был оригинальным. Плейель напел марш Ассириуса из оратории Эстер, Люсьена Гризона, настоятеля собора Сент-Омера (департамент Па-де-Кале), который пострадал во время революции. Сам Игнас Плейель, будучи ярым монархистом, вскоре был вынужден покинуть Францию и эмигрировать в Англию. До конца дней своих он скрывал факт участия в создании революционного гимна. Данный факт был обнародован его родственниками, которые тем не менее, претензий на авторские права не заявили.

Подробнее о гимне Франции:


Галльский петух стал символом Галлии и галлов, поскольку в переводе с латинского "галлус" имеет два значения - "петух" и "галл". Древние римляне называли кельтских предков - сегодняшних французов - галлами. В Древнем Риме петух считался символом заносчивости, задиристости. Называя варварские племена, обитавшие на территории современной Франции, словом "галлус", римляне вкладывали в него оба смысла, поскольку считали галлов забияками. Изображение галльского петуха появилось ещё на античных монетах. В годы Средневековья галльский петух исчез и появился уже в XIX веке в Германии для представления национальной эмблемы Франции , но тогда он был отвергнут Наполеоном Бонапартом.

В XV столетии король Карл VIII выбрал изображение галльского петуха в качестве эмблемы Франции. В период монархии эмблема с петухом была белого цвета, а после Революции 1789 года стала, как и национальный флаг, трехцветной. Сегодня изображение галльского петуха можно увидеть на государственной печати Франции и в резиденции французского президента на ограде парка Елисейского дворца. Как самая бойкая из птиц (стоит вспомнить знаменитые "петушиные бои"), петух служит символом борьбы и боя. Галлы носили изображение петуха на оружии и знаменах. Во Франции он и сегодня считается символом независимости и свободы, а также задиристости и заносчивости.

Подробнее о галльском петухе Франции:

ДЕСПОТИЗМ СВОБОДЫ

После прихода к власти якобинцев принятая ими в июне 1793 г. Конституция по-прежнему провозглашала свободу естественным и неотъемлемым правом всех людей. Как и раньше, она признавалась одной из основополагающих человеческих ценностей. Подобно "Декларации прав человека и гражданина" 1789 г., декларация 1793 г. содержала статьи, провозглашавшие свободу и неприкосновенность личности. Декларация обещала гражданам, что "право выражать свои мысли и свои мнения как посредством печати, так и любым иным способом, право собираться вместе, соблюдая спокойствие, и свободное отправление религиозных обрядов не могут быть воспрещены. Необходимость провозглашения этих прав предполагает наличие деспотизма или живое воспоминание о нем "

Как провозглашенный принцип и как предмет поклонения, во время якобинского правления свобода осталась в неприкосновенности. В преамбуле закона 30 мая 1794 г. (11 прериаля II года) о составлении полного кодекса законов Франции говорилось, что следует "основывать законы на принципах Свободы и Равенства " ".

С сентября 1793 г. Франция начала жить по республиканскому календарю. Началом новой эры был официально признан 1792 г., 1 год республики. Но вместе с тем сохранялась и ранее возникшая неофициальная датировка, в соответствии с которой 1789 г. считался 1 годом свободы, так что по новому календарю 1793 г. стал V годом свободы и II годом республики. Почитание свободы нашло отражение ив названиях дней респубпикакского календаря. Его составители разделяли месяцы на декады. Каждый ее день имел свое посвящение и символ, в которых олицетворялись республиканские ценности. Второй день декады (дуоди) - бьет посвящен свободе, и его символом стал колпак; четвертый день (квартиди) - свободному человеку и в качестве символа получил пику.

Причудливые формы приобрел культ Свободы осенью 1793 г., когда в стране развернулось так называемое дехристианизаторское движение. В нарушение свободы вероисповеданий закрывались церкви и были предприняты попытки насильственно упразднить католический культ, заменив его культом Разума. В представлении революционной Интеллигенции, выступавшей инициатором дехристиани-зации, разум и свобода были неотделимы друг от друга.

Кафедральный еобор Парижской богоматери в это время перестал действовать как католический храм. Коммуна Парижа (городской муниципалитет) решила провести в его здании торжество в честь Свободы. В ходе подготовки праздник, который состоялся 10 ноября 1793 г. (20 брюмера II года по республиканскому календарю), преобразовали в "Триумф Разума", Церемония получилась пышной, театральной и насыщенной различными аллегориями.

В алтаре собора соорудили гору, символизировавшую якобинизм (как известно, Горой именовалась якобинская группировка в Конвенте). Ее украшал маленький храм, посвященный - как указывала надпись - философии. У входа в него стояли бюсты философов. Девушки в белых одеяниях, в лавровых венках и с факелами в руках двумя рядами спустились с горы и вновь поднялись на нее. В этот момент из храма вышла сама Свобода, которую изображала красивая актриса. Она села на утопающий в зелени трон и стала принимать поздравления от участников праздника. На церемонии присутствовали депутаты Конвента. Был исполнен написанный специально к празднику "Гимн Свободе" М.-Ж. Шенье на музыку Ф.-Ж. Госсека:
.

.
Впоследствии Конвент постановил преобразовать собор Парижской богоматери в храм Разума. За несколько дней по Парижу прокатилась волна подобных празднеств. Все церкви столицы были превращены в храмы Разума. Праздники с участием живых "богинь" Свободы. Разума и прочих гражданских добродетелей проходили по всей стране.

Появление актрисы в роли Свободы было новшеством. За три дня до праздника в Париже при обсуждении его сценария городские власти предполагали по обыкновению воздвигнуть в соборе статую Свободы на том месте, где раньше стояла фигура Богоматери. Однако организаторы торжества отказались от привычного ритуала, так как пожелали внести свой вклад в борьбу с предрассудками и идолопоклонством. Они рассуждали, что человек - венец природы - не должен поклоняться каменной статуе. Приглашая актрису воплотить образ Свободы, онк хотели внушить народу, что свобода - не идол, а некая идея, носителем которой является сам человек.

История этого праздника наглядно показывает, насколько многообразным было восприятие свободы. Инициаторы даижениядехристианизации желали заменить католицизм новой, гражданской религией, святынями которой стали бы абстрактные понятия разума, истины и свободы. Они противопоставляли богиню Свободы центральному женскому образу католического культа - Деве Марии. А для присутствовавших на празднестве депутатов Конвента аллегория свободы была прежде всего символом государственной власти, занявшим место короля.

Этот созданный просвещенной элитой сложный образ, наполненный как античными реминисценциями, так и идеями европейской общественно-политической мысли нового времени, получил неожиданное переосмысление в народной среде. Народная праздничная традиция приняла и усвоила его. Американская исследовательница Л. Хант пришла к выводу, что на проводившихся повсюду праздниках Разума богиня Свободы обычно напоминала традиционную королеву карнавала Как и в былые времена, жители выбирали королевой, а теперь Свободой, на один день самую красивую женщину своей округи, деревни или городка. Впрочем, на роль Свободы могли приглашать и актрис, как это было на первом празднике Разума в Париже.

Зимой 1793 - весной 1794 г. в стране состоялось множество дехристианизаторских карнавалов. Они начинались с шествий, возглавлявшихся богинями Свободы, а после обычно проходили так называемые братские трапезы. Каждый гражданин обязан был выставить перед своим домом стол с угощением для всех желающих.

Церемонии, в которых участвовала живая "Свобода", производили особенно сильное впечатление на зрителей и оставляли о себе долгую память. Много лет спустя поэт П.-Ж. Беранже написал стихотворение "Богиня" с посвящением "К женщине, олицетворявшей Свободу на одном из празднеств Революции":

.
Однако было бы ошибкой полагать, что культ нового божества получил всеобщее и повсеместное признание. Многие французские крестьяне взбунтовались против ликвидации христианства. Они вырывали "деревья свободы" и разрушали статуи.

По мнению М. Вовеля, для той части народа, которая приняла революцию, свобода стала святой покровительницей французов. Ее изображения могли соседствовать на стенах крестьянского жилища с образами Девы Марии и католических святых . Наряду с празднествами в честь Разума, в 1793 - 1794 гг. распространилось и почитание "мучеников свободы". Их было трое: убитый Шарлоттой Корде в июле 1793 г. Ж.-П. Марат, М.Лепелетье, убитый роялистом в январе 1793 г., и казненный в мятежном Лионе в июле того же года глава местных якобинцев М.-Ж. Шалье. В отличие от культа Разума, поклонение "мученикам свободы" зародилось уже непосредственно в народной среде. Оно было ближе и понятнее народным низам, чем почитание слишком абстрактного доя них Разума. Культ мучеников особенно усилился в разгар дехристианизации, когда с закрытием церквей на время было запрещено совершение католических обрядов.

Отправляя новый культ, его приверженцы прославляли республику, причащались делу свободы и крепили свою революционную веру. При этом обряды в честь "мучеников свободы" совершались с поистине религиозной пышностью, с торжественными кортежами и участием хоров. В церквах, ставших храмами Разума, изображения католических святых сменились бюстами революционной троицы Марата, Лепелетье и Шалье.

Современные французские историки, изучающие обряды и культы Французской революции, употребляют применительно к ним такое понятие, как "перенос сакральности" . В частности, культ "мучеников свободы" был рожденной в ходе революции формой народной религиозности. Он возник, с одной стороны, благодаря популярности убитых якобинских вождей, в особенности "друга народа" Марата. С другой стороны, его истоками были христианский культ святых и поклонение мощам (почитатели "мучеников свободы" поклонялись не только их изображениям, но и останкам). Марат, Лепелетье и Шалье стали революционными святыми великомучениками и заступниками. Принимая рожденные революцией новые ценности и новых героев, народ выражал свое преклонение в привычных, традиционных формах.

Почитание свободы отразилось также в новых именах и названиях. В это время появился обычай давать детям "революционные" имена в честь античных и современных героев, дней и месяцев республиканского календаря, гражданских добродетелей. Так Свобода (Либерте) стала именем, которое давали не только девочкам, но и мальчикам.

Итак, культ свободы сохранялся. Но вместе с тем, как известно, демократичная конституция якобинцев так и не вступила в силу. Конвент постановил отложить ее введение вплоть до окончания войны. К осени 1793 г. во Франции постепенно оформился режим диктатуры, или, как его тогда официально именовали, "эволюционное правление". Тем самым гражданские, политические и экономические свободы были фактически сведены на нет.

Этот процесс начался еще до прихода якобинцев к власти. 10 марта 1793 г. был учрежден чрезвычайный уголовный трибунал, впоследствии, осенью 1793 г., реорганизованный и названный революционным трибуналом. Его создание шло вразрез с принципами, провозглашенными в "Декларации прав человека и гражданина".

Трибунал получил очень широкие полномочия. Его члены не избирались, а назначались Конвентом. Выносившиеся приговоры не подлежали ни апелляции. ни кассации. 17 сентября 1793 г. вышел декрет, который предписывал немедленный арест всех лиц, объявленных "подозрительными". Тюрьмы наполнились людьми, многие из которых не совершили никакого преступления и были арестованы за инакомыслие, за родство с эмигрантом или по подозрению в неблагонадежности. Презумпции невиновности более не существовало. Органы якобинской диктатуры стали проводить политику террора.

В момент его кульминации появился декрет 22 прериаля II года (10 июня 1794 г.) о реорганизации революционного трибунала. В соответствии с этим декретом обвиняемые были лишены защитников, отменялся обязательный вызов свидетелей, вместо реальных улик было достаточно нравственцой убежденности присяжных, а единственной мерой признавалась смертная казнь. Авторы этого декрета, узаконившего полнейший произвол, обосновывали подобный порядок работы революционного трибунала не чем иным, как необходимостью защищать свободу. Трибунал, говорилось в декрете, был учрежден доя того, чтобы карать врагов народа, т.е. тех, "кто силой или хитростью стремятся уничтожить общественную свободу " .

Вместе со свободой личности была уничтожена и свобода печати. Провозглашенная в декларации 1789 г., уже с осени 1792 г. она стала постепенно ограничиваться. После установления республики были запрещены роялистские газеты. Затем в декабре 1792 г. появился декрет, грозивший смертной казнью за пропаганду уравнительного передела земли. Таким образом, уже к началу 1793 г. свободно могла вестись полемика только между жирондистами и монтаньярами. Их противники и справа, и слева были лишены свободы слова. После прихода к власти якобинцев и жирондисты потеряли право пропагандировать свои взгляды. За это полагался арест на основании декрета о "подозрительных". Отныне можно было открыто выражать только правительственную точку зрения.

Примечательно, что люди, проводившие в жизнь все эти и другие подобные меры, не усматривали в них посягательства на свободу. Напротив, свобода уничтожалась... во имя свободы. Французские революционеры не сомневались, что ч борьбе за нее можно не останавливаться перед применением самых крайних средств.

Осенью 1792 г. Л.-А.Сен-Жюст угрожающе пообещал: "Наша Свобода пролетит, как гроза, а ее триумф будет подобен удару грома " . А год спустя он произнес печально известную фразу: "Свобода должна победить какой угодно ценой ".

Подобный образ мыслей проявился и в знаменитом докладе "О принципах революционного правительства", произнесенном Робеспьером в Конвенте 25 декабря 1793 г. "Революция , - говорил Робеспьер, - это война свободы против ее врагов; конституция - это режим победоносной и мирной свободы. Революционному правительству нужно употреблять чрезвычайную активность именно потому, что оно ведет войну... Революционное правительство обязано оказывать честным гражданам покровительство нации, а врагам народа должно нести только смерть " .

Эта речь стала официальным обоснованием государственного террора, проводимого якобинцами.

Однако подобное видение происходящих событий отнюдь не было особенностью одних якобинцев и их вождей - Робеспьера и Сен-Жюста. Так, г-жа Манон Ролан, предводительница жирондистов, вскоре оказавшихся в числе первых жертв организованного террора, в письме от 1 июля 1791 г. провозглашала: "Нам необходимо прийти к этой свободе, хотя бы через море крови " . Позднее, в ноябре 1793 г., поднимаясь на эшафот, она горестно воскликнет: "О свобода, сколько преступлений совершается твоим именем! " . Но раньше, пока нож гильотины не был занесен над ее собственной шеей, она рассуждала, подобно Сен-Жюсту.

Другой лидер жирондистов А.-М. Инар в октябре 1791 г. требовал смерти для врагов свободы. Вскоре он снова взывал с трибуны Законодательного собрания: "По отношению к политической свободе простить преступление значит почти участвовать в нем... Подобная строгость приведет, быть может, к пролитию крови, - я это знаю; но если вы не прибегнете к ней, то не будет ли пролито еще больше? Не будет ли гражданская война еще большим бедствием? Надо отрезать пораженную гангреной часть, чтобы спасти остальное тело " . Эти слова вызвали аплодисменты депутатов Собрания,

А вот что говорил в Конвенте 25 сентября i792 г. Дантон, впоследствии ставший среди якобинцев лидером "снисходительных" и выступавший против крайностей диктатуры и террора: "Бесспорно, нужен строгий закон против тех, кто стремится посягнуть на общественную свободу. Прекрасно, проведем этот закон! Проведем закон, грозящий смертной казнью всякому, кто выскажется в пользу диктатуры или триумвирата" .

Откуда взялась у просвещенных гуманистов и борцов за свободу столь странная, на первый взгляд, готовность жестоко расправляться со своими противниками?

Здесь проявилось свойственное французским революционерам стремление начать историю заново. Еще в 1774 г. в книге "Цепи рабства" Марат писал: "Свобода всегда возникает из огня возмущения " .

Во имя торжества свободы деятели революции считали необходимым насильственным путем низвергнуть, уничтожить старый мир деспотизма. При этом их мышление отличалось догматизмом
и нетерпимостью к инакомыслию. Любого политического противника они склонны были объявлять врагом свободы и защитником тирании. Свобода, возведенная в ранг божества, превратилась для них в самоцель, и это породило призывы к свободе любой ценой.

Сказалось и влияние Руссо, верными учениками которого были якобинцы. Ведь именно он в "Общественном договоре" доказывал необходимость полного подчинения личности (для ее же блага, разумеется) обществу и государству. Именно он утверждал, что человека можно принудить быть свободным против его воли. Эти идеи развивал Робеспьер, выступая в Конвенте с парадоксальным утверждением, что "революционное правление - это деспотизм свободы против тирании " .

Очевидцы революционных событий, известные литераторы и либеральные общественные деятели мадам Ж. де Сталь и Б. Констан предложили свое объяснение такого обращения якобинцев с принципом свободы. По их мнению, роковая ошибка революционеров состояла в том, что, примеривая на себя античные одежды, они не увидели принципиальной разницы между античной и современной трактовками свободы. В древности свободный человек был целиком и без остатка растворен в жизни общины, тогда как человек XVIII в. стал индивидуалистом и не желал поступаться свободой собственной личности в интересах общества .

Воцарившийся "деспотизм свободы" привел к переосмыслению некоторых девизов революции. Летом 1793 г. директория парижского департамента призвала всех жителей в течение июля месяца написать на фасадах своих домов: "Единство, Неделимость Республики, Свобода, Равенство, Братство или Смерть ". 3 июля этому примеру последовала директория департамента Мелен. Жители откликнулись на призыв и стали не просто писать большими буквами слова революционного девиза, но даже выбивать их на стенах домов и общественных зданий. Постановления Комитета общественного спасения, донесения комиссаров Конвента, другие официальные бумаги, письма, объявления и плакаты сопровождались заголовками: "Свобода, Равенство, Братство или Смерть ", "Свобода, Равенство или Смерть ", "Свобода или Смерть ".

Подобные девизы были не новы. Они звучали по крайней мере с 1790 г. и изначально представляли собой клятвы умереть, защищая свободу. Именно в таком смысле девиз "Жить свободным или умереть " вошел в текст конституции 1791 г. Внешне к этой же верности до самой смерти принципам свободы, равенства и братства призывала граждан и директория парижского департамента летом 1793 г. Однако во время террора данные слова приобрели угрожающий смысл. Их стали интерпретировать как обещание казнить всех "врагов свободы".

В этот трагический момент революции тема смерти проникает и в изобразительное искусство. Полотно Ж.-Б.Реньо под названием "Свобода или Смерть" как бы иллюстрирует девиз. Художник изобразил гения Республики летящим между даумя фигурами. С одной стороны восседает Свобода, которая держит фригийский колпак и треугольник с отвесом, а с другой стороны - устрашающая Смерть с косой. Но эта картина является, пожалуй, единственным примером столь мрачной интерпретации образа Свободы. Тема смерти, заполонившая якобинскую фразеологию, практически не успела найти отражения в революционном искусстве. Преобладали по-прежнему изображения воинственной, победоносной и торжествующей Свободы.

После государственного переворота 9 термидора II года (27 июля 1794 г.) и свержения робеспьеристов начертанные или выбитые на стенах домов надписи начали уничтожать. Их концовка была объявлена негуманной. Так весной 1795 г. парижская секция Бон Нувель приняла постановление, в котором вопрошала: "Раз уж Франция более не кладбище, почему мы на каждом шагу на дверях и на стенах читаем слово "смерть?" . Газета "Мируар" в мае 1797 г. назвала эту надпись "сигналом к резне " . Девиз был сведен до первых слов: "Свобода, Равенство, Братство " или "Свобода, Равенство ". В таком виде он еще весьма широко употреблялся после 9 термидора.

Наполеон во время переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 г.) счел нужным заявить во всеуслышание о своей приверженности свободе. Выступая в Совете старейшин, он сказал: "Мы желаем республики, основанной на истинной свободе, на гражданской свободе и на национальном представительстве, мы будем иметь ее, я клянусь в этом, я клянусь в этом от моего собственного имени и от имени моих товарищей по оружию! " .

Обычай сопровождать официальные бумаги девизом "Свобода, Равенство " сохранялся и при наполеоновском режиме Консульства, и в первые годы Империи. Он окончательно исчез приблизительно после 1808 г.

"Свобода, равенство, братство!" Под таким девизом началась Великая французская революция, которая разрушила старый порядок и сделала Францию республикой. Правда, изначально лозунг звучал несколько иначе: "Свобода, равенство, братство или смерть!" И это намного точней отображает революционную правду. Установление демократических ценностей стоило стране огромного числа жертв.

14 июля 1789 года толпы разъярённых французов заполонили улицы Парижа. Они вооружились топорами, дубинами и ружьями, и направились к средневековой крепости, которая служила тогда тюрьмой — к Бастилии. Захватить крепость им не составило труда — через несколько часов обороны военные, стоявшие на страже, сдались. Бастилию сразу же разрушили и двинулись на Версаль. А по всей Франции одно за другим вспыхивали восстания. Крестьяне разрушали замки и убивали дворян, а защитники старого порядка, в том числе и брат короля, бежали из страны.

Ещё в самом начале революции учредительное собрание составило декларацию прав человека и гражданина. Позже была основана идея народовластия, которая распространилась далеко за пределы Франции.

Это цивилизационное землетрясение изменило ход мировой истории и сформировало нынешнее французское общество. Но всего этого можно было достичь меньшей кровью, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров:

"Открывается очень много кошмарных историй, связанных просто с общечеловеческими представлениями о жизни, насилии и прочем. Всякая революция — это крайне болезненный процесс. Это разрушительное явление, которое затрагивает всё общество и часто имеет отрицательное эмоциональное влияние на жизнь людей. Постепенно все эти негативные представления о страданиях, которые сопровождают революцию, уходят на второй план, теряют свою эмоциональную сторону, но, тем не менее, это остаётся".

Кстати, термины "правые" и "левые" в отношении политических сил обязаны своим происхождением именно революции. Тогда, на заседаниях законодательного собрания, правую сторону зала занимали конституционные монархисты, левую — якобинцы, которые выступали за радикальные изменения. Именно в этот политический клуб входили революционеры Робеспьер, Дантон и "друг народа" Марат. В 1793 году революционная инициатива полностью перешла в руки якобинцев, которые установили свою диктатуру. Тогда был создан закон "о подозрительных", который позволял посадить в тюрьму практически любого. А вскоре после слов Робеспьера "Людовик должен умереть, чтобы жила республика" короля казнили.

В то время гильотина работала почти без остановки, казнить человека можно было по одному только подозрению. Якобинцы захлебнулись в своём терроре и после казни Робеспьера 9 термидора (так назывался одиннадцатый месяц) революция пошла на убыль. Но страсти на этом не улеглись. Франция пережила ещё восстание роялистов и эпоху Директории.

Со временем идеи, которые принесла революция, видоизменялись и трансформировались. Нынешнее понятие республики всё дальше от того, которое провозгласили в 18 веке. В последние годы Франция испытывает идеологический голод, и попытки реформировать страну и её идентичность пока заметным успехом не увенчались, говорит научный сотрудник Центрае евроатлантических исследований РИСИ Надежда Узунова:

"Сейчас к власти пришли социалисты, которые придерживаются идей следования глобализма. При этом социальные проблемы невнятно решаются нынешним правительством. Что и вызывает это голосование в пользу ультраправых. Можно сказать, что Великая французская революция входит в новую стадию эпохи постмодернизма, глобализма, эти идеи приобретают необычную трансформацию. "Свобода, равенство, братство" приобретают морально-этический смысл, а не социально-политический, как это было раньше".

О том, как во Франции переосмысляют итоги революции, можно судить по недавним выборам в Европарламент. Тогда победил "Национальный фронт" Марин Ле Пен, которая пообещала новую — политическую — революцию. По её словам, "Евросоюз должен вернуть людям то, что было у них украдено", а именно — суверенитет.

Как бы странно это не звучало, но многие французские жители не признают национальный герб, поскольку считают, что он является пережитком прошлого. Главные символы Франции, по их мнению, представляют собой женщину, лилию и петуха. Такое сочетание может показаться странным, однако, учитывая местный становится вполне приемлемым. Главная национальная идея жителей этой страны сводится к трём понятиям: равенство, свобода и братство. Именно они были аллегорически воплощены в образе Марианны — молодой женщины, которая вошла в историю как самый известный символ Франции. На ее голову надет который обозначал равенство и свободу во время Великой французской революции.

Марианна

Этот символ был впервые введен в 1792 году. С того времени Марианна стала очень популярной среди местных скульпторов и художников. Более того, барельефы, бюсты и даже картины с ее изображениями стали размещать в государственных помещениях. В семидесятых годах прошлого века образ этой француженки перестал быть собирательным и безликим. Тогда комитетом мэров городов было принято решение о том, что символы Франции должны узнаваться каждым гражданином страны. В разные времена на логотипе страны, марках, государственных документах изображали известных француженок, которыми были телеведущие, модели, актрисы. Их даже чеканили на монетах. Первой женщиной-символом Франции была За ней такая достойна честь выпадала Мирей Матье, Катрин Денев, Летиции Каста, Эвелин Тома, Софи Марсо.

Лилия - как символ монархии

Отвечая на вопрос, какой цветок - символ Франции, следует отметить, что лилия была выбрана на эту роль еще во времена монархии. Согласно легенде, растение спасло армию короля Хлодвига и помогло ей выиграть важный бой. При правлении Людовика Семнадцатого лилия стала особо популярной. Её успешно культивировали и использовали для того, чтоб украшать женские причёски, помещения, улицы и так далее. Цветы присутствовали в каждом саду. Благодаря этому всю страну наполнял невероятно приятный аромат.

Задиристый галльский петух

Символы Франции невозможно представить без галльского петуха. Так исторически сложилось, что римляне, пришедшие на местные земли, называли их рыжеволосых обитателей галлами (петухами) из-за сходства причёсок с одноименной птицей. Когда в стране прошла революция, а монархия была свергнута потомками галлов, именно ее выбрали на роль республиканского символа. В то время как изображение Марианны было помещено на государственные печати республики, галльские петухи начали чеканиться на ее новопроизведённых монетах. Изначально эти символы Франции означали бдительность, а немногим позже стали ассоциироваться с национальным боевым духом и задором. Изображение нового символа появилось также на медалях за воинские заслуги, рукоятках холодного оружия и на армейских знамёнах. Нельзя не отметить и тот факт, что на спортивной форме национальной французской сборной по футболу во все времена ее существования обязательно находилось место для галльского петуха.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...