Достоинства и недостатки технологии развития критического мышления. Что такое технология развития критического мышления (тркм)

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности сформулированных выводов. Его особенность в том, что любой человек может усомниться в достоверности полученных данных, оценить их.

Что такое технология критического мышления?

Технология критического мышления используется в психологии, педагогике, философии, литературе, публицистике и других сферах как фундамент для развития мыслительных навыков, умения принимать взвешенные решения, аргументировать свою позицию, мыслить целенаправленно.

Критическое мышление как образовательная технология направлена на развитие у учащихся следующих навыков:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • синтез;
  • дедукция;
  • индукция;
  • интерпретация;
  • наблюдение;
  • логическое суждение;
  • рассуждение от абстрактности к конкретике.

Что это дает?

Главная ценность технологии критического мышления и ее приемов – умение объективно воспринимать информацию, не принимать увиденное и услышанное на веру, право сомневаться, предполагать, воспринимать ее как гипотезу, требующую доказательств.

Невозможно манипулировать и управлять человеком, у которого развито критическое мышление, потому что он мыслит целенаправленно и может адекватно оценить любую ситуацию.

Среди других преимуществ необходимо выделить:

  • профессиональную ориентацию и самоопределение;
  • четкую расстановку приоритетов;
  • ответственность за собственное решение и выбор;
  • способность прогнозировать последствия решений;
  • коммуникационные характеристики;
  • формирование устойчивой системы ценностей.

3 стадии развития

Развитие критического мышления включает 3 стадии: вызов – осмысление – рефлексия.

Вызов – этап, на котором необходимо обобщить знания по теме, сделать их актуальными и суметь заинтересовать аудиторию ими, мотивировать к действиям.

Осмысление – важный отрезок, на котором слушатели получают новую информацию, анализируют и соотносят с уже имеющимися знаниями, чтобы впоследствии их систематизировать.

Рефлекси я – этап целостного осмысления полученной информации и ответа с учетом собственного отношения к изучаемому вопросу. На этой стадии учащиеся выявляют «белые пятна», нестыковки, неточности, отсекают лишнее, аргументируют свою позицию.

Технология развития критического мышления предполагает использование разных методов и приемов. Ниже остановимся на наиболее эффективных стратегиях, развивающих критичность ума.

Инсерт

Техника Инсерт или условные обозначения обычно используется на этапе вызова. Преподаватель предлагает ученикам делать пометки карандашом при чтении текста.

Условными обозначениями маркируются:

  • новые знания;
  • знакомые вещи;
  • информация, противоречащая представлению учащегося;
  • пункты, по которым ученик хочет углубить знания.

Затем читатели составляют таблицу из четырех столбцов. Название столбца – это условное обозначение по тексту. В каждую колонку нужно кратко записать информацию из текста, затем перечитать написанное и дополнить новыми мыслями и сомнениями.

Таблица – это визуализация пути от старых к новым знаниям. Этот прием помогает систематизировать мыслительный процесс, грамотно классифицировать сведения, выделяя из них новую информацию и легче запоминая ее.

Кластер переводится как гроздь, пучок. В технологии критического мышления этот прием используется как графическая систематизация материала по конкретной проблеме.

Смысловые единицы выделяются по тексту с помощью графических символов, а затем располагаются по иерархии или в другом порядке. В итоге образуются грозди.

Правила составления кластеров просты: главная тема размещается в центре, ее окружают смысловые единицы, заслуживающие внимания. Рядом с ними – слова-спутники. Логические связи отображаются как линии между ключевыми понятиями.

По факту получается схема из кругов, соединенных между собой прямыми линиями или стрелками. Ценность этого метода в том, что он позволяет охватить и проанализировать больший объем информации, чем при чтении и анализе с листа.

Система кластеров – это графическое отображение размышлений пользователя, его идей, сомнений, логических умозаключений. Кластеры используются на стадиях вызова и рефлексии, подходят для изучения разных тем.

Карусель

Карусель – прием для групповой работы, в технологии критического мышления используется для проработки вопросов открытого характера. Перед обсуждением преподаватель формулирует проблемные вопросы, которые предполагают несколько ответов, на отдельных листах. Количество вопросов должно соответствовать количеству групп.

По команде преподаватели листы с вопросами передаются по часовой стрелке каждому участнику группы – по принципу карусели. Цель приема – совместно найти ответ, не дублируя ранее озвученные версии.

Затем педагог вывешивает ответы групп на доске и объявляет голосование. Учащиеся отдают голоса за тот ответ, который им кажется наиболее точным.

Чтение с паузами

Этот прием предполагает дозированное чтение текста. Учитель читает вслух часть рассказа, делает паузу и задает проблемный вопрос аудитории. Вопросы могут быть на ассоциации, чувства, дальнейшее развитие сюжетной линии, финала рассказа, но каждый из них должен побуждать группу к поиску ответа и обсуждению.

Обсуждения проводятся в паузах, после чего преподаватель зачитывает следующую часть текста и снова прерывается.

Перекрестная дискуссия

Этот способ похож на предыдущий в том, что предполагает поиск ответов на вопросы по прочитанному фрагменту произведения. Ученики работают в парах с противоположным мнением.

Первая пара высказывает версию и приводит аргументы в ее пользу, вторая – озвучивает контраргументы и обосновывает их. Задача технологии – проработать максимальное количество версий, высказать разные точки зрения и взглянуть на ситуацию с разных ракурсов.

Во время дискуссии ученики могут переходить из одной пары в другую, если их мнение изменилось.

Синквейн

Синквейн в переводе с французского языка означает пятистишие. Его составление – эффективное упражнение для ума. Оно развивает навыки краткого резюмирования после осмысления пройденного материала.

Задача практикующихся – написать 5 строк:

  1. Одно существительное, формулирующее тему.
  2. Два прилагательных, уточняющих тему.
  3. Три глагола, описывающих действия по теме.
  4. Короткая фраза, в которой содержится основная мысль.
  5. Резюме, в котором есть неожиданный поворот, отношение пользователя к теме, ее свежая интерпретация.

Теория и практика требуют от преподавателей и слушателей настойчивости, адекватного восприятия чужого мнения, готовности признавать собственные ошибки, делать выводы и исправлять их. Без этого прогресса не будет.

Технология развития критического мышления.

Главной задачей, стоящей перед образованием, на современном этапе является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта необходим переход к такой стратегии обучения, при которой обучающийся превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся педагогом, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни. Реализации данной цели способствует использование элементов деятельностного подхода, включая такие инновации как интерактивная организация урока, проектирование, проблемное обучение и развитие критического мышления.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Технология развития критического мышления была предложена в 90-е годы ХХ века американскими учёными (К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил) как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: КАК НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ?

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Основная идея заключается в создании такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Признаки критического мышления заключаются в формировании:

    позитивного опыта;

    самостоятельного, ответственного мышления;

    аргументированного мышления (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения);

    многогранного мышления (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон);

    индивидуального мышления (формирует личностную культуру работы с информацией);

    социального мышления (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия).

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией; совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

В основе технологии критического мышления лежит трёхфазовая структура учебного занятия: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая фаза - вызов

На этапе вызова из памяти актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; на стадии вызова в тексте работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры».

В процессе реализации фазы вызова:

1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль педагога на данном этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Для реализации фазы вызова будут эффективными следующие приёмы:

    составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам;

    систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

    верные и неверные утверждения;

    перепутанные логические цепочки и т.д.

Вторая фаза – осмысление (реализация смысла)

На стадии осмысления обучающийся вступает в контакт с новой информацией, а также происходит ее систематизация. Ребенок получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

    осуществление контакта с новой информацией;

    попытки сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

    акцентирование внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

    обращение внимания на непонятном материале, попытки поставить новые вопросы;

    стремление отследить процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

    подготовка к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Педагог на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.

Для реализации фазы осмысления будет эффективным использование метода активного чтения:

    маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

    ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

    поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Третья фаза – рефлексия (размышление)

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления для того, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Деятельность педагога заключается в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся направлена на то, чтобы соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

На данном этапе эффективными будут следующие приёмы:

    заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

    возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

    ответы на поставленные вопросы;

    организация устных и письменных круглых столов;

    организация различных видов дискуссий;

    написание творческих работ (синквейн, эссе).

Рассмотрим приемы, наиболее часто применяемые приёмов данной технологии.

Кластер («Гроздь») – графический приём систематизации материала. Выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в определенном порядке в виде грозди. Если сравнивать с моделью солнечной системы (звезда, планеты и их спутники), то центре – звезда – это изучаемая тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые единицы, которые соединяются прямой линией со звездой, у планеты – свои спутники, у спутников – свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

Кластер оформляется в виде грозди. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.

Приём может эффективен на стадии вызова, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Эти заголовки смысловых блоков располагаются вокруг основной темы.

Данный приём эффективно используется на всех стадиях технологии.

Приём «верные или неверные утверждения». В начале урока могут быть предложены высказывания, затем учащимся предлагается установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) учащиеся возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Ещё один приём данной технологии, который часто используется, это маркировка текста по мере его чтения - «Инсерт» .

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки («v», «+», «-», «?»), а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала. Учащиеся с помощью предложенных приёмов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приёмы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.

Приём «Выглядит, как… Звучит, как…» направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология».

На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.

Приём «Плюс – минус - интересно ». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Этот приём можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей её с уже имеющейся, - это способ активной работы с текстом. Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:

В графу «ПЛЮС» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «МИНУС» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «ИНТЕРЕСНО». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «ИНТЕРЕСНО» заменяется графой «ЕСТЬ ВОПРОСЫ».

При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Графические формы организации материала могут стать ведущим приёмом на смысловой стадии, например, дневники и «бортовые журналы».

«Бортовые журналы» – обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда «Бортовой журнал» применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. В ходе прочтения текста учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, с тем, чтобы потом ученики могли этим воспользоваться.

Прием «Таблицы вопросов». Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления. Мысль остаётся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Начнём с простых приёмов.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Прием «Эссе».

Эссе - очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике, в российской школе эта форма становятся все более и более популярными в последнее время. Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного. Разнообразие форм эссе определяется тремя основными факторами:

    временем, которое на него тратится;

    умением строить логичные композиции (в уже известной нам логике, например, вызов, изложение тезисов, аргументация, выводы);

Для написания эссе можно предложить 5 и 10 минут, эссе может стать серьезным заданием для выполнения в свободное время. Для обучающегося создание эссе - задание, направленное на лучшее понимание текста, то для педагога эссе превращаются и в один из самых значительных инструментов диагностики в процессе сопровождения учащихся в образовательном процессе.

На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д. Но возможно и отдельное применение приёмов, например, после изучения материала, темы учащихся могут составить кластеры (систематизировать материал).

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространёнными являются таблицы. Можно рассматривать данные приёмы, как приёмы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.

Приём «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Технология развития критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает обучающихся и педагога различными способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Преимущества технологии:

    Повышается ответственность за качество собственного образования.

    Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; учащиеся овладевают умением интегрировать информацию.

    Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

    Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

    Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

Литература

    Заир – бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.

    Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.

    Кирилова, Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.

Технология развития критического мышления .

    Введение.

    Вызов.

    Осмысление.

    Рефлексия

    Приемы развития критического мышления.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Введение

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

Что понимается при этом под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление – таким образом - по сути - некоторая тавтология, синоним качественного мышления

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

    Цели технологии критического мышления.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).

Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление). Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. ТРКМ меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

    Стадии технологии критического мышления.

Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

    Первая стадия – вызов. На этапе вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого тьютора имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность .

Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Данная стадия позволяет:

Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

    Вторая стадия – осмысление. На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов тьютор помогает обучающимся самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Данная стадия позволяет ученику:
    - получить новую информацию;

Осмыслить ее;

Соотнести с уже имеющимися знаниями.

3. Третья стадия – рефлексия. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами. Данная стадия позволяет учащемуся:

Целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;

Присвоить новое знание;

Сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.

I стадия

Вызов

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

    Парная мозговая атака.

    Групповая мозговая атака. Ключевые термины.

    Свободное письменное задание.

    Плюс-минус-вопрос.

    Верные и неверные утверждения

    Корзина идей

    Кластер

    Ключевые термины

    выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.

    внимательно выслушивает их ответы

    актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме;

    задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

II стадия

Осмысление содержания

(получение новой информации)

    Инсерт-система маркировки текста.

    «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.

    Чтение с остановками.

    Бортовые журналы.

    Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

    Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

    « Дерево предсказаний»

    Приём «Кубик»

    «Двухчастный и трехчастный дневник»

    поддерживает у обучающихся активность

    выступает в роли консультанта

    получает новую информацию;

    осмысливает ее;

    соотносит с уже имеющимися знаниями.

III стадия

Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

    Синквейн

    Эссе

    Дискусси я

    Круглый стол

    возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям.

    вносит изменения, дополнения.

    даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

    соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления

    обобщает полученную информацию;

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

    Приемы развития критического мышления

Приемы стадии вызова
Верные и неверные утверждения ("верите ли вы"), ключевые слова.
«Кластеры»

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки: особенности региона и внутренняя политика. Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких "гроздей", выделение новых. Например: я хочу поподробнее рассмотреть материал об особенностях региона. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится. Учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание.

«Дневники» и «бортовые журналы»

Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Способы визуализации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии, например, дневники и "бортовые журналы

Существует множество способов графической организации материала . Среди них самыми распространенными являются таблицы . Среди них концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.
Прием
"концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Персоналии
факты

«Сводная таблица»

Линия
сравнения

Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе "линий сравнения" не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. "Важность" необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения.

«Совместный поиск»

Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления:

На что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?

Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?

Какие чувства испытали?

Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия "совместный поиск", когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном.

Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только активную, мотивированную часть класса.

Только после этого может начаться дискуссия. Просим учащихся обменяться мнениями, озвучив свой ответ на вопрос.
По ходу диалога желательно вести "регистрационный журнал", в котором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В роли "регистрационного журнала" может выступать и классная доска. Такая фиксация повышает ответственность за сказанное, формирует уважительное отношение к чужому мнению, стимулирует активность учащихся. В процессе дискуссии необходимо не только высказать свою точку зрения, но и пояснить (аргументировать) ее, ссылаясь на текст. Учитель должен оживлять разговор, обращаясь к отдельным, не слишком активным, ученикам.
Учитель на подобном уроке не дает ответов на вопросы, ответы учащихся не хвалит и не ругает, но умело направляет к решению вопроса.

Приемы проведения рефлексии

Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.

Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.

Устная форма

Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто студенты или школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии (диалог, дискуссия «Совместный поиск») следует выделить следующие.
«Двухрядный круглый стол» имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников.

В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

Письменная форма

Однако, большинство ученых-психологов и педагогов, в том числе Ф.Кортахен, отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия.

Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии:
Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам (М.Н.Эпштейн "На перекрестке образа и понятия"). Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.
«Бортовой журнал» (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
Стихотворные формы (например,
Синквей н - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

    Заключение.

Принципиальными моментами для ТРКМ являются:

Активность учащихся в образовательном процессе;

Организация групповой работы в классе;

Развитие навыков общения;

Учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;

Мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;

Соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;

Использование графических приёмов организации материала. Они являются эффективными для формирования мышления. Модели, рисунки, схемы отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.
Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

Технология развития критического мышления чётко расставляет акценты: каждый ученик запоминает именно ту информацию, которая оказалась актуальной для него, пригодится ему в дальнейшем, учащиеся воспринимают полученную информацию как те "крупицы золота", которые они намыли сами.

Эта технология приближает ученика к процессу познания, дает ему возможность работать с удовлетворением и создать условия для работы.

    Список литературы.

    Васильева, М.Г. Технология развития критического мышления/ М.Г. Васильева//

    Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки/Е. Волков//

    Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М. : Просвещение, 2004. - 175 с.

    Клустер, Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клустер//Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 5-13.

    Мурюкина, Е.В., Челышева, И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование»: Учеб. пособие для вузов/ Е.В. Мурюкина, И.В. Челышева. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. -162 c.

    Столбунова, С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо/ С.В. Столбунова// Русский язык. Прил. к газете «Первое сентября». - 2005. - № 18. - С. 5-11; № 19. - С.10-18.

    Темпл, Ч. Критическое мышление и критическая грамотность/ Ч. Темпл// Перемена. - 2005.- № 2. - С.15-20.

В любом своем виде деятельности человек сталкивается с критикой. Согласно стереотипу, сложившемуся за многие годы под критикой понимают отношение к предметам или объектам окружающего мира, причем чаще всего негативное. Однако это мнение не совсем верно. Существует ещё и такое понятие как критическое мышление. Однако оно не несет в себе цели найти негативные стороны в предметах и объектах. Прежде всего – это вид интеллектуальной деятельности человека, характеризуемый высоким уровнем понимания, восприятия и объективности отношения к окружающему миру.

Развитие критического мышления – это, прежде всего, соотнесение своих знаний с опытом и их сравнение с другими источниками. Каждый человек вправе не доверять услышанной информации, проверять её достоверность и логику доказательств, а также рассматривать возможности решения тех проблем, с которыми он сталкивается ежедневно. Критическое мышление обладает несколькими параметрами:

  • полученная информация является начальным пунктом критического мышления, но не конечным;
  • начало критического мышления характеризуется постановкой вопросов и выяснения проблем, которые необходимо решить;
  • критическое мышление всегда стремится к созданию убедительных аргументов;
  • критическое мышление является социальным видом мышления.

Человек с идеальным критическим мышлением обладает хорошей осведомленностью, справедливостью в оценке окружающего мира, желанием пересмотреть и прояснить проблемы и сложные вопросы. Он тщательно ищет нужную информацию и разумно выбирает ее критерии. Чтобы обладать этими качествами, критическое мышление необходимо развивать.

Приемы технологии развития критического мышления

Основанная методика развития критического мышления имеет не очень благозвучное название – РКМЧП, что означает развитие критического мышления через чтение и письмо.

Эта технология разработана рядом американских ученых-преподавателей Хобарт и Вильям Смит Колледжа и Университета штата Северная Айова. Использовать методику в России начали в 1997 году, и на сегодняшний день она является относительно новой, но достаточно эффективной. Прежде всего, РКМПЧ формирует базовые мыслительные навыки человека в открытом информационном пространстве и учит применять эти навыки на практике. Чтение и письмо являются главными процессами, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, в ходе которого человека учится подвергать анализу и ранжированию всю полученную информацию. При этом в понятие «текст» входят не только письменные записи, но и речь преподавателя, а также видеоматериалы.

Технология развития критического мышления состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии, и стадии рефлексии.

  1. Стадия «Вызов». Активизирует полученные ранее знания, помогает в обнаружении недостатка в этих знаниях и определяет цели к получению новой информации.
  2. Стадия «Осмысление». На этой стадии происходит осмысленная работа с текстом, в ходе которой человек делает маркировку, составляет таблицы и ведет дневник, которые позволяют отслеживать собственное понимание информации. Напомним что под «текстом» также подразумеваются речь и видеоматериал.
  3. Стадия «Рефлексия» (размышление). Позволяет вывести знания на уровень их понимания и применения на практике. На этой стадии происходит формирование личного отношения человека к тексту, которое он записывает своими словами либо обсуждает во время дискуссии. Метод обсуждения имеет более важное значение, поскольку в ходе обмена мнениями отрабатываются коммуникативные навыки.

В технологию РКМЧП входят различные методические приемы:

  • методы активного письма (маркировочная таблица, кластер, «двойной дневник», таблица «З-Х-У»);
  • методы активного чтения и слушания (Инсерт, чтение с остановками);
  • методы организации групповой работы (чтение и суммирование в парах, зигзаг).

Рассмотрим основные методы, применяемые на практике:

1. Метод «З-Х-У» (знаем - хотим узнать - узнали). При работе с текстом в тетради рисуется таблица, в которой человек вписывает свои мысли в соответствующие поля и затем анализирует написанное.

2. Инсерт. Это метод чтения с маркировкой. При чтении текста человек ставит на полях заметки соответствующие его отношению к информации. В процессе работы используется 4 маркера:

  • "V" – написанное соответствует тому, что человек уже знал ранее или думал что знает;
  • "- " – написанное противоречит тому, что человек уже знает или думал что знает;
  • "+" – написанное является для человека новым;
  • "?" – написанная информация не понятна, либо человек хотел бы получить более подробные сведения по читаемой тематике.

Этот метод позволяет классифицировать информацию в зависимости от опыта и знаний. Вся записанная информация заносится в маркировочную таблицу «Инсерт».

v - + ?

Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем. Прежде всего, таких, как умение установить проблему в тексте информации, определение значимости информации для решения проблемы, а также оценка и поиск альтернативных решений. Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы, который включает в себя осознание многозначности различных точек зрения и альтернативности принимаемых решений. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен, креативен и самостоятелен. Он с добротой относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...