Древняя македония. Смотреть что такое "Древняя Македония" в других словарях

Территория, на которой располагается современная республика Македония, обладает богатейшей и древней историей. В частности, еще в I тысячелетии до н. э. здесь существовало т.н. Пеонийское царство. Интересующий же нас исторический период наступил позже, в V - VI вв. н. э., с приходом на Балканский полуостров славянских племен. В 517 году славяне опустошили Македонию, Эпир и Иллирию. По свидетельству Прокопия, в период правления Юстиниана I они ежегодно вторгались в пределы империи. В 550 году славяне предприняли первую попытку захватить Фессалоники. К концу VII века земли Македонии, за исключением Фессалоники и ряда прибрежных областей, где греки жили непрерывно, были снова заселены местным греческим населением.

Эпир, Македония и Пеонийское царство. IV в. до н. э.

Во второй половине VII века в Македонию проникла часть протоболгар хана Кубера, которые также в союзе с местными славянами попытались захватить Фессалонику в 685 году. Во второй половине IX в. территория Македонии была завоевана войсками Первого Болгарского царства. Македония и соседняя Фракия стали ядром распространения еретического учения богомильства, которое быстро завоевывало популярность среди славян Балканского полуострова. В 970—971 восточная часть территории Болгарского царства была отвоёванна войсками Византии и Святослава Игоревича. Самостоятельность сохранили лишь области к западу от реки Искыр, где правили комитопулы Давид, Моисей, Аарон и Самуил. Последнему вскоре удалось объединить под своей властью всю территорию от Дуная до Фессалии. Ядром государства Самуила, получившего у историков название Западно-Болгарское царство, являлась Македония, а столицей был Охрид. В 997 году Самуил принял титул царя. На протяжении всего своего правления он вёл практически не прекращавшиеся войны с Византией. Ему удалось присоединить Эпир, современные Албанию и северо-восточную Болгарию, а также значительную часть Сербии, однако в 1014 году войска Самуила были наголову разбиты в Беласицкой битве. 15 000 пленных болгар были ослеплены по приказу византийского императора Василия II, сердце Самуила не выдержало, и он скончался. Его преемники не смогли организовать сопротивления: в 1018 году Болгарское царство пало, его территория, включая Македонию, вернулись в состав Византийской империи.

В рамках Византийской империи бо́льшая часть Македонии входила в состав фемы Болгария, административным центром которой первоначально являлся город Скопье, с 1150 года — Ниш. Прибрежные области были присоединены к феме Фессалоники. Существовала также фема Македония, которая, однако, располагалась во Фракии (центр — Адрианополь). Вхождение в состав Византии привело к ускорению процессов феодализации в Македонии, расширению условного землевладения (прониарная система) и усилению зависимости крестьян. Хотя после падения Первого Болгарского царства был упразднен Болгарский патриархат, в 1019 году была учреждена Охридская архиепископия. Ее глава использовал титул «архиепископа всей Болгарии», ему подчинялось большинство епископов Македонии, а также епископы Западной Болгарии, Сербии и Албании. Первым архиепископом Охридским стал славянин Йован из Дебара, однако в дальнейшем этот пост занимался в основном греками. Греческий язык стал официальным языком Охридской церкви, лишь на приходском уровне сохранилось богослужение на старославянском. Несмотря на репрессии, в византийской Македонии продолжало существовать богомильство, центрами которого были Маглен, Мелник, Прилеп. Вхождение в состав Византии привело к усилению налогового бремени: натуральные подати в пользу государства были заменены денежными, введены поземельный и подымный налоги, а также, позднее, налог на имущество. Это привело к крупному восстанию Петра Деляна 1040—1041 гг., охватившему почти всю территорию Македонии и западной Болгарии. Следующее крупное восстание вспыхнуло в 1072 году в северной Македонии и Косове под предводительством Георгия Войтеха и Константина Бодина.

Македония в составе Болгарского царства Самуила, X - XI вв.

В конце XI века внешнеполитическое положение Византии резко осложнилось в результате поражений от турок-сельджуков и участившихся набегов печенегов, огузов и половцев (куманов). Часть последних по разрешению императора поселилась в Македонии, где разместилась в районе современного Куманова. Спустя столетие, в 1185 году, в Македонию вторглись норманнские войска Сицилийского короля Вильгельма II. В конце XII века была восстановлена независимость Болгарии и Сербии. Новые государства начали экспансию в направлении Македонии. Уже в 1189 г. сербы захватили Скопье. В 1190-е гг. болгарский боярин Добромир Хриз, подняв восстание в районе Струмицы, создал небольшое самостоятельное княжество в южной части современной Вардарской Македонии. Однако новый поход императора Алексея III в 1202 году завершился разгромом Хриза и ликвидацией его княжества. В следующем году на эти земли вторглась армия болгарского царя Ивана Калояна, которая завоевала всю внутреннюю Македонию. На протяжении последующих десятилетий за обладание землями Македонии велись практически непрерывные войны между Болгарией, Сербией, Фессалоникой, Эпиром и Никейской империей. Некоторое время (1207—1214) в Вардарской Македонии существовало полунезависимое княжество севастократора Стреза. В 1215 году большая часть македонских земель была аннексирована Эпирским деспотатом, в 1224 году Эпиру удалось захватить Фессалонику. Однако в Клокотницком сражении в 1230 году войска эпирского деспота Феодора Ангела были разбиты армией болгарского царя Ивана Асеня II, что привело к вхождению Македонии (кроме Фессалоники) в состав Второго Болгарского царства. Но уже в конце 1240-х гг. началась активная экспансия Никейской империи, в результате которой Фессалоника и большая часть южной Македонии перешли под её контроль. В 1258 году сербские войска на некоторое время захватили Скопье и Прилеп. В 1257 году Константин I Асень, сын боярина Тиха из Скопье был избран боярами новым царем. В последующей войне прежний царь Мицо Асень был разбит и в 1261 году бежал в Никейскую империю к Михаилу VIII Палеологу. Константину Асеню удалось захватил снова Скопье и Прилеп. В 1261 году Михаил VIII Палеолог взял Константинополь и восстановил Византийскую империю. В том же 1261 году Константин Асень нападает на Константинополь, но терпит поражение. В том же 1264 году он предпринимает повторный поход против Византии. В 1277 году недовольство царем вылилось в крестьянское восстание под руководством Ивайло, в котором царские войска были разбиты и сам царь Константин Асень погиб.

В 1281 году король Стефан Милутин занял всю Северную Македонию, что было подтверждено сербо-византийским миром 1299 года. Вхождение Македонии в состав Сербского государства было завершено при Стефане Душане, который, воспользовавшись гражданской войной в Византии, к 1348 году захватил всю Македонию, кроме Фессалоники, а также Эпир, Фессалию и часть Средней Греции. Македонские земли стали центром державы Стефана Душана. Его двор находился в Скопье и Серрах. В 1346 году был учрежден Печский патриархат, а Стефан Душан коронован царем сербов и греков. После смерти Стефана Душана Сербская держава распалась. Его преемник, Стефан Урош V, сохранил лишь номинальную власть. Фессалия и Эпир перешла под контроль провозгласившего себя царем Симеона Синиши. Прилеп и западные области Вардарской Македонии стали ядром государства короля Вукашина, брата Углеши. Наибольшую роль в Македонии играли Углеша и Вукашин Мрнявчевичи, которым в 1369 году удалось разбить войска царя Стефана Уроша V и князя Лазаря и закрепить самостоятельность своих княжеств. С целью отражения османской угрозы Углеша и Вукашин Мрнявчевичи сформировали крупную армию и двинулись к Адрианополю. Однако в Марицкой битве 26 сентября 1371 года их войска были наголову разбиты, а братья пали в бою. Это поражение привело к переходу Македонии под контроль турок: Константин Драгаш и королевич Марко, преемник Вукашина, признали сюзеренитет османского султана. В 1383 году турки захватили Серры, затем —Штип, Прилеп и Битолу. В 1387 году пала Фессалоника. Решающее значение для судьбы Македонии имела битва на Косовом поле в 1389 году, после которой османская мощь резко усилилась. Уже в 1393 году было захвачено Скопье. Наконец в 1395 году в сражении при Ровине в Валахии погибли Константин Драгаш и королевич Марко, а их княжества прекратили существование. Македония окончательно вошла в состав Османской империи.

В результате турецкой экспансии XV — начала XVI веков Македония превратилась из пограничной во внутреннюю провинцию Османской империи, далекую от полей военных действий. В административном отношении македонские земли входили в состав эялета Румелия, который, в свою очередь, делился на санджаки. Границы и количество санджаков часто менялись. Первоначально территория Македонии относилась к санджакам Кюстендил, Охрид и Паша. Последний в XVII веке был разделен на несколько более мелких санджаков, в частности Кавала, Селеник и Ускуб. Основной формой сопротивления македонского населения османской власти являлось гайдучество. Хотя в большинстве случаев отряды гайдуков представляли собой банды деклассированных элементов, занимавшихся грабежом и разбоем, часть из них действительно вела партизанские действия именно против турецких воинских соединений и чиновников, что позволила гайдукам занять существенное место в народном фольклоре. Тем не менее, гайдучество сохраняло локальный характер и серьезно не могло угрожать османской власти в Македонии. Роль церкви в освободительном движении в Македонии не была значительной. Охридское архиепископство под османской властью сохраняло автономию, причем некоторые архиепископы пытались проводить антитурецкую политику и искали опору среди европейских государств. Однако влияние архиепископства неуклонно снижалась из-за давления со стороны греческого духовенства Константинопольской патриархии и восстановления Сербской православной церкви, под юрисдикцию которой перешли епархии Северной Македонии. Рост напряжения между греческим и славянским духовенством привел в 1767 году к упразднению Охридского архиепископства.

В 1689 году, под влиянием успешных действий австрийских войск против турецкой армии в Венгрии и Сербии в Македонии вспыхнули ряд массовых восстаний. Наиболее крупное выступление имело место в октябре 1689 г. в Северо-Восточной Македонии под руководством воеводы Карпоша. Гайдуки Карпоша, действующие в сотрудничестве с армией Энео Пикколомини, выбили турок из Куманова и Скопье. Однако уже в ноябре из-за эпидемии и османского контрнаступления австрийские войска покинули Македонию. После долгого сопротивления пало Куманово, Карпош был захвачен и казнен. Османская власть в Македонии была восстановлена. В XV—XVI веках существенно изменился этнический состав населения Македонии. Из Малой Азии на македонские земли переселялись турки, в городах возникли колонии евреев и греки стали возвращаться в города. Особенно сильно увеличилась доля греческого населения в Салониках. Часть славянского населения приняла ислам, образовав этническую прослойку торбешей. После отступления австрийских войск из Македонии и Сербии в 1689 года по призыву печского патриарха Арсения III начался массовый исход православного населения за Дунай и Саву. Этот исход затронул и Македонию: обширные области Западной Македонии обезлюдели, на место эмигрировавших славян постепенно стали переселяться албанцы, которые к этому времени уже приняли ислам и лучше адаптировались к условиям жизни в Османской империи. Многие славяне, принявшие ислам, были ассимилированы другими мусульманскими народами и ныне являются частью албанского и турецкого этносов. В наибольшей мере данный процесс затронул районы Тетова, Куманова и Гостивара.

Земли Македонии в составе Османской империи, XVI в.

В XVIII веке Османская империя переживала упадок. Центральная власть резко ослабла, в государстве воцарилась анархия: власть перешла в руки местных пашей и беев, в то время как в западной части Македонии укрепились Мехмед-паша Бушати и Али-паша Тепеленский, выходцы из албанских семей, фактически не подичнявшиеся Стамбулу и проводившие на подвластных им землях собственную внешнюю и внутреннюю политику. Аналогичные полусамостоятельные образования во главе с представителями албанской или турецкой аристократии возникли и в других областях Македонии. В 1839 году в Османской империи началось осуществление масштабных реформ, нацеленных на превращение страны в современное государство (эпоха Танзимата). Эти преобразования вызвали «восстание пашей» в 1843—1845 гг. в Северной Македонии и Косове. Территория Македонии была разделена между Косовским, Монастырским и Салоникским вилайетами. Реформы Танзимата имели большое значение для трансформации Османской империи и оживлении её социально-экономического и культурного развития. Однако, в значительной степени, они остались на бумаге: их реализация на местах, в частности в относительно удалённой от Стамбула Македонии, была неполной и непоследовательной. В частности, в Македонии сохранялось господство крупного помещичьего хозяйства, а доля крестьян, получивших землю в собственность, оствалась небольшой. При этом социальные отношения в деревне сохраняли религиозную окраску: землевладельцы были, по преимуществу, мусульмане, крестьяне — православными. Фактическая власть в Македонии принадлежала местной аристократии, полностью отсутствовали гарантии безопасности, по всей стране действовали вооруженные банды, с которыми были не в силах справиться немногочисленные отряды османской армии и полиции, процветала коррупция.

В то же время, Танзимат открыл турецкий рынок перед западным капиталом. Уже в 1871 году в Македонии началось строительство первой железной дороги Салоники—Скопье, которая позднее была продолжена через Сербию до Австро-Венгрии. В 1894 году была завершена железная дорога из Салоник в Битолу, в 1896 году — из Салоник в Александруполис и далее на Стамбул. С конца XVIII века среди славянского населения Османской империи начали активно развиваться процессы Национального Возрождения и формирования современных наций. В Македонии, где в Средние века не существовало отдельной македонской народности и подавляющее большинство славянского населения не имело выраженной этнической принадлежности, эти процессы протекали, главным образом, в русле Болгарского национального возрождения. В то же время, значительная часть македонских славян к этому времени эллинизировалась, приняла греческую национальную культуру и поддерживала «Великую идею» реставрации Византийской империи. В конце XIX века активизировалась политика Сербии в Македонии, что также привело к принятию частью местного населения сербской национальной ориентации. Среди албанцев Македонии в конце XIX века протекал ускоренный процесс албанского национального возрождения и становления единой албанской нации. В результате Македония стала территорией пересечения национальных агитаций различных народов Балканского полуострова. Наибольшее значение имело болгарское национальное возрождения, одним из центров которого стали македонские земли. Уже в 1837 году в Велесе возникла первая болгарская светская школа. Затем болгарские школы были открыты в Скопье, Штипе, Охриде, Битоле, Салониках и других городах Македонии. В начале 1860-х гг. македонские славяне были вовлечены в движение за формирование автокефальной Болгарской православной церкви. В отличие от собственно болгарских земель, однако, в Македонии эллинизированная церковь Константинопольского патриархата сохраняла значительное влияние среди местного населения. Поэтому, когда в 1870 году султанским указом был учреждён Болгарский экзархат, под его начало перешли только велесская, скопская и охридская епархии. Создание автокефальной болгарской церкви дало новый толчок к расширению сети болгарских школ и просветительских организаций в Македонии. Тем не менее, до начала XX века процесс формирования болгарской нации не был завершен, а значительная часть сельского славянского населения Македонии оставалось этнически невыраженной.

Хотя, по мнению историков, в XIX веке македонского народа в современном значении ещене существовало, определеную проблему представляет вопрос о существовании в этот период предпосылок к его возникновению. Если болгарская и греческая исторические школы отрицают наличие сколь-либо самостоятельного македонского этнического самосознания, исследователи из Республики Македония, опираясь на статью «Македонский вопрос» Петко Славейкова 1871 года, заявляют о начале складывании определеной этнической отличности македонских славян от болгар на основе принадлежности к разным православным церквям. Кроме того, разговорный язык славянского населения Македонии несколько отличался от уже кодифицированного на основе восточных диалектов болгарского языка.

В период русско-турецкой войны 1877—1878 годов около 1000 добровольцев из Македонии приняло участие в военных действиях против войск Османской империи. Русские войска, однако, не вступили на территорию Македонии, остановившись у Кюстендила. По условиям Сан-Стефанского договора 1878 года было образовано автономное Болгарское княжество, включающее всю Македонию, за исключением Салоник и полуострова Халкидики. Однако против этого резко выступили западные державы, Сербия и Греция. В результате переговоров на Берлинском конгрессе 13 июля 1878 года был заключе новый мирный договор: территория Болгарского княжества была значительно сокращена, образовано отдельная автономная единица Восточная Румелия, а Македония осталась в составе Османской империи. В соответствии со статьей 23 Берлинского мира христианское население Македонии и Фракии должно было в будущем также получить самоуправление в рамках империи. Если греческое и грекофильское население Македонии, а также македонские мусульмане с воодушевлением приняли условия Берлинского договора, не допустившего присоединение македонских земель к Болгарии, то болгарское население было возмущено. В Пиринской Македонии в октябре 1878 года вспыхнуло Кресненское восстание, которое, однако, было к лету 1879 года подавлено. В соответствии с решениями Берлинского конгресса была организована комиссия для выработки предложений по предоставлению Македонии автономии. В комиссию, однако, не были включены македонские славяне, которые после Кресненского восстания рассматривались Портой как «болгарские повстанцы». Разработанный комиссией проект самоуправления Македонии, однако, был отвергнут султаном в 1880 году. Санкций великих держав не последовало и вопрос автономии остался нерешенным.

В конце XIX века активизировались претензии балканских стран на македонские земли. Помимо Болгарии и Греции, давно считающих Македонию своей исторической территорией, на политическую сцену вышла Сербия, заявившая, что македонские славяне являются в действительности сербами. Позиция Греции заключалась в том, что большая часть славян проживающих на территории Македонии начинало делать попытки отождествления себя — славян по крови и сознанию — с древними македонянами являющимися греческим народам. Тем самым проявление «воровства истории» и присвоение всего греческого со стороны славян проживающих на территории Македонии было не допустимо для Греции. В результате в Македонии развернулась борьба между Болгарией, Грецией и Сербией за привлечение на свою сторону этнически не выраженного местного славянского населения, главным образом путём создания параллельных систем образования и расширения сфер влияния национальных православных церквей. Если в первое время после образования Болгарского княжества из-за сопротивления османских властей и Константинопольского патриархата болгарское влияние в Македонии несколько уменьшилось, то в 1890-е гг., в результате потепления турецко-болгарских отношений в правление Стефана Стамболова и греко-турецкой войны 1897 года, болгарское национальное движение в Македонии вновь активизировалось. Число болгарских школ в 1900 году достигло 781, были учреждены болгарские гимназии в Салониках, Битоле и Скопье, созданы новые епархии Болгарского экзархата. Тем не менее, греческое национальное движение также укрепило свои позиции: в 1900 году в Македонии насчитывалось уже 613 греческих школ, а четверть македонских славян сохраняло принадлежность к Константинопольскому патриархату. Параллельно быстро развивалось албанское национальное движение, одним из главных требований которого, в соответствии с программой Призренской лиги 1878 года, стало объединение всех населённых албанцами земель, включая Западную Македонию, в единое автономное образование в составе империи. Согласно данным переписи населения в 1895 году в Скопском санджаке, Битольском и Салоникском вилайетах проживало 2,5 миллиона человек, из которых 22 % составляли славяне, 22 % — турки, 40 % — греки, 5,5 % — албанцы, 3,5 % — арумыны и 3 % — евреи.

К концу XIX века относится возникновение идеи македонизма. Впервые с ней выступил, преследуя великосербские политические цели, сербский дипломат Стоян Новакович, заявивший в 1888 году, что славянское население Македонии образовывает отдельный македонский народ и не является ни болгарами, ни сербами. В 1902 году в Санкт-Петербурге студенты из Македонии заложили Македонское научно-литературное товарищество, пропагандирующее, в частности, идею самобытности македонской нации. В 1903 году Крсте Мисирков в своей работе «О македонских проблемах» обосновал существование особого македонского языка и признал наличие у македонцев собственных политических интересов. Идеи македонизма были поддержаны в Сербии, однако в самой Македонии не нашли сколь-либо широкого круга сторонников: большинство македонских славян, и, прежде всего, культурная и политическая элита, к этому времени относило себя к болгарам.

В начале 1890-х гг. македонские студенты, обучающиеся в Софии, основали «Молодое македонское литературное общество», которое стало ядром движения за автономию Македонии. Нормализация болгаро-турецких отношений в правление Стефана Стамболова повлекла роспуск этой организации. Однако уже 3 ноября 1893 года радикальная македонская молодёжь заложила в Салониках новую, тайную организацию, позднее получившую название «Внутренняя македонско-одринская революционная организация» (ВМОРО). У её основания стояли Даме Груев, Иван Хаджиниколов, Гоце Делчев и Гёрче Петров. ВМОРО должна была возглавить борьбу за освобождение Македонии и Адрианопольской (Одринской) Фракии от турецкой власти. Организации удалось создать разветвлённую сеть своих отделений по всей Македонии и приобрести значительное влияние среди населения. Были также образованы боевые отряды (четы), которые зачастую прибегали к террористическим актам для привлечения внимания к македонскому вопросу и финансирования деятельности ВМОРО. С самого своего возникновения лидеры ВМОРО ставили своей конечной целью присоединение Македонии и Фракии к Болгарии. Однако политические разногласия внутри организации, этническая пестрота Македонии и неблагоприятная внешнеполитическая ситуация заставляли ВМОРО выдвинуть на первый план более умеренное требование полной политической автономии Македонии. Это позволяло привлечь на сторону ВМОРО более широкие слои населения разных национальностей и вероисповеданий. Тем не менее, уровень участия в деятельности ВМОРО мусульман (торбешей, албанцев и турок) оставался достаточно низким, организация сохраняла по-преимуществу славянско-болгарский характер.

Параллельно с ВМОРО в Болгарии в 1895 году возникла ещё одна македонская организация — Верховный македонско-одринский комитет (ВМОК, верховисты). В отличие от ВМОРО, ВМОК опирался, прежде всего, на поддержку болгарского правительства и македонско-фракийской диаспоры в Болгарии. Его целью также являлось вхождение этих земель в состав Болгарии. В своей стратегии верховисты делали главный упор не на всеобщее вооружённое восстание, а на операции небольших отрядов, действующих с болгарской территории, а также на пропаганде среди европейских государств. Отношения ВМОРО и ВМОК были достаточно напряжёнными. Во главе ВМОРО стояли левые демократы и революционеры, тогда как ВМОК ориентировался на правящие круги Болгарии. В 1901—1902 гг. набеги чет верховистов и столкновения отрядов ВМОРО с частями османской армии и мусульманской самообороны (башибузуками) переросли в непрекращающуюся партизанскую войну. В начале ноября 1902 г. конгресс ВМОРО принял решение о подготовке всеобщего восстания. Весной 1903 года участились террористические акции радикального крыла ВМОРО, которые вызвали ответные репрессии османских властей. В ситуацию вмешались европейские державы, под давлением которых Стамбул согласился начать осуществление реформ в Македонии, а Болгария распустила ВМОК. Тем не менее столкновения продолжались. В соответствии с решением ВМОРО в Ильин день 2 августа 1903 года в Македонии вспыхнуло вооружённое восстание, вошедшее в историю как Илинденское восстание. Его центром стал Битольский вилайет. Восстание быстро распространилось на долину Вардара и области Лерины, Костура, Охрида и Эдессы. Повстанцы захватили ряд городов, в том числе Крушево, где была провозглашена Крушевская республика. К восстанию присоединились и четы верховистов, а также население Адрианопольской Фракии. В поддержку повстанцев выступила Болгария, однако под давлением западных держав и России она ограничилась лишь дипломатическими мерами. ВМОРО также не удалось добиться присоединения к восстанию македонских торбешей, албанцев, турок, греков и сербов. Это предопредилило крах движения. Против восставших была направлена османская армия и отряды самообороны, насчитывающие вместе около 250 тысяч человек, которые приступили к подавлению восстания. По неполным сведениям, в Македонии была сожжена 201 деревня, убито более 4,5 тысяч человек христианского населения. Не менее 30 тысяч македонцев бежало в Болгарию.

После подавления Илинденского восстания под давлением держав Османская империя осуществила в Македонии ряд реформ. Отряды башибузуков были распущены, христиане получили доступ во все государственные органы, был учрежден пост генерального инспектора Македонии, заместителей которого назначали Россия и Австро-Венгрия. В 1904 году было подписано болгарско-турецкое соглашение, по которому участники восстания были амнистированы, а Болгария, в свою очередь, запретило деятельность ВМОРО и ВМОК на свой территории. В 1941 году, во время Второй мировой войны страны нацистского блока оккупировали Вардарскую бановину и поделили ее между Болгарией, оккупированной немцами Сербией и Албанией под итальянским управлением. После войны регион вошел в СФРЮ: южная часть региона стала Социалистической республикой Македония, северная — частью Социалистической республики Сербия. Антифашистское собрание по народному освобождению Македонии или АСНОМ (макед. Антифашистичко Собрание на Народното Ослободување на Македонија) было созвано 2 августа 1944 (в годовщину Илинденского восстания) в монастыре Прохор Пчинский, недалеко от города Куманово. АСНОМ провозгласил себя «верховным, законодательным, представительским и исполнительным наивысшем органом государственной власти Демократической Македонии». Собрание приняло решение провозгласить македонскую государственность и македонский язык, а также равенство македонских граждан вне зависимости от этнической принадлежности. АСНОМ отвергало Независимое государство Македония, основанное болгарскими оккупационными властями в 1944 году. В 1945 г. государство изменило официальное название на «Народная Республика Македония». В 1946 она официально вошла как союзная республика в бывшую югославскую федерацию. В 1963 была переименована в Социалистическую Республику Македонию.

Вардарская бановина до Второй мировой войны.

Во времена вхождения в югославскую федерацию республика имела свою собственную конституцию, коллективного главу, правительство, парламент, официальный язык, государственные символы, министерство внутренних дел, академию наук и искусств и другие прерогативы государства. Кроме того, Социалистическая Республика Македония имела собственные малые территориальные вооруженные силы (макед. Територијална одбрана, Teritorijalna odbrana), а также министерство иностранных дел. Права этнических меньшинств были гарантированы Конституцией. Правящая политическая партия - Союз коммунистов Македонии (макед. Сојуз на комунистите на Македонија, Sojuz na komunistite na Makedonija). В 1990 году мирно изменилась форма правления из социалистического государства на парламентскую демократию. Первые многопартийные выборы состоялись 11 ноября 1990 года. Киро Глигоров стал первым демократически избранным президентом Социалистической Республики Македонии 31 января 1991. 16 апреля 1991 Парламент принял конституционные поправки для устранения прилагательного "социалистическая" из официального названия страны, а 7 июня того же года, была официально введено новое название Республика Македония. Окончательно Македония провозгласила полную независимость после референдума, который состоялся 8 сентября 1991 года.

Современная территория Македонии рядом с другими балканскими государствами.

Республика Македония является прямым наследником Социалистической Республики Македонии.


где находилась древняя македония, древняя македония

Герб Столица Эгес, потом Пелла Язык(и) древнемакедонский Денежная единица Тетрадрахма Форма правления Олигархия Преемственность ← Греческие Тёмные века
Македония (римская провинция) →
У этого термина существуют и другие значения, см. Македония. Об исторической области Македония на территории современной Греции см. Македония (Греция). О современном государстве см. Республика Македония. См. также: Македония (область)

Дре́вняя Македо́ния (греч. Μακεδονία) - античное греческое государство на Балканском полуострове со столицей в Эгесе, на западе граничившее с государством Эпир, на востоке - с Фракией, на юге - с Фессалией. Отсюда Александр Македонский начал поход на Персию. «Греческое» или «эллинское» происхождение древних македонян оспаривается в одностороннем порядке современным государством Республика Македония, население которого состоит на сегодняшний день из 65 % славян, 25 % албанцев, 5 % турок, 2 % цыган, 3 % других национальностей. Что касается древних македонян, то они, бесспорно, родственны древним грекам.

Геродот указывал на дорийское происхождение древних македонян: «После изгнания из Гистиеотиды кадмейцами дорийцы поселились у Пинда и назывались теперь македнами. Отсюда это племя снова переселилось в Дриопиду, а оттуда прежде всего в Пелопоннес, где и приняло имя дорийцев». Геродот, 1.56.
«А то, что эти македонские цари, потомки Пердикки, - действительно эллины, утверждают не только они сами, но и я убежден в этом. Кроме того, и судьи Олимпийских состязаний признали это. Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение». Геродот, 5.22.

  • 1 Возникновение Македонии
  • 2 Раннее царство
  • 3 Становление Македонии
  • 4 Македонская империя
  • 5 Закат царства
  • 6 Язык
  • 7 Эллинское происхождение
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Возникновение Македонии

В доисторический период Македония была территорией, через которую в Европу из Малой Азии проникали носители неолитических культур (подробнее см. Доисторическая Греция). конце бронзового века в Македонию с севера вторгаются различные индоевропейские племена, часть которых направляется далее в Малую Азию, а часть - в Грецию.

Слово «Македония» происходит от греческого «μακεδνός (makednós)», что означает «высокий».

Первое Македонское государство было основано в VIII веке до н. э. или начале VII века до н. э. греческой династией Аргеадов, переселенцев из южного греческого города Аргоса (отсюда и название - Аргеады). Первый царь Македонии - Пердикка I (по др. - Каран).

Раннее царство

Унаследовавшая, как считалось, земли мифического царства Мидаса, Македония, возглавляемая династией Аргеадов, оформилась в самостоятельное государство при царе Александре в начале V века до н. э.. Именно при нём начинают чеканить царскую монету, при нём Македония, существовавшая долгое время в изоляции, вступила в контакт с Элладой, при нём территория страны значительно расширилась. Основателем царствующей династии, по Геродоту, считается Пердикка I, выходец из Аргоса, расположенного в восточной части Пелопоннеса. По свидетельству античных историков, македонские племена, жившие в бассейне реки Галиакмон (греч. Αλιάκμων или Αλιάκμονας) и прилегающих плоскогорьях, в VIII веке до н. э. начали своё движение на восток к побережью Эгейского моря и на север к реке Стримон (греч. Στρυμών или Στρυμόνας). начале V века Македония и прилегающие к ней земли были покорены персидским царём Дарием I, который помог македонскому царю укрепить и расширить власть. После поражения персов экспансия Македонского государства продолжалась, и преемник Александра, Пердикка II, почувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы вступить в войну с Афинами (420-е г. до н. э.). Во время Пелопонесской войны Пердикка II использовал войска Спарты для подавления сепаратизма горных племён. Преемник Пердикки Архелай строил крепости, проводил дороги, создал регулярную армию. При нём значительно возросло культурное влияние Эллады в Македонии, знаменитый Еврипид жил при дворе царя и даже занимал официальную должность. конце V века до н. э. Македония устанавливает власть в прилегающих греческих городах, Пидне и Лариссе. Границы Македонского царства пролегают примерно по реке Галиакмон на юге, разделяющей Македонию и Фессалию (область Эллады),Эгейского моря и до реки Стримон на востоке, отделяющей от Фракии. Пиндский хребет на западе отделяет Македонию от Эпира и Иллирии, в верхнем течении Аксий (Вардар или Axios в совр. Греции) служит границей на севере. Вскоре после убийства Архелая (399 г. до н. э.) из-за неблагоприятных внешних факторов и внутренних смут Македонское царство ослабло. Цари в результате ожесточённой борьбы за престол сменялись быстро. К середине IV века до н. э. страна оказалась на грани развала.

Становление Македонии

Филипп II Македонский

В 1-й половине IV в. до н. э. страна раздиралась междоусобной борьбой и появилась реальная угроза захвата страны фракийскими и иллирийскими племенами. Именно внешняя угроза позволила Филиппу II сконцентрировать вооружённые силы, отразить внешний напор и принудить к подчинению македонские кланы. Дальновидная, стратегически выверенная политика Филиппа укрепила государство и предопределила экспансию Македонского царства на территорию Эллады, к тому времени ослабленную нескончаемыми раздорами.

Македонское царство и зависимые государства в 336 до н. э.

При царе Филиппе II (359 -336 г. до н. э.) территория Македонии расширилась и включила в себя богатый золотыми рудниками Пангей, Халкидику, все греческие города-полисы на фракийском побережье Эгейского моря, земли фракийцев на востоке, иллирийцев на западе и пеонов на севере. Эпир и Фессалия стали вассальными государствами Македонии. После битвы при Херонее вся материковая Эллада, исключая Спарту, признала зависимость от македонского царя. своём отношении к Филиппу II греки раскололись: одни (Демосфен) рассматривали его как агрессора, душителя свободы Эллады, другие (Исократ) приветствовали как лидера, способного сплотить раздробленную Элладу.

Поход Александра Македонского в Азию 336-323 гг. до н. э.

В этот период Македония находилась под сильнейшим культурным влиянием древнегреческих государств, сохраняя при этом древнюю самобытность. К примеру, архитектура дворцов в Пелле ближе к крито-микенскому стилю, нежели к классическому, хотя следует заметить, что в силу политического уклада эллины предпочитали строить храмы вместо дворцов. Отличался также семейный уклад, полигамия допускалась, и у Филиппа II помимо Олимпиады, матери Александра, было ещё несколько жён, хотя все они обладали разным статусом. Македоняне той эпохи казались утонченным грекам грубыми и невежественными, нравами схожими с варварами. Религия македонян, хотя и имела фракийское влияние, не отличалась от религии остальных греков. Македоняне поклонялись богам Олимпа. Закончив приготовления к походу во владения Персии, Филипп II не успел осуществить задуманное. Он был убит, как и предыдущие македонские цари, но оставил сильную регулярную армию и крепкое государство.

Македонская империя

Раздел державы Александра Великого после битвы при Ипсе (301 до н. э.)

Сын Филиппа Александр III (Великий) (356 - 323 до н. э.) за время своего правления сумел расширить границы Македонского царства, включив в его состав не только греческие полисы, но и всю Персидскую империю, Древний Египет и частично Индию, и тем самым создав империю. Впрочем, вряд ли будет уместно называть космополитическую империю Александра Македонского царством, ведь после смерти самого завоевателя она просуществовала недолго, разделенная между его военачальниками - диадохами. Македония и Греция отошли одному военачальнику по имени Антигон, основавшему династию Антигонидов.

Александр активно пользовался культурным наследием завоеванных держав, но при этом знакомил покоренные народы с культурой Греции и поощрял изучение греческих наук. И хотя новообразованная империя распалась вскоре после смерти Александра, её наследие сохранилось и позволило покоренным народам вступить в эпоху эллинизма. Население эллинистических стран Азии даже во II в. н. э. составляло более четверти населения Земли. Греческое койне более тысячелетия было языком международного общения большинства стран мира.

В 330 году до н. э. полководец Александра Македонского Зопирнион совершил поход в Скифию, в результате которого его тридцатитысячное войско было разгромлено. Царь Македонии и Эпира в 279 году до н. э. уничтожил армию латинян, не снискав славы. Относительная малочисленность македонцев не позволила удержать имперские замашки римской республики, Персей Македонский не оказал ожидаемого сопротивления захватчикам. Дорога к захвату Ахайи была открыта.

Закат царства

В 215 до н. э. Македония вступила в первую из трёх войн против Рима: результатом проигранных второй (197 до н. э.) и третьей (168 до н. э.) стало свержение правящей династии и объявление Македонии римской провинцией в 146 до н. э.

Древняя Македония и соседние территории - Иллирия, Мёзия, Фракия и Дакия в римские времена - карта из атласа Alexander G. Findlay. Classical Atlas to Illustrate Ancient Geography, New York, 1849.

Во время великого переселения народов на Македонию беспрестанно совершали набеги готы и авары; в VI-VII веках н. э. славянские племена основали там свои первые поселения.

После падения Константинополя в ходе четвёртого крестового похода (1204), латиняне и болгары развязали войну за право владеть Македонией; в итоге страна была поглощена Никейской империей в 1234.

Язык

Основная статья: Древнемакедонский язык

Язык македонян, бывший в употреблении до начала V века до н. э. и сохранявшийся в некоторых областях ещё в течение нескольких веков нашей эры, дошёл до нас менее чем в сотне коротких записей, сделанных Гесихием Александрийским в V веке. Этот язык был довольно близок греческому, являясь его диалектом. Древнемакедонский язык испытывал влияние дорического греческого, а с началом бурного культурного развития и тесного взаимодействия с другими государствами Эллады разница в языках начала сокращаться. Вследствие крайне скудного лингвистического материала, появилось множество точек зрения на происхождение древнемакедонского языка. Чаще всего его рассматривают как:

  • диалект греческого языка с элементами иллирийского;
  • диалект греческого языка с элементами иллирийского и фракийского;
  • диалект греческого языка с элементами языка не индо-европейской группы;
  • диалект иллирийского языка с элементами греческого;
  • самостоятельный индо-европейский язык, родственный греческому, фракийскому и фригийскому.

Эллинское происхождение

Основная статья: Эллинское происхождение древних македонян

Учёные, дискутирующие о том, являлась ли Древняя Македония эллинистическим государством или нет, ссылаются как на свидетельства античных авторов, так и на лингвистический материал. Накопленный лингвистический и исторический материал позволяет отнести македонян к греческой ветви народов.

См. также

  • Македонские цари
  • Македонская империя

Примечания

  1. Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon, μα^κεδνός

Литература

  • Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Филиппова история»
  • Хэммонд Н.-Дж.-Л. Иллирия, Эпир и Македония. - книге: Кембриджская история древнего мира. Т. 3, ч. 3: Расширение греческого мира. (глава о ранней Македонии и смежных областях) - М.: Ладомир, 2007. - ISBN 978-5-86218-467-9
  • Шофман А. С. История античной Македонии. 2-х частях. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1960-1963.
  • Кузьмин Ю. Н. Внутренняя и внешняя политика Македонского царства (270-230-е годы до н. э.): Авт. дисс… к.и.н. - Саратов, 2003.
  • Буров А. С. Вооружённые силы и военная политика Македонии (70-20-е гг. III века до н. э.): Авт. дисс… к.и.н. - М., 1996.
  • А. Б. Ранович. Эллинизм и его историческая роль. - М.: Издательство АН СССР, 1950. - 264 с.
  • Талах В. Н. Всё, что ни пожелает царь Деметрий / Под ред. В. Н. Талаха, С. А. Куприенко. - К.: Видавець Купрієнко С. А., 2013. - 229 с. - ISBN 978-617-7085-01-9.
  • Selian E. The Mystery of the Name "Macedon". American Chronicle, June 2009

Ссылки

  • Македония (англ.)
  • История Македонии (англ.)
  • Греции Македония (англ.)
  • Музей Македония (англ.)
  • Царские гробницы в древних Эгах - проекте Реконструкция «Нового Геродота»

где находилась древняя македония, древняя македония

Древняя Македония Информацию О

Слово «Македония» означает «высокая земля». Эта часть Греции обладала чрезвычайным потенциалом. Природным и человеческим ресурсам могла позавидовать любая другая провинция. Но долгое время не было ведущего лидера, который бы с умом использовал все ее силы.

От дикарей к завоевателям

На краю жили странные племена. На их культуру, язык и традиции повлияли как греки, так и соседи фракийцы. Для всего македонцы долгое время оставались варварами, невеждами и "низкосортным" народом.

Древняя Македония имела значительные исторические преимущества, для того чтобы стать одной из самых могучих империй мира. Греция была разбита войной со Спартой, которая длилась 27 лет с небольшими перерывами. Кроме того, сразу после падения Афин другие города начали бороться друг с другом за право первенства. Охватил значительный кризис и Древнюю Персию, солнце династии Ахемена катилось к закату. Из-за постоянных нападений разорился Египет.

Переломным для истории стал 359 год до н. э. Далекую греческую провинцию возглавил двадцатитрехлетний царь Филипп. Под его руководством родилась Древняя Македония. Но он стал не только основателем империи, а и открыл второе дыхание для культуры Греции.

Поклонник Греции

Филипп родился в - Пелле, в царской семье. Взошел на трон в ходе кровавых событий. Причиной междоусобиц была мать Филиппа, Эвридика, которая имела любовную связь с мужем своей дочери. По ее приказу убили царя.

На престол взошел его брат Пердикк, который был убит врагами в 359 году до н. э. Тогда Филипп стал царем Македонии вместо малолетнего племянника. Но впоследствии, завоевав доверие войска, сместил наследника и занял трон. Именно он расширил бедную провинцию до размеров империи, которая известна как Древняя Македония. История установления государства началась с военной реформы правителя. Еще одним путем к успеху стала дипломатия.

Филипп был первым, кто вооружил своих воинов длинными копьями (до шести метров). Благодаря этому традиционные фаланги стали непобедимы. Еще одним изобретением стала первая катапульта. В ходе битв в 338 году до н. э. он стал полноправным правителем Греции.

Интриги македонской верхушки

Год спустя царь увлекся знатной девушкой из Македонии, из-за чего развелся с женой Олимпиадой. От первого брака у него было двое детей: дочь Клеопатра и сын Александр, которым и должна была быть возглавлена впоследствии империя Древняя Македония. Но новый брак отца не устраивал молодого человека. Поэтому он вслед за матерью покинул Македонию. Филипп извинился перед сыном, и тот вернулся на родину, пытаясь сохранять нейтральность и не становиться ни на одну из сторон в конфликте родителей.

В 336 году до н. э., во время свадебной церемонии дочери Филиппа, один из охранников бросился вперед и убил царя. Он умер в возрасте 47 лет.

Убийцу казнили, когда он пытался убежать. Истории до сих пор неизвестно, кто был заказчиком. По одной из версий это обиженная Олимпиада. Обвиняли и Александра. Также под подозрением был брат Олимпиады - Александр Молосский. Позже сын Филиппа официально обвинил персов.

Завершение дела отца

Нового правителя в лице Александра получила Древняя Македония. Греция уже была в подчинении нового царя, но он решил осуществить план отца и захватить Персию. Правитель продолжал развивать военную инженерию и в 334 году до н. э. пошел на врагов. Победа на суше была легкой и молниеносной. Но в ходе сражений возникла проблема - отсутствие боеспособного флота. Это Александр компенсировал новой стратегией. Он атаковал важные морские базы с суши.

После победы над давними врагами - персами - царь пошел на Египет, житницу, которая должна была кормить всю его империю. Эту цивилизацию с вековой историей он безгранично уважал, и там его встретили как бога. Египет сдался добровольно. Древняя Македония дала новый толчок к развитию египетской и греческой культуры.

В 325 году до н. э. границы земель простирались от Греции до территории современной Индии. Его правление продолжалось до самой смерти в 323 году до н. э. Точная причина гибели великого полководца неизвестна. Есть версии о том, что он был ранен в бою, заразился инфекцией, или даже о том, что его отравили враги.

После смерти Македонского империю разделили между собой его военачальники.

Культурный расцвет империи

Филипп был сторонником Греции. Есть свидетельства о том, что с 368-365 гг. до н. э. он был в плену в Фивах, где увлекся культурой Поэтому после завоевания Греции позволил светлым умам того времени вернуться в свои города и продолжать работу. Пригласил греческих философов и учителей царь и на родину. Культура, язык, письменность Древней Македонии были основаны на знаниях греков.

После смерти Филиппа его дело продолжил Александр. Каждый завоеванный город погружался в эллинизм, то есть полностью превращался в греческий полис с храмом, агорой (рыночной площадью) и театром. Приоритетом отца и сына было создание не только большой, но и цивилизованной империи.

Начал поход на Персию .

Возникновение Македонии

Слово «Македония» происходит от греческого «μακεδνός (makednós )», что означает «высокий» .

Первое Македонское государство было основано в VIII веке до н. э. или начале VII века до н. э. греческой династией Аргеадов - переселенцев из южного греческого города Аргоса (отсюда и название - Аргеады), возводивших своё происхождение к Гераклу . Первый царь Македонии - Пердикка I (по более поздним данным - Каран).

Раннее царство

Мифическим основателем македонского государства называли Карана , отождествляемого с сыном аргосского царя Темена Архелаем . По Юстину , от Карана до последнего царя Македонии Персея прошло 924 года , что заставляет датировать правление Карана XI веком до н. э.

Александр активно пользовался культурным наследием завоеванных держав, но при этом знакомил покоренные народы с культурой Греции и поощрял изучение греческих наук. И хотя новообразованная империя распалась вскоре после смерти Александра, её наследие сохранилось и позволило покоренным народам вступить в эпоху эллинизма . Население эллинистических стран Азии даже во II в. н. э. составляло более четверти населения Земли. Греческое койне более тысячелетия было языком международного общения большинства стран мира.

В 330 году до н. э. полководец Александра Македонского Зопирнион совершил поход в Скифию , в результате которого его тридцатитысячное войско было разгромлено. Пирр, царь Македонии и Эпира , в 279 году до н. э. нанёс поражение римлянам, не снискав славы. Относительная малочисленность македонцев не позволила сдержать натиск Римской республики, а Персей Македонский не оказал ожидаемого сопротивления захватчикам. Дорога к захвату Ахайи была открыта.

Закат царства

В 215 до н. э. Македония вступила в первую из трёх войн против Рима : результатом проигранных второй (197 до н. э.) и третьей (168 до н. э.) стало свержение правящей династии. Когда Македония была завоевана Римской республикой , страну разделили на четыре независимые друг от друга республики с аристократией во главе, которые выплачивали дань Риму. В 149 до н. э. в Македонии появился некий самозванец Андриск , выдававший себя за умершего сына Персея Филиппа VI. Это привело к четвёртой Македонской войне. В 148 до н. э. римляне разбили Лжефилиппа. Итогом стало объявление Македонии римской провинцией в 146 до н. э.

Язык

Язык македонян, бывший в употреблении до начала V века до н. э. и сохранявшийся в некоторых областях ещё в течение нескольких веков нашей эры, дошёл до нас менее чем в сотне коротких записей, сделанных Гесихием Александрийским в V веке. Этот язык был довольно близок греческому , являясь его диалектом. Древнемакедонский язык испытывал влияние дорического греческого, а с началом бурного культурного развития и тесного взаимодействия с другими государствами Эллады разница в языках начала сокращаться. Вследствие крайне скудного лингвистического материала, появилось множество точек зрения на происхождение древнемакедонского языка. Чаще всего его рассматривают как:

  • диалект греческого языка с элементами иллирийского;
  • диалект греческого языка с элементами иллирийского и фракийского;
  • диалект греческого языка с элементами языка не индо-европейской группы ;
  • диалект иллирийского языка с элементами греческого;
  • самостоятельный индо-европейский язык, родственный греческому, фракийскому и фригийскому.

Происхождение

Республика Македония История Македонии
Герб Македонии

Древняя Македония

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Портал «Македония»

Учёные, дискутирующие о том, являлась ли Древняя Македония эллинистическим государством или нет, ссылаются как на свидетельства античных авторов, так и на лингвистический материал. Накопленный лингвистический и исторический материал позволяет отнести македонян к греческой ветви народов[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .

См. также

Напишите отзыв о статье "Древняя Македония"

Примечания

Литература

  • Марк Юниан Юстин .
  • Хэммонд Н.-Дж.-Л. Иллирия, Эпир и Македония. - В книге : Кембриджская история древнего мира . Т. 3, ч. 3: Расширение греческого мира. (глава о ранней Македонии и смежных областях) - М.: Ладомир, 2007. - ISBN 978-5-86218-467-9
  • Шофман А. С. - Казань : Изд-во Казанского университета , 1960-1963.
  • Кузьмин Ю. Н. : Авт. дисс… к.и.н. - Саратов, 2003.
  • Буров А. С. : Авт. дисс… к.и.н. - М., 1996.
  • А. Б. Ранович. . - М .: Издательство АН СССР, 1950. - 264 с.
  • Талах В. Н. / Под ред. В. Н. Талаха, С. А. Куприенко. - К. : Видавець Купрієнко С. А., 2013. - 229 с. - ISBN 978-617-7085-01-9.
  • Selian E.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • - В проекте Реконструкция «Нового Геродота»

Отрывок, характеризующий Древняя Македония

Он протянул светящуюся руку к моему лбу и я почувствовала странное ощущение лёгкого «взрыва», после которого появилось чувство и вправду похожее на открывающуюся дверь… которая, к тому же, открывалась прямо у меня во лбу. Я увидела удивительно красивые, похожие на огромных разноцветных бабочек, тела, выходившие из самого центра моей головы… Они выстраивались вокруг и, привязанные ко мне тончайшей серебристой нитью, создавали удивительно красочный необычный цветок… По этой «нити» в меня вибрируя вливалась тихая и какая-то «неземная» мелодия, которая вызывала в душе чувство покоя и полноты.
На какое-то мгновение я увидела множество прозрачных человеческих фигур, стоящих вокруг, но они все почему-то очень быстро исчезли. Остался только мой первый гость, который всё ещё касался рукой моего лба и от его прикосновения в моё тело текло очень приятное «звучащее» тепло.
– Кто они? – спросила я, показывая на «бабочек».
– Это ты, – опять прозвучал ответ. – Это ты вся.
Я не могла понять, о чём он говорит, но каким-то образом знала, что от него идёт настоящее, чистое и светлое Добро. Вдруг очень медленно все эти необычные «бабочки» начали «таять» и превратились в изумительный, сверкающий всеми цветами радуги звёздный туман, который стал постепенно втекать обратно в меня... Появилось глубокое чувство завершённости и чего-то ещё, что я никак не могла понять, а только лишь очень сильно чувствовала всем своим нутром.
– Будь осторожна, – сказал мой гость.
– Осторожна в чём? – спросила я.
– Ты родилась… – был ответ.
Его высокая фигура начала колебаться. Поляна закружилась. А когда я открыла глаза, к моему величайшему сожалению, моего странного незнакомца уже нигде не было. Один из мальчишек, Ромас, стоял напротив меня и наблюдал за моим «пробуждением». Он спросил, что я здесь делаю и собираюсь ли я собирать грибы… Когда я спросила его сколько сейчас время, он удивлённо на меня посмотрев ответил и я поняла, что всё, что со мной произошло, заняло всего лишь несколько минут!..
Я встала (оказалось, что я сидела на земле), отряхнулась и уже собралась идти, как вдруг обратила внимание на весьма странную деталь – вся поляна вокруг нас была зелёной!!! Такой же изумительно зелёной, как если бы мы нашли её ранней весной! И каково же было наше общее удивление, когда мы вдруг обратили внимание, что на ней откуда-то появились даже красивые весенние цветы! Это было совершенно потрясающе и, к сожалению, совершенно необъяснимо. Вероятнее всего, это было какое-то «побочное» явление после прихода моего странного гостя. Но ни объяснить, ни хотя бы понять этого, к сожалению, я тогда ещё не могла.
– Что ты сделала? – спросил Ромас.
– Это не я, – виновато буркнула я.
– Ну, тогда пошли, – согласился он.
Ромас был одним из тех редких тогдашних друзей, кто не боялся моих «выходок» и не удивлялся ничему из того, что постоянно со мной происходило. Он просто мне верил. И поэтому я не должна была никогда ничего ему объяснять, что для меня было очень редким и ценным исключением. Когда мы вернулись из леса, меня тряс озноб, но я думала, что, как обычно, просто немного простудилась и решила не беспокоить маму пока не будет чего-то более серьёзного. Наутро всё прошло, и я была очень довольна тем, что это вполне подтвердило мою «версию» о простуде. Но, к сожалению, радоваться пришлось недолго…

Утром я, как обычно, пошла завтракать. Не успела я протянуть руку к чашке с молоком, как эта же тяжёлая стеклянная чашка резко двинулась в мою сторону, пролив часть молока на стол... Мне стало немножко не по себе. Я попробовала ещё – чашка двинулась опять. Тогда я подумала про хлеб... Два кусочка, лежавшие рядом, подскочили и упали на пол. Честно говоря, у меня зашевелились волосы… Не по-тому, что я испугалась. Я не боялась в то время почти ничего, но это было что-то очень уж «земное» и конкретное, оно было рядом и я абсолютно не знала, как это контролировать...
Я постаралась успокоиться, глубоко вздохнула и попробовала опять. Только на этот раз я не пыталась ничего трогать, а решила просто думать о том, чего я хочу – например, чтобы чашка оказалась в моей руке. Конечно же, этого не произошло, она опять всего лишь просто резко сдвинулась. Но я ликовала!!! Всё моё нутро просто визжало от восторга, ибо я уже поняла, что резко или нет, но это происходило всего лишь по желанию моей мысли! И это было совершенно потрясающе! Конечно же, мне сразу захотелось попробовать «новинку» на всех окружающих меня живых и неживых «объектах»...
Первая мне под руку попалась бабушка, в тот момент спокойно готовившая на кухне очередное своё кулинарное «произведение». Было очень тихо, бабушка что-то себе напевала, как вдруг тяжеленная чугунная сковорода птичкой подскочила на плите и с жутким шумом грохнулась на пол… Бабушка от неожиданности подскочила не хуже той же самой сковороды... Но, надо отдать ей должное, сразу же взяла себя в руки, и сказала:
– Перестань!
Мне стало немножечко обидно, так как, что бы не случилось, уже по привычке, всегда и во всём обвиняли меня (хотя в данный момент это, конечно, было абсолютной правдой).
– Почему ты думаешь это я? – спросила я надувшись.
– Ну, привидения у нас вроде бы пока ещё не водятся, – спокойно сказала бабушка.
Я очень любила её за эту её невозмутимость и непоколебимое спокойствие. Казалось, ничего в этом мире не могло по-настоящему «выбить её из колеи». Хотя, естественно, были вещи, которые её огорчали, удивляли или заставляли грустить, но воспринимала она всё это с удивительным спокойствием. И поэтому я всегда с ней чувствовала себя очень уютно и защищённо. Каким-то образом я вдруг почувствовала, что моя последняя «выходка» бабушку заинтересовала… Я буквально «нутром чувствовала», что она за мной наблюдает и ждёт чего-то ещё. Ну и естественно, я не заставила себя долго ждать... Через несколько секунд все «ложки и поварёшки», висевшие над плитой, с шумным грохотом полетели вниз за той же самой сковородой…
– Ну-ну… Ломать – не строить, сделала бы что-то полезное, – спокойно сказала бабушка.
Я аж задохнулась от возмущения! Ну, скажите пожалуйста, как она может относиться к этому «невероятному событию» так хладнокровно?! Ведь это такое... ТАКОЕ!!! Я даже не могла объяснить – какое, но уж точно знала, что нельзя относиться к тому, что происходило, так покойно. К сожалению, на бабушку моё возмущение не произвело ни малейшего впечатления и она опять же спокойно сказала:
– Не стоит тратить столько сил на то, что можно сделать руками. Лучше иди почитай.
Моему возмущению не было границ! Я не могла понять, почему то, что казалось мне таким удивительным, не вызывало у неё никакого восторга?! К сожалению, я тогда ещё была слишком малым ребёнком, чтобы понять, что все эти впечатляющие «внешние эффекты» по-настоящему не дают ничего, кроме тех же самых «внешних эффектов»… И суть всего этого всего лишь в одурманивании «мистикой необъяснимого» доверчивых и впечатлительных людей, коим моя бабушка, естественно не являлась... Но так как до такого понимания я тогда ещё не доросла, мне в тот момент было лишь невероятно интересно, что же такого я смогу сдвинуть ещё. По-этому, я без сожаления покинула «не понимавшую» меня бабушку и двинулась дальше в поисках нового объекта моих «экспериментов»…
В то время у нас жил папин любимец, красивый серый кот – Гришка. Я застала его сладко спящим на тёплой печке и решила, что это как раз очень хороший момент попробовать на нём своё новое «искусство». Я подумала, что было бы лучше, если бы он сидел на окне. Ничего не произошло. Тогда я сосредоточилась и подумала сильнее... Бедный Гришка с диким воплем слетел с печи и грохнулся головой о подоконник… Мне стало так его жалко и так стыдно, что я, вся кругом виноватая, кинулась его поднимать. Но у несчастного кота вся шерсть почему-то вдруг встала дыбом и он, громко мяукая, помчался от меня, будто ошпаренный кипятком.
Для меня это был шок. Я не поняла, что же произошло и почему Гришка вдруг меня невзлюбил, хотя до этого мы были очень хорошими друзьями. Я гонялась за ним почти весь день, но, к сожалению, так и не смогла выпросить себе прощения… Его странное поведение продолжалось четыре дня, а потом наше приключение, вероятнее всего, забылось и опять всё было хорошо. Но меня это заставило задуматься, так как я поняла, что, сама того не желая, теми же самыми своими необычными «способностями» иногда могу нанести кому-то и вред.
После этого случая я стала намного серьёзнее относиться ко всему, что неожиданно во мне проявлялось и «экспериментировала» уже намного осторожнее. Все последующие дни я, естественно же, просто заболела манией «двигания». Я мысленно пробовала сдвинуть всё, что только попадалось мне на глаза... и в некоторых случаях, опять же, получала весьма плачевные результаты...
Так, например, я в ужасе наблюдала, как полки аккуратно сложенных, очень дорогих, папиных книг «организованно» повалились на пол и я трясущимися руками пыталась как можно быстрее собрать всё на место, так как книги были «священным» объектом в нашем доме и перед тем, как их брать – надо было их заслужить. Но, к моему счастью, папы в тот момент дома не оказалось и, как говорится, на этот раз «пронесло»…
Другой весьма смешной и в то же время грустный случай произошёл с папиным аквариумом. Отец, сколько я его помню, всегда очень любил рыбок и мечтал в один прекрасный день соорудить дома большой аквариум (что он позднее и осуществил). Но в тот момент, за не имением лучшего, у нас просто стоял маленький круглый аквариум, который вмещал всего несколько разноцветных рыбок. И так как даже такой маленький «живой уголок» доставлял папе душевную радость, то за ним с удовольствием присматривали в доме все, включая меня.
И вот, в один «злосчастный» день, когда я просто проходила мимо, вся занятая своими «двигающими» мыслями, я нечаянно посмотрела на рыбок и пожалела, что у них, бедненьких, так мало места чтобы вольно жить… Аквариум вдруг задрожал и, к моему великому ужасу, лопнул, разливая воду по комнате. Бедные рыбки не успели опомниться, как были, с большим аппетитом, съедены нашим любимым котом, которому вдруг, прямо с неба, привалило такое неожиданное удовольствие... Мне стало по-настоящему грустно, так как я ни в коем случае не хотела огорчать папу, а уж, тем более, прерывать чью-то, даже очень маленькую, жизнь.
В тот вечер я ждала папу в совершенно разбитом состоянии – было очень обидно и стыдно так глупо оплошать. И хотя я знала, что никто не будет меня за это наказывать, на душе почему-то было очень скверно и, как говорится, в ней очень громко «скребли кошки». Я всё больше и больше понимала, что некоторые из моих «талантов» в определённых обстоятельствах могут быть весьма и весьма небезопасны. Но, к сожалению, я не знала, как можно этим управлять и поэтому мне всё больше и больше становилось тревожно за непредсказуемость некоторых моих действий и за возможные их последствия с совершенно не желаемыми мною результатами...
Но я всё ещё была лишь любопытной девятилетней девочкой и не могла долго переживать из-за трагически погибших, правда полностью по моей вине, рыбок. Я по-прежнему усердно пробовала двигать все попадающееся мне предметы и несказанно радовалась любому необычному проявлению в моей «исследовательской» практике. Так, в одно прекрасное утро во время завтрака моя молочная чашка неожиданно повисла в воздухе прямо передо мной и продолжала себе висеть, а я ни малейшего понятия не имела, как её опустить... Бабушка в тот момент находилась на кухне и я лихорадочно пыталась что-то «сообразить», чтобы не пришлось опять краснеть и объясняться, ожидая услышать полное неодобрение с её стороны. Но несчастная чашка упорно не хотела возвращаться назад. Наоборот, она вдруг плавно двинулась и, как бы дразнясь, начала описывать над столом широкие круги… И что самое смешное – мне никак не удавалось её схватить.
Бабушка вернулась в комнату и буквально застыла на пороге со своей чашкой в руке. Я конечно тут же кинулась объяснять, что «это она просто так летает… и, ведь правда же, это очень красиво?»… Короче говоря, пыталась найти любой выход из положения, только бы не показаться беспомощной. И тут мне вдруг стало очень стыдно… Я видела, что бабушка знает, что я просто-напросто не могу найти ответ на возникшую проблему и пытаюсь «замаскировать» своё незнание какими-то ненужными красивыми словами. Тогда я, возмутившись на саму себя, собрала свою «побитую» гордость в кулак и быстро выпалила:
– Ну, не знаю я, почему она летает! И не знаю, как её опустить!
Бабушка серьёзно на меня посмотрела и вдруг очень весело произнесла:
– Так пробуй! Для того тебе и дан твой ум.
У меня словно гора свалилась с плеч! Я очень не любила казаться неумёхой и уж особенно, когда это касалось моих «странных» способностей. И вот я пробовала... С утра до вечера. Пока не валилась с ног и не начинало казаться, что уже вообще не соображаю, что творю. Какой-то мудрец сказал, что к высшему разуму ведут три пути: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый лёгкий и путь опыта на своей шее – самый тяжёлый. Вот я видимо и выбирала всегда почему-то самый тяжёлый путь, так как моя бедная шея по-настоящему сильно страдала от моих, никогда не прекращающихся, бесконечных экспериментов…
Но иногда «игра стоила свеч» и мои упорные труды венчались успехом, как это наконец-то и случилось с тем же самым «двиганием»… Спустя какое-то время, любые желаемые предметы у меня двигались, летали, падали и поднимались, когда я этого желала и уже совершенно не казалось сложным этим управлять… кроме одного весьма обидно упущенного случая, который, к моему великому сожалению, произошёл в школе, чего я всегда честно пыталась избегать. Мне совершенно не нужны были лишние толки о моих «странностях» и уж особенно среди моих школьных товарищей!
Виной того обидного происшествия, видимо, было моё слишком большое расслабление, которое (зная о своих «двигательных» способностях) было совершенно непростительно допускать в подобной ситуации. Но все мы когда-то делаем большие или маленькие ошибки, и как говорится – на них же и учимся. Хотя, честно говоря, я предпочитала бы учиться на чём-нибудь другом...
Моим классным руководителем в то время была учительница Гибиене, мягкая и добрая женщина, которую все школьники искренне обожали. А в нашем классе учился её сын, Реми, который, к сожалению, был очень избалованным и неприятным мальчиком, всегда всех презиравшим, издевавшимся над девчонками и постоянно ябедничавшим на весь класс своей матери. Меня всегда удивляло, что, будучи таким открытым, умным и приятным человеком, его мать в упор не хотела видеть настоящего лица своего любимого «чадушки»… Наверное это правда, что любовь может быть иногда по-настоящему слепа. И уж в этом случае она была слепа неподдельно...
В тот злополучный день Реми пришёл в школу уже изрядно чем-то взвинченный и сразу же начал искать себе «козла отпущения», чтобы излить на него всю свою, откуда-то накопившуюся, злость. Ну и естественно, мне «посчастливилось» оказаться в тот момент именно в радиусе его досягаемости и, так как мы не очень-то любили друг друга изначально, в этот день я оказалась именно тем горячо желанным «буфером», на котором ему не терпелось выместить своё неудовлетворение неизвестно чем.

Древняя Македония
царство
IX в. до н. э. - 146 до н. э.
Герб
Столица Эгес , потом Пелла
Язык(и) древнемакедонский
Преемственность
← Греческие Тёмные века
Македония (римская провинция) →

Древняя Македония - рабовладельческое государство в центральной и северо-восточной части Балканского полуострова . Существовала с 5 в. до н. э. до 148 до н. э.. Наибольшего расцвета достигла в результате завоеваний Филиппа II (подчинение всей Греции) и Александра Македонского (империя Александра Македонского).

Государство на землях Нижней Македонии сложилась в течение 6-5 ст. до н. э., но еще в 4 в. до н. э. племена Верхней Македонии были на стадии родоплеменного строя. Основными занятиями населения государства были земледелие и скотоводство. Непосредственное соседство с Грецией способствовало воздействию греческой культуры и языка, установлению тесных взаимосвязей с греческими полисами. С образованием в Македонии классового общества происходило и ее постепенное политическое объединение, расширение государственных границ, укрепление независимости и рост военно-политической мощи.

Во времена правления Филиппа II (359-336 до н. э.) окончательно сформировалась македонская монархия и была подчинена Верхняя Македония. Филипп II завершил реорганизацию армии и создал македонский флот. Стремясь расширить свои владения и политическое влияние, а также овладеть морским побережьем, которое находилось в руках греков, Филипп II в течение 357-346 до н. э. вел войну против Афин и их союзников, в результате которой овладел более чем 30 городами, подчинил Фессалию и захватил все фракийское побережье Эгейского моря. Повторное его вмешательство в дела Греции завершилось в 338 до н. э. битвой при Херонее , в которой македонское войско оказалось победителем и греческие города признали гегемонию македонской монархии. В 336 до н. э., готовясь выступить против Персидского царства и местной знати, Филипп II стал жертвой заговора.

Его преемником стал сын Александр Македонский (336-323 до н. Э.), который подавил восстания греческих городов и осуществил намерения своего отца в отношении Персидского царства. Он разбил царя Дария III , завоевал Персидскую державы и на ее территории образовал свою большую монархию, которая, однако, была непрочной. После смерти Александра империя распалась, и Македония боролась за контроль над Грецией с Ахейским и Эталийским союзами. После вступления в конфликт с Римом из-за Иллирии (Македонские войны) Македония понесла поражение, была разделена на 4 республики под римским протекторатом, и, наконец, включена в состав Рима как провинция (148 до н. э.).



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...