Эмоциональные состояния их виды. Виды эмоциональных состояний

Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Аффект

С. Л. Рубинштейн отмечал особенности настроения в том, что оно не предметно, а личностно и в том Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект.

Аффект (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться с этим состоянием очень трудно. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшуюся вещь, толкнуть стул, хлопнуть по толу. Теряя власть над собой, человек весь отдается переживанию.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, “затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Стресс

  • Основная статья: Cтресс

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми .

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания ”. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

Фрустрация

Близким по своим проявлениям к стрессу является эмоциональное состояние фрустрации.

Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Особой формой эмоционального переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. В чем же особенность страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины возникновения страсти разнообразны — они могут определяться осознанными убеждениями, могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение. В любом случае страсть связана с нашими потребностями и другими свойствами личности. Страсть, как правило, избирательна и предметна. Например, страсть к музыке, к коллекционированию, к знаниям и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, в которых крутятся все обстоятельства, связанные с предметом страсти, который представляет и обдумывает пути достижения потребности. То, что не связано с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения. Например, некоторые ученые, которые страстно работают над открытием, не придают значения своему внешнему виду, нередко, забывая про сон и еду.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волей. Так как страсть выступает одним из значимых побуждений к деятельности, потому как обладает большой силой. В реальности оценка значения страсти двояка. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Например, страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, в тоже время в рамках другой социальной группы может рассматриваться как экономность, расчетливость.

Психологическая саморегуляция: аффекта, стресса, эмоционального выгорания, фрустрации, страсти

Неумение регулировать свои эмоциональные состояния, справляться с аффектами и стрессами служит препятствием для эффективной профессиональной деятельности, нарушает межличностные отношения на работе и в семье, мешает достижению поставленных целей и осуществлению намерений, нарушает здоровье человека.

Существуют специальные приемы, которые помогают справиться с сильной эмоцией и не допустить ее превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать ее истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться, глубоко и ритмично дышать, привлечь заранее заготовленный “дежурный образ” приятного события в своей жизни, попытаться посмотреть на себя со стороны. Аффект можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, культуры межличностных отношений.

Средством предупреждения эмоционального выгорания являются оптимизация условий труда и психологическая коррекция на ранних стадиях эмоциональных нарушений.

Имеет значение, и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10- 15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременным сильный стресс активизирует человека, как бы “встряхивает” его.

Итак, нужно запомнить следующее:
  • Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса и бояться его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать “всегда размеренно и спокойно”, тем в большей степени вас будет разрушать стресс. Ведь вместо того, чтобы постепенно и терпеливо накапливать опыт по самоуправлению собой в стрессе, вы будете от него “убегать”.

Можно сравнить способы эффективного управления стрессом с действиями опытного альпиниста. Если человек, охваченный страхом, повернется к снежной лавине спиной и побежит от нее, она его настигнет и уничтожит. Необходимо встретить опасность лицом к лицу с тем, чтобы знать, как защититься от нее.

  • Для того чтобы управлять своим стрессом, необходимо использовать его полезные функции и исключать вредные.
  • При конструктивном стрессе возникает разрядка накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, решается важная проблема и улучшается взаимопонимание между людьми.
  • При деструктивном стрессе резко ухудшаются отношения до полного разрыва, проблема остается нерешенной, у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.

Наиболее успешными, как в профессии, так и в личной жизни, являются люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют сдерживаться, проявлять терпение, тормозить свои внутренние “взрывы”.

Люди с развитой личной психотехникой реализуют четыре основных действия:
  • Действие первое: они никого не обвиняют: ни себя, ни других. Они не мучаются “укорами совести” и не “сбрасывают” свою стрессовую энергию на окружающих.
  • Действие второе: они стремятся овладеть собой на первой стадии развития стресса, когда еще сохранен самоконтроль и “стрессовая стихия” не захватила полностью. Они стремятся вовремя остановить себя. Один ведущий специалист крупного коммерческого банка выразил эту мысль так: “Важно не попасть в точку В”.
  • Действие третье: они изучают самих себя. Люди с развитой саморегуляцией хорошо знают, как начинает развиваться у них стрессовое состояние. Другими словами, они вовремя осознают изменение своего внутреннего самоощущения па первой стадии развития стресса.
  • Действие четвертое и самое главное. Люди, с развитой саморегуляцией, интуитивно находят оптимальную стратегию в стрессе. Успешно овладевают стрессом те, кто понимает, что “сбрасывать” темную стрессовую энергию на других — некультурно и в определенном смысле невыгодно. Происходит потеря нужных деловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. Они понимают также, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в своих ошибках, — неконструктивно. Действительно, что меняется от этого? Дело все равно стоит, и проблема не решается.
Чтобы снять эмоциональное напряжение, нужно:
  • правильно оценить значимость событий;
  • в случае поражения действовать по принципу “не больно-то и хотелось”;
  • увеличить физическую нагрузку (многие женщины начинают стирать или выполнять другую тяжелую домашнюю работу);
  • сформировать новую доминанту, т.е. отвлечься;
  • выговориться, выплакаться;
  • послушать музыку;
  • вызвать улыбку, смех, юмор необходим для того, что
  • бы воспринимать как комическое то, что претендует на серьезность;
  • осуществить релаксацию.

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных состояний. Наиболее значимыми принято считать следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс .

1) Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектом называют эмоциональное состояние взрывного характера, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля . Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые посредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своихдействий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия, поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Причиной аффекта является состояние внутреннего конфликта, противоречие между влечением, желанием, стремлением и невозможностью удовлетворить его. Особенно ярко проявляются аффекты у детей. Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая ее организованность. В состоянии аффекта человек теряет власть над собой. Однако, справиться с аффектом на первых этапах его развития может любой. Главное – отсрочить аффективную вспышку, сдержать себя.

2) Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции . Эмоции отличаются от аффектов, прежде всего длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Во многих ситуациях помимо удовольствия и неудовольствия возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения, с другой стороны. Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с попытками к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.


Неоднократно предпринимались попытки выделить основные «фундаментальные» эмоции . В частности, принято выделять следующие эмоции.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установка субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающе в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании соответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентности (двойственности) чувств . Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Между отрицательными и положительными эмоциями существует определенное равновесие. Если мы испытали отрицательные эмоции, появляется желание испытать положительные.

Эмоции могут быть не только положительными или отрицательными. П. В. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха к «комнате ужасов»).

3) Еще одну группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека. Через настроение человек как бы отражает свое отношение к действительности. Настроение– самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Причина настроения всегда есть, но не всегда осознается человеком. Настроение человека отражает бессознательную обобщенную оценку того, насколько благоприятно на данный момент складываются для него обстоятельства . Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.

4) Стресс – состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой. Понятие введено канадским физиологом Г. Селье для обозначения необычайной реакции организма на любое сильное воздействие . Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы (холод, боль, страх, унижение) вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Стресс никогда не равен нулю, в минуты равнодушия он просто минимален. Стресс – обычная действительность нашей жизни.

Виды стресса :

1) физиологический : реакция организма на стресс – выброс в кровь адреналина, гормонов щитовидной железы и т.д. Длительное пребывание в состоянии стресса сокращает жизнь, вызывает болезни.

2) психологический : информационный (высокая степень ответственности при недостатке времени) и эмоциональный (угроза, опасность, обида, человек длительное время остается один на один со своими проблемами).

Разные люди по-разному могут реагировать на состояние стресса.

Фрустрация – психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием , отчаянием , тревогой .

Отличительные черты фрустрации: неожиданность , неопределенность , изменение привычного хода событий .

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Устойчивость к фрустрирующим факторам (толерантность) зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Высшие чувства. Как отмечает А. В. Петровский чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на объект. Чувства влияют в свою очередь на эмоции. Строго научное использование термина «чувства» ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.

В психологии принято выделять следующие виды чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства .

Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и к обществу. Основанием оценки этих чувств являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах общественной жизни. К нравственным чувствам относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность и др.

Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности. К ним относятся: сомнение, радость открытия, любовь к истине .

Эстетические чувства отражают и выражают отношение человека к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному , трагическому или комическому , возвышенному или низменному .

Эмоции – это особый вид психических процессов и состояний, сформированных естественным отбором, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха) значимость воздействующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, вызывает у нас определенное отношение. Различные явления, объекты вызывают у нас симпатию или антипатию, удовольствие или отвращение, интерес или равнодушие. Таким образом, эмоции предупреждают нас о благоприятствующем или наоборот разрушающем характере каких-либо внешних факторов. Понуждая нас стремиться к приятному и избегать неприятное, пугающее или отвратительное, выделяя потенциально важную для нас информацию (к ней мы испытываем интерес ) от неважной, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения.

1.Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное переживание, развивающееся в критических ситуациях и имеющее ярко выраженное двигательное сопровождение. Это, например, ярость, ужас, сильная радость, глубокое горе, отчаяние. Аффект полностью захватывает психику человека, подавляя контроль сознания, и воздействует на двигательные центры коры головного мозга, что приводит к противоположным реакциям: человек либо совершает бурные, часто беспорядочные движения, либо напротив, цепенеет, становится неподвижным и безмолвным. Даже при самом сильном аффекте человек отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но одни люди способны овладеть своими мыслями и поступками, а другие нет. Это зависит от уровня эмоционально-волевой устойчивости человека.

2.Эмоции – отличаются от аффектов большей длительностью, и представляют собой реакцию не только на текущие, но также на вспоминаемые или вероятные события. Эмоциональные процессы характеризуются проявлениями: I. удовольствия и неудовольствия. II. напряжения и облегчения. III. возбуждения и успокоения. С точки зрения влияния на деятельность эмоции делятся на стенические (стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека) и астенические (вызывают упадок сил, скованность, пассивность).

Несмотря на широчайший спектр эмоций, существуют фундаментальные , или базовые эмоции; все остальные являются вариантами их сочетаний или вариантами интенсивности их проявления (например, эмоция гнева проявляется от слабого гнева – раздражения, до максимально сильного – ярости.). Базовой называется эмоция, возникшая в результате эволюционно-биологических процессов, имеющая особый способ реагирования нервной системы, проявляющая себя при помощи мимики, оказывающая организующее и мотивирующее влияние на человека. Базовыми являются следующие эмоции:

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (людьми, обстоятельствами, предметами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях, и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации и реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Сложным вопросом является критерий оценки эмоций . Положительными или отрицательными считаются эмоции, которые приятно (или соответственно, неприятно) испытывать. Однако при этом «положительные» эмоции могут приводить в нежелательным последствиям (употребление наркотиков доставляет удовольствие), и наоборот (страх побуждает избегать опасностей). Поэтому наилучшим критерием принято считать следующий: эмоция считается положительной или отрицательной зависимости от того, облегчает ли она конструктивное поведение или приводит к неоправданному расходу психической энергии.

3.Чувства – длительные психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Чувства всегда индивидуальны и обусловлены системой ценностей ориентаций конкретного человека.

Высшие чувства – особая форма переживания; в них заключено все богатство человеческих отношений. Высшие чувства делятся на нравственные (моральные) – переживаемые при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом; интеллектуальные – переживаемые в процессе познавательной деятельности человека. Эти чувства – удивление, любопытство, любознательность, радость от сделанного открытия, сомнение в правильности решения – свидетельствуют о взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов; эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства – восторг, радость, отвращение, тоску, страдание и т.д.

4.Настроение – самое длительное, или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отражает бессознательную обобщенную оценку того, как в данный момент складываются обстоятельства. Настроения могут различаться по продолжительности; их устойчивость зависит от возраста человека, индивидуальных особенностей характера и темперамента, силы воли и других факторов.

В переживании человеком сильной эмоции участвуют все нейрофизиологические и соматические системы организма. Слабые, неотчетливые эмоции не достигают порога сознания, не осознаются, но физиологические изменения, тем не менее, происходят. Эмоция может быть слабой, но подпороговая реакция – долгой. Именно под воздействием таких эмоций формируются настроения. Длительная негативная эмоция, даже слабая, может быть крайне опасной и привести в конце концов к нервно-психическим и соматическим расстройствам. Поэтому так важно осознавать свое настроение и состояние и анализировать его причины.

Функции эмоций : благодаря эмоциям мы:

отличаем полезное от вредного (отражательно-оценочная функция );

выбираем соответствующее поведение (регулятивная );

находим взаимопонимание с другими людьми (коммуникативная );

показываем свое состояние (сигнальная );

совершенствуемся в определенном виде деятельности (мотивационная ).

Закон Йеркса-Додсона : чрезмерная мотивация снижает эффективность деятельности . Это означает, что если человек слишком серьезно относится с какому-либо делу, если от определенного события, по мнению человека, зависит вся его жизнь (экзамен, собеседование, объяснение в любви, публичное выступление), скорее всего, он потерпит в этом деле неудачу, так как страх и осознание огромной ответственности, значимости каждого его действия дезорганизуют деятельность, провоцируют нерешительность и заторможенность мышления, ослабляют внимание. Поэтому рекомендуется иметь несколько значимых областей деятельности, не ставить свою самооценку в зависимость от своих достижений и тщательно продумывать свои дальнейшие действия после свершения данного события, как в случае удачного, так и в случае неудачного исхода.

Теория эмоций Джемса–Ланге : восприятие какого-либо факта рефлекторным путем вызывает телесные изменения (дыхания, мимики, кровообращения), а наше восприятие этих изменений и есть эмоция. Джемс: «Мы огорчены, потому что плачем, испуганы потому что дрожим». То есть то, что традиционно считается следствием эмоций (физиологические изменения), по мнению Джемса и Ланге, является их первопричиной. Эта теория подтверждается некоторыми фактами, но вызывает ряд возражений.

Психические состояния.

Психическое состояние – это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания. Психическое состояние – это способ организации психических процессов в определенный период времени. Живой организм, стремясь к достижению наиболее благоприятного для него состояния - внутреннего равновесия (гомеостаза), - должен приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Это явление определяется понятием «адаптация». Адаптация – это 1) свойство организма, 2) процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, 3) результат взаимодействия в системе «человек-среда», 4) цель, к которой стремится организм. Итак, адаптация – это многоуровневое явление; динамичное сочетание уровней обозначается понятием «функциональное состояние организма». Рассматривая его прежде всего, исходя из особенностей протекания психических процессов, мы определяем его как психическое состояние. Основные классы психических состояний :

личностные (проявляются индивидуальные свойства человека) и ситуативные (появляются особенности ситуации).

глубокие и поверхностные (по степени влияния на переживания и поведение).

положительные и отрицательные (облегчающие или затрудняющие деятельность).

продолжительные и кратковременные.

более или менее осознанные .

Психические состояния можно разделить на две большие группы по определяющей сфере психики: 1). Характеризующие аффективно-волевую сферу (аффективная сфера характеризуется понятиями «удовольствие-неудовольствие», волевая – «напряжение-разрешение») и 2). Характеризующие познавательную сферу (определяется состояниями сознания и внимания «сон-бодрствование».

Психическое состояние зависит от трех компонентов ситуации. Это:

1) потребности, желания и стремления человека и степень их осознания.

2) возможности человека (способности, физический тонус, ресурсы),

3) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации).

Соотношение этих детерминант и определяет главные характеристики состояния.

Отрицательные психические состояния

(негативно воздействующие на жизнедеятельность человека):

Стресс – неспецифическая ответ организма на изменение условий среды (автор теории стресса Ганс Селье, 1936 г.). Этот ответ заключается в биохимических изменениях – увеличении коркового слоя надпочечников, уменьшении вилочковой железы и лимфатических желез, точечных кровоизлияний в слизистой оболочке желудка и кишечника. Цель этих изменений – выработка необходимой энергии для приспособления. Селье постулировал, что есть два вида энергии: 1). Поверхностная – доступна по первому требованию, восполнима за счет энергии №2 – глубинной : ее истощение необратимо и ведет к старению и гибели организма.

Стадии стресса : тревога – мобилизация всех адаптационных возможностей организма, резистентная (она же стадия сопротивления ) – сбалансированный расход адаптационных резервов, истощение – без устранения стрессового фактора и\или поддержки извне особь гибнет.

Виды стресса по времени протекания :

кратковременный – бурный расход поверхностной энергии, начало мобилизации глубинной энергии. Если темп мобилизации недостаточен, особь гибнет.

длительный – расход и поверхностной, и глубинной энергии, развитие психических и соматических болезненных состояний.

Виды стресса по воздействию :

физиологический (нехватка воды, кислорода, пищи, рана, неподходящая температура среды и др.) и

психический, который делится на эмоциональный (связан с ситуациями угрозы, опасности, обиды) и информационный (в результате чрезмерного потока информации человек не может принять решение в нужном темпе, особенно при высокой ответственности).

Симптомы психического стресса: ощущение потери контроля надо собой, дезорганизация деятельности, апатия, вялость, повышенная утомляемость, расстройства сна и половой функции, увеличение употребления алкоголя, высококалорийной пищи, психоактивных веществ (кофе, крепкий чай, табак), раздражительность, сниженное настроение, боль в мышцах, изжога, головная боль.

Тревожность – индивидуальная психическая особенность, проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям тревоги. Тревога – эмоциональный дискомфорт, ощущение неблагополучия, грозящей опасности.

Проявления тревоги : физиологические - учащение сердцебиения и дыхания, повышение давления, снижение порога чувствительности; психологические – напряжение, озабоченность, нервозность, чувство грозящей неудачи, невозможность принять решение. Тревожность – признак неблагополучия личности, ее недостаточной адаптации к окружающей среде. Личностная и ситуативная тревожность измеряется тестом Спилбергера-Ханина.

Фрустрация – (лат «frustratio» - обман, напрасные ожидания) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. При длительной фрустрации значимых потребностей развивается фрустрационное поведение. Его признаки: двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции, апатия, агрессия и деструкция, стереотипия – слепое повторение поведения, регрессия – возврат в более примитивным формам поведения (для взрослого человека – к подростковым или детским, иногда даже младенческим). При длительном переживании отрицательных Психических состояний, таких как фрустрация или тревога, возможно развитие психологической защиты – это система регуляторных механизмов в психике, направленная на устранение или снижение травмирующих переживаний в ситуациях, угрожающих самооценке (Понятие введено З. Фрейдом). Основные виды психологических защит:

вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний.

идентификация – бессознательное уподобление угрожающему объекту.

рационализация – рациональное объяснение человеком своих действий или желаний, истинные причины которых иррациональны или неприемлемы.

сублимация – преобразование сексуальной энергии в социально приемлемые формы.

проекция – приписывание другим собственных вытесненных мотивов, желаний и черт характера.

Депрессия - болезненное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в этом состоянии испытывает тяжелые, мучительные переживания и эмоции - подавленность, тоску, отчаяние. Резко снижены влечения, волевая активность, самооценка. Характерно чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности, бесперспективности перед лицом жизненных трудностей. Также при депрессии наблюдаются изменения поведения, такие как: замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость, что приводит к резкому падению продуктивности. Часто в состоянии депрессии человека посещают мысли о самоубийстве. Депрессия не проходит сама собой, и определить ее достаточно сложно. Главное - вовремя обратиться за помощью к специалисту (психотерпевту).

Которое возникает у человека в результате реакции на какой-либо объект или ситуацию. Они не статичны и имеют различную силу выраженности. Такие состояния определяют и зависят от данных его характера и психотипа.

Основные эмоциональные состояния: характеристика

Эмоции характеризуются по трем параметрам:

  1. Валентность. Это так называемый тон эмоций: они могут быть отрицательными и положительными. Интересен тот факт, что отрицательных эмоций выделяют гораздо больше, чем положительных.
  2. Интенсивность. Здесь оценивается сила эмоционального переживания. Внешние физиологические проявления имеют тем большую выраженность, чем сильнее эмоция. Этот параметр тесно связан с и ЦНС.
  3. параметр влияет на активность поведения человека. Он представлен двумя вариантами: стеническим и эмоции способствуют парализации действий: человек вял и апатичен. Стенические, наоборот, побуждают к действиям.

Виды

Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству и длительности проявления:

  1. Настроение. Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и внезапно. Настроения бывают положительными, отрицательными, временными и устойчивыми.
  2. Аффективные эмоциональные состояния. Это группа кратковременных эмоций, которые внезапно охватывают человека и характеризуются ярким проявлением в поведении. Несмотря на кратковременность, влияние аффектов на психику очень велико и имеет деструктивный характер, снижая ее способности к организованности и адекватной оценке действительности. Это состояние может контролироваться только личностями с развитой волей.
  3. Стрессовые эмоциональные состояния. Они возникают, когда человек попадает в с субъективной точки зрения. Сильный стресс может сопровождаться аффектом, если был понесен большой эмоциональный урон. С одной стороны, стресс - негативное явление, которое пагубно влияет на нервную систему, а с другой стороны, он мобилизует человека, что иногда позволяет сохранить ему свою жизнь.
  4. Фрустрация. Она характеризуется ощущением трудностей и препятствий, вводя человека в подавленное состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а также отрицательная реакция на происходящие события вне зависимости от их характера.
  5. Эмоциональные состояния страсти. Эта категория эмоций вызывается реакцией человека на материальные и духовные потребности: так, сильное желание чего-либо вызывает в нем стремление к объекту, которое трудно преодолеть. В поведении наблюдается активность, личность ощущает подъем сил и чаще всего становится более импульсивной и инициативной.

Вместе с этой классификацией существует и более детальная, которая разделяет все эмоции на 2 категории.

Психологи выделяют 7 основных эмоций:

  • радость;
  • гнев;
  • презрение;
  • удивление;
  • страх;
  • отвращение;
  • печаль.

Суть основных эмоций в том, что их испытывают все люди, которые имели гармоничное развитие без патологий со стороны нервной системы. Они одинаково проявляются (хоть и в различной степени и количестве) у представителей разных культур и социальной среды.

Это обусловлено наличием определенных мозговых структур, которые отвечают за ту или иную эмоцию. Таким образом, определенный набор вероятных эмоциональных переживаний заложен в человеке изначально.

В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.

Теоретическая основа

Термин «эмоции» был веден в конце XIX века. Появление этого понятия связывают с именами датского медика и анатома Г. Ланге и американского психолога и философа У. Джемса. Авторы знакомы не были. Однако независимо друг от друга они пришли к одним и тем же выводам.

Согласно разработанной концепции, эмоции человека могут быть вызваны следующим:

Трансформациями двигательной сферы;
- внешними воздействиями;
- изменениями в области непроизвольных актов.

Эмоциональные состояния - это те ощущения, которые при этом возникают. Согласно теории Джемса - Ланге, мы пугаемся потому, что начинаем дрожать, а причиной печали становятся наши слезы.

Физиологом У. Кенноном была выдвинута собственная теория эмоций. Критикуя концепцию Джемса - Ланге, он обратил внимание на тот факт, что эмоциональные переживания первичны. Только после их возникновения происходят изменения физического характера. Кроме того, при прерывании нервных связей человеческого организма исчезновение эмоций не происходит. По мнению Кеннона, физиологические явления призваны настроить человека на те ситуации, которые потребуют от него больших энергозатрат.

Существуют также теории, которые объясняют возникновение эмоций когнитивными факторами. Их разработали Л. Фестингер и В. Симонов. Согласно этим концепциям, человек, сознательно или нет, сравнивает полученную им информацию о том предмете, который нужен ему для удовлетворения потребностей, с той, которая имеется у него. При этом у него возникают те или иные эмоциональные состояния.

Самочувствие

Эмоциональные состояния личности находятся в прямой зависимости от характера ее психической деятельности. При этом существует и обратная связь. Человек, находящийся в хорошем состоянии, способен активизировать свою познавательную и волевую деятельность.

Однако эмоциональные состояния личности зависят не только от рода выполняемой ею деятельности. Они соразмерны самочувствию. И здесь также можно наблюдать обратную связь. Ведь даже больной, находящийся в очень тяжелом состоянии, во время душевного подъема способен ощутить себя абсолютно здоровым.

Классификация эмоций

Все, с чем человек сталкивается в своей повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни явления или предметы способствуют появлению у него симпатии, а другие - отвращения. При этом у человека возникают самые различные реакции. Это может быть бурный порыв страсти и еле сдерживаемый гнев.

Под эмоциями подразумеваются психические процессы, которые отражают личную значимость человека и выражаются в виде переживаний. Они являются оценкой внутренних и внешних ситуаций, которые индивид дает в процессе своей жизнедеятельности. Исходя из этого, можно утверждать, что эмоции - понятие субъективное. Они представляют собой сложное психическое явление.

Существуют различные виды эмоциональных состояний по форме своего протекания. К ним относятся:

Аффекты;
- чувства;
- собственно эмоции;
- настроения;
- эмоциональный стресс.

Аффект

Это наиболее сильный вид реакции человека на то или иное событие. Под аффектом понимают бурно протекающее, интенсивное, но в то же время кратковременное эмоциональное состояние. К таким душевным вспышкам можно отнести ярость и сильный гнев, бурную радость и ужас, отчаяние и глубокое горе. Эти реакции, как правило, способны полностью охватить психику человека и определить его реакцию на ситуацию в целом.

Главная особенность аффекта состоит в том, что такое эмоциональное состояние буквально навязывает выполнение какого-либо действия. В такой ситуации люди теряют чувство реальности. Они утрачивают над собой контроль и не осознают своих действий. Данные эмоциональные процессы и состояния подвергают изменениям некоторые физиологические функции. Так, у человека снижается переключаемость внимания. В поле его восприятия попадает только тот объект, который непосредственно связан с переживаниями. Внимание на данном предмете концентрируется настолько, что переключиться на что-либо другое человек просто не в состоянии. Кроме того, в подобном эмоциональном состоянии невозможно прогнозировать последствия совершаемых поступков. Именно поэтому человек ведет себя неадекватно.

Эмоции

Их основное отличие от аффекта состоит в том, что данное явление может быть длительным. Кроме того, эмоции возникают не только как реакция на текущие события. Они появляются и во время воспоминаний.

Эмоциональные переживания имеют различную окраску. Это может быть неудовлетворение и удовольствие. Бывают ситуации, когда с одной стороны возникает ощущение напряженности, а с другой - облегчения в решении вопроса. Еще одним проявлением эмоциональных состояний является успокоение и возбуждение. Первое из них связывают со снижением активности. Возбуждение же носит, как правило, бурный характер, оно возникает при выполнении какой-либо работы или во время подготовки к ней.

Существует классификация эмоций, распределяющая их по воздействию на ту деятельность, которую ведет человек. Это две категории, включающие в себя:

1. Стенические эмоции. Их появление благотворно сказывается на деятельности человека. Стенические эмоции придают дополнительные силы и энергию. Также они способствуют появлению смелости, необходимой для совершения высказываний или поступков. Такое эмоциональное состояние человека побуждает его ко многим свершениям. Причем для выполнения задуманного он использует внутренние резервы организма.

2. Астенические эмоции. Они характерны скованностью и пассивностью.

Чувства

В перечне, который включает различные виды эмоциональных состояний, находятся и чувства. Главное их отличие от эмоций заключено в том, что они, как правило, конкретны и предметны. Иногда возникает такое явление, как «смутное чувство». В таком случае этот процесс рассматривается как переходный от эмоций. Кроме того, чувства непременно проявляются внешне. Эмоции, как правило, - явление скрытое.

Чувства отражают отношение к какому-либо конкретному объекту (реальному или воображаемому). Причем происходит это в течение длительного времени. У человека не будет чувств вообще, если они не относятся к определенному предмету. Например, нет любви, если отсутствует предмет привязанности.

Высшим проявлением чувства является страсть. Это весьма сложное эмоциональное состояние. Оно считается сплавом мотивов, эмоций и чувств, которые концентрируются вокруг определенного предмета или вида деятельности.

Настроение

Эмоциональные состояния бывают разными. Однако в них непременно находят отражения те индивидуальные особенности, которые присущи личности. Так, у меланхолика настроение чаще минорное, а у холерика - возбужденное. Однако основная масса людей, независимо от принадлежности к той или иной категории, обладает усредненными смешанными показателями активности. Эмоциональное состояние человека зависит от его самочувствия и настроения. Последний фактор придает переживаниям и деятельности людей определенную окраску. При этом настроение всегда имеет свою причину, хотя это не всегда осознается человеком. Оно может измениться под впечатлением, которое возникло в связи с различными событиями, фактами. Повлиять на настроение могут окружающие люди, природа, здоровье, выполняемая работа или учеба.

Эмоциональный стресс

Это особый вид состояния. Он характерен ярко выраженными психоэмоциональными переживаниями различных конфликтных ситуаций, несущих в себе длительное ограничение удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Эмоциональные стрессы имеют в основном социальное происхождение. Причем их проявление учащается с развитием научно-технического прогресса. На человеке сказывается ускоренный темп жизни, информационные перегрузки, экологические проблемы и все нарастающая урбанизация. Стоит иметь в виду, что эмоциональный стресс негативно влияет на организм, вызывая в нем различные патологические изменения.

Эмоциональные состояния у детей

Нетрудно заметить, что малыши, как правило, импульсивны и непосредственны. Возникающее эмоциональное состояние ребенка носит изменчивый и неопределенный характер. Однако по мере роста малыша все меняется. Эмоции становятся более длительными, устойчивыми и сильными. Это связано с изменениями, которые претерпевает общий характер деятельности ребенка. Кроме того, немаловажную роль здесь играет все усложняющееся отношение дошкольника к окружающему миру. При этом обнаруживается определенная взаимозависимость и взаимосвязь между познавательными и эмоциональными процессами, которые представляют собой две наиболее важные стороны психического развития личности.

Эмоциям отводится существенная роль в формировании нравственного поведения личности. Но стоит иметь в виду, что любые мотивы приобретут побудительную силу только под влиянием эмоционального опыта, который ребенок может получить лишь при активном участии взрослого. Родители и педагоги должны знать о том, что отрицательные эмоциональные состояния, вызванные негативными переживаниями, способствуют появлению различных отклонений в поведении ребенка. Это необходимо учесть в процессе воспитания.

Эмоциональные состояния подростков

У детей с 13-14 лет возникает особая черта. Она характеризуется интенсивностью и остротой эмоциональных состояний. Подросток способен длительное время буквально купаться в собственном горе, чувстве вины или гневе. У детей этого возраста появляется повышенная потребность в ощущениях. Причем все переживаемые чувства должны быть не только сильными, но и новыми. Нередко это выражается в любви к громкой музыке или приводит к первому знакомству с наркотическими средствами.

То или иное эмоциональное состояние подростков характеризуется легкостью появления. Однако в процессе становления личности более сложными и многозначными становятся ее связи с окружающим миром. С все возрастающим уровнем организации человека повышается его эмоциональная чувствительность. И круг тех факторов, которые вызывали у подростка чувство возбуждения, с возрастом отнюдь не сужается, а, напротив, расширяется.

Проведение диагностики эмоциональных состояний

Различные реакции человека на те или иные явления тесно связаны с его физиологическими показателями. Именно поэтому диагностика эмоциональных состояний опирается на частоту сердечных сокращений, артериальное давление, кожно-гальванические реакции.

Разработаны и используются электромиографические способы диагностики эмоций. Они проводятся по измерению лицевой экспрессии (выражению лица).

Диагностика эмоционального состояния осуществляется и при помощи анализа речи. При этом учитывается частота тона говорящего за весь период и за выбранный отрезок; интервал, в котором изменяется частота тона; изрезанность линии тона. Анализ данных показателей позволит определить степень эмоциональной реакции человека.

Диагностика отношений личности к тем или иным событиям может быть проведена и психологическими методами. Среди них такие:

1. Опросник Шмишека (акцентуации характера).
2. Воспринимаемый человеком индекс вины.
3. Агрессивное поведение.
4. Диагностика враждебности.
5. Индекс жизненного стиля.
6. Диагностика самооценки.

Эмоциональные психические состояния определяются и при помощи многих других методик.

Саморегуляция при возбуждении

Напряженные эмоциональные состояния у всех людей приводят к изменению мимики, повышению тонуса скелетной мускулатуры и темпа речи. Человек становится суетливым, ошибается в ориентировании. У него изменяются не только дыхание и пульс, но и цвет лица.

Регуляция эмоциональных состояний позволяет успокоиться и взять под контроль свое состояние. Самым простым, но весьма эффективным способом является расслабление лицевых мышц. Такая саморегуляция эмоциональных состояний нужна для управления реакциями, возникающими в непредвиденных ситуациях.

Так, рефлекторно (автоматически) в момент гнева изменяется выражение лица, сжимаются зубы. Для устранения этого явления необходимо задать себе вопросы: «Сжаты ли мои зубы?», «Как со стороны выглядит мое лицо?». Это позволяет мимическим мышцам расслабиться.

Еще одним важным резервом саморегуляции считается совершенствование дыхания. Оно отличается в различных ситуациях. По-разному дышит человек спящий и работающий, развеселившийся и разгневанный, испугавшийся и загрустивший. Все зависит от нашего внутреннего состояния.

Влияние на дыхание считается одним из способов саморегуляции эмоционального состояния. В этом случае необходимо выполнять дыхательные упражнения, смысл которых кроется в контроле частоты, ритма и глубины вдохов и выдохов. Для этого придется с разной периодичностью задерживать дыхание.

Регулировать эмоциональное состояние можно и при помощи визуализации. Благодаря ей активизируется воображение, а также зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения. Это позволяет отвлечься от возникшей напряженной ситуации и восстановить душевное равновесие.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...