«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве. О символике цветов в классическом искусстве

Абстрактная живопись завораживает тайной, скрытой в, казалось бы, хаотичных линиях. Проникнуть в замысел художника, насладиться полетом его фантазии удается не каждому. Но тот, кто сумеет открыть дверь в волшебный мир, получит огромное наслаждение. Фракталы, созданные с помощью компьютерной графики, притягивают и будоражат воображение. В наслоении нечетких пятен угадываются знакомые очертания разных цветов. Несравненные красавицы розы, прозрачные ажурные хризантемы, белые точки миниатюрной гипсофилы.



Чайно-гибридные сорта роз великолепны в срезке. Цветы желтого цвета ярким пятном оживят любой интерьер и немаловажно, в каком сосуде оформлена аранжировка.


Цветок лотоса весьма популярен в буддийском мире. Согласно легенде, богиня Зеленая Тара восседает на цветке лотоса. Ее правая нога спущена в готовности отправиться на помощь страждущему. Бутонами на длинных ножках можно окропить себя освященной водой в храмах Таиланда. На улицах городов эти растения культивируются в сосудах с водой. А изображение цветка нанесено на тайский государственный флаг.



"/>

Как будто красочная кайма павлово-посадского платка предстала перед зрителями. Прихотливые завитки и вензеля вполне узнаваемо передают знакомые черты цветковых растений.



Туалетный столик прабабушки-курсистки. Шляпка с пером, кожаный портфель, не обремененный множеством учебников и великолепная цветочная композиция. Красные розы и нежно-розовые пионы чередуются с лиловыми ягодами ежевики и плодами черноплодной рябины. Буйство красок и вкуса соответствует восторженному мировосприятию юной особы.

Подбирать красивые фотографии цветов можно не только для того, чтобы поздравить кого-то с днем рождения. Удачно сделанное фото цветочной композиции несет в себе заряд позитивной энергии, которую можно ощутить даже через экран монитора.

Тщательно подобранные картинки растительного мира могут использоваться в качестве заставки для рабочего стола, они помогут немного расслабиться, настроится на рабочий лад. Созерцая красоты природы, мы будто переносимся в свои мечты, ощущаем единение с растительным миром, даже не пребывая в реальном контакте с ним.







Великолепные пейзажи радуют глаз изобилием красок, но вот ощутить истинное наслаждение можно только от созерцания разнообразных цветочных долин. Необходимо отметить, что передать всеобъемлющую красоту вокруг нас могут именно цветы.

Красивые, яркие и завораживающие цветы, фото которых так тщательно подбираем во Всемирной паутине, каждым человеком воспринимаются по разному. Это объясняется не только физиологическими особенностями мужчин и женщин, но и индивидуальными предпочтениями. Для некоторых красивые пейзажи будут в приоритете, а для других больше придутся по душе букеты или моно композиции.







Вашему вниманию представлена подборка красивых фото, благодаря которой каждый сможет ощутить красоту растительного мира. Множество таких снимков позволит еще раз убедиться, что много цветов не бывает.

Свежая зелень с насыщенностью красок и оттенков будто притягивает к себе, дарит при этом чувство умиротворения и покоя. Другими словами красивые фото цветов выступают в роли своеобразного психотерапевта, так как всего за несколько минут полностью меняют настроение человека.









Многим покажется невозможным, но фото букета может передавать чувственность и нежность вместо слов. К примеру, фотография цветочной композиции светло-розовых пионов на постельном фоне передает особенные, трепетные чувства отправителя к адресату.





Несомненно, каждое изображение цветов имеет свое значение, ведь оно передает настроение человеку, позволяет взглянуть на мир по новому, позабыв о будничных заботах и проблемах. Цветы пробуждают в каждом из нас совсем неизведанные ранее чувства и ощущения, порой можно ловить себя на мысли о том, что наслаждаться красотой природы можно бесконечно.






Цветочные бутоны во все века были вдохновением для меланхоличных по натуре личностей, свое восхищение яркими красками выплескивалось в виде стихотворений или романтических мелодий. Пожалуй, каждый сможет вспомнить пару поэтических строк на эту тематику.

Великолепны, несмотря на наличие шипов. Размещая фото растений в блогах или же дневниках растений, можно убедиться в том, что каждому удастся развеять даже самую глубокую депрессию. Насыщенные, сочные весенние оттенки, несомненно, прогонят душевный холод, внесут тепло и релакс.






Дарите друг другу позитивный настрой, ведь для этого нужно совсем немного – просто отправить фото понравившихся цветов. Поверьте, такой поступок будет высоко оценен, будто вы собственноручно вручили своему собеседнику настоящий букет. Такое послание может подарить прекрасное настроение на целый день, несмотря на то, что за окном плохая погода.

Изысканные натюрморты и дивные растения на полотнах живописцев — цветы могут не только украсить вид, но и открыть тайный смысл, передать послание внимательному исследователю. Листаем пленительный гербарий, изучая таинственный сад цветочных символов.

Гимн красоте божественного творения

Силу воздействия живописных образов на религиозные чувства верующих прекрасно понимали отцы церкви. И, несмотря на аскетизм ранних сюжетов, роза и лилия одними из первых стали пользоваться особым вниманием.

Лилия — любимица древних властителей и императоров. С расцветом христианства ее белоснежным лепесткам было доверено символизировать непорочность Девы Марии. Цветок стал практически неизменной деталью сцен Благовещенья в европейском изобразительном искусстве.

Роза — покорительница сердец, — никогда не была лишена внимания. Ее насыщенный красный цвет и шипы красноречиво повествовали о страданиях Христа. Сплетённые же вместе белые(символ чистоты Марии) и алые розы знаменовали собой объединение в вере всех христиан(Альбрехт Дюрер« Праздник венков из роз» или« Праздник чёток»).

Изображение цветов в религиозных сюжетах позволяло навеки запечатлеть красоту мудрости и щедрости самого Творца, напоминая и о бренности земной жизни. Эта христианская идея отражена в картине Яна Давидса де Хема(1606−1683) «Натюрморт с распятием и черепом»(Мюнхен, Старая Пинакотека). О скоротечности жизни в цветочном memento mori, как правило, напоминает изображение часов или черепа. В натюрморте же с другим набором предметов в этой роли выступает сам цветок.

Включенный в букет хлебный колос символизирует не только хлеб Причастия, но и Воскресение, поскольку человек, подобно зерну, возрождается к новой жизни после погребения в землю. В композиции другой картины Яна Давидса де Хема -«Букет цветов в стеклянной вазе», — очевидно доминирование алого мака и белой гвоздики . Внимательному зрителю мак напоминал о скоротечности живой красоты, а скрытые в нем семена — о смерти и забвении. Белая гвоздика символизировала чистую и ясную христианскую жизнь.

На протяжении XVI столетия светская символика в искусстве постепенно отвоевывала все больше прав. Так, красная гвоздика — в христианском искусстве символ любви и страдания, ассоциирующийся с кровью, пролитой Христом, уже все чаще в портрете XV—XVI вв., особенно в парном, сопровождает влюбленных и служит указанием на обручение. Цветок стал общепринятым, и по сей день сохранившим свое значение атрибутом доблести и отваги, революции, причем, не только Октябрьской, но, прежде всего, Французской.

Интересно, что в случае многозначности символа принимается во внимание то из его значений, которое соответствует общему духу картины. Например, чертополох в Германии указывал на помолвку — этот намек и усматривали раньше исследователи известного автопортрета Альбрехта Дюрера с чертополохом. Однако надпись в верхней части картины — «мои дела определяются сверху»(стар. нем.), — указывает на еще одну символику растения — Страсти Христовы. Так художник выразил преданность Богу, подчеркнув свою мысль чертополохом в руке.

В миниатюрах календарей франко-фламандских часовников XV в., цветы — признанные атрибуты апреля и весны вообще в позднейших циклах картин на тему« Месяцы» или« Времена года». Один из самых изысканных образов возрождающейся природы запечатлен в миниатюре« Апрель»(«Роскошный часослов герцога Беррийского») братьев Лимбургов: дамы в изящных придворных платьях собирают цветы на яркой зелени луга.

Но что нам« скромные цветы»? Довольно неожиданно выглядит« Автопортрет с подсолнухом» Антониса ван Дейка! Дело в том, что подсолнух был только-только завезен испанцами в Европу из Перу(произошло это в 1569 г.), и еще столетие его выращивали в садах как диковинку. Заметив, что подсолнух поворачивается вслед за небесным светилом, его стали считать символом солнца(Творца, монарха) и судьбы, а также верности. Видимо, изображение растения на автопортрете придворного живописца — свидетельство непоколебимой преданности мастера своему покровителю, английскому королю Карлу I.

«Я вышла в сад …» Белла Ахмадулина

Вообще, появление и распространение« несерьезной» цветочной живописи в Европе было результатом интенсивного развития садоводства — как научного, так и любительского. Растительный мир, окружавший художников, с середины XVI века начал изменяться. Путешественники и торговля сделали свое дело! Одними из первых преобразили сады восточные луковичные растения, а затем к ним стали постепенно прибавляться диковинки из Нового Света.

Ботаника обрела самостоятельность, отделившись от медицины, составной частью которой была до этого. Вот и художники обратили особое внимание на цветочную живопись, к тому же ученые, большинство из которых работали в Голландии, заказывали рисунки растений для исследовательских целей.

«Чудесный гость далекого Ирана»

« Портреты» цветов заказывались и владельцами садов, чтобы увековечить диковинные и экзотические и просто прекрасные цветы, собранные или выведенные хозяином. Садоводы, занимавшиеся разведением и выведением редких видов, заказывали рисованные каталоги для презентации покупателям посадочного материала. Особую актуальность такие каталоги приобрели в период пресловутой тюльпаномании. Спекуляция луковицами тюльпанов в Голландии во второй половине 30-х годов XVII в. достигла поистине степени безумства, когда за луковицу тюльпана редкой новой окраски закладывали дом. Неудивительно, что тюльпаны можно увидеть практически в каждом букете, написанном в первые сорок лет XVII столетия, и больше всего сохранилось альбомов именно с этими цветами. Одна из таких книг — «Тюльпановая книга» Якоба Маррела(1642) — содержит лист с ценами на тюльпаны в 1635—1637 гг., в самый разгар тюльпаномании.



« Колесница Флоры». Аллегорическая картина Гендрика Пота(1580−1657) — популярный лубочный сюжет, высмеивающий простаков-спекулянтов. Повозка с богиней цветов(только тюльпаны) и её праздными спутниками катится под уклон в пучины моря. За ней бредут ремесленники, забросившие орудия своего труда в погоне за лёгкими деньгами

Первые станковые натюрморты появились в 1600-е гг. в творчестве Якоба де Гейна, Руланта Саверея, Яна Брейгеля, Амброзиуса Босхарта и представляли собой искусные композиции из разнообразных цветов в изысканной вазе. Такие букеты кажутся написанными с натуры, однако присмотритесь: они составлены из растений, цветущих в разные сезоны. Живописцы выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, и затем использовали эти наброски в различных работах.

И, конечно, рассматривая изысканные букеты, знатоки с любопытством читали цветочные« письма». Уж они-то знали, что орхидеи затаили ревность, подозрительность, и обман. Ирис уже перестал напоминать о скорби Божьей матери и начал воспевать Весну и возрождение.
Лаванда символизирует деревенскую жизнь, крестьянство, и, в то же время, желание, порок, разврат, потерю невинности. А вот тюльпаны , памятую о своем бурном коммерческом прошлом, преобразились в символ богатства, процветания, торговли, и это объяснимо самой историей бытования цветка.

Символика активно использовалась в искусстве до второй половины XIX века. «Говорящий гербарий» можно увидеть на полотнах Ореста Кипренского. «Бедная Лиза» нежными пальчиками держит хрупкий красный цветок — это ее любовь и судьба.

Балерина Екатерина Телешова в образе Зелии — героини балета« Приключение на охоте», — демонстрирует идеализированный букетик полевых цветов, намек на простодушие театрального образа. Цыганка прижимает ветку мирта — атрибут Афродиты. Однако у мирта есть еще одно значение — символ язычника обращенного в христианство. И, пожалуй, это наиболее вероятное объяснение присутствия детали на портрете цыганки(как известно, ромы принимают религию страны, где они проживают).

А на портрете Е. Авдулиной отчетливо видна одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта. Его белый цвет — символ нравственной чистоты, но, в то же время и смерти: осыпающиеся лепестки — уже ставший хрестоматийным намек на быстротечность молодости и красоты. Художник грустил: ему довелось покинуть солнечную Италию и вернуться в Петербург.

«Где весело, туда лети, из лучших роз богине Флоре венок сплети…» Рубен Дарио

Цветы, учитывая, заложенную в них природой идею роста и плодородия, издревле связывали с женской сексуальностью.

Тамара де Лемпицка считала каллы самыми женственными и эротичными цветами и постоянно включала их в свои натюрморты. В картинах Джорджии О’Киф критики практически единодушно усмотрели эротические намёки. А известный фотограф Альфред Стиглиц считал работы О’Киф манифестацией« вечной женственности».

У древних италийцев с приходом весны над миром властвовала юная богиня распускающихся цветов — Флора. Ренессанс воскресил наследие античности, и цветы окружили жизнерадостных Венеру и Флору. Богини участвуют в картинах с аллегориями месяцев и времен года, чувств и стихий, олицетворяя весну, обоняние или зрение, землю или огонь(Ян Брейгель Старший. «Обоняние»).

Картина Джона Эверетта Милле« Офелия» известна благодаря детализированному изображению растительности реки и на речных берегах. Когда художник рисовал обреченную Офелию Шекспира, в пышной сцене смерти он изобразил все цветы в соответствии с оригиналом текста и ботанической точностью. В каждом из растений закодирован определенный смысл: лютики означают неблагодарность, плакучая ива , склонившаяся над девушкой, — знак отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность. Розы традиционно говорят о любви и красоте, кроме того, один из героев трагедии называет Офелию« роза мая»; ожерелье из фиалок знаменует скромность и верность, так же как и растущие на берегу незабудки ; алый и похожий на мак адонис , плавающий около правой руки, символизирует горе.

И, хотя, сегодня в большинстве живописных сюжетов натюрмортам, цветам и растениям определена второстепенная роль, попробуйте прислушаться к тихому разговору детей Флоры: они вам расскажут много интересного.

Титульная иллюстрация: Рембрандт ван Рейн. Флора



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...