Функциональная дислалия определение причины формы профилактика краткое. По характеру нарушения дислалия бывает

В медицинской терминологии дислалия — это нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата как органических, так и функциональных, отличительной особенностью является отсутствие каких-либо нарушений в слухе и присутствие подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки [р], [ш], [з], [с], [л] и т. д. По статистике различные виды дислалии встречаются у каждого второго обратившегося к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6 лет. При отсутствии своевременного лечения дислалия может привести к нарушению письменной речи и развитию других отклонений в развитии (ребенок не сможет читать и писать).

Таблица поможет более понятно разобраться с разновидностями форм дислалии.

Органическая дислалия или механическая дислалия Появляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата.
Функциональная дислалия Причины функциональной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается. Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.).
Сенсорная дислалия имеет симптомы в виде смешанного и неточного произношения звуков или их замены на похожие, например, [з] на [с], [р] на [л]. Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д. Иногда встречается сенсомоторная форма.
Возрастная дислалия или физиологическая дислалия Звукопроизношение происходит невнятно у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам.

В зависимости от особенности патологии воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:

  • акустическую;
  • артикуляторную;
  • фонетическую;
  • фонематическую.

В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, когда у пациента неправильная постановка речевого аппарата при произношении звука и нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.

Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:

  • Хитизм — проблемы со звуками [х] и [х’].
  • Йотацизм — [й].
  • Ламбдацизм — [л] и [л’].
  • Каппацизм — [к] и [к’].
  • Ротацизм — [р] и [р’].
  • Сигматизм — все шипящие и свистящие [ж], [ч], [ш], [з] и т. д.
  • Гамматизм [г] и [г’].
  • Дефекты озвончения, оглушения.
  • Дефекты смягчения и твердости.

Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди [з], [с], [ц]. При полиморфном типе имеются проблемы с произношением сразу нескольких разных групп букв, например, [ш],[к]. Такое наблюдается чаще при органической форме дислалии. По статистике, сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем простая.

В конечном заключении диагноз пациента может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, врачи говорят просто: ротацизм, ламбдацизм и далее в карточку записывают, чем оно было вызвано и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).

Причины появления

После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • окружающее общество с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формировка фонематичекого слуха;
  • высокая болезненность ребенка.

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

Основные симптомы

Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе развития. Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия, нарушает произношение 1-4 букв из алфавита. В то время, как при физиологическом дефекте у человека нарушаются более 4 звуков.

После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения тщательного обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.

Лечение

После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.

Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.

В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.

Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.

В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить. Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения.

В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения. Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата. Для этого применяют:

  • артикуляционную гимнастику;
  • развитие чувствительности слуха;
  • логопедический массаж;
  • развитие микромоторики;
  • методики правильного дыхания при разговоре.

После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.

В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.

Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю. Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода. У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.

Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

  • Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
  • Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
  • Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
  • Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
  • Выговаривание скороговорок.

Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

Дислалию у детей и методы ее устранения изучаются до сих пор. Этот дефект речи заключается в том, что проблем с развитием речевого аппарата и слуха у малышей не наблюдается, а присутствуют только затруднения с произношением звуков. Если до 5 лет нарушение речи есть у всех детей, то после указанного возраста необходимо обследование ребенка у специалиста.

Что это такое?

Дислалия (мед шифр-код по мкб 10) – это нарушение звукопроизношения у детей с нормальной артикуляцией и сохраненным слухом. В устной речи диагноз проявляется как смешение, замена или искажение звуков. Устаревшее название и синоним дислалии – косноязычие. Сейчас врачи это слово не используют.

Логопедическая работа при дислалии заключается в обследовании подвижности и строении речевого аппарата, механизма артикуляционной моторики, состояния фонематических процессов и звукопроизношения. Если исправить речевой дефект не удается, то помимо логопедического обследования, ребенка направляют на консультацию к отоларингологу, неврологу, стоматологу.

Классификация дислалии

Методы коррекции дислалии как речевого нарушения зависят от ее клинической классификации. Учитывая причины нарушения произношения звуков, врачи выделяют органическую (механическую) и функциональную дислалию. Механическое нарушение связано с анатомическим дефектом артикуляционного аппарата, а функциональное – обусловлено социальными факторами. Все виды дислалии и их характеристики связаны напрямую с физическим состоянием ребенка.

Классификация дислалии функциональной в свою очередь подразделятся на сенсорную и моторную. Первая обусловлена нейродинамическими сдвигами в речеслуховом анализаторе. Моторная дислалия – это возрастное нарушение речедвигательного анализатора, при котором движения языка и губ малыша становятся неточными, хотя слуховое восприятие нормальное. Нередко функциональная и механическая дислалия комбинируются.

В зависимости от того, какое количество искажается звуков, речевые дефекты подразделяют на простые (мономорфные) и сложные (полиморфные). К простым относятся нарушения, при которых неправильно произносится только один звук. Сложная дислалия встречается у детей дошкольного возраста, дефектно произносящих звуки разных групп.

Причины возникновения

Замена звуков при дислалии может быть обусловлена несколькими причинами. При механической аномалии встречаются такие нарушения артикуляционного аппарата, как короткая уздечка языка, массивный или слишком маленький язык, малоподвижные губы, неправильный прикус, высокое узкое или плоское низкое небо, мелкие или редко расположенные зубы.

Функциональная дислалия связана с психологическими особенностями детей, так как строение артикуляционного аппарата не нарушено. Причиной может быть подражание неправильной речи родителей, педагогическая запущенность, минимальная мозговая функция, несформированность фонематического слуха, общая физическая ослабленность ребенка.

Симптомы

Дефекты произношения – это замена, искажение, пропуск или смешение звуков. Под основными симптомами дислалии у детей подразумевается полное выпадение в конце, начале или середине слова звука. Он также может заменяться по признаку твердости-мягкости или глухости-звонкости. Когда ребенок путает в речевом потоке два правильно произносимых звука (употребляет неуместно), то это говорит о смешении звуков.

Последовательность постановки звуков сложной дислалии у детей дошкольного возраста должна формироваться в соответствии с возрастом. Такая симптоматика как косноязычие, несформированность фонематического слуха, несовершенство речи при малой подвижности органов артикуляции или неправильная постановка звука исчезают в норме к 5 годам. Если этого не происходит, то нужна профессиональная коррекция дислалии любой этиологии с помощью логопедических занятий.

Диагностика

Основный метод обследования при дислалии – это выяснение логопедом особенностей протекания беременности, родов, перенесенных болезней новорожденного, состояние слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Первичная диагностика дислалии происходит по медицинской документации. Затем доктор переходит к визуальному осмотру подвижности и строения органов артикуляционного аппарата, и оценивает выполнение ребенком серии упражнений по подражанию.

Логопедические принципы обследования детей выявляют характер нарушения речи в разных позициях: слогах, словах, текстах, фразах. Далее логопед проверяет способность фонетического слуха. Методика логопедического воздействия – это проверка способности к слуховой дифференциации всех звуков речи. В заключении отображается форма аномалии, вид, разновидность неправильного произношения.

Коррекция дислалии

Когда проведена вся схема обследования, врач определяет соответствующие приемы формирования правильного звукопроизношения. Современные методы лечения патологии позволяют при небольших нарушениях произвести коррекцию за 1-2 месяца, а при сложных случаях – за 4-6 месяцев. Чем младше ребенок, тем быстрее идет процесс. Чтобы логопедические уроки были эффективны, сроки и продолжительность занятий не должны быть реже 3 раз в неделю по 1 часу. Если нарушения носят центральный характер, то помимо занятий с логопедом, с ребенком нужно заниматься дома несколько раз в день.

Этапы коррекционной работы

Коррекция дислалии выстраивается в три этапа:

  1. Подготовительный . Устраняются анатомические дефекты при механической аномалии (пластика уздечки, курс ортодонтического лечения). Проводится развитие речевой моторики при функциональной дислалии (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика). Для правильного произношения логопед может проводить эксперименты с ребенком: формировать направление воздушной струи, отрабатывать опорные звуки, развивать мелкую моторику.
  2. Формирование первичных навыков произношения . Изучаются способы постановки звуков (с механической помощью, по подражанию или смешанно). Устанавливается автоматизация звуков в словах, слогах, предложениях, текстах. При смешении звуков логопед производит их дифференциацию.
  3. Формирование коммуникативных навыков . Заключительный этап включает в себя развитие привычки у ребенка безошибочно употреблять все отработанные звуки в любых ситуациях при общении.

Упражнения для устранения механической дислалии

Когда ребенок разговаривает сквозь сжатые зубы, но с ними все нормально, то, скорее всего, дело в неправильном строении лицевых костей. Такая патология возникает, когда подвижна лишь нижняя челюсть, а движения верхней ограничены. Можно развить подвижность лицевых костей с помощью следующих нехитрых упражнений, которые ребенок должен регулярно выполнять дома (все варианты делаются не меньше 5 раз):

  1. Открывать и закрывать рот, постоянно увеличивая между зубами раствор;
  2. Двигать из стороны в сторону нижней челюстью, потом взад-вперед;
  3. Верхними зубами покусывать нижнюю губу, затем нижними – верхнюю;
  4. Верхними резцами энергично поводить по нижней губе и то же с верхней губой проделать;
  5. Смыкать последовательно сначала зубы, потом губы.

Артикуляционные упражнения для губ

Механическая аномалия часто происходит вследствие травмы ребенком губ, после чего на них образуются рубцы, ограничивающие подвижность артикуляционного органа. Улучшить губную функциональность можно с помощью массажа и артикуляционных упражнений:

  • «Трубочка» . При плотно зажатых зубах надо губы трубочкой вытянуть вперед, удерживая в таком состоянии 10 секунд.
  • «Улыбка» . При естественной улыбке и сжатых заборчиком зубах нужно выдержать время от 10 секунд и более.
  • «Пофыркивающая лошадь» . Губы следует расслабить, затем фыркнуть ими наподобие лошадиного звука не меньше 10 раз.
  • «Воронка» . При разомкнутых зубах на счет «раз» надо губы вытянуть трубочкой вперед, на счет «два» следует губы втянуть внутрь, подвернув за зубы. Упражнение желательно проделать больше 10 раз.
  • «Прятки» . Нижняя губа должна быть спрятана за передние верхние зубы так, чтобы была только верхняя губа видна, словно она над подбородком нависает. Удерживать ее нужно не менее 5 секунд в таком положении.

Прогноз и профилактика

Основное условие профилактики дислалии – это здоровый образ жизни с первых дней после рождения. Ребенку нужен массаж, зарядка, закаливание, что благотворно повлияет в дальнейшем на развитие речи. Когда малыш еще не произносит слоги, с ним надо разговаривать, рассказывать сказки. И это не обязательно должно быть чтение. Описывайте ему предметы, говорите о том, что делаете: играете, убираете, готовите.

Для профилактики механической дислалии следует обращать внимание на развитие прикуса. Постоянно проверять, насколько правильно растут нижние и верхние зубы по отношению друг к другу, регулярно проявлять всестороннюю заботу о физическом развитии. Если своевременно выявить анатомические и психологические нарушения, то ребенку не понадобится психоанализ и помощь логопеда.

Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органической основы.

К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причины возникновения - биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.


В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

Дислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Дислалия у детей может быть вызвана также снижением слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения. Чаще всего при этом наблюдается затруднение в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных.

Причиной тяжелой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в свыше 50% случаев отмечаются нарушения звукопроизношения.

Формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками.

Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Вредности, ослабляющие ее, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Произносительная система очень сложно организована. Овладение ею может осуществляться с отклонениями, в разные сроки, с различной степенью точности, соответствия, приближения к образцу, которым овладевает ребенок путем прилаживания к речи окружающих. На этом пути прилаживания каждый ребенок встречается с затруднениями, которые у большинства детей постепенно преодолеваются. Но у некоторых эти затруднения остаются. Часто следствием их оказывается рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями - с другой.

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. «Первоначально, - пишет Н. И. Жинкин, - центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, недифференцированными. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочный, не принимаемый слухом звук, Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании их центральное управление может перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем».

Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала - звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н. И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах - звуках (аллофонах), важно, чтобы эти звуки произносились нормированно, т. е. в общепринятых, привычных реализациях, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикулярной базы и умение образовывать слоги. Н. И. Жинкин определяет артикуляторную базу как «комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции, при которых для данного языка вырабатывается нормативный звук».

С этой точки зрения дислалия может быть рассмотрена как избирательный дефект формирования артикуляторной базы звука при сложившихся умениях образовывать слог.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, так как не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков - акустические или артикуляционные - оказались несформированными, звуковые замены будут различны.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков - в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию (К. П. Беккер, М. Совак, М. Е. Хватцев, О. А. Токарева, О. В. Правдина и др.). Такое деление дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.

На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т. е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим.

В соответствии с предложенными критериями выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора - «кора», жук - «щук», рыба - «лыба»). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями. Например, в отношении шумных фонем, различающихся по признаку глухости-звонкости, некоторых сонорных фонем (р - л) и некоторых других. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков, например глухость-звонкость, дефектным оказывается восприятие всей группы. Например, звонких, шумных, которые воспринимаются и воспроизводятся как парные им глухие - щ, д - т, г - к, з - с и т. д.). В ряде случаев нарушенным оказывается противопоставление в группе взрывных или сонорных согласных.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

От акустико-фонематической дислалии следует отличать более грубые нарушения, распространяющиеся на перцептивный и смысловой уровни процессов восприятия речи и приводящие к ее недоразвитию.

Артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При первом - артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению.

Замены и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, как и в предыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: свистящими и шипящими с - ш, з - ж (крыса - «крыша»), между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными т - к, д - г (Толя - «Коля», гол - «дол»), между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами с - с, л - л, т - т (сад - «сядь», лук - «люк», тук - «тюк») и др. Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами if и ч («курича» - курица, «крицать» - кричать), сонорами р и л («лыба» - рыба, «рапа» - лапа).

При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в том числе и слова-паронимы. Ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его. Во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно. Об этом свидетельствуют некоторые сопоставительные данные о распространенности смешений и замен звуков на разных возрастных этапах развития детей. Например, замены р - л в 5 лет составляют 42% всех нарушений звука р, в 6 лет - 34% , в 7 лет - 18% , в 8-9 лет - 18%; замены л - р в 5 лет составляют 9%, в 6 лет - 5%, в 7 лет и последующие годы не наблюдаются; замены ш - с, ж - з в 5 лет составляют 50% всех нарушений шипящих, в последующие годы - 23-26% (Данные М. А. Александровской). Тенденция к преодолению замен и смешений звуков у детей в процессе их развития отмечается в работах многих исследователей (А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, О. В. Правдиной и др.). Вместе с тем авторы отмечают, что полного преодоления недостатков достигают не все дети. Среди учащихся общеобразовательной школы (I-II классы) недостатки произношения фонематического порядка составляют не менее 15%. К концу обучения в начальном звене они встречаются единично.

Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых органов; нередко производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции звуки.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой.

Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука. Случай пропусков звуков при этой форме дислалии - явление редкое (чаще встречается при других, более грубых дефектах, например, при алалии). При дислалии аналог звука, сугубо индивидуальный по своему акустическому эффекту, выполняет в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.

Нарушаются не все звуки: так, при различных индивидуальных особенностях произнесения акустический эффект при произнесении губных (взрывных и сонорных) согласных, а также переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается в пределах нормы. Почти не встречаются искажения губно-зубных ф - ф, в - в.

Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение, составляют переднеязычные не взрывные согласные. Реже наблюдается дефектное произнесение заднеязычных взрывных согласных и среднеязычного.

Переднеязычные не взрывные согласные представляют собой сложные по артикуляции звуки, овладение их правильным укладом требует тонких дифференцированных движений. При произношении ребенок не может опереться на те движения, которые у него сформировались ранее в связи с биологическими актами, например, при овладении губными согласными или взрывными переднеязычными. Эти звуки формируются у него позже других, потому что он должен овладеть новыми комплексами движений, предназначенных для произношения.

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствуют нормальному акустическому эффекту. Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимости. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков (Ф. Ф. Pay). Процесс выработки речедвижений сопряжен со специфическими трудностями, так как в качестве промежуточных звеньев выступают адекватные и неадекватные звуки, которые в русском языке не несут смыслоразличительной функции. В ряде случаев такой промежуточный для развития произношения звук-заменитель, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Он принимается фонетическим слухом ребенка как нормированный. Его артикуляция закрепляется. В дальнейшем звук обычно не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляторных навыков. Эти дефекты, в отличие от дефектов предшествующих групп, имеют тенденцию к закреплению.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм: ротацизм - дефект произношения р и р , ламбдацизм - л ил, сигматизм - свистящих и шипящих звуков, йотацизм - йот (j), каппацизм - к ик, гаммацизм - г иг, хитизм - х и х. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др.

Группировка дефектов произношения и термины, которыми они обозначаются, не подходят для описания нарушений русской произносительной системы. Например, для обозначения нарушении заднеязычных согласных излишни два термина, но они уместны для тех языков, в которых гик оказываются различными по способу образования. Для характеристики ряда согласных эта система недостаточна: нет названия для дефектов фрикативных шипящих ш и ж, для дефектов аффрикат. Так как в фонетической системе греческого языка не было подобных звуков, не оказалось и соответствующих названий. В связи с этим условно были объединены в группу сигматизмов, кроме дефектов произношения свистящих, и дефекты других звуков - фрикативных шипящих и аффрикат.

Для искаженного нарушения произношения характерно то, что в большинстве своем однородный дефект наблюдается в группах звуков, близких по артикуляционным признакам. Например, в паре глухих-звонких звуков искажение оказывается одинаковым: з нарушается так же, как с, ж как ш. Это же относится к парам по твердости-мягкости: с нарушается как с. Исключение составляют звуки р и р л и л: твердые и мягкие нарушаются по-разному. Могут нарушаться твердые, а мягкие оказаться не нарушенными.

Дислалия – это патология, которая связана с неправильным воспроизведением звуков, при наличии нормального слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Основную группу риска составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Причины болезни будут отличаться в зависимости от её разновидности, однако основополагающими факторами выступают аномалии строения языка, губ, зубов или челюстей, а также влияние социальных факторов.

Установление правильного диагноза требует консультирования большого количества специалистов из различных сфер медицины. Выполнение лабораторно-инструментальных диагностических мероприятий не предусмотрено.

Лечение патологии состоит из нескольких этапов, отчего отнимает много времени и требует серьёзной работы не только врача, но и маленького пациента.

В международной классификации болезней десятого пересмотра подобное нарушение относится к категории «специфические расстройства развития речевой деятельности и языка» - код по МКБ-10 – F80.

Этиология

Существует большое количество предрасполагающих факторов, которые могут привести к возникновению подобного заболевания, отчего их принято разделять на несколько категорий.

Первая группа основывается на органических дефектах, которые приводят к появлению механической формы недуга. Из этого следует, что причины механической дислалии заключатся в:

  • неправильном строении составляющих периферического артикуляционного аппарата - к ним стоит отнести язык и губы, зубы и челюсти;
  • короткой уздечке языка, реже верхней губы;
  • массивном или, наоборот, чрезмерно маленьком и узком языке;
  • толстых и малоподвижных губах;
  • укорочении подъязычной связки;
  • неправильном прикусе;
  • аномалиях строения зубного ряда;
  • узком, низком или плоском верхнем небе.

Подобные нарушения могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. Во втором случае основополагающую роль играют болезни и травмы зубочелюстной системы. Необходимо учесть, что наличие или не приводит к дислалии, но становится причиной другой разновидности нарушения речевой функции под названием ринолалия.

Основным отличием механической дислалии от функциональной является то, что во втором случае строение составляющих артикуляционного аппарата не нарушено. Это означает, что полностью отсутствует органическая основа, которая может привести к неправильному звукопроизношению.

Наиболее вероятные причины функциональной дислалии обуславливаются:

  • неграмотным речевым воспитанием ребёнка – сюда стоит отнести подражание детскому говору и постоянное «сюсюканье»;
  • воспитанием ребёнка в семье, в которой разговаривают на нескольких иностранных языках – при этом происходит частый переход от одного произношения к другому, а также нередко отмечается заимствование некоторых слогов или слов;
  • неразвитостью восприятия звуков на слух;
  • педагогической запущенностью;
  • игнорированием того, что ребёнок неправильно произносит некоторые слоги или слова;
  • малой подвижностью речевого аппарата, что приводит к неумению правильно произносить те или иные звуки;
  • отклонениями умственного развития;
  • ослабленным иммунитетом ребёнка – клиницистами отмечено, что именно часто болеющие дети страдают от подобного нарушения.

Стоит отметить, что подобная форма нарушения речи считается одной из самых распространённых в логопедии, поскольку встречается:

  • примерно у каждого третьего ребёнка дошкольного возраста, т. е. пяти-шести лет;
  • в 20% случаев у школьников младших классов;
  • в 1% из всех случаев у детей старше восьми лет.

Классификация

В зависимости от тяжести протекания болезни дислалия делится на:

  • простую – характеризуется неправильным произношением только одной группы звуков, например, шипящих или свистящих;
  • сложную дислалию – отличается тем, что дефектно воспроизводится более двух групп звуков. В таких случаях говорят о полиморфной дислалии.

В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:

  • механическая дислалия – имеет под собой органическую основу;
  • функциональная дислалия – обуславливается влиянием социальных факторов или наличием обратимых нейродинамических нарушений в коре головного мозга.

Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:

  • сенсорную дислалию – формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;
  • моторную дислалию – обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.

Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:

  • артикуляторно-фонематическую – выражается в замене звуков на наиболее похожие;
  • артикуляторно-фонетическую – отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;
  • акустико-фонематическую – характеризуется искажённым произношением звуков.

Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:

  • ротацизме;
  • ламбдацизме;
  • сигматизме;
  • йотацизме;
  • гаммацизме;
  • каппацизме;
  • хитизме.

К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.

Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.

Симптоматика

Характерными клиническими проявлениями недуга считаются:

  • пропуск некоторых звуков – при этом клиницисты подразумевают полное отсутствие той или иной позиции, которая может находиться в любой части слова;
  • замена букв в слове на похожие – возникает такое стойкое замещение на фоне невозможности различить фонемы;
  • искажение звучания слова – это наиболее характерно для функциональной формы дислалии.

Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:

  • лексике и грамматике, которая прогрессирует с возрастом;
  • слоговой структуре слова;
  • словарном запасе – он достаточно богат и зачастую соответствует возрастной категории пациента;
  • правильном употреблении падежей;
  • дифференциации множественного числа от единственного;
  • формировании связной речи – она находится на высоком уровне.

Диагностика

Установление правильного диагноза начинается с общих мероприятий, которые заключаются в работе клинициста с родителями пациента, и включают в себя:

  • сбор жизненного анамнеза маленького пациента, а также изучение данных касательно протекания беременности и родовой деятельности. Помимо этого, врачу очень важно выяснить, какие заболевания перенёс ребёнок. Это зачастую даёт возможность определить причины возникновения и разновидность недуга;
  • визуальный осмотр – необходим для изучения строения и подвижности органов, составляющих артикуляционный аппарат;
  • детальный опрос родителей больного на предмет первого времени возникновения и степени выраженности характерной симптоматики дислалии у детей.

Логопедическое обследование направлено на:

  • оценивание выполнения некоторых упражнений по подражанию;
  • изучение состояния звукопроизношения – при этом будут выявлены дефектно произносимые звуки. Для того чтобы получить соответствующую информацию врач использует специфические тесты, просит повторить и нарисовать услышанное. Именно это позволит выявить характер нарушения, в частности отсутствие, замену, смешение или искажение звуков.

Помимо этого, могут понадобиться дополнительные консультации специалистов из таких областей медицины:

  • стоматологии;
  • детской неврологии;
  • отоларингологии.

Некоторые формы дислалии, по своей клинической картине могут напоминать другие патологии. Именно по этой причине такой недуг, прежде всего, дифференцируют со стёртой формой дизартрии.

Лечение

Коррекция дислалии осуществляется консервативными методиками и состоит из нескольких этапов:

  • подготовительного;
  • фазы формирования первичных навыков произношения;
  • создание коммуникативных способностей.

На подготовительном этапе проводят:

  • ликвидацию анатомических нарушений, связанных со строением артикуляционного аппарата – это показано при органической дислалии;
  • артикуляционную гимнастику и логопедический массаж – при диагностировании моторной формы функциональной дислалии;
  • развитие фонематических процессов – при наличии сенсорного функционального нарушения речи;
  • улучшение мелкой моторики;
  • развитие обработки произношения звуков.

Фаза формирования первичных навыков произношения направлена на:

  • постановку отдельно взятого звука;
  • автоматизацию звуков в слоге, слове, предложении и тексте;
  • развитие умения дифференцировать звуки.

На последнем этапе лечения дислалии закрепляются навыки безошибочного употребления звуков в независимости от ситуации общения.

Очень важно, чтобы занятия с логопедом проводились регулярно, а именно не реже трёх раз в неделю. Не последнее место занимает домашняя терапия, направленная на выполнение заданий, поставленных клиницистом и осуществление упражнений артикуляционной гимнастики. Продолжительность такого лечения может варьироваться от одного месяца до полугода, в зависимости от формы и степени запущенности заболевания.

Профилактика

Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие такого нарушения речи, включают в себя:

  • рациональное ведение беременности и регулярное посещение акушера-гинеколога;
  • своевременное выявление анатомических нарушений со стороны строения или функционирования органов речи;
  • окружение ребёнка образцами правильной, грамотной и полноценной речи, которой он смог бы подражать;
  • обеспечение родителями ребёнка всесторонней заботой, полноценным физическим и умственным развитием;
  • контроль над состоянием здоровья малыша;
  • прохождение регулярного осмотра у педиатра.

Дислалия – нарушение речи, которое в подавляющем большинстве случаев поддаётся коррекции и успешно лечится. Это выражается в полном отсутствии каких-либо нарушений со стороны речи у взрослых, перенёсших в детстве такой недуг. Продолжительность и исход терапии диктуется несколькими факторами, среди которых – возрастная категория пациента, сложность подобного речевого дефекта и индивидуальные особенности маленького пациента.

Как часто в последнее время встречаются малыши с нарушением речевого аппарата.

С реди распространённых нарушений звукопроизношения при отсутствии патологий слуха, дислалия является наиболее частотным случаем. О нем мы и хотим поговорить в сегодняшней статье. Локализации и причины возникновения дефекта речи - основные критерии, по которым создана классификация дислалии.

В современной науке существует два типа дислалии:

  • функциональная;
  • механическая (органическая).

Функциональная дислалия

Первый вид дислалии зачастую развивается у детей в раннем возрасте и обусловливается неверным процессом усвоения произношения звуков. Иными словами, при этом виде дислалии отсутствуют нарушения в физиологии артикуляционного аппарата. Основной причиной, которая влияет на возникновение функциональной дислалии, является несвоевременное исправление искаженного произношения фонем у детей.

Довольно часто малыши имитируют неправильную речь, а взрослые не обращают внимания или не фиксируют этого факта вовремя, поэтому не происходит первичное исправление ошибки произношения и речевое расстройство развивается.

Также к факторам, которые влияют на возникновение функциональной дислалии принято относить общее недомогание организма при различных соматических заболеваний.

Задержка психического развития и присутствие малейших дисфункций мозговой деятельность также влияют на возникновение дислалии. Кроме этого, данное речевое нарушение связано с избирательной неполноценностью речедвигательного или слухового анализатора и их низким уровнем аналитико–синтетической деятельности. Неблагополучное речевое окружение и подражание ему ребёнка порождает возникновение дислалии с самых первых дней его жизни.

Виды функциональной дислалии

В рамках функциональной дислалии отдельно выделяют моторную и сенсорную дислалию. Такое разделение обосновывается на месте локализации нарушения в анализаторов: речедвигательного и речеслухового.

При моторной дислалии наблюдается недифферинциированные движения губ, впоследствии чего возникают фонетические дефекты.

При сенсорной дислалии дети имеют проблемы с акустическим различием звуков и такое нарушение носит фонематический характер.

Механическая дислалия

Механическая или органическая дислалия возникает вследствие аномалий речевого аппарата, которые имеют анатомический характер. В зависимости от их локализации развивается определённый вид косноязычия.

Неправильное размещение челюстей, а также патологии их развития, аномальная расстановка зубов, неправильный прикус, дефекты языка и нёба являются основными причинами, которые провоцируют неправильное произношение звуков. Механическая дислалия может возникнуть не только у детей, но и у особей любого возраста, которые по различным причинам обрели травмы или повреждения дыхательной, голосообразовательной или же артикуляционной части речевого аппарата.

При длительных исследованиях учёные констатировали факт, что при функциональной дислалии возникают нарушения одного или двух звуков, когда при механической - группа звуков.

Кроме того, выделяют комбинированные виды нарушений, которые относятся как к функциональной, так и к механической дислалии.

Дефект речи может иметь фонетическую или фонематическую основу

В связи с этим делением принято классифицировать дислалию на:

  • акустико–фонематическую;
  • артикуляторно–фонематическую;
  • артикуляторно–фонетическую.

Несформированность фонематического слуха является причиной первого вида дислалии. Ребёнок, страдающий от такого нарушения, имеют трудности с распознаванием и фонем. В форме акустико–фонематической дислалии слуховые аномалии отсутствуют, а всего лишь появляется избирательная слуховая неспособность дифференциации некоторых фонем.

При артикуляторно–фонематической выделяется основная причина возникновения: нарушение процесса фонематического отбора в потоке речи. В связи с несформированностью данной функции ребёнок может имитировать и заменять фонемы близкими по артикуляционным признакам звуками. Чаще всего таковыми являются аффрикаты и сонорные.

К формам артикуляторно–фонетической дислалии относятся те виды нарушений, факторами возникновения которых являются артикуляторные позиции, которые неправильно сформировались. Поэтому все звуки имеют искаженное произношение и реализуются в неправильных вариантах.

Конечно, такие дефекты речи распознаются в фонетической системе родного для ребёнка языка. Переднеязычные не взрывные согласные составляют наибольшую группу звуков, в произношении которых наблюдаются нарушения.

Система терминов

Существует система терминов, которая создана для маркировки функциональных изменений в произношении звуков. Все номинации имеют в своём корне греческую букву и суффикс –изм , а в случае замены звука на другой к слову добавляется приставка пара– : ламбдацизм, ротоцизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, ротацизм, сигматизм (соответственно, эти термины обозначают нарушения произношения звуков [л],[лꞌ],[р],[рꞌ],[к],[кꞌ],[г],[гꞌ],[х],[хꞌ],[й], а также свистящих и шипящих).

В любом случае, определить по какой причине у вашего малыша возник дефект речи и устранить его на ранней стадии может лишь специалист, поэтому не затягивайте и обращайтесь за помощью при первых признаках нарушений.

18.02.2014

Расскажите об этом друзьям →


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...