Глагол и нормы его употребления. Нормы образования и употребления глагольных форм

а) Чередование обязательно, если ударение падает не на корень (укоротить – укорачивать );

б) Чередование отсутствует, если ударение падает на корень (приохотить – приохочивать ), однако в ряде слов отсутствие чередования является архаичным, искусственным (заработать, заготовить, освоить, оспорить, приспособить, закончить, успокоить, удвоить, утроить ).

в) Около 20 глаголов допускают колебания (варианты) в образовании видовых пар (с чередованием в разговорной речи, без чередования – в книжной, деловой), например: условиться – условливаться и уславиваться, удостоить – удостоивать и удостаивать , обусловить – обусловливать и обуславливать .

      В русском языке существуют глаголы, оканчивающиеся на –чь. В личных формах этих глаголов, кроме 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа, обязательным является чередование согласных г–ж, к–ч : жг у, жг ут, но: жж ешь, жж ет, жж ем, жж ете; волок у, волок ут, но: волоч ешь, волоч ет, волоч ем, волоч ете.

      При употреблении глаголов необходимо учитывать их соотнесенность с видом, образование глаголами видовых пар: писать – написать, кричать – крикнуть, налить – наливать, нагрузить – нагружать. В ряде случаев видовые пары представлены глаголами с разными корнями: класть – положить, брать – взять. Большая группа глаголов не охвачена видовыми отношениями; это одновидовые глаголы совершенного вида (ринуться, очутиться ) и несовершенного вида (бежать, наблюдать ).

      Рад затруднений в создании глагольных форм возникает при употреблении так называемых недостаточных (дефективных) и изобилующих глаголов. Недостаточные глаголы чаще всего не имеют формы 1-го лица: колоситься, разрастись, телиться, горчить, ржаветь, рассосаться, гласить, заключаться, победить, очутиться и др. Изобилующие глаголы имеют двоякие формы настоящего времени: полоскать – полоскает, полощет. Эти формы отличаются стилистически: формы без чередования употребляются в разговорной речи и просторечии, а формы с чередованием присущи литературному языку.

Синтаксические нормы

Появление синтаксических речевых недочетов обусловлено незнанием 1) порядка слов в предложении, 2) координации подлежащего и сказуемого, 3) согласования определений и приложений, 4) правил управления, 5) правил использования причастных и деепричастных оборотов.

    В русском языке относительно свободный порядок расстановки слов, то есть не существует строго закрепленного места за тем или иным главным или второстепенным членом предложения. Однако имеется более или менее принятый порядок следования членов предложения в повествовательных, побудительных и вопросительных предложениях – прямой порядок я отступления от него – обратный порядок (инверсия – лат. inversio – перестановка). Инверсия используется в разговорной речи в в произведениях художественной литературы для придания речи особой выразительности. В повествовательных предложениях при прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому, а тема (исходная информация) – реме (новая информация). Если это положение не соблюсти, мы получаем предложение двусмысленное и с трудом понимаем его содержание.

2. Координация (лат. con – с, вместе, совместно + ordinatio – упорядочение, расположение) (в школьном курсе употребляется термин «согласование») подлежащего и сказуемого – это синтаксическая связь, при которой происходит полное или частичное уподобление форм слов. Глагол может принимать как форму единственного, так в форму множественного числа в следующих случаях: если подлежащее выражено словом или словосочетанием со значением количества – «пришло (пришли) двое», «часть студентов не явилась (не явились)»; если подлежащее выражено сочетанием со значением совместности – «пришли (пришел) брат с сестрой»; если подлежащее выражено местоимением «кто», «кто-нибудь», «кто-либо», «кто-то», «кое-кто», указывающим на многих, – «Все, кто пришел (пришли), разместились на трибунах». Использовать только форму единственного числа глагола-сказуемого предписывает норма при: а) подлежащих, выраженных словосочетанием «существительное количественно-собирательного значения + существительное в родительном падеже множественного числа»: «Стая лебедей летела в тёплые края»; б) при подлежащем, выраженном словосочетанием «неопределенно-количественное числительное + существительное»; «На дворе у него воспитывалось несколько волчат».

Колебания рода могут происходить, когда подлежащее выражено количественно-именным сочетанием – «писем сохранилось (сохранилась) самая малость»; именем существительным мужского рода, называющим лицо по роду деятельности, но в данном предложении относящимся к лицу женского пола, – «врач пришла (пришел)».

3. В соответствии с нормой литературного языка род определения при существительных общего рода зависит от пола лица, о котором идет речь. Поэтому о девочке, девушке, женщине мы скажем: «Она страшная растеряха (копуша, грязнуля, сластена и проч.)», а о мальчике, юноше, мужчине: «Он неисправимый задира (лежебока, злюка, соня и проч.)». В разговорной речи допустимо использовать определение женского рода для характеристики качества лица мужского пола: «Он такая растяпа». 1) при существительных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа, например, «четыре глубоких колодца», «двадцать два маленьких окна»; 2) при существительных женского рода в этом положении чаще используется форма именительного падежа множественного числа, например, «три пышные ветки сирени», «двадцать четыре прилежные ученицы». Допустимо использовать при существительном женского рода родительный падеж множественного числа («две темные лодки», «три больших комнаты»), но такая форма встречается реже. Если определение стоит перед словосочетанием «числительное «два» (три, четыре) + существительное» или после него, то чаще всего оно ставится в форме именительного падежа, например, «следующие три года», «любые четыре определения», «две двери, заколоченные наглухо», «четыре сумки, заполненные продуктами».

4. Звание правил управления позволяет, используя падежные формы и предлоги, грамотно построить словосочетания. Рассмотрим конструкции, в которых чаще всего встречаются ошибки.

Глагол «оплатить» имеет значение «заплатить кому-нибудь за что-нибудь» и образует при помощи управления словосочетание с существительным в винительном падеже без предлога: «оплатить расходы (счет, проезд, питание, проживание, работу)». Чаще всего его существительные, не обозначающая» конкретный предмет. Глагол «заплатить» имеет значение «отдать деньги в возмещение чего-нибудь» и употребляется в словосочетании с существительным в винительном надеже с предлогом «за»: «заплатить за билеты (за продукты, за мебель)». В этом случае мы имеем дело с существительными, обозначающими конкретные предметы. Глаголы «заплатить» и «уплатить» образуют беспредложную конструкцию с существительным «налог»: «уплатить налоги, заплатить налоги».

Следует отметить часто встречающиеся ошибки в употреблении существительных с предлогами благодаря и вопреки . Оба предлога требуют дательного падежа, поэтому за пределами нормы оказываются выражения вопреки угроз , вопреки указаний , благодаря хорошего образования и проч. Предлог благодаря имеет ярко выраженный положительный оттенок, поэтому не следует его использовать, если речь идет о явлении негативном – не пришел на экзамен благодаря болезни.

В письменной речи встречается и такой стилистический недостаток, как «нагромождение» родительных падежей. Д.Э. Розенталь и И.В. Голуб приводят в своем пособии конструкцию, так описывающую владельца некой книги: «Книга племянницы мужа учительницы сына моего соседа... » Особенно часто встречается этот речевой недостаток при попытках выразить родственные отношения. Авторы пособия напоминают и о найденном К.И. Чуковским в школьном пособии по литературе примере: «Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы… »

5. Грамотное употребление причастных оборотов требует знания следующих правил; а) определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота. В предложении «Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современного ракетостроения» причастный оборот приведенные в докладе относится к определяемому слову факты , которое стоит внутри него. Такое построение нарушает правила употребления причастного оборота; б) распространенной ошибкой является неправильная расстановка в предложении причастного оборота и придаточного определительного: «В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служивший жильцам полкой». В данной ситуации возможны следующие варианты передачи содержания: «В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой»; «В комнате был камин, где давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой».

6. Деепричастный оборот обычно свободно перемещается в предложения, т.е. может стоять в его начале, в середине и в конце. Самая распространенная ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом состоят в том, что авторы не всегда отчетливо осознают – основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (предметом). Если не учесть данное обстоятельство, мы получим, например, следующее высказывание: «Подъезжая к городу, начался сильный ветер». Основное действие, выраженное глаголом начался , выполняет подлежащее ветер . Добавочное подъезжая , выраженное деепричастием, – автор высказывания. Деепричастие может быть использовано в безличном предложении, если в нем есть инфинитив – «Садясь за стол, необходимо вымыть руки с мылом». В подобных предложениях нет предмета речи, и нужно следить, чтобы обязательно в них был глагол в неопределенной форме. Иначе возникнет такое безличное предложение: «Открыв окно, запахло соснами». Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом –а (я -) в настоящем времени: писать, бежать, беречь, бить (исключения составляет устойчивое выражения бия себя в грудь ), мазать, вязать, мочь, жать, петь, чесать и т.д

Задания:

Нормы употребления существительных

Задание 1 . Употребите данные словосочетания в единственном числе. Если есть вариант родовой принадлежности, укажите его.

Старинные банкноты, новые расценки, спелые яблоки, кожаные туфли, широкие проруби, лесные просеки, спелые помидоры, молодые жирафы, черные ботинки, резные ставни, белые манжеты, войлочные тапки, старые боты, красивые босоножки, черные клавиши, железнодорожные рельсы, светлые залы, маленькие плаксы, большие неряхи.

Задание 2. В приведенных ниже примерах выделите индивидуальные авторские новообразования существительных женского рода. Удачны ли они, на ваш взгляд, по стилистической выразительности?

1.Все от загара медные,

сквозь астры и георгины

идут медички

географы,

географини.

Е. Евтушенко.

    Местная адвокатесса стала народным депутатом в словесной перепалке с партийными органами (из журнала "Новое время").

    "Нет, адвокатом я не буду, – говорит госпожа депутатша…– Скорей всего займусь преподавательской деятельностью." Славное намерение. Она научит (из журнала "Новое время").

Задание 3. Сгруппируйте существительные:

Группа А – существительные, имеющие форму множественного числа.

Группа Б – существительные, имеющие форму единственного числа.

Беспорядок, бумага, брюки, вода, вино, гантели, договоренность, знание, закат, качели, инициатива, лекарство, масло, мороз, ножницы, опыт, очки, радость, сливки, соль, снег, сонет, сталь, температура, подмостки, полотно, цвета, яблони.

Задание 4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Выделите существительные, имеющие варианты, отметьте стилистические различия между ними.

А. Амперы, граммы, ватты, микроны, километры, джоуль, рентген, кулон, ампер-час, грамм-молекула, вольт, баррель, герц, парсек, мегапаскаль.

Б. Ботинки, сапоги, валенки, носки, туфли, чулки.

Баклажаны, мандарины, апельсины, помидоры, томаты, яблоки.

В. Башкиры, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, узбеки, якуты,

цыгане, англичане, северяне, южане.

Г. Комментарий, поместье, свадьба, свеча, блюдце, вафля, доля, дядя,

полотенце, сомнение, рельс, сплетня, ухо, будни, дрязги, нападки,

сумерки, ясли.

Нормы употребления прилагательных

Задание 5. Образуйте формы кратких прилагательных в тех случаях, когда это возможно. Укажите на различия между полной и краткой формами (семантические, стилистические, синтаксические).

Больной вопрос, больной ребенок, строгий спрос, горький урок, ломкий материал, прыткий человек, кофейный плащ, знойный день, прямой ответ, прямой угол, фальшивый документ, фальшивый тон, черный день, черный кот, пустынный остров, деловой подход, размеренный ход, необыкновенный успех, безукоризненный ответ, посредственный ученик, старинный приятель, безнравственный поступок, откровенный разговор, отсталый взгляд, старший брат, почтенный человек, светлый вечер.

Задание 6. Сравните значения полных и кратких прилагательных. Одинаковы ли они? Если нет, то в чем их отличия?

Задание 7. Отличаются ли по значению следующие словосочетания? Чем?

Любовь матери – материнская любовь;

помощь брата – братская помощь;

совет друга – дружеский совет;

ловкость кошки – кошачья ловкость;

преданность собаки – собачья преданность;

лодка рыбака – рыбачья лодка;

платье старухи – старушечье платье.

Нормы употребления числительных

Задание 8. Запишите числительные словами, поставив их в нужном падеже. Существуют ли различия в склонении количественных и порядковых числительных?

    Мы встретились с 1574 подобными случаями.

    Нарушения отмечены у 175 пациентов.

    В 478 случаях из 866 диагноз подтвердился.

    Из 849 приглашенных журналистов аккредитацию получили около 54.

    Вес сердца кита достигает 1200 килограммов.

7. В редакцию позвонило около 679 человек.

Нормы употребления местоимений

Задание 9. Исправьте ошибки, допущенные в предложениях. Сформулируйте правило нормативного употребления.

    Мы ждем вас у своих радиоприемников. (Из сообщения диктора радио)

    Я представляю этого героя на своем боевом коне. (Из школьного сочинения)

    Я за вас свою работу делать не буду. (Из радиопередачи)

    Группа захвата на своей квартире обнаружила украденные накануне преступником антикварные ценности. (Из сообщения диктора радио)

    Они не могут заставить забыть его свою любовь. (Из школьного сочинения)

    Детям помогут развить свои способности художники, музыканты. (Из статьи в газете)

    Полиция задержала его после ареста своих единомышленников. (Из радиопередачи)

    Солдаты осваивают свое боевое мастерство. (Из статьи в газете)

    Сотрудники УВД обнаружили у себя в квартире труп неработающего. (Из статьи в газете)

    Друзья похоронили писателя у себя на родине. (Из статьи в газете)

    Мать попросила дочь отнести покупку к себе. (Из школьного сочинения)

Задание 10. Укажите ошибки в употреблении местоимений.Какое существительное заменяет выделенное местоимение в каждом предложении? Всегда ли однозначно можно понять такие фразы?

    Словарь был на стуле и рядом с ним лежал карандаш.

    Мать Оли стала очень нервной, когда она заболела.

    Марков сказал соседу, что его не было дома.

    Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.

    Около дома был сквер, он был огражден колючей изгородью.

    Полиции известно, что убитая вчера вечером молодая женщина не являлась его дочерью, но ей не известно, что у него есть дочь.

7. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

Нормы употребления глаголов

Задание 11. От указанных глаголов образуйте формы:

а) настоящего времени;

б) будущего времени;

в) прошедшего времени;

г) повелительного наклонения.

При наличии вариантов дайте комментарии.

А. Он (полоскать, мурлыкать, щипать, махать, сыпать, мяукать, брызгать).

Б. Я (выздороветь, победить, очутиться, ощутить).

В. Она (глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, отвергнуть).

Г. Ты/Вы (напоить, кроить, выбросить, почистить, уведомить, вылезать, выходить)!

Задание 12. Объясните, чем (значением или стилистической окраской) различаются выделенные глагольные формы.

1. Вино струится, брызжет пена (Пушкин). – Ветер бесшумно брызгает в стекла водяной пылью (М. Горький). 2. Но ползут по кругу стрелки, – время движется вперед (Маршак). – Каждый раз казалось, что дело не двигается (Катаев). 3. С трудом двигаются усталые лошади (Короленко). – Им движет посторонняя ужасная сила (Достоевский). 4. Яд каплет сквозь его кору (Пушкин). – Из дедовых глаз капают маленькие мутные слезы (М. Горький). 5. Лошадь махает хвостом (Салтыков-Щедрин). – Она мне тихо машет (Огарев). 6. Струя бежит и плещет (Тютчев). Плескает на песок хрустальная струя (Бунин).

Задание 13. Из перечисленных пар глаголов найдите варианты, которые не являются видовой парой.

Грязнеть – грязнить.

Пьянеть – пьянить.

Сыпать – рассыпать.

Решать – решить.

Отвечать – ответить.

Выйти – выходить.

Задание 14. Распределите данные глаголы в колонки: I – глагол несовершенного вида; II – глагол совершенного вида; III – одновидовой глагол; IV – двувидовой глагол.

Хранить, казнить, печалиться, менять, уходить, обещать, женить, засы`пать, искать, обитать, ранить, кричать, хлынуть, печалить, плыть, очутиться, бить, на`резать, класть, положить, воздействовать, идти, ринуться, слышать, задеть, плавать, велеть, запевать, за`сыпать, ловить, обращаться, сочетать.

Задание 15. Составьте словосочетания «глагол + существительное», «прилагательное + существительное», «существительное + существительное», главным компонентом которых стали бы следующие слова.

    Держаться, добиться, каяться, справиться, следовать, сосредоточиться, удивляться, восхищаться, преклоняться, удостоиться.

    Обидеться, обрадоваться, обрадован, опираться, базироваться, основываться, обосновывать, отчитаться, препятствовать, тормозить.

    Полный, наполненный, идентичный, сходный, превосходство, преимущество, уверенность, вера.

Задание 16. Составьте предложения, используя указанные ниже деепричастные обороты.

    Подчеркивая значимость проекта, …

    Отвечая на Ваш запрос, …

    Участвуя в деловых переговорах, …

    Рассмотрев Ваше предложение, …

Задание 17. Найдите примеры неправильного употребления в речи деепричастных оборотов. Объясните характер ошибки: 1) невозможность употребления деепричастного оборота; 2) несуществующую форму деепричастия; 3) несоответствие грамматических времен деепричастия и глагола; 4) необоснованную однородность деепричастного оборота и глагола; 5) необоснованную однородность деепричастия и глагола. Запишите правильный вариант.

1. Лежа на печи тридцать лет и три года да по щучьему велению только в родных русских сказках дело делается. 2. Рассматривая данный вопрос, наша фракция пришла к выводу: не поддержать! 3. Несвоевременно проявив президентские амбиции, глава правительства отправлен в отставку. 4. Я думаю, поконча с этим законом, нам придется писать к нему пояснение. 5. Посмотрев на проблему ратификации в другой плоскости, к нам пришло удачное решение. 6. Фонд Сороса, рискуя капиталами и спасший многие российские предприятия, еще хранит надежду на спасение нашей экономики. 7. В словарь были включены историзмы и архаизмы, встречающиеся в произведениях писателей-классиков XIX века, затрудняя ученикам понимание текста. 8. Он предлагает Грушницкому отречься от клеветы, но тот, побоясь общественного мнения, не отказывается от своих слов. 9. Многие сомневались, что вернувшийся из Испании футбольный клуб сможет демонстрировать такую же яркую игру, какую он показывал до отъезда, что весь его потенциал вышел на скамейке испанского клуба.

Синтаксические нормы

Задание 18. Найдите ошибки в порядке слов предложения, исправьте их.

    Датой передачи собственности является дата зачисления денежных средств за всю партию на расчетный счет поставщика.

    При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции.

    Парламент по очереди заслушал всех министров.

    Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.

    Бунин считал "Темные аллеи" своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.

Задание 19. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    Построены три новых дома для переселенцев.

    Абсолютное большинство хорошо подготовлены к предстоящему конкурсу.

    Два красивых панно украшало вестибюль.

    Те, кто живет плохо, более жаден на новое и более отзывчив к новому, чем те, кто живет хорошо.

    Стажировку за рубежом прошли 21 студент нашего факультета.

Задание 20. Устраните ошибки в приведенных предложения. Определите тип ошибки: 1) перегруженность придаточными предложениями; 2) отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении; 3) контаминацию прямой и косвенной речи; 4) необоснованную замену союза. Запишите исправленный вариант.

1. И, конечно, нужно отметить, что сборной России, которая фактически представляла собой не в полном смысле сборную, а команду, которая состояла из отдельных игроков, не хватало сыгранности. 2. В выступлениях участников основной была мысль, что отношение властей к проблемам старшего поколения остается прежним. 3. Во-первых, утверждает полковник, первого января его машина не была объявлена в розыск. Во-вторых, после заявления об обнаружении пропавшего автомобиля никуда я его не отгонял. 4. Он распространил среди многочисленных русских офицеров воззвание, где обвинил барона и его окружение в бездарности и воровстве. 5. Не случайно, что Татьяна хочет найти мужа именно в Москве.

Приложение 5

Грампрактикум

Вуз: Предмет: Файл:

17. Морфологические нормы употребления глагола и глагольных форм.

Ошибки в употреблении глаголов связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов и с возможным смешением употребления параллельных форм.

Недостаточные глаголы – это глаголы, ограниченные в образовании личных форм: у них нет формы первого лица настоящего и будущего простого времени. В эту группу входят глаголы: грезить, дерзить, победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить, умилосердить.

Нельзя сказать: побежу, ощутю (ощущу ) – это грубая ошибка. В случае необходимости следует использоватьописательные формы :смогу победить, попытаюсь убедить, надеюсь очутиться .

Возможно параллельное употребление двух форм глагола в одном и том же значении:выздоровеют – выздоровят; движет – двигает; меряет – мерит. Первая форма в каждой паре является книжной (нормативной), вторая – разговорной. В деловой речи следует отдавать предпочтение первым. В случае с глаголомдвигать каждая из форм имеет свое значение:двигает – перемещает что-то, движет – побуждает (им движет прямой расчет).

Пары образуют и видовые формы глагола –совершенный и несовершенный вид . При образовании несов. вида глагола с помощью суффиксов– ыва-, -ива -в ряде случаев происходит изменение корневого гласного о в а. Например,выработать – вырабатывать, заморозить – замораживать . В некоторых случаях в глаголах несов. вида не будет ошибкой употребление двух вариантов в парах:обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать . Вторые формы (с корневым А) носят разговорный характер, поэтому в деловой речи более естественно употребление книжно варианта (с корневым О).

Глаголы хотеть, жаждать, видеть, слышать, ехать, мочь не имеют повелительного наклонения. Нельзя сказать «хоти» или «моги». Здесь повелительные формы образуются от синонимичных глаголов:смотри, слушай . Для глаголаехать литературной формой повелительного наклонения будет:поезжай, съезди (ехай, езжай, едь – просторечный формы, недопустимые в речи). Если действие относится к третьему лицу, то формы повелительного наклонения образуются с помощью частицпусть и пускай в сочетании с глагольными формами 3 л .: пусть он едет, пускай они видят. Нужно помнить, что данные частицы придают речи разговорный оттенок.

Речевые ошибки возникают при образованииконструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления . Для их предупрежденияважно правильно поставить вопрос , которым предопределяется падежная форма существительного в подобных конструкциях:

!– обращать внимание (на что?) на факты – уделять внимание (чему?) подбору кадров;

!– консультировать (кого?) клиента – консультироваться (с кем?) с профессором, у профессора;

!– требовать (чего?) объяснений – требовать (что?) пропуск;

!– основываться (на чем?) на фактах – обосновывать (чем?) фактическими данными;

При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычно вызывает соотношение некоторых глаголов по виду и образование некоторых форм .

При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе : утро ить – утра ивать, подто чить – подта чивать, одо лжить – ода лживать.

При образовании глаголов несовершенного вида от глаголов обусловить, сосредоточить допустимы формыобуславливать, сосредотачивать , однако основным нормативным вариантом остаётся форма без чередования –обусловливать, сосредоточивать .

При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдаетсячередование этих согласных с шипящимиж, ч : теч ь – тек у – теч ёт – тек ут, леч ь – ляг у – ляж ет – ляг ут, береч ь – берег у – береж ёт – берег ут.

Некоторые глаголы не имеют ряда форм настоящего и будущего времени.

1) Не используется форма 1-го лица единственного числа у глаголов:

затмить, очутиться, победить, убедить, убедиться, стонать, родиться.

2) Не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа глаголы: кипеть, вскипеть, выкипеть (о воде), закатиться (о круглом предмете, о небесном светиле), наступить (о времени), обступить, осуществиться, получиться, произойти, раздаваться, родиться, создаваться, состояться, течь, удаваться и др.

3) Недопустимы в литературном языке формы типа победю, побежу и т.п. При необходимости выражения этого значения надо использовать описательные конструкции: Я уверен, что смогу победить; Мне удастся победить.

При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну -: возникну ть – возник, высохну ть – высох, исчезну ть – исчез, погибну ть – погиб.

При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе :бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.

Ряд глаголов характеризуется отсутствием или неупотребительностью форм повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.

Причастие.

От глаголов идти, увянуть и различных глаголов с данными корнями (войти, выйти, завянуть ) действительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени:войти - вош ѐ л - вошедший, найти - наш ѐ л - нашедший, увянуть - увял - увядший.

От глагола двигать (I спряжение) страдательное причастие настоящего времени образуется с суффиксом-им - --движимый : движимый чувством сострадания.

!!! От некоторых переходных глаголов несовершенного вида страдательные причастия настоящего времени не образуются: держать, бить, мести, писать, резать, шить и т.д.

!!! От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени не образуются : гнать (но изгнать - изгнанный), знать (но узнать - узнанный), брать (но избрать - избранный), жить (но прожить - прожитый).

Некоторые глаголы на -сти (-сть )образуют разные формы действительных причастий прошедшего времени : а)от основы настоящего времени и б)от основы прошедшего времени , например:изобрести - изобретший (и изобр ѐ вший), приобрести - приобретший (и приобр ѐ вший), подмести - подм ѐ тший (и подмевший). Формы таких причастий с д и т в корне свойственны только книжной речи. Формы без д и т свойственны разговорной и просторечной речам.

Суффикс -ся обязательно сохраняется при образовании от возвратных глаголов действительных причастий настоящего и прошедшего времени , например:образовываться - образующийся; подниматься - поднимающийся. Если суффикс -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов, опускается, это является нарушением норм литературного языка: (например) раскаты грома сковали нас и держали в состояниинепрекращающего страха.

!!! От глаголов совершенного вида причастия настоящего времени не образуются , иначе будут нарушены нормы литературного языка, например: Мы завидуем зрителям, попадущим на спектакль.

Деепричастие.

В зависимости от вида глагола, формой которого является деепричастие, различаются деепричастия несовершенного вида (назначать - назначая, оперировать - оперируя) исовершенного вида (удалить - удалив, рассмотреть - рассмотрев). Вдеепричастиях , обр.от возвратных глаголов ,сохраняется суффикс -ся (-съ) (подняться - поднявшись; вернуться - вернувшись).

От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются : а)от глаголов, корни которых состоят из одних согласных : лить - льют, шить - шьют, бить - бьют, рвать - рвут, жечь - жгут, ждать - ждут, лгать - лгут. Исключение: мчаться - мчатся - мчась; б)от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени : писать - пишут, хлестать - хлещут; в)от глаголов с основой на г, к, х : беречь - берегут, стеречь - стерегут; течь - текут; г)от глаголов с суффиксом -ну -: мокнуть - мокнут, гаснуть - гаснут.

Большинство деепричастий с суффиксом –вши, -ючи носят либо устарелый характер, либо являются стилистически окрашенными под народную или старинную речь . Н-р: Давши слово, крепись; снявши голову, по волосам не плачут; либо - жить припеваючи.

Глагол

1. Параллельные формы прошедшего времени мужского рода некоторых глаголов различаются степенью употребительности: воздвиг – воздвигнул, достиг – достигнул, иссяк – иссякнул, прибег – прибегнул и др. В современном литературном языке более употребительны формы без суффикса –ну-: воздвиг, достиг, иссяк, прибег (формы с –ну- постепенно выходят из употребления). В формах женского и среднего рода, а также множественного числа правильны только формы без суффикса –ну-: достигла, достигло, достигли; параллельные им формы с –ну- (достигнула, достигнуло, достигнули) являются нелитературными.

2.Современный русский язык располагает огромными возможностями синонимического использования форм наклонений глагола. Однако в образовании некоторых глаголов есть особенности. Так, глаголы доить, кроить, поить и некоторые другие (и их приставочные образования) имеют в форме повелительного наклонения 2-го лица суффикс –и: дои (подои, подоите), пои (напои, напоите). Их формы на –й (напой, подой) – просторечные. Без суффикса –и образуется форма повелительного наклонения глагола уведомить: уведомь, уведомьте. С суффиксом –и образуются формы повелительного наклонения множественного числа глаголов портить, почистить: не портите, почистите. В единственном числе возможны варианты: почисти – почисть, не порти – не порть.

Правильно употребляйте формы глаголов!
Хотеть Мочь
Хочу Могу
Хочешь Можешь
Хочет Может
Хотим Можем
Хотите Можете
Хотят Могут
Ехать
Говорите: ездя, проезжая (по Поезжай (те) городу),уехав (оттуда);

3.Различаются стилистической окраской параллельные формы глаголов видеть – видать, лазить – лазать, мерить – мерять, мучить – мучать. Глаголы видеть, лазить, мерить, мучить нейтральны по стилю; формы видать, мерять, мучать – разговорные. Так же различаются глаголы поднимать (литер.) – подымать (разг.).

4.Глаголы класть, положить, надеть и одеть имеют особенности в употреблении. Глагол класть не бывает с приставками, а глагол положить не употребляется без приставок. Нельзя: склал, складу, склали, складено. Должно: сложил, сложили, сложенный, сложено. Нельзя: ложил, ложили, ложу. Должно: клал, клали, кладем.

Есть различия и в употреблении глаголов одеть, надеть.

Надеть (что – на кого?) платье на девочку.

Одеть (кого – во что) девочку в пальто.

Вопросы для аудитории:

1. Образуйте формы прошедшего времени от глаголов: глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть.



2. Объясните, чем по смыслу или стилистической окраске различаются выделенные глагольные формы.

Вино струится, брызжет пена (Пушкин). Ветер бесшумно брызгает в стекла водяной пылью (М. Горький). Но ползут по кругу стрелки, - время движется вперед (Маршак). Каждый раз казалось, что дело не двигается (Катаев). С трудом двигаются усталые лошади (Короленко). Им движет посторонняя ужасная сила (Достоевский). Лошадь махает хвостом (Салтыков-Щедрин). Она мне тихо машет (Огарев).

Нормы употребления предлогов

Предлоги

1. Предлог благодаря обычно указывает на причину, которая способствует осуществлению чего-либо (в отличие от предлога из-за, который указывает на причину, мешающую сделать что-либо). Этот предлог требует после себя существительного или местоимения в форме дательного падежа: благодаря сестре (тебе).

2. Предлог вопреки требует после себя формы дательного падежа существительных: вопреки указанию.

3. Предлог в синонимичен предлогу на при указании на место, пространство, с которыми связано действие: в море – на море, в поле – на поле.

4. Предлог под может указывать на предмет, вещество, которыми заполняется какая-либо емкость, для которых предназначено место, площадь и т.д.: банка под масло.

5. Предлоги с и из могут быть синонимичны при указании на направленность действия: приехать с Украины / из Белоруссии.

6. Предлоги согласно, благодаря, вопреки требуют формы дательного падежа существительного: согласно приказу (указаниям).

7. Предлог по (в значении после) сочетается с существительными в предложном падеже.



Контрольные вопросы.

1. Что такое морфологическая норма?

2. Каковы причины появления синонимичных форм в морфологии?

3. Каковы особенности морфологических норм в именах существительных?

4. Как можно определить род несклоняемых имен существительных?

5. Чем объясняются колебания в роде заимствованных слов?

6. Особенности склонения имен существительных. Как склоняются иностранные имена и фамилии?

7. Какие грамматические трудности возникают при употреблении в речи имен прилагательных? Могут ли синонимично употребляться полная и краткая формы имен прилагательных? Обоснуйте свой ответ.

8. Каковы трудности в образовании сравнительной степени качественных прилагательных?

9. Особенности морфологических норм в глаголах.

Вопросы для самостоятельного изучения :

1. Формы 1 лица единственного числа глаголов.

2. Стилистическое различие и многозначность глаголов.

3. Особенности морфологических норм в причастиях и деепричастиях.

4. Морфологические нормы имени числительного.

1. Морфологические нормы местоимений.

1. Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности: ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ, ЗАЩИТИТЬ, ПРОСЛЕЗИТЬСЯ и др.

В тех случаях, когда всё-таки оказывается необходимым употребить форму 1 лица единственного числа этих глаголов, прибегают к описательному способу выражения - образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол:

Я ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ;

Я ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ;

Я ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ;

Я СМОГУ ОЧУТИТЬСЯ;

Я НАДЕЮСЬ ЗАЩИТИТЬ.

2. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов

Начальная форма глагола Форма повелительного наклонения (единственное число) Форма повелительного наклонения (множественное число)
ЛЕЧЬ ТЫ ЛЯГ (неправильно ЛЯЖЬ) ВЫ ЛЯГТЕ (неправильно ЛЯЖЬТЕ)
ЕХАТЬ ТЫ ПОЕЗЖАЙ (неправильно ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ) ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ (неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ)
РАЗЪЕХАТЬСЯ ТЫ РАЗЪЕЗЖАЙСЯ (неправильно РАЗЪЕ- ХАЙСЯ, РАЗЪЕДЬСЯ) ВЫ РАЗЪЕЗЖАЙТЕСЬ (неправильно РАЗЪЕХАЙ- ТЕСЬ, РАЗЪЕДЬТЕСЬ)
ЕЗДИТЬ ТЫ ЕЗДИ (неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ) ВЫ ЕЗДИТЕ (неправильно ЕЗДИЙТЕ, ЕЗДЬТЕ)
ПОЛОЖИТЬ ТЫ положи (неправильно ПОЛОЖЬ) ВЫ ПОЛОЖИТЕ (неправильно ПОЛОЖЬТЕ)
ГЛЯДЕТЬ ТЫ гляди (неправильно ГЛЯДЬ) ВЫ ГЛЯДИТЕ (неправильно ГЛЯДЬТЕ)
ТРОГАТЬ ТЫ НЕ ТРОГАЙ (неправильно НЕ ТРОЖЬ) ВЫ НЕ ТРОГАЙТЕ (неправильно НЕ ТРОЖЬ- ТЕ)
МАХАТЬ ТЫ НЕ МАШИ (неправильно НЕ МАХАЙ) ВЫ НЕ МАШИТЕ (неправильно НЕ МАХАЙТЕ)
КЛАСТЬ ТЫ КЛАДИ (неправильно ЛОЖИ) ВЫ КЛАДИТЕ (неправильно ЛОЖЬТЕ)
БЕЖАТЬ ТЫ БЕГИ (неправильно БЕЖИ) ВЫ БЕГИТЕ (неправильно БЕЖИТЕ)
ВЫСЫПАТЬ ТЫ ВЫСЫПИ (неправильно ВЫСЫПЬ) ВЫ ВЫСЫПИТЕ (неправильно ВЫСЫПЬТЕ)
ПРОПОЛОСКАТЬ ТЫ ПРОПОЛОЩИ (неправильно ПРОПОЛОСКАЙ) ВЫ ПРОПОЛОЩИТЕ (неправильно ПРОПОЛОСКАЙТЕ)

3. Нормативным является следующее образование личных форм глаголов настоящего, будущего времени:

ЕЗДИТЬ - Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ (неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ)

ЛАЗИТЬ - Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)

МАХАТЬ - Я МАШУ, ТЫ МАШЕШЬ, ОН МАШЕТ, МЫ МАШЕМ, ВЫ МАШЕТЕ, ОНИ МАШУТ.

ЖЕЧЬ (ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ) - Я ЖГУ, ТЫ ЖЖЁШЬ, ОН ЖЖЁТ, МЫ ЖЖЁМ, ВЫ ЖЖЁТЕ, ОНИ ЖГУТ.

ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ) - Я ПЕКУ, ТЫ ПЕЧЁШЬ, ОН ПЕЧЁТ, МЫ ПЕЧЁМ, ВЫ ПЕЧЁТЕ, ОНИ ПЕКУТ

БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) - Я БЕРЕГУ, ТЫ БЕРЕЖЁШЬ, ОН БЕРЕЖЁТ, МЫ БЕРЕЖЁМ, ВЫ БЕРЕЖЁТЕ, ОНИ БЕРЕГУТ.

СТЕРЕЧЬ - Я СТЕРЕГУ, ТЫ СТЕРЕЖЁШЬ, ОН СТЕРЕЖЁТ, МЫ СТЕРЕЖЁМ, ВЫ СТЕРЕЖЁТЕ, ОНИ СТЕРЕГУТ.

Для литературного языка характерны следующие глагольные формы ОН МАШЕТ (неправильно МАХАЕТ), ОН ПЛЕЩЕТСЯ (неправильно ПЛЕСКАЕТСЯ), ОН КОЛЫШЕТСЯ (неправильно КОЛЫХАЕТСЯ), ОН КУДАХЧЕТ (неправильно КУДАХТАЕТ), ОН МУРЛЫЧЕТ (неправильно МУРЛЫКАЕТ), ОН МЯУКАЕТ (неправильно МЯУЧИТ), ОН ПОПРОБУЕТ (неправильно ПОПРОБОВАЕТ.),

При образовании возвратных форм глагола ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ следует использовать суффикс -СЬ, а не -СЯ.

Например: они встретились (неправильно «они встретились»), мне хотелось (неправильно «мне хотелося»), мы вернулись к этой теме (неправильно «мы вернулися к этой теме»), вы оденьтесь теплее (неправильно «вы оденьтеся теплее»).

6. Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ:

СЛОВО «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чьё-либо тело одеждой». ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЕНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.

СЛОВО «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя». НАДЕТЬ можно ЧТО- НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ.

НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА: НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? - НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО.

Следующее стихотворное правило помогает запомнить верное употребление в речи вышеозначенных глаголов:

Нельзя надеть Надежду,

Нельзя одеть одежду.

Надеть одежду можно.

Одеть Надежду можно.

7. Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:

Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?).

В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я КУШАЮ», правильнее будет сказать: «Я ЕМ». Например: «Утром Я обычно ЕМ йогурт».

Лучше так не спрашивать: «Вы уже кушали сегодня?». Правильнее спросить: «ВЫ уже ели сегодня?»

8. НЕ следует использовать в речи следующую конструкцию: «Я ИЗВИНЯЮСЬ» (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс -СЯ). В этом случае правильно было бы сказать: «ИЗВИНИТЕ (ПРОСТИТЕ) МЕНЯ».

9. Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ - ОКОНЧИТЬ:

ЗАПОМНИТЕ: ЗАКОНЧИТЬ РАБОТУ, ДЕЛО; но ОКОНЧИТЬ ШКОЛУ, УНИВЕРСИТЕТ. НЕ следует употреблять выражение «закончить школу».

10. Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ:

Глагол «ОПЛАТИТЬ» употребляется без предлога.

ЗАПОМНИТЕ : ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, но ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.

11. Нормативное употребление глаголов САДИТЕСЬ - ПРИСЯДЬТЕ:

НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «ПРИСЯДЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА» (вследствие многозначности глагола «ПРИСЕСТЬ» эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коленями», то есть «присесть на корточки»).

Нормативным является следующее употребление: «САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА».

12. Слова «ЛОЖИТЬ» в русском литературном языке НЕТ, поэтому нельзя так говорить: «НЕ ЛОЖИ ШАПКУ НА СТОЛ». Глаголы «ПОЛОЖИТЬ», «СЛОЖИТЬ», «ОТЛОЖИТЬ» без приставок не употребляются. Правильно следует говорить: «НЕ КЛАДИ ШАПКУ НА СТОЛ».

13. Нормативное употребление глаголов «ВЫХОДИТЬ/ВЫЙТИ» и «СХОДИТЬ/СОЙТИ»:

Глагол с приставкой С (СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: СОЙТИ С АВТОБУСА; это значило бы, что вы идёте с крыши автобуса по его поверхности.

Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения», то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: ВЫЙТИ ИЗ АВТОБУСА.

14. Нормативное употребление глаголов ПРЕДСТАВИТЬ - ПРЕДОСТАВИТЬ:

Глагол ПРЕДСТАВИТЬ имеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2) предъявить (документы, доказательства)».

Глагол ПРЕДОСТАВИТЬ имеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому-либо; дать слово».

15. Запомните нормативное употребление следующих глаголов:

ПОСТРИЧЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)

Особенности образования личных форм

Некоторые глаголы (их называют недостаточными ) не образуют формы 1-го лица ед. ч. Можно выделить следующие причины отсутствия этой личной формы:

1. Образованная форма неблагозвучна или труднопроизносима: победить, убедить, очутиться, ощутить и др.;

2. Образованная форма фонетически совпадает с формами, образованными от других глаголов: бужу (от бузить ) и бужу (от будить ), держу (от дерзить ) и держу (от держать ).

При необходимости употребления этих глаголов в указанной форме используются описательные конструкции, синонимы и соотносительные глаголы другого вида: одержу победу, смогу победить; хочу убедить.

Запомните!

133. * Образуйте от приведенных ниже глаголов форму настоящего времени 1-го лица единственного числа.

Бередить, бороздить, взгромоздить, вонзить, вызвездить, вынудить, голосить, досадить, ездить, ерундить, заградить, загромоздить, изрешетить, испестрить, испещрить, кадить, клеймить, кудесить, лазить, лебезить, молотить, надерзить, насладиться, нашкодить, обезлесить, обезлюдить, обессмертить, обессудить, освятить, отдубасить, оформить, ощутить, переубедить, победить, позолотить, прекратить, пригвоздить, принудить, проказить, прослезиться, пылесосить, сбрендить, светить, трусить, тузить, тяготиться, убедиться, снабдить, угораздить, умертвить, умилосердить, учредить, форсить, цедить, чтить, чудить, ютиться.

Особенности спряжения некоторых глаголов

1. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы с прибавлением е перед личным окончанием, они спрягаются как глаголы 1-го спряжения. Личные формы, образованные по типу глаголов 2-го спряжения, являются разговорными: выздоровлю, выздоровишь.

2. Глаголы сыпать, трепать, щипать образуют личные формы с прибавлением согласного л .Варианты без л (сыпешь, сыпят) являются разговорными.

3. Некоторые изобилующие глаголы образуют двоякие формы настоящего времени: колыхать, кудахтать, полоскать и др. Обычно нормативным признается вариант с чередованием: колышет, кудахчет, полощет.. Разговорными являются формы колыхает, кудахтает, полоскает, меряет, мучает и др.



Наряду со стилистическим отмечается и смысловое разграничение параллельных форм. Глагол брызгать в значении «окроплять» имеет личные формы брызгаю, брызгает (водой) ; в значении «разбрасывать капли, сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан) .

134. Запишите рядом с приведенными ниже глаголами вариантные формы настоящего времени, определите характер этих форм (книжная, нейтральная, разговорная, просторечная) или укажите разницу в лексическом значении.

Образец: пыхать - пышет (нейтр., в значении «жарко горит, пылает»: пышет жаром ), пыхает (разг., в значении «пыхтит, выпускает струи воздуха»: пыхает папиросой ).

Алкать, блестеть, блистать, брызгать, глодать, двигаться, жаждать, капать, клепать, кликать, колебаться, колыхаться, кудахтать, лазить, лазать, махать, мерить, метаться, мурлыкать, мучиться, мыкаться, мяукать, плескать, рыскать, сыпаться, фыркать, хлестать, хныкать, щипать.

Особенности образования форм повелительного наклонения от некоторых глаголов

Формы повелительного наклонения образуются с помощью суффикса -и или без суффикса; во множественном числе прибавляется окончание -те : скажи(-те), прочитай (-те).

Запомните!

135.* Запишите приведенные ниже глаголы в форме повелительного наклонения. Разграничьте нормативные литературные, разговорные и просторечные варианты. Отметьте глаголы, не имеющие формы повелительного наклонения.

Образец: портить - порти, порть (разг.). Видеть - глагол не имеет формы повелительного наклонения.

Бегать, бежать, выбросить, выгладить, выглянуть, выйти, вылезать, вылезти, выложить, гнить, доить, ездить, ехать, жаждать, закончить, закупорить, испортить, класть, клеить, клянчить, корчить, кроить, лежать, лезть, летать, лететь, лечь, мазать, морщить, мочь, нянчить, обеспечить, платить, поить, положить, посадить, расчистить, сажать, слышать, составить, таращить, трогать, уведомить, хлестать, хотеть, чтить.

Образование видовых пар

1. При образовании глаголов несовершенного вида с суффиксом -ыва(-ива) с корневым гласным -о - в одной группе глаголов происходит чередование и мена -о - на -а - (вырабо тать - выраба тывать, насто ять - наста ивать) , в другой группе чередование не происходит, сохраняется корневой гласный -о - (отсро чить - отсро чивать, опозо рить - опозо ривать) или наблюдаются колебания в зависимости от условий употребления (обусло вить - обусло вливать, обусла вливать; сосредото чить - сосредото чивать, сосредота чивать) . Некоторые глаголы, допускающие обе формы, различаются стилистически: формы с -о- (сосредоточивать, уполномочивать) являются книжными, формы с -а- (сосредотачивать, уполномачивать) - разговорными.

Необходимо обратить внимание на образование следующих видовых пар:

2. Глагол прочесть раньше характеризовался как книжный по сравнению с глаголом прочитать . В настоящее время, наоборот, словари отмечают форму прочесть как разговорную.

3. Глагол мучать встречался в литературном языке наряду с глаголом мучить . В современном русском языке глагол мучать употребляется преимущественно в разговорной речи, с просторечным оттенком.

4. Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну - : вял - вянул, лип - липнул, слеп - слепнул, отверг - отвергнул, гиб - гибнул, прибег - прибегнул, расторг - расторгнул, опроверг - опровергнул, пух - пухнул равноправны. Формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул имеют разговорную стилистическую окраску при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб .

136. Вставьте пропущенные буквы в глагольные формы. Обоснуйте ответ.

1. Уполном…чивать кого бы то ни было на подобные действия вы не вправе! 2. Все усилия необходимо состредот...чивать на выполнении именно этих задач. 3. Несправедливо было бы запод...зрить наших сотрудников в халатности. 4. Нередко именно мальчишек запод…зривали во всякого рода проделках. 5. Развитие науки обусл...вливает технический прогресс. 6. Павел старался приур…чивать приезд в родной город к традиционной встрече выпускников. 7. Нельзя и дальше отср…чивать принятие этого решения. 8. Павлу нередко приходилось од...лживать деньги у родителей. 9. Подыт...живая сказанное, председатель собрания еще раз обратил внимание на необходимость уск...ривать внедрение научных разработок в производство. 10. Никто не уполном…чивал тебя это делать.

Запомните!


ТЕСТ
по теме «Морфологические нормы русского языка»*



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...