Город микены на карте древней греции. Микены - древний город на пелопоннесе

  • ДАТА: XII-XIV века до н. э.
  • СТИЛЬ: Микенский
  • МАТЕРИАЛЫ: Камень
  • ПОСТРОЕН: по приказу критских правителей
  • Легендарный дворец-крепость Агамемнона и Клитемнестры, история которых много раз становилась сюжетом для великих произведений древнегреческой литературы

Гомер в своих эпических поэмах «Илиаде» и «Одиссее» описал Микены, легендарную горную твердыню царя Агамемнона, как «несокрушимую цитадель, бога-тую золотом», И Гомер, и Эсхил в своей «Орестее» называли Микены местом кровавой расправы, где смертных карают боги. Агамемнон был предводителем войска во время Троянской войны. Потом, чтобы боги даровали попутный ветер, и военный флот мог двигаться, он принес в жертву свою дочь Ифигению. Царь вернулся с победой, но его жена Клитемнестра с любовником Эгистом убила его прямо в купальне. Убийцам отомстил Орест, сын Агамемнона, и они приняли свою смерть от его руки.

Мифы и реальность

Из всех археологических достопримечательностей Греции, у которых есть мифическое прошлое, Микены ближе всего к греческим легендам. Особенно если считать, что в легендах сплетаются истории из разных времен. Микены расположены на скалистых холмах над Аргосской долиной, рядом с главной дорогой между городами Коринф и Аргос. Крепостные стены и большинство зданий были построены в 1380- 1190 годах до н. э., хотя на этом месте еще с глубокой древности, с XVI века до н. э„ были поселения правителей. В наши дни цитадель лежит в руинах, но даже сейчас можно вообразить себе ее потрясающее великолепие и поразиться архитектурным достижениям микенской цивилизации.

Знаменитые Львиные ворота – главный ритуальный вход в крепость, где жила элита. В основном город располагался перед ними. Чтобы подчеркнуть великолепие ворот, каменную кладку там обработали лучше, чем в других местах, и над воротами установили удивительный каменный рельеф. Два мускулистых и, увы, уже безголовых льва на этом рельефе стоят по бокам колонны.

За стенами цитадели

Прямо за стенами цитадели находится кладбище правителей, обнесенное стеной по кругу. В этих гробницах немецкий археолог Генрих Шлиман обнаружил одну из самых великолепных археологических находок – множество прекрасных кинжалов из бронзы, чаш и кубков, тиар и цепей из золота филигранной работы и удивительную золотую посмертную маску. Шлиман тогда воскликнул: «Я взглянул в лицо Агамемнона!» Хотя последующие исследования показали, что гробницы появились за 300 лет до Троянской войны, все равно нельзя усомниться в богатстве и величии микенской цивилизации.

За стенами крепости, под холмом, расположена так называемая Сокровищница Атрея, прекрасный пример микенского каменного “мавзолея-улья”

От гробниц лестницы ведут прямо к царскому дворцу на вершине холма, границы стен его до сих пор заметны. В центре – двор, оттуда можно попасть в мегарон, большой зал для приемов, с традиционным круглым очагом. Стены этого зала когда-то были покрыты яркой росписью. Еще во дворце был тронный зал и много маленьких комнат. На востоке – Дом с колон-нами, величественное здание, двор которого с трех сторон окружают колонны. Tакже частично сохранилась лестница, когда-то она вела на второй этаж.

У восточной стороны крепости был потаенный источник с водохранилищем, он залегал под землей, к нему спускалась винтовая лестница. Водохранилище построили в XII веке для того, чтобы люди в крепости могли выдерживать долгую осаду. Осаждали крепость, скорее всего, враждебные микенские пари или захватчики-дорийцы с севера. К 1100 году до н. э. когда-то процветающее поселение уже было заброшено.

Микены — старейший город материковой части Греции. Древнее лишь Кносс, центр минойской цивилизации, на Крите. Микены датируются вторым тысячелетием до н.э. В настоящее время город находится в руинах. В свою очередь руины превращены в музей. На 29 день прибывания в Греции смотреть руины стало совсем скучно, в Микенах мы провели около двух-трех часов. Комплекс совсем небольшой и достаточно однообразный.

Могильный круг А (grave Circle A). Микенский акрополь. Справа вход, ниже — стоянка туристических автобусов.

Микены — одна из самых легкодоступных достопримечательностей Пелопоннеса. 120 км от Афин , причем 110 из них по магистрали. По времени примерно 1 час 10 минут . Мы же приехали с другой стороны, в эти дни наша база была в Эпидавре.

Микенская крепость занимала очень выгодное стратегическое положение, она возвышалась над равниной Аргос и контролировала все горные проходы к северу, до самого Коринфа. Главный вход в город украшали Львиные ворота, сооруженные около 1260 года до н. э. Над ними были высечены два больших каменных льва. Все сооружение венчала крыша, длина которой составляла 8 м, высота — 90 см, а ширина — 2,4 м.

От ворот шла дорога к царскому дворцу. Его стены украшали фрески, наподобие критских росписей. Таким образом, жители Микен имели представление о минойской культуре. Вокруг теснились дома менее высокопоставленных горожан. Один из них, так называемый Дом с колоннами, был трехэтажным.

Я не специалист в области истории и археологии. Но мне хотелось бы знать кто тут жил, когда, для чего использовалось здание. Зачастую такой информации просто нет. На информационных стендах примерные даты и описание внешнего вида…хотя даже не внешнего вида, а остатков внешнего вида.

(G) (Я) Координаты : 37°43′50″ с. ш. 22°45′22″ в. д.  /  37.73056° с. ш. 22.75611° в. д.  / 37.73056; 22.75611 (G) (Я)
Археологические памятники Микен и Тиринфа *
Archaeological Sites of Mycenae and Tiryns**
Всемирное наследие ЮНЕСКО

В доантичный период Микены были одним из крупных центров Микенской цивилизации, погибшей в результате бронзового коллапса .

Микенские гробницы

До постройки крепостей и городов микенцы хоронили своих царей в сложных «купольных» гробницах - «толосах», построенных из огромных каменных плит и по форме напоминавших гигантские купола. В одну из гробниц - сокровищницу Атрея - ведёт вход высотой почти в 6 метров, открывающий погребальную камеру: круглую в плане, 13 метров высотой и 14 шириной, с ульевидным сводом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Состоятельные микенцы высоко ценили золото, ввозимое из Египта. Искусные мастера делали из золота кубки, маски, цветы и украшения, инкрустировали золотом мечи и доспехи.

Взлёт и упадок

    The acropolis at Mycenae, Dec. 2001.jpg

    Микенский акрополь. 2001 год

См. также

Напишите отзыв о статье "Микены"

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Микены

Да счастливый Наполеон,
Познав чрез опыты, каков Багратион,
Не смеет утруждать Алкидов русских боле…»
Но еще он не кончил стихов, как громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» Дверь отворилась, загремел из столовой польский: «Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс», и граф Илья Андреич, сердито посмотрев на автора, продолжавшего читать стихи, раскланялся перед Багратионом. Все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов, и опять Багратион впереди всех пошел к столу. На первом месте, между двух Александров – Беклешова и Нарышкина, что тоже имело значение по отношению к имени государя, посадили Багратиона: 300 человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее, поближе к чествуемому гостю: так же естественно, как вода разливается туда глубже, где местность ниже.
Перед самым обедом граф Илья Андреич представил князю своего сына. Багратион, узнав его, сказал несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день. Граф Илья Андреич радостно и гордо оглядывал всех в то время, как Багратион говорил с его сыном.
Николай Ростов с Денисовым и новым знакомцем Долоховым сели вместе почти на середине стола. Напротив них сел Пьер рядом с князем Несвицким. Граф Илья Андреич сидел напротив Багратиона с другими старшинами и угащивал князя, олицетворяя в себе московское радушие.
Труды его не пропали даром. Обеды его, постный и скоромный, были великолепны, но совершенно спокоен он всё таки не мог быть до конца обеда. Он подмигивал буфетчику, шопотом приказывал лакеям, и не без волнения ожидал каждого, знакомого ему блюда. Всё было прекрасно. На втором блюде, вместе с исполинской стерлядью (увидав которую, Илья Андреич покраснел от радости и застенчивости), уже лакеи стали хлопать пробками и наливать шампанское. После рыбы, которая произвела некоторое впечатление, граф Илья Андреич переглянулся с другими старшинами. – «Много тостов будет, пора начинать!» – шепнул он и взяв бокал в руки – встал. Все замолкли и ожидали, что он скажет.
– Здоровье государя императора! – крикнул он, и в ту же минуту добрые глаза его увлажились слезами радости и восторга. В ту же минуту заиграли: «Гром победы раздавайся».Все встали с своих мест и закричали ура! и Багратион закричал ура! тем же голосом, каким он кричал на Шенграбенском поле. Восторженный голос молодого Ростова был слышен из за всех 300 голосов. Он чуть не плакал. – Здоровье государя императора, – кричал он, – ура! – Выпив залпом свой бокал, он бросил его на пол. Многие последовали его примеру. И долго продолжались громкие крики. Когда замолкли голоса, лакеи подобрали разбитую посуду, и все стали усаживаться, и улыбаясь своему крику переговариваться. Граф Илья Андреич поднялся опять, взглянул на записочку, лежавшую подле его тарелки и провозгласил тост за здоровье героя нашей последней кампании, князя Петра Ивановича Багратиона и опять голубые глаза графа увлажились слезами. Ура! опять закричали голоса 300 гостей, и вместо музыки послышались певчие, певшие кантату сочинения Павла Ивановича Кутузова.
«Тщетны россам все препоны,
Храбрость есть побед залог,
Есть у нас Багратионы,
Будут все враги у ног» и т.д.
Только что кончили певчие, как последовали новые и новые тосты, при которых всё больше и больше расчувствовался граф Илья Андреич, и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось. Пили за здоровье Беклешова, Нарышкина, Уварова, Долгорукова, Апраксина, Валуева, за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и наконец отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался.

Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая то большая перемена. Он молчал всё время обеда и, щурясь и морщась, глядел кругом себя или остановив глаза, с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу. Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем то одном, тяжелом и неразрешенном.
Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним. Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался. Невольно вспоминая всё прошедшее своей жены и ее отношения с Долоховым, Пьер видел ясно, что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены. Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено всё после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.

Они песком мои забили вены
И суховеем закоптили губы —
Циклопами поставленные кубы,
Исхоженные сонные Микены.

Все помнят скалы — как попеременно
Сигнальщики годами ночевали
У сложенных костров, как чутко ждали
Заветной вести: близок Агамемнон!

Здесь оказавшись, сожалеть не надо,
Что замолчало время на запястье,
Что скорпионом спит в камнях опасность,
Тоскливо блеет брошенное стадо,

Печален звук овечьей погремушки.
Из жидкой тени листьев олеандра
Взгляни же, обреченная Кассандра,
На бледные славянские веснушки.

О вещая, мой незатейлив эпос,
Он исказит твои черты зевотой,
Но, знаешь ли, с великою охотой
Я джинсы поменяла бы на пеплос.

Глухих веков победы и измены
В уверенном гекзаметре очнулись,
Не я пришла, а вы ко мне вернулись,
Растерянные старые Микены.
Хельга Харен

В 3 тысячелетии до нашей эры существовало три крупных центра человеческой цивилизации: Месопотамия, Египет и Хеттская империя. Родоначальником всех империй была Месопотамия, происхождение которой покрыто историческим туманом.
Однажды огромная Хеттская империя рухнула. Обломки ее полетели во все стороны, рождая гражданскую войну, разруху, голод и братоубийственные стычки. В те времена не было строго охраняемых границ - ни своих, ни сопредельных стран, поэтому разные группки - фактически даже вполне самостоятельные народы брызнули в разные стороны.
Хеттская империя располагалась на территории Албании, Хорватии, Сербии, Македонии. Те народы, которые ушли от войны и разрухи на запад, в конечном итоге попали на Аппенинский полуостров, став этрусками, сабинянами, латинами. Другая, самая большая группа народов двинулась на юг, в сторону будущей Эллады. Это были пеласги, ахейцы, дорийцы, ионийцы, лелеги, карийцы.
Придя на территорию будущей материковой Греции они населили ее, вытеснив или частично ассимилировав существовавшую там загадочную минойскую цивилизацию. А на островах заменили кикладской культурой критскую и протоэгейскую. В результате этого сплава и произошла так называемая эгейская или микенская цивилизация. Расцвета культура достигла с 1500 г. по 1050 г. до н.э. Затем она потихоньку превращается в классическую Элладу.
Резкий скачок культуры Греции произошел около 1700 года до н.э. В это время начинает сходить на нет крито-минойская культура, но влияние ее остается.
Генрих Шлиман, немецкий археолог любитель, в свое время богатый купец, наживший свое состояние, работая в Санкт Петербурге, затем дополнил его финансовыми операциями в Америке, подарил Греции еще одно тысячелетие истории. Добился он этого, опираясь на мифологические предания Гомера.
Гробница Атрея, которую он исследовал в 1879 г. - самая большая купольная гробница в микенской культуре.

Доподлинно узнать микенскую культуру до мелочей невозможно. До сих пор остаются тайной некоторые архитектурные ходы. Остается опираться на археологические сведения, мифы древней Греции и на сведения тех народов, которые вступали с ними в контакт.
С 1700 по 1500 г. до н.э. в микенской культуре использовались глубокие шахтные гробницы, выстланные каменными плитами, землей, хворостом или травой на дне. Царская гробница 1450 г. до н.э. выглядела так: длинный проход начинался на склоне холма, с боков он был отделан камнями и заканчивался перед дверью, закрывавшей вход в гробницу. Деревянные двери были обиты бронзой. Фасад был украшен 2 колоннами высотой 10,5 м. В треугольном проеме над входом некогда стояла скульптура точно так же, как и на Львиных воротах, о которых я расскажу далее.

Через проход можно было попасть прямо под свод купола.

Диаметр помещения 14 м 25 см, высота 12,5 м. Начиная с 3 ряда, кладка образует свод.

Вес балки над входом 120 тонн.

Маленький вход ведет в помещение, где находились покойник и приношения, которые сопровождали его в загробный мир.

Камни не очень плотно подогнаны друг к другу, поэтому между вертикальными швами имеются пустоты, которые облюбовали пчелы, они беспрепятственно летают летом взад и вперед через вход в гробницу.

Это, возможно, одна из достопримечательностей, о которой нужно помнить, отправляясь в Грецию, - громадный свод гробницы, напоминающей с виду средневековый собор, солнечный свет у входа, переходящий далее в полумрак, и жужжание пчел, отдаленно напоминающее звучание органа.

Кроме ключ-камня, который закрывает гробницу сверху, это оригинальное гениальное сооружение.

Длина наклонного коридора-дромоса, который ведет в гробницу 36 м, ширина 6 м.

Каменоломня, откуда брали блоки, находилась в 15 км от Микен.
На всей территории Арголиды можно видеть остатки мостов микенской эпохи. Между городами существовала разветвленная сеть дорог. Правил городом царь, который обладал полной властью во время войны. В мирное время в основном принимало решение местное аристократическое собрание.
Акрополь - возвышенная укрепленная территория на холме, это изобретение древних микенцев. Внутри акрополя обязательно был родник. В центре города всегда был Дворец - центр культурной и политической жизни. Следы микенской культуры распространяются до Балтики.
С 3000 г. до н.э. здесь уже были поселения. Микены существовали и в классическую эпоху, успев принять участие в событиях Греко - персидских войн, однако в 468 году до н.э. город был разорен арголянами. С тех пор Микены стали одним из многочисленных придатков могущественного Аргоса. Постепенно жизнь на этой территории замерла.
Высота горы, на которой находился город Микены 254 м над уровнем моря.

Расцвет Микен наблюдался в 18-12 веке до н.э. Во 2 веке до н.э. все жители покинули город.
Укрепления вокруг центра Микен были возведены около 1350 г. до н.э. Вторая линия укреплений появилась в 1250 г. до н.э. Тогда же построили «Львиные Ворота».

Вторая линия фортификации Микен возникает в связи с нашествием дорийцев и других северо-западных греческих племен. Львиные Ворота венчают главный вход в город.

Кладка сделана из конгломерата, похожего на скалы Метеор.

Две львицы, которые поддерживают колонну с жертвенником, сделаны из другого камня.

Головы львиц из золота были повернуты к человеку, который входил в город, но они, естественно, до наших дней не сохранились. Каждая из трех балок, которые предваряют вход, весит более 20 тонн.
Жизнь в Микенах кипела до конца 11 века до н.э. Трудно представить, что камни в основании этой стены лежат здесь уже 3250 лет!
Слева от входа в стене находилось маленькое святилище.

На этой территории раскопали 19 шахтных захоронений, из них 6 наиболее богатые, где обнаружена большая часть золота Шлимана.

Он считал, что открыл гробницу Агамемнона и его отца, царя Атрея - золотая маска, одна из найденных им в погребениях, прямо была названа «маской Агамемнона». Позднее, исследователями было установлено, что все-таки маску изготовили задолго до правления Агамемнона, в 16 веке до нашей эры. Этот экспонат является шедевром микенского искусства, и заодно самой знаменитой ошибкой в истории археологии.

Вывод о том, что была найдена посмертная маска царя Агамемнона, Генрих Шлиман сделал, основываясь на описание Троянской войны в эпосе Гомера «Илиада» и на труды Павсания, древнегреческого географа, жившего во 2 веке до н.э. Павсаний в своих трудах описывал, что Агамемнона похоронили внутри города, а его жену Клитемнестру и ее любовника Эгисфа, похоронили за пределами городской стены, как недостойных людей. Начиная раскопки в Микенах, Генрих Шлиман руководствовался именно трудами древнегреческих писателей. Археолог был уверен, что внутри городских стен он обязательно найдет останки микенских героев, о которых писали Гомер и Павсаний.
В древнегреческом эпосе, написанном Гомером, знаменитой «Илиаде», Агамемнон - один из главных героев, он отличался храбростью и прославился многими подвигами. Троянская война началась с того, что Парис похитил прекрасную Елену, жену царя Менелая, брата Агамемнона. Менелай вместе с Агамемноном убедили греческих правителей участвовать в военном походе против троянцев. Агамемнон возглавил греческое войско. Греческое войско разгромило троянскую армию, но судьба отвернулась от Агамемнона. Его супруга Клитемнестра, изменив ему с его двоюродным братом Эгисфом, задумала убить Агамемнона. Клитемнестра и Эгисф выполнили задуманное и убили Агамемнона вместе с его любовницей Кассандрой. Печальная судьба микенского царя послужила сюжетом для многих древнегреческих трагедий.
В этих шахтовых гробницах были обнаружены: у мужчин золотые маски, нагрудники и поножи, мечи и кинжалы; у женщин - золотые диадемы; у тех и других - сосуды из золота, серебра и электра, священные чаши для ритуального питья в виде голов животных (так называемые ритоны). Умершие были покрыты плащами, украшенными золочеными бляшками с изображением символов бессмертия - пчел, спиралей, звезд и т.п. Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограмм.
Лица мужчин, как правило, не закрыты масками. То, что они - мужчины, и воины, определяется присутствием оружия в их могилах, а количество золота и тщательность работ, указывают на честь, богатство и статус.
Все эти сокровища микенских царей были сосредоточены в шахтовых гробницах круга А и Б, тогда как великолепные микенские толосы - грандиозные круглые гробницы - оказались совершенно пустыми, их разграбили задолго до исследования.
Частично золото Микен находится в афинском археологическом музее, а большая часть, найденная и в Трое и в Микенах - в музее Пушкина в Москве, попав в СССР после Второй Мировой войны как трофей, взятый в Берлине.
Могильный круг Альфа был образован в 1600 - 1700 г. до н.э. В 13 веке захоронения были окружены каменной оградой, полой изнутри. Никто не знает, для чего это было сделано. Предполагают, что эти захоронения являлись священными захоронениями людей, которые играли какую-то роль в местном религиозном культе или основателями Микен.
Более того, около 1250 г. до н.э возвели еще один уровень стены.

За Кругом А находился религиозный центр. Далее развалины зернохранилища, жилые кварталы.

В период расцвета здесь проживало около 2000 человек. По тем временам это был многолюдный город, недаром Гомер в своих произведениях называл его «Златообильные Микены».
Дома жителей Микен характерны тем, что единственный вход вел через мужскую половину дома в женскую.
Главным центром политической и духовной жизни Микен был Дворец, который располагался на вершине холма. На входе находились пропилеи, которые поддерживали две колонны. Помещения дворца были раскрашены цветной штукатуркой, которую в изобилие нашли при раскопках. Около 13 века до н.э. во дворце был сильный пожар. Не думаю, что ландшафт сильно изменился с тех пор.

В музее Микен можно увидеть то, что обнаружили при раскопках частично.

Микены - древний город на северо-восточном Пелопоннесе на Аргосской равнине. В настоящее время он представляет собой развалины, расположенные в 32 км к северу от залива Арголикос.
Исторически город появился на важном участке пути из Пелопоннеса на север, в остальную часть Греции. Значение его было столь велико, что оставило свой след в древнегреческой мифологии. Согласно легендам, город основал Персей, сын верховного бога Зевса и несчастной Данаи, победитель Медузы Горгоны. Легенды о божественном происхождении Микен должны были подтвердить важность и величие города.

История

Люди жили в этих местах еще в раннем неолите - 5-6 тыс. лет назад. Археологические раскопки показали, что на месте Микен в III тыс. до н. э. стояла деревня. Город появился позднее и к XVII в. до н. э. стал столицей государства ахейцев - самого первого из основных древнегреческих племен. Античный поэт Гомер, описывая ахейцев в эпической поэме «Илиада», подразумевает всех греков Пелопоннеса: столь могущественными стали Микены к тому времени.
О богатстве Микен и роскошном образе жизни их правителей говорят драгоценные находки из погребений микенских царей XVII-XVI вв. до н. э., сделанные при раскопках в XIX в.
В XVI-XV вв. на микенском акрополе были возведены новые, более мощные укрепления, построен царский дворец.
Правил тогда Микенами, по легенде, самый известный из его царей - Атрей, также персонаж из древнегреческой мифологии, сын божественного Пелопса и отец Агамемнона и Менелая - героев поэм Гомера.
Более всего Микены известны как резиденция Пелопидов, царя Атрея и его сына Агамемнона, жены Агамемнона Клитемнестры и их детей - Ореста и Электры.
Расцвет Микен пришелся на 1400-1200 гг. до н. э. Правившие Микенами в XIV-XIII вв. до н. э. потомки царя Атрея возвели толосы - большие круглые купольные усыпальницы, сменившие строившиеся до возвышения Микен скромные шахтные гробницы.
Власть Микен в то время распространялась на всю северную часть Пелопоннеса, микенцы захватили Кносс на Крите, торговали с Древним Египтом и Хеттским царством, Кипром и Сирией.
Понятно, что у такого богатого города было много врагов.
Стены вокруг акрополя стали еще выше, а желающие попасть за них, в крепость, должны были пройти через Львиные ворота. Предвидя жестокие войны и изнурительную осаду Микен, в XII в. до н. э. из крепости была пробита подземная ступенчатая галерея к находившемуся далеко внизу источнику.
Судьбу Микен решил ужасный пожар, случившийся примерно в 1200 г. до н. э. Город погиб в пламени.
Спустя столетия Микены были частично восстановлены, но былое величие к ним уже не вернулось. Хотя, чтобы доказать свою силу, Микены участвовали в Фермопильском сражении 480 г. до н. э. и в Марафонской битве 490 г. до н. э. - крупнейших во время греко-персидских войн 499-449 гг. до н. э.
Весь Пелопоннес захватили дорийцы - другое древнегреческое племя. Своей столицей они сделали соседний Аргос, усиления Микен никак не желали и в 470 г. захватили город и разрушили до основания.
На руинах города некоторое время еще теплилась жизнь, но к II в. он был окончательно покинут и заброшен.
Город играл столь важную роль в античное время, что «микенским» называют весь период доисторической цивилизации в Греции (1600-1100 гг. до н.э.).
Руины древнего города Микены находятся на греческом полуострове . Стратегическое местоположение города - скалистый хребет, нависающий над проходом из Пелопоннеса на север, в остальную часть Греции.
Раскопки в Микенах начал археолог-энтузиаст Генрих Шлиман, утверждавший, что в поэмах Гомера прямо указано на местонахождение захоронений микенских царей.
Раскопки Микен начались лишь в 1874 г., занимался ими Генрих Шлиман (1822-1890 гг.), уже успевший прославиться находкой «Золота Трои», вылившейся в грандиозный международный скандал. Немецкий археолог вел раскопки до 1876 г. и сумел обнаружить следы цивилизации II тыс. до н. э., описанной в трудах древнегреческого географа Павсания, и до этого считавшиеся таким же мифом, как и легенды о Персее и Медузе Горгоне.
Шлиман стремился найти гробницу микенского царя Агамемнона, и гробницу обнаружил, правда, археологи выражают большое сомнение в том, что это захоронение именно Агамемнона. Зато сокровищ было найдено много: общий вес золотых находок составил более 14 кг. Раскопки подтвердили истинность многих описаний, сделанных Гомером в «Илиаде» и «Одиссее».
Раскопки велись и после Шлимана. Все найденные руины и сооружения можно условно разделить на три группы.
Шахтные гробницы - самые ранние из объектов, раскопанных в Микенах. На самом деле это не шахты, а скорее большие каменные колодцы. Они оказались в неприкосновенности, грабители до них не добрались. Убранство всех шести гробниц поражает необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, вокруг россыпью лежали золотые изделия, от украшений до множества золотых дисков и пластин с чеканкой в виде осьминогов и розеток, а также бронзовые кинжалы с рукоятками из чеканного золота, с тонкой сюжетной золотой и серебряной инкрустацией на клинках. Над могилами установлены стелы, на которых вырезаны изображения колесниц, сцен охоты и спирального орнамента.
Толосы, или купольные гробницы, найдены за городскими стенами. Всего их обнаружено девять, а рядом - большое количество камерных гробниц. Это подземные сводчатые сооружения в форме старинного улья, с высоким куполом. В толос ведет дромос - коридор. Когда обряд захоронения заканчивался, вход закладывали камнем, а дромос забивали землей. Самый большой толос, именуемый «гробницей Атрея», сложен из гигантских каменных блоков. Балка притолоки размерами 38,512 м весит около 120 т (!). Диаметр гробницы - 15 м, высота - 13 м. Хоронили в них, разумеется, не персонажей из древнегреческих мифов - Атрея и Клитемнестру, а представителей царствующей семьи. Купольным гробницам не повезло: их разграбили еще в древности.
Крепостные стены и дворец - самые поздние по времени объекты в Микенах. Стены сложены из громадных каменных глыб. В стене проделаны Львиные ворота с бастионами по сторонам. Своим названием они обязаны треугольной плите наверху, на которой высечены две львицы. Эти звери - единственное дошедшее до наших дней произведение монументальной скульптуры того времени.
От дворца мало что осталось, можно лишь судить по размерам руин, что он был монументален и состоял из многих парадных, жилых и хозяйственных помещений. Был здесь и дорический храм: найдены его остатки.
В обширном нижнем городе сохранились кварталы с каменными домами зажиточных ремесленников и торговцев, условно названными Дом виноторговца, Дом щитов, Дом торговца маслом.
Рядом с развалинами античных Микен стоит городок, носящий то же название.
С почти лишенной растительности возвышенности, где только алеют маки, на которой под палящим солнцем находятся развалины Микен, открывается панорама всей области Арголис - вплоть до Саронического залива Эгейского моря.


Общая информация

Местонахождение : юг Греции.
Официальный статус : археологический памятник Микены и Тиринф.

Административная принадлежность : децентрализованная администрация Пелопоннеса, Западной Греции и Ионии, административная область (периферия) Пелопоннес, ном Арголида, муниципалитет Аргос-Микены, Греция.
Дата основания : около XVII в. до н э.
Первое письменное упоминание : VIII в. до н. э.
Язык : греческий.

Этнический состав : греки.

Религия : греческое православие.
Денежная единица : евро.

Цифры

Площадь : 0,32 км 2 (период расцвета, 1350 г. до н. э.).

Крепостная стена : длина - около 900 м, вес каменных блоков - от 20 до 100 т, высота - до 7,5 м.

Высота над уровнем моря : 278 м.

Удаленность : 90 км на юго-запад от Афин.

Климат и погода

Средиземноморский.

Теплая зима, жаркое лето.

Средняя температура января : +14°С.

Средняя температура июля : +27°С.
Среднегодовое количество осадков : 400 мм.

Относительная влажность воздуха : 65%.

Достопримечательности

Археологический парк «Микены» : шахтовые гробницы (XVII-XVI вв. до н. э.), крепостные стены (XIV в. до н. э.), Львиные ворота (конец XIV-XIII вв. до н. э.), толосы (камерные гробницы, XV-XIV вв.), дворец (XVI-XIII вв. до н. э.), жилые дома, склады, цистерны, (XIV-XIII вв. до н. э.), зернохранилище (XII в. до н. э.), резервуар «Источник Персея».

Любопытные факты

■ Древнегреческие мифы об основании Микен Персеем рассказывают, что главные укрепления города были возведены циклопами - могучими великанами. Отсюда и название кладки из грубо обтесанных глыб огромного размера - циклопическая.
■ Название «Микены» явно не греческого происхождения и унаследовано от местных племен эллинами, приехавшими из других мест. Тем не менее мифы связывают это название с греческим словом «микес» - «гриб». Древнегреческий географ Павсаний утверждал, что название придумал сам Персей, посмотрев на грибоподобную вершину, на которой расположились Микены.
■ Первое письменное упоминание Микен встречается в поэмах Гомера.
■ Во второй половине XX в. и в начале XXI в. подлинность Маски Агамемнона была подвергнута сомнению. Некоторые археологи ссылались на то, что еще до раскопок в Микенах Шлиман был замечен в подлогах: он намеренно приносил на раскопках предметы, которые были найдены совершенно в других местах, да и Маска Агамемнона по стилю резко отличается от всего остального, что найдено в Микенах. Официальная точка зрения категорически отрицает подлог.
■ Развалины Микен стали туристическим объектом еще в эпоху Древнего Рима: богатые римляне совершали сюда поездки, чтобы посмотреть на останки былого величия Микен.
■ Шлиман полностью доверял тому, что написано в поэмах Гомера, и соответствующим образом интерпретировал в своих изысканиях. Так, обнаружив в микенской гробнице череп под золотой маской, он тут же воскликнул: «Я узрел лицо Агамемнона!»
■ В 1999 г. руины города Микены внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
■ Из прочих пелопидов (потомков божественного Пелопса), избравших Микены своей столицей, более всего известны жена Агамемнона - Клитемнестра - и ее дети - Орест и Электра. Судьба их, изложенная в мифах, ужасна: Клитемнестра убила мужа («похоронена» в стороне от городской стены Микен), Орест убил собственную мать (погиб от змеиного укуса), Электра (подтолкнула брата к убийству матери, «похоронена» в Микенах). Электра стала главным действующим лицом трагедий, местом действия которых были Микены: «Хоэфоры» Эсхила, «Электра» Софокла, «Электра» и «Орест» Еврипида, «Агамемнон» Сенеки.
■ Как коммерсант, Генрих Шлиман сколотил свое состояние на поставках русской армии во время Крымской войны 1853-1856 гг.: он торговал стратегическим товаром - серой, селитрой, свинцом, оловом, железом и порохом.
■ Микенская цивилизация пришла на смену минойской, когда ее центр - остров Крит был разрушен извержением вулкана Санторин, что послужило основой мифа о гибели Атлантиды.
■ Еще один «именной» предмет, найденный Шлиманом в гробницах Микен в 1876 г., - знаменитая золотая Чаша Нестора. Шлиман заявил, что это именно та чаша, которую Гомер описывал в «Илиаде» как принадлежавшую Нестору, царю Пилоса. Большинство археологов не согласны со Шлиманом: микенское захоронение появилось за три века до предполагаемой даты Троянской войны, да и внешне чаша отличается от описанной Гомером.
■ Район, где находятся руины Микен, экономически развит очень слабо, зато выходцы из этих мест занимали и занимают ведущее место в греческой политике.

Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...