Графическое изображение натюрморта. Открытый урок "натюрморт в графике". класс. Линейные зарисовки растений. Графическая работа с силуэтами предметов. Работа с фактурами и их применение в натюрморте

И З О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О Е И С К У С С Т В О

Н.П. Бесчастнов

НАТЮРМОРТА

Допущено Учебно методическим объединением по образованию в области технологии и проектирования

текстильных изделий в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

Класс. Линейные зарисовки растений. Графическая работа с силуэтами предметов. Работа с фактурами и их применение в натюрморте

Кто знает секреты профессионального рисования натюрморта, нет проблем выйти на следующий этап - рисование персонажа и живопись. И творческие задания из воображения становятся детской игрой. На экзаменах самая высокая проходимость студентов из нашей школы! Уникальный метод преподавания в Польше, который приводит к хорошо освоенной технике рисования, а также живописи! 100% эффективны на экзаменах!

Современная обучающая программа, которая эффективно и в относительно небольшой промежуток времени позволяет освоить все основные проблемы рисования. У вас всегда есть возможность начать учиться с нуля! Индивидуальная программа для всех позволяет использовать точный и эффективный способ обучения рисованию.

по направлению подготовки дипломированных специалистов «Художественное проектирование изделий текстильной

и легкой промышленности»

Р е ц е н з е н т ы:

кафедра художественного оформления текстильных изделий Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина (зав. кафедрой, профессор Ю.Э. Салман );

Класс. Свободная интерпретация постановочного натюрморта

Фундаментальные знания рисования персонажей. - Изучение натюрморта - Состав, ценность, перспектива в сочетании с творчеством и художественной концепцией сообщения. Короче и прозрачно, следуя правилам и методам, он выражает иллюзию пространства конструктивным образом. На его фундаменте стоят такие вопросы, как композиция, конструкция, перспектива, ценность, модульный дизайн, геометрия. Благодаря специальным упражнениям, особенно моторным навыкам, тренировка рук и глаз превращается в профессиональную работу в специфику, требуемую экзаменами в Политехнике.

профессор кафедры коммуникативного дизайна МГХПУ им. С.Г. Строганова, доктор искусствоведения

А.Н. Лаврентьев

Бесчастнов Н. П.

Б53 Графика натюрморта: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Художеств. проектирование изделий текстил. и лег. пром"сти» / Н.П. Бесчастнов. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 255 с.; ил.; 48 с. цв. ил. : ил. - (Изобразительное искусство).

ISBN 978-5"691"01629"5.

Агентство CIP РГБ.

В учебном пособии рассмотрены основы теории, методики и практики изображения графического натюрморта применительно к задачам обучения художников декоративно"прикладного искусства. Богатый иллюстративный материал демонстрирует разнообразную технику изображения различных типов натюрмортов.

Адресовано студентам высших учебных заведений, готовящих художников для сферы декоративно"прикладного искусства, может быть полезно учащимся средних художественных заведений, а также всем, кто интересуется искусством.

УДК 75.049.6(075.8) ББК 85.147я73-1

© Бесчастнов Н.П., 2008 © ООО «Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС», 2008 © Оформление. ООО «Гуманитарный издатель-

К студентам!

Графика натюрморта - важная составляющая часть курса по специальному рисованию, выполняется во время летней художественной практики, входит в процесс сбора материала к курсовым и дипломным работам. Вместе с живописью натюрморта, захватывающей почти весь период обучения в вузе, графика натюрморта создает эффективный комплекс для познания студентами цвето-тональ- ных натурных отношений в пространстве на основе изображения самых простых, обыденных и имеющихся в каждом доме предметов.

Таким образом, каждый студент

в той или иной форме несколько раз обращается к изучению натюрморта на протяжении всего периода обучения. Хотя цели работы в графических натюрмортных поисках меняются

в зависимости от учебной проблематики, основные принципы изображения остаются неизменными.

В связи с этим в пособии достаточно подробно рассматриваются как общие теоретические и практические аспекты работы над натюрмортом, так и специальные вопросы, касающиеся сбора натурного материала для

щий облик вещей, позволяют создать произведение высокой художественной правды, не уступающее по силе воздействия живописи. Это заставляет восполнить пробел в изучении истории графики натюрморта и постараться изложить методику исполнения таких изображений.

Пособие охватывает основные проблемы графического изображения натюрморта, встречающиеся в работе студентов вузов искусств. Приводятся примеры удачных творческих решений из опыта крупнейших художников изобразительного и прикладного искусства, истории художественного ремесла. Много внимания уделено изложению особенностей изображения основных сюжетов натюрморта, применяемым творческим техникам

и материалам. При подготовке материала пособия был обобщен опыт преподавания графики натюрморта как в России, так и за рубежом. Анализ произведений мастеров искусства проведен с учетом общей направленности учебной работы в вузе.

В пособии анализируются как чер- но-белые, так цветные изображения. Поскольку настоящее пособие является продолжением цикла ранее изданных автором работ по черно-белой

и цветной графике, базовые теоретические понятия о графическом изображении излагаются избирательно

и целенаправленно. Это позволяет больше внимания уделять изложению творческого процесса, включающего приемы и техники практической работы.

Введение

Натюрморт - один из наиболее широко известных жанров изобразительного искусства. Нет человека, который бы не знал, что это такое. Натюрморты вот уже несколько столетий украшают интерьеры множества квартир, особняков и общественных зданий. Работы фламандских художников Франса Снейдерса, Яна Фейта, Якоба Иорданса, а также голландцев Виллема Хеды, Виллема Калфа, Абрахама ван Бейерена, созданные в конце XVI-XVII вв. и имевшие у современников ошеломляющий успех, открыли дорогу жанру натюрморта в искусстве многих стран. Репродукциями с их холстов и сегодня заполнены книжные магазины многих столиц мира и сувенирные отделы крупнейших художественных музеев. Радость и полнота восприятия жизни родоначальников жанра натюрморта продолжает восхищать почитателей искусства. Чувственная прелесть материального мира - главная тема их художественных поисков в натюрморте. Каждая любовно выписанная вещь имеет неповторимый цвет, фактуру, форму.

Многие известные художникипедагоги Западной Европы и России

считали натюрмортные постановки важнейшей формой обучения искусству. А.Г. Венецианов, понимая значение натюрморта в учебном процессе, настоятельно советовал своему бывшему ученику А.А. Алексееву, занявшему место учителя рисования

в Пскове, обратиться к натюрморту. «Давай рисовать с чашек, стаканов, подсвечников, стульев, сапог, перчаток, каменьев, цветов, бумажных вздоров и прочего…», - писал он ему

в 1836 г. 1 Венецианов считал, что натурный натюрморт с первых шагов

в искусстве позволяет увидеть и понять естественность бытия.

Трепет живой жизни, сохраняющейся в натурном натюрморте, вносит в обучение особый смысл, открывает красоту и разнообразие, которые должны сохраняться в настоящем творчестве всю жизнь. Даже простое повторение учеником предметных форм в грамотно поставленном педагогом натюрморте - заметный шаг к успеху. «Чем добросовестнее, тщательнее, чище будет подража-

1 Савинов А.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. М., 1955, с. 155.

тель подходить к делу, чем спокойнее воспринимать то, что видит, чем сдержаннее его воспроизводить, чем больше при этом привыкнет думать, а это значит, чем больше сравнивать похожее и обособлять несходное, подчиняя отдельные предметы общим понятиям, тем достойнее будет переступать поры святая святых», - отмечал И.В. Гете1 .

Графику натюрморта невозможно рассматривать без связей с живописью натюрморта. Они находятся в рамках одного жанра и по сюжетным характеристикам, и по построению композиции часто почти идентичны. Множество графических листов являются повторением в гравюре холстов известных мастеров кисти. Однако условность искусства графики и особенности графических материалов позволяют графике натюрморта иметь свою специфику художественного языка, который придает графическому натюрморту особую характерную прелесть. Не случайно коллекции натюрмортов графических кабинетов во многих музеях насчитывают тысячи единиц хранения. Выставки, посвященные истории графики натюрморта, активно посещаются зрителями. Многие любители искусства посвятили свою жизнь собиранию натюрмортной графики. Например, имеется огромное количество почитателей натюрмортной графики Ф.П. Толстого и художников его круга. И дело тут не в особой «точ-

1 Гете И.В. Простое подражание природе, манера, стиль//Собр. соч. Т. X. М., 1937, с. 402.

ности» или «иллюзорной схожести» изображенных предметов, а в созвучии понимания правды в искусстве у мастера и у его почитателя.

Но чем же все-таки привлекает графика натюрморта? Чистотой ли использования выразительных средств, условностью языка или вязью вырезанных на металле линий? Конечно, волшебная ажурная фактура из переплетающихся четких линий и штрихов разной толщины, покрывающая гравированные натюрмортные композиции, никогда не встречается в живописи. Она всегда завораживает взор, затягивает зрителя вглубь печатных листов.

Оперение птиц, чешуя и кожа рыб и змей передаются в графике так тонко, что изображения трудно воспроизвести даже в современной полиграфии. При репродуцировании штрихи теряют свою объемность, уничтожаются эффекты «исчезновения» линии в бумаге, теряется стереоскопичность наложения толстых штрихов на тонкие росчерки и т.д. Можно сказать, что исчезает неповторимое «дыхание» графической поверхности оригинала. Именно в графическом натюрморте, и особенно в черно-белом офортном исполнении, начинается осознание того, что натюрморт не «мертвая» натура. Не случайно голландцы и англичане называют жанр натюрморта «тихой жизнью», где неподвижность - внешнее проявление духовной жизни. Любые формальные поиски, а графика этому способствует, всегда должны быть направлены на образное раскрытие изображаемо-

го. Формальные упражнения, присутствующие в любой художественной школе, - только путь к поиску новых средств выражения натуры.

Вещи, которыми мы пользуемся в домашнем обиходе, при изображении в натюрморте образуют свою среду, переносятся в иное измерение. Сочетания простых предметов могут выражать самые сложные и возвышенные чувства человека, вызывать ассоциации, далеко уходящие от материальной сути предметов. Натюрморт - это сообщение, иногда даже криптограмма, которую необходимо разгадать, чтобы понять суть. Графика, как искусство отвлечения, абстракции, с ее очень условным языком, позволяет в натюрмортных композициях выявить сложные, опосредованные от конкретной действительности, символизированные «построения» с многоплановыми внутренними связями. Эти связи, выхваченные из среды световым потоком или упрятанные в игре теней, образуют особый таинственный мир, присущий каждой предметной композиции.

Мы знаем, что линий, так широко используемых в графике, в природе не существует. Изображая на бумаге линиями образ, мы уже создаем ситуацию, которая даже при всем стремлении к реальности изначально условна. Поэтому, рассматривая натюрморт как уникальный жанр, позволяющий сосредоточиться на существе множества чисто художнических вопросов, мы должны понимать, что графически их можно решать весьма необычно и даже па-

радоксально. Не случайно, что в XX в. графика стала неожиданно влиять на развитие живописи именно через натюрморт. Сравнение живописи и графики натюрмортов, изображенных художниками-кубистами, красноречиво это подтверждает. Все это заставляет нас с особым вниманием отнестись к графическим европейским натюрмортам XX в.

При изложении опыта мастеров искусства, который приводится в нескольких главах пособия, мы постарались очертить особенности решений трех разновидностей графического натюрморта и семи основных сюжетных направлений натюрмортной практики.

Цвет используется в графике натюрморта как очень иллюзорно, так и отвлеченно. Отвлеченное применение цвета позволяет создавать натюрмортные композиции декоративного характера. В таких композициях рисунок не только оставляет широкое поле для наложения разнообразных цветовых пятен, но и может быть параллельной цвету композиционной структурой. В случаях, когда цвет в графике «вытекает» за форму предметов, композиционная организация изображений определяется осознанным очертанием предметов. Не случайно, что к графике относят рисунок и офорт, подкрашенные акварелью, значительную часть акварельных изображений.

В пособии в качестве иллюстративного материала используются произведения станковой, книжной и прикладной графики. Специфика издания позволяет расширить иллюст-

ративный материал за счет произведений живописи, так как живопись натюрморта во все времена имела принципиальное значение для развития натюрмортных композиций в графике. Кроме того, приводятся примеры из истории декоративноприкладного искусства и современной практики студентов вузов прикладного искусства.

Иллюстративный материал подобран с учетом возможностей студентов творческих вузов России найти и изучить графическое наследие отечественных и зарубежных художников в музеях и библиотеках. В главе,

посвященной основным сюжетам натюрморта, особое внимание уделено русской графике XX в., так как этот период - время расцвета графического искусства в России.

Несмотря на всеобщую известность жанра натюрморта, он долгое время глубоко не изучался в искусствоведческой литературе. Только с начала XX в. в музеях стали проходить достаточно объемные и научно атрибутированные выставки натюрморта, а заметные искусствоведческие труды о натюрморте появились только в 20-е годы!1 Многие поджанры натюрморта еще ждут своих исследователей.

1 См.:Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. Жизнь вещей. Казань, 1922.

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГРАФИКИ НАТЮРМОРТА

В основе обучения художника лежат знания научных положений искусства. В качестве научных положений графики натюрморта обычно приводятся перспектива, законы оптики и цветоведения, законы о пропорциях и психологии восприятия. Учитывая, что большинство научных положений изображения натюрморта в достаточной мере из-

ложено в учебниках и учебных пособиях по искусству, в данном пособии сосредоточено внимание на специфике использования в графике натюрморта трех научных положений: геометрии пространственных построений графических изображений на плоскости, принципов использования в графике светотени и цветовой гармонии.

1. Геометрия пространственных построений графических изображений на плоскости

Наиболее часто и подробно в пособиях по изобразительному искусству приводятся примеры из линейной перспективы, как бы подчеркивая наше преклонение перед достижениями эпохи Возрождения. Однако в графике натюрморта принципы линейной перспективы в полном объеме используются ограниченно, а о других системах пространственного построения художники имеют слабое представление. Понятия о «плоскостности» в графике, бытующие в среде художников, в большинстве случаев не имеют научной основы. Эти же по-

нятия присутствуют и в учебной работе. Все это не способствует успешной практике. Для эффективной творческой деятельности нужны конкретные рекомендации по построению изображений различного назначения.

Попытаемся очертить принципиальные направления в методике получения пространственных построений на различных этапах работы над графикой натюрморта.

Математический анализ наиболее типичных геометрических закономерностей изобразительного материала, проведенный известным российским

Графические материалы принято разделять на "сухие" и "мокрые" (разводятся водой). Использование различных материалов и техник открывает перед художником неожиданные возможности в передаче фактуры объекта, его характера, собственного отношения к нему.

Чрезвычайно полезна работа над рисунком в технике "отмывка". Отмывкой называется акварельная работа одним цветом по сырому (тушь, соус, акварель). При длительной работе в этой технике целесообразно сначала легкими штрихами карандаша нанести основное построение рисунка. После чего, начиная с самых светлых мест, постепенно нагружать рисунок, усиливая тон. Но эту технику можно очень успешно применять и в быстрых набросках одной кистью без первоначального рисунка карандашом. Такая работа развивает способность видеть общую форму, чувство тона, отбирать нужные моменты из жизни, что очень важно для серьезной творческой работы.

В процессе работы весьма полезно чередовать различные техники. Долговременные рисунки разбавлять быстрыми зарисовками, карандашную технику - отмывкой либо техникой угля, что развивает скорость рисования, чувство пространства, а также художественный вкус .

Пастель (pastello происходит от итал. pasta - тесто или паста). Пастелью называют художественные материалы для рисования. Пастель выпускается в виде цветных мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением. Пастельные мелки спрессованы из тонко размолотой смеси, в которую входили три ингредиента: красящий пигмент, минеральный наполнитель (мел или особый сорт глины) и связующее (в большинстве случаев - гуммиарабик). Пастель имеет более тысячи шестисот оттенков. Пастель применяется и в графике и в живописи. Пастель часто называют живописным рисунком. Она действительно прошла долгий путь от рисунка тремя цветами до полноценной живописной техники, популярной в эпоху барокко и столь любимой импрессионистами. Сегодня в распоряжении пастелистов сотни цветов и оттенков, позволяющих создавать удивительно проникновенные произведения в различных жанрах.

XVIII век - расцвет пастели. Пастель становится самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Буше, Латур, Шарден, Грёз, Лиотар, Делакруа. Выдающимся пастелистом была итальянская художница Розальба Каррьера. Затем классицизм решительно отвергает пастель, как технику слишком нежную, бледную и лишенную решительности линий.

Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis) - материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа. Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному. С её помощью хорошо передаются тона обнажённого человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Во время работы сангину можно смачивать и тем самым разнообразить толщину и плотность штриха, а неудачные линии легко удалять. Сангина хороша при технике "гризайль" (выполнение работы в различных оттенках одного цвета).

Техника рисунка с натуры с помощью сангины известна начиная с эпохи Возрождения. В это время в Европе употреблялась натуральная сангина минерального происхождения ("красный мел"). Современная сангина - искусственная.

Соус графический материал, полученный в результате прессования сажи или угольного порошка с добавлением растительного клея.

Сангина - палочки из очищенной глины-каолина со специальными добавками, дающие разнообразные красно-коричневые оттенки. Пастель - цветные палочки мела.

Уголь в искусстве, материал для рисования. Изготовляется из подвергнутых обжигу тонких веток или обструганных палочек липы, ивы и др. деревьев. В 19 в. получил распространение твёрдый "прессованный уголь" (из угольного порошка, с добавлением растит, клея). Широко употребляемый для создания самостоятельных рисунков и подготовительных набросков, уголь как материал привлекает художников бархатистостью фактуры штриха, возможностью сочетать линию и тональные эффекты в едином художественном решении.

Фломастер (слово происходит от торговой марки "Flo-Master") - инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара к наконечнику из пористого материала (нейлон или войлок). В Европу был привезён из Японии немецкой фирмой "Edding" в 1960 году. 17 марта 1960 года в Японии поступили в продажу разноцветные фломастеры. Фломастерами называют несколько видов пишущих принадлежностей: перманентные маркеры, смывающиеся маркеры для досок, текстовыделители, капиллярные ручки и, собственно, фломастеры. Различаются они составом красящего вещества, формой и назначением. Не существует общего термина для обозначения фломастера, в разных странах для этого часто используются имена брендов .

Карандаш (от тюркских "karadaљ" карандаш) - чёрный камень - инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т.п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

Черный и коричневые карандаши (из набора цветных карандашей) - обладают большим диапазоном тона. Пригодны как для линейных, так и для тоновых композиций.

Тушь черная (нем. Tusche) - краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Черная тушь высокого качества имеет густой черный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок) употребляется крайне редко.

Акварель - графический материал, особенностью и достоинством которого являются прозрачность, чистота и насыщенность цвета. Акварелью можно работать как по сухой, так и по сырой бумаге. Прием "по сырому” дает интересные и неожиданные фактурные эффекты.

Гуашь, темпера - кроющие краски. При работе этими материалами необходимо помнить об их особенностях. Гуаши свойственно сильное высветление, создающее сложность в подборе тона. Темпера интенсивнее гуаши, дает матовую бархатистую поверхность, после высыхания не растворяется водой. При работе гуашью и темперой рекомендуется избегать многократного наложения одного слоя краски на другой, так как при высыхании краска растрескивается и осыпается .

> Натюрморт

Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, главным образом - живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. "натуре морте" - букв. "мертвая натура") и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы - убиты, рыбы, морские животные - выловлены, цветы - срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком. Художник не изображает вещи "с натуры", как они расположены в интерьере, а предварительно компанует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.

В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях. Композиция укрупняет малую "величину" вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо (криптограмму). Вещи превращаются в символы. Значения этих символов, содержание сообщений отличается большим разнообразием, но чаще всего носит мировоззренческий и даже философский характер .



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...