Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога. Все о профессиональном развитии учителя: как написать индивидуальный план профессионального развития педагога

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УЧИТЕЛЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Кухаренко Галины Васильевны

С 2014-2015 уч. года - по 2017-2018 уч. год

МБОУ «СОШ с. Новиково».

Использование технологий индивидуального обучения

Развитие индивидуального опыта младших школьников в образовательном процессе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня к начальному образованию предъявляется целый комплекс требований, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка.

В связи с этим значительно усложнились задачи учителя начальных классов. Сегодня педагогу нужно научить школьников думать и размышлять, опираясь на собственный учебный и жизненный опыт; осуществлять самостоятельный выбор в процессе учебной деятельности, сформировать умения действовать в разных ситуациях, творчески решать учебные задачи. Но часто, педагоги требуют от детей безусловного следования указаниям взрослого, не учитывают индивидуальный опыт учащихся в процессе изучения учебных дисциплин. Все это ведет к обострению противоречий между положительным отношением младшего школьника к учебной деятельности и недостаточной осознанностью личностного смысла учения, между готовностью осуществлять выбор своей деятельности и ограничением этого права в школьной действительности. Необходимо искать новые подходы в учебно-познавательной деятельности к проблеме осознания личностного смысла учения.

Найти и реализовать эти новые подходы позволяет обучение детей по учебно-методическому комплекту «Школа России», в котором заложена технология работы с индивидуальным опытом младшего школьника как условием развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности.

Объект исследования – индивидуальный опыт младших школьников в ситуациях учебно-познавательной деятельности. Предмет исследования – процесс развития индивидуального опыта младших школьников в учебно-познавательной деятельности. Цель исследования – теоретически обосновать, разработать систему работы по развитию индивидуального опыта младших школьников. Гипотеза исследования может быть представлена следующим образом.

Процесс развития индивидуального опыта младшего школьника в учебно-познавательной деятельности зависит от организации его взаимодействия с учителем. Развитие индивидуального опыта ученика в образовательном процессе может быть успешным, тогда, когда учитель изучит и применит технологию работы с индивидуальным опытом при обучении УМК «Школа России».

Задачи исследования.

1. Проанализировать подходы к проблеме развития индивидуального опыта ребенка, выявить с педагогических позиций сущность понятия «индивидуальный опыт».

2. Разработать систему работы по развитию индивидуального опыта младших школьников на основе применения данной технологии в ситуациях организации индивидуальной, парной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности и проверить ее эффективность.

Анализируя литературу (Ю.К Бабанский, А.С. Белкин, М.Н. Скаткин, В.А. Онищук, П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова), я поняла, что в традиционной педагогике индивидуальный опыт осмыслялся, во-первых, как «достояние» ученика, приобретенное им в различных жизненных ситуациях, во-вторых, как опыт усвоенных школьником в обучении знаний, умений и навыков, в-третьих, обращение к индивидуальному опыту было связано с исследованиями познавательных мотивов и потребностей ученика. Таким образом, анализ определения исследуемого опыта позволяет мне заключить, что индивидуальный опыт ученика – это внутриличностное образование, содержащее личностно значимые смыслы, возникшие в результате их «переживания» в процессе включенности в реальные ситуации, образование, способное актуализироваться в обучении как определенный потенциал познавательных и личностных возможностей развития учащегося.

Обучение по технологии личностно – ориентированного обучения строится на всех этапах процесса овладения знаниями (восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение). В своей системе работы с применением технологии развития индивидуального опыта младших школьников я опиралась на следующие основные дидактические положения концепции личностно – ориентированного обучения:

    учебный материал (характер его предъявления) способствует тому, чтобы выявить содержание индивидуального опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

    изложение знаний в учебнике (учителем) направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

    в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием предлагаемых знаний;

    деятельность ученика (индивидуальный опыт в действии) организуется педагогом как творческий процесс, как процесс создания «чего-то нового», в котором ребенок реализует свои способности и возможности и получает опыт расширенного самосознания, самоощущения и самореализации.

Моя система работы включает в себя следующие методы и приемы, обеспечивающие развитие и обогащение индивидуального опыта младших школьников:

1. Обучение в условиях учебного диалога .

Наша интеллектуальная жизнь всегда социально обусловлена и неизбежно протекает в процессе диалога (внешнего или внутреннего). Таким образом, можно сказать, что в диалоге, построенном на партнерских отношениях, каждый ребенок чувствует «востребованность» с его индивидуальным опытом и может творчески самоутвердиться в процессе воспроизведения своего опыта. Например. Использую для беседы элементы дискуссии произведения Н. Носова, В. Драгунского, А. П. Чехова, А. Линдгрен. Так по рассказу А.П. Чехова «Белолобый» предложила тему для дискуссии «Трудно ли быть маленьким?» По сказке А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», интерес, на мой взгляд, представляет незаконченную формулировку темы. Например, «Обман – это……», (по рассказу Н.Носова «Фантазеры) .Почему Мишутку и Стасика можно назвать фантазерами, а Игоря нельзя?

2. Использование на уроках проблемного метода обучения.

Это создание проблемных ситуаций под руководством учителя и стимулирование активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего развивается познавательный интерес детей, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие творческих способностей. Например. 2 класс изучение темы «Разнообразие растений».

А теперь закрой глаза и представь, что ты корень дерева. Как ты поишь его водой? Куда поступает влага сначала? А потом?- А теперь представь, что ты корень кустарника. Как ты напоишь куст? Рассказы ребят выслушиваются и обсуждаются.

3. Применение игровых методов обучения .

Используя игру на уроке, стараюсь реализовать через детскую деятельность основные функции игры:

коммуникативную (развитие опыта общения), функцию самореализации (обогащение опытом самостоятельной творческой деятельности), игротерапевтическую функцию (снятие страха, преодоление стеснительности), диагностическую. Например. Игра «Скажи на ушко» Этот прием способствует личному контакту с учителем, снимает боязнь неправильного ответа, позволяет опросить многих, не снижая трудности задания. Вместе с вымышленными героями Мишей и Машей при изучении некоторых тем по окружающему миру, мы можем побывать и под водой, и на вертолете, и на цветочной поляне.

4. Проектное обучение .

Проектное обучение в начальной школе является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и в еще большей мере сам процесс. Основы, на которых строится метод проектов:

личностная ориентация на ребенка;

обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, ролевая игра, эвристическое обучение, дискуссия и др.;

обучение на собственном (индивидуальном) опыте и опыте других в конкретном деле.

Например. Проект «Дом в котором мы живем», дети придумывают оформление классной комнаты, чтобы в ней нравилось учиться, при оформлении уголка, предложили поместить в уголок материалы, которые помогают детям узнать о жизни класса, получить какую- то информацию. В этом году создали уголок в виде сказочного домика на курьих ножках. Проект «Портфолио выходного дня», собирали материал, семейные традиции и классные традиции, придумывали игры, совместные мероприятия с родителями. Проводим выходные дни интересно (ходим на природу, где присутствуют игры, песни, шутки), ходим рыбачить на речку, посещаем музеи, поездки в город, ходим на лыжах в лес и т.д.)

Мы видим, что данный метод создает большие возможности для обогащения и развития индивидуального опыта младшего школьника.

5. Прием стартовой актуализации индивидуального опыта учащихся.

Задача учителя – выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся прежде, чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний.

Технология использования данного приема может быть связана с несколькими формами организации деятельности учащихся:

А) прямая постановка вопроса: «Что мы знаем о нашей стране и о своей деревне», «Что умеет компьютер», «Что вокруг нас может быть опасным…».

В) кто хочет попробовать решить задачу выражением. Представлены исходные данные. По каждому набору требуется составить как можно больше вариантов задач; составить текст по вопросам, по прилагательным, по картинке, по задуманному плану…

Г) опора на письменные работы учащихся, в которых они излагают свои знания о чем-то с последующим анализом учителя степени их осведомленности в области учебной дисциплины. Например. Учимся делать научное сообщение.(помогают знания на уроках Окружающего мира). Работа с картиной Левитана «Тихая обитель».

6. Прием опережающей проекции нового знания.

Важна инструментовка этого приема: «В следующий раз я расскажу вам о том, как вращается Земля вокруг своей оси, или, как предупредить простудные заболевания, а вы вспомните, что слышали об этом, откуда знаете, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни». Смысл инструментовки – образовательную проекцию на новое знание органично наложить на индивидуальный опыт учащихся. В ожидании нового опыта познания у детей формируется готовность к соединению имеющегося запаса знаний и умений с будущей темо

7. Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели.

Задача учителя при этом – актуализировать творческий потенциал ребенка, его потребность в самореализации. При этом каждый ученик обязательно будет опираться на свой жизненный (индивидуальный) опыт. Например: «Я предлагаю начало текста, а ваша задача – дополнить текст».

1. Дети пошли в лес………………… Поэтому, не дойдя до леса, они бросились бегом домой. (Дети пошли в лес. Они шли по узкой тропинке. По бокам тропинки росли цветы. Дети собирали красивые букетики, но вдруг впереди они увидели волка. Ребята очень испугались. Поэтому, не дойдя до леса, они бросились бегом домой).

Зима наступила неожиданно……………..Зима всегда необычна. «Зимой всегда так красиво», - сказала мама. (Зима наступила неожиданно. Через месяц мы пошли в лес. Там было очень красиво. Елочки будто надели пушистые шапки. Стройные сосны как будто протягивали нам покрытые инеем, ажурные лапки. Я восхищался чудной красотой! «Зимой всегда так красиво», - сказала мама)

8. Прием жизненного одухотворения объектов живой и неживой природы.

Например, даю учащимся такие темы сочинений: Сочинение- рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне», сочинение - описание на тему «О чем мне рассказала старая фотография»; устраиваю беседы на природе, например, «О чем думает травинка», предлагаю сочинить сказку о геометрических фигурах (треугольнике, квадрате). Такие задания помогают учащимся понять глубинный смысл образовательных связей, процессов.

9. Конструирование индивидуального опыта через практическую деятельность.

Дети наблюдают, дотрагиваются, держат предмет в руках, ощущают аромат. Например.

Почти каждый день вы слышите слова вода, воздух.

Какими звуками они воздействуют на тебя? Расскажи, поделись с другими.

А теперь закрой глаза и попробуй представить, что ты в воде, что ты ощущаешь? (ответы детей). А когда вокруг тебя воздух, что ты чувствуешь? Попробуй сказать или написать о своих ощущениях.

Закрой глаза и представь, будто у тебя на ладони горячий воздух. Отчего он исходит? А теперь ответь, что ты ощутишь, если у тебя по спине будет стекать ледяная вода?

Ребята делятся своими ощущениями. Ученики в процессе такой деятельности приобретают опыт наблюдения, осмысления объекта, вычленения из наблюдений главного, опыт транслирования своего впечатления, своего «Я» для других.

10. Прием жизненных аналогий в образовательных проекциях.

Например: «Представьте картину из своей жизни, связанную со словом «уважение», расскажите об этом. Обсуждение реальных ситуаций. Например, ситуаций, связанных с проявлением жадности, лицемерия.

В итоге мы получаем:

    Внешний результат - его можно увидеть, осмыслить, применить на практике (презентации, плакаты, рефераты, книги, памятки и др.).

    Внутренний результат - опыт деятельности, который соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

    Увеличилось количество и качество проведенных мероприятий . Традиционным стало проведение предметной недели русского языка, Знатоки природы, игра Что? Где? Когда? и др.

    Увеличилось количество учащихся участвующих в дистанционных конкурсах, олимпиадах, районных конкурсах,

Одной из направлений современной школы является школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развитие одаренности. Одним из требований к результатам освоение основ образовательной программы является личностные качества

    готовность и способность к саморазвитию

    мотивация к обучению и познанию

    ценностно - смысловые установки

    социальные компетенции, личностные качества.

стабильности в мире уже не будет, поэтому нужно быть готовым к любым неожиданностям, моя главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников- верные союзники, не только для учеников, но и для меня как учителя.

Вывод

Требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал.

    Сегодня педагогу нужно научить учащихся учиться; решать стандартные жизненные ситуации; ориентироваться в мире ценностей: решать нестандартные задачи.

    Значимые востребованные личностные качества

    Творчество

    Инициативность

    Креативность

    Коммуникативность

    Гибкость мышления

    Адаптивность

    Умение поиска информации и активной работы с ней

    Личная ответственность

    Способность к смене позиций и видов деятельности

    Что должен уметь современный педагог

    педагог должен уметь связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

    оценивать учебные и внеучебные достижения учащихся;

    оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников;

    видеть пробелы не только в знаниях, но и их готовности к жизни;

    успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность

    планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, диалогических и проектных методов

    ставить цели и оценивать степень их досмтиженич совместно с учащимися

    в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»

    понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха

    видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников

    проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям, к их самостоятельным пробам и ошибкам

    часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим

Знания и умения, полученные Кухаренко Г.В. помогают в профессиональной деятельности автоматизировать процессы подготовки методических разработок и дидактических пособий, углубить и расширить представления о возможностях использования компьютера в проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Елена Манухина
Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя

Цели профессионального развития :

Цель 1. Развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Цель 2. Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС.

Вопросы введения ФГОС Литература, нормативные правовые документы Задачи использования

литературных источников Сроки Форма отчетности Где и кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Изучение нормативного документа Конституция РФ, ст. 43 - Содержание и гарантии права на образование

Изучение нормативного документа Конвенция о правах ребенка (02.09.1990) Знакомство с основополагающим документом В течение года2017-2018

Изучение нормативного документа «Закон об образовании в Российской Федерации» . Знакомство с основополагающим документом В течение года2017-2018

Изучение нормативного документа Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» . Знакомство с основополагающим документом В течение года2017-2018

Изучение нормативного документа Семейный кодекс (от 29.12.1995 №223 -ФЗ) . Знакомство с основополагающим документом В течение года2017-2018

Изучение нормативного документа Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

«Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта среднего (полного) общего образования» Изучить совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы ДО В течение года2017-2018 Обсуждение на педсовете в ДОУ

Изучение нормативного документа Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

"Профессиональный стандарт педагога " Изучить основополагаю-

щий документ

Изучить основополагаю-

щий документ В течении года 2017-2018

В течении года2017-2018

Обсуждение на городской методической площадке.

Изучение

документа Основная общеобразовательная программа МБДОО №6

Программа "Развитие " 2016г.

2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса

Задачи или содержание деятельности Сроки Форма представления результатов Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

Изменение календарно-тематического планирования в соответствии с содержанием Основной общеобразовательной программы МБДОО №6 «Страна Детства» Сентябрь-октябрь 2016-2018гг Представление календарно-тематического планирования Сообщество педагогов в ДОУ

Работа по теме «Педагогическая технология Клубный час» с учетом требований ФГОС

Работа по теме "Инновационные педагогические технологии" 2016 -2018гг.

2017-2018г. Представление перспективного плана работы по теме

Разработка проекта «Моя семья»

Разработка проекта "Кто такой Дед Мороз"

Разработка проекта "В мире космоса"

Разработка проекта "Спасем нашу планету"

Разработка проекта "Весна -красна"

Разработка проекта "В школе буду я учиться" 2016 - 2017 гг. Представление проектов на педсовете. Сообщество педагогов в ДОУ

Разработка и реализация кружка "Юные инспектора дорожного движения"

Разработка и реализация проектов в младшей группе "Мой друг -Мойдодыр" "Давайте знакомиться" "Моя дружная семья""Как мы с овощами дружили"

2017-2018г. Представление программы кружка Сообщество педагогов в ДОУ

Сообщество педагогов в ДОУ

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Тема, задачи Сроки Форма представления опыта Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

Открытый просмотр по теме : "Самостоятельность и инициатива" "Расти моё растение"

02 2016г. Конспект НОД МО воспитателей ДОО ,

Выступление на методических мероприятиях воспитателей ДОУ В течение года 2017-2018 Выступление МО воспитателей ДОО

Работа кружка "Огоньки"

Конец года 2017 Отчёт о работе кружка Итоговый педсовет ДОО

Информация на странице личного сайта

В течении года 2017-2018 Проекты, фотоматериалы. Администрация ДОО

Технология "Клубный час" перспективное планирование на год тематической площадки.

В течении года 2017-2018

Посещение администрации ДОО

Администрация ДОО

Участие в итоговом событии ДОО "Космос"

Детский продукт.

Сообщество педагогов ДОО

Сообщество педагогов ДОО

Использование современных педагогических технологий "Час интересных дел"

Городской педагогический фестиваль 03.2017г.

Образовательная деятельность.

Организация ППРС в соответствии с ФГОС

4. Участие в системе дошкольной методической работы

Мероприятие

Сроки Выполняемые виды работ

(решаемые задачи) Форма представления результатов работы

Педсовет

По плану работы ДОУ.

Активный слушатель

Методические объединения педагогов работающих по программе "Развитие "

В течение года2017-2018 Активный слушатель

Посещение открытых мероприятий в ДОУ

Городская базовая площадка "Практика реализации ФГОС ДО"

Стажировка на стартовой площадке победителя Конкурса "Школа Росатома"

В течение года2017-2018

В течении года2017-2018

Март 2017г. 2018г.

Анализ открытого мероприятия

По темам площадки

Работа по плану площадки

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ДОУ

Темы курсов Место прохождения курсов Сроки Форма отчета о результатах подготовки

Площадка "Школа Росатома"

Г. Зеленогорск МБДОУ д/с№32 2017г.

Участие в оценке качества группы детского сада.

Курсы повышения квалификации КК ИПК по программе "Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Г. Красноярск

Домашняя работа по теме.

"Организация образовательной деятельности в контексте ФГОСДОО

Г. Зеленогорск 02.2015г.

Планирование образовательной деятельности.

6. Руководство повышением квалификации других педагогов

воспитателями воспитателей

Консультации

Открытое мероприятие

Консультации по темам.

Оказание

профессиональной

помощи коллегам

по вопросам педагогической деятельности

Социо - игровые технологии, применение в работе с дошкольниками.

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды.

Организация игры с учётом особых образовательных потребностей ребёнка.

Организация игровой деятельности. В течение года

Февраль 2017г.

7. Работа в составе органов управления ДОУ и рабочей группы проекта введения ФГОС

Организационные формы работы с воспитателями ДОУ Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров Сроки Количество воспитателей

Член рабочей группы по разработке ООП ДО ДОУ

Уполномоченный по ОТ и ТБ Разработка и апробация ООП ДО ДОУ

Инструктаж, проверка, заполнение документации. По плану работы ДОО

По плану работы.

Индивидуальная программа развития, направленная на реализацию требований профессионального стандарта ПЕДАГОГ и ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа развития педагога»

Индивидуальная программа развития, направленная на реализацию требований профессионального стандарта ПЕДАГОГ и ФГОС

Учителя географии Смирновой Светланы Александровны

Методическая тема: Проектная и исследовательская деятельность на уроках географии

I – трудовые действия;

II – функционирование

I . Освоение новых трудовых действий

Трудовое действие (ПСП)

Ресурс

Мероприятие

Сроки

Результат

Примечание

Внутренний

Внешний

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

1.Системно-деятельностный подход к обучению – педагогический совет.

2.Построение образовательного пространства на основе системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС

3.Системно-деятельностный подход как основа ФГОС И ПСП – методическая неделя

4. Работа в творческой группе «Реализация ФГОС ООО»

1. Курсы ИПК: Содержание и технологии школьного образования в условиях реализации ФГОС

2. Литературные источники по теме

Поиск средств, повышающих эффективность уроков

Участие в городском сетевом конкурсе

учебно-методических разработок по географии

Открытый урок в рамках методической недели

Ноябрь - февраль

1.Основной этап (ноябрь 2016 - январь 2017г.) – оформление авторских учебно-методических разработок

2.Экспертный этап (февраль – март 2017г.) – оценивание качества учебно-методических разработок конкурсантов.

3.Заключительный этап (апрель - май 2017г.) – подведение итогов конкурса

Учебно-методическая разработка урока

1 место в конкурсе учебно-методических разработок по географии «Сетевое сообщество учителей географии: опыт педагогов-образованию Красноярска» проводимый Красноярским краевым отделением Российской ассоциацией учителей географии, совместно с КК ИПК и ППРО, КГПУ им. В.П.Астафьева, КИМЦ и ГМО по географии.

Систематический поиск литературы и интернет публикаций по данной теме и их изучение.

II . Повышение уровня профессионального мастерства

Функциональная обязанность

Ресурс

Мероприятие

Сроки

Отзыв

Примечание

Внутренний

Внешний

Систематическое повышение своей профессиональной квалификации.

1.Посещение открытых уроков учителей школы.

2.Участие в методических семинарах школы

3.Вытурление на РМО

1.Курсы ИПК: Содержание и технологии школьного образования в условиях реализации ФГОС

2. Изучение литературных источников

Открытый урок

Изучение литературных источников по интересующим вопросам

Аттестация

В течении года

В течении года

Аттестована на Высшую категорию

Работа в школах никогда не бывает стабильной в плане программ и образовательных ценностей, каждый год появляются новые требования министерства образования, планы работы, стандарты и конвенции, и за всеми этими изменениями должен внимательно следить учитель, чтобы всегда оставаться профессионалом в своем деле.

В начале каждого учебного года учитель-предметник или же классовод, если речь идет о младшей ступени общего среднего образования, составляет индивидуальный план развития, документ, освещающий деятельность специалиста на протяжении двух семестров. В индивидуальный план развития педагога входят достаточно четко прописанные параметры, более того, основы плана работы утверждены указами министерства образования, вариативная часть возможна только в описании работы. План работы учителя отображает в полной мере его заинтересованность в преподавании предмета и представляет педагога, как полноценного субъекта самостоятельно сформированного профессионального развития.

Индивидуальный план профессионального развития, как правило, представляет собой папку, в которую учитель заносит свои достижения в сфере повышения квалификации и самообразования в течение учебного года. Современные требования школ к овладению компьютерной грамотностью допускают и даже приветствуют ведение индивидуального плана в электронном варианте, хотя единый стандарт этого документа утверждается в каждой школе во время проведения первого совещания педагогов перед началом учебного года. Иногда правила оформления титульной страницы и содержания являются свободными, но нередко присутствует единственный образец заполнения этих страниц.

Однако какие бы ни были требования к оформлению папки профессионального развития, на титульном листе обязательно должны быть указаны населенный пункт и наименование учебного учреждения, фамилия и инициалы того, кто ведет план, а также подпись и печать директора. Кстати, начинать работу по заполнению папки стоит только после того, как план документа будет заверен у директора, иначе есть риск выполнения лишней работы. Помимо этого, качественная программа профессионального развития педагога может быть составлена только опытным учителем, поэтому новичкам важно проконсультироваться с коллегами перед началом выполнения работы.

Обычно описание плана самостоятельной работы учителя представляет собой документ, в котором специалист указывает запланированные мероприятия, курсы повышения квалификации, цели и способы их достижения, участие в городских, краевых или межрегиональных конкурсах. Начинать ведение папки профессионального роста учителя уместно с изучения литературы и нормативных актов, связанных с карьерным продвижением. Этот раздел удобно представлять в виде таблицы, ведь, как правило, указываются не только первоисточники, но и задачи их использования, сроки начала и окончания работы с ними, форма контроля. В колонке «Примечание» можно кратко законспектировать содержимое раздела или выделить основные моменты в виде цитат
и заметок или пересказа аннотации.

После этого обычно представляют программу, которой будет руководствоваться учитель во время реализации обновленного учебно-воспитательного процесса, причем эта программа является индивидуальной работой педагога, которую он демонстрирует исходя из законов и постановлений вышестоящих органов. Это наиболее обширный раздел профессионального плана развития педагога, ведь в него можно включать программы, используемые при обучении, календарное планирование, конспекты отдельных уроков, элементы дидактического материала и сборники упражнений.

Классные руководители должны обязательно включить в этот список план воспитательной работы, предстоящие поездки и экскурсии с учащимися, кроме этого, можно дополнить папку сведениями о социальной картине класса и планах работы с отстающими детьми. Если учитель является руководителем пришкольного внеклассного объединения или ведет различные секции, то в папку профессионального роста стоит включить программу, утвержденную министерством, и самостоятельно разработанный план работы на год.

Следующий этап – представление обобщённого опыта преподавателя за период между аттестациями, который, как правило, составляет 5 лет, его оформляют в виде таблицы, статьи, доклада или рекомендации. Выбор формы описания зависит от квалификации или педагогического стажа учителя, так, к примеру, молодому специалисту, который ещё не имеет значительного багажа, лучше оформлять эту часть индивидуального плана развития в виде таблицы. Квалифицированные педагоги с большим стажем работы и значительным объемом наработанного материала, могут представить план в виде творческого отчета, методических рекомендаций или мастер-классов. Совместная работа с коллегами из других школ, участие в творческих группах, подготовка сборников упражнений, теоретического материала, компьютерных программ и приложений стоит также указать именно в этом разделе профессионального плана развития.

Затем необходимо заполнить список участия в методической работе школы, то есть проведение городских семинаров, учений и творческих групп или же посещение этих мероприятий за пределами учебного учреждения. Педагоги знают, что при аттестации директор и заведующий учебной частью принимают во внимание активность учителя не только на уроках, то также и в работе по повышению престижа школы, поэтому не стоит отказываться от участия в конференциях, семинарах, школах молодого учителя или мастер-классах. Помимо получения сертификатов и грамот за участие в системе повышения квалификации, преподаватель получает ценный опыт, имеет возможность наблюдать за достижениями своих коллег и обмениваться замечаниями.

В папке индивидуального плана развития педагога важно указать предстоящие курсы повышения квалификации, это поможет не забыть подать заявление в начале учебного года если они планируются. Если преподаватель уже посещал их, то необходимо записать номер и дату свидетельства, а лучше положить ксерокопию, этот документ – необходим для получения высшего разряда в системе рангов. Здесь же можно указать проектные работы, рефераты, супервизии, курсовые работы и выполненные задания во время прохождения курсов, предоставить фото и видеоматериалы, если отчет в электронной форме. Опытные педагоги, принимающие участие в обучении молодых специалистов, обязаны отразить этот факт в индивидуальном плане развития, такая работы высоко ценится руководством и методической службой населенного пункта.

Индивидуальный план работы учителя — четко структурированный документ, направленный на мотивацию педагога к самообразованию, получению новых знаний, постановке целей, что является обязательной основой повышения квалификации. В нем указываются не только планы на будущее, но и теоретические основы осуществления задуманного, описываются уже полученные заслуги.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...