Инновационные технологии в физкультуре. Инновационная деятельность учителя физической культуры

Юлия Соловьева (Соколова)
Инновационные технологии в области «Физическая культура»

Перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы определяют как одну из важнейших задач : охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей , создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно -оздоровительной работы в ОО - это и является актуализацией моего педагогического опыта.

Ключевым теоретическим положением, на основании которого базируется мой опыт работы в рамках обозначенной проблемы, является инновационные технологии обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы в области физическая культура и создающие основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанников новых знаний, умений, компетенций, что требует применения таких технологий , как (ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СЛАЙДЕ)

- технология проектной деятельности

- технология проблемного обучения (организация учебно-исследовательской деятельности)

- технология уровневой дифференциации

- технология обучения на основе учебных ситуаций

- технология сотрудничества

- технология развития критического мышления

- технология проблемно-диалогового обучения.

В условиях модернизации образования происходит смена образовательной парадигмы : предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

ИСХОДЯ ИЗ АКТУАЛИЗАЦИИ БЫЛА ОПРЕДЕЛЕНА Цель моей работы : повышение качества дошкольного образования через инновационные педагогические технологии обучения детей , вовлечение родителей в образовательный процесс.

Задачи :

Выявить способы привлечения воспитанников и их родителей в образовательный процесс с использованием инновационных технологий .

Изучить, обобщить и распространить опыт работы по использованию инновационных технологий в области физическая культура .

Выявить роль и значение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

Определить, в какой мере реализуется формирование инновационных технологий в образовательном процессе;

Формировать у детей и их родителей привычку к ЗОЖ под средством инновационных технологии .

Ведущая педагогическая идея опыта

заключается в том, что работа по физическому развитию детей с использованием вышеперечисленных инновационных технологий будет способствовать повышению вовлечения родителей в образовательный процесс,

здоровье детей будет сохраняться, и укрепляться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии использования инновационных технологий .

Моя работа строилась в несколько этапов :

1. Анализ и сбор информации о нововведениях.

2. Выбор и реализация новшеств.

3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой инновации .

На первоначальном этапе изучив источники и собрав нужную информацию, проанализировав свою практическую деятельность, я пришла к выводу, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

На втором этапе я стала применять новшества в своей педагогической практике. Стала применять в своей работе те технологии , которые, на мой взгляд, будут помогать мне в решении задач и добиться цели.

Остановлюсь более подробно на проектной технологией , одной из наиболее эффективных в наши дни.

Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен. Мне он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении проблемных задач.

Например : один из проектов реализованный с детьми и родителями «Кто ловко бьет по мячу, тому все по плечу» . Каждая группа отвечала за создание картотеки : художественное слово о мяче, подвижные игры, карты – схемы упражнении и др.

Дети совместно с родителями выполняли свои мини-проекты по сбору информации на разную тематику : - Спортивные игры с мячом;

Подвижные игры с мячом.

Как мы играем дома с мячом.

Проект «Мы за здоровый образ жизни»

Проект «Правила дорожного движения выполняй и здоровье сохраняй»

Проект посвященный ВОВ «Как давно это было» .

На заключительном этапе проектов мы проводим итоговую спортивную конференцию, где дети совместно с родителями защищают свои мини-проекты. Например, в конференции по ЗОЖ дети защищали такие проекты как :

- «Здоровое питание»

- «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» .

Родители активно включаются в проектную деятельность, предлагают свою помощь, учувствуют во всех запланированных мероприятиях (походы в лес, на каток, экскурсии, конференции и др.)

Естественно технология проектирования тесно взаимодействует с проблемным обучением. Данная технология используется в моём опыте работы.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности педагога и детей. На физкультурной деятельности ставлю вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Технология уровневой дифференциации я использую в работе с целью создания условий для личностного развития дошкольника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей. Найти оптимальный уровень физической активности для каждого обучающегося.

На каждом занятии физической культуры или разной деятельности применяются элементы технологии уровневой дифференциации :

По гендерному признаку - дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса; Например : ОРУ ленточки – для девочек, гантели – для мальчиков.

По здоровью и по уровню развития, обучающие распределяются на медицинские группы с учетом состояния здоровья, что учитывается в организации занятия :

Личностно - ориентированный подход.

Данный подход, нацелен, прежде всего, на укрепление здоровья и развития двигательной активности детей. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями , возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.

Целью технологии сотрудничества является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Достижение данной цели предполагается посредством решения следующих задач :

Формированием у детей способов работы в паре, в малой группе. (На физкультурных занятиях по картам-схемам (разработана картотека) дети выполняют упражнения в группах, ситуации «Научи друга» ). Я стараюсь быть партнером для ребенка.

Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки. (Работав по подгруппам дети анализируют себя и своих сверстников) .

В процессе реализации данной технологии вижу результат в том, что дети овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и мной; навыки контроля и взаимоконтроля деятельности; формируется умение отстаивать свои мнения; указывать на ошибки и исправлять их. Формируется база учебной деятельности, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную деятельность.

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ОО, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок. Естественно в своей педагогической деятельности активно использую информационные компьютерные технологии .

Планирование в электронном виде :

Образовательного процесса по физической культуре ;

физкультурно-оздоровительных и физкультурно -массовых мероприятий;

Индивидуальной работы с детьми;

Мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.

Оформление :

Результатов физкультурно-массовой работы ДОУ ;

Методических материалов, способствующих образованию дошкольников в области физической культуры . Педагогические советы, семинары, консультации с использованием видеофильмов, презентаций, мультимедийного оборудования.

Создание и пополнение своего портфолио;

Также используется ИКТ и в работе с родителями, помещая в родительские уголки и на сайт ОО различную информацию.

Компьютер существенно облегчает процесс подготовки к занятиям. Ресурсы Интернет-сети, помогают в подборке современной детской музыке для физкультурных занятий и праздников. Движение под музыку развивает чувства ритма и творческое воображение.

Наличие персональной странички на МААМ. ru позволяет обмениваться педагогическим опытом со своими коллегами из разных уголков страны, обсуждать проблемы, делится дидактическими пособиями и т. д.

Таким образом можно сделать вывод о том, что инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий .

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии , использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей, что помогает мне в моей педагогической практике.

Современные условия жизнедеятельности человека - это ин­тенсивная трудовая, образовательная и общественная деятельность. На них воздействуют отрицательные факторы окружающей среды, эмоционально-стрессовые нагрузки в обществе, технический прогресс, социально-экономические катаклизмы. Поведение мо­лодежи становится агрессивным, чтовызывает появление новых социальных, психологических,духовно-нравственных и физичес­ких воздействий на человека.

В новых условиях физические упражнения по своему воз­действию на человека подразделяются по следующим критериям:

Биомеханической структуре движений (циклические и ацик­лические);

Проявлению физических качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости, координации);

Особенностям локомоций;

Мощностивыполняемой работы, преобладающему источни­ку энергии, уровню энерготрат;

Характеру регламентации нагрузки;

Объему активноймышечной массы;

Характерумышечной работы.

Физические упражнения рассматриваются по степени их исто­рического использования в системе оздоровительной физической культуры и спорта, т.е. как инновационное средствофизкультур­но-спортивного образования, сохранения здоровья, психологи­ческого состояния и социальной активности человека.

Построениесовременных программ оздоровительной физичес­кой культуры активного спорта предусматривает использование технологии (форм, средств и методов), влияющей на жизнеобес­печивающие функциональные системы человеческого организма: сердечно-сосудистую,дыхательную , иммунную.

Индивидуально направленное, комплексное, тренирующее воздействие физических нагрузок на функциональные системы организма позволяет поддерживать здоровье человека на оптималь­ном уровне его развития. Путь достижения этого феномена в раз­витии человека исключительно труден, но возможен.

Физическая активность - инструмент общего социально-психологического развития человека, даже с любыми отклонениями от нормы в состоянии здоровья, независимо от возраста и харак­тера психоэмоциональных и физических ограничений. Физичес­кие воздействия на человека в системе образования, реабилита­ции, труда, отдыха предусматривают развитие, восстановление или компенсацию, развитие или совершенствование утраченных или нарушенных функций. Это означает целенаправленный психолого-педагогический процесс, возможность достичь оптималь­ного физического и социального уровня с учетом интересов и потребностей студентов.

Технологияфизкультурно-оздоровительной активности предус­матривает следующие группы упражнений:

Дыхательные, развивающие подвижности в суставах;

Формирующие навыки сохранения правильной осанки;

Увеличивающие силу сопротивления;

С предметами, в равновесии и асимметричные;

Игровые и специально-прикладные;

С заданным результатом.

Эти упражнения могут использоваться на суше и в воде, кол­лективно и индивидуально, под руководством педагога, а также- самостоятельно.

Физкультурно-оздоровительные упражнения делят нагруппы по критерию степени их воздействия на организмчеловека, пока­зателям конечного результата, характеризующего эффективности решаемых педагогических задач на конкретном этапе обучения и тренировки.

Внедрениеинновационных технологий физкультурно-спортив­ного образования, оздоровления студентов - одна из основных задач развитияучебных планов и программ вуза.Чтобы повысить управление в системе физкультурно-спортивного образования, преподавателямнеобходимо проводить научные исследования и внедрять в практику положительный опыт.

Физическую культуру студента необходимо трактовать не толь­ко как совокупность физических качеств личности, но и как оп­ределенный стиль жизни. Решающим фактором укрепления здо­ровья является позиция самого студента, его отношение к соб­ственному социальному, психологическому и физическому здо­ровью. Отсюда вытекает сущность концепции по формированию ценностно-мотивационных установок личности, ориентированной наздоровый стиль жизни, который становится основой совре­менного общества.

Развитие инновационных средств физической активности выз­вало определенным социокультурным запросом, так как уже сло­жилась определенная мотивация к тому или иному типу физкуль­турно-оздоровительной работы и спортивной деятельности.

Интеграция различных форм и средств с использованием фи­зических упражнений может эффективно развиваться в вузе в рамках самостоятельных и массовых комплексных мероприятий. Надо включать инновационные средства в учебные программки готовить преподавателей, пропагандировать все формы физической активности, разрабатывать и внедрять методическую литературу, а также осуществлять материально-техническое обеспечение, про­водить научно-исследовательскую работу по проблемам эффектив­ности инновационных средств физической культуры и спорта.

Примером может служить следующая инновационная физкультурно-спортивная активности студентов:

классическая аэробика - комплекс упражнений, сочетающий шаговые, общеразвиваюшие упражнения и танцевальные действия, выполняемый под музыку, направленный на формирование аэроб­нойвыносливости , координации движений;

силовая аэробика - комплекс упражнений классической аэро­бики, выполняемый с гантелями, мини-штангами, резиновыми амортизаторами, эспандерами, гимнастическими палками,направ­ленный на формирование анаэробной выносливости, силы, ко­ординации движений;

степ-аэробика - ритмичная ходьба (степ-тренировка) с ис­пользованием степ-платформы под музыку, с частым изменени­ем ритма и движений, направленная на формирование общей выносливости, коррекции веса, формы голени, бедер, ягодиц, а также на лечение артрита.

Культивирование новых видов физической активности среди студентов связано с развитием спортивно-оздоровительной рабо­ты, наличием значительного количества коммерческих клубов по различным видам спорта и оздоровительным системам, деятель­ностью «персональных тренеров», организацией семейного спорта, адаптацией программ занятий к конкретным специальным груп­пам, сближением деятельности спортивно-оздоровительных клу­бов, медицинских и социально-психологических учреждений.

В настоящее время значительно изменился стиль жизни моло­дежи. Новый образ ихжизнедеятельности способствует достиже­ниюфизического и духовного развития, улучшению самочувствия, психического и физическогоздоровья.

Новый подход к физической активности позволяет все боль­шему количеству молодых июлей вводить занятия физическими упражнениями в свой распорядок дня, используя в качестве сред­ства развития, лечения от болезней или как профилактическое средство.

Контрольные вопросы и задания

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

Тема: Инновационные технологии на уроках физической культуры .

Подготовил:

Юровских А.П

учитель физкультуры

Тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре очень актуальна на сегодняшний момент. К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки, что бы заинтересовать учащихся.

И чтобы этого добиться я применяю следующие инновационные технологии на уроках физической культуры:

    Здоровьесберегающие технологии

Важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.

Здоровьесберегающие технологии, используемые на моих уроках:

1. Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся - один их способов повышения эффективности урока. Чередую теорию и практику.

2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим, интересным. На уроке я обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрю, как они воспринимают задания учителя, как оценивают его работу. Предъявляю требования и замечания только в дружественной форме.

3. Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки учащихся.

4. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными. Для этого я предлагаю создать для каждого ученика ситуацию успеха.

5. Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из моих задач является повышение устойчивости детского организма такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Я опираюсь на естественные факторы закаливания. Уроки на свежем воздухе включают бег по пересеченной местности, лыжную подготовку, футбол.

6. Воспитательная направленность занятия . Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью. Мой девиз: «Нет способных и неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые в физическом воспитании».

На уроках мною предусматривается:

Строгие дозированные физические нагрузки с учетом физического развития всех учащихся, их группы здоровья;

Строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения;

Проверка и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря, своевременный их ремонт и починка, содержание их в чистоте;

Контроль за сменной спортивной формы;

Применение специальных упражнений для профилактики и коррекций осанки, глаз, применение дыхательных упражнений.

2. Личностно – ориентированная технология

В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках внимания уделяю индивидуальной работе с учащимися.

Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно- ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Применяю разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные уроки с использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-состязания.

    Информационно-коммуникативные технологии

ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала. Это помогает мне в решении ещё одной задачи – разбудить заинтересованность школьников в формировании здорового образа жизни.

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет мне эффективно решать эту проблему.

Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биография спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам, поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Так, например, применение ИКТ с использованием межпредметных связей в процессе преподавания физической культуры помогает мне подготовить интересные уроки, а учащимся более полно и глубоко осмысливать изучаемый материал. На уроке теории в 6 классе по теме: «История Олимпийских игр» прослеживается связь с рядом предметов. Цель данного урока – создать общее представление об Олимпийских играх, способствовать эстетическому отношению к искусству, воспитывать чувство патриотизма. Так как урок спланирован с применением ИКТ, учащиеся могут увидеть всё, о чём я рассказываю. Теоретический материал воспринимается лучше, когда идёт ещё и зрительное восприятие информации. Рассказывая об истории зарождения физической культуры или Олимпийских играх, прошу ребят вспомнить историю Древнего мира.

Также обучающиеся уже достаточно подготовлены к созданию презентаций и периодически в домашнее задание входит выполнение презентаций на различные и интересные темы.

    Технология дифференцированного физкультурного образования

Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Сущность ТДФО заключается в обучение целостным методом с последующей дифференциацией (выделение детали техники и разделение их по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся, с целью более качественного выполнения упражнения.

Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, я условно делю детей в классе на группы, в зависимости от подготовленности. Одной группе даю подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – усложнённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников, поэтому обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в стандартных условиях.

Обязательно провожу индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего выполнения. В заключительной части урока класс объединяется, все ученики выполняют одинаковые упражнения, играют.

При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.

Временно освобождённые дети и обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведениями, с техникой выполнения двигательных действий. Для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занятия проводятся отдельно, во внеурочное время, они выполняют упражнения, рекомендованные врачом.

Всесторонне изучение школьника, сопоставление различных данных позволяет мне выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществить педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.

Результативность инновационных технологий

В результате использования вышеописанных технологий в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:

Раскрыть всесторонние способности учащихся;

Повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

Научить учащихся быть более уверенными в себе;

Научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

Повысить качество знаний учащихся;

Учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад по физической культуре.

Здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная технология, информационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного физкультурного образования – всё это важнейшие черты моего современного урока физической культуры

Список использованной литературы.

    Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиC, 1988. - 208 с.

    Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000, с. 43-65

    Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. - 2003. - № 1.

    Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.

    Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.

Акуленко Е.В.

Роль уроков физической культуры возрастает в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала школьников. Результативность воспитания и обучения во многом зависит от личности учителя, который играет решающую роль в формировании основ здорового образа жизни.

Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие физических качеств.

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры.

Предмет исследования – способы развития физических качеств учащихся с использованием инновационных технологий на уроках физической культуры.

В соответствии с выше изложенным были определены цели:

1.Изучить состояние проблемы в теории и на практике;

2.Выявить роль и значение инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе;

3.Определить, в какой мере реализуется формирование инновационных технологий на уроках физического воспитания;

4.Обобщить и распространить опыт работы по использованию инновационных технологий на уроках физической культуры.

5.Формировать основы здорового образа жизни.

7.Использовать диагностические методики при подготовке к урокам и планировании работы.

8.Осуществлять индивидуальный подход.

Важнейшими источниками исследования являются:

Литература по вопросам теории и методике проблем;

Для разработки концепции построения своей профессиональной деятельности на инновационные педагогические технологии.

Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество.

В условиях модернизации образования происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми средствами для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий.

Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения [Т.В. Машарова].

Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.

В чём же я вижу пути повышения эффективности развития физических качеств учащихся. Прежде всего, реализую инновационные технологии по физической культуре, которые направлены на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.

Для этого использую здоровье сберегающие технологии. Здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1.Средства двигательной направленности;

2.Оздоровительные силы природы;

3.Гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; тренинги и др. [см. приложение 1].

Весь опыт работы по данной теме был обобщён в методическом пособии «Методические рекомендации по организации специальной медицинской группы в общеобразовательных школах.», «Комплексы упражнений для проведения занятий в специальной медицинской группе», которое рассматривалось на городском экспертном совете. В нём:

1 .Основные задачи физического воспитания учащихся отнесённых к СМГ

2. Характеристика программы по физической культуре для школьников, отнесённых к СМГ

3.Комплектование СМГ

4.Организация учебного процесса.

6.Врачебно- педагогический контроль на занятиях с детьми СМГ

7.Особенности методики оздоровительной физкультуры, обусловленные клиническим диагнозом ослабленных детей.

Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Так же использую игровые технологии на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой.

Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Само ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.

Игра – это проявление желания действовать.

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

Обучающая;

Воспитательная;

Развивающая;

Психотехническая;

Коммуникативная;

Развлекательная;

Релаксационная.

Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. В разделе программы «Легкая атлетика» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств. [см. приложение 2].

Все эти игры очень важны для развития личности.

Когда в первый раз слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Так сначала думала и я, но до тех пор, пока сама не освоила информационные технологии и стала применять их в своей работе. Теперь для меня совершенно очевидно, что без ИКТ невозможно обойтись.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок становится более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.

В школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в мою практику включены уроки с компьютерной поддержкой.

Так же использую на уроках физической культуры электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более демонстративным.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

В заключении хочется отметить, что использование инновационных технологий в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.

Литература

  1. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  3. Теория и методика физического воспитания, т. 1, 1967;История физической культуры и спорта,1975;Доклад Профессора, д.п.н. Лукьяненко В.П.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.-105с.
  5. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.-68с.
  6. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.-208с.
  7. http://festival.1september.ru/articles/557275 «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» Акимова Елена Владимировна.
  8. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  9. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.-345с
  10. http://zam-sport11.ucoz.ru/index/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/0- 14«Формирование здоровьесберегающей среды на уроках».
  11. Анохина И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / И.А. Анохина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 49 с.
  12. http://irina-school8.ucoz.ru/publ/1-1-0-1 «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».
  13. Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н. Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2001. – №3. – С.3–6.
  14. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. М., 1997. 43-75.
  15. Выготский,Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 – 341.

Акуленко Елена Владимировна
Г.Рудный
ГУ «СШ №4 с углубленным изучением математике г.Рудного»
Должность: учитель физической культуры

Приложение

№ 1. Здоровье сберегающие

- Утренняя гимнастика.

Комплекс 1

1. И.п. о.с. – 1- развести руки в стороны - вверх, поднять бедро левой ноги до прямого угла; 2 - вернуться в и. п.; 3-4 - то же, поднимая бедро правой ноги.

2. И.п. о.с. – 1- руки вверх - назад, максимально прогнуться; 2 - и. п.;

3. И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. Попеременные круговые вращения рук вперёд и назад.

4. И.п. о.с. – 1-2-3 - медленно принять положение полуприседа; 4 - быстро вернуться в и.п.

5. И.п. о.с. – руки согнуты в локтях. Бег на месте в среднем темпе.

6. Прыжки на месте, руки на поясе.

7. Ходьба на месте.

8. Выполнение команд на внимание, если перед командой сказано слово «класс» или другое условное слово.

Комплекс 2

1. И.п. о.с. – 1-4 - ходьба на месте на носках, руки вверх - вдох, 5-8 - руки вниз, обычная ходьба на месте - выдох. До 40 шагов в спокойном темпе.

2. И.п. о.с. – 1 - руки вверх ладонями вперёд, левую ногу назад на носок, прогнуться в пояснице - вдох, 2 -руки вниз, приставить ногу - выдох, 3-4 - то же с правой ноги. Повторить 6-8 раз.

3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 - сжимая пальцы в кулаки, дугами через стороны с силой согнуть руки над плечами - вдох, 3-4 - и.п. - выдох. 6-8 раз в медленном темпе.

4. И.п. – стойка ноги врозь. 1 - поворот туловища влево, хлопок ладонями над головой - вдох, 2 - и.п. - выдох, 3-4 - то же вправо. 6-8 раз в каждую сторону.

5. И.п. о.с. – руки на пояс. 1 - левую ногу в сторону на носок, 2-3 - наклоны туловища влево, 4 - и.п., 5-8 - то же с правой ноги. 4-6 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.

6. И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты к груди, кисти сжаты в кулаки. 1 - поворачивая туловище влево, быстро разогнуть правую руку вперёд, вверх, 2 - и.п., 3-4 - то же другой рукой. 6-8 раз обеими руками в среднем темпе. Дыхание произвольное.

7. И.п. – стойка ноги врозь, руки назад в замок. 1-2 - руки как можно больше поднять вверх - выдох, 3-4 - и.п. - вдох. 6-8 раз в среднем темпе.

8. И.п. о.с. – прыжки на месте, руки в стороны, 2 - то же руки вниз. До 20-30 прыжков, затем перейти на ходьбу на месте, постепенно замедляя темп.

- Физкультминутки.

  • ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

  • ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
Положил их в кузовок.

Сколиогимнастика. Для профилактике сколиоза проводится зарядка на 3-ем уроке, которая предупреждает заболевание и приносит свои положительные результаты. Все упражнения выполняются стоя.

1.И.п. руки на поясе. Медленные наклоны головы: вперёд, назад, к левому плечу, к правому плечу (повторить 4 раза).

2.И.п. руки на поясе. Ходьба на месте. Выполняется в течении 30 секунд.

3.И.п. кисти рук к плечевым суставам. Круговые движения в плечевом суставе вперёд 5 раз, назад 5 раз (повторить 2 раза).

4.И.п. руки вдоль туловища. На раз – кисти рук к плечевому суставу. На два – руки вверх, потянуться вдох. На три – к плечевому суставу. Четыре – руки опустить.

Офтальмогимнастика. Для профилактике лечения близорукости используют специальные физические упражнения, которые благоприятно влияют на формирование рефракции глаз у школьников.

Комплекс зарядки для глаз (проводится на первом уроке)

1.Мигание глазами (20 раз)

2.Поднять глаза вверх, затем опустить вниз (20 раз)

3.Отводить взгляд вправо, влево (20 раз)

4.Водить глазами вверх, угол глаза и вниз, менять движения справа налево (с напряжением, 20 раз)

5.Взгляд на кончик носа и на переносицу.

6.Согнуть руки в локте, смотреть на кончик пальца и вдаль.

7.Вращение глаз вправо и влево на 4 счёта (повторить 5 раз).

Одним из основных средств, который хорошо укрепляет организм и способствует формированию правильной осанки у детей, является утренняя зарядка. После дневного сна также очень полезно выполнять комплекс упражнений. Комплекс направлен на укрепления, так называемого мышечного корсета, удерживающего туловище в правильном положении.

«Поймай комара над головой» - поднимание рук через стороны вверх.

Исходное положение (И. п.) – ноги поставить на ширине ступни, руки вниз.

1) Руки поднимаем через стороны вверх, смотрим на них, делаем хлопок в ладоши над головой (вдох);

2) Опускаем руки через стороны вниз (выдох).

Повторяем 5 - 6 раз, не спеша, в медленном темпе.

2. «Поймать комара перед грудью » - хлопок в ладоши перед грудью.

И. п. – то же.

1) Хлопаем в ладони перед грудью согнутыми руками;

2) Опускаем руки вниз.

Движения выполняем энергично, дыхание равномерное. Повторяем 6 – 8 раз чуть быстрее, в среднем темпе.

3. «Поймай комара возле ног» - наклоны туловища вперед.

И. п. – то же.

1) Наклоняемся вперед, хлопаем в ладони возле колен (выдох);

2) Выпрямится в и.п. (вдох).

Ноги в коленках не стараться сгибать. Повторить 6 раз в среднем темпе.

№ 2. Игровые.

- Игры для уроков легкой атлетики.

Вызов номеров.

Играют 2-3 команды. Игроки строятся в колонны и рассчитываются по порядку номеров. Учитель называет номер и игроки с этим номером, с каждой команды бегут, обегают предмет и возвращаются в строй. Выигрывает команда, игроки которой побеждали большее количество раз. Если играют дети младшего школьного возраста, то вместо номеров можно называть игроков зверушками. Тогда это будет « Эстафета зверят».

Мячом в цель.

Посередине площадки кладут волейбольный мяч. Играющие, с теннисными мячами в руках стоят в 10 шагах от него за чертой. Каждый по очереди метает свой мяч в волейбольный мяч. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара мяч откатился дальше.

Волк во рву.

Играющие выстраиваются на одно стороне площадки. В середине «ров» шириной 2-3 метра. Во рву водящий (волк). Игроки, разбежавшись, перепрыгивают ров, стараясь « не попасть в лапы волку». Если игрок заступил или его коснулся водящий, то он выбывает.

Охотники и утки.

Играющие делятся на две команды, одна из которых – охотники – становится по кругу, а вторая –утки – входит в середину круга. У охотников мяч. По сигналу они начинают выбивать уток из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать для броска мяч партнёру по команде. Утки, бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая утка покидает круг. Итог игры подводится по количеству уток, выбитому за время, установленное учителем.

- Подвижные игры с элементами спортивных игр.

Пионербол.

Играют две команды по 6-8 человек. Команды располагаются по разные стороны от сетки. Мяч вводится в игру с помощью волейбольной подачи. Игроки противоположной команды должны поймать мяч, и используя правило трех передач, перекинуть его на сторону противника. С мячом разрешается делать не более трех шагов. Перекидка продолжается до тех пор, пока мяч не коснется земли, на площадке соперника, или улетит в аут. Игра продолжается до 15 очков, до двух побед в партии.

Своему ловцу.

Игра напоминает баскетбол. Играют две команды. Каждая старается овладеть мячом и бросить его по цели. Цель – свой игрок (ловец), стоящий в круге. Ловя мяч, ловец не имеет право выходить за круг. Круг опоясывает нейтральная зона (1 метр). В эту зону не разрешается заходить игрокам обеих команд. За это и другие технические нарушения мяч передается противоположной команде. За грубую игру – штрафной с 6 метров от ловца. Бросающему может мешать перехватчик, располагающийся перед ловцом, возле нейтральной зоны. Каждый меткий бросок ловцу 1 очко. Играют 2 тайма по 10 минут.

- Игры на внимание.

Запрещенное движение.

Преподаватель перед строем показывает ряд простых общеразвивающих упражнений, которые дети повторяют за ним. Перед игрой договариваются об одном или двух «запрещенных движениях», которые нельзя выполнять, хотя преподаватель может их показывать (например, руки на пояс, упор присев). Совершивший ошибку выбывает из игры.

Карлики и великаны.

Игроки строятся в одну шеренгу (или в круг). По команде «Великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, а по команде «карлики» - приседают как можно ниже, руки на пол. Тот, кто ошибся, должен сделать шаг вперед. После 6-8 команд подвести итоги.

№3 Презентации.

- Физкультминутки.

Правила поведения на уроке физической культуры.

Лёгкая атлетика (Низкий старт, стартовый разбег, техника спринтерского бега).

Технологии спорта. (Бокс. Хоккей. Плавание. Баскетбол.)

Использование инновационных технологий на уроках физической культуры

Геращенко Л.Ю.,

учитель физической культуры

МОУ «Школа №77 г. Донецка»


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Перечень

Данные

Ф.И.О.

Геращенко Людмила Юрьевна

Дата рождения

Название учебного заведения

22.10.1977

Специальность по диплому

Бердянский государственный педагогический университет

учитель физического культуры, организатор спортивно –массовой работы

Педагогический стаж

21 год

Последняя аттестация

2014 год

Курсовая переподготовка

2009 год

Проблема

«Внедрение информационных технологий на уроках физического воспитания»


МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

КРЕДО

«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»


Человек от природы полон жизни,

любит движение и деятельность

и нуждается только в

благоразумном водительстве.

Ян Амос Коменский


Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество. В условиях модернизации образования происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса. Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми средствами для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий.

Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения [Т.В. Машарова].


Инновационные технологии

  • здоровьесберегающие технологии ;
  • личностно – ориентированная технология;
  • информационно-коммуникативные технологии;


Здоровьесберегающие технологии :

  • Чередование видов деятельности.

2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке

3. Дозировка заданий.

4. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

5. Занятия на свежем воздухе.

6. Воспитательная направленность занятия.


Личностно – ориентированная технология

Сущность технологии заключается в:

  • личностно- ориентированном характере обучения;
  • индивидуальном подходе к каждому ребенку при

организации занятий физической культурой;

  • формировании осознанной потребности в

физкультурно-оздоровительной и спортивно-

творческой деятельности.


Технология дифференцированного физкультурного образования (ТДФО)

Сущность ТДФО заключается в обучение целостным методом с последующей дифференциацией (выделение детали техники и разделение их по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся.


Технология дифференцированного физкультурного образования (ТДФО)

Различают дифференциацию :

  • по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);
  • по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
  • по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
  • по уровню умственного развития (уровню достижений);
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
  • по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

Технология дифференцированного физкультурного образования (ТДФО)

Основная цель технологии уровневой дифференциации:

  • развитие личности обучающихся на уровне его возможностей и способностей;
  • освоение различных способов физкультурной деятельности.

самостоятельности детей

в обучении.



Информационно-коммуникативные

технологии (ИКТ)

ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию.


Актуальность применения ИКТ

на уроке физической культуры:

Недостаточная двигательная активность;

Отсутствие интереса к физической культуре и

Разный уровень учебных возможностей

школьников;

Недостаточная образованность учащихся в сфере

физической культуры.


Цель использования ИКТ на уроке:

  • повышение эффективности обучения через

использование ИКТ в учебном процессе.

Задачи:

  • повышение уровня теоретических и практических

умений, навыков по предмету;

  • повышение качества знаний;
  • развитие творческих способностей учащихся.

при выполнении домашнего задания

при изложении нового материала

ИКТ на уроке

для контроля знаний

при закреплении


Использование ИКТ на уроках:

  • ускоряет процесс подготовки к уроку;
  • позволяет как учителю так и учащимся проявить свое творчество;
  • является средством демонстрации;
  • ученики знакомятся с движениями с помощью видео, могут исправлять свои ошибки;
  • стимулирует познавательный интерес к физической культуре, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета;
  • способствует повышению качества образования;
  • позволяет школьникам проявить себя в новой

Использование ИКТ во внеурочное время :

  • выявление уровня физической

подготовленности учащихся (мониторинг);

  • исследование уровня удовлетворённости

учащихся на уроках физической культуры

(анкетирование);

  • создание базы данных

учащихся.


Техника двигательного действия может быть отображена в трех режимах:

1) общая характеристика;

2) детальная характеристика;

3) характеристика по элементам.


Упражнения можно показывать в трех вариантах:

видеозапись, анимация и рисунок. Учитель может самостоятельно определить то, каким материалом ему лучше воспользоваться.


Внедрение ИКТ на уроках физической культуры дает возможность:

  • восстановить в памяти технику вида спорта, подводящие и подготовительные упражнения, способы организации группы обучаемых, порядок соблюдения правил техники безопасности.

Результативность инновационных технологий

В результате использования вышеизложенных технологий в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:

  • раскрыть всесторонние способности учащихся;
  • повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
  • научить учащихся быть более уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях;
  • повысить качество знаний;
  • мотивировать школьников

к участию в конкурсах

разного ранга.


МОУ "ШКОЛА № 77 Г. ДОНЕЦКА" Донецкая Народная Республика




Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...