Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Интеллектуальная готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Интеллектуальная готовность старших дошкольников к школе

Введение

1. Понятие школьной зрелости и готовности к школьному обучению

1.1 Готовность к обучению в школе

1.2 Школьная зрелость

1.3 Интеллектуальная готовность к школьному обучению

1.3.1 Ориентировка в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе

1.3.2 Умственное и речевое развитие

2. Практическая часть

2.1 Диагностика интеллектуальной готовности дошкольников к школе

2.1.1 Исследование внимания, восприятия, мышления

2.1.2 Исследование особенности зрительного восприятия

2.1.3 Исследование особенностей свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости)

2.1.4 Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями (Венгер Л.А., Холмовская В.)

2.1.5 Выявление умений определять временную последовательность

событий, объединять последовательные действия в единый сюжет

2.1.6.Определение уровня речевого развития детей

2.2 Формирующий эксперимент

2.2.1 Упражнения на развитие зрительного восприятия

2.2.2 Упражнения и игры на развитие навыков самоконтроля

2.2.3 Упражнения и игры на развитие свойств внимания

2.2.4 Упражнения и игры на формирование действий перцептивного моделирования

2.3 Контрольный эксперимент

2.3.1 Методика «Зрительно-моторный гештальт тест БЕНДЕР»

2.3.2 Методика «Тест Тулуз-Пьерона»

2.3.3 Методика степени овладения моделирующими перцептивными действиями (Венгер Л.А., Холмовская В.)

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

По мнению многих исследователей (Л.Н. Винокуров, Е.В Новикова и др.) в силу различных причин, дети, имеющие проблемы в развитии, оказываются не способными быстро и безболезненно усвоить систему школьных требований, включиться в учебный процесс. Это приводит к увеличению числа неуспевающих школьников.

Вопросу изучения причин школьной неуспеваемости посвятили множество работ такие отечественные исследователи, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Б. Давыдов, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, Венгер и другие. Практически все авторы считают, что проблема успешности обучения впервые проявляется как проблема готовности к школьному обучению.

Готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, т.к. учение - деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении и использовании комплекса методик, направленных на изучение уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе. Результаты и выводы исследования могут быть использованы для решения практических задач по подготовке к обучению в школе детей 6-7 лет. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. (Стародубова Н.Г., 2001г) школьный зрелость мышление последовательность

ЦЕЛЬЮ данного исследования является определение уровня познавательных процессов ребенка 6-7 лет, в наибольшей степени обеспечивающих успешность школьного обучения.

Задачи исследования.

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященной готовности ребенка к школе, в особенности интеллектуальной готовности.

2. Провести практическую работу по методикам, изучающим интеллектуальную готовность к обучению в школе детей 6-7 лет.

3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы об особенностях интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет.

Гипотеза: своевременная диагностика позволяет создать условия по коррекции, благодаря которым успешно развиваются те показатели интеллектуальной готовности детей к школе, которые оказались недостаточно развитыми.

ОБЪЕКТОМ исследования является интеллектуальная готовность детей к школе.

ПРЕДМЕТОМ исследования в данной работе является уровень интеллектуального развития детей 6-7 лет.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В работе использовались следующие методики:

Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант): предназначены для определения уровня интеллектуального развития;

Зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер: предназначен для оценки уровня способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации;

Тест Тулуз-Пьерона: направлен на изучение свойств внимания и психомоторного темпа;

Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями (Венгер Л., Холмовская В.): предназначена для проверки способности зрительно расчленять фигуру на заданные элементы;

Пересказ прослушанного текста (методика Лалаевой Р.И., Мальцевой Е.В., Фотековой Т.А.): предназначена для определения уровня речевого развития детей;

- «Субтест 5. Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой»)» по методике Стребелевой Е.А.: направлен на выявление умений определять временную последовательность событий, объединять последовательные действия в единый сюжет.

1. Понятие школьной зрелости и готовности к школьному обучению

Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, многие родители начинают задавать себе вопросы, связанные с его поступлением в школу. Что делать, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был самым хорошим, лучшим учеником в классе? В связи с этими многочисленными вопросами в психологии возникли термины «школьная зрелость» и «готовность ребенка к школьному обучению».

1.1 Готовность к обучению в школе

Наиболее полное понятие «готовность к обучению в школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которым он понимал определенный выбор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, являются мотивация, личностная готовность в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.

Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

М.И.Степанова отмечает, что готовность к обучению не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справиться с учебой в школе. В свою очередь, Н.Ф.Виноградова уточняет, что готовность к школе - это, прежде всего, психологическое, эмоциональное, нравственно - волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности. Здесь имеется в виду развитие тех специальных форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие (или хотя бы существенное снижение) отрицательного влияния на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие школьника.

В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других.

Готовность к обучению в школе, на взгляд Н.А.Завалко, есть динамическая система, состоящая из трех компонентов (ценностно-мотивационного, ценностно-деятельностного, оценочно-познавательного), и способствующая успешной адаптации к условиям обучения, выстраиванию и развитию индивидуальной образовательной стратегии.

Овчарова Р.В. определяет готовность к обучению в школе по таким параметрам как планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью), контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью), мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их), уровень развития интеллекта.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

1.2 Школьная зрелость

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

И. Шванцара рассматривал школьную зрелость как достижение определенной ступени в развитии, на которой школьник может принимать участие в школьном обучении.

Л.Е.Журова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова школьную зрелость определяют тремя взаимосвязанными компонентами: физическая готовность, т.е. состояние здоровья и физическое развитие ребенка; интеллектуальная и личностная готовность. Личностная готовность характеризует ориентировку ребенка в окружающем мире, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие.

Наиболее полное понятие школьной зрелости дается в Российской педагогической энциклопедии. Она рассматривается, как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

1 .3 Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы шестилетнему ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки - это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Существующие программы, их усвоения потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов.

Развитие отдельных психических процессов происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. К семи годам у ребенка отмечается достаточно развитый процесс восприятия (наблюдается высокая острота зрения и слуха, ориентирование на различные формы и цвета), но восприятие у детей этого возраста сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета.

В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 6 - 7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный характер: персептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений.

Процесс обучения невозможен без достаточной сформированности такой психической функции, как внимание. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются.

Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6 - 7 годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является, по мнению В.С.Мухиной универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.

Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. Таким образом, как указывают психологи, объем фиксируемого материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом, как указывает А.А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания у 7 летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает.

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие непроизвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста, как отмечает Е.И. Рогов, является то обстоятельство, что перед ребенком 6 - 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связанно с тем, как указывают психологи, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, к 6 - 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет ведущее положение.

У дошкольников мышление тесно связано с восприятием, что говорит о наглядно - образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

По мнению Е.Е. Кравцовой, любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно - следственные связи и зависимости.

Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении.

Таким образом, наглядно - образное мышление - основной вид мышления в старшем дошкольном возрасте.

Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, ребенок старшего дошкольного возраста использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-действенную, наглядно-образную, словесно- логическую.

Наглядно-действенное мышление, осуществляемое путем реального действия с предметом, связанное с предметной деятельностью и направленное на ее обслуживание, является первичным и возникает еще в раннем детстве. Но шестилетний ребенок может прибегать к нему, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний, либо их крайне мало.

В ходе наглядно-образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предметов, которые выступают пока не в логических, а в фактических связях. Другая важная особенность образного мышления заключается в возможности отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов.

Исследование интеллектуального развития шестилетних детей, показало, что наибольшее значение для последующего успешного обучения в школе имеет сформированность образного мышления. Уровень развития логического же мышления ребенка на этом этапе еще не гарантирует успешность обучения (при высоком уровне развития такого мышления она практически не выше, чем при среднем). Образное мышление позволяет ребенку наметить потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации, задачи. Если же эта функция передается логическому мышлению, то учет множества частных особенностей ситуации оказывается для ребенка затруднен.

Развитие образного мышления способствуют, наряду с учебой, и другие виды деятельности (рисование, лепка, слушание сказок, драматизация, конструирование).

К 6-7 годам у ребенка достаточно большой словарный запас: он может достигать 14 тысяч слов. Однако речь ребенка отличается глагольностью, то есть употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, в ней очень мало прилагательных.

В этом возрасте у детей увеличивается количество обобщающих слов. Меньше становится ситуативной речи, проявляется контекстная, связанная с сообщением ситуациях и явлениях, которые в данный момент ребенок не наблюдает. В связи с этим постепенно речь ребенка становится связной, развернутой логической, понятной слушателю.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: дифференцированность восприятия (перцептивная зрелость); способность к произвольной концентрации внимания; умение выделять существенные признаки предметов и явлений и устанавливать причинно - следственные связи между ними (аналитическое мышление); рациональный подход к действительности; способность к логическому запоминанию, овладение по слуху разговорной речью, способность понимать и использовать символы, интерес к новым знаниям.

1.3 .1 Ориентировка в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе

К шести-семи годам относительно сформированы все анализаторы коры мозга, на основе которых развиваются разные виды чувствительности. К этому возрасту улучшается острота зрения, точность и тонкость цветоразличения. Ребенок знает основные цвета и их оттенки. Повышается звуковысотная различительная чувствительность, ребенок правильнее может различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов.

К началу школьного обучения у ребенка сформированы пространственные отношения. Он может правильно определить положение предмета в пространстве: ниже - выше, впереди - сзади, слева - справа, над - под. Наиболее сложными для усвоения являются пространственные отношения "слева - справа". Сначала дети устанавливают связь между направлением и частями своего тела. Они различают правую и левую руку, парные органы и стороны своего тела в целом. Ребенок определяет расположение чего-то справа или слева только от себя. Затем, уже в младшем школьном возрасте, дети переходят к восприятию относительности направлений и возможности переноса их определения на другие объекты. Связано это с тем, что дети могут мысленно учитывать поворот на 180 градусов и понимать, что значит справа или слева от других объектов.

Задачи на глазомер дети хорошо решают в случае больших различий между предметами, могут выделить такие отношения, как "шире - уже", "больше - меньше", "короче - длиннее". Дошкольник может правильно разложить палочки, ориентируясь на их длину: найти самую длинную, самую короткую, расположить палочки по мере возрастания или убывания их длины.

Восприятие времени старшего дошкольника еще значительно отличается от восприятия взрослого. Дети понимают, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить или замедлить, что оно не зависит от желания и воли человека. Во временном пространстве ребенок старшего дошкольного возраста ориентирован на настоящее "здесь и теперь". Дальнейшее развитие связано с интересом к прошлому и будущему. В семь-восемь лет дети начинают интересоваться тем, что было "до них", историей родителей. В восемь-девять лет они "строят планы" на будущее ("я буду врачом", "я женюсь" и др.).

Восприятие тесно связано с содержанием воспринимаемого объекта. Знакомый объект (предмет, явление, изображение) ребенок воспринимает как единое целое, а незнакомый - как состоящий из деталей. Дети шести-семи лет предпочитают картинки с занимательными, находчивыми, веселыми персонажами, они способны уловить юмор, иронию, дать эстетическую оценку изображенного на картине сюжета, определить настроение.

Воспринимая форму предметов, ребенок старается ее опредметить. Например, глядя на овал, он может сказать, что это часы, огурец, тарелка и т. п. Ребенок сначала ориентируется на цвет, а затем на форму. Если ребенку дано задание разложить по группам фигуры: треугольники, прямоугольники, квадраты, овалы, круги разных цветов, то он будет объединять их на основе цвета (например, в одну группу войдут треугольник и круг зеленого цвета). Но если фигуры опредметить, например, дать изображенные на картинках стол, стул, яблоко, огурец, то независимо от цвета ребенок будет объединять картинки по группам на основе формы. То есть все огурцы независимо от цвета (красный, желтый, зеленый) окажутся в одной группе.

К началу школьного обучения у ребенка развит кругозор. Он владеет многими представлениями, связанными с окружающим миром. От единичных понятий переходит к более общим, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Если двухлетний ребенок на вопрос о том, что такое ложка, ответит: "Ложка - это вот!" - и покажет на конкретную ложку, то старший дошкольник скажет, что ложка - это то, с помощью чего едят суп или кашу, то есть выделит функцию предмета.

Систематическое школьное обучение приводит к постепенному овладению ребенком абстрактными понятиями, усвоению родо-видовых отношений между предметами. Однако и некоторые дошкольники могут относительно той же ложки сказать, что это предмет (или кухонная посуда), то есть выделить родовой признак понятия. Помимо существенных признаков, таких как функциональное назначение (для еды), старший дошкольник может определить и несущественные (красного цвета, с рисунком медвежонка, круглая, большая и др.).

Ребенок использует пример как основную форму доказательства на первых этапах обучения в дошкольном детстве и начальной школе. При объяснении чего-либо все сводится к знакомому, частному, известному.

В мышлении дошкольника можно выделить следующие особенности. Во-первых, для детей характерен анимизм (одушевление неживой природы, небесных тел, мифических существ). Во-вторых, синкретизм (нечувствительность к противоречиям, связывание всего со всем, неумение отделить причину и следствие). В-третьих, эгоцентризм (неумение посмотреть на себя со стороны). В-четвертых, феноменальность (склонность опираться не на знание об истинных отношениях вещей, а на их кажущиеся отношения).

Особенность мышления детей - одухотворять природу, приписывать неодушевленным вещам способность мыслить, чувствовать, делать - Жан Пиаже назвал анимизмом (от лат. animus - душа). Откуда же возникает это удивительное свойство мышления дошкольника - видеть живое там, где, с точки зрения взрослого человека, его не может быть? Многие находили причину детского анимизма в том уникальном видении мира, которое складывается у ребенка к началу дошкольного возраста.

Для взрослого весь мир упорядочен. В сознании взрослого существует четкая грань между живыми и неживыми, активными и пассивными объектами. Для ребенка таких строгих границ нет. Ребенок исходит из того, что живое - это все, что движется. Речка живая, так как она движется, и облака живые - по той же причине. Гора неживая, так как она стоит.

Дошкольник с момента своего рождения слышал направленную к нему речь взрослого, насыщенную анимистическими конструкциями: "Кукла хочет кушать", "Мишка пошел спать" и т. д. Помимо этого, он слышит такие выражения, как "Дождь идет", "Солнце взошло". Метафорический контекст нашей речи скрыт от ребенка - отсюда анимизм мышления дошкольника.

В особом, одушевленном мире дошкольник легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Игра и сказка, в которых даже камень дышит и разговаривает, - это особый способ освоения мира, позволяющий дошкольнику в специфической форме усвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток информации, который обрушивается на него.

Следующая особенность детского мышления связана с установлением естественной причинности между событиями, которые происходят в окружающем мире, или синкретизмом.

Синкретизм - подмена объективных причинно-следственных связей субъективными, существующими в восприятии. Ж. Пиаже в своих опытах задавал детям вопросы относительно причинных зависимостей в окружающем мире. "Почему солнце не падает? Почему луна не падает?" В своих ответах дети указывали различные свойства предмета: величину, расположение, функции и т.п., связанные в восприятии в одно целое. "Солнце не падает, потому что большое. Солнце не падает, потому что светит. Ветер - потому что деревья качаются".

Следующая особенность детского мышления заключается в неумении ребенка посмотреть на объект с позиции другого и называется эгоцентризм. Ребенок не попадает в сферу своего собственного отражения (не видит себя со стороны), замкнут на своей точке зрения.

Феноменальность детского мышления проявляется в том, что дети опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле.

Так, дошкольнику кажется, что молока в высоком и узком стакане много, а если его перелить в низкий, но широкий стакан, то станет меньше. У него нет понятия сохранения количества вещества, то есть понимания того, что количество молока остается одинаковым, несмотря на изменение формы сосуда. В процессе школьного обучения и по мере овладения счетом, развития умения устанавливать взаимно однозначные соответствия между объектами внешнего мира ребенок начинает понимать, что определенная трансформация не изменяет основных качеств предметов.

С первого дня школы от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Отношения с одноклассниками заключаются в нахождении баланса между сотрудничеством и соперничеством, отношения с учителем состоят из компромисса между независимостью и послушанием. В связи с этим уже в дошкольном возрасте начинают приобретать важное значение нравственные мотивы, среди которых наиболее важны следующие: сделать приятное, нужное людям, принести пользу, сохранить положительные взаимоотношения с взрослыми, детьми, а также познавательные интересы, в том числе к новым видам деятельности.

1.3 .2 Умственное и речевое развитие

К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90 процентов веса мозга взрослого человека. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.

К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, отвечающей за развитие речи. Этот процесс находит отражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спросите у детей четырех-пяти лет, как назвать одним словом грушу, сливу, яблоко и абрикос, то можно наблюдать, что некоторые дети вообще затрудняются найти такое слово или им требуется много времени для поисков. Семилетний же ребенок без труда находит подходящее слово ("фрукты").

К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. Мозг ребенка "левеет", что находит свое отражение в познавательной деятельности: она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.

К началу школьного обучения у ребенка достаточно развиты тормозные реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными.

Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. Процесс окостенения запястий завершается лишь к двенадцати годам. Моторика руки у детей шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки.

В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и координированы.

Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы позволяют ребенку участвовать в школьном обучении.

2. Практическая часть

2 .1 Диагностика интеллектуальной готовности дошкольников к школе

Исследование основных психических процессов у детей 6-7 лет

В диагностике участвовали 20 детей подготовительной группы детского сада №22 города Сызрань.

Цель: выявить насколько развиты у детей 6-7 лет основные психические процессы.

Методы исследования: прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант), зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер, тест Тулуз-Пьерона, диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями (Венгер Л., Холмовская В.), пересказ прослушанного текста (методика Лалаевой Р.И., Мальцевой Е.В., Фотековой Т.А.), «Субтест 5. Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой»)» по методике Стребелевой Е.А.

2 .1 .1 И сследование внимания, восприятия, мышления

Методика называется «Прогрессивные матрицы Равена» (цветной вариант). Она предназначена для обследования детей от 5 до 11 лет. Состоит из 3 серий: А, АВ, В, в каждой серии по 12 заданий. В процессе выполнения составляющих заданий теста проявляются три основных психических процесса: внимание, восприятие и мышление. В результате анализа ответов испытуемых можно судить об уровне развития у них наглядных форм мышления.

Инструкция сообщается испытуемому доступными для него средствами и должна содержать указание на наличие «пробела» в матрице-«коврике» и необходимость его заполнения подходящим вкладышем-«кусочком» из шести предложенных вариантов. Работа начинается с задания А1.

Оценка результатов по тесту Равена.

"Индекс вариабельности" определяют исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из трех серий. Варианты распределения решений в сериях были получены эмпирическим путем при анализе выполнения теста испытуемыми из выборки стандартизации. Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Табличное распределение сравнивают с полученным в конкретном случае, разности ожидания и наличных оценок в каждой серии (без учета знака) суммируются. Полученная величина и является "индексом вариабельности".

Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критического значения (7 и более) данные теста считаются недостоверными.

Результаты диагностики:

Фамилия, имя ребенка

Возраст (лет,месяцев)

Индекс вариабельности

Асанов Роман

Битаева Алана

Деревской Александр

Ялая Дмитрий

Ищенко Анжелика

Клюева Варвара

Конкин Алексей

Курников Максим

Борисова Анастасия

Артемкина Арина

Любченко Андрей

Ларина Ника

Рамазанова Милана

Савельева Алена

Сасина Ева

Серов Александр

Сергунина Полина

Селютин Никита

Швырин Денис

Шмалько Дарья

Общий вывод: по результатам диагностики большинство детей показало высокий результат (11 из 20). Они смогли справиться с заданием самостоятельно, не прибегая к помощи экспериментатора. На выполнение теста были настроены положительно, задания вызвали интерес детей.

Меньшая часть группы детей (9 из 20) показала средний результат. Дети справились с заданием частично, либо с помощью экспериментатора. Задания вызвали некоторое затруднение, но с помощью экспериментатора дети справились с ним.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей сформированы операции дополнения до целого, установление тождества, «чувства» симметрии, установление отношений по принципу решения простых и сложных аналогий на достаточно высоком уровне, и в коррекции не нуждаются.

2 . 1. 2 Исследование особенности зрительного восприятия

Методика называется «Зрительно-моторный гештальт тест БЕНДЕР». Цель: оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет.

Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком.

Материал: 9 стандартных карточек с изображенными на них геометрическими фигурами, предъявляемыми обследуемому в определенной последовательности, бумага, карандаш, ластик.

Ход работы: испытуемому предлагают скопировать фигуры. Фигура А, которая легко воспринимается как замкнутая фигура на однородном фоне, состоит из соприкасающихся круга и поставленного на вершину квадрата, расположенных вдоль горизонтальной оси. Эта фигура используется для ознакомления с заданием. Фигуры с 1 по 8 применяются для диагностического тестирования и предъявляются испытуемому последовательно. Для копирования используются листы белой нелинованной бумаги размером 210 на 297 мм (стандартный формат А4).

Инструкция: «Здесь находится ряд картинок, которые тебе необходимо скопировать. Просто перерисуй их так, как видишь».

Результаты представляются в виде суммы баллов по каждой из фигур, по общим тенденциям, а также вычисляется полная сумма баллов.

Результаты диагностики:

Фамилия, имя ребенка

Возраст (лет,месяцев)

Средний балл

Асанов Роман

Битаева Алана

Деревской Александр

Ялая Дмитрий

Ищенко Анжелика

Клюева Варвара

Конкин Алексей

Курников Максим

Борисова Анастасия

Артемкина Арина

Любченко Андрей

Ларина Ника

Рамазанова Милана

Савельева Алена

Сасина Ева

Серов Александр

Сергунина Полина

Селютин Никита

Швырин Денис

Шмалько Дарья

Общий вывод: по результатам диагностики 4 детей показали высокий результат. Перед выполнением задания уточняли, сколько всего картинок должны скопировать, просмотрели их все. Работали самостоятельно. Это свидетельствует о высоком уровне сформированности навыков самостоятельного контроля и планирования деятельности.

Большинство детей (13 человек) показали средний результат. Задание поняли легко, смотрели все карточки до начала копирования. Некоторые дети предупреждали, что карандашом рисуют не очень хорошо. Но в процессе копирования практически не отвлекались, работали самостоятельно. В процессе копирования ориентацию листа не изменяли. Встречается неправильное воспроизведение структуры фигур, состоящих из множества мелких элементов. Это свидетельствует о среднем уровне сформированности навыков самостоятельного контроля и планирования деятельности.

3 человека показали низкий результат. Задачу поняли легко. В процессе выполнения искали одобрения экспериментатора. Несколько раз исправляли рисунки, стирая ошибочные варианты. Отмечаются довольно слабые линии рисунка, исправления, тенденции к преуменьшению размеров фигур. Это свидетельствует о низком уровне сформированности навыков самостоятельного контроля и планирования деятельности.

Таким образом, у 17 человек (85 %) сформированность навыков самостоятельного контроля и планирования деятельности находится на высоком и среднем уровне, в коррекции не нуждается. У 3 детей (15 %) сформированность навыков самостоятельного контроля и планирования деятельности находится на низком уровне, нуждается в коррекции.

2 . 1. 3 Исследование особенностей свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости)

Методика называется «Тест Тулуз-Пьерона». Тест первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, вторично - оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени.

В тесте Тулуз-Пьерона стимульным материалом являются 8 типов квадратиков, различающихся тем, к какой грани или к какому из углов добавлены черные полукруг или четверть круга. Тестовый бланк состоит из 10 строчек, на которых в случайном порядке расположены все типы используемых квадратиков. В верхнем левом углу бланка изображены квадратики-образцы (два - на бланках для дошкольников и учащихся 1-2 классов). В расположенных ниже строчках обследуемый должен находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам, а остальные - подчеркивать. Время работы с каждой строчкой ограничено. Дети от 6 лет до 6 класса работают с каждой строчкой 1 минуту. Когда отведенное время истекает, обследуемый должен переходить к следующей строчке, независимо от того, смог он обработать предыдущую до конца или нет.

Инструкция: «Внимание! Слева в верхней части Ваших ответных бланков нарисованы три (два) квадратика. Это - квадратики-образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики, нарисованные на бланке. Строчка, находящаяся сразу под образцами и не имеющая номера - тренировочная строчка (или черновик). На ней Вы сейчас попробуете, как надо выполнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строчки (не изменяя его пространственной ориентации) с образцами. В том случае, если квадратик тренировочной строчки точно-точно похож на какой-либо из образцов, его следует зачеркнуть одной вертикальной черточкой. Если точно такого квадратика среди образцов нет, то его следует подчеркнуть (проговаривание инструкции необходимо сопровождать демонстрацией соответствующих действий). Сейчас Вы должны будете, таким образом, последовательно обработать все квадратики тренировочной строчки, зачеркивая совпадающие с образцами и подчеркивая несовпадающие. Работать необходимо строго по инструкции.

Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие с образцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.

Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.

Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.

Выполнять инструкцию наоборот: подчеркивать совпадающие и вычеркивать несовпадающие с образцами квадратики.

Интерпретация результатов

Основным показателем является коэффициент точности выполнения теста Тулуз-Пьерона, характеризующий развитость произвольного внимания и, в особенности, способность к произвольной концентрации. Именно этот показатель необходимо анализировать в первую очередь, сравнивая полученное числовое значение с нормативами.

Возрастные нормативы точности выполнения теста Тулуз-Пьерона

Возрастные нормативы скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона

Результаты диагностики

Фамилия, имя ребенка

Возраст (лет,месяцев)

Скорость/ уровень

Точность/ уровень

Асанов Роман

Битаева Алана

Деревской Александр

Ялая Дмитрий

Ищенко Анжелика

Клюева Варвара

Конкин Алексей

Курников Максим

Борисова Анастасия

Артемкина Арина

Любченко Андрей

Ларина Ника

Рамазанова Милана

Савельева Алена

Сасина Ева

Серов Александр

Сергунина Полина

Селютин Никита

Швырин Денис

Шмалько Дарья

Общий вывод: по результатам диагностики 13 детей показали высокую и хорошую точность выполнения задания, это свидетельствует о том, что оперативная память и визуальное мышление соответствуют норме, сравнение с образцами производится в уме, по памяти.

4 человека показали среднюю точность выполнения задания - объем оперативной памяти ещё недостаточен, но визуальное мышление в некоторой степени развито.

3 человека показали слабый уровень точности выполнения задания - визуальное мышление почти отсутствует, а объема оперативной памяти хватает только на то, чтобы запомнить операциональный смысл инструкции.

5 детей показали высокую и хорошую скорость выполнения задания. 13 человек показали среднюю скорость - дети мысленно исключают из оперативного анализа определенные типы квадратиков, явно несхожих с образцами, в связи с этим скорость несколько увеличивается.

2 человека показали слабый уровень скорости выполнения задания: оно выполняется путем непосредственного сравнения каждого встречающегося квадратика с образцами, поэтому скорость работы низкая.

Таким образом, 17 детей (85 %) показали высокую, хорошую и среднюю точность выполнения задания, это свидетельствует о том, что оперативная память и визуальное мышление соответствуют норме, в коррекции не нуждаются. 3 детей (15 %) показали слабый уровень точности выполнения задания, им требуется коррекция и развитие данных умений.

2 . 1.4 Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями (Венгер Л.А., Холмовская В.)

Методика направлена на проверку способности зрительно расчленять фигуру на заданные элементы, для чего необходимо производить в плане представления объединение этих элементов с изменением их пространственного положения, соотношения и ракурса.

Материал

Материалом служат 15 сброшюрованных рисунков, на которых изображены фигуры различной геометрической формы. Они представляют собой различные по форме части круга или квадрата определенной величины. В верхней части каждого сброшюрованного листа дается изображение фигуры-образца (круга или квадрата). В нижней части листа изображаются в один ряд разнообразные части этих фигур. Из них дети должны будут произвести выбор только тех, сочетание которых приводит к получению фигуры-образца (размер каждого листа -- 10x15 см, размер образцов -- 3x3 см).

На первых листах (А, Б и В) изображены рисунки для вводных задач.

Инструкция к проведению

Вводные задачи дети решают вместе с экспериментатором, остальные -- самостоятельно. Они должны самостоятельно решить 12 задач (шесть на составление круга и шесть -- на составление квадрата). Те и другие задачи чередуются. Задачи сгруппированы по сложности. Сложность определяется количеством частей, из которых складывается заданная фигура в каждом отдельном случае. В первых четырех задачах дети могут составить круг или квадрат только из двух частей, отбираемых из шести предложенных в рисунке. В следующих четырех задачах образец складывается из трех частей, и, наконец, последние четыре задачи решаются путем отбора четырех частей из имеющихся шести.

За каждую правильно решенную задачу начисляется количество очков, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. За правильное решение задач 1 --4 дается по 2 очка, 5 -- 8 -- по 3 очка, 9 -- 12 -- по 4 очка; за неправильно решенную задачу -- 0 очков. Ошибочным считается такое решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальная сумма очков по заданию в целом -- 36.

Результаты диагностики

реферат , добавлен 23.05.2012

  • Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Признаки и компоненты готовности ребенка к школе. Сущность интеллектуальной готовности к школьному обучению. Особенности формирования личностной готовности к школьному обучению, развития памяти дошкольника.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2012

    Понятие и компоненты интеллекта, интеллектуальной готовности и зрелости старших дошкольников. Анализ особенностей диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йирасека, Г. Витцлака.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2016

    Понятие, особенности и условия формирования психологической готовности ребенка к школе. Рассмотрение аспектов школьной зрелости: интеллектуальной, личностной, волевой и нравственной готовности к обучению. Анализ приемов психологической помощи детям.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2010

    Психологическая готовность к школьному обучению. Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Интеллектуальная, волевая, нравственная готовность к школьному обучению.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2003

    Теоретические обоснования психологической подготовки детей к обучению. Интеллектуальная, эмоциональная и социальная зрелость ребенка. Особенности мышления, памяти и воображения старших дошкольников. Исследование психологической готовности ребенка к школе.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2011

    Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению. Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению.

    дипломная работа , добавлен 08.03.2005

    Вопросы формирования личности. Стороны готовности к школе. Общее физическое состояние. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе. Отношение к учителю и учебной деятельности.

    презентация , добавлен 06.12.2013

    Проблема обучения детей с 6 лет. Показатели готовности к школе в современных условиях. Определение психологической готовности детей к школьному обучению. Личная и интеллектуальная, социально–психологическая и эмоционально–волевая готовность ребенка.

  • Светлана Дружинина
    Физическая, психологическая и интеллектуальная готовность детей к школе.

    Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к школе . Переход ребёнка в школу – качественно новый этап в его развитии. Результатом подготовки является готовность к школе . Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями : готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки .

    Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе . Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная подготовка .

    Под специальной подготовкой понимается приобретение ребёнком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам. Изучение программы I класса школы показывает , что успешно овладеть ею сможет тот ребёнок, который уже располагает определенным запасом знаний по школьным предметам , научился читать. Учитель будет опираться на эти познания ученика, и развивать их, обогащать. Знания, таким образом, составляют основу для обучения по специальным предметам.

    Чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе , необходимо дать им определённые знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует также развивать у ребёнка любознательность, познавательные интересы и способность осознанию воспринимать новую информацию.

    При переходе в школу меняются образ жизни ребёнка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.

    Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания, к решению главной задачи – формировать личность ребёнка.

    Прежде всего, надо, чтобы ребёнок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предлагает : общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – всё это не может, не отразиться на качестве обучения и состояния здоровья. Поэтому уже с раннего возраста ребёнка воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость.

    В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию у детей правильной осанки , принимать меры для предупреждения искривления позвоночника и развития плоскостопия. Это достигается подбором мебели, соответствующей росту ребёнка, правильной дозировкой физической нагрузки в течении дня и выполнением физических упражнений , укрепляющих кости, связки, мышцы и другие системы организма и улучшающих процессы обмена.

    Большое значение в воспитательной работе с детьми имеет правильная организация двигательной активности ребёнка в течение дня. Надо избегать длительного пребывания ребёнка в одной позе (сидение, однообразная ходьба, так как это утомляет его и ведет к перегрузке некоторых отделов костно-мышечного аппарата.

    Развитию высшей нервной деятельности ребёнка способствует правильное воспитание. Нельзя перегружать детей новыми впечатлениями; не рекомендуется частые выступления детей в художественной самодеятельности, посещения кино, просмотры телевизионных передач, DVDфильмов, компьютерных игр, особенно не соответствующих возрасту ребёнка. Это сильные раздражители для нервной системы ребёнка, они могут вызвать переутомление и срывы в поведении, капризы, ухудшить сон, аппетит, повлиять на качество речи.

    Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня самостоятельности. Самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребёнок запоминает поставленную перед ним цель, способен удержать её довольно долго и выполнять. Для того чтобы быть готовым к учению , ребёнку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.

    Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к занятиям , способность к произвольным действиям.

    Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общаться с детьми и взрослыми. Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, таких как честность, инициативность, умелость, оптимизм.

    Готовность к учению логично формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения.

    Психологическая готовность к школе предполагает сформированность мотива учения.

    Подготовка ребёнка к школе осуществляется двумя институтами воспитания – семьёй и дошкольным учреждением . Только совместными усилиями можно получить желаемый результат. Но диагностику готовности должны проводить специалист-психолог и педагог по специально подобранным, научно-обоснованным и проверенным источникам. Если же этим делом занимается человек, не имеющий нужной квалификации и подготовки , то можно причинить ребёнку вред, недооценив или переоценив уровень его развития.

    Переход в подготовительную группу создает у детей чувство «взрослости» , основанное на осознании ими нового положения самых старших среди воспитанников детского сада. Традиционным для старших детей становиться проявление заботы о малышах в детском саду : подготовка концертов для младших групп; изготовление для них подарков , ремонт игрушек и книг; уборка участка младшей группы; дружеское, игровое общение с малышами.

    Эта дружба укрепляет стремление детей к поступлению в школу , стимулирует формирование психологической готовности к школьному обучению .

    Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением , требующим от учащихся напряженного умственного труда, активизации умственных способностей и познавательной деятельности. складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов.

    Важным компонентом является наличие у ребёнка, поступающего в школу , достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире. Этот фонд знаний является той необходимой основой, на базе которой начинает строить свою работу учитель.

    Знания детей , поступающих в школу , должны быть в достаточной мере дифференцированы. Старший дошкольник должен выделять как относительно большие области действительности (живую и неживую природу, разные сферы человеческой деятельности и отношений, мир вещей и т. п., так и отдельные стороны предметов, явлений и собственной деятельности.

    Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми. Показателем качества знаний выступает достаточная степень их осмысления детьми : точность и дифференцированность представлений; способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных учебных и практических задач; системность.

    Компонентом интеллектуальной готовности к школе является определенный уровень развития познавательной деятельности ребёнка – способность к произвольному смысловому запоминанию и восприятию предметов и явлений, целенаправленному решению поставленных познавательных и практических задач; точности ощущений, полноты и диффференцированности восприятия, быстроты и точности запоминания и воспроизведения; наличия у ребёнка познавательного отношения к окружающему миру, стремления к получению знаний и обучению в школе .

    Существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности будущего школьника .

    У старших дошкольников развивается элементарная самостоятельность умственной деятельности : умение самостоятельно планировать свою практическую деятельность и осуществлять её в соответствии с планом, умение поставить простую познавательную задачу и решить её.

    Интеллектуальная готовность к школе включает также овладение детьми элементами учебной деятельности – умением принимать доступную учебную задачу, понять и точно выполнять указания воспитателя, добиться результата в работе с помощью указанных взрослым способов её выполнения, умением осуществлять контроль за своими действиями, поведением, качеством выполнения задания, способность дать критическую оценку своей работе и работам других детей .

    Единство общего уровня познавательной деятельности, познавательных интересов , способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности создает у детей умственную готовность к усвоению учебного материала в школе .

    Задачи детского сада состоят в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к школе , наиболее плотно соответствующей требованиям современного школьного обучения :

    1. Предлагаемые на занятиях задания должны представлять для детей интерес . Интерес побуждает ребёнка к преодолению трудностей, усиливает внимание к учебному материалу, способствует лучшему его усвоению. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны , эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учебе.

    3. Методы руководства должны обеспечить активную деятельность каждого ребёнка на протяжении всего занятия.

    4. В процессе обучения педагог должен разъяснить детям не только способы выполнения учебных заданий, но и нормы отношения к ним.

    5. Деятельность детей на занятиях должна носить коллективный характер. Это требует от педагога разъяснения воспитанникам норм поведения в коллективе, отношения к сверстникам. Необходимо специально создавать ситуации, требующие от ребёнка морального выбора, побуждать его к поступкам, соответствующим моральным нормам.

    Многие родители сводят всю подготовку к школе именно к интеллектуальной готовности. Чаще всего родители отдают своё чадо на различные подготовительные к школе курсы, где ребёнка обучают читать и считать, думая, что это основное в готовности к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к обучению в школе – это специальная готовность, т.е. ребёнка специально обучают и развивают его психические функции (восприятие, мышление, память, речь, воображение) на протяжении всего дошкольного детства, чтобы уже в школе первая учительница могла опираться на знания и умения ребёнка, давая ему новый учебный материал.
    Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребёнка определённого кругозора и запаса конкретных знаний. В частности эти знания включают в себя знания об окружающей действительности – это элементарные знания по обществоведению, по природоведению, знания детской литературы,, образные и пространственные представления и т.д. Ребёнок должен владеть планомерным и расчленённым восприятием, что связано с его сенсорным развитием. Что касается развития мышления, то у ребёнка должна быть развита способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Развитие памяти старших дошкольников предполагает уже смысловое запоминание, т.е. теперь, ребёнку, чтобы что-то вспомнить, достаточно увязать материал для запоминания в логические связи и понять его смысл. Кроме того, память уже приобретает произвольный характер, что связано с развитием воли, т.е. чтобы запомнить учебный материал (например, выучить стихотворение) ребёнок подключает свои волевые усилия, он даёт себе установку на запоминание.

    Речевая готовность связана с тем, что у ребёнка полностью сформирована звуковая сторона речи (правильно произносит все звуки родного языка), хороший словарный запас. Ещё ребёнок должен уметь пересказывать уже готовые рассказы и сказки, хорошо выстраивать рассказы из личного опыта, грамотно составлять предложения в рассказе, способен составить предложения из набора слов, согласуя слова по роду, числу и падежу. Кроме этого ребёнок должен обладать хорошей диалогической речью, уметь выслушивать чужую точку зрения и высказать свою.

    Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению к школе предполагает:

    — дифференцированное восприятие (например, ребёнок не путает похожие предметы – квадрат и прямоугольник, цифры 6 и 9, буквы ш и щ и т.д.);
    — аналитическое мышление (может выделять основные признаки и связи между предметами и явлениями, способен воспроизвести образец);

    — рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

    — логическое запоминание;

    — интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

    — овладение разговорной и монологической речью и способность к пониманию и применению символов;

    — развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций, для которого очень хорошо подойдёт использование раскрасок. Чтобы детям было интересно раскрашивать изображения можно подобрать картинки различной тематики, например, для мальчиков — раскраски машины или другой какой-нибудь транспорт, раскраски роботы, а для девочек подойдут раскраски принцессы или сказочные феи и т.д.

    Вы скажете, если это специальная готовность к школе, то, скорее всего ей должны заниматься специалисты. Конечно, в основном интеллектуальной подготовкой к школе занимаются педагоги и психологи (в детском саду, в школе на подготовительных курсах или в детском клубе). Но, если детский сад ребёнок посещает каждый день, кроме праздничных и выходных дней, то подготовительные курсы он посещает вообще раз в неделю. Поэтому возникает вопрос: а можно ли самостоятельно подготовить ребёнка к школе в интеллектуальном плане? И как формировать интеллектуальную готовность к школе самостоятельно? Конечно, даже если Вы не специалист по дошкольному воспитанию, заниматься с ребёнком самостоятельно не только можно, но и просто необходимо.

    Для развития мышления сейчас существует громадное количество дидактических игр, в которые можно играть всей семьёй. Можно предложить такие игры, как «Четвёртый лишний», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Головоломки», «Лабиринты», «Ассоциации», «Противоположности», «Пазлы» и другие дидактические игры на развитие мышления.

    Для развития произвольного внимания и памяти , также можно поиграть в дидактические игры, которые легко организовать самостоятельно в домашних условиях. Самые распространённые: «Запомни и найди», «Хитрый гном», «Что изменилось?», «Самый зоркий», «Найди различия», «Исчезнувший предмет», «Зеркало», «Чёрный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите» и т.д.

    Развитие речи ребёнка очень сложный и длительный процесс, и, если Вы обращаете на это внимание, то он можно превратиться в приятное и интересное времяприправождение с Вашим ребёнком. Для формирования звукопроизношения подойдут различные чистоговорки, скороговорки и дидактические упражнения с их использованием. Кроме этого, для развития фонематического слуха подойдут такие дидактические игры как «Звуковые прятки», «Эхо», «Расколдуй слово». Для развития словарного запаса и кругозора подойдут загадки и дидактические игры «Краски», «Садовник и цветы», «Птицы», «Птицелов», «Перелёт птиц», «Земля, вода, огонь, воздух», «Море волнуется», «Магазин игрушек» и другие дидактические игры на развитие речи.

    А вот развивать воображение не только полезно, но и очень весело! Для этого подойдут различные изобразительные игры «Кляксография», «Монотипия», «Спаси бумагу», «Дорисуй предмет» и т.д. Помимо изобразительных игр можно использовать различные занимательные упражнения типа «Придумай необычное использование обычных вещей» и т.д.

    В общем, совместными усилиями со специалистами Вы лучше всех подготовите своего ребёнка к школе. Главное, чтобы это было не только полезно, но и очень интересно и увлекательно. А ещё, Вы сами искренне заинтересуйтесь этими развивающими играми и заданиями, и тогда Вашему ребёнку будет вдвойне интереснее с Вами заниматься! Удачи Вам!

    Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в определённом кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.

    К шести годам ребёнок должен знать свой адрес, название города, где он живёт; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

    Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

    Ребёнок должен:

    1. Знать о своей семье, быте.
    2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
    3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

    У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребёнка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребёнка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребёнка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

    Хотя логические формы мышления доступны детям шестилетнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

    Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребёнка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

    Ребёнок должен:

    1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
    2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
    3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

    В целях интеллектуальной подготовки ребёнка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем. Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием.

    В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.

    В дошкольный период у ребёнка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребёнок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребёнок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребёнок будет плохо читать стихи.

    У ребёнка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребёнок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

    Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

    Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребёнок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы). Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

    1. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе

    Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

    Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

    Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

    Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

    Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

    Отношение к самому себе , к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

    В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. Это является одним из показателей психологической готовности школьника к обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

    Таким образом, с точки зрения личностной и социально-психологической готовности к школе ребёнок должен:
    - знать правила общения;
    - уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
    - уметь управлять своим поведением без агрессивности;
    - уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

    Как проверить социально-психологическую готовность ребенка к обучению в школе?
    Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры можно увидеть:
    1) следует ли ребенок правилам игры;
    2) как ребенок устанавливает контакты;
    3) считается ли с другими как с партнерами;
    4) умеет ли управлять своим поведением;
    5) требует ли уступки от партнеров;
    6) бросает ли игру при неудаче.

    2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе

    Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, он владеет элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.

    Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же.

    Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
    То есть обученность и интеллектуальное развитие - это отнюдь не синонимы! (Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.)

    Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

    Кстати, если родителям не отмахиваться от вопросов, которые начинает задавать ребенок, и не отгораживать его от окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

    Об интеллектуальной готовности к школе можно говорить, если ребёнок :

    1. Знает о своей семье, быте.
    2. Имеет запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.
    3. Умеет высказывать собственные суждения, делать выводы.

    3. Волевая готовность ребенка к школе

    Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
    Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.
    К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.

    У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

    Исследования нейропсихологов показали, что лобные отделы мозга ребенка только-только оформляются к 7 годам. Так как поведение ребенка до 7 лет непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное, необходимо развивать его физические способности, развивать его двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, скорость в играх, беге, прыжках, метаниях и т.д. Надо использовать этот период и для развития разнообразного познания, для накопления разных сведений о мире вещей и людей. В этот период ребенок приобретает первичный опыт переживания положительных и отрицательных эмоций, учится радоваться, страдать, сочувствовать. Закладывается фундамент личности.
    На основе общего развития ребенок перейдет на уровень разумного, управляемого, контролируемого поведения. Посредником в этом процессе всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

    Волевая готовность ребёнка к школе предусматривает :

    1. Самостоятельную работу ребёнка, без присутствия взрослого, а также не отказываться от помощи взрослых при возникших трудностях.
    2. Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятности.
    3. Проявление активного познавательного интереса к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.

    Кроме личностного, социально-психологического и волевого аспекта готовности ребёнка к школе есть вещи, принципиальные для учебы в школе, о которых следует помнить:

    · Фонематический слух . Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Ребёнок должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо). Различение звонких и глухих, например г-к - тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости. Именно это умение обеспечит ему грамотность.

    · Чувство величины- внутреннее чувство, что за каждой цифрой стоит величина.

    · Последовательность изложения мыслей. Одна из частых причин непонимания задач - неумение излагать мысли, вычленять главное и второстепенное

    · Ориентация в пространстве . В каком пространстве? В любом. В пространстве дома, комнаты, листа бумаги.

    Специальные тесты для диагностики готовности к школе:
    - развитие памяти (норма при запоминании 10 слов - 6 и более слов);
    - чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;
    - развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);
    - произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);
    - готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
    - умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
    - развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);
    - пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет - справа, слева, за, над, под и т.д.);
    - общую осведомленность ребенка об окружающем мире;
    - элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить несложную задачу с помощью предметов).

    Ребенка считают неготовым к школе, если он:

    - настроен исключительно на игру;
    - недостаточно самостоятелен;
    - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
    - не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
    - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
    - имеет серьезные нарушения речевого развития;
    - не умеет общаться со сверстниками;
    - не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

    Материал подготовила учитель начальных классов Русинова Ольга Анатольевна



    Последние материалы раздела:

    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

    Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...