Исследовательский проект «Интересные факты из жизни Гоголя». Значение творчества

Мы восхищаемся талантливыми людьми. Именно поэтому они да и сам творческий процесс окутаны множеством мифов и легенд. Людям, которые хотели бы творить, но не уверены в своих способностях, часто кажется, будто талант - это что-то врожденное. И нужно сначала понять, есть ли он у тебя, прежде чем что-то создавать. Однако Дэниел Койл в своей книге «Код таланта» приводит научные исследования, доказывающие, что талант - этот тот же навык, который человек отработал десятки тысяч раз и в конце концов овладел им виртуозно.

Мы разобрали основные стереотипы о творческих людях. На примере всем известных писателей, художников и музыкантов мы покажем, как на самом деле создаются шедевры.

Миф 1. Лишения способствуют творчеству

Мы можем посмотреть, что действительно происходит с человеком искусства в критической ситуации, в фильме «Пианист». Он показывает, как выживал в оккупированной фашистами Польше Владислав Шпильман - один из самых талантливых пианистов ХХ века.

Если вкратце: человек потерял всю семью, дом и даже право на жизнь. И эти события отнюдь не способствовали его творческим успехам.

Вспомните пирамиду Маслоу: прежде чем переходить к высшим потребностям, к которым относится творчество, нужно закрыть низшие - в сне, еде и безопасности. Если человек регулярно недоедает, плохо спит и думает только о выживании, его мозг находится в состоянии стресса и не способен к творческой работе.

Миф 2. Алкоголь повышает креативность

Группа австрийских ученых провела исследования, доказывающие, что небольшие дозы алкоголя делают человека более сообразительным и оригинальным. Для этого нужно выпить около 300 мл пива или 100 мл вина.

Но увеличение дозы затормаживает работу мозга и ухудшает мыслительные функции. А при постоянном употреблении исчезнет эффект и от 300 мл. Ведь человеку понадобится для опьянения уже бо́льшая доза, и положительного влияния на креативность не будет.

Что насчет творческих гениев? Многие из них восхваляли выпивку и в жизни, и в работе. Однако творить предпочитали трезвыми. Стивен Кинг писал свою норму слов днем, а вечером переходил к выпивке.

Хемингуэй, хоть и любил раздавать советы в стиле «Пиши пьяным - редактируй трезвым», прилежно садился писать каждый день до обедам трезвым. Возможно, они были бы и рады работать в опьянении, но мозг человека не позволяет этого делать даже великим творцам.

Миф 3. Наркотики стимулируют фантазию

Наркотики известные творческие личности любили не меньше алкоголя. Но, как и с выпивкой, их пристрастие окутано ореолом романтизации, а неприглядные факты затерты.

Гении в творчестве были в то же время обычными зависимыми людьми и употребляли запрещенные вещества по той же причине, что и все наркоманы: чтобы облегчить свое состояние. Некоторые из них, как Хантер Томпсон, художественно описали свой опыт приема наркотиков. Но это были не фантазии автора, а реальные галлюцинации, которые испытывают все наркоманы, независимо от таланта.

Проще говоря, сами по себе наркотики не сделали гениальным творцом ни одного человека. Зато убили немало талантливых людей.

Миф 4. Творческому гению не нужна обычная работа


«Гениями» большинство известных нам людей стали в довольном зрелом возрасте. Кому-то было за 30, другим за 40 и даже больше. Все эти годы они (за редким исключением) работали, чтобы себя обеспечить, а творчеством занимались на досуге. Для многих работа служила еще и источником вдохновения.

Кен Кизи был помощником психолога - благодаря этой профессии и родился роман «Над кукушкиным гнездом», который принес ему мировую славу. Чарльз Диккенс подростком трудился на фабрике - эти воспоминания в будущем стали основой «Оливера Твиста».

Талантливый человек может использовать для творчества любой материал, в том числе и самую заурядную работу. Так что если вам кажется, что ваша профессия мешает творчеству, это, скорее всего, отговорки.

Миф 5. Нельзя творить на заказ

Некоторые думают, что гениальный творец должен быть как Ван Гог, который жил в нищете и не мог продать ни одной работы. Однако в мире искусства гораздо больше противоположных примеров, доказывающих, что талант может проявить себя в любых условиях.

Сальвадор Дали на заказ создал логотип Chupa Chups, по которому эту конфету до сих пор узнают во всем мире. Джек Керуак после успеха романа «На дороге» зарабатывал писательством и имел заказы на книги от нескольких издательств. Гонорары не помешали ему создать еще несколько крупных произведений.

Творческая профессия в некоторых аспектах такая же, как и любая другая: у нее есть свой покупатель и автор получает за нее деньги. Невостребованное творчество, оцененное много позже, - это скорее исключение.

Миф 6. Гении творят по вдохновению

Для каждого гения творчество - это постоянный систематичный труд. Например, Джоан Роулинг разрабатывала структуру книг о Гарри Поттере, прописывала характеры и действия героев почти 10 лет и знала, чем все закончится, уже к моменту выхода 1-й книги.

Почему сложно создать шедевр по вдохновению? Все дело в биологии. Когда мы учимся чему-то новому, в мозге создается нейронная сеть. Если мы регулярно тренируемся - пишем, играем на гитаре или в футбол, - нейроны покрываются миелиновой оболочкой. И чем больше миелина вокруг нашей цепи из нейронов, тем проще и лучше нам дается новая деятельность.

Но оболочка утолщается только путем постоянной практики. Поэтому постоянные тренировки делают нас более креативными, свободными и оригинальными - дают возможность творить. Если же нейронная сеть плохо натренирована, мы делаем все медленно и некачественно и остаемся на уровне любителей и дилетантов.

Миф 7. Талант - это врожденное


Выше мы уже писали, что нейронные сети создаются и укрепляются только путем постоянных тренировок. Но все не так просто. Недавнее исследование психологов из Принстона доказывает, что одних тренировок для успеха недостаточно.

В конечном итоге более успешным становится тот, кто меняет сложившийся подход и традиции. Примеров множество: Сальвадор Дали, который стал проповедником сюрреализма, или «Битлз», которые взорвали мир рок-н-ролла. Все эти люди настолько отличались от всего, что было до них, что моментально вошли в историю.

Но здесь есть большое «но»: для креативного подхода нужна база. К тому моменту, как создать свои шедевры и хиты, Дали уже умел рисовать, а «Битлз» - играть. Никто из них не придумал ничего стоящего в детстве, хоть и имел творческие задатки. Чтобы менять традиции, нужно в них разбираться, а на это требуется время.

Миф 8. Творчество доступно только людям искусства

Некоторые люди чувствуют в себе творческие задатки, но не могут их реализовать, потому что работают на «скучной» работе. Но на самом деле творческий подход доступен в совершенно любых профессиях. Учителям нужно мыслить оригинально, чтобы заинтересовать ребенка своим предметом. Даже для грамотного распределения бюджета требуется определенный креатив, если бюджет ограничен.

Оригинальное мышление нужно не только в искусстве. Мы используем его и в работе, и в жизни, чтобы находить неочевидные решения сложных ситуаций или просто самовыражаться.

В мире множество людей самых разных профессий, отличающихся креативным мышлением: Алан Тьюринг, например, заложил основы современной информатики, когда во время Второй мировой войны создал машину, способную взломать шифры немецкой армии. А школьный дворник рисует во время работы картины прямо на снегу. «Скучная» профессия не мешает ему творить.

Миф 9. У всех талантливых людей необычная яркая жизнь


Часть людей волнует не творчество как таковое, а бонусы, которые они от него получат: слава, награды, деньги. Мы знаем множество людей, которые действительно получили это все благодаря таланту. Но какой процент они составляют от всех талантливых и даже гениальных? На самом деле очень небольшой.

Когда мы представляем себя на месте тех, кто уже добился успеха, то делаем одну из распространенных ошибок систематического отбора - «ошибку выжившего». Обращаем внимание на победителей, но игнорируем тех, кто проиграл - остался неизвестен при жизни или не смог прокормить себя творчеством.

Если хотите отрезвить себя, почитайте биографию Кафки: нынешний гений литературы в свое время был заурядным писателем, всю жизнь проработал клерком, прожил на одном месте и скончался в возрасте 40 лет. И он далеко не единственный гений со скучной биографией. Талант - это не гарантия яркой жизни, не стоит на это надеяться.

Миф 10. Талантливые люди высокомерные и самоуверенные


Что ж, творческие личности и правда нередко обладают скверным характером. Однако больше о гениях мы знаем не из реальных источников, а из фильмов и сериалов. Но в жизни великие творцы вовсе не такие, как Шелдон или Шерлок.

Среди них немало тех, кто сомневался в себе и именно поэтому работал больше и усерднее в попытках доказать, что чего-то стоит. А кто-то был настолько в себе не уверен, что хотел уничтожить свои произведения. Только благодаря случайности мы сегодня можем прочитать книги Кафки. Писатель попросил своего друга сжечь рукописи после его смерти, но он не исполнил его волю, а издал черновики. Моне в уничтожении своих работ преуспел больше: со своей падчерицей художник сжег около 60 картин.

Мифов о талантливых людях много, но большинство из них далеки от истины, когда дело доходит до фактов. Известные нам гении совершенно по-разному выражали свои способности, имели разные склонности, характер и образ жизни. Все, что их объединяет, - настоящая страсть к своему делу. А какие мифы о таланте мешают вам заниматься творчеством?

Жизнь Константина Ушинского (1823 — 1871) показывает, что даже в самых неблагоприятных условиях упорный созидательный труд может приводить к позитивным переменам. Когда подавляющее большинство российской образованной публики желала изменений всего и сразу и устраивала то заговоры, то восстания, то террор, Ушинский работал. Ему приходилось несладко — и с работы увольняли, и нового места не давали, но Константин Дмитриевич не сдавался. Не хотели принимать на приличное место — устраивался на мелкую должность и продолжал работать над трудами по педагогике. Ему не мешали ни проблемы с финансами, ни пошатнувшееся здоровье.

И результат был, как говорится, налицо. В России появилась собственная педагогика — до Ушинского детей, конечно, учили, но бессистемно и без всякого личностного подхода. Константин Дмитриевича разбудил интерес к педагогике во всём российском обществе. Буквально за несколько десятилетий подход к процессу обучения начал изменяться. В школе, конечно, осталось место и телесным наказаниям, и зубрёжке, и учительскому произволу, однако Ушинский и его последователи показали, что школа для детей может не быть юдолью беспросветного ужаса.

1. В семейной жизни Ушинскому можно только завидовать, если бы не ранняя смерть матери (она умерла, когда Косте было 12 лет). Он родился в дворянской семье. Отставной военный Дмитрий Григорьевич Ушинский и его супруга Любовь Степановна души не чаяли друг в друге. Они были очень стеснены в средствах (30 крепостных, 100 десятин земли и небольшая пенсия Дмитрия Григорьевича), но вели хозяйство так, что не чувствовалось ни малейшего стеснения. Более того, собранной семьёй библиотеке завидовал весь уезд. Второй брак отца Ушинского также был удачным. Сестра генерала Гербеля, занимавшего высокие посты в оборонной промышленности, обеспечивала супругу, ставшему судьёй, семейный тыл и хорошо относилась к пасынку. Сам Константин Дмитриевич женился в возрасте 28 лет на женщине, с которой был знаком с детства. В браке с Надеждой Семёновной Дорошенко у них родилось 6 детей.

2. Костя Ушинский учился в Новгород-Северской гимназии. Тогдашняя Малороссия в целом и система образования в ней в частности характеризовалась более свободными нравами. За пределами учебного заведения гимназисты не стеснялись ничем, кроме родительских наставлений. Сам Константин Дмитриевич впоследствии признавал, что потакание небольшим детским слабостям парадоксальным образом вело к общему улучшению дисциплины. Гимназисты твёрдо усваивали пределы доступных шалостей и серьёзных проступков практически не допускали.

3. Косте Ушинскому приходилось ходить в гимназию пешком. Дорога в один конец занимала больше часа, однако в гимназии мальчику нравилось — одноклассники, которые были старше, оценили знания и характер мальчика. Правда, если из-за непогоды Ушинскому приходилось оставаться в городе, он очень скучал по родному поместью.

4. Ушинский, уже будучи известным педагогом, с большой теплотой отзывался о директоре своей гимназии Илье Фёдоровиче Тимковском. Старичок-директор не блистал общей эрудицией, но настойчиво стремился привить воспитанникам стремление к получению новых знаний. Общаясь с выпускниками других учебных заведений, Ушинский поражался тому, что даже считавшиеся лучшими учебные заведения не оставляли следа ни в умах, ни в сердцах детей.

5. Учёба в гимназии сначала давалась Ушинскому легко. На подготовку домашних заданий у него уходило очень мало времени. Досуг он заполнял чтением, причём предпочтение отдавал книгам по истории. Кроме того он самостоятельно выучил немецкий язык. Однако лёгкость обучения была обманчивой — он провалил выпускные экзамены и не получил аттестата об её окончании. Благо, тогда можно было сдавать вступительные экзамены в университет без наличия документа о среднем образовании.

6. В 1840 году Ушинский поступил в Московский университет и с головой окунулся в студенческую жизнь. С лёгкой руки Виссариона Белинского в трактире «Великобритания» образовался кружок или клуб студентов. Константин выделялся в нём самостоятельностью мысли. В те годы в России преклонялись перед Наполеоном Бонапартом и Вольтером, а Ушинский с лёгкостью указывал на слабые места или промахи кумиров тогдашнего образованного класса.

7. Педагогическая деятельность Ушинского началась во время учёбы в университете. Как и всем студентам, ему не хватало денег, присылаемых родителями. А тут ещё Константин пристрастился к театру. Пришлось подрабатывать частными уроками.

8. Студент Ушинский восхищался игрой выдающихся актёров Павла Молчанова и Михаила Щепкина, однако считал, что пьесы, в которых те вынуждены играть, не достойны их мастерства. Константин написал пьесу и собственноручно представил её Молчанову. О реакции актёра на своё произведение Ушинский позже рассказывал в лицах, неизменно вызывая восторг и хохот публики. Пьесу он, конечно же, не сохранил.

9. Камералистика — так называлась специальность Ушинского, учившегося на юридическом факультете. В XIX веке это была, если говорить обобщённо, наука об управлении государственной собственностью. В России (а когда бывало иначе?) господствовала европейская точка зрения — собственность или должна приносить прибыль, или от неё следует избавиться. Ушинский же, получив назначение в Демидовский лицей в Ярославле, уже в первой программной лекции оспорил этот тезис. По его мнению, камеральные науки должны заниматься не поисками способов извлечения прибыли из государственного имущества, а изучать способы улучшить благосостояние населения. Смелая лекция сделала Ушинским популярным.

10. 1848 год стал переломным не только для общественной мысли в России, но и в жизни К. Д. Ушинского. После череды революций в Европе российские власти закрутили гайки до предела. В частности, от преподавателей высшей школы потребовали готовить тексты лекций и утверждать их у руководства. Ушинский счёл это неприемлемым и уволился из Демидовского лицея.

11. После столь громкого поступка Ушинский не смог получить даже место уездного учителя. Нет худа без добра — Константин Дмитриевич получил место в Министерстве внутренних дел. Служба в Департаменте иностранных вероисповеданий была необременительной — у Ушинского было время для изучения английского языка и написания статей в журналы.

12. Профессиональную педагогическую карьеру Ушинский начал в Гатчинском сиротском институте. По протекции своего бывшего начальника в Демидовском лицее Константина Дмитриевича приняли в это довольно привилегированное заведение преподавателем законоведения и словесности.

13. Переворот в педагогических воззрениях Ушинского произвели несколько номеров американского журнала «Athenaeum», присланные ему на перевод. Ушинский, по его собственным словам, ознакомившись с материалами журнала, не спал несколько ночей.

14. Свою педагогическую доктрину Ушинский изложил в трёх программных статьях — «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании» и «Три элемента школы» — изданных в 1857 — 1858 годах.

15. В 1859 году К. Д. Ушинский был назначен инспектором (директором) Смольного института, который тогда был помесью закрытого пансиона (воспитанниц не отпускали даже на каникулы) со средней школой. Это формальное повышение на самом деле было ссылкой — Смольный институт был закостенелым учебным заведением, никак не отвечавшим духу времени даже по меркам правительства. Реформировать его не удавалось из-за косности педагогического коллектива, будто застрявшего в XVI веке. Ушинский сократил срок обучения девушек с 9 до 7 лет. Кроме того, он исключил из учебного плана риторику и пиитику, заменив их курсами литературы и истории отечественной литературы. По-другому стали преподавать математику, географию и историю.

16. Работая вместе с Н. А. Вышнеградским, Ушинский разработал концепцию женских гимназий, на четверть столетия опередив в этом передовые европейские страны.

17. В своей небольшой квартире на окраине Петербурга Ушинский регулярно проводил «Педагогические четверги» — собрания, на которых учителя со всего Петербурга обменивались опытом.

18. Книга «Детский мир», изданная Константином Дмитриевичем в 1861 году стала бестселлером. После того, как первый тираж в 3 600 экземпляров разошёлся в мгновение ока, в течение года допечатывали ещё два тиража. «Детский мир» был настольной книгой во многих учебных заведениях. С выходом книги слава и популярность Ушинского достигли апогея.

19. Реформы Ушинского не могли понравиться касте бюрократов от педагогики. На Ушинского написали донос, в котором ему инкриминировали мыслимые и немыслимые прегрешения. И хотя его всячески поддерживала даже императорская семья, Константин Дмитриевич после трёх лет работы был вынужден уволиться из Смольного. Отставку оформили как командировку за границу для изучения опыта с сохранением денежного содержания. Такие командировки в те времена означали возможность развеяться за казённый счёт, однако Ушинский в течение пяти лет действительно изучал педагогический опыт и изучал положение женщин в зарубежных странах. В Германии он познакомился и подружился с выдающимся врачом Николаем Пироговым.

Люко Дашвар (настоящее имя Ирина Ивановна Чернова ; род. 3 октября 1957 года), Херсон) - украинская писательница, сценарист, журналист.

Лауреат литературной премии Коронация слова: в 2007 году роман «Село не люди» получил II премию и премию «Дебюта года» от книжного портала «Друг Читателя», в 2008 за «Молоко с кровью» (или «Каприз») стала дипломантом конкурса, а 2009-го её роман «Рай. Центр» получил диплом «Выбор издателей».

Биография

Имеет два высших образования: Одесский институт легкой промышленности (инженер-механик), Академия государственного управления при Президенте Украины (магистр государственного управления).

После получения первого высшего образования (технического), работала по инженерной специальности, вышла замуж, родила детей. Потом уволилась и пошла работать учетчиком писем в газету. Через полгода работы в газете стала заместителем главного редактора.

В журналистике с 1986 года.

С 1991 года - главный редактор херсонской молодежной газеты. После распада СССР занимала должность председателя комитета по делам прессы и информации Херсонской областной государственной администрации. Освободившись, основала две собственные газеты в Херсоне, редакцию которых разграбили. После этого переезжает вместе с семьей в Киев.

С 2001 года главный редактор газеты «Крестьянская заря». Именно это время писательница определяет как незабываемый жизненный опыт. Некоторое время работала журналистом и редактором женских журналов.

Далее окончила курсы сценарного мастерства голливудского профессора Ричарда Креволина. Известно, что писательница также училась в школе практической журналистики и на курсах по нейролингвистическому программированию.

С 2006 года занимается исключительно литературной деятельностью и написанием сценариев.

Творческая деятельность

Начала с написания сценариев для кино: «ЛунаОдесса» и «Время - это все».

Осенью 2010 года вышел четвёртый роман писательницы «Иметь все».

Общий тираж книг писательницы составляет уже более 300 тысяч экземпляров. В связи с этим многие украинские СМИ, делает автора «самой тиражной писательницей страны».

В 2010 году конкурс «Коронация слова» предоставил писательницы официальный статус «Золотого автора» - автора, чьи произведения проданы тиражом более 100 тысяч экземпляров.

В августе 2015 года официальной facebook-страницей Клуба Семейного Досуга (КСД) был анонсирован выход нового романа Люко Дашвар к Форуму Издателей во Львове, который пройдет с 9 по 13 сентября 2015 года.

Все книги печатало харьковское издательство «Клуб семейного досуга».

В 2012 году она получила награду «Золотой писатель Украины».

Пишет сценарии для сериалов.

2 февраля 2016 года состоялась официальная презентация книги Покров и встреча с автором в Киеве

Псевдоним Люко Дашвар писательница придумала, собрав слоги и буквы имен дорогих для неё людей.

Дети и муж писательницы её произведений не читают, за что она им благодарна.

Когда Ирина Ивановна работала главным редактором «Крестьянской зари», то там придумала рубрику «Помню всю жизнь», в которой люди, присылая в редакцию письма, рассказывали в них о едином незабываемый факт своей жизни.

Прототипы литературных героев и сюжетов Люко Дашвар, в основном, услышанные или увиденные писательницей явления реальной жизни.

Произведения

  • «Село не люди» (2007)
  • «Молоко с кровью» (2008)
  • «Рай. Центр» (2009)
  • «Иметь все» (2010)
  • Трилогия «Биті Є»:
  1. «Битые есть. Макар» (2011)
  2. «Битые есть. Макс» (2012)
  3. «Битые есть. Гоцик» (2012)

Голубоглазый ирландец, который сейчас считается одним из самых перспективных актёров и европейского кинематографа, и Голливуда, с детства мечтал прославиться. Вот только стать он хотел рок-звездой, и всё своё свободное время посвящал музыке. Во время обучения в средней школе пробовал силы в качестве гитариста и солиста нескольких музыкальных групп, в том числе с младшим братом Пэйди в The Sons of Mr. Green Genes.

Такое увлечение музыкой вскоре дало свои плоды - в 1996 году им было сделано предложение заключить контракт с музыкальным лейблом, но оно было отклонено: родители не одобрили столь раннее вовлечение детей в суровый мир шоу-бизнеса, да и сам контракт был довольно «скользким», по которому юные исполнители теряли права на свои песни. Возможно, это и к лучшему, ведь тогда мир не узнал бы, каким Киллиан может стать великолепным актёром.

После колледжа Киллиан поступает в университет, где начинает посещать студенческий театр. Поначалу это было свободное времяпровождение, но это интересовало и затягивало парня всё сильнее.

Киллиан проявил небывалую настойчивость в своём желании связать жизнь с театром. Он бросает учёбу в университете и, распрощавшись с намерениями стать юристом, начинает ходить на прослушивания в Corcadorca Theatre Company. Он получает главную роль в пьесе со странноватым названием «Диско-свиньи». Этот спектакль имел ошеломительный успех в Ирландии, а Киллиана прославил на всю страну.

Карьера в кино началась в Великобритании, где прошла экранизация «Диско-свиньи» и Киллиану Мёрфи досталась центральная роль, которая «задала тон» будущему амплуа.

Асоциальный подросток, существующий только ради своей любимой и творящей вместе с ней различные социальные безумства – вот кем был главный герой этого фильма. Роли злых гениев, маньяков, людей на грани нервного срыва/сумасшествия следовали за голубоглазым ирландцем одна за одной. И что уж скрывать, он просто создан для них.

В США об актёре узнали после премьеры фильма ужасов «28 дней спустя» в 2002 году.

Как ни пытался Киллиан записаться в ряды «киношных» протагонистов, и даже проходил пробы на роль Бэтмена в фильме «Бэтмен: Начало», но образ закоренелого злодея не отставал от актёра и он получает роль доктора Крейна. Интеллигентный психиатр оказался психопатом – вот именно такие изменения в пределах одного фильма даются Мёрфи лучше всего.

Ещё один фильм, в котором Киллиан играет злодея – «Ночной рейс» 2005 года. Здесь он в роли киллера сотрудничал с красавицей Рейчел Мак Адамс, идеально вписавшейся в роль жертвы.

По достоинству оценить актёрское мастерство можно в психологическом триллере «Пикок» 2008 , в котором 32-летний актёр сыграл мужчину с раздвоением личности.

В 2004 году вступил в брак со своей подругой-художницей Ивонн МакГиннесс. Пополнение в семействе состоялось в 2005 и 2007 годах – у пары родились сыновья Малаки и Арaн. Вся семья живёт в Лондоне.

Но Киллиан Мёрфи способен успешно творить не только в рамках заданного амплуа киллеров-маньяков-психопатов. Он сыграл обаятельного трансвестита в «Завтраке на Плутоне», астронавта-физика, обеспокоенного проблемой спасения мира в «Пекле», доктора-патриота в «Ветер, что колышет ячмень».

Одна из последних работ – В сердце моря» (2015)

В работе обаятельный 39-летний ирландец не «всеяден» (как и в жизни, являясь вегетарианцем и старается участвовать только в тех проектах, в которых видит вызов для себя, как актера.

Всем известен факт, что такие техники, как медитация, раскрывают наш творческий потенциал. Однако есть менее очевидные, но не менее действенные способы помочь себе мыслить более креативно.

Витание в облаках. Валяние дурака. Бесцельное любопытство. Горе от потери близких. Всё это вызывает у нас преимущественно негативные ассоциации. Но на деле удивительным и позитивным образом воздействует на наше творческое начало.

В книге Скотта Барри Кауфмана и Кэролин Грегуар «Созданные, чтобы творить: раскрытие тайн творческого разума» (Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind) представлен обширный и описанный доступным языком обзор последних исследований особенностей творческого мышления. В ней можно найти множество примеров из жизни знаменитостей и реальных исторических лиц. И вот что обнаружили авторы книги.

1. К 72% людей озарение приходит в душе

Это действительно работает! Когда мы стоим под потоком горячей воды в обнажённом виде, нам в голову часто приходят действительно гениальные мысли. Возможно, душевая кабина изолирует нас от окружающих и создаёт медитативный эффект, что делает её своеобразным инкубатором новых идей.

Этот способ повышения креативности активно пропагандирует . И он далеко не один такой. По результатам исследования, проведённого в 2014 году, 72% респондентов со всего мира подтвердили, что в душе на них снисходит что-то вроде озарения. Вероятно, это связано со следующим открытием Кауфмана и Грегуар.

2. Интроверты знают толк в креативности

Работая в группах, мы можем быть очень продуктивны. Однако, как показывают исследования, наш мозг выдаёт самые лучшие идеи, когда мы находимся в . Именно в такие моменты мы способны к конструктивной рефлексии - состоянию сознания, крайне важному для креативности и генерации идей.

Когда все раздражители из внешнего мира «отключены», наш мозг лучше выстраивает определённые связи, вспоминает нужные детали и обрабатывает информацию.

The Beatles @Depositphotos.com

3. Вы становитесь более креативным, когда пробуете что-то новое

Открытость новому повышает ваш творческий потенциал. Например, The Beatles сделали кардинальный прорыв в музыке, экспериментируя с различными звуковыми эффектами и такими новыми и необычными инструментами, как ситар и меллотрон.

Писатели-битники, например Джек Керуак, не боялись пренебрегать литературными канонами и смогли сформировать целое новое направление.

Оказывается, эта связь имеет научное обоснование. Жажда новизны связана с работой нейромедиатора дофамина, который, кроме всего прочего, также связан с мотивацией и обучением новым навыкам. Он же способствует психологической гибкости, склонности принимать и усваивать новое.

Многие упомянутые в книге исследования предполагают, что стремление к изучению этого мира во всех его проявлениях, вероятно, и является основным личностным фактором, определяющим творческие свершения.

4. Иногда стоит довериться интуиции

Тем, кто интересуется медициной и психоделической культурой, хорошо известна история о том, как химик Альберт Хофманн открыл ЛСД и затем отправился в знаменитый первый в истории кислотный трип. Но мало кто знает о другом факте: впервые он синтезировал ЛСД-25 (одну из нескольких химических комбинаций, которые он создал впоследствии) ещё за пять лет до этого, но не выявил для себя ничего интересного.

По прошествии пяти лет Хофманн снова вернулся к экспериментам. Почему? Как он рассказывал, его одолело «предчувствие».

Этот тип интуиции представляет собой подсознательные сигналы, которым доверял ещё Стив Джобс (кстати, он также был фанатом ЛСД). Джобс считал, что эти сигналы действуют мощнее, чем интеллект.

Интуиция привела к созданию вещества, которое оказало огромное влияние на музыку и популярную культуру. ЛСД заинтересовало даже ЦРУ, которое провело ряд серьёзных исследований его воздействия на сознание.

Порой нам трудно даже представить, насколько велика сила подсознания.

Интуиция и внезапные озарения, связанные с ним, до сих пор мало изучены, но вызывают огромный интерес среди нейробиологов и психологов. По результатам исследования, опубликованного в журнале American Psychologist в 1992 году, процессы, которые происходят в подсознании, действительно могут действовать гораздо быстрее и иметь гораздо более сложную структуру, чем сознательное мышление.

5. Психологические травмы дают удивительные плоды

Фрида Кало, Джон Леннон, Пол Маккартни, Трумен Капоте, Робин Уильямс, Джерри Гарсия… Многих известнейших творческих личностей объединяет один факт: они пережили тяжёлую утрату, горе (смерть родителей или любимого человека) или получили серьёзную психологическую травму, что оказало огромное влияние на их деятельность.

Психологи называют данное явление посттравматическим ростом. Наше мышление часто адаптируется к сложным для нас событиям таким образом, что находит новые нетривиальные решения проблем. Это является своеобразной частью процесса «перестройки» жизни, когда для того, чтобы выжить, приходится отказываться от прежних привычек. Так открываются новые перспективы, меняются приоритеты и взгляд на происходящее.

Многие учёные посвятили свои работы изучению посттравматического роста. Например, исследование, опубликованное в 2014 году в Journal of Traumatic StressP. A. Linley, S. Joseph. Positive Change Following Trauma and Adversity . , показало, что 70% людей, которым удалось успешно пережить какие-то травмирующие события, испытали на себе позитивные психологические изменения.

6. Нашему мозгу нравится, когда мы мечтаем

Разумеется, во время важного совещания не стоит мысленно застревать на своём воображаемом островке счастья. Однако мечты удивительным образом влияют на наши творческие способности.

Когда на рабочем месте вы воображаете себе батут в виде замка, внутри которого резвятся щенки корги, или оживляете в памяти лучшие моменты вашего прошлого отпуска, возможно, вы не ощущаете прилива . Однако занимаясь этими, казалось бы, бессмысленными вещами, вы запускаете в мозге интересные процессы.

Психологи изучают позитивно-конструктивное мечтание (positive-constructive daydreaming) уже несколько десятилетий. Как говорят учёные, подобное витание в облаках создаёт своеобразный инкубационный период для наших мыслей и творческих идей. Оно также положительно сказывается на нашей способности к долгосрочному планированию и повышает уверенность в себе.


Galileo Galilei showing the Doge of Venice how to use the telescope @Wikimedia Commons

7. Одни из лучших идей поначалу подвергаются всеобщему осмеянию

Существует множество примеров открытий или идей, которые изначально были отвергнуты, а потом признаны и приняты. Все знают печальные истории Галилео Галилея и Джордано Бруно. Венгерский врач Игнац Земмельвайс выдвинул радикальное для XIX века предположение о том, что инфекции распространяются с помощью бактерий. После этого его выгнали с работы и отправили в психиатрическую лечебницу.

Сопротивление чему-то новому, нешаблонному и противоречащему традициям является частью человеческой натуры.

В 2009 году в журнале Scientometrics была опубликована работа, в которой были представлены примеры идей нобелевских лауреатов, изначально подвергшиеся критике со стороны научного сообщества. Это исследование продемонстрировало системный характер проявления скептицизма по отношению к теориям, бросающим вызов текущим научным представлениям.

Психологи из Корнелльского университета подтвердили, что мы склонны относиться предвзято к нетривиальным идеям, применение которых кажется нам непрактичным. Эта тенденция, по-видимому, имеет глубокие корни.

Ещё в 50-х годах XX века учёные выявили, что люди чаще всего соглашаются с мнением, одобряемым большинством. Согласно этому исследованию, механическое запоминание и следование чётким инструкциям, чему нас и учат в школе, также уничтожают нашу способность мыслить нешаблонно. По мнению Кауфмана и Грегуар, учителя поощряют как раз тех учеников, которые меньше склонны к творчеству.

Выходит, креативность развить можно, и это не всегда трудно. Следуйте своей интуиции. Мечтайте. Выделяйте себе немного времени, которое вы сможете провести наедине с собой, если вы чувствуете, что это вам необходимо. Постарайтесь извлечь положительный опыт даже из неприятных событий. И не бойтесь быть осмеянными. Кто знает, вдруг ваша идея перевернёт этот мир.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...