История формирования забайкальского края. История освоения забайкалья русскими первопроходцами

Приходится на 1653 г., когда отрядом казаков Петра Бекетова, неподалеку от слияния рек Ингоды и Читы, были основаны первые укрепления на месте нынешних Читы и Нерчинска.
Вскоре возникла целая система острогов. Русские закрепляются не только в долинах Селенги, Ингоды, Шилки, но и на правобережье Амура и Аргуни

Крайним юго-восточным форпостом стал Аргунский острог, построенный на правом берегу Аргуни. Таким образом, Забайкалье оказалось в рамках развития Российской государственности. Появление русских в Даурии (так тогда обобщенно называли Забайкалье и Приамурье) вызвало противодействие со стороны Китая.

В 1680-х гг. началось военное вторжение в Даурию китайских войск, а также войск северо-монгольских ханов. В итоге враждующие стороны в 1689 г. близ Нерчинска начали переговоры о заключении мира и установления границы. Переговоры, которые вел царский посланник Ф.А. Головин, шли в крайне сложной обстановке (под стенами Нерчинска стояла 12-тысячная китайская армия). Первоначально, предлагая мир, китайские послы претендовали на всю территорию Приамурья и Забайкалья.
После долгих споров по территориальным вопросам 29 августа состоялось подписание Нерчинского договора - первого договора между Россией и Китаем. В соответствии с договором территория Амура отходила к Китаю.

В Забайкалье граница устанавливалась по р. Аргунь.

Землям по ее левому берегу надлежало "быть во владении Российского государства". Все русские строения с правого берега Аргуни должны были быть перенесены на левый берег. Далее граница проходила по р. Горбица, а от ее верховий по "Каменным горам" (т.е. Становому хребту).
Именно Нерчинский договор положил начало складыванию забайкальской границы.

Дальнейшее складывание и укрепление забайкальской границы происходило в XVIII в. Ситуация осложнилась тем, что после захвата Монголии, Китай стал претендовать на земли всей Южной Сибири. Для установления границы между Россией и Китаем в 1725 г. было снаряжено посольство графа С.Л. Владиславича-Рагузинского. Итогом переговоров стал Буринский договор 1727 г.

По условиям договора граница между Россией и Китаем простиралась от сопки Абагайту до перевала Шамин-Дабага на Алтае. Она проводилась по принципу: "Северная сторона Российской империи да будет. А полуденная сторона Срединной империи да будет".

Буринский трактат вошел в состав общего договора, который окончательно был заключен в Кяхте в 1728 г. Таким образом, Буринско-Кяхтинский договор завершил период формирования российской границы в Забайкалье.

В 1782-83гг. Екатериной II было введено новое административное деление России, и в Сибири утверждалось два наместничества - Тобольское и Иркутское, в состав Иркутского вошли территории современного Прибайкалья, Забайкалья, Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Территория Нерчинской области, согласно описанию границ уездов, равнялась большей части современной Читинской области и Бурятии, и такое административное деление сохранилось в первой четверти XIX века. Забайкальская область образовалась на территории Иркутской губернии в 1851 году, Указ правительствующему сенату об образовании Забайкальской области был подписан императором Николаем I 11 июля 1851г.
Этим указом местечко Чита стало областным городом.

Новый этап укрепления границы связан с образованием в 1851 г. Забайкальского казачьего войска. Система охраны границы силами ЗКВ оставалась в целом неизменной вплоть до 1920 г.

В 1870г. в области образуются три новых округа: Баргузинский, Селенгинский, Читинский; в 1872г. - Троицкославский, Акшинский и Нерчинско-Заводский округа.
В конце XVIII-первой половине XIXв.в. в Забайкалье усиливались экономические связи с центральными районами страны, особенно в районах, расположенных вдоль Московско-Сибирского тракта. В то время в Забайкалье главной отраслью промышленности оставалась горнорудная. В Министерстве внутренних дел России в 1867г. поставили вопрос о возобновлении ссылки уголовных преступников для работы на Нерчинских рудниках и заводах, и при рудниках стали строить тюрьмы.

После присоединения к России Дальнего Востока положение на забайкальской границе было достаточно стабильным. Напряженность возникла в связи началом военных действий в Китае в период восстания ихэтуаней в 1900 г.

Первые золотоносные россыпи промышленного значения были открыты в Забайкалье горным инженером А.И.Павлуцким, началась промышленная добыча золота. Крупными владельцами частных приисков считались семья купцов Бутиных, М. Капараки, В. Сабашников и др.
В развитиии экономики и формировании промышленного пролетариата Забайкалья сыграло строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали. С началом эксплуатации Забайкальской железной дороги создали 11 паровозных депо в Верхнеудинске, Чите, Хилке, Шилке.

XX век область встречала под руководством военного губернатора, наказного атамана забайкальского казачьего войска Е.О.Мациевского. Революционная ситуация внутри страны, и в Забайкалье в том числе, начала накаляться. Совет солдатских и казачьих депутатов, во главе с А.А.Костюшко-Григоровичем, и прибывшим из Иркутска И.В.Бабаушкиным, в Чите призвал рабочих и служащих взять власть на дороге.

22 декабря 1905 г. почтово-телеграфные работники захватили почту и телеграф. Сложившуюся в Чите ситуацию позже назвали "Читинской республикой".
Власти приняли меры по наведению порядка, были расстреляны Бабушкин, у Титовской сопки расстреляли Костюшко-Григоровича, Вайнштейна, Столярова, Цупсмана. 2 марта 1917г. в Чите были получены первые сведения о падении царского режима и переходе власти к Временному Правительству, победа Февральской революции всколыхнула политическую и общественную жизнь в области.

Развитие возникшего политического кризиса было ускорено действиями отряда атамана Г.М.Семенова. 16 февраля 1918г. 2-ой казачий полк высказался за передачу власти Советам. В области установилась Советская власть. Весь период существования Советской власти проходил в условиях ожесточенной борьбы с Особым Маньчжурским отрядом.

6 апреля 1920г., проходивший в Верхнеудинске съезд трудящихся Прибайкалья, создал по указанию Советского правительства формально независимую Дальневосточную Республику (ДВР).
В 1922г. Забайкальская область была преобразована в губернию.
В апреле 1926г. Забайкальская губерния была разделена на Читинский и Сретенский округа, которые продолжали входить в состав Дальневосточного края.

Последующая история забайкальской границы связана с формированием пограничных войск, созданием в 1930 г. Управления пограничной охраны Восточно-Сибирского края (позже Забайкальского пограничного округа).

В 1929-1930гг. проводилась политика коллективизации, порой насильственной, и перевода скотоводов-бурят на оседлый образ жизни.

В марте 1934г. было принято решение о создании Читинской области, вошедшей в состав Восточно-Сибирского края.

В мае 1935г. был образован Забайкальский военный округ(ЗабВО),местом штаба которого стала Чита.

26 сентября 1937г. было принято постановление ЦИК СССР "О разделении Восточно-Сибирского края на Иркутскую и Читинскую область". В составе Читинской области был образован Агинский Бурят-Монгольский национальный округ.

С 11 мая по 31 августа войска Забайкальского военного округа были вовлечены в советско-японский вооруженный конфликт в районе реки Халхин-Гол в Монголии, где советские и монгольские войска под руководством Г.К.Жукова разгромили японские войска.

22 июня 1941г. началась Великая Отечественная война. За годы войны на фронт из области было отправлено 10 тысяч коммунистов, а всего на фронт ушло 175 тысяч забайкальцев. В связи с мобилизацией только за первые месяцы войны в промышленность и на транспорт пришло около 13 тысяч женщин. Забайкальцы сражались практически на всех фронтах Великой Отечественной войны, принимали участие во всех крупнейших сражениях от обороны Москвы в 1941г. до штурма Берлина в 1945г.
Только частей и соединений, сформированных непосредственно в Забайкалье, на фронтах было свыше 50. Более 100 человек, ушедших на фронт из Читинской области, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Более 54 тысяч забайкальцев погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

В 1948г. в связи с образованием Амурской области из состава Читинской области было выделено 6 районов. В новых территориальных границах область просуществовала до конца XX века.
14 декабря 1957г. за успехи в развитии сельского хозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР Читинская область была награждена орденом Ленина.

2 марта 1969г. произошел вооруженный конфликт на советско-китайской границе в районе пограничного пункта Нижне-Михайловка на острове Даманский, в ходе боев с обеих сторон погибло около 1 тыс.человек.

История Забайкалья. Хараузское противостояние. Начало и последствия. Посвящается моим землякам – хараузцам и моим двум внучкам, чтобы знали и помнили. Современный Харауз находится в Петровск-Забайкальском районе Забайкальского края (бывшей Читинской области). Для начала хотелось бы объяснить своё понимание смысла жизни наших предков на хараузской земле. Кто бы они ни были - староверы, старообрядцы или семейские. Они считали себя нормальными людьми, идентифицировали себя с обычными русскими людьми. Все эти названия пришли к ним со стороны, а вера их была всегда крепка и право на веру признано последующими поколениями. У первых поселенцев на новом месте среди удобных преимуществ для жизни были: наличие леса для скита (а всё началось со скита, рядом с местом стояния кочевников), двух речек, земельных угодий для разработки пашни и сенокосов. Они обнаружили, что грунт на глубине пахотного слоя имеет слой глины, а сам пахотный слой был бедный суглинок, но это их не испугало. Землю пришлось копать в первые дни пребывания на новом месте. Строились землянки с установкой деревянного сруба, достаточно комфортного жилья того времени. А ещё глубже, что подтвердилось значительно позже, был каменный уголь. Наши предки были опытными земледельцами. Они понимали, что наличие водонепроницаемого слоя глины на глубине пахоты - это и есть идеальные условия для формирования чернозёма - гаранта стабильных хороших урожаев. Занавоживая отходами скотоводства участок за участком, соблюдая севооборот, с задачей на длительный срок, они работали над плодородием. Эту землю считали своей, стараясь передать своим наследникам больше плодородия. Создавали для удобства большие семьи и ставили крепкие избы. Земля радовала. Вот и появились красивые, всем известные традиции и обычаи. Братскими людьми, а также другими русскими: казаками и другими поселенцами в нашем регионе, такие русские за особые старания на земле были названы семейскими. С братскими жили абсолютно толерантно, без взаимных претензий на веру. Для них было важно, что буряты никогда не учили их как креститься, как исполнять религиозные обряды. В 1920-е годы эти традиции и обычаи были существенно подорваны. Осталось то, что осталось. Строительство часовни, а вернее вопросы, возникшие в связи с её строительством, подтолкнули написать «Хараузское противостояние. Начало и последствия». На протяжении длительного периода своей истории Харауз жил спокойно и размеренно. Все катаклизмы начала ХХ века как бы обходили деревню стороной. Всё началось с организации партизанского восстания в середине 1919 года сторонниками советской власти в нашем регионе. Организатором и руководителем восстания был представитель Иркутского Ревкома Лебедев Е.В. (1897-1938). Озвученной до начала восстания целью было стремление не допустить партизанами помощи отступающим колчаковцам со стороны семёновцев и японцев из Забайкалья. Для этого предполагалась организация партизанами заслонов на железной дороге от Петровского завода до Байкала, а также заслонов на основных грунтовых дорогах этого направления. Была и другая цель восстания, главная, которая стала известна только по окончанию гражданской войны. Об этом в конце очерка. Один из таких заслонов был устроен в декабре 1919 года недалеко от Харауза, в сторону Петровского завода. 4 января 1920 года этот заслон был семеновцами и японцами разбит. Ещё. В феврале - марте 1920 года через деревню прошли с запада отступающие части колчаковцев - каппелевцы. В Петровском Заводе на железной дороге не хватало теплушек для транспортировки последних их отрядов в Читу. В Хараузе в ожидании расположился на постой их конный отряд. При уходе из деревни им стало ясно, что теплушек всем не хватит, что придется вскачь добираться до Читы. Многие оставили своих коней деревенским жителям, у которых квартировали. Кони были слабые и больные. С восстановлением советской власти, не торопясь, было проведено расследование. Современным языком: "охота на ведьм". Очевидцы рассказывают, что в дом, в который заходил следователь с наганом, приходила беда. Надо сказать, что хараузцы в силу своего менталитета всегда были не особо лояльны любой власти. Жителям ставилась в вину помощь врагам советской власти, припомнили коней и отказ идти в заслон. Кто из них пытался оправдаться в своей невиновности, мог быть признан в контрреволюционной агитации и арестован по более строгой статье. Отягчающе, в разной степени, пострадали все Семеновы, Семены и Семеновичи, а также носители царской фамилии – Романовы. Статистики учёта расследований никакой не было. Реальное состояние дел могли прояснить протоколы допросов уголовных дел. Но все дела были ликвидированы властями по окончанию срока хранения этих дел. По преступлениям той поры в Хараузе: убийства, саботаж, вредительства, и другие у автора информации нет. К моменту начала коллективизации расследование было закончено. С созданием первого советского предприятия - сельхозартели "Красный партизан" в нее вступили бывшие партизаны и бедные крестьяне. Вид деятельности был определён: земледелие и животноводство. К этому времени произошло изменение в законодательстве: введена статья за тунеядство с уголовной ответственностью. Запрещена частно-хозяйственная деятельность, такая как при старой власти. Другая часть жителей деревни - это те, кто был признан виновными в расследовании по итогам гражданской войны: люди трудоспособного возраста и их дети трудоспособного возраста, в советское предприятие не принимались принципиально, то есть они стали низкого социального статуса, выражаясь политкорректно. В деревне появились изгои. Коллективизация началась с обобществления орудий труда, всего того, что необходимо для производства хлеба. Она прошла тяжело, но терпимо. Года через 3 началось обобществление скота. Вот здесь-то и застонала деревня. В «выигрыше» оказались те, у кого ничего не было. Крестьяне вынуждены были сводить весь свой скот в колхоз. Например, у Романова - 9 голов КРС увели в общее стадо колхоза. Появилось недовольство, Харауз стали покидать уже бывшие колхозники. На фоне первых отрицательных итогов в "Красном партизане", вследствие ручного неквалифицированного труда, отсутствия опыта организации коллектива, работ, случаев вредительства, возникло противостояние сторонников и противников советской власти, а также противостояние деревенских между собой. Дошло до того, что умерших противников стали хоронить на разных кладбищах. Возникло кладбище на горе Капсал. Противостояние проникло в молодёжную среду, возникли две группировки: ККО - активные - красный кавалерийский отряд и КВР (в интерпретации ККО) - пассивные, контра - враги революции. Власти как бы согласились из изгоев создать альтернативное "Красному партизану" предприятие. Его назвали "(Слово?) Сталина". Но достойного вида деятельности ему не нашлось, уже не было свободной земли и колхозники воспротивились возможной конкуренции. Это временные сезонные работы, незначительное строительство, частичная отсыпка дорог и ремонт мостов. Если в "Красном Партизане" немного получали за трудодни результатом своего труда, или что могли украсть, то в "Слове Сталина" ничего не было. Предприятие вскоре заглохло, противостояние продолжилось. На масштабы противостояния косвенно повлияло: арест уважаемого в деревне уставщика, под любым предлогом, нарушение привычного общественного уклада в деревне, введение непривычного нового календаря, поголовная неграмотность, склонность жителей полагать, что начались новые гонения на веру. Чтобы не быть "тунеядцами", изгои стали постепенно в поисках работы выезжать из деревни. В деревне был активист, который отмечал следующих к отъезду, то есть работал принцип «добровольно-принудительности» выезда. Выезжали в близлежащий Петровский завод и далее, где могли найти работу и жильё, появилось общее направление выезда "на север" (Дальний Восток, Якутия, Сахалин и т.д.). Лозунгом-двигателем для народа стал девиз: «Кто не работает, тот не ест». Смысл этого лозунга в то время отличался от принятого сейчас. В голодные годы спасала тайга и выручала картошка. Было голодно. Пережившие голод порой могли есть только хлеб с водой. Характерное явление той поры в деревне – бескормица. Это пора, когда закончились продукты питания для людей и корма для животных, а до нового урожая ещё далеко. Причин бескормицы было много. Корова была стабильным источником продуктов питания. Вот и назвали её – кормилица. Сила веры была сильна у хараузцев. Но тем не менее они не были религиозными ортодоксами и атеистами тоже не были. Был сильный дух, дух понимания, как правильно жить на земле. Считали, что если остаться, значит покориться. Поэтому так же, как со времён церковного раскола многие крестьяне решили двигаться подальше от произвола власти. В то время вся страна встала на «колёса». Объявлена была индустриализация. Этот дух оказался весьма кстати для советской власти, через страдания, воплотившись в энтузиазм, с верой в счастливое будущее. Можно предположить, что бывшие хараузские жители могли встречаться на стройках севера в разном статусе: идя по этапу, беглыми колхозниками, вербованными работниками. В ВОВ все хараузцы воевали с общим врагом плечом к плечу. После окончания войны, была дискуссия, власть считала, что победа в войне стала возможной в результате умелого партийного руководства обществом. Народ сказал, что победителем является он. Выдавливать из Харауза неугодных стали по-другому. Если раньше этим занималась местная власть напрямую, то сейчас стали использовать практику сельских сходов. Назначались лица к выезду, кандидатуры выставлялись на народное голосование. Последний такой сход был в 1958 году. К этому времени выехали все трудоспособные изгои. На протяжении всего советского времени, вплоть до начала 60-х годов, люди стремились всякими способами отвести беду от своих родных, близких. Так сказать документально не подтверждая родственные связи, делая ошибки в записях при регистрации в сельсовете новорождённых, по возможности оставляя документы умерших и т.д. и т.п., то есть идя на меньшее зло. Думаю, что примеров таких фактов у современников старожилов сохранилось множество. Выезжали, конечно, с обидой на всех и вся. Сначала выезжали на новое место на север и обустраивались молодые, затем забирали к себе родителей. В Хараузе за бесценок продавая нажитое. С тех пор даже хороший старинный дом, во все времена, стоил ниже любого предела, чем в округе. В начале 60-х еще шептались, показывая где живут старики изгои. Чтобы защитить на кладбище могилы от посягательств, родственники усопших стали ставить на некоторые деревянные срубы, подобие склепов. Это вызвало недовольство администрации села (сельсовета) и противоречивые мнения среди населения. Выше кладбища установили поклонный крест. Он к этому времени по- настоящему завоёвывал своё место, став, как положено символом покаяния, равенства всех усопших перед богом, независимо от прижизненных заслуг. В деревне появился полулегально уставщик. Если в старые времена у него были функции как главы общины схожие с правами и обязанностями светского и религиозного "старосты", то сейчас он только крестил новорождённых и отпевал усопших. Старикам дозволено было проводить религиозные обряды. Всем запомнился первый крестный ход (о нисхождении Божьей Благодати в виде дождя в засуху) дедушек и бабушек того времени и тот удивительный, мгновенный результат, и отношение к этому ходу другой части жителей. Дети, пионеры и младшие школьники полюбили Пасху с деревянными качелями, а в особенности заметили неформальное внимание со стороны. На противостояние в Хараузе обратила своё внимание служба безопасности СССР. Как и положено этой службе реагировать на все случаи нарушения Конституции в обеспечении безопасности граждан. По другой версии группа хараузцев, ветеранов-участников ВОВ, обратилась во власть с жалобой, когда такое стало возможно, но всё равно на свой страх и риск. Жалоба была принята как от авторитетных представителей народа. Есть версия, что это была череда перечисленных ранее событий. В село был инициирован приезд высокой комиссии. О необычной комиссии в то время я узнал по сообщению местного радиоузла. В этом сообщении делался уклон на информацию о том, что у нас всё хорошо в работе, а социально-бытовой уровень жизни населения низок, но это не их вина. Жизнь в селе стала меняться. Заработала программа строительства жилья для ветеранов войны. Разнарядка на строительство поступила на 10 домов. Программа была рассчитана на несколько лет. Всю помощь ветеранам за счёт государственных кредитов оказывал колхоз. Колхоз начал ставить домики - усадьбы для своих работников, учителей. По всему селу стали возникать водокачки, заработало телевидение и пр. Село стало расширяться. Всю историю событий я узнал позже, лет через 18. И с тех пор уже прошло 35 лет. В этой истории меня больше волновала судьба моих родственников старшего поколения, действительно пострадавших, но не от репрессий с оттенками, а просто было в то время тяжело жить физически и психологически. Строительство часовни действительно побудило меня всё вспомнить и опубликовать. Итогом противостояния стало наличие трёх (на начало 60-х) безымянных кладбищ, забытые, обезличенные могилы тех и других, сторонников и противников власти, а так же страдающие на чужбине души. Изучая феномен острого противостояния (была комиссия), специалисты которой, пришли к выводу: до начала противостояния Хараузские жители были не богатыми. Но имели всё необходимое для выживания в суровых сибирских условиях. Конь был не роскошью, а острой потребностью на каждый день. Но оказалось, что у изгоев чуть больше посуды. Вот с таким пониманием село покинула последняя группа переселенцев. А власть? На то она и власть, она не обязана каяться при каждом удобном случае. Мои ровесники и ребята постарше (все подростки в то время) должны помнить последний бой ККО с КВР в начале 1960-х годов. Что было, то было, и я там был. Скажу точно, что уже в то время многие не знали расшифровку аббревиатуры этих группировок. Бой был не совсем бой, а выяснение отношений, пострадавших не было замечено. Немного разгорячились, но разум победил. С тех пор стычек не стало и вообще стали дружны. Вот и сейчас возник конфликт интересов. Востребована стала земля. Длительное время государство строило многоходовые комбинации и схемы по отъему земли у истинных владельцев. Кроме триады интересов: у жителей Харауза; у государства; у производителя работ, в результате серых схем может появиться интерес коррумпированных чиновников или их множественных друзей (кумовство), возможно и криминалитета. Кто-то будет получать немалую ренту за использование земли в промышленных целях, делая подачки в виде благотворительности, а другие прозябать на земле по-старому. Строительство часовни, запоздавшее, как минимум, на тридцать, а то и пятьдесят лет, тому подтверждение. Образовался своеобразный перекрёсток на границе субъектов Федерации Республики Бурятии и Забайкальского Края на месте месторождения угля. При внимательном рассмотрении бросается в глаза, что земли на перекрёстке скроены не иначе как со злым умыслом. Сформирован своеобразный пирог земель различных хозяйств - колония. В советское время земли Харауза отошли от Бурятии Читинской области. Тогда вся собственность считалась общенародной, и это устраивало жителей региона. А цель была - размыть у местных жителей память о партизанском движении. Теперь такое состояние вызывает множество вопросов. Надо помнить, что земля Харауза богатая и плодородная. Наши предки с первых дней пребывания на этой земле работали над её плодородием. Целенаправленно создав из бедного суглинка богатый чернозём. И мы не последние люди, все могилы наших предков любимы и почитаемы. Общественности должны быть представлены официальные итоги работы, той, советской комиссии, рассматривающей феномен противостояния. Да и сейчас, по настоящему состоянию дел нужно принимать меры. Есть факты, когда БТИ в технических паспортах домовладений сельчан даёт заведомо неверные данные (неправильно указанные стороны горизонта). Иски в суд, где указываются такие факты, до рассмотрения дел по существу не доходят. Построена недавно новая школа, но нет своего крытого плавательного бассейна и спортивной базы «Лыжи – велосипед». Чтобы хараузские дети были мотивированны, учились жизни, стали образованными людьми – потенциальными руководителями государства. Ни для кого давно не секрет, что во время Гражданской войны, вместе с отступающими колчаковцами двигалось царское золото. Чтобы предотвратить его вывоз было организованно восстание Красных партизан Забайкалья с максимальным использованием фактора наличия Байкала и проходимой местности только на узком участке возле него. До сих пор потомки тех хараузских там на севере, уже в довольно зрелом возрасте считают себя идущими по этапу. Видно так и будут считать и их дети, внуки. Но это будет уже другая история. Автор Александр Вокин Улан-Удэ. 2015 год

история забайкальского краят, история забайкальского края на
Забайкальский край образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

  • 1 История до XVII века
  • 2 составе Российского государства (XVII-XIX века)
  • 3 XX век
  • 4 Конец XX - начало XXI века
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

История до XVII века

Впервые человек умелый пришёл с юга, с территории современных Монголии и Китая во времена палеолита. Долгое время в регионе проживали неандертальцы, о чем свидетельствуют археологические памятники, расположенные в долинах рек Чикой (Коврижка, Приисковое) и Ингоды (Сухотино-1). Большее количество изученных древних поселений относятся к верхнему палеолиту (35-11 тыс. лет назад). Одним из примечательных является селение Толбага на реке Хилок. Так же широко известны поселения Студёное, Усть-Менза, Сухотино-4. К новокаменному веку (неолит, 7 тыс. лет назад) относятся поселения Чиндант и Арын-Жалга на реке Онон, Дарасун на Ингоде, Усть-Менза и Студёное на Чикое и Алтан на Мензе. это время наряду с охотой и рыболовством из Китая приходит земледелие.

Плиточная могила на горе Бага-Заря

Вплоть до присоединения Забайкалья к России, история его южной части тесно связана с кочевым скотоводством. Племена, проживавшие здесь, создали так называемую культуру плиточных могил. «Плиточники» проживали на всей территории современной Монголии: от Алтая до Хингана с запада на восток и от Байкала до предгорий Нань-Шаня с севера на юг. Монгольские учёные считают, что эта культура принадлежала к протомонголам.

Первым народом, обитавшим в Забайкалье, о котором многое известно как из археологических находок, так и из письменных источников (в основном, китайских) был кочевой народ хунну (209 год до н. э. - 93 год н. э.), создавший обширное государство в центральноазиатских степях, с распадом которого бывшие хуннские земли перешли под контроль монголоязычных Сяньби (93-234) и Жужаньского каганата (330-555).

В VI-IX веках в Забайкалье жили тюрки-уйгуры. X-XII веках южная часть региона оказалась в составе государства монгольских племён киданей. Государство это известно как империя Ляо. Известнейшими памятниками этих времен являются некрополь в Ильмовой пади, Кокуйское городище и Вал Чингисхана.

В XIII веке тайджиут-монголы жили в южной части нынешнего Забайкальского края. Джалаир-монголы проживали по реке Онон.. Южная часть Забайкальского края и монгольский аймак Хэнтий были центром Хамаг-Монгольского ханства.

В 1206 году на курултае великим ханом Монгольского государства, был провозглашён Тэмуджин, принявший новое имя Чингисхан. Территория края составляла неотъемлемую часть империи. От монголов в крае осталось немало памятников. Среди них - города, дворцы, усадьбы, такие памятники, как Чингисов камень, Чаша Чингисхана, Ворота Чингисхана. При всём этом, эти памятники никакого отношения к самому Чингисхану не имеют, но являются неотъемлемой частью множества легенд.

Чум - традиционное жилище тунгусов

Коренной народ Забайкалья, проживающий здесь ещё с времен неолита, это эвенки. Они исповедовали шаманизм и сохраняли патриархально-родовые отношения. Во времена монголов большая часть тунгусов находилась под управлением княжеского рода Гантимуровых.

В XIV веке Монгольская империя распалась на отдельные государства. До середины XVII века монголоязычные дауры (вместе с подгруппой гогули) жили в долине реки Шилка, в верховьях Амура и на реке Зея. Их территория граничила с землями дючеров, живших по Амуру к востоку от Зеи. По названию этого народа, регион их проживания в то время был назван русскими землепроходцами Даурией. Территория современного Забайкальского края вплоть до XVII века являлась частью Монгольского государства Северная Юань.

В составе Российского государства (XVII-XIX века)

С середины XVII века Забайкалье вошло в состав Российского государства. Первые землепроходцы пересекали Даурию (так называли земли за Байкалом) по рекам. Буряты и тунгусы, после длительного сопротивления, признавали новую власть и платили русской казне ясак. Забайкалье появился ряд острогов: Усть-Стрелочный, Иргенский, Нерчинский, Телембинский, Еравнинский, Аргунский, Сретенский. Начиная с 1704 года появились Нерчинский, Шилкинский, Газимурский и другие сереброплавильные заводы. XVIII веке население края быстро росло за счёт притока поселенцев и отправки на рудники преступников. Большую роль в развитии края сыграли и ссыльные участники декабрьского восстания. 1851 году была образована Забайкальская область. этом же году с целью укрепления границы создано Забайкальское казачье войско, численностью более 3,5 тысяч человек. конце XIX века в области началось железнодорожное строительство. Поднялась промышленность, росли и появлялись новые города и населённые пункты.

XX век

В начале XX века в Забайкалье приходят революционные настроения, вызванные русско-японской, Первой мировой войнами. После Октябрьской революции Советская власть в Чите установилась 16 февраля 1918 года. На начальном этапе Гражданской войны в конце августа 1918 года власть Советов была ликвидирована объединёнными силами белых, казаков и чехословаков. На территории края была образована Забайкальская Казачья Республика. тоже время развернулось широкое партизанское движение. апреле 1920 года на территории Забайкалья и Дальнего Востока была создана Дальневосточная Республика, с центром в Верхнеудинске, а затем в Чите, просуществовавшая до ноября 1922 года.

15 ноября 1922 года Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР в качестве Дальневосточной области со столицей в Чите. Приход советской власти в Забайкалье ознаменовался строительством социалистического общества, национализацией предприятий, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией. 1935 году с целью усиления военного потенциала был создан Забайкальский военный округ (ЗабВО). годы Великой Отечественной войны в армию были призваны десятки тысяч забайкальцев. связи с угрозой нападения Квантунской армии Японии, на базе ЗабВО был создан Забайкальский фронт. 1943 году в области работало 37 эвакогоспиталей. 1945 году, после разгрома фашистской Германии, начались военные действия против Японии. Руководство проводилось из военного санатория Молоковка. Эта война стала тяжелейшей для народа.

После войны, в связи с засухой 1946 года и отсутствием крупной промышленности стоял голод. До 1949 года область восстанавливали 77 тысяч японских военнопленных. Полностью экономика была восстановлена к 1950 году. До 1990-х годов в регионе возникло множество различных предприятий. Среди них горные комбинаты в Первомайском, Краснокаменске, Орловске и Жирекене, Читинская ГРЭС, КСК, угольный разрез «Харанорский», заканчивается строительство Байкало-Амурской магистрали.

Конец XX - начало XXI века

В 1990-е годы произошли резкое сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства и падение уровня жизни населения. Закрывались детские сады, лагеря, спортивные учреждения, прекратили существование Петровск-Забайкальский металлургический завод, Читинский комвольно-суконный комбинат. С развалом лесной отрасли начались массовые незаконные вырубки леса и колоссальные поставки непереработанной древесины в Китай. Агинский Бурятский автономный округ с 31 марта 1992 года стал самостоятельным субъектом Российской Федерации. Экономику удалось стабилизировать только к концу 1990-х годов. 2000-е годы велось строительство второго пути Южного хода, а на сегодняшний день ведётся его электрификация. Ведётся строительство железнодорожной ветки Нарын - Лугокан. 1 марта 2008 года на территории Читинской области и АБАО возник новый субъект федерации - Забайкальский край. Так же на юго-востоке Забайкальского края планируется строительство и открытие двух новых крупных ГОКов: Быстринского и Бугдаинского.

См. также

  • История Монголии
  • Северная Монголия
  • История Бурятии
  • Забайкальская область
  • Читинская область
  • Объединение регионов России

Примечания

  1. Н.Наваан, Бронзовый век Восточной Монголии,
  2. История Монголии, Том I, 2003
  3. ФАЗЛАЛЛАХ РАШИД-АД-ДИН->СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ->ТОМ I->КНИГА 1->РАЗДЕЛ 2
  4. Амурская область: История. НАРОДЫ АМУРСКОЙ ЗЕМЛИ
  5. Быстринский ГОК в Забайкалье, возможно, запустят в декабре 2016 года - Чита.ру.

Литература

  • Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года). - Чита: Издательство ЗабГПУ, 2002. - 248 с. - 10 000 экз. - ISBN 5851582170.
  • География Забайкальского края / Главный редактор Кулаков В.С.. - Чита: Экспресс издательство, 2009. - 308 с. - 3 000 экз. - ISBN 9785956601266.

история забайкальского края латвии, история забайкальского края на, история забайкальского края россии, история забайкальского краят

История Забайкальского края Информацию О

ДВОРЦОВСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура бронзового и раннего железного веков. Представлена 2 группами памятников, находящимися в остепненных местах центр. и юго-вост. р-нов Заб. кр., в бас. рр. Ингода , Шилка , Аргунь . Названа по расположению погребений, найденных в 1974 в урочище Дворцы на р. Кадала, в 20 км к сев.-зап. от Читы. Хронологические рамки Д. к. - сер. 2-го - сер. 1-го тыс. до н. э. Ингодинской группе памятников присущ обряд погребения под крупными, овальной формы выкладками курганного типа диаметром 6-8 м. Под кладкой располагались могильные ямы, плотно забутованные камнем. Погребенные лежали на спине, головой на вост.-сев.-вост. в окружении черепов жертвенных животных. Кол-во черепов: от 2-3 до 10-20. В погребальном обряде устойчиво прослеживаются те элементы, к-рые дворцовцы восприняли у более древних насельников края, оставивших крупные куполообразные округлые курганы на вершинах возвышенностей в эпоху позднего неолита и раннего металла. В них находят вещи, к-рые напоминают дворцовские, однако выполнены из др. материалов.

Погребальный инвентарь Д. к. представлен предметами, выполненными в бронзе, камне, кости. В ранних погребениях вещевые наборы включают предметы украшения накосников и поясов. Детали поясов состоят из пуговиц-бляшек и ярусных накладок без орнамента. Иногда присутствуют изделия в виде подчетырехугольных пластин в составе наборного пояса. На обороте этих пластин - по 4 петельки для крепления, а на внешней стороне - графические изображения парящих орлов и танцующих человечков, подобные тем, что изображены красной охрой на скалах. В состав накосников и нагрудной гарнитуры входили те же неорнаментированные ярусные бляшки-накладки и бусины из заб. минералов, реже бронзовый бисер и концевые ложечковидные привески, отлитые в односторонних формах-отливках. В некоторых погребениях найдены крестовидные привески из бронзы, зеркала, иногда с рельефным узором. Изредка в погребальном инвентаре присутствуют орудия труда и предметы быта. В основном черешковые ножи глазковского (листовидные, однолезвийные) или амурского (листовидные, 2-лезвийные) типов. Последние имеют полулунную форму с валиковой жилкой ближе к одной из сторон. Встречаются редкие экземпляры ножей с прямым обушком и желобчатой рукояткой. Иногда обнаруживаются 4-гранные шильца, черешковые наконечники стрел из кости, реже металла.

На поздних этапах Д. к. появляются предметы украшений, выполненные в «зверином стиле» с изображением свернувшегося хищника, лошадки и др. Керамика дворцовцев представлена особым типом ведрообразных сосудов с узким плоским днищем на небольшом поддоне, украшенная в верх. части «жемчужником» и оттисками гребенчатого штампа. В погребальном обряде шилкинской группы сохраняется ритуал жертвоприношений с элементами парциальной магии, к-рый находит отражение в укладке голов животных в могилу (по принципу «часть заменяет целое») и служит показателем устойчивости состава стада, в к-ром превалирует крупный рогатый скот, лошадь и овца. В отдельных случаях черепа выносились за пределы погребения и укладывались в специально подготовленных нишах для целой группы могил. Иногда вместо черепов использовались части скелета животных: позвоночник, ребра, лошадиные бабки и бараньи альчики, мелкие косточки. В ранних дворцовских могилах черепа укладывались вниз глазницами, вверх челюстными салазками, реже наоборот. В шилкинской группе значительное кол-во черепов лежат вверх лобными долями. Они окружали погребенного, иногда располагаясь полудугой с лев. стороны. Ориентация погребенных - головой на вост. с уклоном к сев., реже к югу. В погребальных комплексах превалируют предметы украшений, к-рые представлены нагрудной гарнитурой, элементами головного убора, поясными наборами, реже орудиями труда и быта. К ним добавились детали конской сбруи и вооружение. На большинстве предметов появился орнамент в виде графического и объемного изображения или выполненного в выемчатой технике с использованием разного цвета наполнителей. Вместо обычных ярусных накладок и пуговиц появились изделия с фигурной ср. частью и предметы с причудливыми ленточно-спиралевидными завитками, напоминающими орнамент народов Ср. Амура. Такие узоры покрывают и более крупные предметы в виде конских нащечников или подчетырехугольных ременных обойм. Подобными завитками образованы личины в середине обоймочек с парой проушин по краям, наподобие масок-личин на прибрежных камнях Сакачи-Аляна на Амуре. Детали узды в погребении составляют бронзовые ворворки, распределительные и концевые обоймочки-бляшки, иногда выполненные в развитом «зверином стиле». В состав роскошной нагрудной гарнитуры входили мельчайшие бусинки-бисеринки, более крупные цилиндрические, бочонковидные и др. бусы из заб. минералов. Они дополнялись различными подвесками из бронзы лировидной, трапециевидной, плетевидной форм, зубчатыми привесками и изделиями с изображениями сцен противопоставления барана-козла и птицы утиной породы - демиурга Вселенной, согласно мифам амурских народов. В этих захоронениях появились биметаллические и железные предметы, в т.ч. стрелы и ножи. Все реже в них встречается керамическая посуда. Восстановлен сосуд котлообразной формы на поддоне. В верх. части он украшен накладными валиками и широкозубчатым штампом с пояском наколов и гладкими стенками. Поселения Д. к. носили сезонный характер. Хоз. основу составляло скотоводство. Охота и примитивное земледелие играли вспомогательную роль. Среди животных чаще встречались домашние виды (баран, лошадь, корова), реже - дикие (олень, косуля, дикий баран). На поселениях обнаружено много изделий из камня и кости, в т.ч. орудия для обработки металла, встречаются бронзовые шлаки и отдельные предметы из бронзы. Гораздо разнообразнее керамика, к-рая по типу и орнаментации восходит к более ранней керамике каменного века. На заб. материалах прослежены основные этапы возникновения и развития Д. к. Наиболее крупные памятники найдены у сс. Угдан, Колочное, Черемхово, Арта, Жипковщина, Александровка в бас. р. Ингода, Новоильинское на р. Шилка, у г. Канга в Приаргунском р-не.

> ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЛЮДИ ЗАБАЙКАЛЬЯ.

Татьяна

Ребята,вы совсем забыли о тех кто в песнях прославлял наше Забайкалье.Я имею в виду нашего легендарного композитора ВОЛКОВА.Он написал очень много красивых песен о нашем крае.Мы с мужем небыли в Забайкалье более 30 лет,но песни поем до сих пор.Волков работал в Доме народного творчества при Управлении культуры Читинской областии был руководителем народного хора.Больше мненичего не известно.Может что-то расскажете нового.

Татьяна

Альберту Полковникову огромную благодарность за организацию такого хорошего дела.Вы не представляете,что для нас,кто находится далеко от родных мест -это как глоток свежего воздуха.СПАСИБО!

Дима(Вадим)

:-) ...Это уже третий Волков...

Галина

ВОЛКОГОНОВ Дмитрий Антонович-(1928-95гг) - историк, философ, государственный деятель. Генерал-полковник.
Родился в селе МАНГУТ Кыринского р-на (мой земляк)

Елена

Лавринайтис Виктор Брониславович (1915-2003) - писатель, один из представителей забайкальской литературы. Романы, повести, рассказы "Лесники", "Охотничьи встречи" Лесная быль" и т.д. Повесть для детей и юношества "Падь золотая" вошла в фонд российской детской литературы.

Георгий Граубин -заб. писатель, детский поэт, заслуженный работник культуры РСФСР. Стихи для детей, рассказы, книги "Серебряный капкан", "Четырёхэтажная тайга" и т.д.

Игорь

Намсараев

Хоца Намсараевич , бурятский советский писатель. Член КПСС с 1925. Родился в семье бедняка-скотовода. Один из зачинателей бурят. сов. литературы, Н. печатался с 1919. Автор пьес "Тьма" (1919), "Оракул Дамби" (1920), "Тёмная жизнь" (1921), "Кнут Тайши" (1945, рус. пер. 1959) и др.; многочисленных стихов и поэм, романа "На утренней заре" (1950, рус. пер. 1959), повестей "Цыремпил" (1935), "Однажды ночью" (1938), "Луч победы" (1942), сборников рассказов, сатирических стихов и др. Творчество Н., в котором использованы мотивы и образы народной поэзии, посвященные тяжёлому прошлому родного народа, его борьбе за Сов. власть, его героическому труду на фронте и в тылу в годы войны. Депутат Верховного Совета СССР 2-5-го созывов. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Виктор

Даши Намдаков (1967г.р., с. Укурик Читинской обл.), скульптор, художник, ювелир. Его работы хранятся в Эрмитаже и др. музеях мира, в частных коллекциях Путина,

Шаймиева, Лужкова, Абрамовича, Г. Шредера и др. Живет

в Москве.

Виктор

Тюриков Виктор Иванович (26.09.1954г., рудник Этыка Балейского р-на Читинской обл. - 7.08. 2003г. Чечня)- военный

летчик, Герой России. Погиб при выполнении боевого задания,

ценой своей жизни спас жизнь остальным членам экипажа вертолета. Мой одноклассник...

Виктор

Шкидченко Владимир Петрович, 1948г.р., Чита - Министр обороны Украины (2001-2003г.г.), генерал армии. Его отец

служил в ЗабВО, погиб в Афганистане в 1982г., Герой России

(посмертно).

Лидия

Доржи Банзаров-первый бурятский ученый-востоковед

Сергей

ПОЛЯКОВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ (1845 – 1887)
Забайкальский казак и российский ученый родился в бедной казацкой семье в Новом Цурухайтуе. Мать бурятка, отец - русский. В 14 лет станичники отправили Ивана в Иркутское военное училище. В Иркутске знакомится с князем Петром Алексеевичем Кропоткиным - офицером Амурского казачьего войска. В 1866 году – совместная экспедиция по заданию Восточно-Сибирского отдела географического общества по Нерчинскому округу. В 1867 году И.С.Поляков приезжает в Петербург. Терпя нужду, экстерном сдает экзамены за курс гимназии и через 2 года становится студентом физико-математического факультета Петербургского университета. Затем работа в Зоологическом музее АН, исследования в различных районах России, путешествия, в том числе и кругосветное. Лауреат Золотой медали Русского Географического общества. На здании штаба СибВО-памятная доска.

Сергей

Кандинский Виктор Хрисанфович 1849-1889 - выдающийся психиатр, родился в селе Бянкино Нерчинского района.
Прадедом Виктора Кандинского былизвестный сибирский купец-миллионер Хрисанф Петрович Кандинский, вруках которого и шестерых его сыновей была сосредоточена вся торговляна Нерчинских заводах.
Имя Кандинского приобрело мировуюизвестность после описания им синдрома психического автоматизма иклассического исследования псевдогаллюцинаций. Кандинский существеннодополнил главу об обманах чувств, впервые намеченную Эскиролем иразработанную немецким психиатром Гагеном (1814-1888), ученикомпсихиатров Фридрейха и Якоби, которому принадлежит изобретение слова«катамнез».

Нина

Моя мама Филиппова Нина Прокопьевна - заслуженный работник культуры РФ с 1972 года. Она всю свою трудовую жизнь проработала в библиотеке с. Акши.

Елена
А мой класс в свое время в пионеры Георгий Граубин принимал!И книжка сохранилась с его автографом. Кружок краеведческий вспоминается и "Четырехэтажная тайга"....Мне кажется несправедливым не упомянуть о таком нашем земляке!

ГРАУБИНГеоргий Рудольфович (р. 11.6.1929, с. Усть-Дая Сретенского р-на), детский поэт, прозаик, переводчик,засл. работник культуры РСФСР, почетный гражданин Чит. обл., акад. МАНЭБ. Автор книг, вышедших в Чите, Иркутске, Новосибирске, Москве, Ашхабаде, Улан-Баторе, Риге: «Любознательный народ», «Ссора в грамматике», «Для чего в домах углы», «Косолапый музыкант» идр. Стихи переведены на многие яз., включены в школьные учебники, пособия для учителей, антологии, положены на музыку. Особой гранью творчества Г. считается его работа в жанре научно-популярного краеведения: «Четырехэтажная тайга», «На берегах таинственной Силькари», «Серебряный капкан», «Прежде, чем грянет выстрел», «Звонок в историю».

Галина
Лет 12 назад к нам в Степь приезжал Александр Михайлов. Давал не большое интервью в доме офицеров и концерт. Успела взять автограф.

Виктор

Григо́рий Миха́йлович Семёнов (1890-1946) - казачий атаман, деятель Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Родился 13 (25) сентября 1890 года в карауле Куранжи Дурулгуевской станицы Забайкальской области. Образование получил в двухклассном училище в Могойтуе и Оренбургском казачьем юнкерском училище (1908-1911). Свободно говорил по-монгольски и по-бурятски. Указом Верховного правителя А. В. Колчака от 4 января 1920 Г. М. Семёнову была передана (до получения указаний от назначенного Верховным Правителем России А. И. Деникина) «вся полнота военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины, объединённой российской верховной властью».4 апреля 1994г. в отношении Г.М.Семёнова Военная коллегия Верховного Суда РФ пересматривала уголовное дело. По статье 58-10 ч. 2 (антисоветская агитация и пропаганда) УК РСФСР дело прекращено за отсутствием состава преступления.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...