Изучение новых знаний цель этапа. Требования к уроку

(слайд 1)

Школу делает школой учитель!

При всём разнообразии предметов в школе, учителей, их творческих подходов и др. одна и та же структура урока при её постоянном повторении надоест любому, даже самому сознательному, самому любящему учиться школьнику.

(слайд 2)

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников

(слайд 3)

  1. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст.
  2. Музыкант учится этюдам.
  3. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи.

Настоящий учитель смешивает и краски, и этюды, и приемы.

(слайд 4)

Учитель – мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок.

И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока. Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов – это и есть мастерство.

(слайд 5)

Мастерство – это ремесло с печатью совершенства.

Мастеров не так много. Но есть немало настоящих профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы.

Сильных педагогических приемов тоже не так много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя – тремя «секретами». Об одном из таких секретов мы и поговорим.

(слайд 6)

Структура современного урока

(слайд 7)

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.

Причиной структурного однообразия уроков в школе является слабое знание (или незнание) учителями типологии уроков и оснований, исходя из которых, выбирается структура урока.

(слайд 8)

Поэтому, рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Урок, с точки зрения логики процесса обучения, приводит нас к понятию «структура урока».

(слайд 9)

Структура урока– это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

(слайд 10)

При составлении структуры урока следует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию.

Ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или, в лучшем случае, спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы.

Остальные этапы:изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока.

(слайд 11)

В настоящее время существует множество классификаций урока, но ряд теоретиков – дидактиков считают весьма перспективной структуру урока, разработанную М.И. Махмутовым,который предлагает классифицировать уроки по цели организации. В соответствие с этим подходом выделяются следующие типы уроков:

  1. Урок изучения нового материала
  2. Урок совершенствования ЗУН
  3. Урок обобщения и систематизации
  4. Комбинированный урок
  5. Урок контроля и коррекции ЗУН
  6. Нетрадиционный урок

Запомним: цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока. Поскольку цели уроков разнообразны, разнообразны будут их типы и, соответственно, структуры. Рассмотрим их:

(слайд 12)

Структура урока изучения нового материала

(слайд 13)

Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков

1. Организационный момент 1 мин.
2. Сообщение темы и цели урока 2 мин.
3. Проверка домашнего задания 3 мин.
4. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 5 мин.
5. Определение границ возможностей применения этих знаний. 3 мин.
6. Пробное применение знаний. 15 мин.
7. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний. 5 мин.
8. Упражнения с переносом знаний в новые условия. 7 мин.
9. Сообщение домашнего задания и инструктаж 4 мин.

(слайд 14)

Структура урока обобщения и систематизации знаний

1. Организационный момент 1-2 мин.
2. Сообщение темы, цели урока 1 мин.
3. Проверка домашнего задания 3 мин.
4. Выполнение учащимися различного рода заданийобобщающего и систематизирующего характера. 10 мин.
5. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) 15 мин.
6. Формулирование выводов по изученному материалу 5 мин.
7. Оценка результатов урока 3 мин.
8. Подведение итогов урока 3 мин.
9. Сообщение домашнего задания 4 мин.

(слайд 15)

Структура комбинированного урок

1. Организационный момент 1 мин.
2. Проверка домашнего задания 2 мин.
3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1 мин.
4. Всесторонняя проверка знаний. 5 мин.
5. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. 5 мин.
6. Усвоение новых знаний. 10 мин.
7. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. 15 мин.
8. Подведение итогов урока 2 мин.
9. Сообщение домашнего задания и инструктаж. 4 мин.

(слайд 16)

Структура урока контроля ЗУН

(слайд 17)

Структура урока коррекции ЗУН

(слайд 18)

Перечисленные типы уроков в «чистом» виде встречаются редко в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа.

Итак, цель урока определяет тип урока, тип определяет его составные части, то есть структуру, а структура – расход времени на различных этапах, что позволяет обеспечить его оптимальный расход. Всё это в совокупности обеспечивает успешное решение поставленных перед уроком задач, и, что не менее важно, избавит детей от изнуряющего однообразия структур уроков по всем предметам в течение одиннадцати лет обучения в школе.

(слайд 19)

Каждый из нас талантлив в чём – то, а вместе мы гениальны!

ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

10 шагов к успеху

Шаг 1 . Любить и уважать себя.

Шаг 2. Быть лично заинтересованным в успехе ребенка, его продвижении в предмете.

Шаг 3 . Быть мотивированным на положительный результат.

Шаг 4. Эмпатия к учению.

Шаг 5. Я – профессионал в областях: теория предмета, педагогика, дидактика.

Шаг 6. Я – творец: творю себя ежедневно, творю ученика, творю новое в уроке.

Шаг 7 . Процесс обучения взаимный, и я помню об этом.

Шаг 8. Отрицательный результат – это тоже результат – пища для размышления.

Шаг 9. Мои эмоции вне урока не влияют на его качество.

Шаг 10. Я помню, что несу ответственность за каждое свое слово и действие.

Список литературы:

  1. М.М. Поташник, «Требования к Современному уроку» (образование XXI века), методическое пособие, центр педагогического образования, – Москва: 2007.
  2. С.Г. Манвелов, «Конструирование современного урока математики», – М.: Просвещение, 2005.
  3. Ю.К. Бабанский, «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», – М.: Просвещение, 1982.
  4. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, «Педагогика», – М.: издат. центр «Академия», 2002.
  5. А.В. Хуторской, «Современная дидактика», – Санкт-Петербург: издат. дом «Питер», 2001.
  6. Е.С. Полат, «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», – М.: издат. центр «Академия», 2009.

Технологическая карта урока

Предмет____________________________________________________________

Класс_______________________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________

Тип урока____________________________________________________________

Что такое технологическая карта урока по ФГОС?

В контексте перехода российской системы школьного образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, технологическая карта урока представляет собой современную форму технологической документации, целью которой является проектирование учебного процесса, планирование взаимодействия учителя и учеников. Технологическая карта урока – это представление урока в графической форме (в виде таблицы), которое позволяет структурировать занятие в соответствии с выбранными параметрами. Использование технологической карты урока как современной формы планирования в образовательном процессе позволяет учителю эффективно организовать свою деятельность, наладить эффективный учебный процесс, а также реализовать заложенные во ФГОС второго поколения принципы деятельностного подхода (умение учиться и активно использовать приобретенные навыки), т.е. помочь учащимся достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. Помимо этого, составление технологической карты урока дает возможность существенно сократить время, затрачиваемое педагогом на подготовку к занятиям.

Отличия технологической карты и конспекта урока

Основное отличие технологической карты урока от плана-конспекта заключается в том, что последний зачастую лишь отражает ход занятия и не содержит в себе обоснования выбора использованных методов и форм обучения. Из-за наличия только содержательной стороны занятия в плане-конспекте проведение его системного педагогического анализа становится затруднительным. Использование же технологической карты урока позволяет на стадии подготовки к занятию детально проработать его стадии, провести многостороннюю оценку различных видов, методов и средств учебной деятельности для каждого этапа урока. Помимо системного подхода технологическая карта урока дает возможность провести его аспектный анализ. К примеру, такой анализ может включать в себя оценку степени реализации учителем целей занятия, использования способов стимуляции познавательной деятельности, осуществления учителем контроля и оценивания результатов учебной деятельности учащихся.

Структура технологической карты урока

В структуре технологической карты можно выделить три основные части:

1. Целеполагание (что необходимо достичь). К данной части технологической карты относятся тема урока, цель урока, планируемый результат, направленность урока в контексте развития личности обучающегося.

2. Инструментальная часть (средства, необходимые для достижения цели). Данная часть включает задачи урока, тип урока, комплекс учебно-методических средств.

3. Организационно-деятельностная часть (планирование действий). К этой части, в первую очередь, относится план урока в форме таблицы-схемы.

Образец технологической карты урока

1. Ф.И.О. учителя: _____________

2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока: ______________________

3. Тема урока:_______________________

4. Роль урока в изучаемой теме:_______

5. Цель урока:________________________

6. Работа обучающихся на уроке (степень активности): _______________________________________

7. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока:_____________________________________________________

Характеристика этапов урока

Пример технологической карты урока технологии

Урок технологии по теме "Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни." 5-й класс

Цель урока: - формирование у обучающихся представлений об основных качеств интерьера кухни, его особенности

Задачи:

Образовательные –

1. На ранее полученном опыте и новых знаниях, формировать практические умения и навыки технологии оформления кухни.

Развивающие –

1.Осуществлять само- и взаимоконтроль.

2.Активизировать творческие способности.

3.Развивать и расширять кругозор обучающихся.

4.Развивать умения обсуждать работу в парах на этапе рефлексии.

Воспитательные – содействовать:

1. воспитанию умения работать в коллективе, культуры труда и общения, диалогического способа коммуникации;

2. воспитанию самостоятельности, творческой активности, трудовой дисциплины, ответственности;

3. созданию условий для развития устной речи обучающихся в процессе урока;

4. воспитанию познавательной потребности, умению сопереживать, любви к народным традициям;

Профориентационная – знакомство с профессией – дизайнер.

Тип урока: общеметодологический

Формы работы учащихся: в парах, коллективная

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, проектный

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, брейкворд, тест, образцы оформления, маршрутный лист по типам и видам, словарь, лист рефлексии, шаблоны, ткань, ножницы, цветные карандаши, бумага, стиплеры, иголки швейные, отделочный материал, нитки, инструкционная карта

Словарная работа : квартира, кухня, интерьер, планирование, зонирование, стиль, декоративное убранство.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
Формирование мотивации изучение темы, эстетических чувств, смыслообразования, нравственно-этическая ориентация Знания: о требованиях к интерьеру кухни, вариантах планировки. Способах размещения оборудования. Умения: применить знания, полученные теоретические знания на уроке на практике. Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

На перемене: Отметьте на доске одним из смайликов свое настроение и самочувствие.

ХОД УРОКА

Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащегося Приёмы, УУД
1. Организационный момент Активация учащихся. Настроить учащихся на работу. – Добрый день! - Представление гостей. - Беседа о различии и сходстве человека и животного. - Передача слова учителю географии Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся «Вызов» к открытию нового знания. Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности - Учитель географии, через презентацию, знакомит обучающихся с различными видами жилища, подводя обучающихся к пониманию темы урока. При анализе презентации делают вывод о том. Что в любом жилище есть очаг. – выбор оснований и критериев для сравнения объектов; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение полно и точно выражать свои мысли.
3. Постановка цели и задач урока. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Подвести итог: очаг (сердце квартиры)- это место для приготовления пищи, обогрева, общения. Как современные людям называют очаг? Где в современном жилище находится очаг. Подвести учащихся к осознанию целей и задач. - Какова же тема урока? - С какого языка пришло это слово? (немецкого) - Как вы думаете о чем можно говорить про кухню целых два урока? - Молодцы. Вот вы самостоятельно и сообщили цель урока. Но чтобы её достигнуть необходимо сделать шаги. Совместно работать, слушать и слышать, применить на практике свои знания. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
4. Первичное усвоение новых знаний. Организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Сейчас вы просмотрите фотографии кухонь. Будьте внимательны – вы должны ответить на вопрос: «Чем отличаются представленные кухни» Презентация «Типы и виды кухни» - Чем отличаются кухни? Все что вы сказали верно. Большую роль в любой кухне играет планировка. ПЛАНИРОВКА. -знакомство с планировкой через маршрутный лист. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Личностные: Регулятивные: Познавательные:
5. Физ. минутка Здоровьесбережение+ осмысление и закрепление МЕБЕЛЬ ОБОРУДОВАНИЕ Выполняют задание Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Найти соответствие (на доске) по одному выходят и в нужную колонку прикрепляют фотографию Мойка, микроволновая печь, шкаф для посуды, морозильная камера, мягкий уголок, посудомоечная машина, холодильник, вытяжка, плита, стул, стол обеденный, стол кухонный
6. Первичное усвоение новых знаний. (продолжение) 6. Первичная проверка понимания. Организовать осмысленное восприятие новой информации Задать вопросы на «новое» знание: - Как у вас в кухне располагается мебель и оборудование? - Знаете ли вы, что в кухне для каждого оборудования и мебели есть свое место – зона. - При каких обстоятельствах вы встречались с этим словом? - Что такое зона? - межпредметные связи -Учебник (с.11) прочитайте. какие бывают зоны на кухне, какое оборудование и мебель к какой зоне относится? Отвечают на вопросы. Работают по учебнику. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного и учебника
7. Закрепление и применениеполученных знаний. Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, БРЕЙКВОРД (приложение) - Как можно украсить и оформить кухню? -Как это назвать одним словом? - Какие плоскости несут цвет в кухне? - На какие две группы делятся цвета? - Почему я задала этот вопрос? - Кухни бывают светлые и темные в зависимости от их расположения. Светлые – холодный цвет, темные – в теплый цвет. Разгадывают брейкворд в парах. Отвечают на вопросы? Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное и практическое взаимодействие в парах.
8. Закрепление и применениеполученных знаний на практике. Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, приобрести умения и навыки - Сообщает о выполнении творческого проекта Проводит вводный, текущий и заключительный инструктажи. Практическая работа проводится по плану с демонстрацией учителем отдельных приемов работы. Инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене проводится в форме беседы. Выполняют по инструкционным картам Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: осознавать успешность своей деятельности Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка
8.Рефлексия деятельности 1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2) Подвести итог проделанной работы на уроке. Организует рефлексию учебной деятельности на уроке. - Какова была ваша учебная задача? - Чему вы научились на уроке? - Где можно применить полученные знания? - Какие затруднения у вас возникли? Выполнить тест по теме Учитель консультирует, формулирует выводы , подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке. Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, Заполняют лист самооценки Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности
9. Информация о домашнем задании Организовать обсуждение и запись домашнего задания Домашнее задание: По учебнику стр. 10-19, найти в Интернете фото кухонь разных стилей. Ресурсный центр. Записывают домашнее задание Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.
| следующая лекция ==>

Урок как основная форма обучения истории. Тип, вид и структура урока. Требования к современному уроку.

Урок – это организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения.

Структура урока – последовательность, составляющих его элементов или этапов урока.

Тип урока – определяется его основной дидактической целью.

Вид урока определяется методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, главным источником знаний на данном уроке.

Современный урок делится на две большие категории: традиционный и нетрадиционный. К числу традиционных уроков относят 4 типа уроков:

· Комбинированный;

· Объяснения нового материала;

· Повторительно-обобщающий;

· Урок проверки знаний.

Критерий традиционного урока : возраст детей с их познавательными особенностями, специфические методы активного обучения. Для 5-7 класса используется игровая деятельность. В ней сочетается активность учащихся и обучающая роль учителя. У подростков: лекционно-зачётная система, в которой последовательно мы используем урок-лекцию, урок-практику, урок-семинар, урок-зачёт. Основной способ планирования таких уроков – крупные блоки. Основная дидактическая единица – тема, которая реализуется на многих уроках.

· Нетрадиционные виды уроков :

a. Уроки-концерты, спектакли, литературно-исторические салоны, путешествия, экскурсии в музей, турниры, базары.

b. Брифинги, пресс-конференции, симпозиумы, презентации, съезды, телемосты, круглые столы, аукционы.

c. Урок с использованием кинофрагментов, теле-, видео и медео уроки.

d. Урок самоопределения или самореализации

e. Урок исторический портрет, суд,знакомство.

f. Урок дискуссия, дебаты, проблемных поисков, интеллектуальных раздумий.

g. Модульный урок – возник в системе модульного подхода к обучению. Идея заключается в том, что организована самостоятельная работа учащихся по теме (10 часов). Модуль – целевой функциональный узел, т. е. учащийся получает задание по теме и выполняет его самостоятельно, следовательно, свой индивидуальный темп в процессе взаимообучения.



Таким образом, нетрадиционные виды уроков могут быть использованы в различных классах.

Методы обучения на традиционном и нетрадиционном уроке .Методы бывают: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные : словесный, наглядный, практический. Они лежат в основе нетрадиционных методов. Здесь учитель основной источник знаний.

Нетрадиционные методы (по классификации Лернера): объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, поисковый (проблемный), исследовательский. Особенность: позволяют организовать активную познавательную деятельность учащегося на уроке. Учитель в роли организатора. Все эти методы относятся к методам проблемным или развивающих обучение. Разница в позиции учащегося.

Частично-поисковый : проблеме ставится учителем, решается совместно. На пустом месте этим методом пользоваться нельзя. Учитель опирается на прочность прошлых знаний.

Поисковый : дети сами ставят проблему и путь её решения.

Исследовательский: Находится проблема и план решения проблемы (метод проектов). Проектирование – метод обучения и способ организации деятельности людей. Метод проектов: можно использовать на уроке, позволяет отсечение всех ненужных действий и выделение главного. Учитель выбирает проблему, ученики её реализует.

Исследовательский метод используется во внеурочное время.

Сейчас чаще всего используется метод проектов, но его значение слова проектирования не всегда уместно.

Учитель в плане урока должен соединить методы обучения, тип и вид урока, не забывая его структуру. В зависимости от выбранного метода, типа и вида урока структура урока различна.

Структура традиционного урока. Тип комбинированный.

1 шаг. Организационный момент 1-2 минута. (Внимание детей и их мотивация).

2 шаг. Проверка домашнего задания 15-17 минут. Способы разные (устный, письменный уплотненный вопрос).

3 шаг. Логический переход к новой теме. Подготовка к новому материалу. Пример: исторический случай, факт (1-2 мин.).

4 шаг. Объяснение нового материала. (20-25 мин).

5 шаг. Диагностика (как усвоен материал). Несколько вопросов или заданий.

6 шаг. Закрепление (задание).

7 шаг. Домашнее задание (Обязательно прокомментировано, дифференцированный характер, дети уходят с урока с вопросом).

На уроке объяснения нового материала отсутствует проверка домашнего задания всё остальное присутствует.

В структуре повторительно-обобщающего урока нет объяснения нового материала, логического перехода к новой теме, проверки домашнего задания.

Урок проверки знаний включает проверку д/з, закрепление знаний.

Структура проблемного урока не может быть такой, как у традиционного (не можем уложиться во время урока).

Структура проблемного урока:

a. Организационного момента нет. Задачи его решены в перемену.

1 этап. Актуализация прошлых ЗУН (знаний, умений, навыков), в том аспекте, который нужен для решения проблемы.

2 этап. Формирование новых ЗУН теми методами, которые мы выделили. Проблема ставится либо на первом или втором этапе.

3 этап: Применение новых ЗУН. Используются специально созданные или подобранные задания.

4 этап: Домашнее задание.

Традиционный урок соответствует традиционным методам обучения и традиционной структуре. Также в нетрадиционном уроке.

Дидактические требования к современному уроку:

· формулирование образовательных задач;

· определение оптимального содержания урока;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися ЗУН;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля;

· реализация на уроке всех дидактических принципов;

· создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

· планирование усвоения знаний в готовом виде;

· учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников;

· соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения.

2. Особенности самоорганизации учителя:

· подготовленность к уроку;

· рабочее самочувствие;

· педагогический такт;

· психологический климат на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

1. температурный режим;

2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3. освещение;

4. предупреждение утомления и переутомления;

5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5.Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урокаОНЗ.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Под следует понимать комплекс обязательных требований к процессу обучения на определенном уровне. Для их реализации в учебном заведении должна быть разработана основная программа, состоящая из учебного графика, рабочих проектов курсов, предметов, дисциплин. В нее также должны входить методические и оценочные материалы. В соответствии с этой программой педагоги строят свою профессиональную деятельность в течение учебного года в целом, планируют каждое занятие в отдельности. Рассмотрим далее основные этапы урока по ФГОС.

Общая классификация

В школе преподается достаточно много разных предметов. Содержание информации, безусловно, различно. Однако все уроки можно классифицировать на следующие группы:

  1. Открытие новых знаний.
  2. Уроки рефлексии.
  3. Занятия общеметодологической направленности.
  4. Уроки по развивающему контролю.

Задачи занятий

На каждом уроке ставятся и реализуются определенные цели. Так, на занятиях открытия новых знаний у учащихся формируется умение использовать новые способы действий, расширяется понятийная база за счет присоединения новых компонентов. На уроках рефлексии закрепляются и при необходимости корректируются уже изученные алгоритмы, термины, понятия. На занятиях общеметодологической направленности формируются обобщенные деятельностные нормы, выявляются теоретические основы дальнейшего развития содержательно-методических направлений. Кроме этого, происходит становление способностей к систематизации и структурированию изучаемого материала. На занятиях развивающего контроля у детей формируются навыки самоанализа. Необходимо отметить, что разбиение на этапы урока по ФГОС (второго поколения) не должно нарушать непрерывность обучения.

Характеристика этапов урока по ФГОС: "Открытие нового знания"

Каждое занятие строится по определенной схеме. Можно выделить следующие этапы урока по ФГОС (математика это будет или русский язык, в принципе, значения не имеет):


Мотивация

Цели этапов урока по ФГОС различны. Однако, вместе с этим, они тесно взаимосвязаны друг с другом. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов. Реализация этой задачи обеспечивается:

  1. Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность.
  2. Актуализацией требований к обучающемуся со стороны педагога.
  3. Установлением тематических рамок деятельности.

Актуализация и пробное действие

В качестве главной цели на этом этапе выступает подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий. Для ее достижения нужно, чтобы обучающиеся:


Выявление проблем

Ключевой задачей на этой стадии выступает осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений. Для достижения этой цели нужно, чтобы дети:

  1. Проанализировали все свои действия. Стоит сказать, что самоанализ сопровождает все этапы современного урока (по ФГОС).
  2. Зафиксировали шаг или операцию, на которой появилась проблема.
  3. Соотнесли собственные действия на месте возникновения затруднения с ранее изученными способами и определили, какого именно умения не хватает для решения поставленной задачи, аналогичных ей вопросов.

Построение проекта

Цель данного этапа - формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации. Для ее достижения учащиеся:

Реализация проекта

Основной задачей выступает формирование детьми новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов. Для этого обучающиеся:

  1. Выдвигают на базе выбранного метода гипотезы и обосновывают их.
  2. Используют предметные действия со схемами, моделями при построении новых знаний.
  3. Применяют выбранный метод для решения задачи, которая вызвала затруднение.
  4. Фиксируют в обобщенном виде способ действий.
  5. Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее.

Первичное закрепление

Оно необходимо для усвоения детьми нового метода действий. Для этого нужно, чтобы дети:

  1. Проговаривали вслух свои шаги и их обоснование.
  2. Решили несколько типовых задач по новому способу действий. Это может осуществляться в парах, в группах или фронтально.

Самостоятельная работа и самопроверка

Эти этапы современного урока по ФГОС имеют особое значение. В ходе самостоятельной работы проверяется степень освоения полученного знания, формируется (по возможности) успешная ситуация. Эти этапы урока по ФГОС предполагают:

  1. Выполнение работы, аналогичной первой, но решаются задания, в которых ранее были допущены ошибки.
  2. Проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов.
  3. Установление преодоления затруднения, которое возникло ранее.

Эти этапы урока по ФГОС включают в себя особый вид работы для тех детей, у кого проблем при решении в первый раз не возникало. Они занимаются уровня по образцу и затем проводят самостоятельную проверку результатов.

Включение в сферу знаний и повторений

В качестве ключевой задачи выступает применение моделей действий, которые вызывали затруднение, закрепление изученного материала и подготовка к восприятию следующих разделов предмета. Если предыдущие этапы урока по ФГОС пройдены удовлетворительно, то дети:

  1. Решают задачи, в которых рассматриваемые модели действий связаны с изученными ранее и друг с другом.
  2. Выполняют задания, направленные на подготовку к изучению других (следующих) разделов.

Если предыдущие этапы урока по ФГОС дали отрицательный результат, повторно проводится самостоятельная работа и осуществляется самоконтроль для другого варианта.

Рефлексия

На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы. Для этого обучающимся необходимо:


Занятие развивающего контроля

Рассмотрим, например, этапы урока музыки по ФГОС:

  1. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности.
  2. Актуализация и пробная учебная деятельность.
  3. Локализация личных затруднений.
  4. Построение проекта коррекции обнаруженных проблем.
  5. Реализация новой модели.
  6. Обобщение затруднений в речи.
  7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  8. Решение задач творческого уровня.
  9. Рефлексия работы.

Выполнение контрольной деятельности

Главная задача мотивации к коррекционной деятельности аналогична описанной ранее и состоит в выработке внутренней готовности учащихся к реализации требований образовательной работы. В данном случае, однако, имеет место контрольно-коррекционная направленность. В этой связи необходимо:

  1. Установить цель урока и сформировать условия для появления внутренней потребности у учеников включиться в работу.
  2. Актуализировать требования, предъявляемые к обучающемуся со стороны контрольно-коррекционных действий.
  3. В соответствии с решенными ранее задачами, определить тематические пределы и создать ориентиры для работы.
  4. Сформулировать метод и процедуру контроля.
  5. Определить критерий оценивания.

Подготовка мышления детей

Учащиеся должны осознавать собственную потребность в контроле и самоанализе, выявлении причин возникновения сложностей. Для реализации этой задачи нужно:


Занятие общеметодологической направленности

Этапы комбинированного урока по ФГОС ориентированы на формирование у детей представления о приемах, связывающих изучаемые ими понятия в одну систему. Кроме этого, они способствуют осознанию методов построения плана непосредственно самой образовательной деятельности. Она, в свою очередь, обеспечивает самостоятельное изменение и саморазвитие обучающихся. На таких занятиях осуществляется создание норм и способов учебной деятельности, самооценки и самоконтроля, рефлексивной самоорганизации. Такие занятия считаются надпредметными. Они проводятся за рамками какой-либо дисциплины на или во время внеклассного мероприятия.

Заключение

Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого занятия должны определяться задачи, варианты действий учеников. Немаловажное значение имеет и организационный этап урока по ФГОС. Он предшествует формированию мотиваций у детей. После приветствия, преподаватель проводит проверку подготовленности, определяются отсутствующие. После этого фокусируется внимание учеников, задается необходимый настрой на восприятие информации. При необходимости и наличии возможности педагог может откорректировать план занятия на организационном этапе.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...