Как было организовано государство хеттов коротко. Хетты

Создание обширных государств занимало в древнейшие времена достаточно долгий период. Сначала племена или жители объединялись в небольшой город, который благодаря своим военным успехам и дипломатии мог расширить территории и приобрести статус государства. Крупные образования стали именоваться империями. Их цари имели неограниченную власть и именовались деспотиями. Государственный строй держался на силе армии, объединенной из представителей разных народов и поселений, зачастую говоривших на разных языках.

Историки утверждают, что первым государством в восточных землях стала древняя цивилизация Египет периода Нового Царства. В это же время отмечается зарождение империи Хеттов.

Возникновение хеттского государства

Около II тысячелетия до н.э. на землях Малой Азии начался процесс расселения индоевропейских народов. Одна их часть отправилась в Индии, это были народы арии. А другая, которыми были хетты, отправилась осваивать территорию Малой Азии. Они отличались воинственностью и завоевали местные поселения, образовав древнюю цивилизацию – Хеттское государство. Земли Малой Азии хранят несметные залежи меди и железа. Преимущество, которое имели хетты перед другими странами, в том числе Древним Египтом – это возможность изготавливать из этих материалов военные доспехи. Хетты стали лучшими мастерами в плавлении кинжалов, мечей, щитов.

При открытии гробницы фараона Тутанхамона цивилизации Древнего Египта в 1924 году экспедиции Ховарда Картера в ней был обнаружен именной кинжал, лезвие которого было выковано из железа. Вероятно он был подарен царем Хеттского государства.


Армия империи Хеттов

Управлял древним Хеттским государством царь. Главную роль в стабильности государства играла армия. В ее составе была пехота, конные отряды и колесницы. Хетты стали одним из первых государств древнего мира, которые осуществляли военные операции на море. Они имели военный флот и строили галеры для захвата соседних территорий. Древний Египет был вынужден постоянно находится в состоянии войны с Хеттским царством, войска которого постоянно совершали набеги на северо-западные земли древней цивилизации. Несколько раз хеттские войска захватили власть в Средиземном море над Кипром.

Международные отношения империи Хеттов

Успешными хеттский народ был не только в деле ведения войны, но и переговором с другими народами. Соглашения с другими династиями закреплялись за счет браков и достижения договоренностей. Было организовано специальное ведомство для дипломатов наподобие министерства иностранных дел в современности. Конец времен древняя цивилизация встретила в XII в. до н.э. при набеге киприотов.

Государство хеттов была одним из самых могущественных царств Древнего мира, она простиралась от Восточной Анатолии до Эгейского моря на западе и от Черного моря на севере почти до Леванта. Империя хеттов поглотила царство Митанни, завладела Северной Сирией, колонизовала западную окраину Малой Азии и конкурировала за владычество с самим Египтом.

Колнониальная и завоевательная политика хеттов была характерна тем, что они стремились решить территориальные конфликты не за счет военных побед, а при помощи дипломатии. Именно при помощи заключения договоров хеттов с представителями элиты соседних государств к державе были присоединены Алалах и Хальпа, Тархунтасса и Каркемиш.

Немецкий историк Франк Штарке писал о хеттах: "Если никакие мирные требования не помогали, хеттский царь предупреждал своего противника: "Боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу".

Хетты не брали с покоренных земель неподъемной дани и даже часто оставляли у власти аннексированной территории прежнего правителя, лишая его, однако, права на проведение независимой политики.

Самым сильным противником Хеттской державы был Египет. В 1275 году до нашей эры недалеко от сирийского города Кадеш состоялось сражение между войсками Рамзеса II и хеттским войском Муваталли II. Эта битва стала первой в истории, чье описание мы можем в источниках обеих воюющих сторон и последней битвой в истории Бронзового века - хетты уже использовали железное оружие.

Долгое сражение так и не привело ни к чьей победе. Муваталли предложил египетскому фараону перемирие, Рамзеc согласился. Хеттские источники приписали в итоге победу хеттам, египетские - египтянам.

Хетты покорили Арцаву, Аххияву, Мису, Вилусу и другие государства на западе Анатолии. Но покоренные восстали и вступили с жившими на островах Эгейского моря "народами моря" антихеттскую коалицию. Между 1200 и 1190 годами до н.э. они дошли до столицы хеттов Хаттусы. Город был взят штурмом.

Первая конституция

Хетты очень трепетно относились к юридическим вопросам, поскольку считали, что договоры заключаются не только между людьми, но и перед богами. Нарушение закона приравнивалось к оскорблению богов. Хеттские законы были святыней, их высекали на табличках из железа, серебра и золота, хранили в храмах. В царские дворцы же отправлялись только глиняные копии законов, по которым мы сегодня можем судить о юридической системе хеттов.

В хеттских законах много интересного. Так, правитель захваченной территории заключал со "страной хеттов" договор. Именно со страной, а не с правителем державы. Государство хетты чтили больше, чем правителя, который не правит страной, а только служит ей. В этом принципиальное отличие Хеттской державы от восточных деспотий Древнего мира.

Первая известная истории конституция была создана хеттами - указ царя Телепину (около 1500 года до новой эры), он реформировал систему передачи власти в стране и описывал действующие органы управления, четко разграничивая их полномочия. Царь был символом единения страны, тулия - совет старейшин - был советом министров и полководцев, панкусом назывался военный совет, куда входили члены рода, высшие сановники и воины.

По принципам своей работы Панкус можно сравнить с германским тингом. То разграничение прав, которое утвердил царь Телепину, сохранялось в Хеттской державе три века, вплоть до её падения.

Без календаря

Серьезное исследование истории Хеттской державы началось только в XX веке. В 1906 году был обнаружен Богазкёйский архив царей Хатти, в 1915-1916 годах чешский лингвист Бедржих Грозный расшифровал хеттскую письменность.

Проблемой для историков стало то, что хетты никогда не сообщали точные даты. В их "таблицах о мужественных деяниях" царей много пометок "на следующий год", но год отчета неизвестен. Хетты не отсчитывали своей истории с определеного момента и не отмечали времени правления своих правителей. Хронологию Хеттской державы мы знаем по источникам её соседей.

Религия

Религия хеттов была смесью местных и государственных культов. Верховным богом считался бог Грозы Тешибу. Его изображали с молнией и топором в руках, в виде возничего колесницы, запряженной быками.

Пантеон хеттских богов был обширен и мог видоизменяться в зависимости от доминирования того или иного культа. Почитались у хеттов и изображения животных. Так, хорошо нам известный двуглавый орел пошел именно от хеттов.

Богослужения хетты проводили как в святилищах под открытым небом (скальное святилище в Язылыкая), так и в храмах. Циклопическая кладка одного из хеттских храмов была обнаружена Богазкее.

Язык

В Хеттской империи было распространено восемь языков. На хеттском и аккадском говорили цари во время официальных церемоний, на хурритском обычно писались тексты. Словари, которыми пользовались писцы, составлялись на основе шумерских знаков.

Уже упоминавшийся чешский лингвист Бедржих Грозный в 1915 году доказал индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков. Дальнейшие исследования выявили, что от этих языков происходили ликийский, карийский, лидийский, сидетский и ряд других языков Малой Азии I тыс. до нашей эры.

Куда исчезли хетты?

Остается вопрос: куда исчезли хетты? Иоганн Леман в своей книге "Хетты. Народ тысячи богов" приводит версию того, что хетты ушли на север, где ассимилировались с германскими племенами. Тацит упоминал хеттов в своем описании германских племен. Он писал: "По сравнению с другими германцами хатты чрезвычайно благоразумны и предусмотрительны… И что совсем поразительно и принято лишь у римлян с их воинской дисциплиной, больше полагаются на вождя, чем на войско".

Эта версия пока остается только лишь версией.

Народ

Ранняя история

На рубеже III-II тысячелетий до н. э. у хеттов начал распадаться родоплеменной строй. Ускорению этого процесса способствовало проникновение в XX-XVIII вв. до н. э. семитских торговых колонистов (ассирийских и, отчасти, аморейских). На территориях восточной и центральной частей Малой Азии было, видимо, ещё в III тыс. до н. э. создано несколько политических образований типа городов-государств (Пурусханда , Амкува , Куссар , Хатти , Каниш , Вахшушана, Ма’ма, Самуха и др.), во главе которых стояли цари (рубаум) или царицы (рабатум). Города-государства Малой Азии пользовались письменностью и письменным языком, заимствованным у ашшурских купцов. Среди городов-государств происходила борьба за политическую гегемонию. На первых порах верх взяла Пурусханда , правитель которой считался «великим царём» среди остальных правителей городов-государств Малой Азии. Позднее же ситуация изменилась в пользу города-государства Куссар . В первой половине XVIII в. до н. э. царь Куссара Аниттас основал обширную державу, названную позже Хеттским царством.

Древнехеттское царство (ок. 1680-1500 до н. э.)

Основная статья: Древнехеттское царство

Хеттская историческая традиция связывала древнейший период истории хеттов с Куссарой , которая была столицей в начале существования Хеттского государства. Однако после Анитты произошли крупные изменения в политической обстановке этого края. Многие центры подвергаются разгрому. Трудно сказать, принимали ли в этом участие непосредственные предки тех, в чьих руках оказывается вскоре власть в Центральной Анатолии (цари династии Лапарнаса). Однако приход к власти этой династии, очевидно, всё же в значительной мере был подготовлен этим событием. Представители этой династии своим родоначальником считали Лапарнаса, правившего после Аниттаса и ничем не выражают свою связь с династией Аниттаса. Династия Лапарнаса была носителем других традиций и, возможно, происходила из другого объединения, чем то, к которому принадлежали Питханас и Аниттас . Культурные и общественные изменения выразились, и в том, что хетты сменили официальные староассирийский аккадский диалект и письменность на родной язык и другой вариант клинописи, заимствованный из Северной Сирии через жившие там племена хурритов .

В начале резиденцией династии Лапарнаса был Куссар , заброшенный династией Анитты как столица. Со временем, в борьбе за гегемонию с городом Несой последняя потерпела поражение, и Куссара получает власть над всей Центральной Малой Азией. В начале существования Древнехеттского царства там был матрилинейный принцип наследования власти. У протохеттов М. Азии, по данным торговых документов из Каниша , рядом с правителем - рубаум всегда стояла почти не уступавшая ему по культовому и политическому значению правительница - рубатум, отождествляющаяся с шумеро-акадской жрицей - энтум, участницей обряда «священного брака». Поэтому, по-видимому, было важнее, чтобы царём был не столько сын правителя, сколько сын дочери правителя.

Государство у хеттов имело рыхлую структуру. Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице, существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей), а также области, выделенные в управление крупным сановникам. Во главе всего государства стояли царь (хассу), носивший (в отличие от менее значительных царей) также титул табарна.

Период Среднего хеттского царства относительно мало изучен ввиду скудности источников. Этот период характеризуется дальнейшим ослаблением Хеттского царства в результате войны с внешними врагами и внутренних неурядиц. К востоку от хеттов ещё в XVI в. до н. э. возникла сильная Митаннийская держава, ставшая их мощным соперником.

Новохеттское царство (ок. 1460-1190 до н. э.)

Мирный договор,заключенный Рамзесом II и Хаттусилисом III после битвы при Кадеше.Археологический музей.Стамбул.

Основная статья: Новохеттское царство

Ок. 1460 года до н. э. была основана новохеттская династия, при которой империя достигла своего расцвета. Возобновились походы на Сирию, сильно ослабившие страну, потерявшую большую часть своих территорий. При царе Суппилулиуме I (1380-1335 до н. э.), который правил своим государством из столицы Хаттусас (но до 1480 г. до н. э. столицей был город Каниш). Удалось победить Митанни и Египет , завоевав все Восточное Средиземноморье вплоть до Палестины . На завоеванных территориях на севере Сирии и Месопотамии были созданы вассальные княжества, правителями которых Суппилулиума I назначил своих младших сыновей. Мурсили II (ок. 1335-1305 до н. э.) заключил мир с фараоном Хоремхебом , приведя Хеттское царство к вершине своего могущества.

Однако уже в следующем столетии возобновилась борьба за Сирию и Палестину между хеттским войском царя Хаттусилиса III и войском египетского фараона Рамсеса II . Противостояние завершилось грандиозной, но безрезультатной битвой при Кадеше (в северной Сирии). В итоге большая часть Сирии и Финикии перешли под полный контроль египтян, и в 1280 г. до н. э. с ними был заключен мирный договор, а дочь Хаттусилиса стала женой фараона. Также было заключено перемирие с Ахейской Грецией , но воинственная Ассирия оставила подконтрольной отвоеванную Верхнюю Месопотамию.

Последующий упадок царства в XII в. до н. э. совпал во времени с общеближневосточным кризисом, известным как бронзовый коллапс . Вследствие внутренних раздоров и внешних неудач, возможно, в стране разразился голод. Под натиском «народов моря » хеттское царство было уничтожено и перестало существовать.

Позднехеттские царства (ок. 1190-700 до н. э.)

Основная статья: Позднехеттские царства

После падения Новохеттского царства в Анатолии бывшие вассальные княжества хеттов продолжали существовать как самостоятельные государства. Это прежде всего Табал , Камману (с Мелидом), Хилакку, Куэ , Куммух, Каркемиш , а также Яуди (Самаль), Тил Барсип, Гузана, Унки (Паттина), Хатарикка (Лухути) и др. Их правители считали себя законными правопреемниками хеттской державы, но не имели возможностей для реализации своих амбиций. Просуществовав несколько веков, они в IX-VIII вв. до н. э. были покорены великими державами Двуречья - Ассирией , а затем Вавилоном .

Государственное устройство Хеттской державы

Царя окружают чиновники и личный секретарь. Дворцы царей строились по образцу ассирийских и украшались барельефами, представляющими сцены из охот царя, пиршества и т. п. Из упоминания в ассирийских летописях о кархемишской мине Винклер выводит заключение об особой системе мер и весов у хеттов и о развитии у них городской жизни. Мы можем констатировать только на основании телль-амарнской корреспонденции развитие промышленности в Митанни , поставлявшем в Египет колесницы и драгоценности.

Военное дело

Хеттская колесница.Рисунок с египетского барельефа .

Из изображений в египетских храмах и хеттских барельефов можно получить представление о военном деле у хеттов: имелись пехота, колесницы (по три воина на каждой: возница, щитоносец и стрелок) и конница. Оружие - небольшой треугольный лук, небольшой четырёхугольный или овальный плетёный щит, похожий на изображаемый в классическом искусстве у понтийских амазонок ; фаланга была вооружена кинжалами-мечами; последние имели не сирийскую, а киликийскую форму - ту же, какая изображается египтянами у морских народов запада. Кроме того, были и длинные копья. Одеты были воины в передники египетского покроя, офицеры - в длинное платье; цари носили (особенно в позднее время) ассирийский наряд. Характерны длинные костюмы частных лиц и головные уборы - у мужчин остроконечные, у женщин - цилиндрические, может быть из войлока или кожи. Характерна и обувь - большей частью башмаки с загнутыми кверху носками.

Отдельные учёные предполагают, что хетты первыми начали применять биологическое оружие , однако эта точка зрения, по-видимому, не является общепринятой.

См. также

  • Хеттское иероглифическое письмо

Примечания

Хеттский храм.Бейшехир.Турция .

Литература

  • Александров Б. Е. Хеттская держава и Верхняя Месопотамия в XIII в. до н. э.: реконструкция политических взаимоотношений : 2002: Авт. дисс. к.и.н., М.

Цивилизация возникла 41 в. назад.
Цивилизация остановилась 26 в. назад.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Хеттская цивилизация существовала в промежутке между 2000 -- 500 гг. до н.э., на 600 лет дольше своих политических образований, среди которых главным было Хеттское царство..

Самоназвание хеттов Nesili, Kanesili от города Неса (Каниш). Термин Hatti использовался для обозначения жителей Хеттского царства, а также более древних обитателей этих земель - хаттов, вместе с лувийцами..

Прародиной хеттов были Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н.э. Они были первым индоевропейским народом Среднестоговской цивилизационной культурой, заселившим Болгарию и Грецию в IV тыс. до н.э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы..

Хетты неоднократно упомянуты в Библии.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Хетты испытали сильное влияние в лице местного автохтонного субстрата хаттов и, в меньшей степени, хурритов (Митанни).

По другой версии, хетты - коренное аборигенное население Малой Азии, предки которых обосновались в Малой Азии в XIII-X тысячелетиях до нашей эры.

Большое влияние на культуру хеттов оказала вавилонская цивилизация, от которой они заимствовали клинопись.

Около 1800 хеттская цивилизация инициировала создание Хеттского царства. Оно просуществовало до 1180 до н.э.

На рубеже III-II тысячелетий до н. э. у хеттов начал распадаться родоплеменной строй. Ускорению этого процесса способствовало проникновение в XX-XVIII вв. до н. э. семитских торговых колонистов (ассирийских и, отчасти, аморейских). На территориях восточной и центральной частей Малой Азии было, видимо, ещё в III тыс. до н. э. создано несколько политических образований типа городов-государств (Пурусханда, Амкува, Куссар, Хатти, Каниш, Вахшушана, Ма’ма, Самуха и др.), во главе которых стояли цари (рубаум) или царицы (рабатум).

Города-государства Малой Азии пользовались письменностью и письменным языком, заимствованным у ашшурских купцов. Среди городов-государств происходила борьба за политическую гегемонию. На первых порах верх взяла Пурусханда, правитель которой считался «великим царём» среди остальных правителей городов-государств Малой Азии. Позднее же ситуация изменилась в пользу города-государства Куссар.

В первой половине XVIII в. до н. э. царь Куссара Аниттас основал обширную державу, названную позже Хеттским царством.

После падения Новохеттского царства в Анатолии бывшие вассальные княжества хеттов продолжали существовать как самостоятельные государства. Это прежде всего Табал, Камману (с Мелидом), Хилакку, Куэ, Куммух, Каркемиш, а также Яуди (Самаль), Тил Барсип, Гузана, Унки (Паттина), Хатарикка (Лухути) и др. Их правители считали себя законными правопреемниками хеттской державы, но не имели возможностей для реализации своих амбиций. Просуществовав несколько веков, они в IX-VIII вв. до н. э. были покорены великими державами Двуречья - Ассирией, а затем Вавилоном.

Хетты использовали для своих записей две письменности: адаптированный вариант ассиро-вавилонской клинописи (для ранних текстов на хеттском языке) и оригинальную силлабо-идеографическую письменность.

Как и хурриты, хетты поклонялись богу грома - Тешубу (Тишуб-Тарку). Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором - в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.

Имеется греческая легенда об амазонках, происхождений которых, несомненно можно отнести к хеттам. Амазонкам приписывали построение многих знаменитых городов Малой Азии - Смирны, Эфеса. Эти амазонки были на самом деле жрицами великой богини Азии.

Были у хеттеев боги Тар или Тарку, Мауру, Кауи, Хепа. Тарку в Киликии и Лидии был известен под именем Сандана (бог солнца). Был бог Тисбу или Тушпу, функции его отождествляют с функциями ассиро-вавилонскаго Раммана, то есть считают его богом гроз и бурь.

Хеттейским богом был Касиу, окуда появился потом греческий Зевс. В своей сути хеттейские боги имели дикий и воинственный характер. Почитались у хеттеев животные в их изображениях часто встречается орел, что говорит о культе орла. Загадочным остается тот факт, что у хеттеев изображался двуглавый орел, которой держит в каждой из своей лап, какое-то животное.

Треугольная геометрическая фигура считалась у хеттов источником могучей силы, даже источником жизни. Изображения равностороннего треугольника помещалось на печатях и к нему присоединяли ещё другие образы. Иногда в треугольник помещались глаза. Главное женское божество хеттов, вероятно, было первообразом малоазиатской «Великой Матери» с именем Ма, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове.

Хеттское общество отличалось высоким социальным статусом женщины, у них избирались все должности вплоть до царя. Хетты отличались рациональностью законодательства. У хеттов не было смертной казни, преступления карались натуральным или денежным штрафом в качестве компенсации.

Хетты были людьми брюнетического типа, обладавшие крупным носом и весьма коротким и высоким черепом с очень плоским, точно срезанным затылком. Антропологический тип хеттов относилися к арменоидам, он лучше всего сохранился среди нынешних армян.

В последние века своего существования хетты создали могущественное Новохеттское государство, существенно распространившее своё влияние на Ближнем Востоке и вступившее в военную конфронтацию с региональным гегемоном - Египтом. При Тутмосе III хетты ещё присылали египтянам богатые дары, но от фараона Хоремхеба до Рамсеса II (XIV-XIII век до н. э.) две конкурирующие силы вели войны за контроль над Сирией (частью которых была битва при Кадеше).

После уничтожения Хеттского царства под ударами народов моря во время катастрофы бронзового века народ хеттов пришел в упадок.

Отдельные неохеттские государства продолжали существовать на периферии Хеттского царства в Сирии и на юге Анатолии, пока не были разгромлены ассирийцами.

++++++++++++++++++++++++

Б эгби относит её к периферийным, вторичным цивилизациям. Хеттская цивилизация считается произошедшей от шумеро-аккадской.

Т ойнби относит её к расцветшим цивилизациям спутникам.

Х етты относятся к белой (нордическая) + белой (альпийская) раса.

Х еттское общество инфрааффилированное (общества, связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менее интимной связью, чем сыновнее родство через вселенскую церковь, связью, обусловленной движением племен). (Тойнби).

Х етты - индоевропейский народ бронзового века, обитавший в Малой Азии, где он создал Хеттское царство.

Х етты были первым индоевропейским народом (Среднестоговская культура), заселившим Болгарию и Грецию еще в IV тыс. до н.э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы.

П рародиной хеттов были предположительно Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н.э.

В конце III - начале II тыс. до н.э. на Малоазийский полуостров проникли индоевропейские племена, одно из которых основало в сер. II тыс. до н.э. княжество с центром в г. Несе. Это княжество стало ядром будущего Хеттского царства, столицей которого с XVI в. до н.э. становится г. Лхатти (Хаттусас).

И ндоевропейские племена именовали себя, насколько известно, несийцами (по г. Несе). Самоназвание хеттов Nesili или Kanesili происходило от города Неса (Каниш), в то время как термин Hatti использовался для обозначения жителей Хеттского царства, а также более древних обитателей этих земель - хатти. Хатти - это местное название народа, который в Ветхом завете именуется "детьми Хета", то есть "хеттами".

Т ермин же "хатти" чрезвычайно многозначен. Здесь он употреблен в качестве названия хеттской державы, но первоначально это было наименование города и народа, родственного, видимо, северокавказским этносам и называемого в науке хаттами или протохеттами.

Х етты-неситы неоднократно упомянуты в Библии.

Х етты испытали сильное влияние в лице местного автохтонного субстрата хаттов и, в меньшей степени, хурритов (Митанни).

Т акже влияние на культуру хеттов оказала вавилонская цивилизации, от которой они заимствовали клинопись.

Х еттское царство, государство, существовавшее в Малой Азии в XVIII (или XVII)- XIII вв. до н.э. В период наибольшего могущества в XV-XVI вв. до н.э. это государство распространяло власть и на Сирию.

В последние века своего существования хетты воевали с египтянами (при Тутмосе III и Рамсесе II - XV-XIII век до н.э.) за контроль над Сирией (особенно за город Кадеш).

П осле уничтожения Хеттского царства народами моря народ хеттов пришел в упадок. На их месте поселились фригийцы, вытеснив хеттов в Киликию, Мелид (Мелитена) и Куммух (Коммагена), где они дожили до прихода персов и впоследствии были ассимилированы малоазийскими греками.

Д оказано индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков - двух основных близкородственных письменных языков Хеттского царства. Установлено, что от данных языков происходили ликийский, карийский, лидийский, сидетский и ряд других языков Малой Азии I тыс. до н.э., не переживших эпохи римского завоевания.

Х етты использовали для своих записей две письменности: адаптированный вариант ассиро-вавилонской клинописи (для ранних текстов на хеттском языке) и оригинальную силлабо-идеографическую письменность (для более поздних текстов на лувийском языке).

Х рамы хеттские имели сходство с семитическими. В Эюке и Богаз-кёе (Изили-Кая) это были дворы среди природных скал, украшенных барельефами. Последние представляли религиозные сцены: шествия богов, процессии жрецов, мистические церемонии.

П севдо-Лукиан говорит о городском храме на высокой платформе, с большим двором, за которым следовали святилище и отделявшееся завесой святое святых. Медный жертвенник и идол стояли на дворе; здесь же был пруд для священных рыб; у входа стояли два огромных конусообразных символа плодородия; в самом храме - престол Солнца; были статуи различных божеств; при храме содержались орлы, лошади, быки, львы, посвящённые божествам. Боги представлялись шествующими на этих животных.

В Эюке найдены колоссальные сфинксы. На одной из их сторон находится барельеф двуглавого орла. Этот символ неоднократно встречается у малоазиатских хеттов; например, в Изили-кая на нём шествуют два божества. При храмах были многочисленные коллегии жрецов, доходившие иногда до нескольких тысяч.

К ульт хеттов известен по барельефам. Хетты поклонялись богу грома - Тишуб-Тарку. Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором - в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.

Г лавное женское божество хеттов вероятно было первообразом малоазиатской «Великой Матери», с именем Ma, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове. В Богаз-кёе есть интересное изображение хеттского божества в высоком остром 8-угольном головном уборе.

К ульт хеттов имел крайне оргиастический характер (самооскопления, исступленность, ритуальная проституция). Одеяние жрецов было длинное, ассирийского типа; в руках у них были загнутые жезлы. О мифах хеттов нам ничего не известно, кроме сказания об Аттисе, любимце Великой Матери, изувечившем себя. Миф этот - одного порядка с рассказом о Таммузе и Адонисе и имеет в виду юного бога весны.

П севдо-Лукиан говорит о существовании в Иераполе сказания о потопе. По содержанию оно почти тождественно с вавилонским и библейским; имя героя - Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали, в расщелине скалы под храмом, сток вод потопа.

А нтропологический тип хеттов брахикефальный; у них тёмные волосы, длинный загнутый нос, выдающиеся скулы, короткий круглый подбородок, светлый цвет кожи. Волосы длинны и ниспадают на плечи двумя косами; на хеттских памятниках - одна коса сзади. Многие носили длинные бороды.

++++++++++++++++++++

Дохеттская ивилизация Малой Азии .

В период последней фазы существования ассирийских торговых центров (приблизительно в XVIII в. до н.э.) заметно активизировалась борьба правителей городов-государств Анатолии за политическое лидерство. Ведущую роль среди них первоначально играл город-государство Пурусханда. Только правители этого царства носили титул «великий правитель». Впоследствии борьбу с Пурусхандой и другими городами-государствами Малой Азии повели цари малоазиатского города-государства Куссары: Питхана и его сын Анитта. После продолжительной борьбы Анитта захватил город-государство Хаттусу, разрушил его и запретил заселять впредь.

Он прибрал к рукам Несу и сделал его одним из опорных пунктов той части населения, которая говорила на хеттском языке. По названию этого города сами хетты стали именовать свой язык несийским или канессийским. Анитта сумел взять верх и над правителем Пурусханды. В знак признания своего вассалитета тот принес Анитте атрибуты своей власти - железный трон и скипетр.

Имена царей Куссары Питханы и Анитты, добившихся значительных успехов в борьбе за политическую гегемонию в Анатолии, упоминаются в «каппадокийских табличках». Найден и кинжал с короткой надписью, в которой содержится имя Анитты. Однако сама история успешной борьбы Питханы и Анитты известна нам из более позднего документа, выявленного в архивах Хеттского государства, которое образовалось приблизительно через 150 лет после событий, связанных с Аниттой.

Этот промежуток времени между правлением Анитты и образованием Хеттского государства в письменных документах не освещен. Можно лишь предположить, что образование Хеттского государства (XVII-XII вв. до н.э.) явилось закономерным итогом социально-экономических, этнокультурных и политических процессов, особенно активизировавшихся на рубеже III-II тыс. до н.э. и в самом начале II тыс. до н.э.

Хеттская цивилизация .

Письменные документы - клинописные таблички, освещающие историю Хеттского государства, обнаружены в самом начале нашего века в архивах хеттской столицы Хаттусы (совр. Богазкей, в 150 км восточнее Анкары). Сравнительно недавно в местечке Машат-Хююк, на северо-востоке Малой Азии, вблизи города Зиле, найден еще один хеттский архив. Среди нескольких десятков тысяч клинописных текстов и фрагментов, найденных в Хаттусе (в Машат-Хююке обнаружено более 150 текстов и фрагментов), имеются исторические, дипломатические, правовые (в том числе свод законов), эпистолярные (письма, деловая корреспонденция), литературные тексты и документы ритуального содержания (описания празднеств, заклинания, оракулы и т. п.).

Большинство текстов составлено на хеттском языке; многие другие - на аккадском, лувийском, палайском, хаттском и хурритском языках. Все документы хеттских архивов записаны специфической формой клинописи, отличающейся от орфографии, использовавшейся в письмах и деловых документах ашшурских торговых центров. Предполагается, что хеттская клинопись была заимствована из варианта староаккадской клинописи, применявшейся хурритами в Северной Сирии. Дешифровка текстов на хеттском клинописном языке впервые была осуществлена в 1915-1917 гг. выдающимся чешским востоковедом Б. Грозным.

Наряду с клинописью хетты пользовались также иероглифическим письмом. Известны монументальные надписи, надписи на печатях, на различных предметах обихода и письма. Иероглифическое письмо применялось, в частности, в I тыс. до н.э. для записей текстов на диалекте лувийского языка. Эта система письма употреблялась и во II тыс. до н.э. Однако дошедшие до нас древние иероглифические тексты пока не дешифрованы, и точно не известно, на каком языке они составлялись. Более того, большая часть иероглифических текстов II тыс. до н.э., записывавшихся на деревянных табличках, по всей видимости, до нас не дошла.

В хеттских клинописных текстах часто речь идет о «писцах (иероглифами) на деревянных табличках».

Во многих клинописных документах отмечается, что они выполнены согласно подлиннику, составленному (иероглифами) на деревянной табличке. Опираясь на эти и многие другие факты, некоторые исследователи предполагают, что иероглифическое письмо могло быть наиболее ранней системой письма хеттов. В дешифровку иероглифического лувийского языка важный вклад внесли многие зарубежные ученые, в частности П. Мериджи, Э. Форрер, И. Гельб, X. Боссерт, Э. Ларош и др.

Историю Хеттского государства ныне принято делить на три периода: Древнее царства 1650-1500 гг. до н.э. Среднее царства 1500-1400 гг. до н.э. Новое царства 1400-1200 гг. до н.э.

Создание древнехеттского государства (1650-1500 гг. до н.э.) в самой хеттской традиции приписывается царю по имени Лaбарна. Однако тексты, которые были бы составлены от его имени, не найдены. Самым ранним царем, известным по ряду записанных от его имени документов, был Хаттусили I. Вслед за ним в период Древнего царства правили несколько царей, среди которых наиболее крупными политическими фигурами были Мурсили I и Телепину.

Менее документирована история Среднего царства (1500-1400 гг. до н.э.). Наибольшего могущества достигло Хеттское царство во времена царей новохеттского периода (1400-1200 гг. до н.э.), среди которых особенно выделяются личности Суппилулиумы I, Мурсили II, Муваталли и Хаттусили III.

Власть царя и царицы в хеттском обществе во многом сохраняла сакральный характер. Исполнение правителем и правительницей многих культово-религиозных функций расценивалось в качестве деятельности, способствующей обеспечению плодородия страны и благополучия всего населения. Многие существенные стороны всего комплекса представлений о царе и царице как символах плодородия (а также о связанных с ними конкретных атрибутах: царском троне, жезле и т. п., священных животных - воплощениях власти) сохраняют отчетливые связи с представлениями, характерными для традиций страны Хатти.

Вместе с тем в институте царской власти хеттов, видимо, сказывается влияние практики, существовавшей в среде хетто-лувийского населения раннего периода, и в частности обычая избрания царя (предводителя) на народном собрании. Пережитком такого собрания считается хеттский панкус. В период Древнего царства хеттов в «собрание» входили воины (часть свободного населения царства Хатти) и высшие сановники. Панкус имел юридические и религиозные функции. Впоследствии этот институт отмирает.

Управление государством осуществлялось с помощью многочисленной администрации. Ее верхушку составляли главным образом родственники и свойственники царя. Они обычно назначались правителями городов и областей страны, становились высшими придворными.

Основу хозяйства хеттов составляли земледелие, скотоводство, ремесла (металлургия и изготовление орудий из металлов, гончарное, строительное дело и т. п.). Важную роль в хозяйстве играла торговля. Существовали государственные земли (дворцовые и храмовые), а также общинные, находившиеся в распоряжении определенных коллективов. Владение и пользование государственной землей связывалось с исполнением натуральной (саххан) и трудовой (луцци) повинностей.

От саххана и луцци были освобождены земли, принадлежавшие храмам и другим культовым учреждениям. Земли частного лица, находившегося на царской службе, полученные им в «дар» от царя, также могли быть освобождены от обязательств, связанных с сахханом и луцци.

Вместе с тем в некоторых хеттских документах сохраняются определенные свидетельства того, что в ранний период истории обществ древней Анатолии взаимоотношения царя с подданными могли регулироваться на основе института обменных дарений. Такой обмен по форме носил добровольный характер, но по существу был обязательным. Приношения подданных предназначались царю за то, что на нем лежала функция по обеспечению плодородия страны. Со своей стороны подданные могли рассчитывать на ответное отдаривание со стороны царя. Взаимный обмен, видимо, имел место в моменты важнейших общественных празднеств, приуроченных к основным сезонам года.

Институт взаимных услуг нашел свое отражение в ряде хеттских текстов, в которых предписывается дать «хлеб и масло голодному», дать «одежду голому». Подобные представления засвидетельствованы и в культуре многих древних обществ (в Египте, Месопотамии, Индии) и не могут быть выведены из некоего утопического гуманизма древних обществ.

В то же время очевидно, что на протяжении всей истории хеттского общества происходило постепенное вытеснение из общественной практики института, основанного на принципе взаимных обязательств владыки и подданных. Вполне вероятно, что из системы первоначально добровольных услуг, оказываемых населением вождю (царю), происходят и хеттские саххан и луцци, которые уже в период Древнего царства хеттов обозначали определенные повинности в пользу государства.

Такой вывод вполне согласуется с отраженной в некоторых хеттских текстах тенденцией к постепенному сокращению прав свободных граждан. В частности, в одном из параграфов хеттских законов говорится о том, что человек, имеющий поля, полученные им в «дар» от царя, не выполняет саххана и луцци. Согласно более поздней редакции законов, владелец таких дарственных полей уже должен был выполнять повинности и освобождался от них лишь по специальному царскому указу.

Другие статьи хеттских законов также свидетельствуют о том, что были упразднены свободы от несения повинностей, которыми пользовались в Хеттском государстве жители ряда городов, воины, некоторые категории ремесленников. Древние привилегии были сохранены за привратниками, жрецами, ткачами важнейших культовых центров государства (г. Аринны, Нерика и Ципланды). В то же время были лишены таких прав лица, проживавшие на земле этих жрецов и ткачей на правах совладельцев земли. Свобода от несения повинностей не только жрецов, но и привратников объясняется, видимо, тем, что последние профессии расценивались как занятия, имеющие ритуальный характер.

Вся история Хеттского государства - это история многочисленных войн, которые велись на различных направлениях:

на севере и северо-востоке - с воинственными причерноморскими народами каска, постоянно угрожавшими своими походами самому его существованию,

на юго-западе и западе - с царствами Киццуватна и Арцава, населенными лувийцами и хурритами;

на юге и юго-востоке - с хурритами (в том числе с хурритским царством Митанни).

Хетты вели войны с Египтом, в которых решался вопрос о том, какая из крупнейших держав Ближнего Востока того периода будет преобладать в районах Восточного Средиземноморья, через которые пролегали важные торговые пути всего субрегиона. На востоке они воевали с правителями царства Ацци.

Хеттская история знала периоды необычайных взлетов и падений. При Лабарне и Хаттусили I границы страны Хатти были расширены от «моря и до моря» (под этим подразумевалась территория от Черного до Средиземного моря). Хаттусили I завоевал ряд важных областей на юго-западе Малой Азии. В Северной Сирии он взял верх над мощным хуррито-семитским городом-государством Алалах, а также над двумя другими крупными центрами - Уршу (Варсува) и Хашшу (Хассува) - и начал длительную борьбу за Хальпу (совр. Алеппо).

Этот последний город был захвачен его преемником на престоле Мурсили I. В 1595 г. до н.э. Мурсили, кроме того, захватил Вавилон, разрушил его и взял богатую добычу. При Телепину под хеттским контролем оказалась и важная в стратегическом отношении область Малой Азии Киццуватна.

Эти и многие другие военные успехи привели к тому, что Хеттское царство стало одним из самых могущественных государств Ближнего Востока. Вместе с тем уже в древнехеттский период восточные и центральные области страны Хатти подвергались разорительным вторжениям хурритов с Армянского нагорья и из Северной Сирии. При хеттском царе Хантили хурриты захватили и даже казнили хеттскую царицу вместе с ее сыновьями.

Особенно громкие победы были достигнуты в период новохеттского царства. При Суппилулиуме I под контролем хеттов оказались западные области Анатолии (страны Арцава). Был одержан верх над причерноморским союзом каска, над царством Ацци-Хайаса. Суппилулиума достиг решительных успехов в борьбе с Митанни, на престол которой он возвел своего ставленника Шаттивазу. Были завоеваны важные центры Северной Сирии Хальпа и Каркемиш, правителями которых были посажены сыновья Суппилулиумы Пияссили и Телепину. Под контролем хеттов оказались многие царства Сирии вплоть до Ливанских гор.

Существенное укрепление позиций хеттов в Сирии в конечном счете привело к столкновению двух крупнейших держав того времени - Хеттского царства и Египта (см. Древний Египет). В битве у Кадета (Кинза) на р. Оронт хеттская армия под командованием царя Муваталли нанесла поражение египетским войскам Рамсеса II. Сам фараон чудом избежал плена.

Столь крупный успех хеттов, однако, не привел к изменению в соотношении сил. Борьба между ними продолжалась, и в конечном счете обе стороны были вынуждены признать стратегический паритет. Одним из свидетельств его явился уже упоминавшийся нами хеттско-египетский договор, заключенный Хаттусили III и Рамсесом II около 1296 г. до н. э.

Между хеттским и египетским дворами установились тесные, дружественные связи. Среди переписки царей страны Хатти с правителями других государств большинство составляют послания, направленные из Хатти в Египет и обратно в период правления Хаттусили III и Рамсеса II. Мирные отношения были закреплены браком Рамсеса II с одной из дочерей Хаттусили III.

В конце среднехеттского и в особенности в новохеттский период Хатти вступила в непосредственный контакт с государством Аххиява, видимо располагавшимся на самом крайнем юго-западе или западе Малой Азии (согласно некоторым исследователям, это царство может быть локализовано на о-вах Эгейского моря или в материковой Греции). Аххияву часто отождествляют с Микенской Грецией. Соответственно название государства связывают с термином «ахейцы», обозначавшим (по Гомеру) союз древнегреческих племен.

Яблоком раздора между Хатти и Аххиявой были как области западной Малой Азии, так и о-в Кипр. Борьба велась не только на суше, но и на море. Хетты дважды овладевали Кипром - при Тудхалии IV и Суппилулиуме II - последнем царе Хеттского государства. После одного из этих рейдов был заключен договор с Кипром.

В своей завоевательной политике хеттские цари опирались на организованную армию, включавшую как регулярные формирования, так и ополчение, которое поставляли зависимые от хеттов народы. Военные действия обычно начинались весной и продолжались до поздней осени. Однако в некоторых случаях ходили в походы и в зимнее время, главным образом на юг, а порой даже на восток, в области горной страны Хайаса.

В периоды между походами, во всяком случае, часть регулярных сил расквартировывалась в специальных военных лагерях. Во многих пограничных городах страны Хатти, а также в населенных пунктах, контролировавшихся хеттскими царями вассальных государств, несли службу специальные гарнизоны хеттских регулярных войск. Правители вассальных стран были обязаны снабжать гарнизоны хеттов продуктами питания.

Армия состояла главным образом из колесничьего войска и тяжеловооруженной пехоты. Хетты были одним из пионеров в использовании легких колесниц в армии. Хеттская колесница, запряженная двумя лошадьми, несшая на себе трех человек - возничего, воина (обычно копейщика) и прикрывавшего их щитоносца, представляла собой грозную силу.

Одно из ранних свидетельств боевого применения колесниц в Малой Азии встречается в древнейшем хеттском тексте Анитты. В нем говорится, что на 1400 пехотинцев войска Анитты приходилось 40 колесниц. О соотношении колесниц и пехотинцев в хеттской армии свидетельствуют и данные о битве у Кадеша. Здесь силы хеттского царя Муваталли состояли приблизительно из 20 тыс. пехотинцев и 2500 колесниц.

Колесницы представляли собой изделия высокого технического мастерства и стоили довольно дорого. Для их изготовления требовались специальные материалы: различные породы дерева, произраставшие главным образом на Армянском нагорье, кожа и металлы. Поэтому производство колесниц, вероятно, было централизованным и велось в специальных царских мастерских. Сохранились хеттские царские наставления для мастеров, изготовлявших колесницы.

Не менее трудоемким, дорогостоящим и высокопрофессиональным делом была и подготовка по специальной методике большого числа лошадей, впрягаемых в колесницы. Хеттские приемы ухода за лошадьми и обучения упряжных лошадей известны из древнейшего в мире трактата по тренингу, составленного от имени Киккули, и других подобных текстов. Главной целью многомесячных тренировок лошадей была выработка у них выносливости, необходимой для военных целей.

Наставление Киккули составлено на хеттском языке. Однако само имя тренера, по-видимому приглашенного на хеттскую службу, хурритское. Хурритскими являются и некоторые встречающиеся в трактате специальные термины. Эти и многие другие факты дают основание считать, что история изобретения боевых колесниц и методов подготовки лошадей, впрягавшихся в них, тесно связана с хурритами.

Вместе с тем определенное влияние на хурритские приемы тренинга лошадей оказали и индо-иранские племена. Так, специальные коневодческие термины - «лошадиный тренер», «стадион» (манеж), «поворот» (круг) - и числительные, использовавшиеся для обозначения количества «поворотов», были заимствованы из «митаннийского», арийского диалекта, носители которого распространились на части территории хурритского царства Митанни.

Для захвата городов хетты часто прибегали к осаде, используя при этом штурмовые орудия, широко применяли они и тактику ночных маршей.

Существенным инструментом хеттской внешней политики была дипломатия. Хетты имели дипломатические отношения со многими государствами Малой Азии и Ближнего Востока в целом; эти отношения в ряде случаев регулировались специальными договорами. В хеттских архивах сохранилось больше дипломатических актов, чем во всех вместе взятых архивах других государств Ближнего Востока.

Содержание посланий, которыми обменивались хеттские цари с правителями других стран, а также содержание международных соглашений хеттов показывает, что в дипломатии того времени существовали определенные нормы взаимоотношений государей, использовался во многом стандартный тип договора. Так, в зависимости от соотношения сил сторон цари обращались друг к другу как «брат к брату» или как «сын к отцу». Периодические обмены послами, посланиями, подарками, а также династические браки расценивались как акты, свидетельствующие о дружественных отношениях и благих намерениях сторон.

Международными сношениями руководило специальное ведомство при царской канцелярии. Видимо, в штат этого ведомства входили разного ранга послы, посланники и переводчики. Через послов, часто сопровождаемых переводчиками, письма государей, дипломатические акты (клинописные таблички в глиняных конвертах) доставлялись государям-адресатам. Доставленное письмо обычно служило своего рода верительной грамотой посла.

Письма, посылавшиеся из страны Хатти правителями царств Малой Азии, а также заключавшиеся с этими последними договоры составлялись на хеттском языке. К другим царям Ближнего Востока шли письма на аккадском языке, который был языком международных отношений. Договора в таком случае обычно составлялись в двух вариантах: один - на аккадском, а другой - на хеттском языке.

Послания государей иностранных держав, а также тексты международных соглашений порой обсуждались хеттским царем на специальном царском совете, именовавшемся тулией. Известно также, что утверждению договора могли предшествовать длительные консультации, во время которых согласовывался взаимоприемлемый проект соглашения, как, например, в связи с заключением договора между Хаттусили III и Рамсесом II.

Договоры скреплялись печатями царей, иногда они записывались не на глиняных, а на металлических (серебряных, бронзовых, железных) табличках, что практиковалось, в частности, хеттами. Таблички договоров обычно хранились перед статуями верховных божеств страны, так как боги, главные свидетели договора, вправе были наказать того, кто нарушит соглашение.

Большинство международных соглашений хеттов представляли собой акты, закреплявшие военные победы хеттской армии. Поэтому в них часто ощущается неравноправный характер взаимоотношений сторон. Хеттский царь обычно предстает в качестве «сюзерена», а его партнер - в качестве «вассала». Так, хеттские цари часто обязывали вассала платить дань, возвращать скрывавшихся у него беглых земледельцев и сановников, замешанных в политических интригах.

Они обязывают «данника» ежегодно являться с визитом пред очи хеттского царя, заботиться о гарнизонах хеттских войск, расквартированных в городах вассала, по первому зову выступать с войском на помощь хеттскому правителю, не поддерживать тайных сношений с государями других враждебных хеттам стран.

Вассал обязан был ежегодно (порой трижды в год) перечитывать соглашение. Соблюдать договор обязаны были сыновья, внуки и правнуки вассала, другими словами, он заключался как бы на вечные времена. Однако в действительности такие надежды редко оправдывались. Чтобы стимулировать подчиненную сторону к совместным действиям против враждебных сил, некоторые договоры содержат статьи, регулирующие правила раздела добычи: добыча принадлежит той армии, которая захватила ее.

Характерной чертой дипломатической практики хеттов были и династические браки. Хетты, видимо, относились к международным брачным союзам по-иному, нежели, например, египтяне. У последних, как свидетельствует переписка между Аменхотепом III и касситским правителем Вавилона Бурнабуриашем, считалось, что египетская царевна не может быть отдана в жены царю другой страны. Не только царевна, но даже знатная египтянка не была дана в жены Бурнабуриашу, хотя последний был согласен и на такую замену.

Одна из причин отказа, видимо, заключалась в том, что египтяне руководствовались принципом, согласно которому статус «дающих жен» ниже статуса «берущих жен» (подобные представления засвидетельствованы и во многих других архаических коллективах). Соответственно «выдача жены» могла означать принижение статуса фараона и страны в целом. В то же время известно, что в периоды упадка мощи Египта фараоны порой выдавали своих царевен замуж за иностранных государей. Более того, во время расцвета Хеттского государства при Суппилулиуме I вдова Тутанхамона слезно молила хеттского правителя прислать ей в мужья любого из его сыновей.

В отличие от египтян хеттские цари довольно охотно выдавали замуж своих дочерей и сестер. Часто они сами брали в жены иностранных царевен. Использовались такие браки не только для поддержания дружественных отношений. Династические браки порой связывали по рукам и ногам вассала. Ведь, выходя замуж, представительница хеттского царского рода попадала не в число гаремных наложниц, а становилась главной женой. Именно такое условие ставили хеттские правители перед своими зятьями.

Об этом говорится, в частности, в договорах, заключенных Суппилулиумой I с правителем Хайасы Хукканой и с царем Митанни Шаттивазой. Правда, такого условия нет в договоре Хатти с Египтом. Тем не менее известно, что в отличие от митаннийских царевен, которые были взяты в гарем египетского фараона, хеттская царевна, выданная замуж за Рамсеса II, считалась его главной женой.

Через посредство своих дочерей и сестер хеттские цари укрепляли свое влияние в других государствах. Более того, поскольку законными наследниками престола иностранного государства становились дети главной жены, возникала реальная возможность того, что в будущем, когда на трон взойдет племянник хеттского царя, влияние государства Хатти в вассальной стране еще более упрочится.

За время существования Хеттского государства его народом были созданы многие культурные ценности. К их числу относятся памятники искусства, архитектуры, разнообразные литературные сочинения. Вместе с тем культура Хатти сохранила в себе богатое наследие, почерпнутое из традиций древних этносов Анатолии, а также заимствованное из культур Месопотамии, Сирии, Кавказа. Она стала важным звеном, соединившим культуры древнего Востока с культурами Греции и Рима.

К оригинальному жанру литературы относятся анналы - древнехеттские Хаттусили I, среднехеттские Мурсили II. Среди произведений ранней хеттской литературы привлекают внимание «Повесть о царице города Канеса» и погребальная песня. В «Повести о царице города Канеса» речь идет о чудесном рождении у царицы 30 сыновей. Близнецов поместили в горшки и пустили плыть по реке. Но они были спасены богами. Через некоторое время царица родила 30 дочерей. Повзрослев, сыновья отправились на поиски матери и пришли в Канес. Но поскольку боги подменили человеческую суть сыновей, они не узнали своей матери и взяли в жены своих сестер. Самый младший, узнав сестер, пытался воспротивиться браку, но было слишком поздно.

Сказание о царице города Канеса имеет обрядовый фольклорный источник. Мотив брака братьев и сестер обнаруживает очевидные типологические параллели с письменными и фольклорными текстами многих народов, в которых представлена тема кровосмешения. Широко известен во многих культурах и архаический обычай расправы с близнецами, подобный тому, о котором повествуется в хеттском тексте.

Среди оригинальных жанров хеттской литературы периода Среднего и Нового царств следует отметить молитвы, в которых исследователями обнаруживаются совпадения с идеями ветхозаветной и новозаветной литературы, а также «Автобиографию» Хаттусили III - одну из первых автобиографий в мировой литературе.

В период Среднего и Нового царств на хеттскую культуру сильное влияние оказала культура хуррито-лувийского населения юга и юго-запада Анатолии. Это культурное влияние явилось лишь одной из сторон воздействия. Подобно тому как в период Древнего царства хеттские цари носили в основном хаттские имена, в этот период цари, происходившие из хурритской династии, имели по два имени. Одно - хурритское - они получали от рождения, другое - хеттское (хаттское) - по восшествии на престол.

Хурритское влияние обнаруживается в рельефах хеттского святилища в Язылыкая. Благодаря хурритам и непосредственно из культуры этого народа хетты переняли и переложили на свои язык ряд литературных произведений: аккадские тексты о Саргоне Древнем и Нарам-Суэне, шумерский эпос о Гильгамеше, имеющий в целом месопотамский первоисточник - среднехеттский гимн Солнцу, хурритские эпосы «О царстве на небесах», «Песнь об Улликумми», рассказы «Об охотнике Кесси», «О герое Гурпаранцаху», сказки «Об Аппу и двух его сыновьях», «О боге Солнца, корове и рыбачьей чете». Именно хеттским переложениям мы обязаны, в частности, тем, что многие произведения хурритской литературы не исчезли безвозвратно в глубине веков.

Одно из важнейших значений хеттской культуры заключается в том, что она выполняла роль посредника между цивилизациями Ближнего Востока и Греции. В частности, обнаруживаются сходства между хеттскими текстами, являющимися переложениями соответствующих хаттских и хурритских, с греческими мифами, зафиксированными в «Теогонии» греческого поэта VIII-VII вв. до н.э. Гесиода. Так, существенные аналогии прослеживаются между греческим мифом о борьбе Зевса со змееподобным Тифоном и хеттским мифом о сражении бога Грозы со Змеем. Имеются параллели между тем же греческим мифом и хурритским эпосом о каменном чудовище Улликумми в «Песне об Улликумми». В этом последнем упоминается гора Хацци, куда переселился бог Грозы после первого сражения с Улликумми. Та же гора Касион (по более позднему автору - Аполлодору) - место сражения Зевса с Тифоном.

В «Теогонии» история происхождения богов описывается как насильственная смена нескольких поколений богов. Эта история, возможно, восходит к хурритскому циклу о царствовании на небесах. Согласно ему, вначале в мире царствовал бог Алалу (связанный с Нижним миром). Он был свергнут богом неба Ану. На смену ему пришел бог Кумарби, который в свою очередь был низвергнут с престола богом Грозы Тешубом. Каждый из богов царствовал по девять веков. Последовательная смена богов (Алалу - Ану - Кумарби - бог Грозы Тешуб) представлена и в греческой мифологии (Океан - Уран - Крон - Зевс). Совпадает мотив смены не только поколений, но и функций богов (хурритское Ану от шумерского Ан - «небо»; бог Грозы Тешуб и греческий Зевс).

Среди отдельных совпадений греческой и хурритской мифологий отмечаются греческий Атлант, который держит Небо на своих плечах, и хурритский великан Упеллури в «Песне об Улликумми», поддерживающий Небо и Землю (аналогичный образ бога известен и в хаттской мифологии). На плече Упеллури росло каменное чудовище Улликумми. Бог Эа лишил его силы, отделив его с помощью резака от плеча Упеллури. Согласно хурритской мифологии, этот резак был впервые использован при отделении Неба от Земли.

Способ лишения силы Улликумми имеет параллели в мифе об Антее. Антей, сын Посейдона, повелителя морей, и Геи, богини Земли, был непобедим, пока прикасался к матери-земле. Геракл сумел задушить его, только подняв вверх и оторвав от источника силы. Как и в «Песне об Улликумми», согласно греческой мифологии, специальное орудие (серп) используется для отделения от Земли (Геи) Неба (Урана) и оскопления последнего.

Около 1200 г. до н. э. Хеттское государство перестало существовать. Падение его, по-видимому, было обусловлено двумя причинами. С одной стороны, оно было вызвано усилившимися центробежными тенденциями, приведшими к распаду некогда могучей державы. С другой стороны, вероятно, что потерявшая былую силу страна подверглась нашествию племен Эгейского мира, именуемых в египетских текстах «народами моря». Однако, какие именно племена среди «народов мира» участвовали в разрушении страны Хатти, точно не известно.

++++++++++++++++++++++++++

Легенду карты см. внизу страницы.

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО - древнее государство в Малой Азии, существовавшее в 18 - начале 12 веков до н. э. Предшественниками Хеттского царства были малоазийские политические объединения 20-19 веков до н. э., упоминаемые в документах на староассирийском диалекте аккадского языка, найденных в торговых центрах, где были колонии ассирийских купцов: Канес (хеттское; ассир. - Каниш), Хаттусас (хеттское; ассир.- Хаттушаш), Бурусханда (хеттское; ассир. - Бурушханда). Эти объединения, как позднее и Хеттское царство, включали население, принадлежавшее к разным этническим группам: хеттам, хатти и др.

Ранний период (1-я половина 18 века до н. э.). При хеттском царе города Куссара - Аниттасе (около 18 века) началось государственное объединение некоторых областей Анатолии, бывших до этого центрами торговых колоний. Аниттас завоевал город Heca (по которому хеттский язык назывался несийским), Хаттусас. Вассалом Аниттаса стал город Бурусханда. Столицей Хеттского царства при нем и других первых царях Хеттского царства был Куссар. Найденные в Богазкёйском архиве надписи позволяют заполнить пробел между Аниттасом и основателем древнехеттской династии Лабарной (или Табарной) (начало 17 века; его имя было титулом хеттских царей).

Древнее Хеттское царство (2-я половина 18-16 века до н. э.). Как сообщают тексты позднейшего времени, Лабарна расширил границы Хеттского царства "от моря до моря". Правителем Бурусханды он назначил своего сына. При преемнике Лабарны - Хаттусили I (середина 17 века) окончательно были включены в состав Хеттского царства Цальпа и ряд юго-восточных областей Малой Азии. Столица была перенесена в Хаттусас. В ряде документов древнего Хеттского царства, начиная с "Анналов" Хаттусили I, упоминается борьба хеттов с городом Халаб или Халпа (в Северной Сирии, современный Халеб (Алеппо)). Этот город был завоеван царем Мурсили I (конец 17 века) - сыном Хаттусили I, по более поздним источникам - внуком, при котором военная мощь Хеттского царства достигла наивысшего подъема. Около 1595 года (или по другой хронологии - около 1650 года) Мурсили I взял Вавилон. При его преемнике Хантили I каскайские племена совершили опустошительный набег на северную часть Хеттского царства и угрожали его столице. Охватывающий примерно сто лет период, который следовал за царствованием Мурсили I, был заполнен междоусобицами, актами кровной мести и дворцовыми переворотами. Последним крупным царем древнего Хеттского царства был Телепину (конец 16 века).

Судя по "Завещанию" Хаттусили I из Богазкёйского архива, власть царя в то время не была безграничной. Значительными полномочиями обладало собрание панкус (хеттское pankus - собрание всех), объединявшее всех свободных членов общества, способных носить оружие. К собранию царь обращался по вопросам престолонаследия. Хаттусили I в своем "Завещании" обращается к собранию по поводу изменения порядка наследования: вместо племянника царя по женской линии он объявляет наследником сына царя и заявляет, что впредь никто не должен назначать наследником сына своей сестры (это можно рассматривать как отражение процесса перехода от счета родства по матери к счету родства по отцовской линии). Хаттусили I предписывал будущему царю советоваться с собранием по делам, связанным с преступлениями, особенно религ. характера.

Стремясь положить конец эпохе смут, кровопролитных междоусобиц и распрей в царском роде, Телепину возродил права собрания, которое (как и во времена Хаттусили I) вновь должно было разбирать споры царя с членами царского рода. В период, предшествовавший воцарению Телепину, преступления, совершавшиеся представителями высшей знати, оставались безнаказанными. Фактически высшие сановники перестали быть подсудными собранию, что было следствием обнаруживавшегося уже в текстах 17 века неравноправия высших сановников и рядовых придворных. При Телепину собрание получило право судить не только высших сановников, но и царя - в случае, если тот посягнет на жизнь членов своего рода. Закрепляя реформу порядка наследования царской власти, начатую Хаттусили I, Телепину установил нормы, действовавшие на протяжении последующей истории Хеттского царства.

К эпохе Древнего Хеттского царства относится один из вариантов хеттских законов, где сообщается, что при "отце царя" (возможно, Телепину) имела место реформа законодательства, приведшая к значительному смягчению наказаний и отмене древних обычаев. К этому времени хеттское право начало ориентироваться не столько на наказание виновного, сколько на возмещение пострадавшему. В период Древнего Хеттского царства часть земель составляла собственность царя. Непосредственно царю (или уполномоченным лицам царя) подчинялись две категории лиц - царские служащие ("люди службы") и царские работники. Существовала система дарений земель высшим сановникам, получавшим иммунитет, в частности, от общегосударственной повинности (luzzi). Члены общин несли повинность luzzi, "люди службы" и "главы рабынь и рабов", подчинявшиеся непосредственно царю. В хеттских законах отражено различие социального положения свободных и рабов, в частности разница между наказаниями за преступление, совершенное по отношению к свободному человеку, и за аналогичное преступление, совершенное по отношению к рабу. Ко времени составления древних хеттских законов (около 16 века) тремя основными частями Хеттского царства были его центральная область - "страна хеттов" (хетт.) с центром в Хаттусасе, Лувия (хетт., область на Юго-Западе Малой Азии; в одном из вариантов хеттских законов используется позднейшее название страны на юге Малой Азии - Арцава) и Пала - область на Северо-Востоке Малой Азии. В каждой из этих областей был свой язык (соответственно хеттский, лувийский и палайский), причем для области Пала и "страны хеттов" сохранял еще значение и древний язык аборигенов - хатти. Основным языком всего Хеттского царства уже стал к тому времени хеттский, так называемый несийский язык. Среднее Хеттское царство (15 - начало 14 веков до н. э.). В этот период резко возросла роль южных областей с преобладающим лувийским и хурритским населением. Имена царей среднехеттского периода, сохранившиеся в списках царей, - лувийские. Скудость данных об этом периоде, сводящихся преимущественно к дарственным грамотам на землю и перечням имен царей, можно объяснить тем, что в это время особенно возросла роль южных лувийских областей и соответственно иероглифических лувийских надписей, видимо, в то время писавшихся на дереве и поэтому до нас не дошедших, в отличие от клинописных хеттских глиняных табличек. Один документ хеттского царя Нового Хеттского царства Мурсили II (14 век) можно истолковать как сообщение о том, что он повелел писать на клинописных таблицах те религиозные установления, которые до этого (при царях Среднего царства) искажались по вине писцов, писавших иероглифами на дереве. Этот текст согласуется с гипотезой об искусственном восстановлении в начале Нового Хеттского царства хеттской языковой традиции и хеттской клинописи в стране, где преобладающая роль уже принадлежала не хеттам. Название «Хеттское царство» в этот период являлось уже условным, но оно имело известное оправдание в том, что хеттский (несийский) язык оставался главным официальным языком канцелярии хеттских царей, столица которых по-прежнему именовалась Хаттусас, хотя гибель ее и всей воплощавшейся в ней собственно хеттской традиции подготавливалась уже с конца Древнего царства благодаря возвышению южных лувийско-хурритских областей. С 15 века Хеттское царство во все большей степени испытывало начавшееся еще со времени Хаттусили I влияние культуры хурритов, выступавших в Северной Сирии и Месопотамии в качестве наиболее мощных противников хеттов.

Новое Хеттское царство (14 - начало 12 веков до н. э.). Хеттские цари этого времени были хурритами: при рождении они получали хурритские имена, а хеттские имена им давались по восшествии на престол. Близ столицы Хаттусас в скульптурной галерее Язылыкая, являющейся памятником хурритско-лувийского монументального стиля, лувийскими иероглифами записаны хурритские имена богов и богинь. У писцов, записывавших хеттские тексты, в это время обычно были лувийские и хурритские имена. Первым крупным царем Нового Хеттского царства был Суппилулиума I (начало 14 века), который после длительной войны победил Митанни, сделал своим вассалом Угарит. Его сыновья начали править сирийскими государствами - Халабом и Каркамишем (см. Кархемиш). Царь Мурсили II осуществил ряд походов, приведших к полному восстановлению хеттского военного могущества. Начиная с царствования Мурсили II, Египет и Хеттское царство как две наиболее мощные державы Ближнего Востока вступили в единоборство за преобладание в Сирии. После сражения между египтянами и хеттами при Кадеше около 1312 года (по другой хронологии, около 1291 года) египтяне были вынуждены смириться с мощью хеттских царей. При Хаттусили III между Египтом и хеттами в 1296 году (по другой хронологии, 1269 году) был заключен договор о дружбе, по которому Египет признавал права хеттов на Северную Сирию. Против Хеттского царства выступили: при хеттском царе Тудхалии IV - Ахиява, ранее поддерживавшая дружественные отношения с Хеттским царством; при царе Арнуванде III (конец 13 века) на западе Малой Азии - коалиция государств, включавшая Ахияву и Арцаву. В конце 13 - начале 12 веков Хеттское царство пало в основном по причинам внутреннего характера. Благодаря усилившимся центробежным тенденциям властители вассальных областей и союзные царьки отложились от главного центра Хеттского царства, что привело к его гибели, не помешавшей, однако, длительному сохранению культурной традиции в южных вассальных областях с лувийским населением. Толчком к падению Хеттского царства послужило переселение на восток Малой Азии так называемых "народов моря".

В период Нового царства центр Хеттского царства был окружен цепью союзных и вассальных государств, игравших роль буфера между хеттами и их могущественными противниками (такими, как Египет). Сходство государственных договоров с наставлениями должностным лицам может считаться свидетельством того, что последние могли рассматриваться как особая категория вассалов хеттского царя. Иерархическая организация всего государства, где отдельными областями правили наместники, получившие их от царя, соответствовала в масштабе всего общества структуре наделов (дарений), при которой получавшие земельные наделы должны были нести соответствующую хозяйственную повинность (хеттское) или военную службу. Рабы составляли относительно небольшую часть всего населения. Между рабами и свободными хеттами существовало промежуточное социальное сословие военнопленных, которым давались особые земельные наделы. Наличие этого сословия, а также роль двух специфических форм повинности (и luzzi), аналогичных вассалитету, выделяют хеттское общество среди других древневосточных обществ, близких к рабовладельческим. В качестве особых социальных сословий, помимо царя и высших должностных лиц, выступают "воины" (хеттское tuzzi - войско) и "жрецы" (хеттское sankunni). Хозяйство общины, обеспечивавшей себя всем необходимым, носило замкнутый самодовлеющий характер; она могла охватывать ряд разбросанных угодий, включала в свой состав не только скотоводов и земледельцев, но и ремесленников.

В период Нового царства власть царя стала неограниченной, он приобрел черты обожествляемого восточного деспота. Военные подвиги царей в анналах рассматриваются как выражение мощи, ниспосылаемой богами. Представление о божественном происхождении власти царя явственно выражено в молитве о царе, согласно которой бог грозы - владетель неба, земли и народа отдал страну хеттов царю, чтобы тот правил ею. В этой молитве отношения между богом и царем описываются в тех же терминах, которые обычно употребляются в хеттских текстах, когда речь идет об отношениях между хеттским царем и его вассалами.

Правители хеттского царства . Ранний период (1-я половина 18 века до н. э.): Питханас; Аниттас.

Древнее царство (2-я половина 18-16 века до н. э.): Тудхалия I (1740-1710); Пусаррума (1710-1680); Лабарна I (1680-1650); Лабарна II (Хаттусили I) (1650-1620); Мурсили I (1620-1590); Хантили I (1590-1560); Циданта I (1560-1550); Аммуна (1550-1530); Хуцция (1530-1525); Телепину (1525-1500).

Среднее царство (15 - начало 14 века до н. э.): Аллувамна (1500-1490); Хантили II (1490-1480); Циданта II (1480-1470); Хуцция II (1470-1460); Тудхалия II (1460-1440); Арнуванда I (1440-1420); Хаттусили II (1420-1400); Тудхалия III (1400-1380).

Новое царство (14 - начало 12 века до н. э.): Суппилулиума I (1380-1340); Арнуванда II (1340-1339); Мурсили II (1339-1306); Муватали (1306-1282); Урхи-Тешуб (Мурсили III) (1282-1275); Хаттусили III (1275-1250); Тудхалия IV (1250-1220); Арнуванда III (1220-1190); Суппилулиума II (1190-1180).

Примечание. Датировка дана в соответствии с работами хеттологов Б. Грозного, О. Гёрни, А. Гётце. Датировка, предлагаемая др. хронологией, основывающейся на общей хронологии для всей Передней Азии, расходится с данной прибл. на 60 лет для Древнего царства и прибл. на 30 лет - для Нового царства. Периоды царствования большинства царей даны приблизительно.

В. В. Иванов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Менадбе Э. A., Хеттское общество, Тб., 1965; Гиоргадзе Г. Г., Очерки по социально-экономической истории. Хеттского государства, Тб., 1973; Замаровский В., Тайны хеттов, (пер. со словацкого), М., 1968 (библ. сост. В. В. Ивановым); Neuere Hethitenforschung, hrsg. von G. Walser, Wiesbaden, 1964; Friedrich J., Die hethitischen Gesetze, Leiden, 1959; Götze A., Kleinasien, 2 Aufl., Münch., 1957; Gurney O. R., The Hittites, 2 ed., L., 1961; Otten Н., Das Hethiterreich, в кн.: Kulturgeschichte des Alten Orients, Stuttg., 1961.

Канес – Торговые колонии ассирийских купцов XIX-XVIII века до н.э.

Жирный пунктир – основное ядро Хеттского царства в конце XVI века до н.э.

Двойная точечная линия – Максимальная территория распространения влияния хеттов XIV-XIII века до н.э.

Аринна (подчеркнуто волнистой чертой) – Главные города Хеттского царства.

Жирный круг и кольцо вокруг – Столицы Хеттского царства (Куссар – в XVIIIвеке до н.э., Хаттусас – в XVIIвеке до н.э.).

Жирный круг – места находок хеттских и позднехеттских (иероглифических лувийских) памятников.

Цифрами обозначены:

(по карте из книги GotzeA. Kleinasien, 2 Aufl. Munchen, 1957):

1. Сипиль, 2. Карабель, 3. Бейкей, 4. Ягры, 5. Ифлатунпынар, 6. Кейлютолу, 7. Фазилер, 8. Гявуркале, 9. Аладжахёюк, 10. Богазкей, 11. Карга, 12. Алишар Хеюк, 13. Кыршехир, 14. Чалапверди, 15. Карабурун, 16. Сивас, 17. Топада, 18. Эмиргази, 19. Кызылдаг, 20. Махалыч, 21. Андавал, 22. Бор, 23. Булгармаден, 24. Ивриз, 25. Бахче, 26. Эгрикей, 27. Эркилет, 28. Асарчик, 29. Тикердербент, 30. Кюльтепе, 31. Султанхан, 32. Эгрек, 33. Фырактин, 34. Тасчин, 35. Ханьери, 36. Имамкулу, 37. Курубель, 38. Каракую, 39. Хавузкей, 40 Гюрюн, 41. Паланга, 42. Даренде, 43. Испекчюр, 44. Кётюкале, 45. Изгын, 46. Эльбистан, 47. Малатья, 48. Сиркели, 49. Искендерон, 50. Мараш, 51. Карабурчлу, 52. Зенджирли, 53. Ислахие, 54. Сакчагёзю, 55. Газиантеп, 56. Чагдын, 57. Сельгин, 58. Кюртоглу, 59. Самсат, 60. Бойдей-пынары, 61. Биреджик, 62. Джераблус, 63. Тель-Ахрам, 64. Джекке, 65. Халеб, 66. Антакья, 67. Тель-Ачана, 68. Калъат-эль-Мудик, 69. Хама, 70. Рестан. 71. Каратепе, 72. Эрзинджан.

Примечание. В перечне даны современные названия. На карте современные названия даны в круглых скобках. Знаком вопроса отмечена предположительность местоположения населенных пунктов.

Искусство и архитектура хеттов

ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА ХЕТТОВ. В период наивысшей точки своего расцвета хетты много сил вложили в укрепление и украшение своей столицы Хаттуша. Цари жили в мощной цитадели, где были воздвигнуты главные дворцовые комплексы, административные здания, хранилища и архивы. Цитадель Бююкале высилась на неприступной скале, охранявшей проход на север. Территория города, занимавшая около 160 га, была застроена меньшими по размеру цитаделями, монументальными храмовыми комплексами и жилыми кварталами; город окружала оборонительная стена длиной почти 6 км, с воротами, башнями, туннелями и лестницами.

На месте столицы раскопаны впечатляющие остатки хеттского искусства. Городские ворота построены из циклопических блоков, разных по величине, но тщательно подогнанных друг к другу. Эти гигантские блоки украшены скульптурами. На левом внутреннем косяке т.н. Царских ворот изваяна величественная фигура воина-бога, высеченного глубоким горельефом; у него типичные для других хеттских скульптур тяжелые широкие скулы и большой крючковатый нос. Среди остальных скульптур, украшающих ворота Богазкёя, обращают на себя внимание изображения передней части тела льва, с ревом повернувшегося навстречу врагу, а также стилизованные величественные сфинксы, египетские по духу, но выполненные в полном соответствии с хеттскими стилистическими принципами...

Иванов В.В. Хетты.

ХЕТТЫ - народ, населявший центральную часть Хеттского царства. Хеттский, или несийский, язык (от г. Heca - древнего центра хеттов), на котором говорили хетты, принадлежал к анатолийской (хетто-лувийской) ветви индоевропейской семьи языков; поэтому обычно считается, что хетты (как и носители других анатолийских языков - лувийские племена и ) или их предки - носители диалектов общеанатолийского языка, от которого произошли все эти три языка, переселились в Малую Азию либо через Балканы («западная» теория), либо через Кавказ («восточная» теория). В пользу восточного (кавказского) пути переселения говорит преимущественная роль восточных городов хеттов в Древнем Хеттском царстве (2-я половина 18-16 веков до н. э.) и некоторые свидетельства архаичных ритуалов (например, образ солнца, встающего из-за моря). По другой гипотезе, хетты принадлежали к древнейшему населению Малой Азии, что предполагает более южную первоначальную область расселения для носителей всех индоевропейских диалектов...



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...