Как и почему произошли казаки. Сколько казачьих войск было в дореволюционной россии

Сегодня в России слово «казак» в сознании людей имеет разные, зачастую противоречащие друг другу значения. Так, одни понимают под ним только члена казачьего общества (КО), состоящего в государственном реестре, другие считают казаками всех людей, состоящих в организациях, где в названии присутствует слово «казачий». Трактовки заветного слова на этом не заканчиваются, третьи видят казаками представителей казачьего сословия царской России, четвертые - человека с определенным состоянием души, пятые - представителя казачьего народа.
Путаница в понятиях

Разнобой в понятиях рождает недопонимания в диалогах, а противоречивость российского законодательства только подстегивает споры о том, кто такой казак на самом деле. К подсчету количества казаков и ареалу их расселения невозможно подойти однозначно. Отличия в трактовках уже повлекли за собой абсолютно разные утверждения о числе казаков в современной России, которое по данным разных источников варьируется от нуля до семи миллионов человек.

Говоря о «казаках по состоянию души», следует учитывать непостоянство данной категории. Оно может меняться под воздействием определенных факторов, жизненных событий, и даже на протяжении дня, потому подсчитать количество их носителей невозможно и не имеет никакого смысла.

Что касается апелляции к дореволюционному казачеству, то сословия были ликвидированы «Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов» еще в 1917 году. Потому такая трактовка слова «казак» подразумевает, что они исчезли вместе с окончательным установлением советской власти. Среди сторонников данной точки зрения довольно распространено мнение, что казаков не осталось, то есть их количество в России равно нулю.

Число людей, состоящих в организациях, в названии которых употребляется слово «казачий», неизвестно. Т.н. «общественники» могут иметь нефиксированное членство в своих организациях. И в таких случаях даже формально подтвердить количество своих последователей они не могут. Зачастую лидерам «общественников» остается бравировать внушительными цифрами, не имея на то оснований.

В сухом остатке для подсчета и анализа имеем государственный реестр и казаков по национальности. Только анализируя две эти общности, можно говорить, опираясь на конкретные цифры, отображенные в официальных данных.

Дела реестровые

В отличие от предыдущих категорий, «реестровые казаки» имеют вполне четкое определение. Согласно ФЗ «О государственной службе российского казачества», российское казачество - это члены КО, которые занесены в государственный реестр. Сами КО при этом являются добровольным объединением граждан РФ, члены которого приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Именно реестровых казаков де факто признает государство, и только с ними «работает» местная и федеральная бюрократия. Уполномоченным органом Российской Федерации в сфере взаимодействия с казачеством является Министерство регионального развития России.

18 ноября на совещании Минрегиона Директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Александр Журавский опубликовал доклад о реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.

Согласно его данным, на территории 72 субъектов РФ в настоящее время действуют 11 войсковых КО, в которых числятся 506 тысяч казаков. Численность войсковых КО распределяется следующим образом:

1. Кубанское войсковое КО - 146 тысяч человек - 29%;
2. «Всевеликое войско Донское» — 126 тысяч человек - 25%;
3. «Центральное казачье войско» — 75 тысяч человек - 15%;
4. Енисейское войсковое КО - 66 тысяч человек - 13%;
5. Терское войсковое КО - 30 тысяч человек - 6%;
6. Оренбургское войсковое КО - 25 тысяч человек - 5%;
7. Волжское войсковое КО - 14 тысяч человек - 3%;
8. Забайкальское войсковое КО - 6 тысяч человек - 1%;
9. Сибирское войсковое КО - 6 тысяч человек - 1%;
10. Уссурийское войсковое КО - 6 тысяч человек - 1%.
11. Иркутское войсковое КО - 4,5 тысяч человек - 1%;

Таким образом можно констатировать, что самыми многочисленными являются члены КО Кубанского казачьего войска, проживающие на территории Краснодарского края, Адыгеи, Карачаево-Черкесской республики, а также Абхазии. Второе место за казаками казачьих обществ «Всевеликого войска донского», охватывающего Ростовскую, Волгоградскую, Астраханскую области и Калмыкию. Замыкает тройку самых крупных войсковых объединений - Центральное казачье войско. Оно объединяет членов КО на территории Центрального федерального округа.

Не сложно заметить, что львиная доля реестровых казаков находится в Южном федеральном округе, при этом из традиционного казачьего триединства «Дона, Кубани и Терека» последний явно выпадает. Терское войсковое казачье общество (ТВКО), включающее в себя территорию Ставропольского края и всех республик СКФО, кроме КЧР, занимает лишь пятое место по численности.

Тем не менее у ТВКО существует потенциал увеличить количество членов КО за счет создания новых округов и включения их в государственный реестр. Так уже произошло, например, с Аланским и Сунженским округами. Следует отметить, что достаточно сильны и позиции казачьих войсковых обществ в Сибири и на Дальнем востоке.

Анализируя официальные данные, нужно понимать и особенности учета членов КО на низовом уровне. Во-первых, государственные структуры, финансируемые из Государственного бюджета, всегда стараются раздуть свой штат, и КО здесь не исключение. Тем более, если от количества членов такой структуры зависит объем ее финансирования и отсутствует жесткий контроль вышестоящих органов.

Во-вторых, в уставах Войск существуют требования к минимальной численности, необходимой для регистрации КО в государственном реестре, и их зачастую находят. Реальное количество реестровых казаков в хуторских, станичных и городских КО, как правило, не соответствуют официальному. На практике многие формальные члены реестра являются скорее мертвыми душами, на которых станичные атаманы могут ссылаться, доставая из стола стопки заполненных заявлений с просьбой принять гражданина «в казаки».

Лучше всего дела с количеством казаков обстоят там, где за членство в КО предполагаются какие-либо выгоды, как правило, материального характера. Яркий тому пример - всплеск на желающих вступить «в казаки» территории Краснодарского края сразу после начала деятельности казачьих патрулей в погоне за ежемесячным окладом в 20 тысяч рублей.

Национальность - казак

Единственным официальным источником информации о национальном составе Российской Федерации является Перепись населения. Для более объективной картины в анализе стоит опираться на данные не одной, а двух последних переписей. Так, согласно данным 2002 года, казаков по национальности в России проживало 140 тысяч человек, а уже в 2010 году их число уменьшилось более чем в два раза, до 67 тысяч человек.

Интересен здесь и региональный аспект. Более 70% казаков, по результатам обеих переписей, проживает в Ростовской и Волгоградской областях. Вслед за ними идут Краснодарский и Ставропольский края, кавказские республики, а также два российских мегаполиса: Москва плюс область и Санкт-Петербург.

На основании этого можно сделать вывод, что казачье население, за исключением «столиц», компактно проживает в ЮФО и СКФО, а также южной части Волгоградской области. Единственный субъект Российской Федерации, где казаков по национальности официально нет - это Ингушетия. Причина такого положения дел открылась вместе с учреждением реестрового Сунженского казачьего округа. Очевидно, по мнению местных властей, существование на территории республики такой национальности могло внести путаницу и создавало ненужную неопределенность вокруг слова «казак».

Почти во всех регионах традиционного проживания количество казаков с 2002 по 2010 годы значительно сократилось. Но даже на этом фоне особого внимания заслуживает КЧР, где казаков стало в 5,5 (!) раз меньше. Именно Карачаево-Черкесия имела наиболее высокий процент казаков в национальной структуре населения в 2002 году, компактно проживающих в Зеленчукском и Урупском районах, а также городе Черкесске. В переписи 2010 года этот «недочет» исправлен.

Рост казачьего населения отмечен в Москве и области, что можно объяснить трудовой миграцией. Это типично для всех южных народов России. Удивительно, но согласно официальным данным, если не брать во внимание абсолютно неадекватные изменения по КЧР, в СКФО число казаков выросло. Рост незначительный, но примечателен тем, что произошел не за счет Ставрополья, где переписчики зафиксировали падение количества проживающих казаков почти на 1 тысячу человек, а за счет Дагестана, Чечни и в меньшей степени КБР.

ТОП 10 субъектов федерации с наибольшим казачьим населением, согласно официальным данным переписи 2010 года

Если количество реестровых казаков явно завышено, то с казаками по национальности картина противоположна. Многие среди казаков критически относятся к результатам переписей. По многочисленным свидетельствам очевидцев, в 2002 году переписчики часто отказывались указывать национальность «казак», мотивируя тем, что «такой национальности не существует».

2010 год должен был расставить все по своим местам, но ко многим казакам переписчики так и не дошли. В теме «Фальсификация переписи» на официальном форуме сайта люди, работавшие переписчиками, открыто пишут, каким образом данные в некоторых регионах «спускались сверху». К тому же, при подсчете результатов последней переписи Росстат решил разыграть «языковую карту». Казаки с родным украинским языком были отнесены к украинцам, с калмыцким - к калмыкам. Непонятно, куда отнесли казаков с родным языком «казачий», «гутор», «балачка». В конечном итоге количество всех россиян, указавших в графе национальность «казак», не обнародовано, и, по-видимому, не будет.

Кто такие казаки? Есть версия, что они ведут свою родословную из беглых крепостных крестьян. Однако некоторые историки утверждают, что казачество уходит истоками к VIII веку до нашей эры.

Откуда появились казаки?

Журнал: История от «Русской Семёрки», Альманах №3 , осень 2017 года
Рубрика: Загадки Московского царства
Текст: Александр Ситников

Византийский император Константин VII Багрянородный в 948 году упомянул о территории на Северном Кавказе как о стране Касахия. Этому факту историки придали особенное значение лишь после того, как капитаном А.Г. Туманским в 1892 году в Бухаре была обнаружена персидская география «Гудуд ал Алэм», составленная в 982 году.
Оказывается, и там встречается Земля Касак, которая находилась в Приазовье. Интересно, что и арабский историк, географ и путешественник Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (896-956), получивший прозвище имама всех историков, в своих трудах сообщал, что касаки, жившие за Кавказским хребтом, не являются горцами.
Скупое описание некоего военного народа, обитавшего в Причерноморье и в Закавказье, встречается ещё в географическом труде грека Страбона, творившего при «живом Христе». Он назвал их коссахами. Современные же этнографы приводят данные о скифах из туранских племён Кос-Сака, первые упоминания о которых датируются примерно 720 годом до нашей эры. Считается, что именно тогда отряд этих кочевников проделал путь из Западного Туркестана в причерноморские земли, где и остановился.
Кроме скифов на территории современного казачества, то есть между Чёрным и Азовским морями, а также между реками Дон и Волга, властвовали племена сарматов, которые создали Аланскую державу. Хунны (булгары) её разгромили и истребили почти все её население. Выжившие аланы затаились на севере - между Доном и Донцом и на юге - в предгорьях: Кавказа. В основном именно эти два этноса - скифы и аланы , породнившиеся с приазовскими славянами, образовали народность, получившую название «казаки». Такая версия считается одной из базовых в дискуссии о том, откуда появились казаки.

Славяно-туранские племена

Донские этнографы также связывают корни казачества с племенами северо-западной Скифии. Об этом говорят могильные курганы III-II веков до нашей эры.
Именно в это время скифы начали вести осёдлый образ жизни, пересекаясь и срастаясь с южными славянами, жившими в Меотиде - на восточном побережье Азовского моря.
Это время названо эпохой «внедрения сарматов в меотов», вылившееся в племена Торетов (Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников) славяно-туранского типа. В V веке произошло нашествие гуннов, в результате чего часть славяно-туранских племён ушла за Волгу и в верхнедонскую лесостепь. Те же, кто остался, подчинились гуннам, хазарам и булгарам, получив название «касаки». Спустя 300 лет они приняли христианство (примерно в 860 году после апостольской проповеди святого Кирилла), а затем по приказу Хазарского кагана прогнали печенегов. В 965 году Земля Касак перешла под управление Мстислава Рюриковича.

Тьмутаракань

Именно Мстислав Рюрикович разгромил под Лиственом новгородского князя Ярослава и основал своё княжество - Тьмутаракань, которое простиралось далеко на север. Считается, что эта казачья держава недолго была на пике могущества, примерно до 1060 года, 1и после прихода племён половцев стала постепенно угасать,
Многие жители Тьмутаракани бежали на север - в лесостепь и совместно с Русью бились с кочевниками. Так появились Чёрные Клобуки, которых в русских летописях называли казаками и черкасами. Другая часть жителей Тьмутаракани получила название по-донских бродников.
Как и русские княжества, казачьи поселения оказались во власти Золотой Орды, впрочем, условно, пользуясь широкой автономией. В XIV-XV веках о казачестве заговорили как о сформировавшейся общине, которая и начала принимать беглых людей из центральной части России.

Не хазары и не готы

Существует ещё одна версия, популярная на Западе, о том, что прародителями казаков были хазары. Её сторонники утверждают, что слова «хусар» и «казак» - синонимы, ибо и в первом, и во втором случае речь идёт о боевых всадниках. Более того, оба слова имеют один и тот же корень «каз», означающее «сила», «война» и «свобода». Впрочем, есть и ещё один смысл - это «гусь». Но и здесь поборники хазарского следа говорят о всадниках-гусарах, чью военную идеологию копировали практически все страны, даже Туманный Альбион
О хазарском этнониме казаков прямо сказано в «Конституции Пилипа Орлика»: «Народ боевой старинный казацкий, который раньше назывался казарским, сперва был поднят бессмертной славой, просторными владениями и рыцарскими почестями…» Более того, говорится о том, что казаки приняли православие из Царьграда (Константинополя) в эпоху Хазарского каганата.
В России же эта версия в казачьей среде вызывает справедливую брань, особенно на фоне исследований казачьих родословных, чьи корни имеют русское происхождение. Так, потомственный кубанский казак, академик Российской академии художеств Дмитрий Шмарин в этой связи с гневом высказался: «Автором одной из подобных версий происхождения казачества является Гитлер. У него даже есть отдельная речь на эту тему. Согласно его теории, казаки - это готы. Вестготы - это германцы. А казаки - это остготы, то есть потомки остготов, союзники немцев, близкие им по крови и по воинственному духу. По воинственности он их сравнивал с тевтонами. На основе этого Гитлер провозгласил казаков сынами великой Германии. Так что же, нам теперь считать себя потомками немцев?».

Казачий круг: что это такое?

Круг собирался всегда на площади перед станичной избой, часовней или церковью. Место это называлось майданом. В воскресенье или в праздник атаман, выйдя на крыльцо церкви, приглашал казаков на сбор. Есаулы делали «закличку» - шли по улицам с насекой в руке и, останавливаясь на каждом перекрёстке, кричали: «Атаманы-молодцы, сходитесь на майдан ради станичного дела!». После этого станичники торопились на майдан.
В «голосовании» участвовали все взрослые казаки, женщины, порочные и пенные казаки не допускались. Малолетние казаки могли находиться в круге только под присмотром своего отца или крёстного. В центр собрания выносились хоругвь или иконы, поэтому казаки стояли без головного убора. Когда старый атаман «слагал полномочия», он, положивши свою насеку, спрашивал атаманов-молодцов, кто будет делать доклад. Право доклада принадлежало не каждому, и сам атаман без согласия избранных судей не мог сделать доклада. Отсюда и пошла поговорка: «Атаман не волен и в докладе».

6 заблуждений о казаках

1. «Казачество - оплот демократии»
Литераторы Тарас Шевченко, Михаил Драгоманов, Николай Чернышевский, Николай Костомаров видели в запорожской вольнице «простой народ», который, освободившись от панской неволи, пытался строить демократическое общество. Такая мифологема жива и сейчас. Запорожская Сечь действительно была поборником идеи освобождения крестьянства от крепостного права. Однако жизнь в казачьем обществе была далека от демократических принципов. Попавшие в Сечь крестьяне чувствовали себя чужаками: хлебопашцев казаки недолюбливали и держались от них особняком.
2. «Запорожцы - первые казаки»
Бытует устойчивое мнение, что казачество произошло из Запорожской Сечи. Отчасти это так. После роспуска Запорожской Сечи многие казаки вошли в состав вновь созданного Черноморского, Азовского и Кубанского казачества. Однако параллельно с зарождением казачьей вольницы в Приднепровье в середине XVI века стали возникать казацкие общины и на Дону.
3. «Казак шёл на службу с собственным оружием»
Это утверждение не совсем верно. Действительно, казаки преимущественно покупали вооружение на собственные деньги.
Позволить себе хорошее огнестрельное оружие мог только обеспеченный человек. Рядовой казак мог рассчитывать на трофейное или старое, полученное «в лизинг» оружие, иногда со сроком выкупа до 30 лет. Существуют документы, которые подтверждают, что казачьи формирования снабжались вооружением. Тем не менее, оружия не хватало, а имевшееся зачастую было устаревшим. Известно, что вплоть до 1870-х казачья кавалерия стреляла кремниевыми пистолетами.
4. «Вхождение в состав регулярной армии»
Как отмечает историк Борис Фролов, казаки «не входили в состав регулярной армии и в качестве основной тактической силы не использовались». Это была отдельная военная структура. Казачьи войска чаще всего составляли полки лёгкой конницы, носившей статус «иррегулярной». Вознаграждением за службу вплоть до последних дней самодержавия была неприкосновенность земель, где проживало казачество, а также различные льготы, к примеру, на торговлю или рыбный промысел.
5. «Письмо запорожцев турецкому султану»
Оскорбительный ответ запорожских казаков на просьбу турецкого султана Мехмеда IV сложить оружие до сих пор вызывает среди исследователей вопросы. Спорность ситуации в том, что оригинал письма не сохранился, а поэтому большинство историков ставят под сомнение подлинность этого документа. Первый исследователь переписки А.Н. Попов называл письмо «подложной грамотой, вымышленной нашими книжниками». А американец Даниэль Уо установил, что дошедшее до наших дней письмо со временем было подвергнуто текстовой переделке и стало частью памфлетов антитурецкого содержания. По мнению Уо, эта подделка связана с процессом становления национального самосознания украинцев.
6. «Преданность казаков Российской короне»
Зачастую интересы казаков шли вразрез установленных в империи порядков. Так было во время крупнейших народных бунтов - восстаний под предводительством донских казаков Кондратия Булавина, Степана Разина и Емельяна Пугачёва.

Развития любого народа возникали моменты, когда определённая этническая группа отделялась и тем самым создавала отдельную культурную прослойку. В одних случаях такие культурные элементы сосуществовали мирно со своей нацией и миром в целом, в других - боролись за равное место под солнцем. Примером подобного воинственного этноса можно считать такую прослойку общества, как казаки. Представители данной культурной группы всегда отличались особым мировосприятием и очень острой религиозностью. На сегодняшний день учёные не могут разобраться, является ли эта этническая прослойка славянского народа отдельной нацией. История казачества восходит к далёкому XV столетию, когда государства Европы погрязли в междоусобных войнах и династических переворотах.

Этимология слова «казак»

Множество современных людей имеет общее представление о том, что казак - это воин или же тип воинов, которые жили в определённый исторический период и сражались за свою свободу. Однако подобная трактовка достаточно суха и далека от истины, если учитывать ещё и этимологию термина «казак». Существует несколько основных теорий происхождения этого слова, например:

Тюркская («казак» - это вольный человек);

Слово происходит от косогов;

Турецкая («каз», «казак» означает «гусь»);

Слово исходит от термина «козары»;

Монгольская теория;

Туркестанская теория - о том, что это название кочевых племён;

В татарском языке «казак» - это воин авангарда в армии.

Существуют и другие теории, каждая из которых совершенно по-разному объясняет данное слово, однако можно выделить наиболее рациональное зерно из всех определений. Самая распространённая теория гласит, что казаком являлся человек вольный, но вооружённый, готовый к нападению и бою.

Историческое происхождение

История казачества начинается в XV веке, а именно с 1489 года - момента первого упоминания термина «казак». Исторической родиной казачества является Восточная Европа, а точнее, территория так называемого Дикого поля (современная Украина). Следует отметить тот факт, что в XV веке названная территория была нейтральной и не относилась как к Русскому Царству, так и к Польше.

В основном территория «Дикого поля» подвергалась постоянным набегам Постепенное заселение на эти земли выходцев как из Польши, так и из Русского Царства повлияло на развитие нового сословия - казаков. По сути, история казачества начинается с момента, когда обычные люди, крестьяне, начинают обживать земли Дикого поля, при этом создавая собственные самоуправленческие военные формирования, дабы отбиваться от набегов татар и других народностей. Уже к началу XVI века казацкие полки превратились в мощную военную силу, которая создавала большие трудности соседним государствам.

Создание Запорожской Сечи

Согласно историческим данным, которые известны на сегодняшний день, первая попытка самоорганизации казаками была предпринята в 1552 году князем волынским Вишневецким, более известным как Байда.

Он за свои средства создал военную базу, Запорожскую Сечь, которая располагалась на На ней протекала вся жизнь казаков. Расположение являлось стратегически удобным, так как Сечь перекрывала проход татарам с Крыма, а также находилась в непосредственной близости к границе Польши. Более того, территориальная расположенность на острове создавала большие трудности для штурма Сечи. Хортицкая Сечь просуществовала недолго, потому что в 1557 году её разрушили, однако вплоть до 1775 года подобные укрепления строились по одному и тому же типу - на речных островах.

Попытки подчинить казачество

В 1569 году образовывается новое литовско-польское государство - Речь Посполитая. Естественно, этот долгожданный союз как для Польши, так и для Литвы был очень важен, а вольные казаки на границах нового государства действовали вразрез с интересами Речи Посполитой. Конечно, подобные укрепления служили отличным щитом от татарских набегов, однако они были совершенно не контролированы и не считались с авторитетом короны. Таким образом, в 1572 году король Речи Посполитой издаёт универсал, которым регламентировал найм на службу короны 300 казаков. Они были записаны в список, реестр, что обусловило их название, - реестровые казаки. Подобные подразделения всегда находились в полной боевой готовности, чтобы максимально быстро отбивать набеги татар на границы Речи Посполитой, а также подавлять периодически возникающие восстания крестьян.

Казацкие восстания за религиозно-национальную независимость

С 1583 по 1657 год некоторые казацкие предводители поднимали восстания, дабы освободиться от влияния Речи Посполитой и других государств, которые пытались подчинить земли ещё не сформировавшейся Украины.

Наиболее сильная тяга к независимости начала проявляться среди казацкого сословия после 1620 года, когда гетман Сагайдачный вместе со всем запорожским войском вступил в Киевское братство. Подобное действие ознаменовало сплочённость казацких традиций с православной верой.

С этого момента битвы казаков несли не только освободительный, но ещё и религиозный характер. Возрастающее напряжение между казацтвом и Польшей привело к знаменитой национально-освободительной войне 1648 - 1654 годов, которую возглавил Богдан Хмельницкий. Помимо этого, следует выделить не менее значительные восстания, а именно: восстание Наливайко, Косинского, Сулимы, Павлюка и др.

Расказачивание во времена Российской Империи

После неудачной национально-освободительной войны в XVII веке, а также начавшейся смуты военная мощь казаков была существенно подорвана. К тому же казаки потеряли поддержку со стороны Российской Империи после перехода на сторону Швеции в битве под Полтавой, в которой армию казаков возглавил

Вследствие данной череды исторических событий в XVIII веке начинается динамический процесс расказачивания, который достиг своего пика во времена императрицы Екатерины II. В 1775 году была ликвидирована Запорожская Сечь. Однако казакам был предоставлен выбор: идти своей дорогой (жить обычной крестьянской жизнью) или же вступить в гусарские, чем многие и воспользовались. Тем не менее оставалась существенная часть казацкого войска (около 12 000 человек), которая не принимала предложение Российской Империи. Чтобы обеспечить былую сохранность границ, а также каким-либо образом узаконить «казацкие остатки», по инициативе Александра Суворова было создано Черноморское казачье войско в 1790 году.

Кубанские казаки

Кубанское казачество, или же русские казаки, появилось в 1860 году. Оно было сформировано из нескольких военных казацких формирований, существовавших на тот момент. После нескольких периодов расказачивания эти военные формирования стали профессиональной частью вооружённых сил Российской Империи.

Базировались казаки Кубани в районе Северного Кавказа (территория современного Краснодарского края). Основой кубанского казачества стало Черноморское казачье войско и Кавказское казачье войско, которое было упразднено вследствие окончания кавказской войны. Это военное формирование было создано как пограничные силы для контроля ситуации на Кавказе.

Война на этой территории была окончена, но стабильность постоянно находилась под угрозой. Русские казаки стали отличным буфером между Кавказом и Российской Империей. Помимо того, представители этого войска были задействованы во времена Великой Отечественной войны. На сегодняшний день быт казаков Кубани, их традиции и культура сохранились благодаря сформированному Кубанскому войсковому казачьему обществу.

Донские казаки

Донское казачество является наиболее древней казацкой культурой, которая возникла параллельно с запорожским казачеством в середине XV века. Донские казаки располагались на территории Ростовской, Волгоградской, Луганской и Донецкой областей. Название войска исторически связано с рекой Дон. Основное отличие донского казачества от других казацких формирований в том, что оно развивалось не просто как военное подразделение, а как этнос, имеющий собственные культурные особенности.

Донские казаки активно сотрудничали с запорожскими во многих битвах. Во время Октябрьской революции донское войско основало своё собственное государство, но централизация на его территории «Белого движения» привела к разгрому и последующим репрессиям. Отсюда следует, что донской казак - это человек, который принадлежит к особому социальному формированию, основанному на этническом факторе. Культура донских казаков сохранилась и в наше время. На территории современной Российской Федерации проживает около 140 тысяч человек, которые записывают свою национальность как «казак».

Роль казачества в мировой культуре

На сегодняшний день история, быт казаков, их военные традиции и культура активно изучаются учёными всего мира. Бесспорно, казаки являются не просто военными формированиями, а отдельным этносом, который несколько веков подряд строил свою особую культуру. Современные историки работают над воссозданием мельчайших фрагментов истории казачества, дабы увековечить память этого великого источника особенной восточноевропейской культуры.

Наверное ни об одном российском этносе, нет столько выдумок, легенд, вранья и сказок - как про казаков.
Само их происхождение, существование, роль в истории - служит объектом всевозможных политических спекуляций и псевдоисторических махинаций.

Давайте же попробуем спокойно, без эмоций и дешёвых трюков, разобраться - кто такие казаки, откуда они взялись, и что собой представляют на сегодняшний день...


Летом 965 года, русский князь Святослав Игоревич, двинул свои войска на Хазарию.
Хазарское войско (усиленное отрядами разных кавказских племён), вместе со своим каганом, выступило ему навстречу.

К тому времени русские уже не раз наносили поражения хазарам - например, под командованием Вещего Олега.
Но Святослав поставил вопрос по-другому. Он решил ликвидировать Хазарию полностью, без остатка.
Этот человек был не чета сегодняшним правителям России. Задачи Святослав ставил перед собой глобальные, действовал решительно, быстро, без промедлений, колебаний и оглядок на чьё-то мнение.

Войска хазарского каганата были разгромлены и русские подошли к столице Хазарии, Шаркилу (в греко-византийских исторических документах известен как Саркел), расположенному на берегах Дона.
Шаркил был построен под руководством византийским инженеров и представлял собой серьёзную крепость. Но видимо Хазары не предполагали, что русские двинутся вглубь Хазарии, а потому плохо подготовились к обороне. Быстрота и натиск сделали своё дело - Шаркил был взят и разгромлен.
Однако Святослав оценил выгодное местоположение города - поэтому приказал основать на этом месте русскую крепость.
Название Шаркил (или, в греческом произношении Саркел), в переводе означает "Белый дом". Русские, не мудрствуя лукаво, просто перевели это название на свой язык. Так появился на свет русский город Белая Вежа.

Аэрофотосъёмка бывшей крепости Белая Вежа, сделанная в 1951 году. Сейчас эта территория затоплена водами Цимлянского водохранилища.

Пройдя с огнём и мечом весь Северный Кавказ, князь Святослав добился своей цели - Хазарский каганат был уничтожен.
Покорив Дагестан, Святослав двинул войска к Чёрному морю.
Там, на части Кубани и Крыма, существовало древнее Боспорское царство, пришедшее в упадок и попавшее под власть хазар. В числе прочих, был там и город, который греки называли Гермонасса, тюркские кочевые племена - Тументархан, а хазары - Самкерц.
Завоевав эти земли, Святослав перевёл туда некоторое количество русского населения.
В частности, Гермонасса (Тументархан, Самкерц), превратился в русский город Тмутаракань (современная Тамань, на территории Краснодарского края).

Современные раскопки, ведущиеся в Тмутаракани (Тамани). 2008 год.

В это же время, пользуясь тем, что исчезла хазарская опасность, русские купцы основали в устье Днепра крепость Олешье (современный Цюрупинск, Херсонской области).

Так русские переселенцы появились на Дону, Кубани и в низовьях Днепра.

Эксклавы Олешье, Белая Вежа, и Тмутаракань на карте Древнерусского государства XI века.

Впоследствии, когда Русь распалась на разные княжества - Тмутараканское княжество стало одним из самых сильных.
Князья Тмутаракани принимали активное участие во внутрикняжеских междоусобицах Руси, а также проводили активную экспансионистскую политику. Например, в союзе с зависимыми от Тмутаракани северокавказскими племенами - организовали, один за другим, три похода на Ширван (Азербайджан).
То есть, Тмутаракань - не была просто отдалённой крепостью на краю русского мира. Это был достаточно крупный город, столица независимого, и достаточного сильного княжества.

Однако, с течением времени, ситуация в южных степях, стала меняться в худшую для русских сторону.
На место разгромленных и уничтоженных хазар (и их союзников), в опустевшие степи, стали проникать новые кочевники - печенеги (предки современных гагаузов). Сначала понемногу - потом всё активней (современникам это ничего не напоминает?..). Год за годом, шаг за шагом - Тмутаракань, Белая Вежа и Олешье, оказались отрезанными от основной территории Руси.
Их геополитическое положение осложнилось.

А потом, на смену печенегам, пришли гораздо более воинственные, многочисленные и дикие кочевники, которых на Руси называли половцами. В Европе их называли куманами, или команами. На Кавказе - кипчаками, или кыпчаками.
А сами себя эти люди всегда называли и называют до сих пор - КАЗАКАМИ.

Поинтересуйтесь как сегодня ПРАВИЛЬНО называется республика, которую мы, русские, знаем как Казахстан.
Для тех кто не в курсе, поясняю - КАЗАКСТАН.
И сами казахи, называются - КАЗАКАМИ. Это мы их называем казахами.

Здесь на карте - территория казахских (половецких, кыпчакских) кочевий, в конце XI - начале XII веков.

Территория современного Казахстана (правильно - Казакстана)

Отрезанные кочевниками от основной территории Руси, Олешье и Белая Вежа, начали постепенно приходить в упадок, а Тмутараканское княжество в конце концов признало над собой суверенитет Византии.
Следует особо учитывать, что в ту эпоху, в городах жило не более 10% от всего населения. Основная масса населения, даже в самых развитых на тот момент государствах, состояла из крестьян. Поэтому запустение городов, не влекло за собой гибель всего населения, подчистую - тем более что никто из кочевых народов и не ставил никогда целью, устроить русским геноцид.
Русские, как этнос, на Дону, Кубани, Днепре (особенно в глухих, укромных местах) никогда не исчезали полностью - хотя конечно смешивались с разными народами и частично перенимали их обычаи.

Плюс к этому, следует учитывать, что печенеги и половцы порой угоняли в рабство жителей пограничных русских земель - и смешивались с ними.
А впоследствии, относительно цивилизовавшись - половцы начали потихоньку перенимать Православие, заключали с русскими различные договора. Например, князю Игорю (о котором рассказывает "Слово о полку Игореве") помог бежать из плена крещёный половец по имени Оврул.

Какое-то количество русских бродяг, людей с сомнительным прошлым - всегда тоненькими ручейками утекало в половецкие степи. Там беглецы старались селиться в такой местности, где присутствовало какое-то количество русских.
Такое бегство было облегчено тем, что не требовало знания дороги - достаточно было просто идти вдоль Дона, или Днепра.

Это конечно не в один день делалось. Но как говорится - капля камень точит.

Постепенно, подобных бродяг-маргиналов стало столько, что они начали позволять себе организованные нападения на какие-то местности. Например, В 1159 году (обратите внимание - это был ещё ДОМОНГОЛЬСКИЙ период) на Олешье напал сильный отряд подобных бродяг (в ту пору их называли "берладниками", или "бродниками"; как они сами себя называли - неизвесно) которые захватили город и нанесли серьёзный урон купеческой торговле. Киевский князь Ростислав Мстиславович, а также воеводы Георгий Нестерович и Якун, вынуждены были отправиться вниз по Днепру с военным флотом, чтобы возвратить Олешье под княжескую власть...

Разумеется, та часть половцев, которая кочевала к востоку от Волги (в районе современного Казахстана) - в гораздо меньшей степени контактировала с русскими, а потому лучше сохранила свои национальные черты...

В 1222 году, на восточных границах половецких кочевий, появились неизмеримо более дикие и грозные завоеватели - монголы.
К тому времени отношения половцев с русскими были уже такими, что половцы позвали русских на помощь.

31 мая 1223 года, состоялась Битва на реке Калке (современная Донецкая область), между монголами и объединёнными русско-половецкими силами. Из-за разногласий и соперничества между князьями - битва была проиграна.
Однако затем, монголы, утомлённые долгим и трудным походом, повернули назад. И 13 лет о них ничего не было слышно...

А в 1237 году они вернулись. И всё припомнили половцам, которым устроили форменный геноцид.
Если на территории современного Казахстана, монголы относились к половцам относительно терпимо (и потому половцы, они же казахи, сохранились как нация), то в южнорусских степях, между Волгой, Доном и Днепром - половцы подверглись тотальной резне.
При этом русских (всех этих бродников-берладников), происходившие события касались мало, потому что жили такие бродяги в основном в труднодоступных местах, которые были просто неинтересны кочевникам - например в плавнях, на островах, среди болот, пойменных зарослей...

Нужно отметить ещё одну деталь: после нашествия на Русь, монголы иногда сами переселяли некоторое количество русских людей в такие места, где находились важные дороги и переправы. Этим людям давались определённые льготы - а от переселенцев, в свою очередь, требовалось поддерживать дороги и переправы в исправном состоянии.
Бывало что в какую-то плодородную местность переселяли русских крестьян, чтобы они возделывали там землю. Или даже не переселяли, а просто давали льготы и ограждали от притеснений. Взамен - крестьяне поставляли определённую часть урожая монгольским ханам.

Ниже я привожу дословно отрывок из 15-й главы, книги "Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрука
в лето Благости 1253. Послание Вильгельма де Рубрука, Людовику IХ, королю французскому".

"Итак мы с великим трудом странствовали от становища к становищу, так что не за много дней до праздника блаженной Марии Магдалины достигли большой реки Танаида, которая отделяет Азию от Европы, как река Египта Азию от Африки. В том месте, где мы пристали, Бату и Сартах приказали устроить на восточном берегу поселок (саsale) Русских, которые перевозят на лодках послов и купцов. Они сперва перевезли нас, а потом повозки, помещая одно колесо на одной барке, а другое на другой; они переезжали, привязывая барки друг к другу и так гребя. Там наш проводник поступил очень глупо. Именно он полагал, что они должны дать нам коней из поселка и отпустил на другом берегу животных, которых мы привезли с собою, чтобы те вернулись к своим хозяевам; а когда мы потребовали животных у жителей поселка, те ответили, что имеют льготу от Бату, а именно: они не обязаны ни к чему, как только перевозить едущих туда и обратно. Даже и от купцов они получают большую дань. Итак там, на берегу реки, мы стояли три дня. В первый день они дали нам большую свежую рыбу - чебак (borbotam), на второй день - ржаной хлеб и немного мяса, которое управитель селения собрал, наподобие жертвы, в различных домах, на третий день - сушеной рыбы, имевшейся у них там в большом количестве. Эта река была там такой же ширины, какой Сена в Париже. И прежде чем добраться до того места, мы переправлялись через много рек, весьма красивых и богатых рыбою, но татары не умеют ее ловить и не заботятся о рыбе, если она не настолько велика, что они могут есть ее мясо, как мясо барана... Итак, мы были там в великом затруднении, потому что не находили за деньги ни лошадей, ни быков. Наконец, когда я доказал им, что мы трудимся на общую пользу всех христиан, они дали нам быков и людей; самим же нам надлежало идти пешком. В то время они жали рожь. Пшеница не родилась там хорошо, а просо имеют они в большом количестве. Русские женщины убирают головы так же, как наши, а платья свои с лицевой стороны украшают беличьими или горностаевыми мехами от ног до колен. Мужчины носят епанчи, как и Немцы, а на голове имеют войлочные шляпы, заостренные наверху длинным острием. Итак мы шли пешком три дня, не находя народа, и когда сильно утомились сами, а равно и быки, и не знали, в какой стороне можем найти татар, прибежали внезапно к нам две лошади, которых мы взяли с великою радостью, и на них сели наш проводник и толмач, чтобы разведать, в какой стороне можем мы найти народ. Наконец, на четвертый день, найдя людей, мы обрадовались, как будто после кораблекрушения пристали к гавани. Тогда, взяв лошадей и быков, мы поехали от становища к становищу, пока, 31 июля, не добрались до местопребывания Сартаха."

Как видим, по свидетельству европейских путешественников, в южных степях вполне можно было встретить совершенно легальные русские поселения.

Между прочим, этот же самый Рубрук свидетельствует, что тех русских, которых монголы угоняли из России - они нередко заставляли пасти скот в степях. Оно и понятно - таких учреждений как каторга, тюрьмы, или рудники, у монголов не существовало. Рабы занимались тем же, чем и их хозяева - пасли скот.
И разумеется, такие пастухи нередко бежали от хозяев.
А порой и не бежали - а просто оставались без хозяев, когда монголы начинали резать друг друга во время междоусобиц...
И усобицы эти происходили - чем дальше, тем чаще.
Спутниками междоусобиц - нередко были всевозможные эпидемии. Медицина, понятное дело, находилась в зачаточном состоянии. Рождаемость была высокой, но дети частенько умирали.
Как результат - кочевников в степи становилось всё меньше.
А русских всё прибывало. Ведь ручеёк беглецов из русских земель - не иссякал никогда.

Понятно что сами беглецы, маленько оглядевшись, начинали ориентироваться в местных реалиях. Разумеется, они находили общий язык с остатками уцелевших половцев. Роднились с ними - ведь среди беглецов преобладали мужчины.
И довольно быстро узнавали, что на самом-то деле, никаких половцев нет - есть КАЗАКИ.
Даже те русские, которые не смешивались с казаками (половцами) - всё равно активно употребляли такое слово как казак.
Это ведь всё-таки была земля казаков, пусть и подвергнутых геноциду, пусть и мешавшихся с русскими.
Они уходили к казакам, они жили среди казаков, они роднились с казаками, они сами в конце концов, пусть и далеко не сразу, стали именовать себя казаками (поначалу - в переносном смысле).

Постепенно, с течением времени, русский элемент в бассейнах Дона и Днепра стал преобладать. Русский язык, который и в домонгольские времена уже был знаком половцам - стал доминировать (не без искажений и заимствований конечно).

Бессмысленно сегодня спорить - где именно зародилось "казачество": На Днепре, или на Дону. Это спор беспредметный.
Процесс освоения новым этносом низовьев Днепра и Дона - происходил практически одновременно.

Столь же бессмысленно спорить - кем являются казаки: украинцами, или русскими.
Казаки - это отдельный этнос, который сформировался в результате смешения выходцев с территории Руси (впрочем - выходцы из других стран тоже присутствовали) с теми народами, с которыми они соседствовали (например - через взаимные похищения женщин). При этом какие-то группы казаков могли переходить с Днепра на Дон, или с Дона на Днепр.

Чуть медленнее, но тоже почти одновременно - шло формирование таких групп казаков как терские и яицкие. На Терек и на Яик, добраться было несколько сложнее, чем в низовья Дона и Днепра. Но потихоньку и туда добирались. И там смешивались с окрестными народами: на Тереке - с чеченцами, на Яике - с татарами и теми же половцами (казаками).

Таким образом, половцы, присутствовавшие на громадных пространствах великой степи, от Дуная до Тянь-Шаня, дали своё имя тем переселенцам из числа славян, которые осели на бывших половецких землях, к западу от реки Яик.
Но к востоку от Яика - половцы как таковые сохранились.
Так и появились две очень разные группы людей, называющих себя одинаково, КАЗАКАМИ: собственно казаки, или половцы, которых мы называем сегодня казахами - и смешанный с окрестными народами русскоязычный этнос, именуемый казачеством.

Разумеется, казачество неоднородно. На разных территориях, смешение шло с разными народами и с разной степенью интенсивности.
Так что казаки - это не столько этнос, сколько группа родственных этносов.

Когда современные украинцы пытаются называть себя казаками - это вызывает улыбку.
Называть казаками всех украинцев - это всё равно, что называть казаками всех русских.

При этом отрицать определённое родство между русскими, украинцами и казаками - бессмысленно.

Итак - постепенно, из разных групп смешанного населения окраин (при явном преобладании русской крови и русского языка), сформировались, если можно так выразиться, разные орды, отчасти копировавшие образ жизни соседних азиатов и кавказцев. Запорожская орда, Донская, Терская, Яицкая...

Тем временем Россия оклемалась от монгольского нашествия и начала расширять свои границы - которые в конце концов соприкоснулись с границами казачьих орд.
Произошло это в царствование Ивана Грозного - которому пришла в голову простая как всё гениальное, мысль - использовать казаков, как заслон против набегов азиатов на русские земли. То есть - полуазиатов, близких России по языку и вере, использовали как подушку безопасности против азиатов настоящих.

Так началось постепенное приручение казачьей вольницы русским государством...

После того как было присоединено Причерноморье и исчезла опасность крымско-татарских набегов - запорожские казаки были переселены на Кубань.

После подавления пугачёвского бунта, реку Яик переименовали в Урал - хотя она, в целом, к Уралу как таковому, почти не имеет отношения (только начало берёт в Уральских горах).
А яицких казаков переименовали в уральских - хотя они живут, большей частью, вовсе не на Урале. От этого происходит некоторая путаница - порой к казакам причисляют жителей Урала, к казачеству отношения не имеющих.

Когда русские владения расширились на восток - часть казаков была переселена в Забайкалье, на Уссури, на Амур, в Якутию, на Камчатку. Впрочем - в тех местах порой в разряд казаков зачисляли чисто русских людей, никакого отношения к казачеству не имевших. Например - казаками окрестили первопроходцев, соратников Семёна Дежнёва, выходцев из города Великий Устюг (то есть - с Русского Севера).

Иногда в разряд казаков зачисляли представителей некоторых иных народов.
Например - калмыков...

В Забайкалье - казаки изрядно смешались с китайцами, маньчжурами и бурятами, усвоили некоторые привычки и обычаи этих народов.

На фото - картина Е. Корнеева "ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ" 1802. Гребенские - это "ответвление" терских.

Картина С. Васильковского "ЗАПОРОЖЕЦ В ДОЗОРЕ".

«Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона, 1813 г.» Рисунок Н. Н. Каразина изображает момент прибытия пленных поляков в Омск после того, как они, уже разверстанные по казачьим полкам, под наблюдением Сибирского войска казачьего ротмистра (есаула) Набокова, один по одному переодеваются в казачьи мундиры.

Урядники Ставропольских и хопёрских казачьих полков. 1845-55 гг.

"ЧЕРНОМОРСКИЙ КАЗАК". Рисунок Е. Корнеева

С. Васильковский: "ГАРМАШ (КАЗАК-АРТИЛЛЕРИСТ) ВРЕМЁН ГЕТМАНА МАЗЕПЫ".

С. Васильковский: "УМАНСКИЙ СОТНИК ИВАН ГОНТА".

Казаки лейб-гвардии Уральской казачьей сотни.

Кубанские казаки в мае 1916-го.

Надо сказать что постепенно, с развитием прогресса - войны стали всё более техногенными. В этих войнах казачеству отводилась сугубо второстепенная, а то и третьестепенная роль.
Зато казаков стали всё активнее привлекать к самой грязной, "полицейской" работе - в том числе для подавления восстаний, разгона демонстраций, для террора в отношении потенциально недовольных, даже для репрессивных акций против несчастных староверов.

И казаки - вполне оправдывали ожидания властей.
Потомки беглецов от неволи - стали царскими холуями. Усердно полосовали нагайками и рубили шашками недовольных.

Ничего не попишешь - смешиваясь с кавказцами и азиатами, казаки впитывали в себя и некоторые черты азиатско-кавказского менталитета. В том числе такие как жестокость, подлость, хитрость, коварство, продажность, неприязнь к русским (или как выражаются казаки - "иногородним"), страсть к грабежам и насилию, лицемерие, двуличность.
Генетика - вещь беспощадная...

Как результат - население России (в том числе и русские) стало смотреть на казаков как на инородцев, башибузуков на службе у самодержавия.
А евреи (которые вообще не умеют прощать и по части жестокости переплюнут любых казаков) - ненавидели казачество до дрожи в коленках.

Считается, что после Октябрьской революции 1917 года, казаки решительно встали на сторону самодержавия и были опорой белого движения.
Но тут многое преувеличено.
На самом деле - казаки вовсе не горели желанием воевать за интересы белых. В казачьих областях были сильные сепаратистские настроения.
Однако когда большевики пришли на казачьи земли - они моментально восстановили против себя казаков дичайшими репрессиями и запредельной жестокостью. Быстро выяснилось, что от большевиков казакам пощады ждать не приходится. Комиссары-евреи, в других ситуациях как огня боявшиеся великорусского шовинизма, в данном случае, наоборот - активно подогревали неприязнь русских мужичков к казакам.
Если другим народам (даже тем, которые вовсе об этом не просили) большевики охотно давали автономию, провозглашая кучу всяких национальных республик (впрочем - во главе всех этих республик, как правило, оказывались опять же, евреи) - то с казаками никто на эту тему даже не пытался разговаривать.
Именно поэтому и только поэтому, казаки ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ поддержать белое движение. При этом, приносили белогвардейцам - сколько пользы, столько и вреда.
Казачьи интриги за спиной у русских лидеров белого движения - не прекращались никогда.

В конечном итоге - белые потерпели поражение.
На казаков обрушились репрессии. Вплоть до того, что в иных местностях расстреливалось всё мужское население старше 16 лет.
До 1936 года, казаков не призывали в красную армию.
Казачьи области - были тщательно переименованы. Никакого Забайкалья - только Читинская область! Никакой Кубани - только Краснодарский край. Никакой Донской области, или Донского края - только Ростовская область. Никакой Енисейской губернии - только Красноярский край.
А земли Семиреченского и Уральского казачества - вообще вошли в состав иных республик (Киргизии и Казахстана).
Некоторое время само слово "казак" было исключено из обихода. Казаками в СМИ и литературе, называли сугубо казахов.
Отношение к казакам потеплело лишь после того, как Сталин укрепил свою власть и твёрдо встал на ноги, разгромив всех своих врагов...

В дальнейшем, при поздней советской власти - казаки были вполне ей верны и, наряду с украинцами, были одними из самых верных её холуёв.

Сегодня принято считать, что казаки ассимилированы в русской среде.
В реальности - ничего подобного. Если этнос не имеет национально-политической автономии - это ещё не значит, что этноса нет.
Казаки явно отличаются от русских - как менталитетом, так и внешним видом.

Частенько за казаков выдают себя какие-то ряженые клоуны, которые всерьёз думают, что казаки - это просто такое военно-служивое сословие. Поэтому, дескать, достаточно напялить на себя мундир, кучу орденов (непонятно за что полученных) и произнести определённую присягу - всё, ты уже стал казаком.
Ерунда конечно. Казаком невозможно "стать" - как невозможно "стать" русским, или англичанином. Казаком можно только родиться...

Очень часто преувеличивается роль казаков в российской истории.
А порой наоборот - преувеличиваются беды, принесённые нашей стране казаками.
На самом же деле - казаки принесли существенную пользу России, на определённом этапе её развития. Но и без них - Россия вовсе не погибла бы.
Вред от казаков был - но и польза была.

Казаки не герои и не монстры - это просто отдельный этнос, со своими достоинствами и недостатками. Точнее - группа близкородственных этносов.
И было бы неплохо, если бы у казаков появилось своё государство - допустим, где-нибудь в Австралии, в Африке, или в Латинской Америке. Если бы они все в это государство переехали - я пожелал бы им счастья и процветания на их новой Родине.
Всё-таки мы с ними разные. Очень разные...

P.S. Вверху картина И. Репина "КАЗАКИ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ". 1880 г. Станица Пашковская.

Отношение к современным казакам в России не менее противоречиво, чем роль самих казаков в развитии государства и общества. Одни называют этих людей, претендующих на статус отдельного сословия, ряжеными и псевдопатриотами, другие видят в казаках зачатки возрождения основ нравственности и культуры той России, которую мы когда-то потеряли. Однако современное казачество – целое явление, которому, как и любому другому, явлению сложно дать однозначную оценку, да и всех внешних потугах однозначная оценка будет очевидно однобокой и потому бессмысленной. А потому постараемся взглянуть на представителей современного казачества с разных сторон. Цель одна: попытаться прояснить ситуацию с тем, что же собой в реальности представляют люди, называющие себя казаками.


Не будем касаться исторического аспекта появления казаков в России, потому что эта тема уже озвучивалась на «Военном обозрении». Сделаем упор именно на современный этап существования русского казака.

Для начала нужно сделать попытку отделить мух от котлет. Дело в том, что казачество (по крайней мере с той позиции, которая обозначается сегодня) представляется отнюдь не как этнический пласт, а, скорее, как общественная организация, призванная решать определенные проблемы. Какие проблемы? Чьи проблемы? А вот тут и заключается главный вопрос. Кто-то использует сам термин «казак» как некий синоним чести и преданности, патриотизма и глубины нравственных традиций, а кто-то готов сделать из этого слова для себя некий набор преференций, позволяющих утолить необузданное самолюбие. Одни вполне готовы послужить Отечеству на добровольной основе, другие же стараются наспех слепить из самих заявлений о гипотетическом служении Родине банальную PR-акцию, которая может, по мнению таких людей, добавить им определенных общественных, а то и политических, бонусов.

Приведем несколько примеров того, как успели за последнее время проявить себя казаки нового поколения. Чтобы ситуация была представлена максимально полно, и каждый смог оценить роль казаков в общественной жизни, представим несколько сюжетов, как позитивного, так и негативного характера.

С конца прошлого года несколько успокоилась ситуация с так называемыми казачьими патрулями в крупных городах России. Деятельность казаков, которые при согласовании с местными правоохранительными органами выходили на улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа для проведения мероприятий по охране правопорядка, удостоилась диаметрально противоположных оценок. Одни, видя людей в форме, не закрепленной ни за одним из воинских или полицейских подразделений, открыто высказывали свой негатив и явно не собирались подчиняться требованиям казачьего патруля. Другие реагировали вполне спокойно и считали, что охрана общественного порядка с использованием казачьих дружин – мероприятие, которое проявляет себя вполне положительно.

Рассказывает казак ВКО «Резервное казачье войско» «Всевеликое войско Донское» А.Попов:

Меня, как рядового казака, привлекали для охраны общественного порядка во время празднования дня города. Задача передо мной и группой других казаков была поставлена следующая: мы должны были не допускать в места массового скопления людей изрядно подвыпивших лиц, а при излишнем желании таковых попасть на празднества, докладывать об инциденте своему непосредственному главе. Он уже связывался с полицейскими, которые хулигана и повязывали. Полномочий на то, чтобы самим принимать меры в отношении нарушителей, у нас не было.

Другой случай.
Москва. Конец прошлого года. Белорусский вокзал. Группа казаков, которая впоследствии была представлена как казачий патруль, осуществляла охрану правопорядка уже при наличии более широких полномочий, которые и вызвали дискуссию в обществе. Речь идет о том, что казачий патруль осуществлял рейд и выявлял места незаконной торговли. Обсуждению подверглось то, что казаки при выявлении мест незаконной торговли приступали к изъятию товара и погрузке его в заранее подготовленный автобус. Как утверждали сами казаки, автобус принадлежал ОБЭП, и все их действия с ОБЭПовцами были согласованы. Однако после столь рьяного исполнения обязанностей казаками, в прессе стала проскакивать информация о том, что казаки стали инструментом для дележа рынка в весьма бойком для торговли месте столицы.

Казачий патруль в Москве в работе

После того нашумевшего рейда сам первый зам атамана ВКО «Центральное казачье войско» генерал Колесников заявил, что первую попытку можно назвать не самой удачной. Очевидно, обсуждались и новые попытки принятия участия казаков в рейдах по Москве, но систематическими эти рейды явно не стали. Видимо, всё дело в том, что сами власти (не только региональные, но и федеральные) до сих пор не решили, что же им делать с таким «счастьем» (или без кавычек?) как современное казачество. Дашь полномочия, - думает власть, - могут и на шею сесть; не дашь полномочий, - потеряется электорат, а голоса ой как нужны… В общем, целая дилемма.

Одним из губернаторов, который решил регламентировать деятельность казаков в своем регионе, сегодня является глава Воронежской области Алексей Гордеев. Не так давно он обсуждал с лидерами местного казачества проблемы взаимодействия казаков с органами местной власти. На встрече атаман Центрального казачьего войска В.Налимов вышел с предложением для министерства образования создать в области учебное заведение, которое будет именовать единым казачьим кадетским корпусом. Саму возможность создания такого учебного заведения в области Вячеслав Налимов связывает с тем, что в области сильны казачьи традиции и есть все возможности для претворения в жизнь такого рода идеи. Кроме того, атаман Налимов предложил губернатору Гордееву создать военный учебно-методический центр казачьего войска, который бы мог стать местом для качественной подготовки молодых воронежцев к службе в армии. Планируется, что такой центр можно было бы разместить к северу от столицы Черноземья. Алексей Гордеев пообещал, что готов лично посодействовать реализации намеченных планов, ведь они в первую очередь направлены на заботу о подрастающем поколении и на реализацию планов всеобъемлющей допризывной подготовки.


Поднятие государственного флага в Матвея Платова кадетском казачьем корпусе (Воронежская область)


Зимние сборы кадетов Матвея Платова кадетского казачьего корпуса (Воронежская область)

На этом, казалось бы, благостном фоне взаимодействия казаков и официальных властей та же Воронежская область превращается в место активного противостояния казачьих дружин с теми, кто пытается продвинуть бизнес-проект по разработке никелевых месторождений в Хоперском заповеднике. Компания, которая уже в ближайшее время собирается начать разработки никеля на территории так называемого Еланского месторождения, встречает невиданное для современной России сопротивление общественности, на поддержку которой встали и казаки. В течение нескольких месяцев в месте, где разработчик собирается проводить добычу металла (а это буквально самое сердце плодородных черноземов России), казаками Второго Хоперского округа выставлены посты. Казаки уже пообещали, что если на территории заповедника увидят тяжелую технику и людей, готовящихся к разработке воронежских недр, они готовы дать настоящий бой представителям добывающей компании.


Казачий пост на месте подготовки к разработкам никелевого месторождения (Воронежская область) (беседа с полицией)

Эти слова казачьих атаманов вызвали одобрение со стороны местного населения и ситуация стала выглядеть весьма напряженной еще и потому, что в одном из своих интервью губернатор Гордеев заявлял, что не позволит губить воронежские черноземы ровно до того момента, пока он занимает губернаторское кресло. Однако, несмотря на это бизнес-лобби продвигает идею безопасности разработок. Правда, при этом представители этого самого лобби не упоминают о том, что о никелевом месторождении под Воронежем было известно еще в советские годы. Но в то время целым рядом ученых были опубликованы материалы, согласно которым добыча никеля в Черноземье может привести к тяжелейшим экологическим последствиям. Мало того, содержание никеля в руде в области относительно невысокое, а потому не факт, что добыча будет рентабельной. Перспектива получить у себя под боком вместо плодородных почв фактически обезвоженную и изрытую пустыню, которая может со временем быть объявлена «не совсем удачным итогом проекта добычи никеля» – явно не впечатляет воронежцев.

Противостояние между общественностью, которую косвенно поддерживает губернатор Гордеев и совсем даже не косвенно - представители 2-го Хоперского округа казачьего ВВД, и лоббистами-добытчиками начинает проявлять настоящую остроту. Буквально на днях, часовые того самого казачьего поста на месторождении остановили группу геологоразведчиков, которые готовились приступить к проведению очередной порции исследовательских работ. Выяснив, чьи интересы геологи представляют, а также их решительность начать свои работы, воронежские казаки совместно с другими местными жителями решили показать «гостям» всё своё «радушие». В итоге встреча закончилась тем, что геологи основательно получили казачьими нагайками, после чего обратились в полицию. В отношении казаков и ряда экологов было возбуждено уголовное дело.


Полиция всё активнее посещает казачий пост

После этого «первого боя за никель» общественность снова разделилась. Одни назвали казаков «ряжеными пиарщиками», другие, наоборот, вступились за них, заявляя, что это, по всей видимости, единственная сила, которая еще что-то может противопоставить варварскому отношению к российским богатствам.


Обращение казаков к президенту Владимиру Путину


А вот и яркий представитель "ряженой сотни"

Напомним, что в сентябре прошлого года Владимир Путин утвердил стратегию российского казачества. Вот несколько пунктов документа:
а) привлечение российского казачества к выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации, прохождению членами казачьих обществ военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, включение членов казачьих обществ в мобилизационный людской резерв для обеспечения гарантированного доукомплектования в установленные сроки Вооруженных Сил Российской Федерации, а также создание эффективной системы воинского учета членов казачьих обществ;
б) привлечение российского казачества к участию в охране общественного порядка и обеспечении экологической и пожарной безопасности, к реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданской обороне, природоохранной деятельности;
в) привлечение российского казачества к участию в охране государственной границы Российской Федерации;
г) максимальное использование в местах традиционного и компактного проживания казаков потенциала казачьих обществ для привлечения членов этих обществ к охране лесов, объектов животного мира, объектов культурного наследия;
д) привлечение российского казачества к государственной и иной службе в других сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Стратегии прописана, в том числе, как историческая казачья геральдика, так и система по разработке новых геральдических знаков, формы одежды, наград и знаков отличия.

Главное, чтобы и казачество, и государство при этом не забывали, что главная их цель – всё-таки защита прав и свобод всех без исключения граждан России, а не только тех, кто входит в плеяду избранных, достойных особого внимания. Хотелось бы верить, что в этом плане государство и современные казаки единодушны.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...