Как найти точку опоры себе. Внутренние точки опоры

Я не могу найти в жизни дело которым мог бы заниматься с удовольствием. Мне 23 года я еще ни разу в жизни не работал. Мне очень тяжело сходиться с людьми и часто приходиться терпеть от них унижения. У меня социофобия с детства. И со временем мне пришлось с ней смириться. Сейчас мне плевать на отсутствие друзей, любимого человека. Но яне выношу критику и не могу работать в коллетиве. В добавок к социофобии мне мешает моя «клиническая необучаемость» Я ничего не умею делать. В институте я смог проучиться только 2 курса. 3 курс пытался взять 3 раза! Но эти 5 лет мне пришлось учиться в поте лица без выходных, приходилось не спать по несколько суток подряд. В короткий период времени я выучивал все безупречно(учился я кстати на 4 и 5, хотя местами были 3ки) и учиться мне очень нравилось, но это не имело смысла ибо через несколько дней все это забывалось напрочь. на 3м курсе я 5 раз зубрил одну и ту же методичку как в первый раз, и сейчас я не вспомню о чем в ней говориться. Когда я пошел учиться на вождение, оказалось что и тут те же проблемы. На каждом занятии приходилось заново обучаться уже выученным в прошлый раз навыкам (трогаться, заезд в гараж и т.п.) Та же ситуация была в любом деле, где необходимо соблюдать инструкции. Стоит заметить, что я прочитал немало литературы по памяти, и тренировал ее всеми возможными способами (выучил к примеру половину Фауста Гете) К ручному труду у меня никогда не было способностей, а в других видах работы необходима коммуникабельность. Сейчас я вообще боюсь начинать какую либо работу, т.к. уже не верю в успех. Мне кажется у любого человека есть что-то, за что его уважают, и что он сам в себе ценит больше всего, а не могу найти этого в себе…

Как с этим справиться и как найти себя?

Mariya, спасибо за ответ, хотя уже мой вопрос давнешний. Кто только не говорил мне, про то что учеба не важна. Но для меня она помоему единственный выход (правда сейчас приходиться все таки искать альтернативы) Обычные люди меня не понимают - в детстве меня часто били да и не только в детстве (часто попадал в травматологию, ломал челюсть, один раз разбили голову арматурой, но почему то врачи не ставили мне сотрясение мозга ни разу!). К тому же я с детства страдаю постоянными сильными головными болями (врачи так и не определили причины и это не связано с травмой поскольку симптомы были и раньше) а физ.труд это только усугубляет. Я о себе и раньше не был хорошего мнения но после отчисления из института умерла последняя надежда. Если бы я был из семьи рабочих я бы давно уже смирился, но у моих родителей красные дипломы, по несколько высших образований, работают в руководящей области. Стыдно не перед родителями а перед их друзьями… И еще я к окончанию школу почти преодолел свою социофобию у меня была девушка, «друзья» но я всем этим пожертвовал что бы удачно закончить институт, в результате потерял все...

Это базовое упражнение, которое входит почти в любую мою сессию и встраивается почти в любой комплекс упражнений. Для того, чтобы начинать что-то делать, необходимо сначала определить, где ты находишься, найти точку А, определиться с местом на карте. Только после этого можно искать точку Б, куда ты хочешь попасть, и прокладывать маршрут. Если ты не знаешь где ты, остальные действия абсурдны.

Причем найти себя нужно по всем основным системам измерения: в ситуации, т.е. в логике происходящего, в пространстве, определиться с чувствами, потребностями, направлениями движения. Все эти параметры необходимы для определения своих точных координат и осознания своего положения.

Чтобы решить эту задачу, проще всего воспользоваться упражнением Пять точек баланса. Это упражнение было разработано моим учителем Олегом Матвеевым на базе переведенных им книг Дэвида Шнарха, который говорил о четырех точках баланса. Матвеев переработал эту теорию и у него получилось пять точек баланса, которые я и использую в своей работе.

Что же это за пять точек баланса?

Я уже писала об этом упражнении в статьях о моей работе. В этой статье я попробую дать более полное описание.

Пять точек баланса.

1. Присутствие в ситуации . Когда ты осознаешь, что происходит, ты находишься в ситуации и можешь ее описать. Не интерпретируя, не переключаясь на суждения и осуждения, на эмоции, возмущение, жалобы и гнев. Это самая первая точка баланса. Она требует включения нашего ума головы, нашей логики.

Эта точка на месте, если ты можешь более-менее спокойно описать, в чем состоит ситуация. Когда ты осознаешь, что происходящее не сон, не обморок, не “не может быть!”, а все действительно происходит на самом деле и может быть подтверждено твоим зрением, слухом, вкусом, осязанием или обонянием.

2. Пространство, я, мое тело. Это вторая точка баланса. Она позволяет найти в ситуации себя. Осознание в ситуации себя закрывает ощущения типа: “Это происходит не со мной”, “Со мной не может этого происходить”, “Я как будто вижу все со стороны”, и позволяет осознать себя в ситуации.

Я предлагаю рассмотреть себя в трех ипостасях: с точки зрения занимаемого пространства, с точки зрения источника внимания и излучаемой энергии и с точки зрения физического тела.

Пространство. У каждого есть определенное ощущение пространства, например, находясь за рулем, мы ощущаем габариты своей машины почти как границы собственного тела, расширяемся своим вниманием до этих границ.

Когда нам хорошо, мы чувствуем себя уверенно, в безопасности, — наше пространство большое, плечи развернуты, мы делаем широкие жесты. Когда же нам плохо, мы испытываем страх, неуверенность, — пространство наше сжимается, а наше тело вместе с нашим осознанием сворачивается, пытается втиснуться в как можно более узкие границы, занимать поменьше места.

Твое пространство — это пространство, которое ты можешь ощущать и контролировать. Значимые бизнесмены или верхушка правительства носят с собой большое пространство, когда они входят в помещение, сразу создается ощущение значительности вошедшей фигуры, они будто немедленно делают пространство своим. А у человека с паническими атаками пространство сжимается внутрь границ тела, и это крайне неприятное ощущение, мягко говоря.

Ощущение своего пространства можно наработать направляя и удерживая свое внимание на окружающем пространстве. Уже одно только умение удерживать внимание на пространстве может значительно повысить твою уверенность и решить исход переговоров, например.

В работе с пространством есть определенные нюансы: важно правильно выбрать объем своего пространства, не слишком большой и не слишком маленький, осознать, что в пространстве, которое ты считаешь своим, могут находиться другие люди, и от этого ты не перестаешь ощущать его и контролировать, ощущение партнера в своем пространстве — это отдельная тема. Очень интересна в плане работы с пространством методичка Кронина С. “Толерантные действия для успешного общения”, там про то, как использовать ресурс пространства себе в помощь. А ресурс это мощнейший.

Я. Это источник нашей субъектности, внимания, энергии, тот, кто ощущает. Наше ядро, энергетическое яйцо, совокупность чакр, кто как себя осознает. Обычно человек воспринимает себя чуть больше контуров собственного тела, но может ощущать себя и внутри тела, в груди или в голове. Для части людей “я” и тело — это одно и то же, что тоже нормально. Главное — ощутить себя, как воспринимающий источник, почувствовать себя.

Мое тело. И, наконец, тело. Ощутить свою телесность, физическую проявленность, почувствовать свое тело от кончиков пальцев ног до макушки, ощуть контуры, реальные очертания своего тела. Это легко сделать, представив, что ты медленно входишь в теплую воду.

Все это вторая точка баланса, ощущение себя. Перед началом любой работы я прошу человека почувствовать пространство, себя, свое тело, это то базисное ощущение, с которого можно начинать работать, осознание себя.

3. Мои ощущения и эмоции. На этом шаге нужно осознать свои чувства, эмоции, ощущения, все, что вызывает в тебе эта ситуация, а именно: картинку в голове, которая возникает при погружении в эту ситуацию, телесные ощущения, эмоции, мысли. Я прошу положить руку на грудь и выгрузить (осознать и проговорить) все картинки, телесные ощущения, эмоции и мысли, которые у тебя возникают. Осознание своих эмоций и ощущений делает их более управляемыми, то, что мы осознали и проговорили, перестает быть бесконтрольным бессознательным, позволяет вытащить ощущение на свет и рассмотреть. Повысить свою осознанность и возможность “властвовать собою”.

Контакт со своими эмоциями и ощущениями очень важен, он дает нам возможность подобрать ключи к нашим потребностям, в том числе и неосознаваемым.

4. Мои потребности. Далее я прошу положить руку на живот и проговорить, какие твои потребности не удовлетворяются в данной ситуации. Порой человеку довольно сложно сформулировать, чего же он хочет: — “Я дерусь, потому что я дерусь”. На этот случай существует список потребностей, который, как и список эмоций, я всегда держу под рукой, обычно он очень помогает.

5. Мое решение. После того, как ты осознал ситуацию, себя в ней, свои эмоции и потребности, можно принять адекватное решение, как действовать в этой ситуации. Принятие решение — это еще не сделанное действие, но, думаю, ты замечал, что после осознанного выбора направления движения, пути выхода, груз проблемы куда-то испаряется, ты чувствуешь себя свободным, легким и готовым к вызову. Подготовка принятия решения — это предыдущие четыре точки баланса, решение — это направление движения. Все вместе — это минимум пятьдесят процентов решения проблемы, а иногда и все сто.

Упражнение на пять точек баланса позволяет сориентироваться в сложной ситуации, выйти из дистресса, вызванного внешними причинами, и обрести почву под ногами. А регулярное его применение позволяет повысить осознанность и наладить жизнь.

Если присмотреться внимательнее к активности людей в этом мире, то можно обнаружить, что большинство из них, не зная этого, находится в постоянном поиске опоры. Но реально люди почти никогда не находят её, потому что подлинной внутренней опоры во внешнем мире быть не может. Петр Зорин

Когда мы внутренне ориентируемся на предметную действительность, наше счастье начинает зависеть от внешнего мира. И тогда внешний мир вынужден продолжать снабжать нас опорами: материальными, эмоциональными, финансовыми, физическими, связанными с отношениями. Если вдруг происходит сбой и снабжение прекращается, мы переживаем глубокий кризис. Петр Зорин

Люди, не имеющие внутренней опоры, иногда предполагают, что её можно найти в другом человеке. Неожиданное поведение близкого человека тогда расценивается как крушение всех опор. Попытка компенсировать, таким образом, отсутствие собственной внутренней опоры ещё никогда и никому не удавалась.

Если надоело напрягаться, пропала вера в себя, желаемое уже не кажется таким манящим - все эти действия не были связаны с внутренней опорой.

Чтобы достичь зрелости, человеку нужно преодолеть свое стремление получать поддержку из окру-жающего мира и найти новые источники опоры в самом себе.

Зрелость или психическое здоровье - это способность перейти от опоры на окружение и от регулирования себя окружающей средой к опоре на себя и саморегуляцию. Фредерик Перлз

Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равновесия. Условием достижения этого равновесия является осознание своих потребностей , различение главных и второстепенных.

Способность опираться на себя прорастает и крепнет примерно тогда, когда вы обретаете способность делать то, что считаете нужным. Делать независимо от того, что думает по этому поводу ваше окружение. У вас самих должно возникать ощущение важности того, что вы делаете.

Взросление, или зрелость, наступает тогда, когда человек мобилизует свои силы и способности для преодоления подавленности, тревоги, разочарования, отчаяния и страха, возникающих из-за отсутствия опоры со стороны окружающих.

Ситуация, в которой человек не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика.

Поиск виновных или стремление манипулировать лишают человека точки опоры. Признание своей ответственности открывает море возможностей, свободы и выбора.

Точка опоры в себе дает осознание, что источник счастья, стабильности, надежности находится внутри нас, дает силы встречать разные ситуации спокойно, с мудростью и мужеством.

Опора в самом себе — это любовь, направляемая внутренней мудростью, и она не зависит от результатов, полученных извне. Она не движима страхом, не основана на титулах и званиях, точках зрения, имуществе, деньгах, конкретном человеке или какой-то внешней деятельности. Давиджи

Самая мощная в мире поддержка — это любовь, самая крепкая в жизни опора — это внутренний стержень. Джулиана Вильсон

Люди, имеющие истинную внутреннюю опору, самодостаточны. Они не нуждаются в ком-то, кто мог бы поддержать их, подтвердить их правоту, или утешить их. Одной из очень важных особенностей таких людей является их внутренняя честность перед самим собой. Петр Зорин

«Быть, существовать в этом мире уже означает иметь с ним отношения. И так же, как мы относимся к миру вообще, мы относимся ко всему, что нас окружает. Ведь и родители, и люди знакомые и незнакомые, и все предметы, и животные – часть мира. Но просто существованием в заданных обстоятельствах дело не ограничивается. Отношения с миром – это в первую очередь постижение правил игры, которая называется жизнь.

Удивительно, но в философии эту тему разработал лишь Мартин Хайдеггер – в начале ХХ века*. Он описал такие правила, назвав их «экзистенциалами». Это условия, на которых мы существуем в мире, «данности нашего существования». Ведь мы приходим в ситуацию, которую не выбираем. Пол и эпоха, родители и национальность, социальный слой и даже, например, город, в котором мы живем, – ничто из этого мы не выбираем. Следовательно, наша задача – эти данности принять. И пусть мы планируем переехать в другой город или хотим пробиться в другой социальный слой или даже сменить пол – для начала мы должны принять, что сейчас живем именно в этом городе, родились мужчиной или женщиной... Дальше можно понять, что это нам не подходит, и пытаться изменить, но все начинается с принятия. Хайдеггер видел суть принятия в том, чтобы перестать бояться своих обстоятельств, научиться смотреть на них спокойно.

Наши отношения с миром формируются в первые семь лет жизни. Второе семилетие посвящено нашим отношениям с другими людьми. В третьем мы строим отношения с собой. Сначала ребенок открывает мир и учится с ним взаимодействовать. Образцом для такого взаимодействия становятся его отношения с матерью: для младенца мать и есть мир. После полутора лет включаются и другие факторы: доверие к миру возникает не только благодаря родителям. В конце концов, отношения с ним – личное решение каждого из нас. У нас есть свобода довериться миру.

Слово «доверие» здесь не случайно. Вспомните, как познает действительность маленький ребенок. Он то прижимается к маме, то, убедившись, что он в безопасности, отправляется исследовать мир. И расстояние этих «челночных экспедиций» с каждым разом все увеличивается. Ребенок узнает, что земля твердая и по ней можно ходить, что соседская собака – добрая и не укусит, что качели во дворе – крепкие и не оборвутся. Он учится доверять: матери, природе, людям и своим силам.

Как переживается фундаментальное доверие? Вот как: я возложил часть своих проблем на что-то или на кого-то, на некую опору – и опора выдержала! Причем тут нет обязательной любви и радости, есть лишь опыт отношений с людьми, которые меня принимали. Значит, я могу быть и мне дают быть!

Вся наша жизнь, наши отношения с миром – это поиск и создание опор, на которые можно возложить часть груза своей жизни. Мы находим друзей, осваиваем профессию, создаем семью. Опорой может быть и структура, в которой мы работаем, и отношения с коллегами, и наши способности и интересы, люди и группы людей… Одна из важнейших опор – наше собственное тело. Мы чувствуем себя хорошо укорененными, когда у нас много опор.

Решение о доверии также связано с реалистичностью нашего восприятия. Чем ближе к реальности наша оценка той или иной опоры, тем меньше разочарований и больше доверия к людям и самому себе. Подводят опоры обычно того, кто не соглашается принять реальность, кто хочет переделать ее по своему усмотрению и не воспринимает то, что не соответствует его ожиданиям. Мир вообще не укладывается в схемы и теории. (Единственное надежное утверждение о нем – он ничего не гарантирует никому из нас.) Спасти может только открытая позиция доверяющей любознательности.

Кстати, истории про обиды, которые могут быть изжиты, преодолены прощением – это всегда истории про опору, не оправдавшую ожиданий. И одна из практик прощения как раз заключается в том, чтобы помочь человеку понять: мог ли тот, кто оказалася ненадежной опорой, выдержать возложенный на него груз? Благодарность же, напротив, – переживание, связанное с тем, что моя опора меня не подвела.С любым из нас в любой момент может случиться все что угодно – это одно из главных правил игры. И это – самая большая проверка наших отношений с миром. Когда все опоры рухнут, останется ли что-то? Как я тогда смогу быть в мире? И смогу ли быть? Или провалюсь в эту бездну ужаса и отчаяния, потому что опор больше нет?

В экзистенциальном анализе есть понятие «основы бытия». Речь о переживании, укорененном, как правило, в предыдущем опыте. Переживании того, что даже если все опоры рухнут, что-то все равно останется. Эта очень сложная философская конструкция тем не менее интуитивно понятна каждому, кто довольствуется фразой: «Никогда так не было, чтобы никак не было». Это и есть основа нашего бытия.

Мне очень нравится образ мира как натянутого над пропастью батута. Можно в ужасе смотреть сквозь сетку в пропасть. А можно сфокусировать взгляд на переплетениях самой этой сетки, понимая, что она не раз уже нас выдерживала. Да, подбрасывала – так, что мы неуклюже падали на нее. Но она выдерживала. И выдержит снова. Человек с таким фокусом зрения, с таким отношением к миру хорошо устроен в жизни – вне зависимости от всего остального. Это предельное переживание доверия люди часто называют Богом. Но это не вопрос веры в конкретных богов. Это вопрос наших отношений с миром».

* М. Хайдеггер «Бытие и время» (Академический проект, 2013).

И о том, как я присваивала отщепленные части своей личности.

Я хорошо помню, как была отщеплена, к примеру, сексуальность.

Моя подростковость была прожита в атмосфере табу на темы секса и сексуальности. Узнать об этих отношениях было негде, поговорить не с кем.

Невозможно было с кем-то принимающим обсудить изменения в теле, сексуальное влечение, интерес к мальчикам; негде было получить совет, опереться на мудрость поколений.

Взрослые выглядели как напуганные подростки и монахи в одном лице: они порицали сексуальные отношения и запугивали последствиями сексуальных связей. Чувственная любовь была опутана ощущением непристойности, грязи, страха и стыда.

Были женщины, считавшиеся "доступными" и вызывавшие, одновременно зависть и отвращение; сама, я, конечно, собиралась оставаться "порядочной" и асексуальной, увы.

Помимо сексуальности были вытеснены мои лидерские качества – ибо плохо быть выскочкой, исчезла спонтанность и творчество, ибо нужно было быть правильной. Весь фокус с ощущения себя, своих нужд и чувств, был смещен вовне, на других людей. Их оценка, их суждения, оказались самыми важными и значимыми, и нужно было стремиться к тому, чтобы понравиться им. Опоры не было.

Как ощущает себя человек, у которого нет опоры на свои качества, на свои права, на свои чувства? Который не умеет их узнавать? У которого все части, кроме тех, которые обеспечивают долженствование, вытеснены?

Он ощущает себя как утлое суденышко, которое выбросило в открытый океан, и которое мечется между гигантскими волнами, в поисках укрытия и покоя.

Чужая оценка – самое ненадежное пристанище. Сегодня Другой бодр, а завтра уныл, а послезавтра в своей нужде, и ему не до тебя. И в таких условиях добиваться его постоянно хорошего расположения все равно что строить песчаный замок, который смоет первая набежавшая волна.

Настоящая опора – это глубинное принятие себя, своих достоинств, своих преимуществ и слабостей, своих нужд и чувств.

Когда я принимаю свое лидерство как хорошее, ценное качество, когда без стыда позволяю себе быть спонтанной, сексуальной, или, напротив, разрешаю себе тупить время от времени, не быть полезной, огрызаться, если достали, быть твердой, если ждут то, что я не готова отдать, и все это, невзирая на оценку, суждения, я опираюсь на себя, и это самая надежная опора.

Как происходит присвоение теневых, некогда стыдных и непризнанных частей?

Исходная точка – стыд, полное непринятие, желание спрятать стыдное от людских глаз, за маской, за ширмой, за защитами.

Присвоить теневое качество, и, в конечном итоге, опору, можно только в одном случае: преодолевая стыд и страх, предъявлять себя, делая то, что страшно и стыдно.

Помню, как я переживала стыд, если мне указывали на ошибки в текстах, или переживала злость, когда обсуждали мой опыт, вместо того, чтобы делиться своим. Помню стыд от того, что я истерю, если я в панике или вымотана, а "должна" быть образцом выдержки и спокойствия.

Вторая точка – это поддержка. Сначала мне очень помогала поддержка терапевта, и поддержка других людей. Например, реакция моих детей на некоторые мои проявления, как на нормальные, хотя я сама в этом сомневалась (например, на мои границы или мою злость), Непринятие и оценка, конечно, мешали, но речь сейчас не об этом.


Не так давно в сети был открыт еще один способ поддержки: когда я читаю о том, как тот или иной человек прожил трудную для меня ситуацию, это может иметь эффект "разрешения", поддержки. "Мне тоже так можно".

Следующий шаг – поверить в то, что то, чего ты стыдился – вовсе не ужас, а зарытый в грязи ресурс, нуждающийся в том, чтобы его отмыли от страха и стыда, и придали ему пристойный вид.

"Да, я такая, даже если это кому-то не нравится". Да, я истеричка, да, я – лидер, я люблю секс, я грубая и агрессивная, если от меня ждут, чтобы я была принимающей мамочкой и т.д. и т.п.

После пары десятков "обкаток" освоенного качества, появляется спокойное ощущение права и обладания: "Эта часть меня – моя, родная, я на нее опираюсь, когда возникают необходимые обстоятельства".

Чем больше присвоенных частей личности, тем больше опоры на себя, и меньше оглядок по сторонам в поисках одобрения и подтверждения права на существование.

Утлое суденышко без руля и ветрил становится ледоколом, уверенно прокладывающим свой путь в нужном направлении.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...