Как научить правильно выговаривать буквы. Как научить ребенка говорить букву Р без проблем: помогаем справиться с дефектами речи и развить артикуляционный аппарат

Большинство детей к 5-7 годам говорит правильно. Однако бывают случаи, когда ребята приходят в школу с еще не чистой речью. Обычно дети искажают шипящие звуки и звук «р». Недостатки произношения порой приобретают устойчивый характер и трудно поддаются исправлению. Поэтому за речью детей следите с самого раннего детства, не допускайте, чтобы ребенок шел в школу с неправильным произношением. Это особенно важно, так как недостатки произношения являются иногда причиной неуспеваемости детей.

Нередко недостатки произношения появляются в результате неправильного воспитания. В некоторых семьях взрослые при разговоре с малышом лепечут и сюсюкают. Этим самым они закрепляют неправильное произношение ребенка.

Говорите с ребенком всегда спокойно, четким, грамотным языком. Следите за речью детей и вовремя пресекайте замеченные недостатки произношения, так как исправлять их позже, когда они укоренятся, будет значительно труднее. Особое внимание развитию речи надо уделять в дошкольном возрасте, когда процесс идет наиболее интенсивно, а речь очень гибкая и податливая.

Некоторые родители считают, что разговорная речь развивается самостоятельно, без помощи взрослых. Это совсем не так. Невмешательство в процесс формирования детской речи приводит иногда к отставанию общего развития. Используйте всякого рода потешки, песенки, прибаутки, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки. Большое влияние на развитие речи малышей оказывает пример старших детей. Но не для всех детей достаточно простого подражания правильной речи, и малыши все-таки часто неправильно произносят отдельные звуки. К таким ребятам проявите особое внимание.

Дети с недостатками в произношении стесняются говорить, избегают слов с трудными для них звуками, становятся раздражительными и неохотно идут в школу. У ребят возникает чувство неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек. Поэтому создайте в семье правильное отношение к ребенку, имеющему недостатки речи, не допускайте, чтобы над ним смеялись, передразнивали его. Помогите спокойно, без стеснения преодолевать недостатки, дайте ребенку почувствовать, осознать всю важность правильного произношения и необходимость устранения картавости или шепелявости, заинтересуйте его этой работой.

Если ребенок к 5-6 годам неправильно произносит некоторые звуки, обратитесь к специалисту-логопеду, который поможет исправить произношение. Если нет этой возможности, занимайтесь с ребенком сами.

Приемов по постановке правильного произношения очень много. Приведем некоторые из них.

Во всех случаях исправления произношения попытайтесь сначала получить звук непосредственно путем подражания. Предложите ребенку произнести звук, показав сначала на себе. Потом добейтесь того, чтобы ребенок все повторил за вами. Занятия по постановке звуков проводите перед зеркалом: ребенок не только будет видеть свою артикуляцию, но и сравнивать ее с вашей.

Имейте в виду, что не всегда удается получить правильный звук на первых же занятиях. Эта работа требует терпения и большой настойчивости. При произнесении звука «ш» губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы чуть-чуть приоткрыты, кончик языка поднят вверх и образует щель с небом в передней его части. Звук произносится без голоса. Выдыхаемая струя воздуха теплая.

Если ребенок не картавит, то легко можно научить его произносить звук «ш». Предложите ребенку произнести «р» сначала громко, затем шепотом, немного отодвинув при этом язык шпателем (или ручкой ложечки) от альвеол к передней части неба,- получится звук «ш».

Точно так же ставится и звук «ж». Только он произносится с участием голоса, что легко ощутить, приложив руку к гортани.

Звук «р» ставится следующим образом: предложите ребенку произносить звук «д» сначала медленно, а потом все быстрее. В момент произнесения «дддддддд…» положите под язык указательный палец ребенка и быстро передвигайте его вправо и влево. Таким образом вырабатывается вибрация кончика языка и правильное звучание «р».

При произнесении звука «с» губы слегка растянуты, как при легкой улыбке, зубы чуть-чуть раскрыты (1-1-1,5 мм) и немного обнажены, кончик языка касается нижних зубов; посредине языка образуется желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. При произнесении звука «с» выдыхаемая струя воздуха холодная. Это легко проверить, подставив тыльную сторону руки ко рту.

Звук «з» произносится так же, как и «с», только с участием голоса. (Сравните «ш» и «ж».) Вибрацию гортани легко почувствовать, приложив к ней руку.

Прежде чем приступить к постановке звука «л», научите ребенка четко и отрывисто произносить звук «ы». Сначала добейтесь, чтобы он быстро высовывал между губами широкий язык и убирал его назад. Такое упражнение проводите много раз. При этом получаются звуки «бл-бл-бл-бл-бл…». Затем переходите к следующему приему - просовывать широкий язык между зубами, слегка прикусывая кончик языка и «лллллл…у», «лллллл…ы». Так постепенно вырабатывается правильное произношение «л».

После того как вы добились верного произношения звука, закрепите этот звук в речи. Например, при закреплении звука «ш» предложите ребенку долго и четко произносить «ш-ш-ш-ш», подражая выпускающему пар паровозу; звук «ж» закрепляется при подражании жужжанию пчелы «ж-ж-ж-ж», звук «р» при подражании рокоту мотора «р-р-р». Затем переходите к произнесению прямых («ша», «шо», «шу», «шы», «ра», «ро», «ру», «ры») и обратных; («аш», «ош», «уш», «ыш», «ар», «ор», «ур», «ыр») слогов. Подберите ряд слов, предложений, стихотворений для упражнений, в которых часто встречается закрепляемый звук и, с наоборот, отсутствует тот, которого еще нет у ребенка.

Например, для закрепления звука «ш» разучите стихотворение:

«Мишка милый,
Мишка славный,
Неуклюжий и забавный,-
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит».

Для закрепления звука «р»:

Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
«Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей».

Для закрепления звука «с»:

«В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит».

Очень часто дети испытывают затруднения не только в произношении звуков, но и в различении и узнавании их. Это впоследствии осложнит обучение детей чтению и письму. Поэтому с ребятами старшего дошкольного возраста (6-7 лет) проводите различные упражнения. Когда ребенок научится правильно произносить, например, звук «с», предложите ему отобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть этот звук (сани, собака, бусы, усы, нос и т. д.), и произносить названия картинок. Затем поручите ему самому придумать слова с этим звуком. Такие упражнения помогут закреплению звука в речи.

От родителей во многом зависит, чтобы ребенок 7 лет пришел в школу с совершенно чистым произношением. Выдержка и терпение, длительный, кропотливый труд принесут свои плоды - дети с чистой правильной речью будут правильно развиваться и успешно овладевать знаниями.

- Н. Чевелева, логопед

Как научить ребенка говорить буквы

Как научить ребенка говорить буквы не "проглатывая" и правильно выговаривать буквы Р и Л? Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка ,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также - полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника - как научить ребенка выговаривать буквы правильно . Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать "заковыристые" буквы Р и Л . И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

"Сложная" буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв . Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться , на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л , важно правильно организовать занятия: Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно;
Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме ;
Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

ШАГ ПЕРВЫЙ

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем, как научить ребенка говорить буквы правильно ,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших.
Делаем
массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя... » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем: «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик...» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем - в обратную сторону. Приговаривайте при этом: «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке! Рот наш роток, он совсем не молчунок! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

ШАГ ВТОРОЙ

Разминочные упражнения

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям .

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза - на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки , то верхние (30-40 раз).

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов , одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения .

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух, при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.

ШАГ ТРЕТИЙ

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры . Попросите ребенка показать свой язычок - пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование - кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом? Отличное упражнение - малыш двигает в разные стороны большим пальчиком ,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка "почистить" зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны . Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

- Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки . На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик - на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок "крепким" секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л.
Выполнение упражнения заключается в следующем - малыш как бы "присасывается" поверхностью зыка к нёбу,а затем "отрывает" его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

Заключительное упражнение для укрепления мышц языка - малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

ШАГ ПЯТЫЙ

А теперь переходим от "физкультурных" упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге - ро,ра.
Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами - др,тр.
Когда малыш закрепит эти навыки, переходите
к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р.

ШАГ ШЕСТОЙ

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её "зажевывает" или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками .

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи ,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом "оттачивания" артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки ,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками . Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно - сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки ,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и "сложную" букву Р:


Детские скороговорки для улучшения дикции, правильного произношения буквы Р и развития речи

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс - 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Упражнение 1

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка.
Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.

Упражнение 2

"Оттачиваем" у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка.
Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем - положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Упражнение 3

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка.
Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Упражнение 4

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными - У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Упражнение 5

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь,а не произносить.
После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать "сложные" буквы , в том числе - буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв: упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.

Родившийся малыш, подрастая, взрослея и развиваясь, ежедневно радует и умиляет родителей своими успехами, достижениями, новыми звуками, а потом и словами.

Поначалу кроха гулит и лепечет, смешно путает буквы или выговаривает звуки неправильно. Все это может быть достаточно забавно, однако если время идет, а у ребенка так и не получается освоить речевые навыки в полной мере, тогда это уже становится проблемой, а не поводом для веселья.

Одним из наиболее частых нарушений является дефект речи под названием картавость, то есть, когда малыш не выговаривает вовсе или плохо выговаривает звук Р. Почему так случается и что предпринимать для предотвращения или устранения этой проблемы - вот какими вопросами задаются многие родители.

Непреодолимая буква Р: основные случаи появления дефекта речи, его причины и последствия

Будучи совсем маленьким, ребенок сначала осваивает гласные звуки - они слышны в его крике, плаче, гулении. Потом постепенно приходит время знакомства с другими звуками, в результате чего речь малыша пополняется не только гласными, но и согласными звуками, а это делает ее разнообразнее и богаче.

Родители должны понимать, что формирование речи не происходит стихийно - этот процесс подчиняется определенному графику, поэтому вы не сможете научить малыша выговаривать сложные звуки, если он еще не освоил простые.

Как утверждает статистика, Р является наиболее сложным звуком для произношения, поэтому он и идет замыкающим в цепочке. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ребенок начинает уверенно «рычать» только в более-менее осознанном возрасте.

Когда следует беспокоиться?

Обычно самостоятельно прорезаться звук может в пять-шесть лет. Такая возрастная граница установлена для звуков Р и Л. Остальные здоровый и нормально развивающийся малыш осваивает к четырем-четырем с половиной годам.

До наступления этого возраста рано паниковать - не нужно требовать чего-либо от ребенка или водить его к специалистам.

Однако не забывайте заниматься развитием крохи, ведь упражнения на артикуляцию и фонетические комплексы, помогающие быстрее освоить произношение, способствуют правильному формированию и совершенствованию речевого аппарата, придают языку гибкость и подвижность, тренируют дыхание и мышцы артикуляционного блока.

Если дефект речи не проходит и в дошкольном возрасте, тогда стоит уделить проблеме больше внимания, а прежде всего, разобраться, почему и как именно ребенок не выговаривает звук Р.

Как проявляется дефект у ребенка и почему так происходит?

Логопедическая практика знает немало примеров искажения детьми звука Р:

  • малыш произносит звук, но только в некоторых словах - чаще всего это возможно в серединке слов или в начале, зато на окончаниях Р проглатывается или же просто звучит невнятно;
  • Р может пропадать и в середине слова, если стоит между двух гласных, к примеру, в словах «мороз» - произносится «ма_оз» или гараж - звучит, как «га_аж»;
  • при произношении происходит замена на другой звук - как правило, на Л - знаменитая «лыба» вместо «рыба» или «лозы» вместо «розы», также на Ы или Й, а иногда и на картавый Г - такое явление носит название «параротацизм»;
  • вместо Р у ребенка получается гортанный или горловой звук - произношение с помощью гортани, по мнению логопедов, может быть поводом для беспокойства и дальнейшего обследования ребенка, так как чаще всего это свидетельствует о некоторых нарушениях здоровья;
  • у билингвальных деток звук Р может получаться нетипично для нашего слуха и речи, к примеру, ребенок будет грассировать на французский манер или произносить его с сильной вибрацией, как в английском языке.

Раньше считалось, что причиной затруднений со звуком Р в речи детей является врожденное укорочение уздечки языка или слишком короткая подъязычная связка, которая не дает языку двигаться нормально и полноценно, а также мешает ему высоко подняться для правильного произношения звука.

Действительно, эту логопедическую проблему можно назвать наиболее распространенной, однако есть и другие нарушения, в результате которых тоже возможны неприятности с речью.

Возможные проблемы и последствия

Давайте вспомним, как по всем правилам должен произноситься звук Р. Во-первых, язык необходимо приподнять к альвеолам, а во-вторых, нужно добиться, чтобы проходящая воздушная струя заставила задрожать его кончик.

Если разбирать проблему картавости или, как ее называют врачи, ротацизма, то можно обнаружить, что основная загвоздка именно в отсутствии этой самой вибрации.

Вернее сказать, вибрация есть, но вибрирует совсем не кончик языка. К примеру:

  • при щечном ротацизме будут задействованы щеки;
  • при боковом произношении - края языка, то есть, воздух, выдыхаемый ребенком при произношении звука, идет вбок, а не вперед, как нужно;
  • если диагностируют кучерский звук, то это значит, что в вибрации задействованы губы;
  • при носовом звуке, когда Р произносится так, словно у малыша постоянный насморк, воздух уходит в неправильном направлении из-за того, что проход в носовую полость не закрывается мягким небом;
  • при горловом произношении идет вибрация мягкого неба или маленького язычка на нем;
  • если ребенок говорит Р на английский манер, это значит, что тоже нет вибрации кончика языка, а он лишь ударяется один раз о твердое небо, поэтому такой звук логопеды еще называют одноударным.

Также возможны такие патологии, как слишком большой язык (макроглоссия) или слишком маленький (микроглоссия).

Если появления ротацизма связано с физиологическими особенностями строения речевого аппарата ребенка, то их придется исправлять с помощью врачей, к примеру, уздечку рекомендуют подрезать у стоматолога.

Помимо этого, нарушения речи случаются по следующим причинам:

  • слабость мышц языка - обычно так бывает, если ребенок слишком долго сосал соску;
  • проблемы с фонематическим слухом;
  • малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • проблемы с речевым дыханием.

Что касается последнего пункта, то на него следует обратить особое внимание и отметить его важность, так как именно речевое дыхание является своеобразной основой для правильного звукообразования. А нарушать его и создавать различные «неполадки» могут многие проблемы со здоровьем, к примеру, хронический насморк или болезни сердечно-сосудистой системы, или увеличенные аденоиды, а также иммунные заболевания.

Нужно ли обращаться к логопеду?

Иногда родители предпочитают справляться с трудностями самостоятельно, без привлечения помощи специалистов и врачей. Однако посетить логопеда все же стоит, особенно при затяжной и вызывающей опасения проблеме.

Во-первых, он сможет определить, почему у малыша возникли трудности с произношением. Во-вторых, логопед подберет подходящий комплекс упражнений для решения речевой проблемы у вашего ребенка, покажет, как именно их выполнять, так что потом вы сможете заниматься с крохой и самостоятельно.

Но самое главное - визит к специалисту и обследование позволит обнаружить серьезные отклонения на начальной стадии и избежать риска их дальнейшего прогрессирования и развития. Среди таких опасных нарушений врачи выделяют дизартрию - патологию, затрагивающую головной мозг, дислалию или косноязычие.

Подобные серьезные причины потребуют дополнительного обследования, консультации и лечения у других докторов. Если же развитию речи мешают не заболевания или патологии, а просто у ребенка слабый артикуляционный аппарат либо мышцы языка, то логопед посоветует вам выполнять с малышом общую гимнастику, подберет упражнения для постановки звука Р и поможет довести его до автоматизации.

Комплекс правильных упражнений для самостоятельных занятий

Если артикуляционный аппарат ребенка отличается малоподвижностью, то на занятиях вам пригодится речевая гимнастика в форме игры. Также это актуально для маленьких деток для общего развития и профилактики нарушений речи.

К примеру, с малышами до четырех лет вы можете заниматься, используя смешные стишки и скороговорки со звуком Р:

  • знаменитый Грека, который ехал через реку;
  • про траву во дворе и дрова на ней;
  • про Клару и Карла;
  • про поросят и карасят;
  • веселую песенку друзей - «тра-та-та, мы везем с собой кота…» и многие другие.

Проговаривайте с ребенком простые слова, которые он знает и ежедневно употребляет: рука, река, мотор, двор, игра, карман, рак, роза, рыба, сарай, гараж и т. д.

Помогают также чистоговорки, то есть, рифмованные строчки, к примеру, «РО-РО-РО - у вороны черное перо» или «РА-РА-РА - интересная игра». Звук можно петь в разных сочетаниях: сначала в обычной позиции - «РИ-РЕ-РА-РО-РУ», а потом в интервокальной - «ИРИ-ЭРЭ-АРА-ОРО-УРУ».

Деткам очень нравятся игры с использованием звука Р: можно рычать, как большие тигры или львы, стрелять из пистолета по мишеням («тра-та-та»), ездить на стуле-тракторе («дыр-дрр»). Основная ваша задача - идти от простого к сложному.

  • Вы учите ребенка произносить звук уверенно сам по себе, то есть изолированно.
  • Вы помогаете малышу освоить его в слогах, а потом и в коротких словах.
  • Вы пробуете тренировать его в речи, используя предложения, стихи, скороговорки и песенки.

В противном случае ребенок не сможет повторить за вами сложную скороговорку или стишок, испугается или замкнется еще больше от того, что у него ничего не получается. В результате вы получите отказ от дальнейших занятий. Поэтому стоит запастись терпением и стараться вместе с малышом.

В видео представлен пример, как можно проводить занятия с ребенком по постановке произношения буквы Р.

Упражнения для развития и тренировки артикуляционного аппарата, помогающие научить говорить букву Р

Все упражнения лучше выполнять сидя перед зеркалом, также малыш может держать в руках маленькое зеркальце. Выделите для занятий какое-то определенное время - лучше всего заниматься утром или в первой половине дня, когда ребенок еще не устал.

Сначала каждое упражнение можно повторять по пять раз, а потом количество повторений стоит постепенно увеличивать до восьми или десяти. В общей сложности занятие не должно длиться более двадцати минут.

Проделывайте упражнения вместе с ребенком - это и поможет ему побыстрее усвоить, что именно от него хотят, и придаст уверенности в правильности выполнения.

Сначала необходимо разминать и разогревать артикуляционный аппарат. Перед упражнениями стоит хорошенько вымыть руки.

  • «Трубочка или хоботок».

Вытягиваем губы в трубочку и держим их так около десяти секунд. Потом представляем, что мы слонята и пытаемся всосать воздух через эту трубочку.

  • «От улыбки».

Разводим губы в широкой улыбке и держим их в напряжении десять-пятнадцать секунд.

  • «Открываем окошко».

Широко раскрываем рот и удерживаем его так, считая сначала от одного до десяти, а потом увеличивая счет.

  • «Маляр с кисточкой».

Вы улыбаетесь и открываете рот, но нешироко. Языком нужно пройтись по верхнему небу, словно кисточкой, в сторону горла от верхних зубов.

  • «Часики с маятником».

Снова улыбаемся и приоткрываем рот. Высовываем язык вперед, а потом качаем им от правого угла рта к левому, то есть, со стороны в сторону.

  • «Поднимаем парус».

Кончик языка нужно поднять за верхние передние зубы на бугорок нёба. Его спинка должна быть немного прогнутой вперед, а края - прижаты к верхним коренным зубам.

  • «Чистка зубов».

Исходное положение будет таким же, как и в предыдущих упражнениях. Кончиком языка нужно пройтись по всей внутренней поверхности верхнего зубного ряда, будто чистя или подметая их, а потом упереться языком в каждый верхний зуб по очереди. Челюсть в этом упражнении шевелиться не должна.

  • «Прилетел комарик».

Открываем рот, а кончик языка выдвигаем за передние зубы. Пробуем так произнести звук «З-з», потом вернуть язык обратно, упереться в верхнее небо прямо у основания зубов и снова сказать «З-з».

  • «Иголочка».

Высовываем узкий язык вперед. Держим его так не менее десяти секунд.

  • «Маленькая чашечка».

Открыв рот, необходимо дотянуться языком до верхних зубов, но не касаться их. Язык при этом выгибается и по форме напоминает чашечку.

  • «Заводим моторчик».

Большой палец руки нужно уложить под язык и передвигать им вправо и влево, будто заводя мотор машины, произнося звук «д-д-д», который со временем должен перейти в «др-р-р».

  • «Кошка пьет молоко».

Пробуем полакать воображаемое молоко, словно котенок, загибая язык.

  • «Кто дальше».
  • «Минутка хулиганства».

Высовываем язык и болтаем им, будто дразнимся.

  • «Кусачая змейка».

Вытягиваем вперед язык и слегка покусываем его кончик.

  • «Бежит-бежит лошадка».

Широко открываем рот. Сначала язык необходимо прилепить к небу, а потом сильно им щелкнуть. Проследите, чтобы челюсть при этом не двигалась, а двигался весь язык. Цокая, словно скачущая лошадка, ребенок будет растягивать подъязычную связку и тренировать ее. Останавливаем лошадку звуком «тпрр», но следите, чтобы этот звук получался у ребенка глухим, а губы не вибрировали, а просто дрожали.

  • «Удары в барабан или стук дятла».

Ударяем с силой кончиком языка по верхнему небу, прямо по бугоркам передних зубов, быстро произнося при этом звук «Д-д».

  • «Играй, гармоника».

Поднимаем язык и «присасываем» его к небу. Пробуем открывать и закрывать рот, не отрывая языка.

  • «Холодно - замерзаю!».

Произносим «бррр», но не напрягаем губы.

  • «Давай с тобой попрыгаем».

Попеременно дотрагиваемся языком до бугорков, которые расположены над верхними зубами, словно совершая прыжки. Придумайте с малышом сказку о том, как веселый язычок умеет высоко прыгать, чтобы ему было интереснее выполнять упражнение.

  • «Важный индюк».

Приоткрываем рот и ставим язык широким передним краем на верхнюю губу. Медленно водим им вниз и вверх, не отрывая при этом его от губы. Следите, чтобы не было движения влево и вправо. Понемногу пробуйте увеличить скорость движения и добавить индюшиный звук «бл-бл». Потом можно будет усложнить упражнение, резко выбрасывая язык между губами и пряча его обратно.

  • «Дует ветер».

Сильно дуем на перышко, листочек, ватку, широко улыбаясь и прижимая кончик языка к бугоркам за передними верхними зубами. Язык должен задрожать так, чтобы появился глухой звук «тррр». Придумайте для ребенка игру в воздушные гонки, кто сильнее дунет, у кого дальше улетит листик и т. д.

  • «Печем блинчики».

Положите расслабленный широкий язык на нижнюю губу. Похлопайте губами, чтобы сплющить язык и сделать его ровным со звуком «пя-пя».

  • «Играем в прятки или любопытный язычок».

Улыбаемся и делаем язык сначала широким. Потом медленно прячем его в домик (рот), прижимая к бугоркам за передними верхними зубами. Можно вызывать язычок словами «ку-ку, покажись нам» или чем-то любопытным, чтобы он снова плавно выглянул и прикоснулся к верхней губе. Повторяем движения туда и обратно в игровой форме.

  • «Трещим, как сороки».

Ставим широкий язык на бугорки и выдуваем воздух, произнося «тр-р-р». Начинаем с шепота и постепенно переходим на громкий звук.

  • «Мой любимый барабан».

Губы раздвинуты в улыбке, нижняя челюсть не двигается. Барабаним кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося звук «д-д-д».

Когда ребенок уверенно освоит твердый звук Р, можно будет переходить и к тренировке мягкого Рь. Научив малыша произносить эти звуки по отдельности на автоматизме, переходите к этапу проговаривания их в словах в разном положении, а также тренируйте сочетания с другими звуками, закрепляйте произношение в слогах.

Авторо видео делится советами, как научить ребенка выговаривать букву Р и исправить ошибки в произношении.

Заключение

Неправильное произношение - это, конечно, не трагедия, однако зачем пускать дело на самотек, если вы можете помочь ребенку справиться с этой проблемой. Возможно, в будущем он захочет стать телеведущим или актером, хотя грамотная и красивая речь украсит человека любой профессии.

Интересные занятия и упражнения в форме игры, ваше старание, позитивное настроение и хорошие эмоции обязательно приведут к отличному результату, так что в один прекрасный день вы вместе с малышом порадуетесь его отчетливому рычанию и победе над этим капризным звуком Р.

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с , чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Обратите внимание! Неправильное произношение допустимо по мере подготовки артикулярного аппарата ребенка к овладению звуками речи. Но когда 1,5-2 года тренировок не приводят к улучшению речи, есть повод насторожиться.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

На заметку! Уздечку можно развить с помощью упражнений речевой гимнастики, в крайних случаях применяется хирургическое вмешательство.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения” . Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки” . Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик” . Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок” . Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка” . Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка” . Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка” . Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье” . Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели” . Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

  • Как котенок

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– У коровы рога.

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Посередине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Называется “пескарь”.

На дворе горка,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Норку стережёт.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.

Примерно с 15–18 месяцев жизни ребенок способен произносить фразы из двух и более слов, а к возрасту 18–20 месяцев в его словарный запас должно входить около 60–100 слов. В этот период у малыша интенсивно развивается артикуляция, и правильность произношения звуков во многом зависит от членов семьи: они должны разговаривать с ребенком и в его присутствии разборчиво, не коверкая слова. Но даже если это правило выполняется, в дальнейшем у ребенка все равно могут возникать сложности с произношением отдельных букв.

Занятия с ребенком для правильной постановки произношения можно проводить дома, не прибегая к услугам логопеда. Однако если у малыша наблюдаются проблемы с проговариванием многих звуков, пройти консультацию у специалиста все же придется, так как некоторые нарушения развития речи могут быть связаны с особенностями артикуляционного аппарата. В этом случае программа занятий для постановки правильного произношения должна быть разработана профессиональным логопедом.

Для самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях вам необходимо подобрать специальные артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика включает дыхательные упражнения, а также упражнения на развитие артикуляционного аппарата и отработку определенных положений языка, губ и мягкого неба.

Дыхательные упражнения. Такие занятия можно проводить с ребенком в виде интересных игр. Например, можно дуть на ватные шарики и вместе с малышом загонять их в импровизированные «ворота» (например, в коробку), или надувать воздушные шары.

Упражнения для развития подвижности губ. «Трубочка – Улыбка»: попросите ребенка вытянуть губы трубочкой, а потом растянуть их в улыбку. «Пятачок»: вытянутые в трубочку губы нужно двигать вправо и влево и вращать по кругу. «Рыбки»: хлопать губами друг о друга, произнося при этом глухой звук. «Уточка»: вытянуть губы и сжать их пальцами так, чтобы большие пальцы находились под нижней губой, и вытягивать губы вперед, стараясь изобразить клюв уточки.

Упражнения для губ и щек. «Хомячок»: надуть обе щеки, а затем надувать их по очереди. Сильно втянуть щеки. Затем снова надуть щеки и бить по ним кулачком таким образом, чтобы воздух выходил с шумом.

Статические упражнения для языка. «Птенчики»: расслабленный язык лежит в ротовой полости, рот широко открыт. «Чашечка»: рот широко открыт, боковые и передний края языка подняты и не касаются зубов. «Трубочка: рок открыт, боковые края языка подняты. «Лопаточка»: расслабленный язык лежит на нижней губе. «Стрела»: рот открыт, узкий язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка. «Конфетка»: рот закрыт, напряженный язык упирается то в одну, то в другую щеку. «Чистим зубки»: рот закрыт, язык круговыми движениями обводит пространство между губами и зубами. «Змейка: рот широко открыт, узкий язык с силой выдвигается вперед и резко убирается обратно. «Часики»: губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, кончик языка по очереди тянется к уголкам рта.

Проводить упражнения артикуляционной гимнастики следует каждый день по 2–4 раза. Упражнения для развития губ, щек и языка выполняются перед зеркалом. Для одного занятия достаточно 3–5 минут, в течение которых рекомендуется выполнять с ребенком не больше 2–3 упражнений. Каждое упражнение следует выполнять по 5–7 раз, а статические упражнения, при которых ребенку необходимо удерживать определенное артикуляционное положение, делают по 10–15 секунд.

Как научить ребенка говорить буквы Р, Л и Ш?

Звуки, которые никак не поддаются ребенку, следует прорабатывать по отдельности. Как правило, самые большие проблемы у ребенка могут возникать с такими буквами, как Р, Л и Ш. Научиться выговаривать букву Р ребенок должен в возрасте 4–6 лет, а задумываться о том, как научить ребенка говорить букву Л, следует когда ему будет 5–6 лет. Учить малыша правильному произношению шипящих звуков необходимо тогда, когда он уже достаточно хорошо произносит другие согласные звуки. Как научить ребенка выговаривать буквы, которые сложны для произношения? Помимо проговаривания слов с этими буквами необходимо делать специальные артикуляционные упражнения.

Как научить ребенка говорить букву Р? «Чистим зубки»: рот широко открыт, кончик языка «чистит» верхние зубы с внутренней стороны, при этом губы растянуты в улыбке так, что видны верхние и нижние зубы, а нижняя челюсть неподвижна. «Маляр»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка двигается по нёбу, делая движения вперед и назад, при этом губы и нижняя челюсть неподвижны. «Барабанщик»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка стучит по верхним альвеолам, произносится твердый звук «д», при этом темп произношения постепенно увеличивается.

Как научить ребенка говорить букву Л? «Варенье»: рот слегка приоткрыт, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу движениями сверху вниз. «Пароход»: рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы», при этом кончик языка должен находиться в глубине рта и быть опущенным вниз, а спинка языка поднята к нёбу. «Лошадка»: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, а потом быстрее (следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной). 4.8 из 5 (9 голоса)



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...