Как ответить на унижение. Как правильно реагировать на оскорбление

В прекрасный летний день мы с подругой решили выбраться на пляж. Погода замечательная, настроение отличное, автобус с кондиционером. И тут какой-то пассажир, проходя мимо нас, бросает грубую фразу о том, что стоять на проходе вовсе не обязательно, загородили, дескать, проход пигалицы. Лёгкий шок сменился испорченным настроением. Слава Богу, это быстро прошло, но случай заставил призадуматься: как реагировать на грубость и хамство, и при этом не испортить настроение себе любимой?

Транспорт, работа, случайные прохожие могут стать источником грубости или откровенного хамства, которое надолго выбьет вас из колеи. Поэтому мы изучили советы психологов и вот что выяснили.

Почему люди грубят?

Психологи уверены, что при помощи хамства, упрямства, грубости, человек пытается заставить окружающих уважать себя. Так можно значительно поднять статус, показать силу, уверен грубиян. На самом деле, это свидетельство человеческой слабости. У грубияна недостаточно терпения, достоинства, уверенности, чтобы завоевать расположение иными способами.

к оглавлению

Если вам грубят и оскорбляют

А стоит ли вообще отвечать на грубость? Представьте ситуацию: в лесу вам встретился пень, который почему то захотелось пнуть. И это делают все, кому не лень (а не лень многим, как призналось большинство людей). Дальнейшее развитие событий зависит от самого пня: если он трухлявый и частично развалится, следующим желанием пинателя будет окончательное уничтожение пня. Он ведь не нужен никому: ни посидишь на нем, ни на дрова не годится. А если пень ещё тверд? Можно ведь и ногу повредить! А теперь представьте, что пень – это вы (простите за нелестное сравнение), а тот, кто пинает его, – обидчик ваш.

Если люди бурно реагируют на колкости и оскорбления, грубияну во что бы то ни стало, хочется этих людей разломать, как трухлявый пень. Если же потерпевший остается спокойным, приставать к нему в следующий раз уже не захочется. Такие реакции особенно ярко можно пронаблюдать у детей. Поэтому если вы не будете реагировать на грубость, как того хочется обидчику, он очень скоро оставит вас в покое.

к оглавлению

Иногда реагировать на грубость все-таки нужно

Иногда нас выбивают из колеи бестактные вопросы или утверждения знакомых и незнакомых людей. А почему вы еще не замужем? А сколько вам лет? О, да вы снова поправились? Это самая настоящая грубость, но нередко человек, задающий подобные вопросы, сам того не понимает. Как реагировать на подобные выпады?

Лучшим выходом будет ответ вопросом на вопрос. Вы можете спросить: «Почему вас это интересует?». Или: «Зачем вам знать такие подробности из моей личной жизни?». А то и сказать: «Извините, но я отвечать не хочу». Получается и прямо, и вежливо.

к оглавлению

Как реагировать на грубость

Чтобы правильно реагировать на хамство и грубость, психологи рекомендуют овладеть техниками ассертивного поведения. Звучит по-научному непонятно, но на самом деле, освоить эту технику несложно. Вы не позволите эмоциям захватить власть над вами и будете спокойно отвечать на недоброжелательные выпады. Для этого необходимо самой проговаривать вслух те недостатки, в которых вас обвиняют. Это очень эффективно, поскольку не соответствует ожиданиям обидчика, который думал услышать гневную реакцию и уже внутренне готов к маленькому или большому сражению. Но слышит: «Да, я виновата, переложила документы в другое место, а предупредить забыла». После этого повиснет пауза, поскольку обвиняющий вас человек не сразу ответит на это (готовился-то совсем к другим событиям). А если он, когда ступор пройдет, снова продолжит вас обвинять, согласитесь с его мнением, и у него снова не останется козырей – вы с ним согласны, продолжать грубить просто бесполезно. Если же обидчик найдет в себе силы продолжать односторонний спор, выглядеть в глазах коллектива он будет, мягко говоря, непривлекательно. На вас же будут смотреть как на жертву несправедливого обращения, даже если вы действительно виноваты.

к оглавлению

Что делать в ответ на хамство посторонних?

Не путайте хамство и критику. Если критика, пусть даже и жесткая, направлена всегда на какой-либо результат, то хамство – это один из видов неоправданной агрессии, которая направлена на конкретного человека или группу людей. Когда вам хамят – это, конечно, неприятно, но научиться реагировать, не теряя при этом чувства собственного достоинства, можно и нужно.

  • Не замечать

Лучшее, что можно сделать – это проигнорировать хама. Если вы сделаете вид, что не слышали его, и поведете себя так, словно это вас не касается, он потеряет к вам интерес и будет искать другой объект, чтобы направить на него свою агрессию. Ведь хамы ждут ответной реакции. А чем она эмоциональнее, тем активнее вам будут хамить.

Обиду свою показывать не стоит. В конце концов, именно этого и добивался хам. Зачем доставлять ему удовольствие? Скажите, что его слова вам неприятны, но не более того.

  • Пожалеть

Если оставить колкости и оскорбления незамеченными не получается, пожалейте обидчика. Ведь если он так поступает, он неадекватен. Проблемы у него какие-то. Этот человек действительно несчастен. Он недолюблен, недоласкан, недослушан родителями, а может быть, избранниками. Вот и пытается компенсировать всё грубостью, которую считает защитной реакцией. Если вы отнесетесь к нему, словно к убогому, его планы насчет вас резко поменяются. Главное, чтобы ваша реакция не служила оправданием обидчику.

  • Загрузить философией или ответить шуткой

Если вам грубят, можно ответить сложной умной фразой. В лоб задайте обидчику какой-то умный вопрос, желательно даже, чтобы он был риторическим. Едва ли грубиян поймет, что именно от него хотят, но остановится он однозначно. Например: «Конфуций говорил, что на добро надо отвечать добром, а на зло – справедливостью. Как вы думаете, прав был великий Конфуций?»

Ответить на хамство тонкой шуткой – это высший пилотаж. Но если шутки в тему на ум не идут, сделайте сочувственно-веселое выражение лица, на котором грубиян прочитает в свой адрес слова «ну ты и дурак!». Или ответьте так: «Хамить изволите, батенька? А зачем? Хотите меня обидеть что ли? И зачем вам это нужно?»

  • Игнорировать

Хамства в нашем мире, к сожалению, столько, что самый лучший способ ответить на него – проявить равнодушие. Если вы будете обходить грубиянов стороной, жить вам будет гораздо легче. Научиться не реагировать на окружающих можно, используя следующую медитацию: «Я – листочек на обочине дороги. Все проходят мимо, никто меня не замечает». Повторяйте эту фразу про себя, если вы стали объектом внимания хама.

  • Ответить грубостью на грубость

«Око за око, зуб за зуб»? Мы намеренно поставили этот способ в конце, поскольку он имеет существенный недостаток, хотя так реагировать на грубость – первое, что обычно приходит в голову. Если вы ставите грубияна на место, отвечая ему тем же, вы опускаетесь до его уровня, не сохраняете чувство собственного достоинства. Отвечать грубостью на грубость – короткая дорога к тому, чтобы самому прослыть хамом.

Итак, хамство начинается тогда, когда вы готовы его терпеть. Если вы не собираетесь это делать, вам не будут хамить, независимо от того, слышите ли вы это или нет. Свободные люди хамства не терпят. Если вы слышите унизительные высказывания по отношению к вашему народу или стране, если вас плохо обслужили в кафе, если слышите в свой адрес наглую ложь – не терпите подобного отношения. Это не значит, что вы должны отвечать грубостью на грубость, мы рассмотрели массу иных способов. Ведь вы свободный человек. А терпят только люди с рабским восприятием действительности. Но есть один случай, когда на хамство реагировать не нужно вообще. Это хамство в Интернете.

к оглавлению

Как реагировать на грубости в Интернете

Тут мы регулярно сталкиваемся с негативными комментариями, агрессивными выпадами, которые носят характер текстовых сообщений. Многие люди сильно расстраиваются по этому поводу. Было время, когда я сама заходила на форум по 20 раз в день, чтобы проверить, не оставила ли мне новых публичных сообщений моя обидчица, а в перерывах между заходами, прокручивала в голове, что напишу в ответ на очередной её выпад.

На самом деле, огорчаться совершенно нелепо, поскольку эти эмоции направляются в пустоту. Поймите и примите то, что это люди совершенно нездоровые, о чем свидетельствует избыток агрессии, которую они выплескивают в интернет. А как мы относимся к больным людям? Правильно, мы их жалеем.

Поэтому на хамство в Интернете не стоит реагировать. Ведь таким людям нужно именно ваше внимание, они стремятся привлечь его к себе. А когда мы отдаем внимание чему-либо, мы отдаем собственную энергию. Вступая в перебранку с этими людьми, вы даете то, что им необходимо. Своими ответами вы подкрепляете их, поддерживаете агрессивную реакцию. Чтобы они перестали выплескивать агрессию на пользователей Сети, ведите себя с ними так, как принято в отношении маленьких детей, когда те хулиганят. Игнорируйте полностью – это наилучшая тактика. Тем более, это вообще неизвестно кто, и находится он неизвестно где, и лично к вам не имеет ни малейшего отношения. Другое дело, если перебранка в Сети возникла у вас с близким человеком. Тут лучше встретиться с глазу на глаз и обсудить возникшие проблемы.

Есть люди, которые в реальной жизни постоянно подавляют в себе агрессию, но время от времени выплескивают её в Интернет. Причина понятна, ведь Всемирная Сеть – анонимная среда. Но это личные проблемы тех людей, которые не имеют ни малейшего отношения к вам. Поэтому берегите свою энергию, она вам пригодится для более важных дел.

Статья научит вас отвечать на обиды не грубостью,а культурными словами и фразами без матов.

Как можно красиво унизить мужчину, парня умными словами без мата: фразы, выражения

Существует масса жизненных ситуаций, когда человека могут обидеть, подставить, унизить и «выставить на смех». Не стоит молчать и принимать подобные выходки как нечто привычное. Если вы не объясните своему обидчику насколько он не прав, он сможет еще долго портить настроение окружающим людям и пользоваться их добром.

Чтобы не пускать в ход кулаки и одновременно показать себя с хорошей стороны следует, так сказать, «убить словом». Образованность дана далеко не каждому, потому как получить ее, нужны силы и время. Статья дает вам советы, помогающие научиться отвечать на обидные фразы деликатными, но твердыми словами, давая понять, что вы выше любой грубости и нецензурной брани.

Что можно сказать мужчине и что важно помнить:

Худшее, что может сделать мужчина – унизить и поднять руку на женщину и потому его следует ударить «по больному месту», уличив в слабости, но не физической. К примеру, слово «импотент» способно затронуть любого. Постарайтесь обыграть его другими «красками»:

  • «Ты – моральный импотент!»
  • «Обидеть женщину способен только импотент!»
  • «Ты – импотент не в штанах, а в душе! (А может, и там и там!)»

Еще одна вещь способна затронуть любого мужчину – его статус и состоятельность. Особой силы набирают слава, сказанные мужчине с низким достатком или отсутствием работы. Испокон веков считалось, что мужчина – добытчик и потому неспособность иметь достаток – это унижение для современного мужчины.

ВАЖНО: Унижать мужчину такими фразами нужно в том случае, если его действительно хотя бы самую малость беспокоит вопрос достатка семьи. Если он долгое время нарочно находится на содержании родителей или жены и это его не беспокоит – вам вряд ли удастся его «зацепить».

  • «Ты – позор родителей и их разорение!»
  • «Ты не в состоянии самостоятельно обеспечить себя даже туалетной бумагой!»
  • «За своей дерзостью ты скрываешь собственную несостоятельность!»

Если вы хотите указать мужчине на его тупость и безрассудство, даже если у него есть высшее образование и манеры, но он регулярно совершает глупые поступки, вам следует использовать такие фразы:

  • «Ты не состоялся ни как человек, ни как мужчина!»
  • «В отличие от моего, твое достоинство упало на дно!»
  • «Ты аморальная, слабая и убогая личность!»
  • «Все твои слова – это беспомощные попытки что-то доказать!»
  • «Мне на тебя жалко смотреть!»
  • «Не унижайся и не пытайся сказать что-то умное!»
  • «Я бы тебя обидела, но природа это уже сделала за меня!»

Как можно красиво унизить женщину, девушку, любовницу мужа умными словами без мата?

В некоторых жизненных ситуациях сами женщины «напрашиваются» на оскорбления и унижения. Чтобы не перейти дозволенную культурным обществом черту и не показать себя, как невоспитанную личность, важно знать ряд фраз, которые могут «поставить на место» любую невоспитанную девицу.

На что следует сделать акцент:

Первое, что способно зацепить женщину – критика в сторону ее внешности. Важно подобрать слова, которые не будут кричать прямо «Ты уродина!», а всего лишь деликатно намекнут об этом. Ваши слова должны заставить женщину задуматься и заставить посмотреть на себя с другой стороны.

  • «Когда Бог создавал женщин, на тебе он решил сэкономить!»
  • «Я бы тебя обидела, но просто посоветую посмотреть в зеркало!»
  • «Твои слова – беспомощный лай грязной дворняжки!»
  • Удивительно, и умом не богата и лицом не вышла!»
  • «В такое лицо и плюнуть жалко!»

Другой аспект женского достоинства – это их популярность у мужчин. Здесь важно сделать ударение на самой проблеме (либо мужчин сильно мало, так как дама их не привлекает, либо слишком много и она сравни женщине «легкого поведения»).

  • «Да на тебе пробу негде поставить!»
  • «Все свое достоинство ты уже отдала чужим мужикам!»
  • «Ты – позор отца и слезы матери!»
  • «Ты – качественная мужская подстилка!»
  • «Вся твоя жизнь – это выслуживание сахарка у хозяина!»
  • «Ни один нормальный мужик даже не посмотрит в твою сторону!»
  • «Вся твоя привлекательность закончилась еще 10 мужиков назад!»
  • «Связываться с тобой – позорить себя!»

Если вы хотите задеть женщину, как личность, вам следует указать на недостатки ее ума, показав дурой в своих глазах и в глазах окружающих:

  • «Если бы ты была умной, то мужик бы у тебя был порядочный!»
  • «От умных женщин мужчины не уходят!»
  • «Вот, смотришь на тебя и с первого взгляда кажется, что ты – дура! А смотришь потом и точно – дура дурой!»


Как оскорбить женщину словами без мата?

Как оскорбить, обидеть мужчину, парня без мата умными словами?

Некоторые фразы, которые не содержат мата и грубостей, не должны быть очень длинными. Дело в том, что человек, обижающий вас нецензурно, вряд ли способен понять грамотные и культурные слова, а так же их смысл и деликатность, с которой вы их произносите. Отвечайте короткими, но максимально доходчивыми фразами. Произносите свою речь уверенно, твердо и обязательно смотрите в глаза, чтобы сказанное обязательно было услышано.

ВАЖНО: В ваших силах оскорбить мужчину или парня за причиненные обиды одной лишь фразой, передающую всю вашу боль и силу. Не реагируйте на любой крик и пропускайте через себя все сказанное в вашу честь, ведь именно ваше слово будет последним и решающим.

Обидные, но «культурные» оскорбления для мужчины:

  • «С таким как ты приживется только убогая дворняжка!»
  • «Ты никогда не добьешься успеха, потому что в тебе мало силы и мужского начала!»
  • «Ты не способен удовлетворить женщину ни морально, ни в постели!»
  • «Ты – позор любой, даже самой падшей женщины!»
  • «Ты не мужчина, а безделушка временного пользования!»
  • «Даже самая глупая в мире женщина не сможет с тобой быть счастливой!»
  • «Ты не состоялся еще в утробе матери!»
  • «В твои 40 лет стать мужиком тебе не дано!»
  • «Ты настолько слаб и ты такой неудачник, что слушать твои слова мне даже не обидно!»


Обидные фразы без мата для мужчины

Как можно оскорбить, обидеть женщину, девушку умными словами без мата?

Постараться не оскорбить женщину нецензурными словами и все-таки суметь донести до нее важную информацию помогут умные фразы без мата. Постарайтесь сдержать в себе все свои эмоции и вселит в каждое слово не только свою злость, но и уверенность, что вы сильны и правда на вашей стороне.

Какие фразы сказать женщине или девушке:

  • «Вместо того чтобы лаять как дворовая собака, лучше пойди подумай над своими словами и той глупостью, с которой ты их произносишь!»
  • «Пойди умойся и смой с себя этот идиотизм!»
  • «Я раньше считал, что ты умная, а сейчас вижу, что ты всегда была дурой!»
  • «В очереди за умом ты, видимо, была последняя!»
  • «Каждый раз когда ты открываешь рот оттуда вылетает очередная порция помоев!»
  • «Ты ведешь себя так, как будто выросла в публичном доме!»
  • «Да, мозг у тебя есть, но ума в нем ни грамма!»


Как унизить и ответить на обиду человеку словами без мата?

Как осадить, поставить мужчину, парня, подчиненного на место умными словами?

Очень часто у людей на работе полностью отсутствует профессиональная этика и подчиненный может «позволить себе лишнее» во время беседы с начальством. Администрация, в свою очередь, это люди высокообразованные и воспитанные, что и позволило им занять такой чин.

Человек с вышестоящим званием должен суметь «словестно наказать» своего подчиненного за проступок и заставить его уважать себя одними только культурными словами. Говорить их нужно уверенно и строго, избегая эмоциональных жестов и взрывных фраз.

На что можно сделать акценты в разговоре с подчиненным:

  • На малообразованность
  • Попросить показать документ о высшем или профессиональном образовании.
  • Пригрозить потерей рабочего места из-за некомпетентности
  • Сказать о том, что человек рискует потерять уважение в глазах начальства и коллег.
  • Пригрозить штрафом или лишением премии

Как «поставить на место» подчиненного:

  • «Вы заставляете меня жалеть о том, что однажды я решил принять вас на работу».
  • «В моих глазах вы моментально потеряли квалификацию!»
  • «Я считаю, что наша компания переплачивает вам, ведь ваша образованность не достойна такой заработной платы».
  • «Мне кажется, что вы только что потратили свою премию!»
  • «Я не позволю процветать невежеству в своем добросовестном коллективе!»
  • «Вы – позор нашей компании!»
  • «С вашими достижениями наша компания никогда не добьется успеха!»
  • «Вы тянете наш коллектив и нашу компанию вниз!»


Как «поставить на место» подчиненного словами без мата?

Как закрыть рот человеку умными словами?

ВАЖНО: Понятие «закрыть рот умными словами» предполагает, что вы найдете фразы, которые после обиды смогут образумить человека и предостеречь его от новой ошибки. «Умные слова» — слова, лишенные мата и грубостей, но пропитанные разумным смыслом. Они наталкивают человека на выводы и сильнее любого нецензурного слова оставляют след в душе.

Фразы для того, чтобы «закрыть рот» человеку:

  • «С тех пор как ты открыл рот, оттуда не перестает идти зловоние, как от помойной ямы!»
  • «Лучше б ты не открывал рот, потому что все твои слова только показали насколько ты низок!»
  • «Ты открыл рот и сразу поняла, что передо мной глупый человек!»
  • «Твои слова не показали тебя с лучшей стороны!»
  • «С тех пор как ты открыл рот, я изменил мнение о тебе в худшую сторону!»
  • «Твои слова опустили тебя в моих глазах ниже некуда!»
  • «Ты невероятно глуп раз считаешь, что все, сказанное тобой – умная речь!»


Как сделать и что сказать человеку, чтобы он смог замолчать: фразы без мата

Как отшить, послать парня, мужчину умными словами?

Случаются такие ситуации, когда женщине следует дать отпор мужчине, чтобы тот больше не приставал и не имел никаких видов на нее. Слабая и глупая женщина будет ругаться нецензурной бранью, в то время как умная позволит поставить на место человека одним лишь словом и взглядом. Сила женщины в ее поведении и словах.

Что сказать мужчине:

  • «Ты не достоин даже моего взгляда!»
  • «Я не потерплю такого унижения, чтобы подарить тебе свое внимание!»
  • «Ты настолько низок, что я даже тебя не заметила сперва!»
  • «В моих глазах ты – ничто!»
  • «Для меня ты даже не мужчина!»
  • «Я не хочу иметь дело с такой низкой сущностью, как ты!»
  • «Глядя на тебя, я чувствую только лишь жалость!»
  • «Терпеть не могу хамов, они мои конкуренты!»
  • «Позвольте вас послать интеллектуально?»
  • «Ты думаешь, что я действительно смогу с тобой провести время? Ну, наверное, думать – это не про тебя!»


Умные слова на прощание парню, который предал

Очень часто мужчины ведут себя не добросовестно и предают, влюбленных в них женщин. В тех ситуациях, когда женщины об этом узнают, многие решают расстаться. Чтобы дать мужчине понять насколько он был низок и неправ, следует подобрать достойные и верные слова, которые одновременно послужат унижением и прощанием.

Что можно сказать мужчине:

  • «Возвращайся под ту юбку, из под которой ты только что вылез!»
  • «Я не хочу больше с тобой делить ни постель, ни стол, ни жизнь, ни даже воздух на одной планете!»
  • «Мне противно даже просто слушать твои оправдания! Такой мужчина меня просто не достоин!»
  • «Ты стал настолько низок, что начал искать счастья у чужой женщины между ног!»
  • «Я была настолько глупа, что верила в твою искренность и сейчас меня тошнит от всех вместе прожитых лет!»
  • «Я надеюсь, что ты будешь счастлив и что кто-то другой сможет подарить тебе хотя бы часть той заботы, что я слепо отдавала тебе!»
  • «Ты пожалеешь через время о том, что ты меня обидел, но тогда я даже забуду твое имя».
  • «Как низко ты пал и самое смешное, что ты этого не видишь, а все остальные уже заметили!»


Как можно обозвать человека умными словами?

Подберите более лояльные ругательства, чтобы оскорбить своего обидчика, не используя нецензурную брань. Это покажет вас только с лучшей стороны, как разумного и образованного человека, не испорченного и знающего достоинство.

Какие слова можно подобрать:

  • Безделушка – ненужная вещь, пустая и бездушная, не имеющая назначения, на которую впустую тратят время, нечто без ума и разума.
  • Дешевая утварь – кто-то с низким достоинством, кто-то, кто не нужен и не имеет большую ценность в мире.
  • Бездушный человек – человек, лишенный каких-либо ценностей и внутреннего мира.
  • Позор (позорище) – человек, лишенный достоинства, человек, который приносит стыд и проблемы близким людям.
  • Бесстыдник — человек, лишенный уважения и понимания окружающих людей, человек без духовных ценностей.
  • Падаль – человек, падший в глазах других, человек, которому комфортно существовать в грязи слов, поступков и предательстве.
  • Скот – человек, который не ведет себя разумно, человек, который сравнивается с животным.
  • Глупое существо – человек, не умеющий делать умные поступки.
  • Животное – человек, не умеющий поступать хорошо и лишенный своего существа.
  • Насекомое – личность, лишенная человеческого существа
  • Дворняжка – человек, лишенный благородства и образованности


Как обозвать человека, не используя мат?

Как сказать умными словами, что человек тупой?

Используйте такие фразы:

  • «У тебя ума, как кот наплакал!»
  • «Мозг не больше, чем у курицы!»
  • «Голова большая, а мозга нет!»
  • «У тебя мозг без извилин!»
  • «У тебя всего одна извилина и та ровная!»
  • «Ты меня понимаешь? Хотя да, куда тебе?»
  • «А ты родился таким глупым или стал?»
  • «В очереди за мозгами ты был последний»
  • «Природа разумом тебя не наградила»


Как сказать умными словами, что человек дурак?

Используйте такие слова:

  • Глупец
  • Малоумный
  • Полоумный
  • Скудный умом
  • Оделенный
  • Сам себе на уме
  • Аутист
  • Клоун

Как заменить маты на умные слова?

Для того чтобы не выглядеть глупо и чрезмерно эмоциональным человеком, постарайтесь заранее выработать в себе способность заменять нецензурные слова культурными аналогами. Это совсем не сложно, если заранее попрактикуетесь. Постарайтесь заранее осознать весь смысл и значение знакомых вам матов и тогда в своем понимании вы сможете заменить их на более «культурные» слова.

ВАЖНО: Умные слова, сказанные «сильно» и уверенно могут быть больнее и значимее любых матов, которые и без того существуют постоянно в речи современного человека.

Как можно ответить человеку на оскорбление, обиду, хамство умными словами?

Правила:

  • Старайтесь сдерживать свои эмоции
  • Отвечайте не во время спорта или монолога обидчика, а только когда у него закончатся слова.
  • Говорите спокойно, но уверенно
  • Ваш голос не должен быть тихим и слишком громким
  • Смотрите в лицо и не давайте волю рукам (как в плане рукоприкладства, так и лишних жестов).
  • Гордо уходите после сказанного

Видео: «Джентельменские оскорбления»

Фрагмент книги Ковпак Д.В. Не на тех напали! или Как бороться с грубостью? - М.: Питер, 2012

Сколько можно мириться с грубостью? В транспорте, на работе, в гостях, дома, в сети, на улице - где угодно! Сколько можно исполнять роль жертвы? Терпеливо перенося любые неудобства, любые проявления хамства. Известный психотерапевт и мужественный человек, Дмитрий Ковпак решил, что с него хватит! Читайте его захватывающие истории и профессиональные советы по борьбе с грубостью и цинизмом. Доктор Ковпак готов изменять окружающий мир, не прогибаясь под него! А вы?

Основные стратегии преодоления грубости

Эффективное противодействие

Очевидно, существует три подхода в отношениях между людьми. Первый - считаться только с собой и подавлять других... Второй - всегда и во всем уступать другим... Третий подход - иметь в виду свои интересы, не пренебрегая интересами других.

Только мертвого невозможно задеть за живое. Каждый из нас попадал в ситуации, когда был уязвлен или психологически травмирован. Естественным образом возникает желание наказать или проучить обидчика либо свести к минимуму урон для реноме и оценок окружающих.

Что конкретно делать? Терпеть или ответить? Чем все это обернется? И целый сонм других вопросов неотступно крутятся в голове. Это случилось не впервые и не только с вами. Как на это отвечали раньше люди, уже столкнувшиеся с подобной проблемой?

Когда то Конфуцию задали вопрос: «Правильно ли отвечать добром на зло?» На что он ответил: «Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью».

Бесспорно, если вы регулярно позволяете себя обижать, это может войти в привычку у ваших обидчиков. Желание сделать замечание или даже сорваться на вас у грубияна наступает раньше, чем возникает для этого повод.

Если вы будете помогать неуравновешенным людям, регулярно предоставляя им площадку для выплеска своего раздражения, эта тактика у них станет срабатывать автоматически. Им больше не надо будет гадать, кто же во всем виноват.

Так, перепутав терпение и благоразумие со страхом и ленью, вы можете превратиться в местного козла отпущения.

Человек в реальности не так миролюбив, как он это декларирует и даже как сам о себе думает. Поэтому ждать от ваших обидчиков, что они самостоятельно прозреют, признают ошибки и учиняемую несправедливость, может оказаться слишком трудоемкой и дорогостоящей стратегией. Помогите им осознать, что не на того нарвались.

Но отвечайте не на содержание речи противника, а на сам факт его вмешательства не в свое дело.

Есть ли победители в схватке с грубиянами, вопрос спорный и даже риторический. Однако если уж вы решились на единоборство, то вам не помешают некоторые навыки, технологии и полезная информация.

Вступающим в словесный поединок требуется ряд качеств и навыков:

  • оперативность поиска и воспроизведения информации;
  • остроумие, ироничность;
  • находчивость, хитрость, предприимчивость;
  • умение использовать логику и последовательное аргументирование;
  • мастерство риторики;
  • стрессоустойчивость и терпимость (толерантность);
  • помехоустойчивость.

Весьма часто люди, отстаивая свои интересы, ведут себя грубо и бесцеремонно, смешивая понятия агрессивного, пассивно-неуверенного и уверенного поведения. Различие в этих способах поведения заключается в том, что, действуя уверенно, человек не оскорбляет и не подавляет других, уважая права людей в той же мере, что и свои собственные.

Люди, умеющие должным образом постоять за себя, в значительно меньшей степени подвержены стрессовым состояниям в сложных жизненных ситуациях и чаще испытывают чувства удовлетворенности собой и самоуважения.

Люди, действующие в агрессивной манере, в действительности испытывают чувства вины, неполноценности или неуверенности в себе и своим агрессивным поведением пытаются маскировать эти подспудные переживания.

Ключ к уверенному поведению - это закрепление в регулярной практике новой модели отношения и поведения.

Запомните: то, что вы скажете грубияну, гораздо менее важно, чем то, как вы это скажете.

Чтобы успешно ставить на место хамов и агрессоров в любой ситуации, прежде всего надо четко осознать право на неприкосновенность своей личности и личной жизни.

Проявление грубости - это, в первую очередь, свидетельство отсутствия у человека достойных аргументов.

«Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ», - сказал Прометей раз гневавшемуся Юпитеру, который готов был бросить в него молнию, не найдя другого ответа.

Самый малоэффективный вариант реагирования на хама - эмоционально завестись и закричать в ответ всякие глупости. Таким образом вы становитесь братом-близнецом этого невоспитанного типа и скатываетесь до его уровня. А главное, ваши эмоции покажут, что его стрелы достигли цели и уязвили вас.

Но порой и это помогает сбросить напряжение. Цена такого сбрасывания варьирует в зависимости от ситуации и присутствующего в этот момент окружения, а также отсроченных последствий. Порой она непомерно высока.

Гораздо лучше помогает прием выплеска отрицательных эмоций в воду. Особенно когда ситуация уже в прошлом, а «махать кулаками» все еще хочется.

Откройте кран и просто прокричите все, что накипело, в струю воды. Заодно умойтесь прохладной водой и идите получать положительные эмоции. Конфликт исчерпан. Вы оказались умнее!

Представьте себе такую ситуацию: вас здорово разозлил начальник, жестко и грубо отчитавший вас за ситуацию, к которой вы на самом деле не имели никакого отношения. После его ухода вы ударяете кулаком по столу, ломаете два карандаша, ручку и превращаете целую стопку бумаг в бесформенную массу. Уменьшат ли эти действия ваш гнев? И избавят ли они вас от склонности в будущем сердиться на руководителя в подобных ситуациях?

Согласно хорошо известной теории катарсиса (очищения), ответ в обоих случаях будет положительным. Когда рассерженный человек выпускает пар посредством энергичных, но не причиняющих никому вреда действий, происходит следующее: во-первых, снижается уровень напряжения или возбуждения, а во-вторых, уменьшается склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц.

Эти предположения восходят еще к трудам Аристотеля, считавшего, что созерцание постановки, заставляющей зрителей сопереживать происходящему, косвенно может способствовать «очищению» чувств. Несмотря на то что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки агрессивности, логическое продолжение его теории было предложено многими другими, в частности З. Фрейдом, полагавшим, что интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями других.

Признавая реальность такого «очищения», Фрейд впоследствии был весьма пессимистично настроен относительно его эффективности для предотвращения открытой агрессии. Похоже, он считал, что его влияние малоэффективно и недолговечно. И действительно, просмотр фильмов или телевизионных программ со сценами насилия не приводит к снижению уровня агрессии - напротив, подобный опыт скорее усилит интенсивность агрессивных проявлений в будущем.

Уровень агрессии не уменьшается, если человек вымещает свой гнев на неодушевленных предметах.

Вспомните, как у нас любят пересказывать мифы о подвалах японских корпораций, где якобы сотрудники молотят чучела своих боссов и потом спокойные и довольные идут на рабочее место. Если предоставить людям возможность отдубасить надувные игрушки, закидать дротиками изображения ненавистных врагов или разнести вдребезги какие-нибудь предметы, совершенно не обязательно, что сила их стремления совершить агрессивные поступки по отношению к досаждающим им лицам уменьшится.

Уровень агрессии не уменьшается также и после серии вербальных атак - напротив, полученные данные свидетельствуют о том, что такие действия на самом деле усиливают агрессию оппонента.

Английский писатель Джон Рескин сказал: «Кроткий ответ удаляет злобу».

Это тоже определенная техника. Только она требует достаточной закалки и выдержки. Чтобы хватило терпения на злые оскорбления реагировать вежливо и не выходить при этом из себя не только внешне, но и внутренне. Для этого потребуется развить в себе немалую самодисциплину.

В крайнем случае можно сказать спокойно-нейтральную описательную фразу, например: «Как вы грубо сейчас высказались. Мне не подходит общение в такой форме/таком тоне». Иногда это останавливает обидчика или сбивает его на время. В любом случае вы получите паузу и сможете с гордо поднятой головой ретироваться с места словесного боя.

Так вы устраните причину для последующих возвратов к ситуации в воспоминаниях, что происходит при проглоченной безответной обиде, с прокруткой «победоносных сценариев» в фантазии - виртуального «махания кулаками» после вербального боя.

Главное - это сохранение внутренней уверенности в себе.

Будет уместна мысленно сказанная самому себе фраза Ганди: «Они не способны отнять наше самоуважение, если мы сами не отдадим им его». А выводы, сделанные на основе житейского опыта, о том, что мы зачастую чувствуем себя лучше (то есть менее возбужденными или напряженными), ответив людям, выводившим нас из себя, действительно имеют под собой основания, как заявляют весьма серьезные исследователи агрессии.

Если вы располагаете временем, позвольте собеседнику без очевидной агрессии договорить до конца, выслушайте его внимательно, правильно и аналитически.

Внимательно слушать - значит воспринимать слова, которые произносятся, не слишком отвлекаться на попутные мысли. Правильно - подавать сигналы обратной связи, показывающие, что вы понимаете собеседника (например, с помощью кивка).Аналитически - ухватить суть высказывания, одновременно воспринимая информацию, зашифрованную между слов. Уметь слушать - это настоящее искусство.

Но бывают ситуации, когда собеседник резко негативно о вас отзывается или лжет. В такой щекотливой ситуации следует отказаться от данного правила. Спокойно прерывайте разговор в тот момент, когда вы заметили, что была сказана ложь: просто вежливо и корректно поправьте собеседника. Но, пожалуйста, будьте кратки.

Например, во время переговоров за круглым столом или выступления на трибуне нужно реагировать сразу же - если не словами, то отрицающим покачиванием головой или жестами.

На негативное высказывание вы можете отреагировать позже, если это произошло во время диалога, но если присутствуют третье лицо или зрители, они будут ждать вашей реакции. А отсутствие реакции означает согласие!

Не бойтесь при необходимости нарушать правила и стереотипы. Умный человек выбирает тактику в зависимости от ситуации.

Техника вопроса - это королева диалектики. «Кто спрашивает, тот и управляет!» - так в виде лозунга сформулировано одно из ведущих правил искусства ведения беседы.

Вопросы часто являются инструментами давления для того, чтобы требовать информацию, углублять тему разговора, мотивировать собеседников или переводить беседу с материальной или технической плоскости в эмоциональную. Они служат также для того, чтобы требовать объяснения, настаивать на справедливости, взбадривать участников беседы или внушать им что-то, требовать приведения фактов или конкретизировать высказывания собеседника.

Поэтому помните о тактике задавания вопросов. Ими вы можете остановить агрессора и хама. Не бойтесь отвечать вопросом на вопрос. Это тоже сильный инструмент.

Клиент спрашивает:

  • А почему все риелторы отвечают вопросом на вопрос? Ответ риелтора:
  • А вы сами как думаете?

Если кто-либо указывает вам, как нужно поступать, делает некорректные замечания, пытается проверять ваши знания в какой-либо области или давать вам оценки, о которых вы не просили, можно дать отпор одним из следующих способов, описываемых В. Петровой.

Начальный, самый мягкий и вежливый прием самозащиты можно обозначить как «психологический заслон». Своими вежливыми и конкретными замечаниями мы можем отграничить наше личное пространство, недвусмысленно давая понять собеседнику, что он посягает на чужую территорию. Как правило, уже после первого этапа самозащиты большая часть агрессоров отступает.

Чаще всего этот метод применяется, когда незнакомые или малознакомые люди высказывают свои соображения, комментарии или дают нам советы, о которых мы не просили.

Вот примеры подобных ответов:

  • Спасибо за ваше внимание, вам не стоит об этом беспокоиться.
  • Пожалуйста, не беспокойтесь из-за наших дел, мы сможем разобраться сами.
  • Пожалуйста, не стоит уделять столько внимания...
  • Прошу вас, не утруждайте себя…
  • Простите, но разве это ваше дело? Не говорите: «Не ваше дело» - это звучит куда более грубо, а также избегайте формулировки «Это мое дело», поскольку она привлекает внимание к вашей персоне (переводит центр внимания окружающих на вашу персону), а не к поведению вашего оппонента.
  • Возможен вариант - напомнить нападающему о том, что судить имеет право только суд или Господь Бог и у агрессора нет никакого права давать другим людям оценки. Сила воздействия этих слов заключается в том, что каждый человек подспудно понимает, что сам он не идеален и не имеет морального права указывать окружающим. Любого критика и хама можно высмеять за присвоение им роли судьи: «А судьи кто?»
  • «На каком основании вы задаете мне эти вопросы?», «На каком основании вы меня экзаменуете?» - такие ответы формализованны, но это помогает поддержать собственную уверенность ассоциацией с силой бюрократии и сбивают с толку разнузданных хамов, чаще оперирующих просторечием. Агрессивность такого ответа значительно приглушена, и его можно применять даже в разговорах с начальством в случае сильного давления.
  • «Это уж пусть Бог рассудит. Или вы хотите возложить на себя его функции?» Неважно, к кому вы обращаетесь - к атеисту или к религиозному фанатику, все равно сработает. Переадресация «к Богу» - эффективный прием, поскольку каждый понимает, что, давая оценку другому человеку, он явно превышает свои полномочия.

Необходимо различать грубость и объективную критику.

Всем людям свойственно ошибаться, и вам тоже. Если вас раскритиковали по делу (например, в своей точке зрения вы не учли какой-то факт, что-то не заметили, допустили какую-либо ошибку или оплошность) - поблагодарите критика, например, словами: «Да, действительно, я не учла/учел этого факта. Спасибо, буду иметь в виду», «Спасибо, я этого как раз не заметил», «Я подумаю, спасибо за замечание/информацию».

Целый ряд техник отпора грубиянам построен на принципе переводе внимания с вашей личности на личность нападающего.

Примером может служить фраза одного из персонажей фильма «Кин-дза-дза»: «Вам кто-то сказал, что вы умная, или вы сами так решили?»

Еще одним вариантом переключения внимания на личность грубияна является описание его действий. Любое действие собеседника можно представить в виде картины, только написанной не красками, а вашими словами.

Человек, который ведет себя недостойно, как правило, не отдает себе отчета в том, что неприглядность его поведения и мотивы, которые заставляют его поступать таким образом, прекрасно видны окружающим, или просто вытесняет понимание этого. Как это ни странно, агрессору кажется, что люди воспринимают только его слова, но его самого не видят (не оценивают). Поэтому, чтобы смутить противника, следует описать его поведение в виде наглядной картины, например: «Вы сами слышите, что говорите?» или «Вы понимаете, как сейчас выглядите?»

Людей, которые любят говорить за других, в частности вещать с позиции «высших ценностей», «норм морали и нравственности», тоже можно поставить на место.

Следует спросить у человека, который, например, обвинил вас, кому конкретно был нанесен вред вашими действиями. Если не ему лично, то вы не обязаны с ним разговаривать и тем более перед ним отчитываться. Отвечайте: «Об этом мы поговорим с тем человеком, интересы которого были затронуты, но не с вами».

Если же агрессор утверждает, что вы наносите ущерб сразу многим, скажите: «При желании вы имеете право обратиться в соответствующие инстанции» (например, к вашему начальству, в домоуправление, в милицию, в суд и т. п.). Но ни в коем случае не включайтесь в не нужный вам диспут. Не оправдывайтесь, не отчитывайтесь перед человеком, не являющимся должностным лицом, в чьи обязанности действительно входит правовая оценка ваших действий.

Разговаривать с людьми, настаивающими на том, что вы наносите вред каким-то третьим лицам, не стоит, даже если вы располагаете неопровержимыми доказательствами собственной невиновности. Приберегите эти доказательства на тот случай, если в дело вмешаются уполномоченные лица, перед которыми вы действительно обязаны отчитаться.

Сам факт того, что вы начали оправдываться перед посторонним человеком, свидетельствует о том, что у вас снижена уверенность в себе, у вас легко вызвать чувство вины и вы слишком много «должны» окружающим.

Каким бы самоуверенным и наглым ни казался вам хам, помните, что на свете существуют люди, с которыми он боится разговаривать так, как с вами.

Также грубиян не осмелился бы вести себя подобным образом, если бы ситуацию видели люди, которых он боится или мнением которых дорожит. Можно апеллировать к ним: «Почему бы вам не повторить то же самое такому-то (назвать имя начальника этого человека, родственника, которого он уважает или боится, и т. п.)?», «Ты ведь на работе так не разговариваешь!»

Еще одним вариантом является ссылка на виртуальных свидетелей: «Как вы полагаете, как поступил бы на вашем месте воспитанный человек?» (можно назвать имя конкретного человека, которого агрессор уважает), «Как вы полагаете, почему другие люди так не делают?»

Если недостойно ведет себя человек, который находится при исполнении служебных обязанностей, можно прокомментировать его поведение пожеланием, чтобы его слова услышал человек, которого чтят представители этой профессии.

Как-то раз учитель обозвал ученика бранным словом. Тот не растерялся и сказал: «Да услышат вас Макаренко и Сухомлинский».

Весьма эффективен так называемый метод Милтона Эриксона (известного гипнопсихотерапевта), который использовал метафоры и рассказы, в которых заключался намек или пример поведения человека, которому предназначалась история.

Метафора представляет собой вид косвенного внушения. Это слово состоит из двух греческих корней: мета - «через» и форе - «переносить». То есть метафора - это средство переноса. Что же переносит метафора? Она переносит смыслы, минуя сознательные контроли и барьеры.

Например, вот история о том, что не все является грубостью, каковой кажется на первый взгляд.

Однажды странник остановил прогуливающегося старца, чтобы узнать, далеко ли еще до города.

Ступай, - односложно ответил тот. Озадаченный странник продолжил путь, размышляя о грубости местных жителей. Но не прошел он и полусотни шагов, как услышал:

Постой! Старик стоял на дороге и кричал путнику:

До города тебе еще час пути.

Почему же ты не ответил сразу? - воскликнул странник.

Я должен был увидеть, каким шагом ты идешь, - пояснил старик.

Или история о поспешных выводах.

Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По дороге он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон.

Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах более стоять на ногах и держать меч.

И тогда из последних сил дракон спросил:

  • Рыцарь, а ты чего хотел-то?
  • Воды попить.
  • Ну так и пил бы...

А напоследок вспомните феерический фильм «Формула любви» и спокойную отповедь доктора проходимцу Калиостро с использованием наглядных примеров из жизни:

Да-да, - согласился Калиостро. - Обо мне придумано столько небылиц, что я устаю их опровергать. Между тем биография моя проста и обычна для людей, носящих звание магистра... Начнем с самого детства. Родился я в Месопотамии, недалеко от слияния рек Тигр и Евфрат, две тысячи сто двадцать пять лет тому назад... - Калиостро оглядел собравшихся, как бы давая им возможность осознать услышанное. - Вас, вероятно, изумляет столь древняя дата моего рождения?

Нет, не изумляет, - невозмутимо сказал доктор. - У нас писарь в уезде был, в пачпортах, где год рождения, одну цифирку только обозначал. Чернила, шельмец, вишь, экономил. Потом дело прояснилось, его в острог, а пачпорта переделывать уж не стали. Документ все-таки.

© Ковпак Д.В. Не на тех напали! или Как бороться с грубостью? - М.: Питер, 2012
© Публикуется с разрешения издательства

«Критики можно легко избежать, если ничего не говорить, ничего не делать и быть ничем» ~ Аристотель

Люди реагируют на критику по-разному. Кто-то извлекает из нее уроки и относится к ней спокойно. Но для кого-то она является проблемой, которая вызывает гнев, оправдания, сомнения в себе и падение самооценки. Как же этого не допустить этой проблемы? Как правильно реагировать на критику? Как сделать так, чтобы критика приносила нам пользу, а не горечь и страдания?

Правило 1 — Успокаивайтесь и наблюдайте

Не поддавайтесь первой же реакции, которую рождает ваш ум и эмоции. Да, критика может быть неприятной, и я это знаю. Иногда, услышав такую критику, мы чувствуем, что наши труды не получили адекватной оценки, что наши личностные качества были поставлены под сомнения. Различия между собственными ожиданиями и мнением других людей порождает неприятный диссонанс: обида, раздражение, горечь и гнев провоцируют реакцию отчаянной защиты или агрессивной атаки на критикующего человека. В этом нет ничего странного и удивительного, так нас вынуждают действовать скрытые в нас природой защитные психологические механизмы.

Когда мы слышим отрицательную критику, мы бессознательно видим угрозу не только в отношении своего социального положения, но мы также чувствуем опасность для представлений о своем «Я», которые успели укорениться в нас. В общем, нам не нравится, когда о нас говорят то, что мы сами не привыкли о себе думать.

Поэтому бывает, что мы страстно и бурно реагируем на критику. Это, можно сказать, автоматическая психическая реакция. Но там, где есть автоматизм, не всегда есть место для здравого смысла и понимания. Гнев и обида сужают поле вашего восприятия , они приковывают все ваше внимание только к себе: вы намного больше думаете о том, как защититься от критики или как найти в этой критике слабые стороны, чем о том, насколько она может вам помочь .

Но если вы успокоитесь и расслабитесь, переждете первую бурную волну эмоций, то тогда ваше восприятие станет свободным от оглушающих его чувств, и вы увидите еще много того, что не видели до этого. Например, то, что в критической оценке, пусть и слишком субъективной, есть доля истины. И если вы примите ее во внимание, то в будущем это поможет вам избежать многих ошибок. Или, наоборот, вы поймете, что замечание было совершенно несправедливо, и человек, высказавший его, находился в дурном расположении духа, что спровоцировало его на недоброжелательную оценку вас и вашего труда.

Спокойный ум может видеть намного больше и мыслить намного более конструктивно, чем ум, подверженный сильным эмоциям.

Поэтому, прежде чем вдаваться в полемику или отвечать на электронное письмо, содержащее неприятную информацию о вашей работе, постарайтесь успокоиться. Существует много разных техник, которые помогут вам быстро взять себя в руки и восстановить душевный баланс:

  • Медленно сосчитать в уме до десяти
  • Cделать несколько глубоких медленных вдохов и выдохов животом
  • Записать все свои мысли и описать все свои чувства на бумаге, прежде чем отвечать. Что вы чувствуете? Что вы думаете? Выплеснете это на бумагу, а не на человека

Это хорошие и эффективные техники, которые помогут вам «переждать» первую реакцию и расслабиться.

Но мне нравится в этом случае (если позволяет время) просто понаблюдать за своим умом. Увидеть, как он беспокоится и мечется под жаром огня моего уязвленного самомнения. Как он становится предвзятым, перестает понимать, и застывает в воинственной стойке, чтобы кинуться на обидчика. Как он осыпает меня ворохом лести и самооправданий, чтобы сделать критику менее болезненной…

Вместо того, чтобы поддаваться первой реакции, просто спокойно понаблюдайте за ней. Как только вы замечаете, что ваш ум стал опять придумывать хитрые способы защититься от нападок критики, переводите внимание опять обратно к наблюдению. Так вы не только увидите, как бурная реакция постепенно ослабевает и сходит на нет, вы также узнаете много нового о себе, о том, как ведет себя ваш ум, как работает ваша психика. Из бесстрастного наблюдения за собой вы узнаете намного больше, чем из всех учебников психологии вместе взятых!

Но не нужно как-то осуждать эту реакцию вашего ума. Помните, в ней нет ничего плохого, ведь она естественная. Мы так устроены природой, что можем реагировать на критику подобным образом. Поэтому отнеситесь к этой реакции с любовью и пониманием, но, в то же время, старайтесь не поддаваться ей, а оставаться зрителем, не вовлеченным в представление.

Если вы этому научитесь, то вам будет намного легче (злоба, раздражение), вы сможете не реагировать на них сразу же, а использовать время, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы, с которой вы столкнулись. Этот навык очень полезен в жизни. Он поможет вам избежать множества ссор, скандалов и просто сложных ситуаций. Вы увидите, что первая реакция наиболее сильна всего-лишь несколько секунд: стоит выдержать это время, не поддаваться первой волне, как вам будет уже намного легче взять себя в руки.

Правило 2 — Используйте критику как возможность стать лучше

Критика – это не всегда повод уронить ваше достоинство или обидеть вас. Она может послужить надежным помощником, который укажет вам на ваши слабости или слабости проекта, над которым вы работаете. Не очень правильно затыкать уши и сопротивляться, когда с вами разговаривает такой помощник. Но именно это делают люди, которые бурно реагируют на критику в свой адрес.

Если вы будете слушать этого помощника, то вы узнаете много нового о себе и, возможно, станете лучшим человеком! Если критика указывает вам на ваши слабые стороны, которые вы можете улучшить, то это совсем не повод расстраиваться! Ведь вы, скорее всего, скажете спасибо тому человеку, который вовремя скажет вам, что у вашего автомобиля неисправны тормоза. Вы немедленно отвезете машину в сервис и, возможно, сохраните себе здоровье или жизнь. Почему же нам так трудно принимать неодобрительную критику о себе?

Принимайте ее с благодарностью и применяйте с пользой для себя! И будьте уверены, практически . Поэтому не воспринимайте критику как приговор и укор себе!

Но, что если критика нацелена на те качества, которые вы не можете изменить? Тем более нет повода из-за нее переживать! Какой толк горевать о том, что не исправишь? обстоятельства такими, какие они есть.

Правило 3 — Просите детализировать

Иногда стоит уточнить критику. Прежде всего, поблагодарите человека за его критический комментарий. Далее следует убедиться, что вы его правильно поняли: вы можете уточнить какие-нибудь аспекты его замечания. Например: «что вы имеете в виду под отсутствием ссылок на источники», «приведите пример, пожалуйста!»

Это поможет не только выиграть время, но и уточнить, детализировать критику и изменить вашу реакцию на нее. Например, сначала вам казалось, что сомнению подвергается качество вашей работы вообще, но после уточнения критического замечания вы убедились, что говорилось только об отдельном аспекте вашего труда: «Хорошо, я приведу пример. В разделе «программное обеспечение» у вас отсутствует анализ источников, на которые вы опирались. В разделе «технические решения» я также не увидел подробного анализа. Что касается остальных 12 разделов, то там анализа достаточно».

Согласитесь, такую критику намного легче принять, чем обобщенное утверждение «в своей работе вы не ссылаетесь на источники». Люди имеют склонность обобщать, поэтому просите их уточнять свои замечания и подтверждать конкретными примерами. То же самое касается жизненных ситуаций, а не только рабочих. Вместо того, чтобы ругаться с женой из-за того, что она назвала вас безответственным, спросите ее, в каких ситуациях вы бываете безответственным, и как часто происходят такие ситуации. Попросите ее привести примеры. С примерами всегда легче согласиться, чем с абстрактными обвинениями. С фактами не поспоришь, они помогают расставить точки над i. Может вы выясните, что вы действительно не проявляете большой ответственности в отношении своей жизни, и нужно что-то менять. Или вы придете к тому, что факты безответственного поведения преувеличены вашей супругой, они являются единичными. И во многих ситуациях вы остаетесь серьезным и решительным.

Эта тактика поможет не только уточнить то, что имел в виду критикующий, но позволит также взять тайм-аут, чтобы не поддаваться первой реакции, которая может оказаться самой разрушительной, когда у вас нет времени и возможности расслабляться и успокаиваться.

Правило 4 — Слушайте критику

Когда вы слушаете чью-то критику, старайтесь только слушать ее! Не следует сразу же после первых слов придумывать, что ответить, и как защититься. Так вы можете упустить некоторые важные детали в словах критикующего и выглядеть глупо, отвечая ему. И, конечно же, не следует перебивать собеседника, стараясь дать ему свой ответ. Слушайте его внимательно до конца, это поможет вам лучше понять слова другого человека, а также самому собраться с мыслями, чтобы ответить наиболее подходящим образом. Возьмите небольшую паузу, чтобы обдумать его слова. Никто вас за это не будит судить, наоборот, так вы продемонстрируете уважение к чужой точке зрения. Вы уделили ей время, обдумали ее, а не просто сказали то, что первое пришло вам в голову.

И чем более спокойно и вдумчиво вы ответите, тем меньше неадекватной критики вы услышите в ответ, и вам легче будет критику принять. Обуздывайте свое эго, но также не оскорбляйте эго того, кто вас критикует, относитесь к критике уважительно. Если два эго сцепятся в поединке, то здесь катастрофы не избежать. Взаимное уважение, умение слушать не дают этому столкновению произойти.

Правило 5 — Убедитесь, что критика соответствует своему предмету

Иногда следует убедиться, что тот, кто вас критикует, хорошо понял предмет и цель вашей работы. Например, часто на этом сайте я получаю критические отзывы о своих статьях. Многие из них действительно помогают мне писать лучше. Но другие как будто нацелены не на мою статью, а на другую, которую я не писал. Например, человек может критиковать то, что я в статье не указывал. Это может происходить в силу разных причин. Я мог не очень хорошо объяснить свою точку зрения. Или читатель не очень хорошо понял ее. Возможно, он просто поленился прочитать статью до конца, но покритиковать ее у него желание появилось. Я реагирую на такую критику по-разному. Иногда я пытаюсь выяснить, чем она вызвана. Может я действительно что-то плохо объяснил, и мне следует переформулировать свои мысли. Иногда я просто прохожу мимо, не отвечая, потому что не вижу смысла переделывать устойчивый образ, который сформировался у читателя, переиначившему мою работу на свой лад.

Поэтому, прежде чем реагировать на критику, следует убедиться, что она адресована именно вашей работе, а не искаженному образу этой работы в голове критика. Не нужно вовлекаться в спор о работе, которую вы не делали и реагировать на такую критику обидой. Ведь она адресована не вашей работе, а какому-то искаженному представлению ее в голове критикующего. И этот образ может иметь мало отношения к действительному предмету: не принимайте на свой счет. Человек мог сам что-то придумать, а потом критиковать то, что сам придумал, думая, что он осуждает вашу работу. Не поддавайтесь этой иллюзии.

Также эта критика должна учитывать цели данной работы. Например, не очень умно критиковать стиральную машину за то, что с нее нельзя отправлять СМС.

Правило 6 — Избавьтесь от установки, что вы должны быть идеальным

Избавьтесь от убеждения, что вы должны быть идеальны, а ваша работа должна получаться с первого раза наилучшим образом. Если бы все люди выполняли свою работу идеально, то не было бы необходимости в коллективном труде, совещаниях и обмене идеями. Люди вынуждены поддерживать друг друга, обсуждать результаты совместной работы, вносить предложения и указывать на ошибки. Даже самые высшие руководители не принимают важные решения в одиночку. Потому что они знают, что каждый человек ошибается.

Учитесь спокойно относиться к своим промахам и недостаткам. Как бы вы ни старались что-то делать, какие бы амбициозные цели ни ставили перед собой, как бы трепетно ни относились к своим задачам, всегда останется место для ошибки, несовершенства. Все мы люди и все мы ограничены своими знаниями, опытом, убеждениями. И чем больше мы думаем о том, что должны быть идеальны, тем дальше отодвигаем от себя совершенство! То, чего мы боимся, со временем становится нашей реальностью! Отвергая критику, отвергая все, что не соответствует нашим идеализированным представлениям о себе, о своей работе, мы отказываемся учиться. Мы отказываемся становиться лучше. Мы отказываемся двигаться к совершенству. Жизнестойкость наших иллюзий и шатких представлений о сами себе для нас становится важнее любого развития.

О том, насколько могут быть губительными эти установки, я расскажу в следующем пункте, приведя пример из жизни.

Правило 7 — Не спорьте с чужим впечатлением, прислушивайтесь к нему

Несколько лет назад на одном форуме я увидел просьбу одного участника оценить его онлайн-проект. Задумка сайта была любопытная. Но реализация была совсем на низком уровне: мелкий шрифт, отсутствие абзацев, путаный стиль изложения информации, трудность с навигацией, совершенно неприглядный дизайн, отсутствие оптимизации.

Критикующие озвучили все эти недостатки, показали примеры успешных сайтов и внесли предложения, как и что нужно исправить, чтобы сайт стал популярным. То есть критика была нацелена больше на помощь, чем на очернение работы этого человека.

Но в своем впечатлении никогда нельзя ошибиться! Если на кого-то ваша работа производит отталкивающий эффект, то этот эффект такой, какой он есть. Если кто-то говорит, что ему неудобно читать текст на вашей презентации или его глаз напрягают цвета разработанного вами дизайна, то он, скорее всего вас не обманывает. Да, это впечатление может измениться со временем, но сейчас оно именно такое и, скорее всего, не просто так. Если вы делаете работу для людей, а не для того, чтобы любоваться ей в одиночестве, то, тем более, имеет смысл прислушаться к мнению людей.

Автор сайта, о котором я говорил, мог прислушаться к мнению тех, кто пытался ему помочь сделать сайт лучше для публики и, возможно, завоевать своих преданных читателей. Но, чтобы это сделать, ему нужно было избавиться от установки, что результат его многомесячного труда должен был быть совершенным. Но он был убежден в правильности своей оценки, в том, что он все знает лучше других людей, впечатления которых «неправильные», и никто кроме него не может оценивать его работу. С самого начала он не желал критики, несмотря на свою просьбу. Он хотел получить лишь похвалу проделанной работе. И в жертву своему самомнению и упрямству он принес потенциально успешный проект. Его сайта больше не существует.

Правило 8 — Используйте чужое мнение, чтобы дополнить перспективу

Разные люди мыслят по-разному. Они видят ситуацию по-разному. Они замечают то, что не замечают другие и, наоборот, не видят того, что видите вы. Именно поэтому мы вынуждены сотрудничать: наши точки зрения дополняют друг друга, даже если, на первый взгляд кажется, что они находятся в противоречии.

Это похоже на взгляд на одну и ту же точку на ландшафте, но с разных сторон. Вы стоите на холме с севера, а ваш коллега обозревает точку с равнины на юге. Вы видите ландшафт сверху: крыши домов, пики вышек, но не осознаете действительную высоту построек. Тогда как, если смотреть на них снизу, ваш глаз точнее заметит, насколько одни постройки отличаются по высоте от других. И противоречие, порожденное взглядом с разных перспектив только мнимое.

Открытое сотрудничество, готовность принять чужую точку зрения придают объем, глубину и завершенность рассматриваемой проблеме, будь это ваши отношения, ваша работа или вы сами.

Правило 9 — Оцените обстановку

Спросите себя: кто вас критикует? Может, это человек, который с самого начала был настроен против вас? Или тот, кто чувствует себя важным, когда критикует других? Или это ваш друг, который любит вас и желает вам помочь? В зависимости от ответов на эти вопросы изменится ваша реакция на критику.

Также задайте себе вопросы: почему меня критикуют? Справедливая критика или нет? Поняли ли меня правильно? Дал ли я какой-то повод для того, чтобы меня критиковали? Возможно, вы поймете, что неясно донесли свою мысль, чем и вызвали неблагожелательную реакцию. Или ваша работа действительно содержит какие-то недостатки, которые вы сможете исправить, вместо того, чтобы убеждать всех, что она идеальна.

Правило 10 — Благодарите за критику. Используйте ее как тренажер для Эго

Прежде чем бросаться в полемику, мысленно благодарите человека, который вас критикует. Ведь критика помогает вам стать лучше! Я уже писал, что она указывает на ваши ошибки и помогает вам их избежать. Но не только правдивые и вежливые критические замечания могут стать полезными для вас! Как бы это странно ни звучало, но самая полезная для вас критика может быть самой несправедливой и оскорбительной!

На моем сайте некоторые люди порой оставляют невежливые, обидные и несправедливые замечания о моих статьях, иногда переходящие на мою личность. Но именно такие комментарии закаляют мою способность спокойно реагировать на нелестную критику, не поддаваться своим эмоциям. Я называю такие комментарии: «тренажер для Эго» . Только самая нелестная критика способна пробудить мое Эго и оставить меня наедине с ним, увидеть его в высшей точке страсти и обуздать его. Это тяжело и не всегда получается. Бывает, эта борьба оставляет тяжелые эмоциональные раны. Но если эти раны оставить в покое, дать им зажить, а огню, бушующему внутри, — потухнуть, то рано или поздно на их месте появятся цветы опыта, развития и знания.

«Натренированное», имеющее иммунитет к оскорблениям Эго – залог , непоколебимой самооценки и твердого характера!

Мне бывает неприятно слышать отзывы тех, кто не ценит мой труд, как и любому другому человеку. Особенно если в этот труд вкладывается много энергии и моральных сил. Но часто именно из этих отзывов у меня рождался какой-нибудь прорыв в понимании: сильные эмоции не давали мне забыть о том, что мне сказали, и я вновь и вновь возвращался к этим обидным словам. Но постепенно покров эмоций спадал, и обнажалась истина. Я видел, что даже самая оскорбительная критика может содержать какое-то здравое зерно. Гневная реакция человека может быть следствием его личных проблем, но, в то же время, она может быть вызвана чем-нибудь во мне и указывать на что-то. Пускай его личное восприятие сильно исказило то, что он пытался рассказать. Но я могу взять его сообщение и расшифровать его, убрать из него все лишнее и использовать для себя!

Поэтому помните, что какой бы критика ни была: мягкой или агрессивной, правдивой или неадекватной, мотивированной любовью или ненавистью, она вся может стать для вас полезной! Вы можете найти в ней крупицы истины. А даже если не найдете, она закалит и укрепит ваше эго. Поэтому всегда благодарите людей за критику (не обязательно словами, можно сделать это в уме), ведь они оказывают вам неоценимую услугу, даже если сами об этом не догадываются!

Правило 11 — Обращайтесь к статистике

Часто критика бывает субъективной. Вместо того, чтобы терять душевное равновесие из-за мнения отдельно взятого человека, подумайте, что думают о предмете критики другие люди? Если кто-то раскритиковал вашу работу, то узнайте, как ее оценили другие ваши коллеги. Если кто-то раскритиковал лично вас, вспомните, что думают о вас ваши друзья. Они общаются с вами, любят и уважают вас несмотря на все ваши недостатки. Вы также можете спросить себя, что вы сами думаете о себе и своей работе? Вы также имеете большое право на голос и на участие в этой статистике! Часто мы настолько сильно переживаем из-за мнения другого человека, что забываем спросить у себя, что на самом деле думаем об этом мы.

Мнения бывают субъективными, мы все об этом прекрасно знаем, но не используем это знание. Тысячи хвалебных отзывов о нас и о нашей работе могут пройти мимо нас, нами незамеченные. Но один единственный негативный отзыв способен лишить нас настроения на целые дни! Но такие отзывы неминуемо возникнут, особенно, если вашу работу оценивает множество людей. (Помните афоризм Аристотеля в начале статьи?) Это естественно. Нельзя быть идеальным. Всем не угодишь.

Правило 12 — Не ввязывайтесь в бессмысленные споры

Старайтесь слушать критику, если она разумная, и просто проходить мимо нее, если она не соответствует действительности. Это сэкономит вам время и нервы. В своей статье « » я писал следующее. Когда человек спорит, его ум полностью нацелен на проведение атаки на оппонента или на осуществлении защиты собственной точки зрения. Его не интересует истина, он либо защищается, либо атакует, будучи не в состоянии понимать и воспринимать. Это мешает получать пользу из критики и совершенствоваться, а также рождает много неприятных эмоций.

Конечно, следует избегать бессмысленных споров, но это не значит, что в тех ситуациях, когда публика ждет вашего ответа, следует молча принимать любую, даже самую несправедливую критику. Иногда все же следует обратить внимание на недостатки критики или на несоответствие ее своему предмету.

Правило 13 — Реагируйте, когда это необходимо

В этой статье я писал, как важно принимать чужую критику, прислушиваться к ней, проявлять уважение. Но бывают ситуации, когда критика переходит в хамство и оскорбление. И реагировать на это нужно в соответствии с ситуацией. Если кто-то вас оскорбил в интернете – проходите мимо. Если же в реальной жизни кто-то регулярно обижает вас, то нельзя это просто молча терпеть. Надеюсь, что о том, как поступить в этой ситуации, вам подскажет ваша мудрость.

Мнение других людей о вас не всегда проистекает из реальных фактов. Иногда оно является лишь результатом их личных домыслов, проекции своих страхов на вас. Бывает, что негативное впечатление о вашей личности или о вашей работе сложилось у людей в результате беглого впечатления, их склонности обобщать и не видеть целое. Часто мнение человека о вас, выражающееся в критике – это только его личная проблема, а не ваша, даже если в этом мнении есть какая-то истина.

Смело берите эту истину, используйте ее ради своих нужд. А всю горечь и злобу оставьте самому критикующему, пускай они останутся с ним!

Помните, мнение касательно вас существует только в головах других людей и, чаще всего, там и остается, если вы не впускаете его в себя. Дайте людям право носить в своей голове любые мысли и любые мнения, какие они хотят! Не делайте большое дело из того, что это мнение именно такое, а не какое-то другое.

Но, тем не менее, не следует избегать реагировать на всякую критику. Иногда вас могут критиковать, чтобы просто вызвать ваше раздражение, или просто из желания вас обидеть. Такая критика может быть навязчивой и надоедливой, и нельзя оставлять это как есть, а реагировать.

Во многих ситуациях вам все равно придется отстаивать свое мнение, отсекать несправедливые нападки и защищаться. Если вам пришлось это делать, то делайте это со спокойным сердцем, без лишнего негодования. Будьте настойчивы в защите своего мнения, там где ситуация требует настойчивости, при этом не теряя такта и умения слушать.

Хамство, пошлость, матерщина, оскорбления и прочие нелицеприятные вещи ― повсеместное и удручающее явление, неискоренимое зло в современном мире.

Хоть большинство людей и стремится быть вежливыми, тактичными и учтивыми друг с другом, в жизни бывают моменты, когда от грубости просто так не уйти. Правильное реагирование на агрессию со стороны может помочь не только обуздать грубияна, но и сохранить собственную самооценку. Попробуем ответить на вопрос — как ответить на оскорбление смешно и с сарказмом?

Грубость и хамство распространены по целому ряду различных причин, начиная от банального плохого настроения и заканчивая целым списком личностных особенностей. В основном люди дерзят и грубят окружающим, потому что:

  • Не испытывают удовлетворенности от жизни;
  • Обладают комплексом неполноценности, беспочвенным высокомерием и эгоцентризмом;
  • Имеют низкий уровень культуры и образования;
  • Хотят спровоцировать кого-либо на обмен оскорблениями в силу своего агрессивного характера.

Несчастливые, озлобленные, зажатые, но одновременно с этим честолюбивые и тщеславные люди являются главными генераторами хамства в обществе. Намеренное пренебрежение окружающими, конфликтная сущность характера, примитивное сознание ― все это может серьезно испортить жизнь уравновешенным и воспитанным людям.
Как реагировать на оскорбления?

Допустим, грубиян все-таки не унимается и продолжает выводить своего «оппонента» из душевного равновесия. Опускаться до его уровня и начинать ответную тираду, насыщенную изощренными оскорблениями, ни в коем случае нельзя. Как же тогда осадить любителя оскорблений?

Важно! Грубиян ― всегда слабый и неуверенный в себе человек , который очень боится быть хуже других. Это аксиома, которую следует всегда держать в уме в случае возникновения словесного конфликта.

Игнорирование

Молчание ― не только золото, но и самый популярный способ борьбы с хамством.

Демонстративное игнорирование различного дерзкого «быдла» может быть эффективно только в случае абсолютной невозмутимости.

Никаких обидчивых взглядов, усталых вздохов и подобных реакций! Для успешного игнорирования оскорблений необходимо показать грубияну, что он ― пустое место.

Спокойствие

Если же предыдущая тактика не возымела должного эффекта, и поток оскорблений продолжает портить настроение окружающим, то во время «беседы» с грубиянами нужно стараться соблюдать самоконтроль и не показывать свою растерянность.

Откровенная и твердая позиция, выражаемая спокойным и уверенным тоном , нередко действует на «базарного хама» словно холодная вода. Являясь энергетическими вампирами по своей сути, скандалисты черпают вдохновение именно в слабых, податливых и нервозных людях. Ледяное спокойствие же вгоняет грубияна в ступор, ведь он ожидает противоположную реакцию.

Ты мне, я тебе

Можно использовать метод перевода негатива собеседника на него самого. Что бы он не говорил, полное соглашение с его репликами и благодарность за выявление «недостатков» выведет грубияна из строя. Он ведь ждет резкого несогласия с его выпадами, как же так может быть?!

Тем не менее, спокойные фразы вроде «спасибо за ценный совет», «приму к сведению» и другие подобные варианты могут заткнуть источник оскорблений. Этот способ лучше всего работает на публике , т.к. грубиян вряд ли получит какую-либо поддержку извне, а может быть даже будет поднят на смех.

Чиханье

Если же игнорирование не помогло, и хам продолжает сыпать оскорбительными репликами, можно позволить ему делать это до тех пор, пока он не поверит в собственную правоту.

А затем чихнуть, выдержать паузу и сказать: «Извините, у меня аллергия на подобный бред».

Подобная реплика вызовет замешательство , и может свести поток оскорблений на нет.

Что делать, если грубит близкий человек или коллега?

Незнакомец, решивший с помощью оскорблений самоутвердиться за чей-либо счет, не заслуживает внимания и достоин только игнорирования. Но в случае с людьми, которые составляют постоянный круг общения, подобный метод не сработает . Поэтому с грубостью, исходящей от родственников и близких, необходимо сразу же разбираться и прояснять все неудобные темы.

Другое дело ― люди, по воле судьбы являющиеся коллегами (одноклассниками, сокурсниками, постоянными посетителями каких-либо заведений).

Важно! Аккуратный уход от обмена оскорблениями ― первый шаг, который предпринимает практически каждый здравомыслящий человек.

Если же молчаливое игнорирование лишь раззадоривает грубияна, то можно представить его в виде капризного маленького ребенка, привлекающего к себе внимание различными хамскими фразами . Ведь никто не будет воспринимать всерьез пусть и грубого, но не осознающего свое поведение малыша?

Таким образом, игнорирование поможет не только обрести защиту от всевозможных оскорблений, но и повысить собственное настроение. Тем более что грубиян так или иначе заметит проявленную стойкость, что в последствии может в положительную сторону сказаться на его поведении.

И все же молчаливое игнорирование не всегда приводит к успешному погашению конфликта. Иногда стоит собраться с духом и парировать грубияну. Для этого вполне сгодятся фразы «Кто вам позволил так разговаривать с людьми?», а также «Разговаривать в таком тоне вы будете со своей женой/мужем». Чаще всего подобных реплик хватает для того, чтобы указать грубияну, кто есть кто.

Когда лучше игнорировать оскорбления?

Оказание сопротивления грубиянам иногда является заведомо бессмысленным занятием.

Провокации, устраиваемые на улицах, в магазинах и других публичных местах лучше всего просто игнорировать.

Человек в принципе не может нравиться всем подряд, поэтому самый выигрышный ход в подобной ситуации ― показательное игнорирование.

К тому же, существует риск повстречаться с нестабильными и неадекватными грубиянами. При исчерпании своего скудного словарного запаса они могут легко перейти от простых оскорблений к физическому насилию . Чтобы не пострадать в драке, лучше всего не вступать с подобными грубиянами в какие-либо разговоры и достойно ретироваться с «поля боя».
Как отвечать на оскорбления?

Красиво ответить на оскорбления

Вежливое общение отпугивает грубиянов, поскольку они не ожидают столь необычной реакции. Например, фраза «Уважаемый, я не собираюсь разговаривать с вами в таком тоне» или «Уважаемый, вы, вероятно, меня с кем-то перепутали» может охладить хамский пыл.

Другие подобные реплики, демонстрирующие воспитанность и образованность: «Грубость вас не красит», «Спасибо, что проявили ко мне интерес», «Не расстраивайтесь, у вас все еще получится».

Если же это не сработало, лучшего всего распрощаться с «собеседником» и уйти.

Умные ответы на оскорбления

Можно задавать наводящие вопросы, на которые грубиян, скорее всего, не сможет ответить. Лучшие варианты подобных фраз : «Почему вы хотите задеть меня?», «Чего вы хотите от меня на самом деле?», «Какой ответ вас устроит, вежливый или правдивый?» и т.д.

Остроумные ответы

Обладатели острого ума могут выстроить неплохую линию поведения с невоспитанными людьми.

Отвечая на критику разными забавными репликами, можно не только красиво поставить на место человека, но и вызвать общий смех при определенных обстоятельствах.

С этой задачей хорошо справляются следующие реплики : «Вами Бабайку в детстве не пугали?», «Меня не интересует, что вы обо мне думаете, но меня радует, что вы умеете думать», «Иди, пылесось пустыню!», «Самый главный мой недостаток ― неумение общаться с грубиянами», «Разве я похож на стоматолога? Тогда закройте, пожалуйста, свой рот».

Робость и застенчивость ― настоящая пища для склочных и скандальных личностей, а их игнорирование не всегда может исправить ситуацию. Стоит помнить об этом и в нужные моменты преодолевать себя, давая достойный отпор различным проявлениям человеческой низости.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...