Как правильно ставить дикцию. Как развить голос, как развить дикцию, как развить речь

Если при разговоре вы глотаете большую часть слов или же окружающие не могут понять, что вы говорите, то можете попытаться улучшить ясность своей речи. Ниже представлено несколько способов, с помощью которых вы сможете говорить более четко, независимо от того, нужно ли вам произнести речь, или ваша профессия требует публичных выступлений или, возможно, вы просто хотите улучшить свою манеру общения.

Шаги

Не спешить во время разговора

    Контролируйте свое дыхание. Послушайте и понаблюдайте за певцом на сцене, и вы увидите, как много внимания он уделяет своему дыханию. Если бы Мик Джаггер не знал, как правильно дышать, он бы не смог бегать по сцене, распевая свою песню «You Can’t Always Get What You Want». То же самое происходит и во время разговора, так что правильное дыхание может значительно улучшить ясность вашей речи.

    Не торопитесь при разговоре. Разговаривайте неторопливо, но не нужно быть настолько медленным, чтобы казаться со стороны роботом.

    • Зачастую публичные выступления заставляют людей нервничать. Если вы осознаете, что нервничаете и спешите, постарайтесь напомнить себе, что все в порядке и нужно снизить скорость. Если вы дышите правильно, это поможет вам оставаться спокойным и анализировать свои слова.
    • Также следует помнить о том, что люди хотят услышать то, что вы говорите. Ваши слова имеют значение, так что дайте шанс услышать их и разобрать.
    • Человеческое ухо способно очень быстро улавливать слова, но при условии, что вы полностью проговариваете каждое свое слово прежде, чем начинаете произносить следующее, ведь таким образом между словами вы оставляете достаточные паузы так, чтобы все могли вас правильно понять.
  1. Проглатывайте лишнюю слюну во рту. Слюна, оставшаяся в полости рта, может привести к проглатыванию слов и искажению произношения таких согласных как «С» и «К».

    • Тот момент, когда вы сглатываете слюну, может не только позволить вам очистить рот, но также даст возможность сделать паузу и снова сделать вдох.
    • Выбирайте момент для проглатывания слюны, когда вы уже закончили предложение или мысль, но никак не в середине предложения. Это также даст вам время, чтобы подготовиться произнести следующее предложение.
  2. Выступайте. Если вам нужно публично выступить или представить какого-либо рода презентацию то, возможно, вы напишите хотя бы содержание в общих чертах. Попрактикуйтесь в ее произношении во время прогулки.

    • Некоторые актеры используют эту методику, чтобы заучить свои роли, так как подъем и движение помогут вам запомнить, что вам нужно сказать. Тренируйте свою речь и на каждом шагу произносите по одному слову.
    • Это может показаться трудным и медленным, но произнося на каждом шагу по одному слову, вы научитесь замедлять свою речь. Вам не нужно говорить так же медленно в своей речи или обычном разговоре, но ощущение комфорта при использовании более медленного темпа улучшит ясность вашей речи и позволит вам в дальнейшем не торопиться.
  3. Повторяйте те слова, которые трудно произнести. Когда трудно произносить определенные слова, мы часто начинаем торопиться, и спотыкаемся на этих словах, что приводит к нечеткой запутанной речи. Практикуйтесь в произношении этих слов, произнося их вслух снова и снова до тех пор, пока у вас не выработается мышечная память на их правильное звучание.

    Улучшение своей дикции

    1. Тренируйтесь на скороговорках. Скороговорки являются отличным способом улучшить ясность своей речи, а овладение ими позволит вам научиться сохранять свою речь четкой и уверенной. Многие актеры и ораторы перед выходом на сцену тренируются на скороговорках, чтобы разогреть свой голос.

      Читайте вслух. Если вы читаете книгу или даже просто утреннюю газету, упражняйтесь, читая её вслух. Это поможет вам более детально ознакомиться с тем, как звучит ваш голос. Очень часто, когда мы разговариваем с другими, мы слышим себя совсем не так, как звучит наш голос по-настоящему. Читая вслух в уютной обстановке, сидя у себя дома, вам будет легче прислушиваться к себе и уделять внимание тем моментам, когда ваша речь становится нечеткой.

      • Также вы можете записать свой голос и прослушать его, попутно отмечая, где вы мямлите или говорите неясно.
    2. Тренируйтесь, разговаривая с пробкой во рту. Многие артисты и актеры озвучивания выполняют это упражнение для улучшения ясности речи и дикции, особенно, если нужно читать что-то подобное произведениям Шекспира. Когда вы положите себе пробку под язык и начнете говорить, вы заставите свой рот очень напряженно трудиться, чтобы полностью произнести каждый слог, также пробка не даст вашему языку спотыкаться на определенных словах.

      • Это упражнение может утомить мышцы вашей челюсти, что поможет вам научиться их расслаблять, однако не нужно тренироваться таким образом слишком долго, иначе у вас заболит челюсть.
      • Также вы можете использовать салфетку, если при таких упражнениях у вас вырабатывается много слюны.
    3. Уделяйте внимание интонации. Тон голоса также играет большую роль в ясности речи и дикции, так как он может повлиять на то, как вы произносите определенные слова.

      • Вы произносите речь, которая должна взволновать людей? Им может быть трудно вас понять, если вы произносите ее монотонным или невыразительным голосом.
      • Ваша интонация, будь вы взволнованы, разговариваете поучительным или обычным тоном, заставит людей обратить внимание на вашу речь, а также может улучшить ее четкость.
      • Интонация при разговоре целиком зависит от высоты звука вашего голоса. Обратите внимание на то, как высоко или низко звучит ваш голос.
    4. Не используйте восходящие интонации в разговоре. Эта противная привычка говорить с восходящей интонацией заставляет звучать ваш голос так, будто вы задаете вопрос.

    Тренировка ваших мышц

      Тренируйте мышцы челюсти, чтобы улучшить четкость своей речи. Чтобы ваша речь стала гораздо четче, расслабляйте челюсть с помощью нескольких упражнений.

      • Делайте широкие жевательные движения, одновременно с этим что-то напевая себе под нос.
      • Растягивайте каждую мышцу своей челюсти и лица. Откройте рот как можно шире (как будто вы собираетесь зевнуть), в то же время, описывая своей нижней челюстью круг и двигая ею из стороны в сторону.
      • Откройте широко свой рот, как и в предыдущем упражнении, и закройте его. Повторите так 5 раз.
      • С помощью губ, сомкнутых вместе, попробуйте издать жужжащий звук, но только не сжимайте челюсти.
    1. Следите за осанкой. Как и дыхание, ваша осанка играет важную роль в ясности вашей речи, и это именно то, о чем мы часто забываем и не принимаем во внимание.

      • Даже если вы не занимаетесь пением, вы можете пропеть несколько нот или просто помурлыкать себе под нос. Также попробуйте петь свои скороговорки.
      • Произнесите несколько раз «Ууууу…», повышая и понижая интонацию. Представьте себе, будто ваш голос как колесо обозрения восходит вверх и опускается вниз по кругу.
      • Издайте жужжащий звук и похлопайте по своей груди. Это поможет удалить всю мокроту, которая может собраться в вашем горле.
      • Скажите «ЕЕ» – оттяните уголки своих губ назад и скажите «Ееееее…».
      • Во время разговора с собеседником сохраняйте уверенность в себе и оставайтесь расслабленным. Это поможет вам говорить более ясно и четко.
      • Вы можете почувствовать себя странно или даже немного сконфуженно, проделывая некоторые из упомянутых упражнений, но чем больше вы будете тренироваться, тем легче и эффективнее придет результат
      • Скажите «А» –(как в слове «Арканзас» – опустите челюсть вниз).
      • Произнесите следующие звуки, сильно их выделяя:
        Аа ее оо еи о
        Каа кее коо кей ко
        Саа ши соо сэй со
        Таа чии цу тэй то
        Наа нии ноо нэй но
        Хаа хии хоо хэй хо
        Маа ми моо мэй мо
        Яаа еее ёоо яэй йо
        Раа рии роо рэй ро
        Ваа ви воо вэй вое.
      • Другое упражнение состоит в том, что нужно написать несколько предложений на листе бумаги, затем подчеркнуть последнюю букву в каждом слове. Когда вы будете читать лист, преувеличивайте звучание последних букв, затем делайте паузу на несколько секунд. Также вы можете поставить запятые между большим количеством слов, чтобы замедлиться в этом месте.
      • Демосфен, греческий мыслитель, чтобы отучить себя от заикания, тренировался, набрав в рот гальку. Стоит попробовать и такое с чем-нибудь чистым, безопасным и съедобным, например, с печеньем или кубиками льда. Только будьте осторожны и не подавитесь.
      • Тренируйтесь, произнося гласные звуки и добавляя к ним согласные, например, «паа пау по поо пэй пии пай, соу со суу сэй сии сай...»
      • Выбросьте все мысли из головы и думайте о том, что вы собираетесь сказать, чтобы забыть о тревожных мыслях. Это помогает при публичных выступлениях.

      Предупреждения

      • Работая с челюстью и ртом, не переусердствуйте, иначе получите травму. Если вы ощущаете боль, нужно немного расслабить мышцы лица.

magazine

4.3

Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы - как работать над скороговорками.

"Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок". К.С. Станиславский.

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи!

1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.

3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.

9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.

10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Скороговорки для развития дикции

12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.

13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.

21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.

22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.

26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.

27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.

28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.

31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.

32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.

33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.

36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.

38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.

43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Скороговорки для дикции

44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Русские народные скороговорки

49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.

50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул.

54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.

57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.

59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.

60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.

61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.

62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.

63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!

64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"

67. (П) - Пошла Поля полоть в поле.

68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.

72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Народные скороговорки

74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд - уцепился за прут.
Упал Ипат - пропали пять лопат.

80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.

84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

Скороговорки для развития речи

87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!

89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала.

92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.

100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.

101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то.

111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.

114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
Шах-Шахмони-Лимпомпони.

125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.

126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий.

132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.

133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.

136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.

138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.

139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.

141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.

146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:
не жужжит, тихо скользит.

148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко - на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.

150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

155. (Ш,к) - Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.

156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки -
Услыхать, что болтают старушки.

157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.

159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.

160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец -
Водяной жук-плавунец.

161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.

163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.

Многим доводилось слышать выступления ораторов, которым не требовалось привлекать внимание слушателей фразами: «Не отвлекайтесь», «Послушайте меня» и т. д. Что это? Врожденный талант? Возможно, невероятно интересная или актуальная тема? Грамотное построение речи? Вероятно, и то, и другое. Проще говоря, владение . Нет сомнений в том, что слушать внимательно и с удовольствием будут только человека, обладающего чёткой, грамотной речью . Пожалуй, не вызовет споров и утверждение о том, что хорошая дикция нужна не только работникам средств массовой информации и публичным людям, сотрудникам call-центров или консультантам.

Хорошо поставленная, грамотная речь - одна из необходимых составляющих карьерного роста в тех сферах, где общения с людьми не избежать. Она необходима всем.

Как развить дикцию?

Как развить хорошую дикцию? Безусловно, как и в любом деле, необходимо несколько слагаемых для достижения успешного результата: желание, время и терпение. Развитие дикции у взрослых можно осуществлять самостоятельно - достаточно ежедневно выделять время и заниматься. Существует большое количество относительно простых упражнений , влияющих на улучшение техники речи и развитие дикции. Известный всем с детства способ - . Повторяя как можно чаще эти небольшие ритмичные фразы, можно достичь заметного результата уже через несколько недель. Как быстро улучшить дикцию людей, имеющих небольшие дефекты речи? В этом случае следует уделить внимание скороговоркам, способствующим решению конкретной проблемы.

Например, при проблемах с шипящими и свистящими звуками, чаще произносить фразы, где таких звуков много, например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Исправление дикции у взрослых, либо развитие её у подростков также вполне возможно производить самостоятельно – в зависимости от требований к срокам и результату. Для самостоятельной работы рекомендуется произносить скороговорки, поместив в полость рта (за щёку) по одному грецкому ореху с каждой стороны. Прогресс будет ощутим довольно быстро.

Как улучшить дикцию и речь посредством контроля дыхания?

Это очень важный аспект в деле улучшения дикции и речи. Существует довольно много различных упражнений, которые, в основном, способствуют тому, чтобы научить человека произносить как можно более длинные тексты, не прерывая их вдохами или паузами в тех местах, где это нарушило бы смысловую либо эмоциональную нагрузку текста. очень важно для оратора.

Как исправить дикцию, проводя время за чтением любимых книг? Нужно читать вслух , чётко артикулируя все звуки, обращая внимания на эмоциональность текста. Начав с хорошо знакомых произведений, можно перейти к абсолютно незнакомым текстам. Хорошим упражнением, которое направлено не только на развитие дикции, но и на умение держаться перед большой аудиторией и улучшение памяти, являются стихотворные произведения.

Можно выучить несколько стихотворений, постепенно увеличивая их размер, и рассказывать в кругу семьи или среди друзей. Важно следить за дикцией, не огорчаясь возможным огрехам, но внимательно их фиксируя.

В этой ситуации потребуется помощь специалистов. Как и в случае, когда требуется устранить серьёзный дефект речи, лучше обратиться к профессионалам – в индивидуальном порядке или на групповые специализированные курсы, где помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать внимание. Люди, для которых постановка речи является профессией, подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию именно в Вашем случае.

Грамотная речь - залог жизненного успеха. Ведь судят не только по одежке, но и по умению правильно доносить мысли и грамотно писать. Человек, который умеет выражать свои мысли просто, лаконично и понятно, правильно строить предложения, всегда воспринимается более позитивно. Собеседники, слушая грамотную речь, автоматически присваивают человеку совсем иной, более высокий уровень жизненной компетентности.

Бывало ли, что вы теряли или не получали работу из-за большого количества ошибок в письме или необходимости четко объяснить, почему именно вы подходите для этой работы? Развитие грамотной речи - одна из базовых задач каждого уважающего себя человека. Даже если вы не выступаете перед публикой, умение говорить красиво и понятно ценится всеми. Итак, как развить грамотную речь?

Читайте художественную литературу

Чтение качественной художественной литературы трудно назвать бесполезной тратой времени. В современном мире мы подвержены очень большому потоку информации, в основном слушаем новости или читаем их в интернете. Но сеть, развлекательное чтиво и бизнес-литература не могут заменить хорошие книги признанных отечественных и зарубежных авторов.

Чтение романов помогает интуитивно стоить правильные, красивые предложения, развивает чувство языка. Читая художественную литературу, научные статьи в специальных изданиях, человек расширяет свой кругозор и словарный запас. Если хотите сделать речь более живой, образной - читайте поэзию. Выделяйте для себя ритм, метафоры и речевые обороты, которые хотели бы использовать.

Пользуйтесь словарями

Ищите новые слова. Если услышали или прочли слово, значение которого вам незнакомо - смело берите словарь и узнайте, что оно значит. Происхождение слов - очень интересная наука. А вдруг это станет одним из ваших хобби?

Кроме обычного словаря, существуют словари метафор, иностранных слов, специальных терминов, даже словари, посвященные определённой науке. Пользуйтесь всеми - и ваш словарный запас начнет быстро расти. Вы всегда сможете найти самое точное слово и применить его в разговоре.

Играйте в развивающие игры

Как известно, дети получают почти все знания о языке до семилетнего возраста. Грамотная речь у ребенка развивается с помощью окружающих его людей. Существует также множество игр и методик, которые позволяют развить воображение, расширить словарный запас и научиться говорить красиво.

Если есть возможность - послушайте себя со стороны. Сделайте аудио- или видеозапись своего голоса. Если вы боитесь говорить на диктофон или получить неточный результат - попросите кого-то из близких записать вас во время обычного разговора.

Оцените свою речь. Грамотная речь всегда чиста от всего лишнего. Насколько точно вы передали другим свою мысль? Была ли она понятна? Можно ли было сказать короче, четче, понятнее? Делаете ли вы паузы не там, где следует? Правильно ли выстраиваете предложения? Не путаются ли ваши мысли, не перепрыгиваете ли с мысли на мысль, сбивая своих слушателей с толку?

Следите за ударениями. Неправильные ударения (звонИт, жАлюзи и прочие каверзные слова, коих в русском языке множество) выдают человека безграмотного и невоспитанного. Есть два выхода: не использовать эти слова или открыть словарь, учебники и твердо их запомнить.

Редактируйте написанное

Написали письмо, сообщение подруге, доклад руководству или художественный очерк? Что бы это ни было - просмотрите текст максимально внимательно и постарайтесь дать ему критическую оценку. Это прекрасная тренировка речи. Если практиковать "чистку" письма, очень скоро вы увидите результат. Кроме того, разговорная речь тоже ощутимо изменится!

Когда вы написали что-то, постарайтесь "переключиться" на что-то другое (хотя бы пойти и сделать себе чашку чая), после чего возвратитесь к тексту со "свежим" глазом. Представьте, что это чужой текст. Есть ли в нем ошибки? Насколько точно выражена мысль? Все ли вам понятно как постороннему читателю? Можно ли сформулировать эту мысль более четко и кратко?

Правильная речь и грамотная речь всегда яркая, выразительная и понятная. Избавляйтесь от слов, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Зачастую они занимают треть текста, от чего ваша мысль точно проигрывает. Если можно использовать слово более простое и краткое - используйте. Можно также попробовать прочесть вслух (обязательно делайте это, если готовите речь, с которой будете выступать).

Развивайте свой голос

Для общения важна не только грамматически и лексически грамотная речь. Правильные манеры общения включают также владение голосом. Если вы применили все методики, изложенные выше, но при этом излагаете свои мысли монотонным голосом, лишенным всякой интонации - слушать вас будет неприятно и не очень интересно.

Стоит развивать свой голос. Делайте упражнения, слушайте выступления ораторов и старайтесь повторять за ними. Запишитесь на курсы ораторского мастерства. Даже при небольших усилиях результаты вас порадуют, а ваши собеседники перестанут зевать.

Итоги

Грамотная речь не дается от рождения. Работать над этим нужно постоянно, на протяжении всей жизни. Но даже если вы уделите развитию своей речи совсем немного усилий и времени, но чтение станет вашей хорошей привычкой - более интересная и успешная жизнь вам гарантирована.

Согласно статистике, около 30% людей в той или иной мере страдают нарушениями дикции . Дефекты речи бывают врожденными, являясь следствием генов или внутриутробного развития, но чаще всего нарушение дикции это приобретенная особенность: дефекты появляются и развиваются с момента рождения и в течение жизни, основная их причина – ослабление мышц речевого аппарата . В таких случаях, исправлением дефектов речи можно заниматься самостоятельно, без вмешательства хирургов. Мы рассмотрим самые распространенные из них. Итак, как можно подкорректировать и улучшить свою дикцию и побороть дефекты речи .

Как исправить картавость

Логопеды насчитали около 30 вариантов искажения звука «р», но чаще всего – это его отсутствие в произношении. Этот дефект речи очень редко бывает врожденным , но иногда его причиной может быть слишком короткая подъязычная связка. Единственное решение такой проблемы – хирургическая помощь. В остальных случаях причина картавости кроется в слабости языка .

Упражнения для дикции

Для разработки мышц языка потребуется сделать следующее:

1. Распластайте язык по периметру нижней губы и проговаривайте звуки «пя-пя-пя». Нужно достичь эффекта, когда язык сможет лежать расслабленно во время упражнения. Если получилось, переходите к следующему этапу.

2. Попытайтесь накрыть языком всю ширину верхней губы, от одного уголка рта до другого. После чего, сохраняя ширину языка,передвиньте его под верхние зубы и потренируйтесь произносить звук «д-д-д». Если мышцы языка слишком слабые, подстраховывать его положение первое время можно ложкой.

Через некоторое время, если чередовать упражнения со скороговорками, звук «р» начнет прорываться.

Как исправить шепелявость

Если все находятся на своих местах, а прикус правильный, то причиной шепелявой речи опять же выступает слабость языковых мышц . Тем, кто хочет бороться с этим дефектом, желательно как можно больше читать вслух: и для дикции полезно, и приятно.

Упражнения для дикции

1. Растяните рот в широкой улыбке так, чтобы видны были зубы. После чего нужно подуть на кончик языка, до тех пор, пока не извлечется свистящий шум, характерный для звука «с».

2. Не убирайте улыбку: пройдитесь кончиком языка с внутренней стороны по верхнему ряду зубов, от начала в конец, после чего переходите к нижнему ряду. Челюсть при этом должна быть неподвижной.

3. Расположите язык между верхними и нижними зубами и произнесите слог «са». На звуке «а» рот должен раскрываться.

Отметим также, что перед тем как избавляться от шепелявости, стоит удостовериться, что у вас нет проблем с проходимостью воздуха через нос . Дело в том, что при затрудненном дыхании носом, человек привыкает дышать только через рот, от чего мышцы языка обмякают и слабнут.

Как исправить невнятную речь

Следующий распространенный дефект речи выражается в невнятном произношении слов, «проглатывании» целых кусков звуков . Если вместо слова «человек» вы произносите «чек», а «короче говоря» слышится как «кочевря», вам пригодятся следующие советы:

1. Скандируйте периодически стихотворения, отбивая при этом ритм рукой. Для этого отлично подойдут творения Маяковского.

2. Создайте коллекцию из слов, в которых встретите изобилие рядом стоящих согласных и периодически зачитывайте список. Несколько таких мы уже подобрали: контрреволюция, постскриптум, бодрствовать, сверхъестественный, партвзнос и безвозмездность.

Эти упражнения и советы помогут вам улучшить и исправить дикцию , но если проблема слишком уж серьезная, обращайтесь к логопеду – профессионал подберет методику и упражнения исключительно под ваш случай. Помните о том, что с дефектами речи можно и нужно бороться , даже если вы не мечтаете о карьере радио-ведущего. Успехов.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...