Как принять свое тело гендерные проблемы психология. Общая характеристика гендерной психологии как научного направления

Знаний, - довольно молодой раздел науки. Но, с другой стороны, она имеет длительную и внушительную историю, которую нельзя упускать из виду.

Начало изучения гендерной психологии

Собственно, гендерная психология берет начало в 70-х гг. XX века. На ее формирование оказало влияние немало факторов, в том числе и феминистское движение. Тем не менее, до сих пор среди ученых нет единой концепции по поводу этой области науки. Также и история гендерной психологии излагается специалистами совершенно по-разному, что часто приводит скорее к путанице, нежели к прояснению вопроса.

Основная проблема заключается в самом истолковании термина «гендерная». Некоторые под ней понимают сугубо феминистскую психологию. Вторые - просто женскую. А третьи определяют гендерные исследования, как науку о психологических различиях полов.

Другая сторона вопроса состоит в том, что комплекс гендерных исследований одновременно стал проводиться в разных науках людьми разных специальностей. Поэтому при изучении собственно половой психологии и ее истории невозможно пройти мимо ряда философов, социологов, этнографов, а также общественных деятелей.

Появление терминологии

Сам термин «гендер» означает «пол», но не в смысле физиологической данности, а как психологическую особенность, связанную с особой ролью в социальной жизни. Принят к использованию он был в 1975 году.

Этапы истории гендерной психологии

Чаще всего психология гендерных различий разбивается на пять последовательных временных этапов. В общем своем виде они выглядят следующим образом:

1. Исследование проблем, соответствующих области гендерной психологии, философами. Начало этого периода уходит в античность, а конец приходится на XIX век. Как видно, это самый продолжительный этап, имеющий довольно обширную внутреннюю периодизацию.

2. С конца XIX века до начала века XX происходит обозначение предмета и общее формирование основных разделов гендерных исследований.

3. Третий период связывается с Фрейдом, отчего он также носит название фрейдовского. Ведущая роль в нем отводится развитию идей психоанализа в их связи с общей канвой гендерных исследований. Временные пороги этого этапа можно обозначить, как начало - 30-х годов XX века.

5. Пятый, заключительный период, продолжающийся по сей день, выводит гендерные исследования в психологии на новый уровень. Наблюдается активный рост заинтересованных исследователей, увеличивается число экспериментов. Происходит стремительное накопление материала, что обеспечивает благоприятную базу для дальнейшего изучения предмета.

Период философов. Платон

Согласно общепринятому мнению, гендерная психология своим появлением во многом обязана Платону. Так, он впервые заострил внимания на гендерной проблеме отношений полов. Платон в ряде своих произведений развивает учение об их взаимодополняемости и вводит термин андрогина - существа, соединяющего в себе мужские и женские признаки. Он первый высказывает мысль о том, что полы в своих отношениях равноправны. Женщины в платоновской теории идеального общества могут участвовать вместе с мужчинами во всех социальных делах, а также быть воинами, философами. Потомство же они воспитывают наравне с мужьями.

Аристотель

Гендерные проблемы занимали и Аристотеля. Он много внимания уделял роли полов в жизни общества, в браке. Занимаемые им позиции зачастую противоположны взглядам Платона, хотя он и был его учеником в начале своей философской карьеры. Так, Аристотель видел женщину в браке в качестве своего рода рабыни, предназначенную лишь для ведения хозяйства и воспитания детей. Одним словом, он отрицал равенство между мужчиной и женщиной.

Томас Мор

Теперь перенесемся в эпоху Возрождения, когда веками «законсервированная» христианским догматизмом мысль начала пробуждаться к свободной жизни. Так, например, интересна теория Томаса Мора, описанная им в «Золотой книге». Его образ идеального государства предполагает, что мужчины и женщины трудятся в равной степени над всеми делами без разделения труда на «женскую» и «мужскую» области. В числе прочего сюда входят религиозная деятельность, служба в армии и высшие должности в органах власти.

После Мора гендерные отношения под тем или иным углом зрения рассматривали такие мыслители, как Томмазо Кампанелла и Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант и множество других блестящих мыслителей.

Второй этап

Следующий за философской рефлексией период развития, который прошла гендерная психология, характеризуется рождением и расцветом движения за освобождение женщины в обществе. Это в равной мере справедливо для США, Англии и Франции. В какой-то степени данное движение затронуло и Российскую Империю. Сам по себе этот процесс, конечно, мало соотносился с учеными изысканиями, а потому не является частью истории гендерной психологии, как науки. Однако он послужил фоном и катализатором, благодаря которому гендерные исследования привлекли к себе внимание многих ученых.

Феминизм

Феминистское движение, как и сам термин «феминизм», имеет французское происхождение. Синонимично ему определение «эмансипированная», то есть освобожденная женщина. Точкой отсчета для этого движения стала Великая революция во Франции. Тогда Олимпия де Гуж шокировала общественность, выступив со своей Декларацией прав женщин.

Подобные движения существовали и в других странах - Англии, США и не только.

Научные работы

Появляются в это время и научные труды. Например, в конце XIX века издаются две книги П. Е. Астафьева, посвященные психологии полов и психологии женщины.

Примерно в это же время австрийский исследователь Отто Вейнингер опубликовал свой труд «Пол и характер». Во многом эта книга оказалась знаковой, а проблемы, поднятые в ней, как и споры вокруг них, актуальны до сих пор.

Вместе с тем Германия, Франция и ряд других европейских государств развертывают широкое научное изучение женской психологии. Этот период рождает плеяду выдающихся исследователей как среди мужчин, так и женщин: Т. Хиггинсон, Х. Марион, Э. Кей и другие.

Третий (фрейдистский) этап

Как уже было сказано, на третьем этапе своего становления гендерная психология неразрывно была связана с именем Зигмунда Фрейда. Он отличался взглядами, дискуссии вокруг которых не угасают и по сей день. У исследователей женской психики мало кто смог вызвать столько отрицательной критики, как отец психоанализа. Безусловно, он не был именно исследователем конкретно в этой области. Но тем не менее некоторые его мысли, доктрины и труды затронули гендерные особенности в психологии. Отражение они нашли, к примеру, в книге «Психология женщины».

Полемика с Фрейдом

В споры с отцом психоанализа вступали даже многие его ученики. Его тезис о подсознательном комплексе женщины, заключающимся в зависти к мужским гениталиям, сподвиг немало людей к созданию психологических теорий касательно полов и их взаимоотношений. Поэтому, так или иначе, Фрейд оказал огромное позитивное влияние на развитие гендерных исследований. Хотя, повторимся, его собственные убеждения в этой области считаются более чем сомнительными.

Закончилось это тем, что в середине XX века психоанализ был признан, как опасная для женского психологического благополучия доктрина.

Однако и сейчас школа психоанализа представляет собой классическое направление в области исследования психологии представительниц прекрасной половины человечества.

Третий этап в России

В нашей стране после революции тон исследований в области гендерных различий несколько изменился. С приходом советской власти было законодательно закреплено равенство полов. Первоначально женщин пытались оторвать от семьи, чтобы привлечь к производству и труду, однако затем правительством был запущен обратный процесс. Казалось бы, это были лучшие условия для развития объективных взглядов по гендерным вопросам. Но на практике все это привело к отрицанию разницы полов. Советской наукой в принципе не признавались гендерная психология и педагогика.

Хотя ради справедливости стоит сказать, что в СССР были некоторые ученые, не согласные с такой позицией. Они пытались продвинуться в области гендерных исследований. К их числу можно отнести выдающихся ученых П. П. Блонского и Е. П. Аркина. Но к 1930-м годам их работу запретили, соответственно, прекратилась и публикация их трудов, а все исследования в данной области на просторах Советского Союза были заморожены до самого распада страны.

Четвертый период

Данный этап охватывает примерно двадцать лет и олицетворяет собой бурный рост исследований как экспериментального характера, так и теоретического осмысления. В это время наблюдается настоящий расцвет изучения отношений полов, принесший богатые плоды в нашу эпоху.

Перерыв в исследованиях

Заметим, что между третьим и четвертым периодом наблюдается некоторый разрыв. Понять его причину довольно трудно. Но наиболее вероятно, что виной тому стало развитие феминизма. Если ранее, на втором этапе, оно сыграло положительную роль, инициировав бурное изучение гендерной психологии, то в данном случае оно его затормозило. Каким образом? Дело в том, что в западном обществе за исследованиями, касавшимися гендерной проблематики, был установлен жесткий социальный контроль. Развитие феминизма в этот раз получило в свой адрес критику широких слоев общественности, что создало для ученых трудности для объективного изучения. Научный мир Запада, исследующий гендерные отношения, мог бы серьезно пошатнуться, если бы позволил себе вмешаться в этот социальный конфликт.

Итогом периода для Запада стало накопление колоссального теоретического материала, появление множества гипотез по поводу тех или иных аспектов гендерной проблематики.

Что касается России, то первые проблески света, ознаменовавшие возобновление научных исследований в области гендерной психологии, пробились сквозь тучи идеологии в 60-х годах. Сделали это возможным такие люди, как Г. Ананьев. Он в это нелегкое время противостояния стал основателем целой школы психологии, носящей имя Петербургской или Ленинградской школы (по городу, где проживал исследователь).

Также немалое значение для истории гендерной психологии в России имеют имена В. П. Багрунова, Э. С. Чугуновой и других.

Пятый период

Последний на данный момент этап в истории гендерной психологии, длящийся уже четверть века, характеризуется огромным, как никогда прежде, размахом исследований, широтой проводимых экспериментов и развитием движения гендерных исследований. Появляются новые теории, разрабатываются методики изучения проблем отношений полов.

С другой стороны, детализация исследований привела к тому, что внутри гендерной психологии начали выделяться не только отдельные школы, но и новые направления и разделы науки. Некоторые из них в своих теоретических взглядах и практических принципах довольно далеко ушли друг от друга.

Среди бесчисленных имен и трудов этого этапа отметим блестящую книгу Меган Берн - «Гендерная психология».

Что касается российского мира науки, то, к сожалению, годы застоя привели к отсутствию базы, на которой можно было выстроить конкурентоспособную исследовательскую школу. В нашей стране гендерная психология только начинает развиваться, что не лишает нас перспективы занять ведущее положение в будущем. Предпосылкой к этому служит то обстоятельство, что западные исследователи вместе с грандиозным опытом накопили и значительное количество неразрешенных проблем и противоречий. Слабость этих школ заключается в том, что они уделяют основное внимание частностям, тогда как до сих пор очень слабо разработаны теории, которые позволили бы обобщить весь опыт гендерных исследований и создать целостный взгляд на природу этого явления. Эта перспектива раскрывается сегодня перед российскими исследователями.

Среди последних достижений наших соотечественников можно отметить такие важные труды, как «Гендерная психология» (Клецина И.С.) и «Гендерная социализация» (Курамшев А. В.).

Гендер (англ. gender, от лат. genus "род") — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и восприятие этого поведения другими людьми. Этот термин ввёл в использование сексолог Джон Мани в 1955 году, разграничив таким образом пол, как фенотип от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств.

В широком понимании гендер не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с паспортным полом . Обычно различают 2 гендера: мужской и женский. Однако их набор бывает гораздо шире. Например, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.

Изучением закономерностей поведения человека в обществе, определённых его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением занимается гендерная психология, являющаяся разделом дифференциальной психологии.

Это новое развивающееся направление, позволяющее лучше понять:

  1. Психологию мужчины.
  2. Психологию женщины.
  3. Психологию сравнения мужчин и женщин.
  4. Гендерную социализацию.
  5. Психологию гендерных отношений.
  6. Гендерную психологию лидерства.

Уникальным является тот факт, что в данном разделе психологии ищутся не различия между мужчиной и женщиной, а их общность, сходство. Психологи склонны к тому, что единственным отличием является процесс производства потомства, потому что остальные факторы обладают схожими свойствами.

Так, среди мужчин можно часто встретить индивидуумов с ярко выраженными женскими качествами, внешностью и т.п. Среди женщин также встречаются очень высокие, мускулистые представительницы с ярко выраженным мужским характером и привычками.

Данный раздел психологии изучает продуктивные стратегии и тактики поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной .

Психологи установили, что не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счёте, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет — естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет — исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определённые свойства, придавая им символическое значение.

Гендер конструируется:

  1. Посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьёй, средствами массовой информации.
  2. Самими индивидами на уровне их сознания, принятия общественных норм.

Специалисты в области гендерной психологии утверждают, что мужчиной и женщиной не рождаются, ими становятся .

К. Юнг исходил из восточной философии изначального единства мужского и женского начала, выделяя 2 архетипа: "душа" (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и настроения, предчувствия, способность любить, чувство природы и т.д., и "дух" (анимус) — физическая сила, инициатива, рациональность и т.п. И для гармоничного развития личности мужчина должен проявлять также женские качества, а женщина мужские. Для обретения целостности необходимо сочетать дух и душу .

В настоящее время данный раздел психологии только накапливает суммы фактов, чтобы в последствие их можно было обобщить и структурировать в новые модели и схемы. Однако уже сейчас полученные данные способствуют глубокому пониманию личности мужчины и женщины и построению гендерных отношений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность понятия "гендер". Дифференциация понятий пол и гендер. Изучение гендерных различий в психологии. Гендерная идентичность в современных психологических исследованиях. Образ идеального мужчины и мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2013

    Общая характеристика гендерной психологии как научного направления. Изучение основных понятий гендерной психологии, а также рассмотрение истории развития данной социальной науки. Исследование социальной практики дифференциации мира мужчин и женщин.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Сущность понятия "гендер". Личность как социально-психологическая проблема. Исследование гендерных особенностей индивидов юношеского возраста и их влияния на стратегию поведения в конфликтной ситуации. Определение показателя маскулинности и феминности.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Гендерная психология как новое научное направление в психологии и формирующаяся самостоятельная область психологического знания, рассмотрение предпосылок развития. Сущность понятия "нормативное давление". Знакомство с поло-ролевым опросником Сандры Бем.

    презентация , добавлен 09.10.2013

    Сущность научного понятия "гендер", его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии. Структура гендерных стереотипов и социальные условия, влияющие на их формирование, пути смягчения их влияния на личностные проявления.

    дипломная работа , добавлен 13.09.2009

    Половое развитие ребёнка. Сущность понятия "гендер". Процесс гендерной идентификации личности. Концепция В.С. Мухиной о развитии структуры самосознания. Рефлексивный самоотчет "Кто Я?". Методика "Автопортрет" и "Нормы поведения мужчины и женщины".

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Психологический феномен девиантного поведения. Сущность и направления исследования гендера в психологии. Дисперсионный анализ взаимосвязи типа гендерной идентичности и склонности к девиантному поведению, оценка полученных результатов и их интерпретация.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2015

Т. В. Бендас

ГЕНДЕРНАЯ

психология

Издательская программа

300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону Екатеринбург ■ Самара Новосибирск

Киев Харьков Минск



ББК 88 373я7 УДК 159 922.1(075) Б46

Рецензенты :

В . А . Аверин , профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;

Л. Н. Ожигова , кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой - 3. И. Рябикина, профессор, доктор психологических наук).

Бендас Т . В .

Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 5-94723-369-Х

В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки - гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе - не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин.

ББК 88.373я7 УДК 159.922.1(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-369-Х © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006


Предисловие..................................................................................................................... 6

Глава 1. Введение в гендерную психологию............................................................. 9

Краткая история формирования гендерной психологии.................................. 9

Стратификация полов в разных культурах.................................................... 33

Предмет, задачи и методы гендерной психологии......... ................................ 38

Теории и концепции.............................. ................................................................. 42

Выводы......................................................................................................................... 55

Вопросы для самопроверки.................................................................................... 58

Учебные задания........................................................................................................ 58

Глава 2. Индивидные характеристики................................................................... 60

Рост................................................................................................................................ 60

Вес.................................................................................................................................. 65

Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии..................... 66

Питание и отношение к еде..................................................................................... 69

Телосложение............................................................................................................. 71

Некоторые физиологические показатели......................................................... 80

Выводы..................... ".................................................................................................. 82

Вопросы для самопроверки................................................................................. 83

Учебные задания........................................................................................................ 84

Глава 3. Гендерная демография.................................................................................. 85

Здоровье и болезни................................................................................................... 85

Пропорция полов в обществе................................................................................. 89

Продолжительность жизни и смертность........................................................... 97

Выводы....................................................................................................................... 102

Вопросы для самопроверки.............................................................................. 102

Учебные задания................................................................................................... 103

Глава 4. Психомоторика.......................................................................................... 104

Моторика в детском возрасте.............................................................................. 104

Моторика у взрослых: тремор, сила, дпфференцированность мышечного

напряжения, волевое усилие.......................................................................... 107

Скорость, точность и тренировка психомоторики........................................ 114

Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях.................... 17

Лифтинг и причины половых различий в моторике...................................... 122

Выводы....................................................................................................................... 124

Вопросы для самопроверки............................................................................... 125

Учебные задания................................................................................................... 126

Глава 5. Ощущения и восприятие............................................................................. 127

Зрительная модальность....................................................................................... 127

Зрительно-пространственные способности.................................................... 139


Слуховая модальность.......................................................................................... 152

Тактильная модальность...................................................................................... 156

Другие модальности............................................................................................ 159

Социальная перцепция.......................................................................................... 165

Выводы....................................................................................................................... 169

Вопросы для самопроверки.............................................................................. 172

Учебные задания................................................................................................... 173

Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174

Внимание и память................................................................................................. 174

Общий интеллект, речь и математические способности............................. 182

Эмоциональные состояния................................................................................... 192

Выводы................................................................ ..................................................... 197

Вопросы для самопроверки.............................................................................. 198

Учебные задания.................................................................................................... 199

Глава 7. Личностные характеристики.................................................................... 200

Мотивация достижения и аффилиации.......................................................... 213

Мотивация власти и доминантность................................................................. 221

Другие характеристики личности................................................................... 229

Выводы.............................................................. . . .................................................... 238

Вопросы для самопроверки.................................................... ,........................ 240

Учебные задания..................................................................................................... 241

Глава 8. Социальное поведение............................................................................. 243

Стиль поведения................................................................................................... 243

Успешность деятельности.................................................................................... 252

Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола........ 263

Выводы....................................................................................................................... 272

Вопросы для самопроверки................................................................................. 274

Учебные задания..................................................................................................... 274

Глава 9. Гендерные отношения................................................................................ 276

Гендерная сегрегация в детских группах...................................................... 279

Мужчины и женщины в деловом мире.............................................................. 293

Дружеские и сексуальные гендерные отношения....................................... 299

Супружеские отношения....................................................................................... 309

Взаимоотношения родителей и детей в семье.............................................. 318

Девиантные отношения......................................................................................... 325

Выводы....................................................................................................................... 333

Вопросы для самопроверки.............................................................................. 335

Учебные задания................................................................................................... 336

Глоссарий....................................................................................................................... 337

Литература...................................................................................................................... 346

Приложение к главе 1 ................................................................................................ 371

Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371 Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) .... 372


Приложение к главе 2 ....................................................................... ". ...................... 393

Методика Люшера.................................................................................................. 393

Приложение к главе 3 ................................................................................................ 394

Методика самооценки С. Я. Рубинштейн......................................................... 394

Методика Э. Лахельмы и коллег (модификация Т. В. Бендас) .................. 394

Приложение к главе 4................................................................................................ 395

Методика миокинетической диагностики Миры-и-Лопеца...................... 395

Методика изучения точности движения рук в условиях меняющегося

положения тела К. X. Кекчеева и Г. П. Поздновой............................... 396

Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлин-



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...