Как проходил екатерининский тракт. Екатерининский тракт (Старая Калужская дорога): описание, история и интересные факты

Выдержки из книги Стародубцева «Земля Свечинская».

Старые жители деревни Пронино вспоминали как в 1889 году по Сибирскому тракту в кибитке, запряженной не одной тройкой лошадей, проезжал царь Александр третий.

Старожил деревни Бороздино рассказывал сельчанам, что по Екатерининскому тракту прошло в Сибирь немало партий каторжан. Местные старожилы знали безымянную могилу близ деревни Скурихины, где захоронены 12 каторжан.

Перевозка по тракту проводилась в ту далекую пору не только на быстроногих, но и выносливых лошадях. Через каждые 25 верст были остановочные станции (этап). Таким местом, например, была деревня Пронино Круглыжской волости Котельнического уезда Вятской губернии, где имелась изба и двор для этапа. Как правило, во главе каждой такой станции стоял «Станционный смотритель».

До основания станции Свеча и постройки железной дороги центром экономической и общественной жизни продолжала быть северная часть нашего района, по которой проходила царская дорога- тракт из Петербурга в Сибирь. Так называемый Екатерининский тракт, построенный во времена императрицы Екатерины второй, имеет до сих пор старые следы в лице кое — где сохранившихся и давно переживших свой век ветхих берез и других деревьев, которые в обязательном порядке высаживались по его обочинам местным населением в 18 столетии и в последующем времени.

Из воспоминаний Суворова Алексея Ефимовича:

Мое детство прошло в 2-2,5 км от Деревни Бороздино. Этот тракт проходил через село Черновское, деревни Содом, Бачериковщина, Дувалово, Пустой Посад, Старицу, Мосино, Королево, Бороздино и далее… В селе Черновское было построено двухэтажное кирпичное здание для почтовой станции, где проходила смена лошадей (позднее здание было отдано под больницу). Главная улица села была вымощена камнем, который участками сохранился до сих пор.

Люди, живущие на Шабалинской земле, из поколения в поколение бережно хранят и передают «по наследству» воспоминания от свидания с коронованной особой. Российская императрица Екатерина вторая в 1787 году проезжала по территории Черновского округа, где в то время проходил тракт. Стой поры стал он именоваться Екатерининским. Начинался тракт от Вологды, а затем шел на Никольск- Устюг — Ключи — Черновское — Старицу — Котельнич — Пермь и далее в Сибирь.

Более двух столетий назад проезд царицы по вятской земле считался чудом сравнимым по своей значимости разве что со вторым пришествием Христа.

Весь честной народ готовился к этому событию. На церкви (над алтарем) вмонтировали потрет августейшей. по обе стороны дороги высадили молодые березки.

Каждый раз я приезжаю сюда с необъяснимым трепетом в душе. Сама природа здесь завораживает. Места тут заповедные: с голубоватым мхом и сосновым лесом, со струящейся чистой водой Ветлуги, с ее неповторимыми излучинами.

Все в мире тленно. Бессмертна лишь память…

Золоченую карету, запряженную восемью лошадьми сопровождала вооруженная охрана. Ехала обслуга: врачи, фрейлины, повара. Шли многочисленные повозки с багажом — продуктами, кухонной посудой, одеждой. В селе Ключи гостья немного задержалась испить чайку. Крестясь, на почтительном расстоянии ожидал ее народ. При приближении кареты люди падали ниц. Мужчины снимали головные уборы. Звонили торжественно колокола. В местном храме отслужили молебен за здравие императрицы.

Екатерининский прослужил народу 111 лет. Вдоль него высились верстовые столбы, а через каждые 15 — 20 км располагались постоялые дворы (Вохомская, Полысаевская, Старицкая, Черновская станции), где командированные чиновники меняли лошадей.

Да, многое помнит на своем веку Екатерининский тракт. Идут политические заключенные. Бряцанье кандалов и цепей.

В деревне Пустой Посад — недалеко от Старицы — была построена ночлежка, где осужденные спали на соломе. Зной и духота, холод и болезни подстерегали их на каждом шагу. Поэтому не случайно многим арестантам не удавалось дойти до Сибири. У деревни Бороздино Свечинского района было специальное кладбище для умерших каторжников…

Деревня Бороздино расположена в 100 метрах от реки Ветлуга и была в 50-е годы местом сбора молодежи. Молодежь собиралась с деревень Левино, Касьяновщина, Суворовы, Кузино, Королево, Скурихины и т.д. Там красивая Ветлуга, красивые леса, но все деревни в округе ликвидированы. Я прошагал по этому по этому тракту от села Черновское до Берездино и больно было смотреть на брошенные деревни и дома. Только в селе Старица еще доживают старики (из воспоминаний Суворова А.Е.)

Статья из газеты «Свеча», 1999 года.

«Мчались тройки по тракту».

Строительство вятских трактов — Петербургского, Сибирского. Московского, Казанского — началось по Указу Екатерины второй 1782 году.

Эти тракты, протяженностью в сотни километров, всегда поддерживались в проезжем состоянии, и связывали губернии друг с другом и столицей России. Наша вятская губерния была соединена такими дорогами с Вологодской, Костромской, Нижегородской, Пермской, Казанской губерниями, Москвой и Петербургом. По ним перевозили различные товары, доставляли почту.

По северной части нашего района — через Сретенскую — Старицу — Королево — Бороздино — проходил Петербуржский тракт. Он начинался из Петербурга, шел на Вологду и Никольск, далее на Вохму и Черновское, через Пронино и Макарье, на Курино (на Моломе), Орлов и Быстринское в Вятку. Протяженность тракта была 1459 верст. Через каждые 2025 верст на нем находились станции с постоялым двором, где проезжающие путники могли сменить лошадей, отдохнуть и переночевать. На этом тракте известны такие станции, как Вохомская, Черновская, Пронинская, Макарьевская.

По обе стороны трактовой дороги были посажены в несколько рядов березы. Местное население деревень и сел, расположенных на тракте и вблизи него, вело уход за этими насаждениями. Уже в 1784 году по Петербуржскому тракту началось движение ездовых упряжек лошадей. Они перевозили людей в Вятку, Котельнич, Никольск и обратно, купцы и селяне везли товары на ярмарки — Алексеевскую в Котельнич, Михайловскую в Курино, Никольскую в Никольске, Макарьевскую в Нижнем Новгороде и в Вятку на торги. В 1789 году по Петербуржскому тракту начали доставлять почту. Для этого на каждой станции держали специально лошадей.

На территории Вятской губернии перевозка людей, почты и товаров велась на лошадях местной вятской породы. Они славились даже за пределами губернии своей выносливостью и неприхотливостью: могли кормиться соломой и спать прямо на снегу, переносить любой мороз и бежать по дороге трусцой на большие расстояния без особой передышки в пути.

Многое видел и знал за свои 200 лет. По нему проезжали важные столичные и губернские чиновники, местные уездные и волостные управленцы, купцы и жители деревень. По нему шли по этапу в Сибирь политические ссыльные и декабристы. В сентябре 1790 года пересек границу Вятской губернии у деревни Бороздино А.Н. Радищев, автор произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Недовольная этой книгой Екатерина вторая сослала его в ссылку в Сибирь.

В 1855 году по нашему северному тракту добирался до вятки генерал Ланской с женой Натальей Николаевной (Пушкиной). Старожилы деревни Пронино вспоминали, ка в 1889 году по тракту проезжал царь Александр третий. Он даже соизволил открыть окно кареты, чтобы посмотреть на деревню. Местные жители рассказывали и о безымянной могиле в близи тракта, где были захоронены политкаторжане. Однажды в середине 19-го века в наших местах побывал один из представителей богатого петербуржского семейства Куракина. На остановке в Пронино ему сообщили: «Поезжай ка в Круглыжи. Это совсем не далеко. Там тебе скажут, где живет шибко хороша девка».Приехав в село, он узнал адрес девушки, нанял лошадей прибыл в указанную деревню. Увидев девушку, он был поражен ее красотой. Куракину удалось получить согласие родителей, и он вернулся с девушкой в Петербург.

Эта история имела продолжение в наши дни. В 1993 году в районный архив зашел мужчина средних лет и представился: «Я потомок семейства Куракиных из Петербурга. Мой прадедушка женился на красавице- крестьянке из ваших мест. Можете ли вы назвать ту деревню, из которой она была? Мне хочется там побывать.». К сожалению, в то время в нашем архиве этих сведений не оказалось, и Куракин уехал в Петербург ни с чем.

В последствии будучи в Кирове в областном гос архиве, мне удалось выяснить, что Куракин взял в жены крестьянскую девушку из деревни Медведевской, которая позднее стала называться Куракинской. Лишь в 20-м веке деревня была переименована в Медведевы, сейчас там находиться учебная хозяйство ПУ-37.

Старожилы Черновской волости утверждали, что в 1787 году по Петербуржскому трату на Урал проезжала Екатерина вторая. Она останавливалась испить чайку в деревне Ключи и Королево. К сожалению это не подтверждается историческими данными. В тот год императрица совершила поездку в Крым. Из семи больших путешествий ее поездка на Урал и в Вятку не значится.

Некоторые участки Петербуржского тракта до сих пор используются для передвижения: от Черновского до Старицы и Королево. В Шабалинском районе, Костромской и Вологодской областях они даже заасфальтирована.

Однако общеизвестно, что Екатерина Великая повелела привести и другие дороги в надлежащее состояние. Там где дорог не было, повелела построить, там, где были – реконструировать. Так вот один из кусков такой дороги, соединяющий напрямую Александровскую слободу (г. Александров) и Переславль-Залесский, сохранился и по сей день практически в первозданном виде. На протяжении всего пути сохранились большая насыпь с водоотводными канавами по бокам, идущая напрямик через поля и леса Ярославской и Владимирской областей.
Именно по этому маршруту прошел внедорожный рейд, организованный клубом "Внедорог" 20-21 ноября 2010

На старт рейда только по официальным заявкам вышло 26 машин, но многие приехали чуть позже и не зарегестрировались.

Некоторые участники приехали еще с вечера к месту старта и утром приехали...с противоположной стороны.

Даже могучие грузовики приехали на рейд, причем подготовились ехать с комфортом - в кунге баня.

Народ все прибывал и прибывал. В 10:30 состоялся небольшой брифинг перед стартом и на маршрут.

Буквально пара километров, кртуой спуск и вот она - старая дорога встречает первые внедорожники.

Леха Дизилист ходом рубится по колее, машина тяжелая, внатяг не едет.

Galloper же выбирает иную тактику - ползет медленно вразрез колеи.

А вот и наш Джимник несправился с колей. В прошлый раз ровно в этом же месте мы не смогли забратся на высокий скользкий склон. В этот раз пришлось разматывать лебедку.

Яков с неизвестным мне пилотом на Тойоте решили попробовать обойти лужу сбоку, но грунт очень мягкий - сели.

Саня решил еще стравить шины, не едет чета вааще.

Любая глиняная горка для тяжелой машины на Гудриче дается с трудом. Лебедка выручает.

После того как сдулись посилнее...полетели, только какашки летят в разные стороны. Правда клбуное знаямя напоминатья половую тряпку после генеральной уборки.

Тойоте на 35 симексах нет преград нигде. Красивая все таки машина.

Колонна понемного ползет вперед.

Вот примерно так выглядит старинный тракт от поселка Ям до урочища Самарово.

Вышли в поле перед Самарово,на пути небольшой ручеек в заболоченой низине. Только приготовились к длительной фотосессии как все..прошли его без проблем.

Подъехали к разрушеной церкви в урочище Самарово. Длинная вереница машин перезжает небольшой мостик.

После фотосессии около церкви снова вренулись на тракт. Небольшой ручей впадает в старинный пруд. Первым машинам..оказалось сложнее всего, края ручья высокие, залезть сложно. После десятка пррошедщих авто, остальные проходили это место ходом. Но говорят к концу дня снова стало непросто.

Спортягя отчаянно пыталсь пройти ручей без помощи лебедки.

Перед этим кадром зрители напряженно молчали в момент когда Galloper ухнул мордой в канаву, раздалось дружное Yesss! Слишком уж он хорошо ехал до этого.

Леха дизелист проходит ходом.

Тапка в пол!

Колея в лесу кончилась..началась..колея в поле с лужами.

Сашка ходом решил просхрочить гиблое место, но в какой то момент Джимник выброило из колеи на елку.

Для 38" колес препятствий нет.

Грязь повсюду.

А дальше..стемнело. Были еще и глинная дорога по полю, и коварный мостик, и снова колея до лагеря. Кместу ночевки авангард приехал около шести вечера. Но еще несколько часов отделяло последних участников от финиша. А экипаж Simmpsona приехал лишь утром, ребята сломали коробку. ее им привезли из москвы, они в поле ее поменяли и ночью прошли весь тракт. А IFA из за поломки сцепления смогла выбраться лишь к вечеру воскресенья.

Утро нас встретило..снегом. Много много снега. Катко то непревычно..

Еще раз хочется поблагодарить всех участников рейда за самоотверженное преодоление бездорожья! Надеюсь, встретимся еще не раз!

От московской Профсоюзной улицы, минуя МКАД, начинается знаменитый Екатерининский тракт, иначе говоря - Старая Калужская дорога, а чуть в стороне - (А101). На её протяжении - сама история, такие города, как Рославль, Юхнов, Калуга, Медынь, Малоярославец, Обнинск, Балабаново, Троицк, а также множество небольших поселений, не менее славных и ещё более ушедших корнями в давние века.

Начало

Екатерининский тракт существовал с конца четырнадцатого века, но был известен как Старая Калужская дорога, поскольку царствование Екатерины случится гораздо позже. По нему москвичи добирались в Калугу, а калужане в Москву. Опасная дорога была по тем временам, ничем не защищённая. Именно Екатерининский тракт приводил к Москве разнообразных захватчиков с юга и запада, все самые разорительные набеги совершены с этой стороны.

Наконец в 1370-х годах на подходах к столице встал новый оборонительный рубеж, который смог надёжно заслонить это направление, город Калуга. И вот тогда Екатерининский тракт расцвёл, словно река лилиями, небольшими селениями по обоим своим берегам.

Окрестности

Природа здесь живописнейшая! Именно поэтому полюбилась местность эта самым видным людям московским. Начиная с семнадцатого века, князья да бояре выбирали землю под родовое имение там, где проходил Екатерининский тракт. Строились и дворяне, и богатые купцы, а также и учёное сословие. Как теперь говорят, здесь оставили свои следы видные деятели науки, культуры, искусства, не исключая и представителей творческой интеллигенции.

Надо признать, что и в советское время интерес к красотам калужской земли не увял. До сих пор старый Екатерининский тракт является излюбленным местом для весёлых "покатушек" любознательных велосипедистов юного возраста. История этого дивного края притягивает и людей постарше, которые добираются к местным достопримечательностям на джипах.

Малоярославец

За долгие века здешняя земля увидела все войны, которые пришлось пережить стране, и была разорена более других. Тем не менее там, где проходил Екатерининский тракт, осталось много изумительных старинных храмов, монастырей. Например, ворота женского Свято-Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце хранят следы орудийных залпов наполеоновской армии.

Это такой явный знак для неверующих! Осколки ядер и картечи густо прошли по всей поверхности врат, до самого образа Христа, и только лик Его чудесным образом остался невредим. Огромные выбоины видны и сейчас. А Христос всё так же глядит на мир - и нежно, и взыскующе.

Валуево и Красное

Многие памятники истории России сохранил Екатерининский тракт! Московская область и Калужская были невероятно богаты достопримечательностями. Можно судить по оставшемуся, насколько. Например, усадьба Валуево, выстроенная в семнадцатом веке. Архитектура потрясающей красоты, недаром здесь в разное время обитали князья и царедворцы, графы и гофмаршалы: Мещерские, Толстые, Шепелевы и Мусины-Пушкины.

Не менее красива усадьба Красное, основанная в начале восемнадцатого века. Это село ещё без усадьбы было подарено царевичу Александру, затем здесь поселились Салтыковы, а в 1812 году именно тут кардинально изменил ситуацию войны Михаил Кутузов. Это всего в двадцати пяти километрах от Москвы.

Едем дальше

Неподалёку, также в двадцати пяти километрах, место поселения Александрово, где была вотчина знаменитых Морозовых (вспомните глаза боярыни с картины Сурикова), оно упоминается в памятниках с 1607 года. Здесь уже во второй половине восемнадцатого века выросла другая усадьба - Щапово, которую основали братья Грушевские.

А чуть позже здесь появилось декабристское гнездо - усадьбой владел Муравьёв-Апостол, три сына которого вышли на Сенатскую площадь. Потом тут проживал знаменитый герой Отечественной войны Арсеньев, а с 1890 года - фабрикант Щапов. Через два километра снова понадобится остановка. Екатерининский тракт - маршрут с сюрпризами.

Ещё знаменитые усадьбы

Усадьба Поливаново тоже славится архитектурой семнадцатого века, которую позднее значительно улучшил граф Разумовский. В тридцати семи километрах от Москвы - Дубровицы. Это не только архитектурный шедевр, но и ландшафтный. Ансамбль потрясающей красоты. Эта местность известна в документах с 1182 года, когда ею правил князь Глеб Туровский. А усадьба упоминается впервые в 1627-м. Основателем назван боярин Иван Морозов. В разное время здесь проживали князья Голицыны и Потёмкины-Таврические.

Рядом, в двух километрах, Михайловское - усадьба, основанная генералом Кречетниковым в 1776 году. Село называлось Крашенинниково. Далее этим местом владел граф Шереметьев, который много сделал для восстановления обветшавших строений. И, наконец, в тридцати восьми километрах от Москвы знаменитая сожжённая в 1812-м, чтобы не доставалась французам. Ранее, в 1775-м, сама Екатерина Великая посетила это место, почему и Старая Калужская дорога стала называться иначе. Такова история Екатерининского тракта.

Сегодня

Земля Старой Калужской дороги наверняка помнит всё, что случалось на этом пути, и время от времени даже нашим современникам даёт понять, что далеко не все её загадки разгаданы и не все тайны раскрыты. Не один рассказ очевидцев существует на просторах интернета о том, что дорога эта словно светится изнутри безлунными ночами. Как будто намекает на то количество не отпетых, а то и непогребённых неприкаянных душ, которые так и остались на её обочинах. Кстати, и обнаружить эту старую дорогу сегодня не так просто. Просёлков бесчисленное множество, основное Калужское шоссе проходит в стороне, а ею и не пользуется никто уже множество лет.

Берёзы

Найти её можно по особым приметам. Конец восемнадцатого века был началом огромного строительства, в том числе и дорожного. Екатерина Великая издала специальный указ, благодаря которому все большие дороги сопровождались берёзовыми аллеями с обеих сторон. Прекрасный указ! Не страшны ни зной, ни путникам.

Берёзы для Екатерининского тракта выбирались особые - с тёмной корой, огромными дуплами и изогнутыми мощными ветвями, из ста двадцати видов именно такой выбран. По большей части первые деревья уже давно умерли, но осталась просека, которая не заросла, и возможно, не зарастёт никогда. Дорогу за долгие века настолько утоптали, что не растёт на ней ничего. И канавки по обочинам вдоль дороги текут, чётко сохраняя расстояние.

Калужское шоссе и окрестности старой дороги

Эта трасса проходит несколько в стороне от Екатерининского тракта, оставившего после себя только направление, которое угадывается по ровным рядам выросших деревьев и вспоминается вместе с песней, недопетой тем самым начальником "Геркулеса" из "Золотого телёнка". А Калужское шоссе - прекрасная четырёхполосная трасса, хорошо освещённая и лелеемая дорожными ремонтниками. Пейзажи вокруг чисто подмосковные: непроходимые леса - то хвойные, то смешанные - перемежаются со светлыми берёзовыми рощами.

Затем вдруг возникают живописнейшие равнины и холмы, провожающие путешественника в долины рек, которых довольно много. Нет только водохранилищ. А реки чудесны, каждая по-своему: Нара, Кременка, Поляница, Десна... Кроме них много прудов и озёр с рыбой и крупных, и помельче. Железной дороги нет поблизости, а потому довольно много мест, цивилизацией затронутых лишь слегка. Крупная промышленность в этом районе тоже отсутствует, экологически чисто, да и социальная среда исторически сложилась однородно. А вот, как отмечают побывавшие там, инфраструктура развита хорошо повсеместно.

Совпадения и расхождения

Екатерининский тракт совпадает с новым шоссе до Большого кольца железной дороги, недалеко от населённого пункта Львово. Самое интересное здесь то, что Калужское шоссе вовсе не в Калугу ведёт, а в Белоруссию.

Получилось так потому, что в Крестах оно пересеклось с дорогой из Подольска на запад - прежней Варшавской дорогой. Когда построилось железнодорожное кольцо, роль Киевского шоссе значительно усилилась, а потому участок старой дороги от Крестов до самой Калуги постепенно перестал существовать.

Две войны

Любители истории интересуются Старой Калужской дорогой главным образом потому, что именно здесь проходили важнейшие баталии сначала в Отечественную войну 1812 года, а затем и в Великую Отечественную. Наполеон решил отступать из сожжённой Москвы именно по Екатерининскому тракту, поскольку здешняя местность ещё не была разграблена. На их пути лежали города и веси, не тронутые войной. Но Кутузов дал сначала сражение около села Тарутино, а потом у Малоярославца, что поставило на большой православный крест.

А в 1941-м Старая Калужская дорога стонала под танками частей вермахта, когда большинство населённых пунктов вдоль тракта были сожжены дотла и покинуты жителями. Самые жаркие бои произошли тогда на переправе около Кузовлево через реку Черничку. Теперь там мемориальный комплекс с братской могилой, где похоронены защитники Москвы, разрушившие очередной план по захвату России, на сей раз гитлеровский - "Барбаросса".

Не надо ездить далеко, что бы увидеть интересные места. Прямо у нас подо носом полно прекрасных исторических и краеведческих памятников. Начнём с так называемого Екатерининского тракта, который ещё называют Сибирским. Поиски в Интернете вразумительной информации практически ничего не дали, лишь крохи обрывочной информации. Даже о том, что около г. Елабуги сохранился довольно большой участок тракта, я нашёл чисто случайно на сайте Национального Парка "Нижняя Кама".

Вчера, накрутив за 3 часа 64 километра, я всё же проехал полностью по сохранившемуся участку тракту, поискал немых свидетелей прошлого, попил воды на роднике св. Пантелеймона и покормил комаров.

Для начала я выложу карту (400 кб), с нанесённым на неё треком моего пути, что было понятно где проходит тракт. От г. Набережные Челны всего 15 километров по Казанской трассе.
Дорога берёт начало от окраины Елабуги и прямой линией, пересекая Малый Бор, уходит в сторону с. Поспелово, обрываясь в никуда на границе с трассой Челны - Казань. Протяжённость сохранившегося тракта - 7 километров. Дорога выложена брусками известняка, которые плотно пригнаны друг к другу. Очень чётко видна граница дороги, она поражает своей прямотой и сохранностью. Сама дорога находится на возвышении, очень хорошо сохранился ров по краям, но вот старых деревьев я не нашёл.


Снимок дороги со спутника.

Вообще, давайте вернёмся к истории Екатерининского тракта, вот что пишет Wikipedia:

Сиби́рский тракт (иначе: Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт) - сухопутный транспортный путь между европейской частью России, Сибирью и Китаем.
12 (22) ноября 1689 вышел царский указ об учреждении пути, соединяющего Центральную Россию с Сибирью, однако обустройство тракта началось только в 1730 и было закончено в середине XIX века, до этого из-за отсутствия дорог в основном использовались речные пути.
Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган - крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай.

Сама Екатерина II никогда она здесь не была, но именно при ней Сибирский тракт начал принимать современные очертания, приобрел регулярную дорожную функцию.

Нарисовав на карте линию, соединяющую указанные в энциклопедии города, видно, что Елабуга остаётся в стороне. Пока мне не понятно, что за дорога проходит в Малом Бору - ответвление ли в сторону Оренбурга или же вообще это другая, более поздняя трасса, которая соединяла прикамские города. Для того, что бы сравнить и увидеть своими глазами, в выходные я планирую проехать по Сибирскому тракту на участке д. Карадуван - г. Малмыж и посетить музей тракта. Кроме этого хотелось бы попасть в архивы Елабуги и покопаться там.

Чтобы рассказать про этот тракт следует сделать историческую ссылку, и начать со старого Сибирского тракта! Так, для связи с Пермью Великой проложили « государеву дорогу» Москва - Великий Устюг - Кай - Соликамск - Чердынь. В 1587 году отряды под командованием атамана Ермака Тимофеевича вышли на реку Иртыш и основали город Тобольск.

С покорением Казанского ханства стали пользоваться более коротким путем. Эти дороги начинались от Москвы, шли через Нижний Новгород на Казань - Кунгур - Тюмень. Часть пути проходила по восточной части Вятской губернии - нынешней Удмуртии.

Но в Москве же начиналась вторая дорога в Сибирь через Н. Новгород - Яранск - Котельнич- Вятку - Слободской. Дальше путь шел по правому берегу Чепцы в сторону Чепецкого и Усть - Святицкого монастырей, расположенных на территории нынешнего Фаленского района.

Таким образом, рассматриваемый Вятский тракт, связывал Н.Новгород и Вятку, проходя через Марийский край! Опорным пунктом в ней был город Козьмодемьянск , где Тракт пересекал Волгу.


Город Козьмодемьянск был большой перекладной почтовой станцией. Почтовые дороги из него выходили на Московско-Казанский тракт и к Чебоксарам через Большой Сундырь (Сундырь-Торжок). К Чебоксарам вел еще один путь по левобережному трак-ту через Коротни, Арды и Кильдярово (Юксары).
От Козьмодемьянска через Волгу по левому берегу расходились еще три торгово-почтовых тракта. Один из них шел на Царевококшайск, второй — на Царевосанчурск (Екатирининский), который раньше назывался Вятским почтовым трактом. По Коротням, Малой Рутке (Опаево) и Еникееву пролегла дорога на Ветлугу.
Шесть почтово-товарных направлений, официально предусмотренных и контролируемых властями, предполагали и многочисленную обслугу. К началу XVIII века (1709 г.) в Ямской слободе Козьмодемьянска насчитывалось 260 дворов, в них проживало свыше 600 человек только мужского пола. За гоньбу им выдавалось денежное и хлебное жалованье, кроме того, они наделялись пахотной и сенокосной землей.

Ямщики возили на своих пролетных упряжках высокопоставленных чиновников и опальных ссыльных, ярых крепостников, купцов и российских вольнодумцев. В пути через Виловатово и Емангаши они встречали и обгоняли ссыльных, следующих в Сибирь. Мы не знаем, кто из Козьмодемьянских ямщиков провозил по здешним дорогам А. И. Герцена, А. С. Пушкина, Тараса Шевченко и многих других представителей передовой мысли того времени. Но все же эти события не остались бесследными.


Ехал через Козьмодемьянск из ссылки А. И. Герцен. Его путь пролегал по Царевосанчурскому тракту (Вятскому) через Яранск, Килемары и прочие ямские станции. В Козьмодемьянске он ночевал с 30 на 31 декабря 1837 года. В книге «Былое и думы» он так описывает свое пребывание в городе:

«...Когда я вышел садиться в повозку в Козьмодемьянске, сани были заложены по-русски: тройка в ряд, одна в корню, две на пристяжке, коренная в дуге весело звонила колокольчиком.
...Так сердце и стукнуло от радости, когда я увидел нашу упряжь.
- Ну-тка, ну-тка, покажи нам свою прыть! - сказал я молодому парню, лихо сидевшему на облучке в нагольном тулупе и несгибаемых рукавицах, которые едва ему дозволяли настолько сблизить пальцы, чтоб взять пятиалтынный из моих рук.
- Уважим-с, уважим-с. Эй, вы, голубчики! Ну, барин, - сказал он, обращаясь вдруг ко мне, - ты только держись: туда гора, так я коней-то пущу.
Это был крутой съезд к Волге, по которой шел зимний тракт.
Действительно, коней он пустил. Сани не ехали, а как-то целиком прыгали справа налево и слева направо, лошади мчали под гору, ямщик был смертельно доволен да, грешный человек, и я сам - русская натура.
Так въезжал я на почтовых в 1838 год, - в лучший, в самый светлый год моей жизни...»
В фондах музея Козьмодемьянска сохранились списки населенных мест Казанской губернии. В них дана характеристика состояния, почтово-пассажирских трактов по сведениям 1859 года. О Вятском тракте, по которому ехал Герцен, говорится, в частности, так: «Дорогу из г. Козьмодемьянска на города Царевосанчурск и Вятку несколько лет тому назад считали даже почтовою; ныне почтовая гоньба здесь прекращена по крайней затруднительности езды и по незначительности разгона».

(переправа через Волгу на Коротни - вдали Козьмодемьянск )

После переправы через Волгу Тракт выходил в село Коротни.

В старинных документах это селение было известно как "деревня Коротни", "приселок Ахмылов", "село Предтеченское Коротни тож". Происхождение названия "Коротни" связано с названием "речка Коротенка"; второе название "Ахмылово" - с одноименным названием озера; церковное название "Предтеченское" - с именем святого Иоанна Предтечи, в честь которого и был возведен церковный храм. Марийское название "Коротняк" представляет измененный вариант русского.

Это селение было основано при большом Вятском тракте ("Сибирском") пришлыми русскими крестьянами и бобылями на вотчинной земле Спасо-Юнгинского монастыря, закрепившего за собой в 1648 г. в Левобережье Волги "земли вокруг Ахмылова озера, лес и сенные покосы" и по р. Рутка, исконно принадлежавшие ясачным марийцам Токсубаевой сотни и Тохпаевой пятидесятни.

Вятский (Екатерининский) тракт

Далее Тракт уходил на почтовую станцию БУРЛАЦКОЕ, что располагалась при лесной дороге в 20 км от с. Коротни и в нескольких км от поселка Три Рутки. Селение возникло как ямская почтовая станция на Вятской (Сибирской) дороге между с. Коротни и г. Царевосанчурском.

Далее, уходя в марийскую тайгу, тракт проходил Казенный дом АРБУЧИНСКИЙ. Находился он в 12 км к югу от села Кумья, центра сельсовета, на Вятском тракте при речке Арбуч на расстоянии 30 верст от города Козьмодемьянска.

(храм Покрова Богородицы в селе Кумья)

Потом Тракт проходил через Музывален и пересекал реку Рутку у села Кумья.

Среди жителей существует предание, что царица Екатерина II проезжала по Вятско-Яранскому тракту, на котором находилось и село Кумья, и якобы даже меняла лошадей на этой станции - по этой причине в народе этот тракт и называют Екатерининским.

По другим данным - указом Екатерины была открыта эта боковая ветвь, которая связывала Старый и Новый Сибирский тракты, поэтому её имя запечатлелось в названии дороги.

(село Большие Памьялы - Вятский тракт)

В селе Кумья имелась церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская). Была построена в 1866 году на средства прихожан и частично на средства казны. Здание деревянное с одной колокольней, имелся трехъярусный иконостас с резьбой и позолоченными резными царскими вратами. К церкви были приписаны 2 часовни: в деревне Тойдаково во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в деревне Тогашево во имя Воздвижения животворящего креста Господня.

Самым крупным селом между Козьмодемьянском и Царевосанчурском были Килемары. Там были несколько постоялых дворов, сторожка для ссыльных, большая кузница.

Основан в 18 веке переселенцами из Санчурского района Яранского уезда Вятской губернии. Входил в Пибаевскую волость Вятской губернии. Первоначально был известен как деревня Русские Килемары. Расположено село на реке Большой Кундыш.

Есть Килемарское озеро .

В названии прослеживается связь с наименованием деревни Мари-Килемары, расположенной в 3 км к северу и возникшей значительно ранее Русских Килемар.

Возникновение деревни Русские Килемары тесно связано с обустройством тракта Козьмодемьянск — Санчурск. По нему ездили почтовые тройки: из Вятской губернии на ярмарку в Нижний Новгород двигались обозы с хлебом, льноволокном, а обратно везли промышленные товары и продукты из Козьмодемьянска. Основным видом транспорта был гужевой, лошадей приходилось кормить через 20 верст пути, на таком примерно расстоянии открывались и обустраивались постоялые дворы. Так образовалась и деревня Русские Килемары. Постоялый двор находился на месте нынешней улицы Юбилейной. Позднее, с возникновением деревни, ее жители стали заниматься не только извозом, но и сплавом, земледелием.

Деревня Килемары находилась в окружении лесов, землю для пашни приходилось раскорчевывать вручную. Посевные площади были небольшими, урожая хватало в лучшем случае до середины зимы, приходилось зарабатывать на лесозаготовках, сплаве леса по рекам Большой Кундыш и Рутка.


После Килемар Тракт уходил к деревне Большое Кибеево, а потом покидал Марийский край и дальше держал путь по Вятской земле, связывая Санчурск (на Большой Кокшаге ), Яранск, Котельнич и Вятку (нынешний Киров).

Ниже легенда про Екатериненский тракт:

КАК БЕДНЫЙ С БОГАТЫМ ПОМЕНЯЛИСЬ

В Старых Краях вы, верно, видели Екатеринский тракт — ехать довелось по этой дороге самой Екатерине Второй. Вперед себя она послала наместника-марийца. А на строительство дороги было согнано много крепостных. Деревья рубили, болота мостили. Сошлись тут бедный и богатый и возник у них спор - богатый-то ругался, что, отвлекают крестьян с работы деревья рубить да мостить, богатства-то ему меньше будет, а бедный на защиту Екатерины встал — как же, государыня мол! Нужно уж хорошенько подготовить и встретить. А наместник-то мариец их разговор понял. И поменялись жизнями богач и бедняк. Лишился богатый и крова, и своего богатства, а бедного-то государыня по-царски одарила, в хоромах стал жить.

Николай Чуксин,

Елена Чеснокова (храм Кумья).



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...