Как пройти границу монголии без проверки. Самая безумная граница на свете, или гонки на сотнях старых УАЗиках через пустыню Гоби (Монголия)

Цель маршрута - пересечь Монголию с запада на восток, познакомившись с этой замечательной страной так, чтобы из Алтая попасть на озеро Байкал. Времени на всё было всего неделя, поэтому было решено ехать по самому простому пути – Южному.

  • 6 дней
  • протяженность ~2000 км
  • фотоотчёт и рассказ о маршруте -

Целью маршрута было пересечь Монголию с запада на восток, познакомившись с этой замечательной страной так, чтобы из Алтая попасть на озеро Байкал. Времени на всё было всего неделя, поэтому было решено ехать по самому простому пути – Южному.

Граница Россия - Монголия

Данный маршрут предполагает въезд в Монголию через границу в селе Ташанта республики Алтай, а выезд из деревни Кяхта республики Бурятии. Можно проезжать в обратном порядке, также есть ряд других пограничных пунктов между двумя странами.

Режим работы каждого пункта отличается и может меняться, поэтому для планирования поездки лучше уточнить время и дни работы пунктов. Для этого можно поискать последние новости на сайте росграницы, введя в поиске "Ташанта" или другой пропускной пункт. Пункт в Кяхте работает без перерывов и выходных, но и там возможны изменения, на всякий случай также стоит поискать на сайте rosgranitsa.ru. Пункт в Ташанте часто закрывают на несколько дней в связи с праздниками на Монгольской стороне, будьте внимательны при планировании поездки.

Документы необходимые для перехода границы: для граждан России достаточно одного заграничного паспорта, других документов и виз на срок до 30 дней не потребуется. Гражданам иных стран, в том числе СНГ нужна виза. Через границу пропускают только на транспорте. Водителю необходимо иметь при себе свидетельство о регистрации транспортного средства и водительские права, причём права подойдут простые российские, в Монголии на момент написания статьи (2016г.) международные водительские права не требовались. Российская страховка транспортного средства в Монголии не понадобится, там вам придётся оплатить их собственную (1 500 руб. в 2016г.), плюс транспортный налог (500 руб.), - и то и другое вам будут упорно продавать сразу после пересечения границы. На пограничном пункте в Монголии с вас возьмут ещё около 50 руб. за санитарную обработку, которую, кстати, могут и не делать вовсе, просто выписав квитанцию.

Наши впечатления от прохождения границы

Так как очередь у границы в Ташанте занимали в воскресенье вечером, границу прошли быстро. На обе стороны в целом ушло около 4 часов. На нашей стороне работают чётко, всё интуитивно понятно, если запутались, вам всегда подскажут, куда подойти и что сделать. Вещи сильно не проверяли, мы взяли несколько сумок и пропустили их через рентген, все остальные вещи (вся машина под завязку, включая багажник на крыше) сильно воротить не стали, просто осмотрели машину, попросив открыть всё, что открывается. Главное нормально отвечать на вопросы и делать то, что скажут, тогда никаких проблем, кроме ожидания в очередях, не возникнет. На монгольской стороне сложнее разобраться, что к чему, и спросить труднее, - с русским языком у них не всё так хорошо, иногда лучше говорить на английском. Но и там, если проявить внимательность, всё проходит довольно-таки быстро, не стесняйтесь спрашивать, куда идти и что делать. Граница в Кяхте гораздо более продуманная с монгольской стороны, а круглосуточный режим работы даёт возможность пройти границу в ночь, когда народу практически нет. На нашей стороне нас, как граждан России, пропустили без очереди.

Дороги Монголии

Южный путь - одна из трёх основных магистралей, проходящих с запада на восток, и именно южный путь считается самым асфальтированным. Из 2000 км около 1100 км асфальт, по состоянию на 2016 г. Дороги строятся большими участками. Но тем не менее, это Монголия, и зачастую основной путь - это десяток накатанных по степи дорог, особенно если свернуть с основной магистрали. Просёлки в разном состоянии: некоторые относительно хорошие, можно ехать быстро, но большая часть с так называемой гребёнкой, - ехать по ней не очень приятно, однако есть выбор, и зачастую можно найти хорошую колею, главное не сбиться с верного направления, так как некоторые ответвления ведут к дальним юртам или же совсем в другие долины.

По указателям ориентироваться очень трудно, лучше пользоваться навигатором и картами. Броды на Южном пути есть, в июле не представляли абсолютно никакой сложности, даже легковым автомобилям, но видно, что реки прилично разливаются во время паводков. Новый асфальт в западной части очень хороший, а вот тот, что ближе к Улан-Батору довольно-таки коварный: то и дело посреди дороги встречаются ямы приличных размеров, следует быть всегда на чеку. Большинство асфальтовых дорог платные, на выезде из городов стоят пропускные пункты, обычно берут по 1000 тугриков.

На основной магистрали движение относительно живое, можно надеяться на помощь в случае необходимости. Монголы, живущие далеко от Улан-Батора, чаще всего ездят на подготовленных "Крузаках" и, надо сказать, ездят лихо, возя с собой по 4 запасных колеса. Но если съехать немного дальше от основной дороги, можно подолгу не встречать вообще ни одного автомобиля.




Участки асфальта на Южном пути, Монголия на 2016 год

Навигация

На протяжении всего пути мы пользовались мобильным приложением maps.me . Заранее были закачены все необходимые карты, поэтому телефон работал в авиарежиме, без заскоков на роуминг. Приложение удобное, быстрое, корректно вело даже по адресам Улан-Батора – в общем, нареканий нет, остались довольны. Планировали приобрести бумажную карту, но нашли её только в Улан-Баторе, когда необходимости уже не было. Весь путь прошли только с одним приложением на смартфоне.

Питание

  • Вода . На Южном пути советуем запасаться водой при каждой возможности. Озера встречаться будут, но многие из них соленые и подъезд к ним не всегда прост, а реки в основном грязные. Пару раз мы пробовали набирать воду в редких колодцах, где берут воду местные кочевники, но использовали ее только для приготовления еды на газу и в технических целях, - все же к этой воде лучше привыкнуть (присутствует мелкая взвесь и непривычный запах). Для питья в дороге использовали только покупную бутилированную воду, которая, кстати, дорожает по мере продвижения в более засушливые районы.
  • Еда . Магазины в городах Монголии, конечно, есть и вполне приличные, встречаются даже супермаркеты. Но мы, как истинные фанаты автономии, еще в России закупили еды по принципу туристической раскладки на 2 недели + запас "ништяков". Так нам не приходилось тратить время в душных городах на поиски провианта, и мы могли остановиться поесть в любом месте, как только захотим. Единственное, чего нам очень не хватало – так этого свежих овощей и фруктов, - в магазинах они бывают очень редко, либо стоят очень дорого. В следующий раз мы смело возьмем с собой несколько кило помидоров и огурцов, - погранцы к такому не придираются. Что касается местной кухни - она есть, по дороге встречаются кафе и юрты с вывесками на монгольском языке, но ожидать хорошего сервиса где-то кроме Улан-батора не стоит.
  • Газ . Опять же, в Южном направлении деревьев нет, поэтому нет дров, а значит рассчитывать на вечер с костром не приходится вообще. Полагаемся только на газовые или бензиновые горелки и берем топливо с запасом, опять-таки на границе с ним проблем не было.

Ночёвки

Палатка или машина - самый популярный и зачастую единственный вариант для ночёвок в Монголии. Есть кончно гостевые юрты, куда можно напроситься, а в городках есть что-то вроде отелей, но удобства там сомнительные (за исключением Улан-Батора), поэтому гораздо приятнее и интереснее ночевать в бескрайних Монгольских степях. Главное запастись водой, едой и топливом для готовки, так вы можете в любой момент съехать с накатанной дороги и разбить лагерь. Мы очень полюбили заезжать на какую-нибудь гору, чтобы вид был поинтереснее.

Деньги

Деньги в Монголии - это Тугрики. Валюту, как мы читали, можно поменять в каждом городе. Но, оказывается, далеко не каждый банк занимается обменом. И, честно говоря, для нас эта задача превратилась в настоящий квест: в городе Улгий двери заветного банка закрыли прямо перед нашим носом, а в Ховде мы потратили боле 2х часов на хождения из банка в банк. В общем, вероятно, хоть какую-то часть наличности стоило бы обменять на границе у назойливых менял, чтобы были деньги хотя бы на бензин, так как рубли не принимают.

Язык

Монголы не говорят по-русски. Иногда нам везло на школьный английский. Объясняться часто приходилось на языке жестов.

Топливо

Заправок на Южном пути достаточно, мы заправлялись в среднем через полбака. Стоимость бензина в 2 раза дороже, чем России. С собой была запасная канистра, но ни разу не использовалась. На заправках в основном 92 и дизель, с 95, а тем более 98 проблема, он есть только в Улан-баторе. Мы заправлялись на заправках "Петровис", выбрали ее так как выглядела цивильно, бензин был нормальный, и было решено заправляться только на станциях этой марки. Вероятно другие заправки тоже нормальные, поскольку на них заправлялись также местные, к слову, недешёвые автомобили. Порядок заправки немного другой: к нам выходил работник, сам заливал бензин, и с этим же человеком мы рассчитывались наличными.

Подготовка автомобиля к Монголии

Прокол колеса – обычное дело на Монгольских дорогах, поэтому запаска обязательна, а надёжнее две. Обладателям шоссейной резины с узким профилем нужно быть готовым к приключениям. В населенных пунктах можно починить прокол, местные шиномонтажки скрываются под вывеской «дугуй засвар.

Перед поездкой внимательно осмотрите подвеску вашего автомобиля, а лучше пройдите хорошее ТО в каком-нибудь проверенном автосервисе.

Ещё одна особенность которую следует учесть - пыль . Путешествуя по дорогам Монголии будьте готовы к тому, что пыль будет везде. Поэтому не лишним будет предусмотреть возможность закрытия салонных воздухозаборников и других возможных щелей в машине.

В целом в путешествии по Монголии на автомобиле нет ничего сверхъестесвенного, если вы хотя бы на базовом уровне знаете свой автомобиль и его слабые места. Например, у моей Suzuki слабое звено - это приводной ремень двигателя, как раз он и засвистел к концу поездки, но, зная о проблеме, у меня был с собой запасной ремень. К слову, это была единственная дополнительная деталь, взятая с собой в путешествие, но в следующий раз я положу с собой ещё пару частей для большей уверенности, чего и вам рекомендую.

Шноркель, лебёдка, силовые бампера и все прочие внедорожные атрибуты совершенно не обязательны на данном конкретном маршруте. Всё это может пригодиться, если вы собираетесь уехать, например, в глубь северной Монголии подальше от основных автомагистралей. По южному же пути, при желании, можно проехать на любом автомобиле.



Вкратце объясню девочкам и тем, кто ещё не в курсе: «Тойота Приус» - это гибридный японский автомобиль, в котором бензиновый двигатель дополнен электрическим. Процесс их совместной работы управляется бортовым компьютером, и основной (бензиновый) двигатель работает только тогда, когда в этом есть необходимость. И выключается, как только нужда в его усилиях отпадает - при движении на малой скорости (например, в пробках), во время остановки на светофоре, при торможении, при движении с отпущенной педалью газа или на уклоне и в других ситуациях, когда электродвигатель в силах справиться самостоятельно.

Благодаря этому гибридные автомобили экологичнее обычных машин с ДВС, но монголы, конечно же, покупают их не поэтому. А потому, что «гибриды» позволяют экономить на бензине, который, как я уже писала, в Монголии дорог. Расход у «Приусов» - от 4 до 6 литров на 100 километров, в зависимости от версии, сезона и манеры вождения. Езда в эко-режиме по длинным степным трассам позволяет местным жителям значительно экономить на топливе.

Есть у гибридных автомобилей один маленький недостаток (но он же и достоинство) - пусковой аккумулятор. Он используется для включения автомобиля - да-да, именно включения - и поддержания его функций, когда тот выключен (питание часов и сигнализации, например), поэтому постепенно разряжается. Так что «гибрид» не любит долго стоять без дела, его нужно «выгуливать» хотя бы раз в несколько дней, чтобы пусковой аккумулятор подзарядился. Особенно не любят бездельничать эти машины в холодное время года. Зато в режиме постоянной эксплуатации аккумулятор чувствует себя бодро, и машину не требуется ставить на регулярный прогрев в морозы, как обычные авто. Даже в -30° и ниже она включится без проблем - ей ведь не нужно крутить замёрзший стартер. Но возможности пускового аккумулятора сильно ограничены, и, например, «подкуривать» от «гибрида» обычный автомобиль нельзя, только собрата с такой же миленькой маленькой батареечкой. Так что если вдруг вам понадобится помощь такого рода, не надейтесь на «Приусы», ищите машину попроще м покрупнее.

Правительство Монголии покупку «гибридов» всячески приветствует. В принципе, в этой стране и так очень человечные пошлины на ввозимые автомобили - у них же нет своего «как бы автопрома, который изо всех сил нужно тянуть за уши, а значит, нет и необходимости в заградительных пошлинах на импорт. На гибридные же автомобили пошлина ещё ниже, чем на обычные. Более того, с июня 2016 года в Монголии отменена таможенная ставка при импорте новых автомобилей из Японии и налоги на японские же автомобили с пробегом менее 3 лет. Прекрасный пример грамотного регулирования импорта, когда поощряется ввоз более качественных товаров. Так что в ближайшее время эта страна заткнёт нас за пояс по количеству классных автомобилей на душу населения. По автомобильной экологичности-то, я думаю, уже заткнула. Эх, везёт же!

Сегодня мне в фейсбук написал человек, который расспрашивал про переход границы - Россия/Монголия. Именно со стороны Алтая.

Что ж, этот переход, а также последующие волнения, должны быть описаны, чтобы люди смогли избежать некоторых ошибок.

Кратко:

Ташанта - сухопутная автомобильная граница между Россией и Монголией. Перейти границу можно только на автомобиле.

Работает до 18:00 вечера, не работает по выходным дням, праздникам.

Расстояние пограничной зоны между двумя странами - 20 км.

Владельцы украинского паспорта могут въезжать без визы, но нам необходимо иметь приглашение.

Попытка №1

До погран перехода в Ташанте мы достопили весьма удачно, возможно не так быстро, как хотелось, но это и понятно: дороги были пустынны.

За полчаса проезжала лишь одна машина и если до крупного (относительно, конечно) административного центра Кош-Агач машин было больше, то после Кош-Агача трафик резко уменьшился.

Ехать было приятно, потому что это знаменитый Чуйский тракт: одна из самых красивых дорог мира.

Попробуйте разглядеть на фото верблюда 🙂

До границы из Кош-Агача 40 км. Сам Кош-Агач - это деревня, как по виду, так и по немногочисленным жителям.

Периодично к нам подъезжали таксисты и предлагали проезд за 300-500 рублей (5-8$). Мы отказывались и продолжали пробовать стопить.

Перед нами стояла женщина из Москвы (лет 50ти), которая решила прокатиться стопом по Алтаю и увидеть саму границу. Стопила одна одна.

Примерно через полчаса она уехала и еще минут через 10 нас подобрали пенсионеры, которые ехали в посёлок - Жана-Аул.

Это 20 км от границы.

До самой границы нас подвёз отец 8-ми детей, который еще и воевал в Афганистане. Машина его была старая, как впрочем, и все предыдущие, подвозившие нас. Он не спрашивал нас о деньгах, но мы решили ему отдать наши оставшиеся 100 рублей.

К самой границе мы подъехали уже почти перед закрытием. В 17:30.

Мы читали, что там таксуют местные, и можно проехать границу за небольшие деньги, но таксистов мы так и не нашли, а машин, которые ехали бы в Монголию - не было.

Дул сильный ветер, было очень холодно. Ночевать в палатке не хотелось, поэтому мы начали расспрашивать местных, где можно переночевать. Нам предложили комнату за 500 рублей на двоих (10$). Это мы еще торговались.

Комната - 4 кровати, окно, стол и стулья. Удобства на улице. Понятное дело, никакой горячей воды.

Но зато была защита от ветра + нам принесли чайник, и была печка, которую мы натопили и приготовили себе еду.

Пару раз к нам пытались заселить монголов, которые на следующий день, как и мы, должны были переходить границу. Но монголам наше соседство не нравилось и они меняли комнату.

Правда, не сразу, а через некоторое время.

Монголы уже при первом знакомстве оказались очень шумными 🙂

Они перекрикивали друг друга, о чём-то спорили, не обращая внимания на нас. Ну и еще пытались разогреть в чайнике кумыс, который нестерпимо при этом вонял. Было весело.

На следующее утро, мы пошли искать машину, которая бы перевезла нас в Монголию.

Сначала пробовали вписаться к монголам, но они не хотели нас брать, только один предложил за небольшие деньги (что-то около 2$).

К слову сказать, машин насчитывалось от силы - 20.

Мы обошли их все. И удача настигла нас почти у ворот 🙂

Нас согласились перевезти немцы, которые путешествовали на огромном доме на колёсах (необычный дом, а немного военизированного типа. Примерная стоимость по их словам, 500 тыс. евро).

Внутри было просторно и по-немецки чисто. Нас накормили и мы стали ожидать, когда откроется граница.

Немцы рассказали, что путешествуют с Европы в Монголию, а дальше, скорее всего, поедут обратно в Россию, только другой дорогой.

На вид им было за 50 лет, оба активные и уже много попутешествовавшие по миру.

Русскую границу мы перешли примерно за 2 часа. Сами бумаги, проверка паспорта не вызвали никаких задержек, однако пограничники очень долго проверяли машину немцев, абсолютно всё из неё выгружали и сканировали.

В конце концов, у немцев начали сдавать нервы и нам пришлось общаться с погранцами, насчёт того, когда же нас отпустят.

С асфальтом мы попрощались на русской стороне и вот уже перед нами ворота в Монголию. 🙂

Процедура повторяется, только теперь у нас возникают проблемы.

Пограничник объявляет, что да, у нас безвиз, но нужно предъявить приглашение. О приглашении мы слышим в первый раз, специально читали форумы, смотрели монгольские сайты итд.

Перед нами через ту же границу проехали наши друзья из Украины и без приглашения, ровно 3 недели назад.

Без приглашения нас никуда не хотят пускать и помогать - тоже. Договориться нереально. Нужно приглашение и всё тут. Приглашение, по словам пограничника от любого частного лица или турфирмы.

Мы начинаем уговаривать начальника написать нам такое приглашение, но всё безрезультатно.

За нас пытаются вступиться и также договориться - немцы. Но всё тщетно, в расстроенных чувствах, мы идем ловить машины назад в Россию.

Нам удается сесть, но к разным людям. Андрей - к русским, а я к казахам.

Переходим границу, на этот раз снова 1,5 часа ожидания. Казахскую машину досматривают не хуже немецкой: детально и со вкусом.

Возле ворот меня уже ожидает встревоженный Андрей, темнеет, осталось немного до закрытия границы, а меня всё нет. Оказалось, что машину с русскими номерами пропустили очень быстро.

Идем снова в знакомую комнату. Нужно переночевать, успокоиться и поесть.

Снова платим 10$ за двоих.

Утром решаем, что была, не была - поедем в Кош-Агач и там сделаем приглашение. Всего 40 км назад.

В Кош-Агач нас отвозит русский пограничник, который нас сразу узнает и интересуется проблемой. Советует делать приглашение в турфирме.

В Кош-Агаче я пишу хосту и прошу написать приглашение, она это делает и у нас есть 1 приглашение, правда выглядит оно не очень: плохо видно слова, да и какое-то несолидное оно.

Ищем турфирму в Монголии и находим Легенда тур:

https://www.legendtour.ru

Которые за 10$ с человека делают приглашения на фирменном бланке.

Всё происходит очень быстро: отсылаем свои данные, маршрут и количество дней, сколько нам нужно.

Оплачиваем услугу, через 1,5 часа на почту приходят приглашения, которые мы и распечатываем.

Но, впереди выходные, а по выходным погран пункт не работает.

Тогда мы выходим из небольшого Кош-Агача и ставим палатку возле местного небольшого водоема. Там проводим 2 дня.

Местные алтайцы с нами знакомятся и угощают разными вкусными штуками.

Попытка №2

Из Кош-Агача уезжаем довольно быстро. Снова до Жана-Аула.

Возле границы с Монголией и также в западной части Монголии живут казахи, вот такие казахи нас подобрали еще минут через 20 и пригласили к себе в гости.

Мы не стали отказываться, так как это было очень интересно.

Живут они в небольшом доме, с одной комнатой. У них табун лошадей: их едят, пьют лошадиное молоко и делают сыр, творог, кумыс итд.

Нас угостили едой, накрыв нехитрый стол, мы со своей стороны угостили малышню сладким.

Пообщались и напоследок нам дали лепешек и литр кумыса.

Всё время, пока мы общались, женщина толкла в ведре масло, не знаю, но это было примерно час. А нам сказали, что так нужно делать часа 3-4.

Тяжелая физическая работа.

Кроме угощений, интересного разговора, они решают подбросить нас до самой границы.

И вот мы в знакомой уже Ташанте. Вечер, машин нет вообще и граница закрывается, а мы так и не смогли уехать.

Снова комната, правда, на этот раз, торгуемся и снимаем за 8$. Хозяева нас уже знают и даже вроде как рады J Еще бы.

Вот честно: август, сильнейший ветер, у нас поломана одна дуга в палатке - ставить и ночевать в ней хочется меньше всего.

Со страхом и грустью думаем, что же будет в Монголии.

Пока селимся, видим двух пожилых немцев на мотоциклах, которые растерянно смотрят на закрытую границу и пытаются найти жилье.

Помогаем им с ночёвкой и угощаем кумысом. По их словам - это жесть и хуже они еще ничего не пробовали J Наверное не были в Китае.

Общаемся о путешествиях, жизни и отдыхаем. Готовимся морально ко второму штурму границы.

Утром очередь из машин немного больше, чем в первый раз. Насчитываем около 30-ти. J Решаем просится в каждую или предлагать заплатить деньги. Хочется уехать, ждать становится невыносимо.

Спрашиваем у всех, но никто не берет. В очереди стоит один автобус из Казахстана, но он забит под завязку.

Еле-еле договариваемся с иностранцами (пара из Испании), но у них одно свободное место. Решаем, что я еду с ними.

Андрей договаривается с казахами, что поедет за деньги - 200 рублей (3$). Для него находится одно свободное место.

Моя машина с испанцами впереди очереди, через 20 минут всех начинают запускать и повторяется процедура, которую мы уже проходили.

Пограничники меня узнают, я показываю приглашение и меня без вопросов снова выпускают из страны. Машину испанцев проверяют быстрее, чем машину немцев.

Тут я замечаю, что из соседней машины (а это машина скорой помощи с датскими номерами) выглядывает Андрей и показывает мне знаками, что всё круто.

Он вписался в машину к веселым ребятам, которые берут участие в Монгол Ралли.

Вкратце, монгол ралли это соревнование: нужно на любой машине (но не джипе) или мотоцикле, на свои средства и за 60 дней добраться из Лондона до Улан-Батора.

Маршрут может быть любой, главное добраться первым.

Вот к таким ребятам попадает Андрей (и договаривается с ними проехать до Улан-Батора!).

Итак, мы снова у монгольских пограничников.

Я попадаю первая и меня узнают.

Женщина пограничник, взяв приглашение и мой паспорт, отдает все документы другому человеку и говорит, что они должны это всё проверить. И вообще приглашение, внимание - не такое, как надо.

То есть, когда нам говорили, что можно от руки итд, это были шуточки:).

Окей, я иду в кабинет большого начальника, где он меня расспрашивает, как и где я взяла это приглашение. Я рассказываю про турфирму, маршрут, показываю адрес турагентства, а также говорю, когда мы планируем выехать из страны.

Он звонит по телефону и долго с кем-то беседует. Всё это время мои документы у него, я стою в кабинете, а он смотрит на меня.

Монголия оказывается суровее, чем я думала.

Я логично предлагаю ему позвонить в турагентство.

Такого контроля и проверки у меня не было еще ни на одной границе.

Он снова куда-то звонит. Потом говорит, что ладно! Они готовы меня пропустить, но мне надо написать от руки объяснительную записку, почему я еду в Монголию и какой у меня маршрут.

В тот момент я действительно не понимаю, что писать в этой записке, так как я уже успела перехотеть ехать в Монголию. 🙂

Сколько у меня наличных денег? Хорошо, что у меня они были. Говорю, есть 600 долларов. Отлично, потому что с ними надо меня сфотографировать, и вот эта объяснительная записка будет приколота к этому фото.

Так мол они снимают с себя ответственность, если турист где-то пропадет.

Меня в первый раз на границе фотографируют с баксами.

И я очень рада, что у меня есть наличка, а не просто карты.

Спустя пример час, он меня отпускает и мне таки ставят штамп въезда в Монголию.

Еще через час я стою на пыльной территории, где нет дорог, грязные дети играют в грязный мяч. А на меня смотрят, как на пришельца.

Я абсолютно одна, Андрея ждёт такая же процедура (его также заставили писать записку + сделали фото с деньгами).

Но вот незадача, монголам не понравилось что-то в автомобиле датчан и поэтому я жду их машину целых четыре часа.

Темнеет, когда они выезжают из ворот и я запрыгиваю в машину.

Так начинается наша Монголия.

О стране, автостопе до Улан-Батора и общем впечатлении уже в следующей статье. 🙂

Про на Алтае.

Много я повидал границ, чертовски много. Где-то все происходит быстро и четко, как в Европе и США, где-то травматично для психики и содержимого вашего кошелька, как в или Гамбии. Но такую прикольную границу, как между Китаем и Монголией не пересекал никогда. Как вы помните, из-за в южном Китае я застрял в аэропорту города Чангша на долгие 8 часов, прилетел в Пекин с огромным опозданием и поезд «Пекин — Улан-Батор» благополучно ушел без меня. Обидно? Еще бы. Но духом не пал и погнялся за ушедшим поездом на самолете, перелетев из Пекина в пограничный с Монголией Эренхот, где все поезда идущие в Улан-Батор и Москву делают остановку. И я поймал свой поезд, но испытал повторный облом — меня в него на этой пограничной станции. Но и на этот раз я не потерял бесконечный оптимизм и решил перейти границу в Монголию своим ходом и с первой же пограничной монгольской станции Замун-Ууд уехать местным поездом в Улан-Батор.

Но даже не предполагал, что переход границы превратится в безумную гонку сотен старых УАЗиков через пустыню Гоби, причем в каждой машине будет по 7-10 человек и еще у всех этих ездоков на головах и на коленях будут баулы с вещами. Настоящее трансграничное ралли, только не Париж-Дакар, а скорее Эренхот — Замун-Ууд. Это было потрясающе -

Про китайский рассказывал отдельной статьей, там весьма интересно. Если очень кратко, то оба городка живут исключительной границей. Абсолютное большинство торговли и пассажирского трафика между Китаем и Монголией идет именно по этой транспортной нити. За какие-то 10 лет богом забытый аул Эренхот превратился в довольно большой современный город с 15-и этажными домами, торговые центрами, отелями и даже аэропортом. Пусть Монголия и мала населением, зато целиком отоваривается именно в Эренхоте. Как хабаровчане ездят в Фуюань, а владивостокцы в Суйфеньхэ, так и монголы освоили китайское приграничье.

Если до Эренхота можно легко добраться пятью ежедневными поездами, десятком автобусов из Пекина и других городов, либо самолетом, то что касается монгольского Замун-Ууда, то там все сложнее. Нет у монголов тех громадных ресурсов, что есть у Китая. Десять лет назад оба городка были натуральными аулами, но нынче аулом остался лишь монгольский брат-близнец. Один ежедневный поезд связывает Замун-Ууд с Улан-Батором. Есть еще два проходящих, один «Пекин — Улан-Батор» (который уехал без меня) и «Пекин — Москва». Но они лишь проходят мимо городка, посадки в них нет. Есть еще один поезд, идущий из Китая и делающий здесь остановку, это «Эренхот — Улан-Батор», но монголы его не любят. Дорогой, говорят, собака. Так и есть. Поскольку он считается международным и фирменным, то стоит ровно вдвое дороже обычного. Именно на нем я в данный момент и еду, сидя в купе под светом ночника и пишу эти строки. Все равно не спится, уж больно сильно мотает вагон и все жутко скрипит. Ну, по нашим с вами меркам даже сильно дорогой монгольский поезд достаточно дешев. Считайте сами, купейный вагон, 750 километров пути, стоит 32 тысячи тугриков, что соответствует ровно 700 рублям. Разве это дорого? Но тот, первый поезд, он вдвое дешевле.

Так вот, все мелкие коммерсанты почти двухмиллионного Улан-Батора мотаются на поездах в Эренхот за товаром и затем везут этим же поездом товар назад, в столицу. Так что с местами проблема всегда, в любой день, в любой сезон. При этом, в Монголии все еще нельзя заранее купить билет на проходящий поезд. Помните, так было раньше в СССР? Когда люди дежурили возле касс вокзала, в надежде, что в проходящем поезде окажутся места. Тоже самое в Монголии. Поскольку второй поезд из Эренхота (тот, что дороже) является проходящим, то билеты на него не продают, пока он не отправится из китайского Эренхота. Разумеется, что коммерсанты такой расклад не любят. Мало того, что дорого, так еще и до самого конца непонятно, будут билеты, или нет. Соответственно, все стремятся попасть на дешевый поезд, на который можно взять билеты заранее. С другой стороны, далеко не всегда люди едущие за товаром знают, сколько времени работа займет. Это я вас подвожу к тому, что немалая часть монголов возвращающихся из Китая с товаром стремится скорее пересечь границу, добежать до вокзала в Замуун-Ууд и успеть купить билеты. Внимательный читатель заметит, что если второй поезд идет из Эренхота, то почему сразу в него и не загрузиться? Зачем гнать через границу и пытаться перехватить билеты на другой поезд? Неужели ради экономии 15 долларов? Отвечаю: из экономии, да, но не 15 долларов, а 100 долларов. Расклад таков: Эренхот и Замун-Ууд разделяют всего 7 километров и граница, но билет из Эренхота в Удан-Батор считается международным и стоит больше ста долларов, а билет на этот же поезд из Замун-Ууда стоит 20 долларов. Ощутите разницу.

Гонки сотен старых УАЗиков

Чем раньше перейдешь границу и окажешься на вокзале — тем больше шанс, что уедешь дешевым поездом. И если даже не повезет и билетов не будет, то возможно уедешь вторым, более дорогим. Граница открывается в 8:30 утра, пропускать начинают к девяти. Дешевый поезд отправляется в Улан-Батор в 17:35 монгольского времени.

Не знаю чем этот обьясняется, но пересечь границу можно только на монгольском автомобиле, причем 95% этих автомобилей имеют марку УАЗ-469. Есть еще проходящие автобусы из Пекина и пары других городов в Улан-Батор, но их мы не обсуждаем, поскольку ходят они дважды в день, почти всегда полные и шанс поймать такой автобус на границе невелик. Видел я два таких автобуса сегодня, оба под завязку. Плюс, монгольским коммерсантам автобусы невыгодны, туда много товара не загрузишь. По идее, попытать счастья с автобусом можно, особенно если никуда не спешишь и готов в случае неудачи остаться еще на день на границе. Если так, то автобус обойдется в 50 юаней ($7,5). Просто граница закрывается в 17:30 и слишком длительное ождание автобуса чревато последствиями. Монголы говорят, что вот-вот пустят прямые автобусы из Эренхота в Замун-Ууд, но когда именно — непонятно.

На старт, внимание, марш!

Саша был бы не Саша, если бы заставил себя встать в 7 утра и бежать ловить попутный УАЗ в Монголию. Поэтому досмотрел сны и вышел из отеля ровно в полдень, не отказав себе в удовольствии еще и перекусить по пути. УАЗики тусуются прямо в центре Эренхота, рядом с целующимися динозаврами -

Вы УАЗики не можете пропустить, их там сотни -

Я не преувеличиваю, такого количества старых автомобилей одной отдельно взятой модели редко где встретишь. Все торопливо грузятся и выезжают один за другим на границу.

Оптимизация максимальна, в каждую машину набиваются по 7-10 человек, сидя друг у друга на головах. Туда же запихивают товар. Проезд стоит 100 юаней ($15), что весьма недешево для семи километров пути. Мафия! Знают водилы, что нет у вас выбора, границу нельзя пересекать пешком. Торг уместен, но окончательная цена как раз и будет 100 юаней; изначально могут запросить и больше — торгуйтесь.

Товар засовывают даже под капот -



Вы упаковались в машину? Тогда вперед, ваш путь лежит на... таможню. Смотрите, какая колоритная тетенька наш шофер -

Да, странным образом китайская таможня расположена в центре города. УАЗики утремляются туда, проходят проверку, их «опечатывают» методом обклеивания клейкой лентой и потом вы едете на границу. Нет, ну не сразу на границу. Вы по пути заезжаете еще в пару торговых мест, где умельцы ленту аккуратно отклеивают, засовывают в машину еще товар и приклеивают ленту назад -

На оставшихся нескольких километрах прямой как стрела дороги происходят гонки между древними и безбожно перегруженными УАЗиками. Старые добрые машины страшно тарахтят и скрипят всеми своими деталями, но монгольские Шумахеры твердо держат руль и правят железных коней на границу -

Теперь пассажиры бегут ставить выездные печати, а машины их ждут на стоянке. Все нервничают, спешат, задержавшихся никто ждать не станет! Закон джунглей, там впереди еще и монгольская таможня, времени мало.

Перед вьездом в Монголию шлагбаум и солдатики в НАТОвской форме — монгольская армия несколько лет назад начала постепенно уходить от формы и вооружений советского образца. Насчет вооружений не знаю, но форму уже сменили, равно как и замечены винтовки М-16, а вовсе не Калашников. Сфотографировать их не удалось — сердито замахали руками, едва заметив камеру. Там сотни УАЗиков простояли часа полтора -

Потом всех запустили. Причем всех сразу, от чего возле таможни образовался адский хаос из сотен автомобилей и бегающих туда-сюда коммерсантов -

Глядите, куда хитрецы прицепили товар, неужели таможенникам лень нагнуться -

Очередь на паспортный контроль имела несколько хвостов, которые соединялись перед тремя работающими будками, где происходило выяснений отношений в духе «вас тут не стояло». Правда, монголы — люди спокойные и немного пошумев успокаивались.

На данном этапе я покинул УАЗик, поскольку в отличии от китайцев, монгольская таможня шерстила соотечественников весьма тщательно. Оно и логично: китайцы заинтересованы, чтобы их товар вывозился за границу, а вот монголы видят в засилье китайских товаров угрозу собственному производителю.

Пешком вышел за пределы пограничного терминала, поймал попутку и оставшиеся несколько километров прокатился с ветерком на очередном УАЗике, куда без них.

Замун-Ууд и билеты на поезд

Первым делом купил билеты на поезд. Как следовало ожидать, на дешевый все раскупили, зато на дорогой было полно свободных мест, что в купе, что в плацкарт. Здание вокзала в Замун-Ууд -

До отправления остается порядка 4 часов, самое время погулять по городочку, расположенному в сердце пустыни Гоби? Но об этом будет в следующей статье.

Любителям в копилку: монгольская въездная печать и билет на поезд -

В силу своего географического положения Монголия имеет наземные пограничные переходы (контрольно-пропускные пункты) только с Россией и Китаем. Часть этих КПП имеют двусторонний статус (открыты только для граждан двух государств), часть международный статус (открыты для граждан всех государств мира).

Пограничные переходы между Монголией и Россией

На российско-монгольской границе действуют контрольно-пропускные пункты:

  • КПП Кяхта -КПП Алтанбулаг (авто), Селенгинский аймак (международный)
  • КПП Наушки - КПП Сухэ-Батор , (ж/д), Селенгинский аймак (международный)
  • КПП Соловьевск -- КПП Эрэнцав (авто, ж/д), Дорнод
  • Ташанта --КПП Цаганнуур (авто) Баян-Улэгейский аймак (международный)
  • Хандагайты-Боршоо (авто),Увсунурский аймак (двусторонний)
  • КПП Цаган-Тологой Тува -- КПП Арц-Cуурь Завханский аймак Монголии (двусторонний)
  • КПП Монды-Ханх , авто, Хубсугульский аймак (двусторонний)
  • КПП Бага-Илен авто, авто, Булганский аймак (двусторонний)
  • КПП Желтура -- КПП Зэлтэр (двусторонний)
  • КПП Шара-Сур – КПП Тэс , Тува -- (двусторонний)
  • Киран - Хутаг-Ундэр (двусторонний)
  • КПП Верхний Ульхун -- КПП Улихун (двусторонний)

Закрытие пунктов пропуска не повлечет каких-либо экономических, социальных и иных последствий, сообщает Росграница. Договоренность о закрытии указанных пунктов пропуска через российско-монгольскую государственную границу была достигнута на встрече компетентных органов Российской Федерации и Монголии, прошедшей в ноябре-декабре 2009 г. в Улан-Баторе. Далее данное предложение было согласованно Росграницей с МИДом России, Минэкономразвития России, Минобороны России, МВД России, Минтрансом России, Минфином России, Минсельхозом России, Минздравсоцразвития России, ФТС России, ФСБ России. Совместно с монгольской стороной было решено, что решение о закрытии погранпунктов будет оформлено заключением путем обмена нотами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о пограничных пунктах пропуска и упрощенном сообщении через российско-монгольскую государственную границу от 10 августа 1994 г.

В распоряжении Правительства РФ говорится, что изменения вступят в силу через 30 дней после завершения обмена нотами о закрытии погранпунктов, однако Прайм-ТАСС сообщает, что эти пункты пропуска прекратят свою работу уже с 1 апреля 2010 года .

Пограничные переходы между Монголией и Китаем

На монгольско-китайской границе действуют контрольно-пропускные пункты:

  • Дзамын-Ууд -- Эрлянь (ж\д, авто),Восточногобийский аймак (международный)
  • Тайкешкен-Булган , КПП "Ярант"(авто), Ховдосский аймак (международный)


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...