Каких типичных ошибок нужно избегать при подготовке публичных выступлений? Выступление без внимания публики. Ошибки публичного выступления

Чтобы ваши выступления были удачными, следует избегать самых распространенных ошибок, для чего можно взять на вооружение приемы профессиональных ораторов.

Ошибка № 1. Отсутствие подготовки

Хорошая подготовка - это уже половина успеха. Подумайте, о чем вы хотите сказать, какую реакцию у слушателей вызвать? Какова главная цель вашего выступления?

У вас не останется вопросов об ошибках в документах после прочтения статьи по ссылке.

Напишите текст речи полностью или в форме тезисов. Импровизация выглядит эффектно, однако оставим ее профессионалам. Ведь большинство людей волнуются перед выступлением, и с ходу придумать что-то остроумное в такой ситуации непросто.

Мастер импровизации американец Стив Аллен в начале карьеры переписывал от руки шутки из юмористических сборников. Это помогло ему понять принцип построения фраз, вызывающих смех и одобрение слушателей.

Обязательно продумайте начало и конец выступления. Как вы поприветствуете публику и как попрощаетесь с ней? Многим выступающим помогает такой секрет: они пишут на небольшом листке первые фразы речи. Если волнение велико, можно посмотреть в «шпаргалку». А там и остальное вспомнится.

Упражнение «Репетиция»

Политики, спортсмены, звезды эстрады обязательно тренируются перед выступлением, и не по одному разу. Чем важнее и сложнее мероприятие, тем больше требуется репетиций. Можете построить их по следующему плану:

. Задача первого этапа - запомнить текст.

. Когда вы уже хорошо ориентируетесь в тексте (без подглядывания в бумажку), отрепетируйте речь . Насколько громко, с какими интонациями и паузами вы планируете говорить? Помните, что аудитория больше внимания обращает на то, как сказано, а не на то, что именно говорит выступающий.

. Теперь беритесь за отработку мимики и жестов.

Как вы будете стоять, как двигаться, куда смотреть? Какие эмоции вы хотите передать публике и какие жесты вам в этом помогут? «Накладывайте» движения на речь, добиваясь целостности.

. Финальным штрихом будет генеральная репетиция. Ее лучше всего провести перед небольшой аудиторией знакомых вам людей. Это могут быть родственники, друзья, соседи или даже ваш мастер по маникюру (правда, тогда вы будете несколько стеснены в движениях).

Ошибка № 2. Неподходящая одежда

Во время репетиции оденьтесь так же, как на планируемое выступление. Вполне возможно, не все детали туалета подойдут к вашей роли оратора.

Узкий пиджак может ограничивать движения, браслет - скользить по руке при жестикуляции, а красивая крупная брошь будет оттягивать на себя внимание слушателей. Выбирайте наряд и аксессуары таким образом, чтобы они не мешали, а напротив - работали на вас.

Убедитесь, что вся одежда чистая и хорошо выглажена. Согласно многочисленным исследованиям, если у оратора явно что-то не в порядке с внешним видом (туфли забрызганы грязью, сильно растрепаны волосы, виднеется пятно на рубашке, порвались колготы), этот элемент притягивает к себе внимание аудитории на протяжении всего выступления. Соответственно, его содержательная часть проходит мимо сознания присутствующих.

Ошибка № 3. Излишнее внимание к внешнему виду

В отличие от предыдущей, третья ошибка более свойственна женщинам, а не мужчинам. Часто в ожидании переговоров или важного выступления прекрасная половина человечества больше обеспокоена тем, не слишком ли ее полнит костюм и насколько удачной получилась прическа. В то время как мужчины сосредоточены на подборе убедительных аргументов, создании запоминающихся слайдов и прочих полезных для оратора приготовлениях.

И хотя нас встречают по одежке, провожают все же по уму. В связи с этим общая рекомендация для женщин такова: при подготовке к выступлению уделяйте больше внимания не своему внешнему виду, а тому, как донести материал до слушателей и установить с ними контакт.

Ошибка № 4. Фокусирование внимания аудитории на себе / своей компании

Наша компания - лучшая в области машиностроения.

На рынке наша продукция представлена с 1992 г.

Нам принадлежат 16 патентов.

В 2013 г. мы получили премию «Самая динамично развивающаяся компания в своей отрасли».

Наверняка вам не раз приходилось слышать на переговорах и презентациях подобные фразы «о нас любимых». Хорошо, если их немного. Однако зачастую вся речь сфокусирована на ораторе либо компании или продукции, которую он представляет.

Говорить о себе - лучший способ сделать выступление гарантированно провальным. Единственное исключение - если вы «звезда», и тема вашего выступления - «Мой путь». Во всех остальных случаях держите в центре внимания аудиторию, их проблемы и интересы. Это важно для всех типов выступлений,а для продающих - жизненно необходимо!

Упражнение «Мы - вы»

Обратитесь к тезисам своего выступления (лучше, если они будут записаны). Перекиньте «мостик» от информации о себе или своей компании к нуждам и чаяньям аудитории. Проще всего это сделать при помощи волшебных слов «значит» и «поэтому».

Например:

. Наша компания существует на рынке 23 года. Поэтому вы можете быть спокойны, доверяя нам управление своими финансами.

. Свой путь в компании я начал(а) с самой рядовой позиции и вырос(ла) до начальника отдела всего за год. И это значит, что каждый из вас может добиться того же.

Даже если вы с высоты своего опыта полагаете очевидными выгоды продукта, все равно проговорите их вслух:

Онлайн-обучение в формате вебинаров очень удобно, потому что вы можете заниматься из любой точки мира, в которой есть Интернет. Также вы экономите время, которое уходит на дорогу на очный тренинг (в крупных городах оно может достигать трех и более часов). Получив запись онлайн-вебинара, вы сможете прослушать его столько раз, сколько захотите.

Ошибка № 5. Неумение отвечать на вопросы

Чтобы быть во всеоружии, заранее продумайте возможные вопросы будущей аудитории. Для этого представьте, что вы услышали свое выступление из другого человека. Какое впечатление оно произвело на вас? Остались ли недосказанности или что-либо непонятное? О чем хочется спросить, что сказать?

В составлении списка вопросов вам могут помочь семья, друзья и коллеги. Устройте перед ними тренировочное выступление и узнайте их впечатления. Конструктивную критику воспринимайте с благодарностью. Возможно, сейчас вам немного неприятно, однако этот «разбор полетов» поможет вам сделать выступление на публике более успешным.

Ошибка № 6. Нежелание учиться

Это самая коварная ошибка. Некоторые говорят, что им не дано быть ораторами, а значит, бессмысленно пытаться что-то исправить. Другие верят, что итак отлично выступают и обучение им ни к чему.

Все они ошибаются, потому что даже великие ораторы постоянно учатся - как на своих ошибках, так и у более продвинутых специалистов по риторике. И более того - в истории, начиная с античности, существует множество примеров, как посредственные ораторы, которые поначалу не могли и двух слов связать, в ходе тренировок входили в число лучших.

Упражнение «Любимый оратор»

Составьте список из пяти или более успешных ораторов современности (начиная с середины ХХ в.). Это могут быть отечественные или зарубежные политики, деятели культуры и науки, певцы, актеры, телеведущие. Затем выберите из них того, кто вам наиболее приятен.

Выбрав «любимого оратора», найдите в Интернете видеозаписи его выступлений. Просмотрите три или более записи и определите, благодаря чему этот человек стал выдающимся спикером. В чем его самые сильные качества?

Аргументация? Манера подачи материала? Энергичность? Уверенность? Внешний вид? Чем больше составляющих успеха вы увидите, тем лучше. При желании пересмотрите записи без звука и отдельно оцените невербальную составляющую выступлений: позу, мимику и жесты оратора.

Упражнение «Я - оратор»

Проанализируйте список, составленный в предыдущем упражнении. Какие из качеств любимого оратора присущи и вам? Может быть, это убежденность в своей правоте или чувство юмора? А каких качеств вам пока не хватает? Возможно, это уверенность и умение говорить на большой зал без микрофона?

При подготовке к следующим переговорам или презентации уделите внимание своим сильным чертам. Постройте выступление так, чтобы они засияли во всей красе.

Умеете хорошо структурировать информацию? Подготовьте схему или инфографику, которая суммирует все, что вы хотите сказать. У вас красивый голос? Пометьте в черновике своей речи фразы, которые будете выделять интонацией. Составьте план того, как развить недостающие качества оратора. Например, регулярно выполняйте упражнения по преодолению волнения и тренируйте перед зеркалом мимику и жесты.

Ошибка № 7. Излишнее волнение

Практически всегда публичное выступление - это стресс. Психологи убеждены, что наши стратегии реагирования на сложные ситуации формируются в детстве.

К примеру, вы учитесь в пятом классе. Во время урока к вам в класс приходит взволнованный директор:

- Дети, к нам едет проверочная комиссия! Очень важно, чтобы вы написали контрольную по русскому языку на пятерку! Допустите ошибку - подведете всю школу.

В этой ситуации ученики реагируют двумя способами. Некоторые собираются, активизируют все свои ресурсы и в итоге справляются со стрессом. То есть занимают активную позицию. Ребятам страшно, они могут дрожать и нервничать, и все же при этом они не теряют концентрации и способности адекватно реагировать на происходящее.

Пассивная позиция - это когда в ситуации стресса волнение зашкаливает и все буквально валится из рук. При этом не важно, насколько хорошо ученик знает предмет. Ему просто не удастся взять себя в руки и вспомнить материал. Ребенок может впасть в ступор, а потом корить себя за то, что не справился с пустяковым заданием.

Подумайте: а как вы реагируете на стресс? Если вы занимаете активную позицию, то поработайте над техниками, уменьшающими волнение. Если же вам свойственна пассивная позиция, меняйте свое восприятие сложных ситуаций. Ведь они, как правило, таят в себе возможность выигрыша. Да и по прошествии времени кажутся не такими страшными.

Не бойтесь страха! Оказывается, даже профессиональные актеры боятся выступать. Мэрилин Монро и Андрей Миронов с трудом преодолевали страх выхода на сцену. Фредди Меркьюри однажды едва не упал в обморок от волнения. Случилось это перед концертом на дне рождения маленького сына его приятеля. С похожими трудностями сталкивались Николь Кидман и многие другие публичные персоны.

Упражнение «Добавим уверенности!»

В ситуации стресса хорошо помогает правильный настрой. Добиться его можно при помощи аффирмаций (позитивных утверждений). По определению Нэнси Бергерн*, «аффирмации - это позитивные высказывания в настоящем времени. Они выражают наше видение и нашу мечту так, как если бы они уже были свершившимся фактом. Создавая и повторяя аффирмации, мы заново программируем наш разум, переходя от уровня “это невозможно” к уровню “это возможно, и это будет сделано”».

Сформулируйте желаемое состояние в одной-двух фразах и повторяйте их про себя или вслух. Можно использовать готовые аффирмации или придумать на их основе свои:

  • Я спокоен (спокойна) и уверен (уверена) в себе.
  • Мне удается наладить контакт с аудиторией.
  • Я учусь правильно строить свою речь.
  • Я четко и конструктивно выражаю свои мысли.
  • В нужный момент я собираюсь и преодолеваю волнение.
  • Выступление - это увлекательный опыт. Мне нравится выступать!

Упражнения на дыхание

Очень полезны дыхательные техники. Они помогают успокоиться и отключиться от малоприятных мыслей. Самый простой вариант - расправить плечи, дышать медленнее и глубже. Если это не помогло, используйте более продвинутый способ снятия волнения.

Называется он «Дыхание по треугольнику». Сделайте вдох, считая до 5 или 7. Потом задержите дыхание - также на 5 или 7 счетов. После чего выдыхайте за то же время. Выполняйте упражнение в течение 3-5 мин, отслеживая «треугольник»: вдох - задержку воздуха - выдох.

Пожалуй, лучшее средство от волнения перед выступлением - это практика в сочетании с верой в себя. Так что не отказывайтесь от возможности произнести речь. Тогда с каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше. И удовольствия (вашего и слушателей) от выступления будет все больше и больше!

Вы можете дать лучшую презентацию в мире по своему содержанию, но, если вы не знаете основ публичного выступления , все пойдет насмарку. Это как разговаривать по поврежденной телефонной линии, когда вам есть что сказать, но на другом конце глухо, и вы не слышите собеседника.

На курсах ораторского мастерства разбирают распространенные ошибки оратора, которые не дают найти связь со слушателями.

1. Слушатели не ассоциируют себя с оратором.

Когда, например, вы бесконечно говорите о своих успехах и как вы этого добились, слушатели могут подумать: «Эти стратегии сработали для него, потому что он особенный. Но со мной это не сработает».

2. Слушатели не понимают, зачем им это нужно

Ваше введение, вся структура публичного выступления и заключение должны говорить аудитории о том, какую пользу принесет им эта информация.

Ораторы часто совершают эти ошибки – не учитывают мотивы аудитории.

3.Слушатели перегружены информацией.

Очень легко сбить слушателя с толку обилием цифр и фактов, только это мешает найти контакт. Люди попросту отсекут ненужное и перестанут внимательно слушать. Нельзя просто положиться на надежду, что они все усвоят. Нужно знать, что делать, если речь перенасыщена информацией .

4. Слушатели не вовлечены

Не вовлечены – значит, не заинтересованы. Сделайте свою аудиторию участниками диалога, а не просто слушателями. Также избегайте 10 фраз, которые никогда не говорят искусные ораторы , ведь именно такие фразы отбивают интерес.

5. Аудитория чувствует, что ваша речь не нова

Вероятнее всего, вы уже выступали по такой теме и говорили то же самое перед другой аудиторией. Не допустите этой ошибки оратора – слушатели должны чувствовать, будто вы говорите о своей теме впервые. Сделайте выступление свежим, наполните его новыми необычными идеями, идите в ногу со временем.

6. Оратор не вовлечен эмоционально

Если вы оставляете эмоции в стороне, не надейтесь заслужить доверие слушателей. Вы должны проживать каждую свою историю, используя хотя бы некоторые из 17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления .

7. Оратор недостаточно узнал об аудитории

Мы часто говорим то, что хотим сказать, но не то, что хочет услышать аудитория. Что они хотят слышать? Узнайте и проанализируйте заранее.

8. Энергетика оратора и слушателей не совпадают

Не пытайтесь быть чересчур громким и энергичным, не бегайте по залу, если вы видите, что аудитория подобралась спокойная. Это будет их только раздражать. Почувствуйте, какая энергетика исходит от слушателей, и постарайтесь соответствовать.

Именно поэтому нужно также бороться со страхом выступлений и не допускать 10 самых вредных мыслей оратора .

9. Оратор не заинтересовал слушателей своим началом

В первые 30 секунд вашей речи аудитория решит, нужно им это слушать или нет. Пусть же эти 30 секунд озадачат, удивят, заинтересуют, поставят их в тупик… Только не оставят равнодушными и скучающими. Ошеломите их каким-то невероятным фактом, дайте пищу для размышлений или рассмешите. Одним словом, зацепите аудиторию с самого начала речи . Они должны быть «ваши» с первых секунд, иначе позже их внимание уже не вернешь.

10. Оратор не поддерживает зрительный контакт

Среди ошибок оратора это одна из грубейших.Зрительный контакт – обязательное условие публичного выступления. Таким образом, вы достигаете контакта с вашей аудиторией и одновременно следите за их реакцией. Если слушатели скучают, подбросьте дровишек в огонь, оживите свое выступление каким-то остроумным замечанием. Можно также обратиться к аудитории, задать вопрос. Главное – не терять контакт.

Мы рассказали вам о самых распространенных ошибках оратора, но есть и другие.

Например, оратор рассказывает о третьих лицах, вместо того чтобы заинтересовать слушателей своим опытом, своей историей.

Оратор только и говорит, что о себе, а его выступление превращается в автобиографию.

Оратор пытается подражать кому-то еще.

Можно вспомнить очень много таких недостатков. Ведь умение заинтересовать и убедить с помощью слова – сложнейшее искусство. Главное – вовремя анализировать и делать правильные выводы. В конце концов, ошибки – это ценный опыт.

Что нужно для эффектного и яркого выступления? Тщательно продумать речь и отрепетировать ее? Да, но только этого мало. Люди хотят хлеба и зрелищ, поэтому публичное выступление – это, в первую очередь, шоу, в котором важно заботиться не только о том, ЧТО говорить, но и КАК . Истинный оратор обладает необыкновенным магнетизмом, он зажигает слушателей и умело ведет их за собой. Ваше выступление непременно запомнится, если Вы внимательно отнесетесь к своему имиджу и манере держаться, избежав ошибок, которые способны загубить самую лучшую речь.

Ошибка 1. Неопрятный внешний вид

А именно: жирные волосы, жеваный пиджак, перекрученные колготки, безвкусное сочетание цветов, нечищеная обувь и пр.

Как Вы думаете, в какой момент начинается Ваше выступление? – Сразу, как только Вы попали в поле зрения аудитории. Слушатели буквально сканируют Вас, и им достаточно 7 секунд, чтобы составить о Вас первое впечатление.

У Вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление.

Недопустимо приводить себя в порядок, идя на сцену. Представьте себе, что Вы включили канал новостей, а там телеведущая красит губы, готовясь к эфиру. Выглядит это, как минимум, странно.

До публичного выступления тщательно подберите костюм, позаботьтесь о прическе, отработайте уверенную походку без раскачиваний и подпрыгиваний.

Помните: в Вашем облике заключено не меньше красноречия, чем в Ваших словах.

Ошибка 2. Заигрывание с аудиторией

Возможно, Вам доводилось видеть такую картину: ведущий представляет автора выступления, он встает из зала, и, идя к сцене, начинает во все стороны кивать, улыбаться, приветливо помахивать руками, здороваться со знакомыми, присутствующими в зале?

Если Ваше выступление – не вручение премии “Оскар”, то такое поведение Вам не подойдет. Столь легкомысленное кокетство сразу же снижает Ваш авторитет, оно демонстрирует Вашу зависимость от аудитории.

Не ищите признания публики, Вы же не актер заезжего цирка, добивайтесь доверия и уважения аудитории своим имиджем, походкой, манерой держаться. Оставайтесь сдержанным и спокойным, пока не начнете говорить.

Ошибка 3. Игра в прятки

Публичное выступление – это не тот случай, когда скромность украшает. Всегда занимайте на сцене центральное место, не обесценивайте себя речью с краю. Вы должны быть в центре внимания и в зоне видимости слушателей, они хотят не только слышаться Вас, но и видеть.

Правило 90 градусов гласит: сектор охвата аудитории должен составлять прямой угол в 90 градусов, если Вы встанете в центре сцены, вытянув руки по флангам аудитории.

Старайтесь до выступления не сидеть лицом к Вашим будущим слушателям. Лучше появляться перед публикой в качестве нового “экспоната”. Если Вам во время выступления нужно сесть на стул, то заранее позаботьтесь и о стуле, и о том, как на него садиться.

Дейл Карнеги так описывает то, что происходит с тем, кто не подумал об этом заблаговременно:

“Вам приходилось видеть людей, которые глядят по сторонам в поисках стула, сопровождая это движениями, напоминающими английскую гончую, укладывающуюся спать. Они вертятся вокруг, а когда обнаруживают, наконец, стул, то скручиваются и проваливаются в него, словно мешок с песком. Человек, знающий, как следует садиться, поворачивается спиной к стулу, нащупывает его ногами и непринужденно, выпрямив тело от головы до бедер, плавно опускается на стул, тщательно контролируя движение своего тела”.

Не положено уважающему себя оратору быть “английской гончей” в поисках стула или “мешком с песком”, садясь на него.

Ошибка 4. Лишние движения

А именно: судорожное перебирание украшений, складок на одежде, застегивание и расстегивание пуговиц на пиджаке, заламывание рук и пр.

Нервные движения рук способны полностью лишить оратора уверенности, создав впечатление об отсутствии у него самоконтроля. Если Вам никак не удержаться от суетливых движений, положите руки за спину и двигайте пальцами так, чтобы никто этого не видел, или шевелите пальцами ног.

Не существует нейтральных движений. Движение, которое ничего не добавляет к Вашей внешности, только ухудшает впечатление о Вас.

Ошибка 5. Сытый оратор

Плотный прием пищи притупляет эмоции, снижает жизненную активность и способен лишить Вас энергии, которую излучают харизматичные ораторы. Для того, чтобы оставаться полным сил во время всего выступления, ограничьтесь легким перекусыванием.

Съешьте несколько долек лимона до выступления, лимон отлично стимулирует слюноотделение, и Вам не придется отвлекаться на то, чтобы попить воды.

Ошибка 6. Я не волшебник, я только учусь

Наверняка, Вы слышали такое начало речи: “Вообще-то выступать – не мое призвание” или “Я – не оратор”. Сразу хочется спросить: “А зачем тогда Вы здесь?” Такую ошибку часто делают новички.

Никогда не начинайте свою речь с извинений. Даже если это Ваше первое выступление, об этом должны знать только Вы. Помните, что все хорошие ораторы выросли из плохих ораторов. Зачем же тогда рубить сук, на котором сидите?

Ошибка 7. Ушел в себя, буду не скоро

Монолог с самим собой – не лучший вариант для публичного выступления. Для оратора очень важно ощущение контакта с аудиторией. Слушатели должны чувствовать, что от Вас идет послание к их умам и сердцам.

Говорите так, словно Вы ждете, что они вот-вот начнут с Вами диалог. Например, представьте себе, что кто-то из аудитории задал Вам вопрос, и Вы на него отвечаете.

Скажите вслух: “Вы спросите, откуда я это знаю. И вот, что я Вам отвечу…”.

Ошибка 8. Ну, вот, собственно, и всё

Хуже плохого начала выступления может быть только плохой финал. Слушатели дольше помнят именно то, что прозвучало в конце речи. Помните, как в анекдоте: “Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза”.

Замечали ли Вы, с какими одухотворенными лицами выходят из кинозала люди после просмотра проникновенного фильма? Что мешает Вам добиться того же эффекта своей речью?

Завершая выступление, никогда не говорите о том, что Вы закончили. Никогда не заключайте свое выступление словами: “Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу”.

Говорят, что существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. В Вашей власти стать тем, кого не слушать невозможно.

Оксана Гафаити,
автор сайт и Trades.сайт

Понравился👍 пост? Оставьте свой комментарий ниже👇.
Получайте мои идеи по рынку в Telegram📣:

В современной литературе описано достаточно большое количество ошибок публичного выступления, начинающего оратора и т.п. Если все эти ошибки выстроить в ряд, то им можно посвятить целую главу. И на этих ошибках действительно можно многому научиться. Однако рассмотрим лишь некоторые, наиболее типичные ошибки публичного выступления.

Демонстрация всезнайства. Хуже неуверенных и неподготовленных ораторов только ораторы напыщенные и демонстрирующие собственную важность. Если оратор будет всячески демонстрировать, что он умнее и важнее аудитории, то за такое позерство аудитория обязательно его накажет. В лучшем случае она просто «отвернется от него», перестанет воспринимать все то, что он говорит. Если оратор что-то не знает и открыто это признает, то он вызывает гораздо большее уважение, чем тот, кто в подобной ситуации пытается выкрутиться, ссылается на недостаток времени, регламент и т.п.

Неискренность. Публика мгновенно замечает несоответствие смыслов, которые стремиться донести до аудитории выступающий, и характеристик самой речи, а также ее невербального сопровождения. Аудитория безошибочно чувствует настроение оратора и его состояние. И если человек произносит слова: «Здравствуйте, как я рад нашей встрече...», но при этом всем своим видом демонстрирует, что ему эта встреча не очень приятна, то слушатели моментально распознают это несоответствие и воспримут его как обман и неуважение. Поэтому говоря «Я рад...», необходимо хоть улыбкой, но показать свою радость. А если этой радости нет, то тогда не следует и произносить подобные слова. Подозрение в неискренности и обмане выступающего мгновенно разрушает его раппорт с аудиторией и вызывает устойчивое недоверие к тому, что он говорит. Поэтому если есть волнение, то лучше его не прятать, а признать, сделать открытым. Признаться от силы, а не от слабости. Признаться, не извиняясь и не оправдываясь, а показав свою искренность, например: «Выступление перед вами для меня важное событие, поэтому я даже немного волнуюсь... »

Оправдания и извинения. Что касается оправданий и извинений, то публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле: «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Подобные слова у присутствующих вызовут вполне резонный вопрос: «Зачем тогда вы вышли на трибуну и тратите наше время?»

Извинения еще хуже оправданий. Если выступающий извиняется (за простуженный голос, внешний вид, плохое качество слайдов и т.п.), тем самым он просит простить его. Но публика - не священник и не дает прощения, так же как и не отпускает грехи. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, то лучше просто скажите: «Я сожалею!» Этим вы только признаете факт, но ни о чем не просите. Проситель всегда слаб. А за слабым человеком никто не пойдет.

Отсутствие зрительного контакта. Отсутствие зрительного контакта с аудиторией однозначно интерпретируется ею как отсутствие интереса к ней. Если вы во время выступления будете смотреть только на одного человека, пусть даже самого благодарного слушателя, то растеряете всех остальных. Поэтому даже если выступление во многом построено на тексте, цифрах и цитатах, необходимо помнить, что другие в этот момент смотрят на вас (конечно, если они еще слушают). Поэтому периодически необходимо встречаться с ними взглядом, демонстрируя таким образом, что вы общаетесь с ними и они вам не безразличны.

Монотонность речи. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие ораторы быстро вызывают раздражение и усталость аудитории. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью.

Неадекватное использование «отрицательных» терминов. Есть существенная разница во фразах «Это не плохо» и «Это хорошо». Ошибка многих выступающих заключается в неумелом построении речи через отрицание. Следует понимать, что наше восприятие речи работает последовательно. Мы сначала неосознанно реагируем на значение отдельных слов и лишь затем воспринимаем смысл предложения целиком. Соответственно, прежде чем понять отрицание, для начала человеку необходимо осознать, что именно отрицается. Поэтому использование таких конструкций, как «...не принесет убытков», «я не боюсь...», «я не хочу вызвать у вас скуку, говоря о...», подсознанием многих людей воспринимается вполне конкретно - человек говорил про убытки, про свою боязнь, и вообще его выступление вызывало скуку. Это ли хотел сказать оратор? Если не это, то лучше фразы конструировать в положительных терминах (без частицы «не»), а именно, говорить про прибыль, бесстрашие, интерес и т.п.1

В 21 век прогресса и полной публичности необходимо уметь владеть собой и своим голосом. Часто мы сталкиваемся с тем, что боимся выступлений перед своим коллективом, коллегами по бизнесу и даже перед друзьями. Тренер по ораторскому искусству, коуч Дарья Воронова подготовила разбор типичных ошибок публичных выступлений руководителя.

Самая распространенная ошибка – скучное выступление. Оратор пытается усыпить аудиторию, чтобы к нему было поменьше вопросов. Из опыта моих клиентов такая тактика имеет негативные последствия, в разных очень крупных даже государственных компаниях скучные выступления останавливают (например, защита бюджета или проекта), а докладчика отправляют дальше готовиться. То есть деньги или согласие он не получает. А привычка усыплять людей потом долго преследует человека. Работайте над подачей информации, добавляйте в свои презентации видео/графику, играйте с аудиторией.

2. Тратата

Заболтать, заговорить, увести от сути. Прием, который помогает лишь в редких случаях прямой продажи. В остальных случаях тараторящий спикер – это засада для аудитории. Слушатели даже если и хотят пробраться к сути речи, то сделать это крайне сложно, потому что в докладе очень много лишних слов и они произносятся крайне быстро. Делайте акценты на фразах, дайте аудитории осмыслить и принять то, что вы сказали.

3. Бесцельно

При подготовке материала необходимо определить цель выступления. Об этом забывают 99% выходящих к аудитории. Если нет цели, то к чему вы можете прийти и насколько это будет эффективно?

4. Цель и средства

Цель выступления (например, продажа проекта) часто путается с основной мыслью доклада. То есть тезис и цель смешиваются в голове у оратора в какой-то симбиоз. Речь от этого страдает, вы все дальше от заветной цели.

К примеру, цель – продать проект. Основная мысль – с нашим проектом вы сможете заработать энную сумму. Доказательства – проект уже прибыльный и будет расти. Он на быстро развивающемся рынке, но конкуренция пока слабая. У нас есть сильная команда, которая способна работать эффективно и компетентно.

5. Тон – монотон

Любое выступление – это некий мини спектакль или шоу. Вы, как слушатель или зритель, хотите видеть представление и различать суть сообщения через интересную форму подачи. А если оратор не дает пауз, не меняет темп и высоту голоса, то информация теряется, потому что суть слов – это лишь 7% из вашей речи. Остальное – это подача.

6. Не тот, кем кажется

Многие почему-то убеждены, что главное – суть вашего доклада. И при этом совсем не важно, как вы выглядите на сцене, но это не так. Вас считывают всего за пару секунд. На основании этого первого впечатления человек принимает решение о вас. Поэтому ваш внешний образ должен подкреплять то впечатление, которое вы хотите произвести (будь то романтик, творческая личность, предприниматель, инвестор или финансист).

7. А судьи кто?

8. Через край

Слишком энергичная подача встречается редко. Больше характерна для ораторов, у которых «накипело». Эмоции зашкаливают, слюна брызжет. Лучше рядом с таким человеком не находиться. Это обратная сторона нервозности, которая считывается аудиторией как агрессия. Так оратор не внушит доверия и не завоюет аудиторию. Расслабьтесь, вероятно, ваши эмоции из-за чрезмерного волнения.

9. Кто кого переспорит

Не вступайте в конфронтацию с залом, проиграете. Когда вы начинаете проявлять любой вид агрессии – это значит, что вы в себе не уверены. Это слабая позиция. Только позитив спасет вас от противостояния и возможного проигрыша. То есть если кто-то из зала с вами не согласен – говорите: «Да, я понимаю вашу позицию, хотел бы не отнимать общее время уважаемой аудитории и предлагаю ваше авторитетное мнение обсудить дополнительно после моего выступления отдельно». Хвалите человека, а не нападайте на него. Делайте комплимент и вы обезоружите агрессора.

10. Завалили вопросами

Не давайте себя сбить вопросами и комментариями. Если кто-то пытается выяснить у вас что-то в ходе доклада, скажите, что вы видите интерес, признательны и обязательно ответите на вопросы в конце выступления. Иначе вы рискуете так и не завершить презентацию, сбиться, не убедить публику.

11. Нет модерации

Вы – центр в аудитории. Вы в позиции главного, как только вышли и встали. Не давайте закидать себя шквалом комментариев, распределяйте их. Сами называйте того, кого хотите услышать и успокойте остальных. Пример: «Хотелось бы услышать все ваши мнения, давайте по очереди. Девушка в очаровательном платье, что вы хотели уточнить?»

12. Одной крови

Перед написанием речи узнайте, кто будет сидеть в зале. Когда вы говорите с людьми, используйте их слова. Не сорите незнакомыми понятиями, словами, которые эти люди не используют. Так вы только отгородитесь от аудитории. Поймите, что за лексика у вашей аудитории, допустимо ли использование жаргона? Есть ли профессионализмы? Можно ли произносить иностранные слова или люди просто не смогут их перевести? То же касается аббревиатур. Всегда расшифровывайте их!

13. Улыбаемся и машем

Ораторы часто из-за страха ведут себя неестественно. Это проявляется в жестах и мимике. Не забывайте, что жесты сдают ваше волнение быстрее голоса. Поэтому стойте ровно, не пляшите, не переминайтесь с места на место. Открывайте ладони к аудитории и улыбайтесь! Это всем нравится.

14. Болтание микрофоном

Репетиция речи – это правильно. Но выходя к аудитории часто из-за волнения спикеры не обращают внимания, как размахивают несчастным микрофоном и буквально издеваются над слухом аудитории. Все потому что не отрепетировали моторику. Поэтому делайте «прогон» речи не только говоря текст, но и используйте всю жестикуляцию . Если микрофона нет – подойдет любой предмет. Мы как-то репетировали с вилкой в руках в ресторане, или с бутылкой йогурта. Все потому что вы будете отвлекаться от речи, если будете в самый последний момент обращать внимание на микрофон в руках.

15. Не деловой этикет

Яркий пример несоответствия – кричащий маникюр или макияж. Очень часто девушки в погоне за креативом делают картины или узоры на ногтях, красят ярко лицо так, что это притягивает внимание больше, чем суть сообщения. И это удачный ход, если вы не хотите ничего сообщать. Но если вам нужно донести что-то до аудитории, то такое несоблюдение норм приведет к негативному эффекту. Люди будут смотреть на разноцветные ногти (глубокий вырез, чересчур яркие губы или глаза) вместо оценки вашего мнения.

Конференции, выступления, совещания и даже корпоратив. Что все это объединяет? Необходимость выступать. Продавать себя или проект. Несмотря на частоту и необходимость задвинуть речь, многие не справляются с такой нужной задачей. Проверьте себя. Может и ваше выступление нельзя назвать идеальным?

Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь. Оставляйте комментарии!



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...