Классификация конфликтов по различным основаниям таблица. Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд, среди которых наиболее важными являются

Существуют разные варианты классификации конфликтов. Они разбивают все виды конфликтов на классы по какому-то определенному признаку: по составу участников конфликта, по длительности конфликта, по его причинам, по формам протекания конфликта и др.

Итак давайте подробнее остановимся на каждой классификации.

1. По длительности:

— кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
— длительные (от нескольких часов до нескольких суток);
— затяжные (бессрочные, пока не найдется конструктивное решение).

2. По проявлению:

— скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);
— частично скрытые (видимые проявления конфликта не позволяют адекватно судить о его причинах, глубине, действиях участников);
— открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер).

3. По конфликтогенам:

— конфликты интересов,
— конфликты целей,
— конфликты ценностей,
— конфликты подходов и др.

4. По причине возникновения:

— естественные (возникшие без целенаправленного воздействия);
— преднамеренные (ставшие следствием целенаправленного воздействия).

5. По характеру причин:

— объективные (порождены объективными причинами, разрешаются чаще всего конструктивно);
— субъективные (порождены объективными, личностными причинами и, как правило, разрешаются деструктивно).

6. По организационной структуре:

— вертикальные (начальник-подчиненный);
— горизонтальные (без иерархических отношений);
— смешанные.

7. По уровню очевидности:

— скрытые;
— маскируемые;
— явные.

8. По ценностям:

— «плюс-плюс» (выбор из двух благоприятных вариантов);
— «минус-минус» (выбор из двух неблагоприятных вариантов);
— «плюс-минус» (выбор из неблагоприятного и благоприятного вариантов).

9. Открытость:

— Открытый конфликт — разногласия относятся к производственной сфере и выражают различные пути, ведущие к одной цели. Открытый конфликт чаще всего разворачивается на деловой основе и относительно безобиден.
— Скрытый конфликт основан на человеческих взаимоотношениях и является наиболее опасным, так как может осложнить отношения в коллективе.

10. По сферам проявления:

— экономические конфликты;
— идеологические конфликты;
— социально-бытовые конфликты;
— семейно-бытовые конфликты.

11. По степени длительности и напряженности:

— бурные быстротекущие конфликты (возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон);
— острые длительные конфликты (возникают при наличии глубоких противоречий);
— слабовыраженные и вялотекущие конфликты (связаны с не острыми противоречиями или пассивность одной из сторон);
— слабовыраженные и быстротекущие конфликты (связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер).

12. По предмету:

— реалистичные (предметные) конфликты (имеют четкий предмет);
— нереалистичные (беспредметные) конфликты (не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта).

13. По сторонам конфликта:

— внутриличностные
— межличностные
— между индивидом и группой
— внутригрупповые
— межгрупповые

Внутриличностный конфликт – его носителем является отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности. Причины переживаний – противоречивые стремления, мотивы, интересы, ценности личности. Т.е. внутриличностный конфликт – это проблема между реальным и желаемым состояниями человека, между действительностью и возможностью.

Межличностный конфликт – это столкновение между людьми в процессе их взаимодействия. Например: противоречие между начальником и подчиненным по поводу размера зарплаты; противоборство между пассажирами в общественном транспорте и др. Причины конфликтов могут быть самые разные. Большое значение здесь имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики.

Для возникновения межличностного конфликта необходимо одновременное наличие 3-х условий: противоречия в межличностном взаимодействии, противодействия оппонентов, переживания ими выраженных негативных эмоций по отношению друг к другу.

Конфликт между индивидом и группой – очень похож на межличностный. Но в то же время потенциальная возможность конфликта здесь высокая, т.к. группа организована определенным образом, имеет формального или неформального лидера, имеет структуру. Если конфликт конструктивный, то связь личности с группой укрепляется. Если конфликт деструктивный, то происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Внутригрупповой конфликт – это конфликт между микрогруппами в коллективе, или личностью и микрогруппой, или личностью и всем коллективом. Причины конфликта – противоположность целей сторон, сохранение или усиление своего социально-группового статуса, групповое доминирование, личная неприязнь друг друга, престиж, авторитет и др.

Межгрупповой конфликт – это столкновение интересов различных групп. Причины конфликта: экономические, политические, религиозные, классовые, этнические и др.

14. По результатам:

— Дисфункциональные конфликты — последствием таких конфликтов являются осложнения межличностных отношений и отсутствие результатов по проблемным вопросам.

— Функциональные конфликты помогают участникам трудового процесса лучше осознать цели организации, обратиться к своим неиспользованным резервам и сделать многое из того, что кажется невозможным в обычных условиях.

15. По социальным последствиям:

— конструктивные конфликты (в их основе лежат объективные противоречия, такие конфликты способствуют развитию организации);
— деструктивные конфликты (в их основе лежат субъективные причины, такие конфликты создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы).

С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

Введение.

1. Понятие конфликта, конфликтной ситуации.

2. Основные виды классификации конфликтов.

3. Динамика конфликта.

Заключение.

Введение.

Конфликтология представляет собой достаточно развитую многоотраслевую дисциплину, которая исследует причины, сущность, формы и динамику конфликтов, возникающих в разных сферах общественной жизни, а также пути их разрешения и предупреждения.

Однако среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество так же немыслимо, как, например, немыслима сухая вода. По их мнению, в мире существует только одно место, где нет конфликтов, – это кладбище. «Если в вашей жизни нет конфликтов, – иронически замечает один из американских конфликтологов, – проверьте, есть ли у вас пульс» . Другие ученые оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент. Один из современных отечественных авторов считает, что место конфликта в общении не является необходимым и поэтому с ним нужно вести последовательную, ненасильственную борьбу, постепенно освобождая общение от конфликтов.

Однако сегодня, когда нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, последняя точка зрения выглядит как утопичная, а ее сторонников становится все меньше.

Но независимо от того или иного понимания природы конфликтов все исследователи единодушны в том, что эти социальные явления нужно тщательно изучать и разрабатывать четкие рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.

Усилия конфликтологии сконцентрированы сегодня вокруг решения следующих основных теоретических задач:

– выявление сущности конфликтов, их причин, этапов, участников;

– определение методов регулирования конфликтных ситуаций, а также способов предотвращения конфликтов;

– установление основных форм конфликтов, своеобразия каждой из них.

Как видно, эти задачи носят не только теоретический, но в значительной мере и практический, прикладной характер, и разработка классификации конфликтов имеет немаловажное значение.

1. Понятие конфликта, конфликтной ситуации.

Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus», что означает столкновение. Поэтом под конфликтом в современном управлении понимают столкновение, борьбу сторон, мнений, сил, процесс перерастания конфликтной ситуации в открытое для окружающих столкновение.

Конфликт в обязательном порядке содержит в себе ситуацию, которая воспринимается участниками в качестве конфликтной. Конфликтная ситуация – это объективно воспринимаемые людьми взаимоисключающие позиции по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование любых средств для их достижения.

Но иногда конфликт в теоретическом плане рассматривают и в качестве системы отношений, процесса развития взаимодействия субъектов внутри социума (организации), детерминированного различиями мотивов, интересов, ценностей участников. При таком подходе конфликт считается естественным условием существования взаимодействующих друг с другом людей, внутренним генератором развития организации. При этом хотя и признается наличие некоторых негативных последствий конфликтов, но в целом, на значительном отрезке времени их деструктивное воздействие не столь разрушительно по сравнению с последствиями ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады.

Такой дуалистический характер оценки и определения понятия и сущности конфликтов проистекает из слабой теоретической разработанности научного направления, именуемого конфликтологией. В настоящее время нет общепризнанной теории конфликтов, объясняющей их природу, причины, детерминанты, влияние на развитие коллективов, общества в целом.

«Отцами» конфликтологии считаются Гераклий Эфесский (535 – 475 гг. до н.э.), утверждавший, что «раздор есть отец всего» и Платон (428 – 348 гг. до н.э.). Но основным корифеем конфликтологического взгляда на мир считают немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831 гг.) с его учением о противоречиях и конфликтах (борьбе) противоположностей, которые выступают как внутренние источники «восхождения от абстрактного к конкретному» и описываемые в виде триад.

Начало учению о конфликтах как теории конфликтологии положили Вудберри Смола (1854 – 1926 гг.), Уильям Грэм Самнер (1840 – 1910 гг.) и другие. В 60-х годах XX века немецкий социолог Ральф Дарендорф обосновал концепцию «конфликтной модели общества», согласно которой социальная стратификация общества строится на отношениях господства и подчинения, присущих любым обществам и цивилизациям и с неизбежностью порождающих конфликты.

В настоящее время конфликты изучаются в рамках научного направления – конфликтологии – в философско-социологическом аспекте – социологического конфликта (причины, факторы и тенденции на макро-уровне); в организационно-управленческом – управление персоналом (причины, генезис и динамика конфликтов в организации); в индивидуально-психологическом плане (психологические и психофизиологические особенности личности, влияющие на поведение в конфликте).

2. Основные виды классификации конфликтов

Типологизация конфликта играет важную методологическую роль. Она служит не только средством охвата и упорядочения накопленных знаний, что уже само по себе весьма существенно, но и часто играет заметную эвристическую роль в процессе получения новых знаний. Попытки проанализировать имеющиеся конкретные примеры конфликтных ситуаций с точки зрения выбранного основания классификации нередко обнаруживают совершенно новые аспекты конфликтов, ускользавшие ранее от внимания исследователя.

В полной мере, однако, методологическая роль типологизации конфликта может сказаться лишь при выполнении основных логических требований, предъявляемых к научной классификации. В частности, основание классификации должно быть четко выделено и последовательно проведено, в результате чего классификация должна оказаться полной (по выделенному основанию) и непересекающейся.

Упомянутые логические требования, однако, весьма часто нарушаются. В качестве характерного примера можно привести типологию конфликтов, предлагаемую М. Дойчем. Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта:

1. «Подлинный конфликт». Это конфликт, «который существует объективно и воспринимается адекватно». (Если жена хочет использовать свободную комнату в доме для занятия живописью, а муж в качестве кабинета, они вступают в «истинный» конфликт.)

2. «Случайный, или условный, конфликт». Существование этого типа конфликта «зависит от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами». («Подлинный конфликт» предыдущего примера превращается в «случайный», если допустить, что жена и муж не замечают, что имеется еще мансарда, гараж или какое-то другое помещение, которое легко может быть преобразовано в кабинет или студию.)

3. «Смещенный конфликт». В этом случае имеется в виду «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного. (Предыдущий пример модифицируется в пример «смещенного конфликта», если энергичный спор по поводу свободной комнаты происходит в условиях, когда муж и жена фактически мало иди совсем не заинтересованы в студии или кабинете, а возникшее столкновение служит проявлением какого-то другого, более серьезного, возможно даже неосознаваемого конфликта.)

4. «Неверно приписанный конфликт». Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат – по поводу ошибочно истолкованных проблем». (Когда, например, порицают ребенка за что-то, что он был вынужден сделать, исполняя предписание родителей.)

5. «Латентный конфликт». Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.

6. «Ложный конфликт». Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

В качестве основания для классификации Дойч называет «отношение между объективным состоянием дел и состоянием дел, как оно воспринимается конфликтующими сторонами». Подобная формулировка, однако, не может выступать в роли действительного основания, поскольку она крайне неопределенна.

Одной их общепринятых классификаций конфликтов в конфликтологии является разделение их на четыре основных типа на основании сторон, вступающих в конфликт: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Эта классификация универсальна, она может применятся как к социальным конфликтам вообще, так и к частным – например, к производственным конфликтам. Рассмотрим эти виды конфликтов подробнее.

Внутриличностный (психологический) конфликт. Внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов. Подобно тому, как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов.

Наиболее полная классификация внутриличностных конфликтов разработана А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, которые предложили взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды:

– Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла).

– Нравственный конфликт, который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.

– Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности – конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными.

– Ролевой конфликт – выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят поработать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребенку. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять в руки оружие и идти на войну убивать.

– Адаптационный конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле – как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).

– Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей. Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы.

– Невротический конфликт – результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.

Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию. В зависимости от других оснований можно дать и иную типологию внутриличностных конфликтов. Об этом свидетельствует сама история развития конфликтологических концепций, в которых выделяются различные типы внутриличностных конфликтов. Отметим основные из них:

– Конфликт между моралью и нравственностью, между должным и сущим, между моральным идеалом и действительностью (И. Кант, Ф. Достоевский).

– Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологический и биосоциальный характер (3. Фрейд).

– Конфликт, обусловленный необходимостью выбора между силами равной величины, действующими на личность (К. Левин).

– Конфликт между «Я-концепцией» и идеальным «Я» (К. Роджерс).

– Конфликт между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу).

– Конфликт между стремлением к смыслу жизни и экзистенциальным вакуумом, т.е. «ноогенный» конфликт, или «экзистенциальная фрустрация» (В. Франкл).

– Конфликт между элементами внутренней структуры личности, между ее мотивами (А. Леонтьев).

Межличностный (социально-психологический) конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Или представим, что два художника работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять его точку зрения. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.

Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой. Как показывают результаты экспериментов, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

Межгрупповой (социальный) конфликт. Общество состоит из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самом высокоорганизованном обществе между такими группами могут возникать конфликты. Аналогичные процессы происходят на уровне предприятия Например, неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта, как правило, ориентирован на покупателя, в то время как производственное подразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а также об экономии на масштабах. Держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, значит увеличивать затраты, а это противоречит интересам производственных подразделений. Дневная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными. В крупных организациях одно подразделение может попытаться увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешним потребителям вместо того, чтобы удовлетворить потребности других подразделений компании в своей продукции по более низкой цене.

По направленности все конфликты делятся на «горизонтальные», «вертикальные» и «смешанные» .

К «горизонтальным» относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у друга.

К «вертикальным» конфликтам относятся такие из них, которые затрагивают лица, находящиеся в подчинении один у другого. Эти конфликты изначально протекают в неравных для соперников условиях, так как руководители обладают большими ресурсами и возможностями, чем подчиненные.

В «смешанных» конфликтах представлены и «горизонтальные», и «вертикальные» составляющие.

По функции конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные, неконструктивные).

Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психоло­гического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствованиях (например, в виде чувства неудовлетворенности собой). В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя (стагнации), служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей). Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

Конструктивные функции конфликта, подобно его деструктивным функциям, могут проявлять себя на всех этапах эволюции конфликта.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые – субъективными.

Существуют и так называемые эмоциональные конфликты (конфликты – склоки), причинами которых чаще всего бывают недоверие, мнительность, основанные не на объективных факторах, а на субъективных суждениях.

3. Динамика и трансформация конфликта

Важным моментом динамики конфликта является его возможный переход из одних форм в другие. Диапазон таких переходов весьма широк. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличностный, межгрупповой) и внешний – во внутренний. Последнее, в частности, имеет место в случае частичного разрешения конфликтов, когда тем или иным образом пресекается конфликтное поведение, направленное вовне, но внутреннее стремление к этому конфликтному поведению не исчезает, а лишь сдерживается, порождая тем самым внутреннее напряжение, внутренний конфликт. Далее, упоминавшийся уже ложный конфликт, то есть конфликт, возникающий при отсутствии объективной конфликтной ситуации в силу ошибочного взаимного восприятия сторон, может трансформироваться в истинный, подлинный. Аналогичным образом истинный (ложный) конфликт по одному поводу может перейти в истинный (ложный) конфликт по другому поводу и так далее. Последнее, например, происходит, когда конфликт, возникший на личной почве, перерастает в деловой и обратно.

При исследовании взаимоотношений в различных группах довольно часто также приходится сталкиваться с серией частных, на первый взгляд, неоправданных конфликтов, которые на самом деле репрезентируют какой-то глубокий, серьезный конфликт. Последний, являясь базовым, иррадиирует, обрастая совокупностью внешних, более мелких конфликтов.

Заключение.

Ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации – помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения.

Вместе с тем, сложность выделения оснований к классификации конфликтов является тот факт, что конфликт – это всегда процесс с присущей ему динамикой, в процессе которой происходит трансформация форм конфликта.

Несмотря на указанные сложности, типологизация конфликта играет важную методологическую роль. Она служит не только средством охвата и упорядочения накопленных знаний, что уже само по себе весьма существенно, но и часто играет заметную эвристическую роль в процессе получения новых знаний.

Список литературы:

1. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2002. – 704 с.

3. Соколова Е.Н. Конфликтология. Конфликты в системе управления персоналом организации. Внутриорганизационные конфликты: Учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации. – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 80 с.

4. Технологии кадрового менеджмента: Учебно-практическое пособие / Под ред. И.В. Мишуровой – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 368 с.

5. Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетенции: курс лекций. – М.: МГИМО-Университет, 2007. – 268 с.

6. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учеб.пособие – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. – 216 с.

7. Конфликтология: учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.П. Ратникова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. –511 с.

8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2001. – с. 296 – 298.

9. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. – СПб.: Питер, 1997. – С.17. Сафьянов В. И. Этика общения: Учебное пособие – М.: Изд-во МГУП «Мир книги»,1998. – 164 с.


Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. – СПб.: Питер, 1997. – С.17.

Сафьянов В. И. Этика общения: Учебное пособие – М.: Изд-во МГУП «Мир книги»,1998. – с. 23

Соколова Е.Н. Конфликтология. Конфликты в системе управления персоналом организации. Внутриорганизационные конфликты: Учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации. – Красноярск: СибГТУ, 2005. – с.8.

Там же, с. 9.

Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетенции: курс лекций. – М.: МГИМО-Университет, 2007. – с. 189-191 (268 с.)

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2002. – с. 518 – 520.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2001. – с. 296 – 298 (552 с.)

Конфликтология: учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.П. Ратникова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 141.

Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 375 – 376.

Леонов Н.И. Психология делового общения. Учеб.пособие – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. –с. 106.

Технологии кадрового менеджмента: Учебно-практическое пособие / Под ред. И.В. Мишуровой – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – с. 327.

Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетенции: курс лекций. – М.: МГИМО-Университет, 2007. – с. 198.

Одно из наиболее всеобъемлющих и лежащих на поверхности оснований классификации конфликтов -- разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения социальные конфликты делятся на:

1. Личностный (внутриличностный) конфликт - конфликты, происходящие внутри личности. Включают в себя состояние неудовлетворенности происходящими в жизни определенными событиями, которые повлияли на снижение самооценки, угнетение эмоционального состояния, вызванного отрицательными переживаниями, психологическим стрессом, основанном на сомнениях истинности принципов, которыми руководствовалась личность.

Этот конфликт относится к чисто психологическим конфликтам, но при определенных условиях будет катализатором для возникновения напряжения в социальной группе, если индивид будет искать исток своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт - это столкновение между отдельными индивидами одной группы или нескольких групп. Конфликты такого типа могут возникать по самым незначительным поводам и в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической, религиозной, культурной. Примером такого конфликта может служить определение лидерства между студентами группы.

Причины возникновения таких конфликтов могут носить объективный характер, т.е. не зависеть от воли и сознания людей, и субъективный, который зависит от человека;

материальный и идеальный, временный и постоянный.

Конфликт между индивидами может возникнуть как на материальной основе, так и из-за несхожести характеров.

3. Межгрупповой конфликт - некоторое число индивидов, образующих группу способны вести спланированные действия, вступают в конфликт с иной группой, в которую не входят индивиды из первой группы. Это самый распространенный конфликт: при нем индивиды, пытающиеся воздействовать на других, как правило, стараются привлечь к себе сторонников и сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.

Яркими примерами проявления такого конфликта, отягощенного враждебностью и сопровождаемого настоящими побоищами являются стычки между фанатичными болельщиками различных футбольных и хоккейных клубов, разборки между преступными группировками, между верующими, исповедующими разные религии.

  • 4. Конфликт принадлежности - этот вид конфликта является одним из основных. Он характеризуется двойной принадлежностью индивидов, т.е. когда одни индивиды образуют группу внутри другой, большей группы или, когда индивид одновременно разделяет взгляды двух конкурирующих групп, преследующих одну цель. Часто распространенный пример, индивид дружит с двумя компаниями, между которыми завязывается конфликт, и индивид не знает, чью сторону принять. Или еще один пример, когда один из супругов заводит себе любовные отношения на стороне (вне брака).
  • 5. Конфликт с внешней средой - в основе этого конфликта лежит давление извне, которое ощущают на себе индивиды, состоящие в определенной группе со стороны культурных, административных, экономических и политических норм и правил. Наиболее ярким примером такого конфликта является наличие в обществе субкультур. Например, «эмо», «готы». Общество в большинстве своем не принимает их стиль одежды, не понимает идеологию и не разделяет их ценностей.

По своему внутреннему содержанию различают два типа конфликтов:

  • 1. Рациональные конфликты - это такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Также эти конфликты характерны и для области культуры, когда люди хотят освободиться от старых верований, учений и предрассудков.Отличительной особенностью рациональных конфликтов является то, что участники конфликта не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образ врага. Скорее они испытывают уважение к сопернику, признают за ним права на некоторую долю истины. Поскольку обе стороны конфликта стремятся в основном к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей, такие конфликты не могут быть острыми и затяжными. Конфликт становится разрешенным, когда устраняется препятствие для достижения намеченной цели.
  • 2. Эмоциональные конфликты - при этом типе забывается первоначальная причина конфликта и агрессия участников чаще всего переходит с причины на личность. Возникает личная неприязнь.

Развитие эмоционального конфликта предсказать крайне сложно, и в подавляющем большинстве случаев они не поддаются управлению. Часто такой конфликт может прекратиться после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но такие конфликты как национальные, религиозные могут передавать эмоциональный настрой и другим поколениям. В этом случае конфликт длится достаточно продолжительное время.

По направленности конфликтного взаимодействия понимают горизонтальные, вертикальные и смешанные конфликты.

Характерной чертой таких конфликтов является распределение власти, которой обладают оппоненты на момент начала конфликтных взаимодействий.

  • 1. Горизонтальные -- между людьми, не находящимися в подчинении между собой (руководители одного уровня, равнозначные подчиненные между собой).
  • 2. Вертикальные -- между людьми, находящимися в подчинении между собой (начальник - подчиненный, высшая организация - предприятие, основатель - малое предприятие).
  • 3. Смешанные -- в которых представлены и те, и другие.

Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70--80% от всех конфликтов.

По источнику возникновения:

  • 1. Объективно обусловленные -- вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию.
  • 2. Субъективно обусловленные -- связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

По форме проявления:

  • 1. Открытые - при этих конфликтах мотивы ясны и конфликтующие стороны их не скрывают. Для них характерны ярко выраженные столкновения оппонентов: ссоры, споры. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и статусу участников конфликта.
  • 2. Закрытые - при этих конфликтах истинные мотивы скрываются, отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия (действия исподтишка). Условием этого является то, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, или же у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.
  • 3. Стихийные - т.е. возникшие спонтанно, неожиданно.
  • 4. Инициативные - т.е. заранее спланированные или просто спровоцированные.
  • 1. политический - конфликт с органами государственной власти, конфликт зависимости и политической подчиненности;
  • 2. идеологический - на основе разных идеологий; 3.конфессионный - религиозный, между представителями разных религий или внутри одной конфессии из-за разницы взглядов на одну и туже проблему;
  • 4. национально-этнический - между различными нациями, между нациями и органами государственной власти;
  • 5. социально-культурный - на основе различной оценки нравов, традиций, обычаев;
  • 6. бытовой;
  • 7. семейный.

По длительности протекания конфликты могут быть:

  • 1. Кратковременные - чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. К примеру, конфликт между начальником и подчиненным при выяснении и устранении непонимания может быть погашен в течение одного рабочего дня.
  • 2. Затяжные - возникают при наличии глубоких противоречий, например, национальные конфликты нередко длятся столетиями.

Длительность конфликта зависит от могущества сторон и сил, прилагаемых для уничтожения или ограничения влияния соперников.

По способам урегулирования конфликтов:

  • 1. Антагонистические - они сопровождаются неуступчивостью и непримиримостью сторон.
  • 2. Компромиссные - допускают разные варианты преодоления разногласий, в том числе допускают сближение взглядов, интересов и целей.

Конфликт может быть разрешен полностью или частично, или привести к сотрудничеству участников конфликта.

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Приведем некоторые из них, используемые при выделении типов конфликтов:

· количество участников,

· направленность воздействия,

· сфера проявления,

· степень выраженности,

· затронутые потребности,

· соотношение позитивных и негативных последствий,

· способ разрешения и др.

По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты; ко вторым межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречиями человека с самим собой, которые могут порождаться такими обстоятельствами, как необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, несовпадением внешних требований и внутренних позиций, о чем подробнее будем говорить в гл. 5.

Внутриличностный конфликт может протекать на подсознательном уровне, когда есть чувство неудовлетворенности, дискомфорта, но поставить адекватные цели, способные привести к устранению неудовлетворенности, человек не может. О наличии внутриличностного конфликта свидетельствует тягостное эмоциональное состояние, раздражительность, когда каждый пустяк может привести к эмоциональному взрыву.

Межличностные конфликты - самые распространенные конфликты в организациях. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. Однако более глубокий анализ показывает, что психологическая несовместимость - явление редкое. В основе межличностных конфликтов, как правило, лежат объективные причины, перечисленные выше, т. е. многообразные рассогласования:

· целей, средств, методов деятельности;

· мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;

· знаний, умений, способностей, личностных качеств;

· эмоциональных, психических и других процессов;

· функций управления и т.д.

Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы.

Межгрупповые конфликты обусловлены общими и частными причинами. Они захватывает не отдельных людей, а группы. Примером межгруппового конфликта является таковой между неформальными группами внутри организации, между работниками различных подразделений.

С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, и направленности воздействия конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные . Характерной особенностью этих конфликтов является распределение объема власти, которым располагают оппоненты в момент начала конфликтного взаимодействия.

При горизонтальных конфликтах происходит борьба субъектов, имеющих равную по объему власть или одинаковое по уровню иерархии положение. Например, конфликты между рядовыми сотрудниками, не находящимися друг у друга в подчинении. К этому же виду можно отнести конфликт между руководителями одного уровня, между специалистами одного ранга и т п.

К вертикальным относятся те конфликты, в которых участвуют лица, находящиеся друг у друга в подчинении. При вертикальных конфликтах объем власти уменьшается по вертикали сверху вниз, что и предопределяет разные стартовые условия для участников конфликта: начальник - подчиненный, вышестоящая организация - предприятие, учредитель - малое предприятие. В смешанных конфликтах представлены вертикальные и горизонтальные составляющие.

Классификация конфликтов по сфере возникновения совпадает с классификацией причин, приведенной в табл. 2. Это: организационно-управленческие, правовые, финансовые, коммуникативные, оценочные, психологические, нравственные, идейные, межнациональные конфликты.

По степени выраженности различают конфликты скрытые (1 и2 -й этапы) и открытые (3-5-й этапы).

По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными , о чем говорилось в гл. 1. Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный. В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт - такой вид общения, где результат принадлежит всем участникам конфликта.

По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить на симметричные, когда потери и выигрыш равны, и асимметричные , когда одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие.

По характеру причин конфликты принято делить на объективные и субъективные , Первые связаны с проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации, т. е. объективными причинами. Вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий. Таким образом, в одном случае у конфликта существует объект, в другом - отсутствует, а имеют место различия во взглядах и оценках.

Лекция 6 Классификация конфликтов

Вопросы для обсуждения

Конфликты, как уже отмечалось при характеристике их основ­ных черт, - явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Конфликты имеют место во всех областях общественной жизни, а потому правомерно выде­лять социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридичес­кие, семейные, социально-бытовые и иные типы конфликтов .

Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Такая классификация нужна как своего рода модель изуче­ния предмета в ее целостности, методический инструмент разли­чения всего спектра конфликтных проявлений.

Подходы к классификации могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание прежде всего на макро- или мик­роуровень конфликтов, на такие их основные типы, как социаль­но-экономический, национально-этнический и политический. Юристы различают внутри- и внесистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе семейно-бытовые, культурные и со­циально-трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики.

Для управленческой конфликтологии предпочтителен свой под­ход. В плане управления персоналом приоритетно предметное изу­чение конфликтов производственно-экономического типа, которые главным образом связаны с практикой хозяйствования, отношени­ями людей в сфере труда и предпринимательской деятельности, удов­летворением материальных и духовных потребностей работников, их социальной защитой, устройством быта, отдыха и досуга.

Конфликты в практике управления организацией представля­ют собой сложное производственно-экономическое, идеологичес­кое, социально-психологическое и семейно-бытовое явление, они многообразны и их можно классифицировать по различным при­знакам. Классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает на­ходить возможные пути их разрешения (табл. 2.2).

При неизбежной условности такого деления оно тем не менее позволяет системно подойти к характеристике конфликта в ор­ганизации, дать ему надлежащую оценку с учетом социальной природы, динамики и последствий.

По сферам проявления конфликты делят на производственно-экономические, основой которых являются производственно-эко­номические противоречия; идеологические, в основе которых ле­жат противоречия во взглядах; социально-психологические , воз­никающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека, и семейно-бытовые , отражаю­щие противоречия семейных и бытовых отношений. Если работ­ников связывают родственные отношения, то семейно-бытовые конфликты могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.

По масштабам, длительности и напряженности выделяют конф­ликты: общие и локальные; бурные быстротекущие, кратковремен­ные, возникающие на основе индивидуальных психологических осо­бенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон; острые длительные, затяж­ные, возникающие при наличии глубоких противоречий; слабовыраженные и вялотекущие, возникающие на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон; слабовыраженные и быстротекущие, возникающие в связи с поверхно­стными причинами, они носят эпизодический характер. По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подраз­деляются на: внутриличностные , которые связаны со столкно­вением противоположно направленных имманентных мотивов личности; межличностные при столкновении интересов двух личностей; межличностно-групповые , при которых противобор­ствующими сторонами являются, с одной стороны, личность, а с другой - группа; межгрупповые, возникающие при столкно­вении интересов двух социальных групп.

По предмету конфликта различают конфликты реальные (пред­метные), имеющие четкий предмет, и нереальные (беспредмет­ные ), не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жиз­ненно важный только для одной стороны.

По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт спосо­бен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоя­тельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. Объектомстолкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъекты конфликта - работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представления­ми о ценностях.

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ

Таблица 2.2

п/п

Признак классификации

Виды конфликтов

По сферам проявления

Производственно-экономические Идеологические Социально-психологические Семейно-бытовые

По масштабам, длительности и напряженности

Общие и локальные Бурные быстротекущие, кратковременные Острые длительные, затяжные Слабовыраженные и вялотекущие Слабовыраженные и быстротекущие

По субъектам конфликтного взаимо­действия

Внутриличностные Межличностные Межличностно-групповые Межгрупповые

По предмету конфликта

Реальные (предметные) Нереальные (беспредметные)

По источникам и причинам возник­новения

Объективные и субъективные Организационные Эмоциональные и социально-трудовые Деловые и личностные

По коммуникативной направленно­сти

Горизонтальные Вертикальные Смешанные

По социальным последствиям

Позитивные и негативные Конструктивные и деструктивные Созидательные и разрушительные

По формам и степени столкновения

Открытые и скрытые Спонтанные,инициативные и спровоцированные Неизбежные, вынужденные, нецелесообразные

По способам и масштабам урегули­рования

Антагонистические и компромиссные Полностью или частично разрешаемые Приводящие к согласию и сотрудничеству

По непосредственным причинам возникновения конфликты выступают как организационные , т.е. происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или на­рушением регламентированного порядка; эмоциональные, свя­занные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия других лю­дей, расхождением во взглядах и т.п.; социально-трудовые , вызы­ваемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интере­сов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп; деловые и личностные.

Конфликты коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные , участники ко­торых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конф­ликты могут быть и смешанными, представляя отношения подчи­нения и неподчинения. Особую печать несет вертикальный конф­ликт (как «сверху вниз», так и «снизу вверх»), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель - подчиненный, работодатель - работник и т.п.). В этом случае мо­жет иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно, скажет­ся на ходе и развязке конфликта.

По социальным последствиям конфликты бывают: позитивные, когда разрешение конфликта способствует развитию организации, и негативные, ведущие к ухудшению деятельности организации; Конструктивные, в основе которых лежат объективные противоречия, способствующие совершенствованию деятельности органи­зации, и деструктивные, в основе которых лежат субъективные причины, способствующие росту социальной напряженности и ухудшению деятельности организации; созидательные, способствующие процветанию организации, ее бурному развитию, и разрушительные, ведущие к разрушению социально-экономической системы.

По формам и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным, т.е. спонтан­но возникшим, и инициативным, заранее спланированным или просто спровоцированным.

По способам и масштабам урегулирования (разрешения) конф­ликты разделяются на антагонистические , сопровождаемые неус­тупчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные , допускающие разновариантность преодоления расхождений, вза­имосближения взглядов, интересов, целей. Каждый человек, лю­бая социальная группа обнаруживают присущую только им мане­ру общения, налаживания и поддержания отношений, особый стиль поведения в конфликтных ситуациях. От степени гибкости поведения противоборствующих сторон в антагонистическом или компромиссном конфликте зависят способ и масштаб его урегу­лирования.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...