Когда началось строительство гостиного двора в верхнеудинске. Улан-удэ - верхнеудинск, фотоистория

110 лет назад на Батарейке развернулось активное строительство – возводился стекольный завод верхнеудинского первой гильдии купца Александра Кузьмича Кобылкина на участке, предоставленном ему в аренду городской управой сроком на 39 лет. По нашему мнению, именно с этого момента можно говорить о рождении промышленности в нашем городе.

Конечно, и до этого в Верхнеудинске существовали небольшие мыловаренные, кожевенные, маслобойные заводики. Однако все они существовали недолго, производительность их была незначительной, да и работало на них не так много людей. Стекольный же завод Кобылкина, а также построенные вскоре винокуренный и пивоваренный заводы и завод механлит работали десятилетиями. И не вина Александра Кузьмича, что наследие его частью разбазарено, частью влачит жалкое существование.

Кем же был Александр Кузьмич Кобылкин? Родился он в 1859 году, хотя есть и другие версии относительно даты его рождения. Был из семьи небогатых нерчинских мещан. Начал трудиться еще подростком – «печным мальчиком», который подносил дрова на винокуренном заводе Голдобина. Дослужился до водочного мастера, а затем и до счетовода и главного бухгалтера. Так что производство знал досконально и со всех сторон. Он всегда мечтал о собственном производстве и в 1889 году приписался к верхнеудинскому купечеству.

Начав с бакалейной торговли, Кобылкин быстро занимает видное место среди верхнеудинского купечества. Уже в июне 1891 года он входил в число двадцати именитых граждан города, составлявших почетную охрану проезжавшего через Верхнеудинск цесаревича Николая Александровича. Однако, успешно развивая торговлю, прибавив к бакалейной также торговлю мануфактурную, Александр Кузьмич продолжал думать о производстве.

И вот на исходе XIX столетия его мечта начала осуществляться. Для того чтобы понять, сколь основательно подходил к своему делу Кобылкин, достаточно взглянуть на старые здания ликероводочного завода в Улан-Удэ, которые сами по себе являются уникальными для Бурятии памятниками промышленной архитектуры, куда впору экскурсии водить.

К сожалению, в начале 30-х годов сгорело другое детище купца – стекольный завод. Вновь завод заработал в 1935 году, уже на новом месте. И по непонятной для нас причине именно этот год считается годом его рождения. Но ведь не меняем мы дату рождения в паспорте при каждом переезде на новое место жительства, пусть даже и после пожара. Так что в этом году можно отмечать не 75, а все 110 лет этому заводу.

Здесь надо сделать отступление личного характера. Имя Александра Кузьмича Кобылкина я слышал с раннего детства, столь важную роль сыграл этот человек в судьбе нашей семьи. Именно по его инициативе заводские приказчики собирали по всей Сибири мастеров-стеклодувов. Так в Верхнеудинске оказался мой прадед Поликарп Никитич Бакланов, переехав сюда из Минусинска, где разорился местный заводик. На стекольном заводе начал свою трудовую деятельность и наш дед Александр Поликарпович, правда, было ему тогда лет десять и звали его просто Сашкой. И именно здесь он и познакомился с нашей бабушкой Шамсутдиной Мусалимовной, правда, и ее звали тогда Шуркой. И до последних своих дней, а бабушка с дедом прожили долгую жизнь, они с необыкновенным уважением вспоминали Александра Кузьмича. И было за что. Мастерам и рабочим предоставлялось жилье, не какие-то бараки, а дома с подворьем. Любопытно, что в этих домах до сих пор живут люди. Он организовывал поставку продуктов по льготным ценам, организовывал досуг.

В 1910 году он взял в аренду участок прилегающего к заводам леса для устройства павильонов и беседок для отдыха рабочих. Причем обязался содержать арендуемый участок в чистоте, а сам хвойный лес «ни под каким видом не должен быть истребляем». Зимой на Уде напротив Батарейной устраивался каток, так что и в развитие физкультуры и спорта Кобылкин внес свой вклад.

Не забывал он и о своем производстве. В 1906 году Александр Кузьмич открыл собственную типографию в специально выстроенном для этого двухэтажном здании с переплетной мастерской. По тем временам она была лучшей типографией, впоследствии стала основой для типографии республиканской. Именно здесь была напечатана уникальная брошюра о Заудинской Вознесенской церкви, о которой мы упоминали в №14 «Верхнеудинского листка».

Строился завод искусственных минеральных вод, а в уже в годы Первой мировой войны – металлоремонтный завод. И это предприятие, как и другие заводы Кобылкина, обеспечивало десятки и сотни рабочих мест. Развивается и коммерческая деятельность Кобылкина. Его мануфактурная, бакалейная и винная торговля распространяется по всему Забайкалью, в Чите и Нерчинске. Однако, рассказывая о его жизни, нельзя сказать о другой стороне его деятельности. Это тем более уместно, что вспоминаем мы об этом перед Днем защиты детей. Получив свое образование на винокуренном заводе, Александр Кузьмич многое делал для того, чтобы другие дети учились в настоящих школах. Он содержит, а иногда и строит школы, причем не только в городе, но и в деревнях.

Кобылкин – попечитель либо почетный блюститель Верхнеудинской женской прогимназии (мы писали об этом в одном из номеров), Верхнеудинского городского приходского училища, церковно-приходской школы в Заудинском предместье, Верхнеудинского реального училища, городских одноклассных школ, церковно-приходских школ в Хара-Шибири, Каленове и в Ильинском. Фактически все эти учебные заведения содержались на его средства.

Во время русско-японской войны Кобылкин участвует в организации госпиталей для раненых. Неудивительно, что Александр Кузьмич состоял в обществе попечительства о тюрьмах и был попечителем тюремной церкви Богородицы Скорбящей. Это лишь часть той благотворительной деятельности, которой занимался Кобылкин. В отличие от других он не любил ее афишировать, узнаем мы об этом из архивных дел. Впрочем, государство отмечало Александра Кузьмича. Он был награжден золотыми медалями на апижной и Станиславской лентах, медалью Красного Креста и другими наградами. А за церковные пожертвования – Библией от Святейшего Синода. Но, пожалуй, самой почетной наградой было звание почетного гражданина, которое присвоили Александру Кузьмичу Кобылкину 15 мая 1911 года. Для купца и промышленника это было важнее иных орденов.

В начале XX века Кобылкин купил один из лучших домов в городе – дом с мезонином, некогда принадлежавший купцу Курбатову – прямо напротив дома Голдобина. В огромном доме он занимал лишь две комнаты. Ходил в одном и том же сюртуке и фуражке. И иногда, позволив себе кружку-другую пива, занимал деньги у собственных рабочих, чтобы рассчитаться.

Вот что писал лечащий врач Кобылкина М.В. Танский: «…Я всегда смотрел на Александра Кузьмича как на главного приказчика, подчиненного строгому, требовательному хозяину – всем своим созданным предприятиям. Сам же он, действительный хозяин, никаких радостей от них не видел, наоборот, они полностью его эксплуатировали и в буквальном смысле высасывали из него кровь. С большой настойчивостью удалось мне уговорить Александра Кузьмича съездить в Крым на лечение, и он на полтора месяца оторвался от изнурительного дела. Это был его единственный просвет в его трудовой жизни…».

После прихода Советской власти все предприятия Кобылкина были национализированы, а сам он арестован. Вскоре после освобождения из тюрьмы он умер «от истощения физических сил». Его вышел хоронить весь город: от дома до Одигитриевского собора гроб даже не несли, а передавали по рукам. Известно довольно точно место его захоронения во дворе собора, увы, оно никак не отмечено.

Нынешние промышленники и коммерсанты фактически никак не вспоминают о своих предшественниках. Возможно, потому, что сравнение не в их пользу. И, отмечая 230-летие Верхнеудинской ярмарки, неплохо бы вспомнить, что 110 лет назад родилась промышленность нашего города, и почтить славное имя Александра Кузьмича Кобылкина.

История административно-территориального устройства Верхнеудинска – Улан-Удэ и прилегающих к ней мест
(первая часть)
В 1682 г. образовано самостоятельное Иркутское воеводство, в состав которого вошли в 1686 г. Верхоленский, Балаганский и Идинский остроги и Бирюльская слобода с приписанными к ним деревнями, а несколько позднее и западно-забайкальские остроги (Верхнеангарский, Баргузинский, Баунтовский, Удинский, Селенгинский, Итанцинский, Кабанский, Еравнинский), в то время как восточные остроги Бурятии перешли в ведение Нерчинского острога. Воевода был единоличным управителем воеводства, подчиненным непосредственно Сибирскому приказу. Он являлся гражданским и военным начальником, обладал исполнительной и судебной властью. Кстати судебная власть воевод в 1695 г. была несколько ограничена: им запретили выносить смертные приговоры. Однако, он ведал и дипломатическими сношениями с монголами и ойратами, имевшими местный характер, более важные посольства направлялись прямо в г. Москву.
В 1690 г. Удинская крепость получает статус пригорода, административным центром Западного Забайкалья продолжает оставаться Селенгинск (Староселенгинск). Вначале Удинском управлял казачий голова, затем комендант. «Как сперва было небольшое селение, после умноженное вышесказанными стрельцами, кои переименованы были казаками, после того назван пригородком... Разделен на две части, из которых первая называется Городская, а вторая – Слободская…Первую часть составляет крепость деревянная с башнями, пороховой погреб, артиллерийский цейхауз и гаубвахт; вторую часть составляют пять провиантских магазинов, канцелярия, казармы, винной подвал, питейные дома, торговые лавки, одна богаделна, четыре дома для служебных мест и 110 обывательских домов…».
Путешественник Поль Лаббе писал о Удинске: «… Издали он выглядит по-настоящему большим; вблизи это всего лишь большая деревня, похожая на все сибирские уездные центры с широкими пыльными улицами, которые любая гроза превращает в рытвины, с деревянными домами, с тем грустным и монотонным видом, который свойствен большей части городов России…».
31 января 1775 г. согласно Указу Правительствующего Сената Удинск стал именоваться провинциальным городом (центром Удинской провинции) в составе Иркутской губернии. С 25 сентября 1775 г. образована Удинская Провинциальная Канцелярия. «Все те уездные города и места, кои были в ведении Селенгинского и Нерчинского Воеводских правлений, вошли в подчиненность сей провинции: Баргузин и, словом, все заморские обитатели, окроме приписных к Нерчинским заводам». Вскоре прибыл воевода, артиллерии майор Иван Васильевич Тевяшов, товарищ – Иван Васильевич Ланской и прокурор – Иван Иванович Мельгунов. Тогда в г. Удинске числилось «ревизских душ» мужского пола 271 (205 разночинцев и дворян, 6 цеховых ремесленников и 60 посадских людей).
В 1779 г. город Староселенгинск, бывший до этого главным административным центром Западного Забайкалья, в дальнейшем подчиняется Удинску и становится приписным городом Верхнеудинского округа. В июне 1782 г. воеводу И.В. Тевяшова перевели в Иркутск. Новым воеводой Удинской провинции назначен Владимир Леонтьевич Воейков (Демин Э.В., 2006 г., с. 214).
2 марта 1783 г. по Высочайшему именному Указу образован Верхнеудинский уезд, Удинск стал уездным городом Иркутской области и был именован Верхнеудинском, хотя и находился в устье реки Уды (то есть мог бы быть наречён Нижнеудинском, однако такой населённый пункт уже был в Иркутской области, а ранее места, находящиеся далее на восток, именовали - верхним). «Местное положение под всем городом луговое и ровное. В длину простирается на 480, в ширину на 400 сажень, а фигурою наподобие треугольника… На две части разделяется сей город. Первая называется городовая, другая слободская; первую часть составляют крепость деревянная с башнями, пороховой погреб, артиллерийский цейхгауз и гауптвахта. Вторую часть составляют провиантские магазины, канцелярия, казармы, винной подвал, питейные домы, торговые лавки, заводские магазейны, партикулярные домы, которых числом 110, и в середине сих последних три церкви. Такое описание посадской части приводится в «Древней Российской Вивлиофике…» накануне градостроительной реформы» (Гурьянов В.К., Гурьянов М.В., с. 20). В Верхнеудинском уезде насчитывалось 252 поселения, в том числе два города: Верхнеудинск и Староселенгинск, три острога (Баргузинский, Ильинский, Кабанский), три крепости (Троицкосавская с Кяхтинским форпостом (торговая слобода Кяхта), Петропавловская и Кударинская), тринадцать казачьих караулов, затем слободы и деревни; проживало 48 437 жителей, из них 28 737 человек составляли буряты и эвенки и 20 000 русские.
12 декабря 1796 г. Сибирь разделена на две губернии – Иркутскую и Тобольскую (по утвержденному в 1798 г. штату в состав Иркутской губернии входило 17 уездов: Балаганский, Верхоленский, Иркутский, Илимский, Киренский, Нижнеудинский, Якутский, Зашиверский, Среднеколымский, Нижнеколымский, Олекминский, Верхневилюйский, Баргузинский, Верхнеудинский, Селенгинский, Тункинский и Нерчинский).
В 1822 г. в связи с преобразованием Западного Забайкалья в Верхнеудинский округ - г. Верхнеудинск стал окружным городом Иркутской губернии и вторым по величине после Иркутска городом Восточной Сибири.
В 1824 г. Заудинское предместье почти полностью застраивается усадьбами. Улица Набережная начиналась с усадьбы казака Ивана Портнягина и состояла из 9 усадеб. Улица Вознесенская начиналась с усадьбы казаков Петра и Семена Таракановских и насчитывала 26 усадеб. Улица Продольная начиналась с усадьбы Козьмы Скорнякова, на ней было 10 усадеб. Улица Большая начиналась с усадьбы канцеляриста Петра Цынкова. На ней стояло 27 усадеб. Улица Ново-Казачья начиналась с усадьбы казака Ивана Маркова, включала 20 усадеб. Лесной переулок состоял из двух усадеб – казака Василия Белоглазова и мещанина Стадырнова. Всего в Заудинском предместье насчитывалось 95 домов жителей, один казенный деревянный дом и один общественный. За рекой Селенгой стояли 35 деревянных домов (Гурьянов В.К., Гурьянов М.В., с. 45-46).
В марте 1827 г. Верхнеудинский купец 1-й гильдии Григорий Александрович Шевелев, по совету декабриста А.Н. Муравьева, арендовал земельный участок вблизи города, в горном распадке, по течению речки Березовки (на Стрелке) и далее до впадения её в р. Уду для создания заимки и опытного участка по акклиматизации и разведению фруктовых деревьев, овощей, злаков и технических культур. Вскоре земля была обработана, засажена и засеяна. По рекомендации А.Н. Муравьева, Григорий Шевелев становится корреспондентом МОСХ (Московского общества сельского хозяйства), куда он до 1833 г. отправлял корреспонденции с итогами своих опытов, регулярно печатавшиеся в «Земледельческом журнале». Шевелев первым в Забайкалье освоил промышленное производство свеклы, проводил (правда, безуспешно) опыт по разведению американского табака и китайской пшеницы, выращивал овощи и клевер. Также здесь он занимался коневодством, проводил опыты по разведению пчёл (Улан-Удэ в прошлом и настоящем, с. 50-51).
16 августа 1851 г. утверждено положение об управлении Забайкальской области, образованной из Верхнеудинского и Нерчинского округов Иркутской губернии, упразднение Верхнеудинского окружного управления и суда. В Забайкальской области «…окружных городов, включая губернских было – 3, заштатных – 2, слобод – 15, сел – 51, деревень – 304, казачьих селений – 479, пограничных караулов – 46, соборных изб – 3, родовых управ – 2, родовых управлений – 145, инородческих улусов – 700, тунгусских наслегов – 13. В Забайкальской области проживало 356 688 человек».
В 1875 г. согласно городской ведомости в центральной части г. Верхнеудинска число дворовых участков и находящихся в них домов составило 348, жителей мужского пола было 1269, а женского пола 1345; за р. Удой число дворовых участков 215, жителей мужского пола 466, а женского пола 503; за р. Селенгой число дворовых участков 39, жителей мужского пола 89, а женского пола 96; итого: дворов 602, мужчин 1824, женщин 1944 (всего 3768 чел.). В 1878 г. по данным городской управы в г. Верхнеудинске на усадьбах жителей находилось 1415 лошадей, 1015 голов крупного рогатого скота, 750 овец, 42 головы свиней, 98 коз.
4 декабря 1882 г. популярный в России журнал «Нива» пишет: «Верхнеудинск – один из лучших городов нашего далекого Забайкалья. Раскинутый на правом берегу Селенги, он занимает не особенно большую площадь, образуемую, с одной стороны, Селенгой, с другой - притоком Удой и с третьей - песчаной возвышенностью, на которой растет некрупный сосняк. Сам город состоит из трех частей: собственно города, Заудинской слободы и поселка, лежащего в нескольких верстах вверх по Селенге.... До образования же Забайкальской области, т. е. до конца 1851 г., Верхнеудинск считался окружным городом Иркутской губернии. Общий вид Верхнеудинска довольно красив: улицы широки и расположены довольно правильно, исключая одну - Подгорную, которую самые условия местности не позволили вытянуть в одну прямую линию. Несколько десятков лет назад здесь было озеро, и поэтому в народе эта местность до сих пор называется Мокрой Слободой, действительно, после дождя оправдывающая свое название. На большой центральной площади в каменном двухэтажном здании помещаются присутственные места Верхнеудинска: городская управа, казначейство и земский суд. Другая площадь - Базарная, где кипит особая торговая деятельность во время здешней ярмарки, продолжающейся от 26 января до 6 февраля, на которую съезжаются не только жители Верхнеудинского округа, но даже Баргузинского и Нерчинского. Из более замечательных городских зданий, кроме Гостиного двора, особого внимания заслуживают некоторые здешние церкви по своему строению, затейливой архитектуре. Самая древняя церковь в городе была Спасская, деревянная, построенная около самой горы. Теперь на этом месте, где она стояла, поставлен крест, и вся эта местность находится во владении одного частного лица. Здешняя соборная церковь выстроена в 1741 г., а Троицкая кладбищенская - в 1809 г. Жителей в Верхнеудинске до четырех тысяч: это преимущественно мещане и казаки. Мещане занимаются мелочной торговлей или обменом товаров в Чите и Кяхте. Кроме того, многие из них разъезжают по местным селениям и ведут бойкую торговлю омулями, так как омули вместе с кирпичным чаем составляют главную пищу здешнего простолюдина. Казаки занимаются хозяйством, извозом и продажей дров. Многие отрасли торговли находятся в руках евреев, которые теперь успели пробраться даже в самые дальние уголки Сибири. В окрестностях города существуют заводы: мыловаренные, свечные и стеклянные». Тогда в г. Верхнеудинске было 4 130 жителей, из них мужского пола 2 124 и женского 2 006.
16 июня 1884 г. Забайкальская область изъята из ведения Восточно-Сибирской администрации и передана в состав Приамурского генерал-губернаторства. Забайкальская область состояла из 8 округов – Верхнеудинского, Нерчинского - с 1851 г.; Баргузинского, Селенгинского, Читинского - с 1870 г.; Троицкосавского, Акшинского, Нерчинско-Заводского - с 1872 г.
В 1891 г. в книге «Забайкалье. Краткий исторический, географический и статистический очерк Забайкальской области» писали: «…Город разделяется на четыре части: собственно город, нагорная часть, станица, населенная казаками (принадлежит к городу и подчиняется верхнеудинской полиции, но в то же время входит в состав Селенгинской округи) и поселье, отстоящее от города на расстоянии около 6 верст….В городе находится окружное полицейское управление, уездное казначейство; имеют пребывание горный исправник золотых промыслов, товарищ прокурора, судебный следователь…».
На 1 января 1899 г. национальный состав г. Верхнеудинска составлял: русские 4356 чел. (мужчины 2142, женщины 2214), евреи 731 чел. (мужчины 399, женщины 332), татары 85 чел. (мужчины 55, женщины 30), поляки 82 чел. (мужчины 62, женщины 20), китайцы 60 чел. (все мужчины), буряты 52 чел. (мужчины 25, женщины 27), немцы 14 чел. (мужчины 8, женщины 6), грузины 6 чел. (все мужчины), армяне 8 чел. (все мужчины), черкесы 15 чел. (все мужчины), прочие 45 чел. Итого 5454 чел.
Заудинское предместье имело официальный статут казачьей станицы, хотя в полицейском отношении подчинялось городу. Здесь помимо казаков селился бедный люд города. «Заудинское предместье, имеющее 220 усадебных мест, т.е. третью часть усадебных мест всего города, остается в своем прежнем захудалом заброшенном положении и приносит в городские доходы оценочного сбора с недвижимого имущества 260 руб., т.е. одну двадцатую часть всего сбора» (Минерт Л.К. Архитектура, с. 55). Заудинские казаки в очередном порядке отбывали воинскую повинность в казачьих войсках, а в обычное время жили крестьянской жизнью: имели пашни, покосы, держали скот, сажали на полях картофель и широко занимались огородничеством. «На своих больших приусадебных участках выращивали особенно много капусты, да и другими овощами в преобладающем количестве снабжали город. Домохозяйки выпекали для базара хлеб, калачи и пышные ароматные булки. Они ежедневно носили в город по домам в берестяных, поставленных на голову лукошках, свежие заварные калачи, на приготовлении которых специализировались до совершенства. По осени, когда заканчивался сбор кедровых орехов, снабжали горожан ореховым маслом, а ребятишкам доставляли удовольствие «сбойней» - жирными ореховыми выжимками с сахаром в виде лепёшки, которые продавались по копейке штука и были любимым лакомством детей». Всё же основу пищевого рациона горожан стали составлять мясные блюда. Мясо приобретали в мясных лавках, на базарах и ярмарках. Некоторые городские жители занимались разведением домашнего скота и сами обеспечивали себя мясом. Мясорубок почти не было, мясо рубили в деревянных корытцах полукруглыми ножами с приделанными к ним деревянными ручками – «сечками». В зимнее время готовили впрок пельмени, которые на просторных железных противнях выносились на мороз. Состоятельные горожане могли себе позволить покупку колбасных изделий, изготовлением которых занимались всего несколько мастеров. Определенное разнообразие в рацион питания горожан привносило занятие охотничьим и рыболовным промыслами. По реке Уде весной и осенью была хорошая охота на уток и гусей. В те годы, когда в пригороде дичи было мало, горожане ездили за утками, гусями к бурятам на Иволгу или к «семейским» в Тальцы.
На 1 января 1904 г. национальный состав г. Верхнеудинска уже составлял: русские 7500 чел. (мужчины 4000, женщины 3500), евреи 1480 чел. (мужчины 800, женщины 680), татары 100 чел. (мужчины 60, женщины 40), поляки 105 чел. (мужчины 70, женщины 35), китайцы 60 чел. (все мужчины), буряты 90 чел. (мужчины 50, женщины 40), немцы 25 чел. (мужчины 15, женщины 10), грузины 6 чел. (все мужчины), армяне 15 чел. (все мужчины), черкесы 32 чел. (мужчины 30, женщины 2), прочие 117 чел. Итого 9530 чел.
17 марта 1906 г. Забайкальская область изъята из ведения Приамурского генерал-губернаторства и вновь включена (см. 16 июня 1884 г.) в состав Иркутского генерал-губернаторства, где была до 1917 г.
На 1 января 1916 г. население г. Верхнеудинска по национальностям составляло: русские 14512 чел. (7155 м.п., 7357 ж.п.), евреи 1346 (660 м.п., 686 ж.п.), поляки 284 (131 м.п., 153 ж.п.), буряты 85 (53 м.п., 32 ж.п.), китайцы 107 (100 м.п., 7 ж.п.), татары 433 (187 м.п., 246 ж.п.), черкесы 13 (м.п.), армяне 68 (38 м.п., 30 ж.п.), грузины 75 (51 м.п., 24 ж.п.), литовцы 15 (6 м.п., 9 ж.п.), эстонцы 60 (27 м.п., 33 ж.п.), латыши 28 (17 м.п., 11 ж.п.), японцы 71 (29 м.п., 42 ж.п.), корейцы 35 (18 м.п., 17 ж.п.), мордва 10 (8 м.п., 2 ж.п.), греки (м.п.), неизвестные 45 (35 м.п., 10 ж.п.). Итого 17193 чел. (8534 м.п., 8659 ж.п.).
6 апреля 1920 г. в г. Верхнеудинске на первом учредительном съезде представителей трудящихся образована Дальне-Восточная Республика (ДВР). Верхнеудинск становится столицей (по 4 ноября). ДВР – «буферное» государство, позволявшее восточным российским территориям сохранить российский суверенитет в условиях иностранной интервенции и удаленности от центра. Включало в себя территории Забайкальской (с центром в г. Чите), Амурской (с центром в г. Благовещенске), Приамурской (с центром в г. Хабаровске) и Приморской областей (с центром в г. Владивостоке), Камчатки, Северного Сахалина и полосу отчуждения Китайско-Восточной железной дороги. В ДВР допускались многопартийная система, всеобщее избирательное право при тайном голосовании, частная собственность и частная торговля. Главой временного правительства ДВР был избран коммунист А.М. Краснощеков (наст. имя и фам. Авраам Моисеевич Тобельсон, 10.10.1880-26.11.1937). 14 мая 1920 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР официально признал ДВР и Верхнеудинск столицей всего Дальнего Востока.
5 ноября 1920 г. Правительство Дальне-Восточной Республики переехало из г. Верхнеудинска в г. Читу. После переезда правительства Дальне-Восточной Республики в г. Читу, для исполнения функций власти, организации хозяйственной и культурной жизни в г. Верхнеудинске был образован Народно-революционный комитет Прибайкальской области (Прибоблнарревком), исполнительным органом которого был президиум. Председателем избран Б.Н. Добронравов. В ноябре 1921 г. реорганизован в Областное управление ДВР (Путеводитель по фондам…, с. 30). Прибоблнарревком находился по ул. Большой, в доме Кобылкина (ныне ул. им. В.И. Ленина, №27). 22 ноября 1920 г. Правительство Дальне-Восточной Республики приняло постановление о выделении из Забайкальской области Прибайкальской области с административным центром в г. Верхнеудинске. 30 декабря 1920 г. «На днях приехал из Читы, назначенный правительством Д-В.Р, правительственный эмиссар Прибайкальской области А.М. Буйко» («Прибайкалье», 1920 г., 30 декабря, с. 2). 30 января 1921 г. «Приказ №1. Населению и правительственным учреждениям области объявляется, что правительственный областной эмиссариат помещается в г. Верхнеудинске, Большая ул., дом Голдобиной… Эмиссар Прибайкальской области А. Буйко» («Прибайкалье», 1921 г., 30 января, с. 2).
17 мая 1922 г. «Правительственным Эмиссаром Прибайкалья назначен т. Постышев, который на днях вступает в исполнение своих обязанностей» («Прибайкальская правда», 1922 г., 17 мая). В октябре 1923 г. в связи с ликвидацией Прибайкальской губернии Прибгубисполком передал свои полномочия Ревкому Бурят-Монгольской АССР (Путеводитель по фондам…, с. 19).


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ им. В.Р.ФИЛИППОВА

Кафедра истории

Реферат
по Истории Бурятии на тему: «История основания города Улан-Удэ»

г. Улан-Удэ,
2011г.
Содержание
Введение

    История города Улан-Удэ

      Город в XVIII-XIXвеках
      В настоящее время
Заключение
Список литературы

Введение
Улан-Удэ, как и многие сибирские города, был основан в XVII веке русскими землепроходцами. 1666 год принято считать временем основания города. Расположен на берегах двух рек - Селенги и Уды.
Название свое получил от одной из них, поскольку основан был и строился преимущественно на берегу Уды. А так как на Иркутской земле тоже есть река Уда и город на ней был назван Нижнеудинском, то город, возникший в Забайкалье, окрестили Верхнеудинском. В советское время, а именно в 1934 г., его, как столицу автономной республики, переименовали в Улан-Удэ, т.е. красная Уда - красный советский город, находящийся на берегу реки Уды.
В XVI-XVII веках шло освоение земель за Уралом. По мере продвижения первых землепроходцев строились остроги, прокладывались дороги, начиналось хозяйственное освоение края. Так, в 1647 году был построен Верхнеангарский острог, в 1648 году - Баргузинский, в 1665 году казаки Баргузинского острога основали Селенгинский острог. А в 1666 году, русский казачий отряд поставил в устье реки Уды, на высоком скалистом берегу (около нынешнего моста через реку Уду), маленький деревянный домик, названный "Удинским казачьим зимовьем". Удинское зимовье было основано как центр сбора ясака с местного населения, укрепленный военный пункт для обороны от враждебных нападений и как одна из баз для продвижения русских на Восток.

    История города Улан-Удэ
      Священное место и начало развития
Современные города, как правило, основаны на тех территориях, которые в далеком прошлом были освоены человеком.
Имеются сведения, что примерно семь тысяч лет назад на территории современного Улан-Удэ появлялись люди.
Из имеющихся сведений можно отметить: погребение в поселке Шишковка, относящееся к эпохе неолита, станция Дивизионная - стоянка бронзового века, захоронения эпохи средневековья на окраине Этнографического Музея народов Забайкалья и поселка Зеленый, а также архивные сведения об обнаружении в районе поселка Силикатный захоронений эпохи хунну (3 век до н.э.). Окрестности города изобилуют археологическими древностями, свидетельствующие об истории города до периода освоения его русскими переселенцами.
Город Улан-Удэ расположен на слиянии двух рек: Селенги и Уды и начинался с небольшого казачьего зимовья в пору присоединения Восточной Сибири к Русскому государству (17 век). Место для города было выбрано казаками и называлось "Заудинским камушком", через него проходила дорога, которую местные люди называли "ханской дорогой звонкой" и действовала удобная переправа через реку Селенгу.
Это место почиталось бурятским населением как священное.
В 1666 году отрядом казаков Гаврилы Ловцова здесь было построено Удинское зимовье, что совпало по времени с отправкой из Москвы в Китай первого русского торгового казенного каравана по пути, в дальнейшем получившим название "Чайного пути". Через 14 лет в 1678 году томским сыном боярским Иваном Поршённиковым были возведены оборонительные стены Удинского острога. Выбор места диктовался удобной, с точки зрения обороны, позицией, что позволяло осуществлять контроль за перемещениями по территории Западного Забайкалья.
В 1687 году Удинский острог был реконструирован по приказу царского посланника, впоследствии генерал-фельдмаршала, друга Петра I Ф.А. Головина, прибывшего в Забайкалье для заключения Нерчинского пограничного договора с Китаем. Острог был обнесен большими тройными надолбами, рвом, был сделан тайный ход к реке, построены башни, караульная изба, посад, двойное ограждение (бревенчатый тын и рогатки), артиллерийская батарея, двое ворот, часовня.
В посаде располагалось около 100 казачьих изб. Зимой гору, на которой стоял острог, поливали водой, чтобы неприятель не мог подобраться к его стенам.
В 1689 году по ходатайству Ф.А. ГоловинаУдинский острог получает статус города и становится административным и военным центром Забайкалья. Сооружение Удинского острога - города сыграло огромную роль в установлении мирной жизни в Забайкалье и развитии торговли с Китаем.
Историческое место, которое занимал Удинский острог, находится над правым скалистым берегом Уды.
Простоял Удинский острог до второй половины 19 века, после чего он был разобран населением города на дрова.
Сейчас на месте острога установлен памятный знак и каменный крест.
Превращению Удинского острога и крепости в город способствовали приток русских переселенцев в долину Селенги и экономический подъем прилегающих районов. Удинский острог становится основным пунктом хранения товаров и формирования караванов для торговли с соседями. Благодаря своему выгодному географическому положению город превратился в административный и торговый центр Забайкалья, посредника между Монголией, Китаем и городами Восточной Сибири.
      Город в XVIII-XIX веках
По мере развития города стали намечаться дороги в направлении городов Иркутска, Нерчинска, Читы, ставшие впоследствии основными при создании первых планов города.
К 1735 году в городе было уже 120 жилых домов. Первая планировочная структура города компактная, с ясно выявленной композиционной идей, частично сохранилась и до наших дней. Впечатляли своеобразием и красотой постройки деревянного и каменного зодчества, а также Одигитриевский собор (построен в 1741-1785 годах), Спасская (в 1786-1800 годах) и Троицкая церкви (в 1798-1806 годах). Одигитриевский собор - первое каменное сооружение Верхнеудинска является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири 18 века. Его положение приняли за исходную точку при определении сетки улиц на проектах планировки 18-19 веков.
С 1768 года была учреждена торговая ярмарка, с 1780 года она стала проводиться два раза в год и была самой крупной по размерам торгового оборота в Забайкалье. Город развивался, как один из крупных центров оптовой торговли на "Чайном пути", в нем проживала большая колония богатых купцов, на средства которых были построены многие общественные здания.
С 1783 город называется Верхнеудинском и становится уездным городом. Учреждается его герб, свидетельствующий о его торговом значении. Изображенный на гербе жезл Меркурия и рог изобилия символизировал, что "в сем городе производится знатный торг". Основными предметами торга были мануфактурные, кожевенные, скобяные, бакалейные, москательные и парфюмерные товары, сахар и чай. По описанию современников, Верхнеудинск напоминал сплошной торговый центр, который делился на две части - городскую, состоящую из деревянной крепости и слободскую с магазинами, торговыми лавками, частными домами и церквями.
В связи с расположением на Московском тракте, город стал крупным этапным пунктом на пути следования к месту назначения каторжных и ссыльных. Политические ссыльные, начиная с декабристов, способствовали распространению в Забайкалье просвещения и культуры.
В 1793 году было открыто первое учебное заведение - малое народное училище, преобразованное в 1806 году в уездное. В нем работал известный педагог и поэт Д.П.Давыдов, автор песни "Славное море священный Байкал".
Преимущественно деревянный город часто подвергается пожарам, один из наиболее сильных пожаров в 1878 году уничтожает три четверти строений города. В 1830 и 1862 годах город переносит сильные землетрясения, а в 1867 году на него обрушилось наводнение, когда значительная часть города была залита водой.
Первая перепись населения 1897 года показывает, что в городе проживало около 8 тысяч человек. Социальный состав города в середине 19 века был разнородным и включал в себя мещан (1212 чел.), военных (717 чел.), разночинцев (480 чел.), купцов (171 чел.), дворян (109 чел.), чиновников (98 чел.), дворовых (71 чел.), духовенство (60 чел.), ссыльных (28 чел.) и др. Население города по религиозным конфессиям состояло из представителей самых разных вероисповеданий: православных, иудеев, магометан, католиков, древлеправославных, буддистов, лютеран и др.
В городе проживали люди разных национальностей - русские, евреи, поляки, буряты, китайцы, татары, грузины, армяне и пр.
В 19 веке в городе возводятся новые каменные общественные здания, среди которых публичная библиотека и городской банк.
На средства купца М.К.Курбатова строится первый мост через реку Уду. В 1803 году собрание купцов и богатых мещан решает на акционерных началах построить каменный Гостиный двор, строительство которого продолжалось до 1856 года. Гостиный двор стал главным общественным сооружением центра Верхнеудинска конца 19 века и до сегодняшнего дня сохранил важные элементы торговой площади, выполненные в формах русского классицизма.
В 1875 году в Верхнеудинске введено Городовое положение, согласно которому избирается первая Городская Дума, а городской Головой избран купец I гильдии И.П.Фролов. В 1873 году через город проезжает наследник русского престола, великий князь Алексей, а в 1891 году город посещает цесаревич Николай, впоследствии ставший царем Николаем II. Он возвращался по Читинскому тракту из своего кругосветного путешествия и останавливался в доме купца I гильдии И.Ф. Голдобина, в котором находится сейчас Музей истории города. В честь его приезда купечеством возведена торжественная арка - "Царские ворота", а день его прибытия 20 июня ежегодно отмечался горожанами как праздничный день.
С 1900 года открылось регулярное сообщение по железной дороге, связавшей Забайкалье с центром России. Строительство в конце 19 - начале 20 веков Великой Транссибирской магистрали привело к коренным изменениям всей экономической жизни города. В городе открываются отделения крупных банков, доходные дома, строятся новые предприятия - в 1913 году их насчитывалось 18, первая электростанция, работают гостиницы, иллюзион.
В 1912 году построена первая городская телефонная станция, появился первый автомобиль и установлено автомобильное почтово-пассажирское сообщение Верхнеудинск- Троицкосавск. Город живет активной общественной жизнью: организуются благотворительные вечера, концерты, театральные выступления, парады, ярмарочные балаганы, маскарады, а также первые спортивные состязания. В 1915 на Базарной площади (ныне площадь Революции) состоялся первый футбольный матч между командами "Спартак" и "Гладиатор".
Революционные события меняют уклад жизни города. В 1917 году был образован Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов, под председательством В.М.Серова. Второй съезд трудового населения Прибайкалья поддержал установление Советской власти. В 1918 году город был занят войсками белочехов и белогвардейцев.
В 1920 году в нем устанавливается Советская власть. Верхнеудинск становится столицей Дальневосточной Республики, а в 1921 году губернским центром Прибайкальской губернии. В 1923 году создана Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика, включающая территории Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского округов, а Верхнеудинскобъявлен ее столицей.
В 1926 году начинается воздушное сообщение Верхнеудинск-Улан-Батор, первый аэродром находился на месте нынешнего республиканского ипподрома. Открылся первый профессиональный театр, приступила к вещанию небольшая радиостанция.
В 1929 году построен судостроительный завод, открыт Бурят-Монгольский институт культуры - первое академическое научное учреждение республики.
Тридцатые годы - это годы бурного строительства. В это время население города быстро увеличивается за счет приезда специалистов и рабочих с запада страны. В 1934 году Верхнеудинск переименован - теперь он называется Улан-Удэ.
Город развивается, преимущественно, как промышленный центр республики - строятся заводы, фабрики, пищевой и перерабатывающей продукции, крупные машиностроительные предприятия. Вместо паромной переправы через реку Селенгу построен автомобильный мост. Начинает функционировать общественный транспорт - первые 19 автобусов обслуживают 4 маршрута протяженностью 29 км.
и т.д.................

Территория Забайкалья являлась с глубокой древности составной частью Центрально-азиатской историко-культурной области. Население района прямо или косвенно в течение тысячелетий входило в орбиту грандиозных исторических событий этой части планеты. Интереснейшей страницей в древнейшей истории Забайкалья является его гуннский период (конец III века до нашей эры - конец I века нашей эры). В гуннском государстве были собраны разноэтнические племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские. Согласно историческим свидетельствам, гунны создали мощное государство кочевников Центральной Азии, просуществовавшее три столетия.
Последующие государственные образования кочевников сменяли друг друг на протяжении тысячелетий до образования в 1206 году Монгольской империи, в которой Чингис-хан объединил все основные монгольские племена. Подчиняясь строжайшей государственной дисциплине, народы Забайкалья участвовали в завоевательских походах Чингис-хана и его преемников.

После распада империи Чингис-хана монгольское государство, раздираемое феодальными раздорами, продолжало существовать. Племена, кочевавшие в Забайкалье и Предбайкалье, неизменно оставались в его составе.

В 16-м веке российская империя начала интенсивно расширять свои рубежи на восток. Крупные исторические события, надвигавшиеся в сторону Байкала, коснулись судьбы народов, обитавших на этих территориях. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии - Улан-Удэ.

Установление Россией устойчивых пограничных рубежей привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира. Царское правительство установило свою административно-управленческую систему в Забайкалье, однако внутреннее самоуправление осуществлялось бурятской знатью под контролем восточно-сибирской администрации. Строительство Транссибирской железной дороги, проходящей и через территорию Забайкалья, а также традиционные караванные пути, связывающие Россию со странами Юго-Восточной Азии, привели в 18-19 веках к интенсивному экономическому развитию региона.

30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая республика.
Еще раньше две Бурят-Монгольские автономные области были созданы в составе РСФСР и Дальневосточной республики (буферного государства, созданного Советской властью в тактических целях).
30 мая 1923 года президиум Всесоюзного Центрального исполнительного комитета принял постановление об объединении этих областей в республику с центром в городе Верхнеудинске.
Столица Бурят-Монголии в 1934 году была переименована в Улан-Удэ. В 1937 году из состава республики был выведен ряд районов, на их основе созданы два бурятских автономных округа, вошедших в состав соседних областей: Агинский в составе Читинской и Усть-Ордынский в составе Иркутской области.
В 1958 году Бурят-Монгольская АССР получила новое название – Бурятская АССР.
8 октября 1990 г. был провозглашен государственный суверенитет Бурятской Советской Социалистической Республики и объявлен отказ от статуса автономной республики. 27 марта 1991 года парламент Бурятии исключил из названия республики определения «Советская» и «Социалистическая», и она получила современное название. С 1994 года в Республике Бурятия действует нынешняя Конституция. В ней закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, определена система органов государственной власти, включающая Президента, Правительство, Народный Хурал, Конституционный суд, а также Верховный суд и другие судебные органы.

В Бурятии мирно соседствуют различные религии и конфессии. Наиболее распространенными и традиционными из них являются буддизм и православие. В Бурятии находится центр Буддизма России, возводится первый буддийский женский монастырь.

Коренное население республики - буряты. Общества бурятской культуры зарегистрированы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Иркутске. В республике зарегистрировано более 300 общественных объединений, здесь традиционно спокойная общественно-политическая обстановка.

УЛАН-УДЭ (ВЕРХНЕУДИНСК) - СТОЛИЦА БУРЯТИИ

Город Улан-Удэ - административно-политический, экономический и культурный центр Республики Бурятия. Это - один из старейших крупных городов Сибири и Дальнего Востока.

Улан-Удэ расположен на живописном месте. С северной и южной сторон город окаймлен горами, покрытыми хвойными лесами, а к западу от него раскинулась Иволгинская долина. Через город, словно гигантские артерии, величаво несут свои воды забайкальская красавица-река Селенга и быстротечная Уда.

История возникновения и развития города неразрывно связана с историческим процессом добровольного вхождения Бурятии в централизованное русское государство, с историей совместной жизни и деятельности бурятского и русского народов по хозяйственному освоению Забайкалья - богатейшего края Сибири.

История Улан-Удэ, как и почти всех старых сибирских городов, начинается с постройки зимовья, острога. В 1666 году русский казачий отряд поставил в устье реки Уды, на высоком скалистом берегу маленький деревянный домик, названный "Удинским казачьим зимовьем". Удинское зимовье было создано в основном для сбора ясака.

Дальнейшему развитию Удинского зимовья, превращению его в острог, а затем в город во многом способствовало очень выгодное его географическое расположение - на перекрестке главных торговых путей России с Китаем и Монголией. Учитывая удобное географическое и стратегическое месторасположение Удинского зимовья, Московское правительство решило построить здесь острог (военный городок). В 1689 году его строительство было закончено, и назван был острог Верхнеудинским. В 1690 году Верхнеудинский острог был переименован в город.

Верхнеудинск в административном отношении с восьмидесятых годов XVII века входил в состав Иркутского воеводства. Занимая выгодное положение на торговом пути России с Китаем и Монголией, Верхнеудинск сравнительно быстро превратился в один из главных торговых центров России на Востоке. Здесь взимались торговые пошлины и, таким образом, контролировалась, по существу, вся торговля России с другими странами.

Предпринимательство в Бурятии имеет богатую историю. В Верхнеудинске с 1780 года стали проводиться ярмарки. Чуть позже началось строительство Гостиных рядов (1791-1856гг.) в центре города, которые сохранились и по сию пору. Известными купцами тех лет были Митрофан Курбатов, Петр Фролов, Иакин Фролов, Петр Трунев.

Развитие промышленности в городе было связано со строительством транссибирской магистрали, которое велось с двух сторон, с Запада и Востока одновременно, в течение 13 лет, с 1892 года по 1905 год. 15 августа 1899 года жители Верхнеудинска встречали первый поезд.

Транссибирская магистраль связала Верхнеудинск со всей страной, и к 1913 году в городе насчитывалось уже 13 тысяч жителей.

Сегодня Улан-Удэ - крупный промышленный центр Республики Бурятия.

Современные города, как правило, основаны на тех территориях, которые в далеком прошлом были освоены человеком.

Имеются сведения, что примерно семь тысяч лет назад на территории современного Улан-Удэ появлялись люди.

Из имеющихся сведений можно отметить: погребение в поселке Шишковка, относящееся к эпохе неолита, станция Дивизионная - стоянка бронзового века, захоронения эпохи средневековья на окраине Этнографического Музея народов Забайкалья и поселка Зеленый, а также архивные сведения об обнаружении в районе поселка Силикатный захоронений эпохи хунну (3 век до н.э.). Окрестности города изобилуют археологическими древностями, свидетельствующие об истории города до периода освоения его русскими переселенцами.

Город Улан-Удэ расположен на слиянии двух рек: Селенги и Уды и начинался с небольшого казачьего зимовья в пору присоединения Восточной Сибири к Русскому государству (17 век). Место для города было выбрано казаками и называлось "Заудинским камушком", через него проходила дорога, которую местные люди называли "ханской дорогой звонкой" и действовала удобная переправа через реку Селенгу.

Это место почиталось бурятским населением как священное.

В 1666 году отрядом казаков Гаврилы Ловцова здесь было построено Удинское зимовье, что совпало по времени с отправкой из Москвы в Китай первого русского торгового казенного каравана по пути, в дальнейшем получившим название "Чайного пути". Через 14 лет в 1678 году томским сыном боярским Иваном Поршённиковым были возведены оборонительные стены Удинского острога. Выбор места диктовался удобной, с точки зрения обороны, позицией, что позволяло осуществлять контроль за перемещениями по территории Западного Забайкалья.

В 1687 году Удинский острог был реконструирован по приказу царского посланника, впоследствии генерал-фельдмаршала, друга Петра I Ф.А. Головина, прибывшего в Забайкалье для заключения Нерчинского пограничного договора с Китаем. Острог был обнесен большими тройными надолбами, рвом, был сделан тайный ход к реке, построены башни, караульная изба, посад, двойное ограждение (бревенчатый тын и рогатки), артиллерийская батарея, двое ворот, часовня.

В посаде располагалось около 100 казачьих изб. Зимой гору, на которой стоял острог, поливали водой, чтобы неприятель не мог подобраться к его стенам.

В 1689 году по ходатайству Ф.А.Головина Удинский острог получает статус города и становится административным и военным центром Забайкалья. Сооружение Удинского острога - города сыграло огромную роль в установлении мирной жизни в Забайкалье и развитии торговли с Китаем.

Историческое место, которое занимал Удинский острог, находится над правым скалистым берегом Уды.

Простоял Удинский острог до второй половины 19 века, после чего он был разобран населением города на дрова.

Сейчас на месте острога установлен памятный знак и каменный крест.

Превращению Удинского острога и крепости в город способствовали приток русских переселенцев в долину Селенги и экономический подъем прилегающих районов. Удинский острог становится основным пунктом хранения товаров и формирования караванов для торговли с соседями. Благодаря своему выгодному географическому положению город превратился в административный и торговый центр Забайкалья, посредника между Монголией, Китаем и городами Восточной Сибири.

По мере развития города стали намечаться дороги в направлении городов Иркутска, Нерчинска, Читы, ставшие впоследствии основными при создании первых планов города.

К 1735 году в городе было уже 120 жилых домов. Первая планировочная структура города компактная, с ясно выявленной композиционной идей, частично сохранилась и до наших дней. Впечатляли своеобразием и красотой постройки деревянного и каменного зодчества, а также Одигитриевский собор (построен в 1741-1785 годах), Спасская (в 1786-1800 годах) и Троицкая церкви (в 1798-1806 годах). Одигитриевский собор - первое каменное сооружение Верхнеудинска является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири 18 века. Его положение приняли за исходную точку при определении сетки улиц на проектах планировки 18-19 веков.

С 1768 года была учреждена торговая ярмарка, с 1780 года она стала проводиться два раза в год и была самой крупной по размерам торгового оборота в Забайкалье. Город развивался, как один из крупных центров оптовой торговли на "Чайном пути", в нем проживала большая колония богатых купцов, на средства которых были построены многие общественные здания.

С 1783 город называется Верхнеудинском и становится уездным городом. Учреждается его герб, свидетельствующий о его торговом значении. Изображенный на гербе жезл Меркурия и рог изобилия символизировал, что "в сем городе производится знатный торг". Основными предметами торга были мануфактурные, кожевенные, скобяные, бакалейные, москательные и парфюмерные товары, сахар и чай. По описанию современников, Верхнеудинск напоминал сплошной торговый центр, который делился на две части - городскую, состоящую из деревянной крепости и слободскую с магазинами, торговыми лавками, частными домами и церквями.

В связи с расположением на Московском тракте, город стал крупным этапным пунктом на пути следования к месту назначения каторжных и ссыльных. Политические ссыльные, начиная с декабристов, способствовали распространению в Забайкалье просвещения и культуры.

В 1793 году было открыто первое учебное заведение - малое народное училище, преобразованное в 1806 году в уездное. В нем работал известный педагог и поэт Д.П.Давыдов, автор песни "Славное море священный Байкал".

Преимущественно деревянный город часто подвергается пожарам, один из наиболее сильных пожаров в 1878 году уничтожает три четверти строений города. В 1830 и 1862 годах город переносит сильные землетрясения, а в 1867 году на него обрушилось наводнение, когда значительная часть города была залита водой.

Первая перепись населения 1897 года показывает, что в городе проживало около 8 тысяч человек. Социальный состав города в середине 19 века был разнородным и включал в себя мещан (1212 чел.), военных (717 чел.), разночинцев (480 чел.), купцов (171 чел.), дворян (109 чел.), чиновников (98 чел.), дворовых (71 чел.), духовенство (60 чел.), ссыльных (28 чел.) и др. Население города по религиозным конфессиям состояло из представителей самых разных вероисповеданий: православных, иудеев, магометан, католиков, древлеправославных, буддистов, лютеран и др.

В городе проживали люди разных национальностей - русские, евреи, поляки, буряты, китайцы, татары, грузины, армяне и пр.

В 19 веке в городе возводятся новые каменные общественные здания, среди которых публичная библиотека и городской банк.

На средства купца М.К.Курбатова строится первый мост через реку Уду. В 1803 году собрание купцов и богатых мещан решает на акционерных началах построить каменный Гостиный двор, строительство которого продолжалось до 1856 года. Гостиный двор стал главным общественным сооружением центра Верхнеудинска конца 19 века и до сегодняшнего дня сохранил важные элементы торговой площади, выполненные в формах русского классицизма.

В 1875 году в Верхнеудинске введено Городовое положение, согласно которому избирается первая Городская Дума, а городской Головой избран купец I гильдии И.П.Фролов. В 1873 году через город проезжает наследник русского престола, великий князь Алексей, а в 1891 году город посещает цесаревич Николай, впоследствии ставший царем Николаем II. Он возвращался по Читинскому тракту из своего кругосветного путешествия и останавливался в доме купца I гильдии И.Ф. Голдобина, в котором находится сейчас Музей истории города. В честь его приезда купечеством возведена торжественная арка - "Царские ворота", а день его прибытия 20 июня ежегодно отмечался горожанами как праздничный день.

С 1900 года открылось регулярное сообщение по железной дороге, связавшей Забайкалье с центром России. Строительство в конце 19 - начале 20 веков Великой Транссибирской магистрали привело к коренным изменениям всей экономической жизни города. В городе открываются отделения крупных банков, доходные дома, строятся новые предприятия - в 1913 году их насчитывалось 18, первая электростанция, работают гостиницы, иллюзион.

В 1912 году построена первая городская телефонная станция, появился первый автомобиль и установлено автомобильное почтово-пассажирское сообщение Верхнеудинск-Троицкосавск. Город живет активной общественной жизнью: организуются благотворительные вечера, концерты, театральные выступления, парады, ярмарочные балаганы, маскарады, а также первые спортивные состязания. В 1915 на Базарной площади (ныне площадь Революции) состоялся первый футбольный матч между командами "Спартак" и "Гладиатор".

Революционные события меняют уклад жизни города. В 1917 году был образован Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов, под председательством В.М.Серова. Второй съезд трудового населения Прибайкалья поддержал установление Советской власти. В 1918 году город был занят войсками белочехов и белогвардейцев.

В 1920 году в нем устанавливается Советская власть. Верхнеудинск становится столицей Дальневосточной Республики, а в 1921 году губернским центром Прибайкальской губернии. В 1923 году создана Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика, включающая территории Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского округов, а Верхнеудинск объявлен ее столицей.

В 1926 году начинается воздушное сообщение Верхнеудинск-Улан-Батор, первый аэродром находился на месте нынешнего республиканского ипподрома. Открылся первый профессиональный театр, приступила к вещанию небольшая радиостанция.

В 1929 году построен судостроительный завод, открыт Бурят-Монгольский институт культуры - первое академическое научное учреждение республики.

Тридцатые годы - это годы бурного строительства. В это время население города быстро увеличивается за счет приезда специалистов и рабочих с запада страны. В 1934 году Верхнеудинск переименован - теперь он называется Улан-Удэ.

Город развивается, преимущественно, как промышленный центр республики - строятся заводы, фабрики, пищевой и перерабатывающей продукции, крупные машиностроительные предприятия. Вместо паромной переправы через реку Селенгу построен автомобильный мост. Начинает функционировать общественный транспорт - первые 19 автобусов обслуживают 4 маршрута протяженностью 29 км.

1932 год - открыт педагогический институт имени А.С.Пушкина и первый бурятский профессиональный театр.

В годы Великой Отечественной Войны в городе разворачиваются военные госпитали, в которых лечатся раненые бойцы. В память этих событий установлены обелиски и монументы на площадях, проспектах и улицах, на Заудинском кладбище открыт мемориал на братской могиле воинов, умерших в госпиталях города.

В послевоенные годы развитие города продолжается. Завершено строительство тонкосуконной фабрики.

В 1952 году построено одно из красивейших зданий города - Бурятский государственный театр оперы и балета, ставший одним из лучших музыкальных театров Восточной Сибири и получивший в 1979 году звание "академический".

1957 год - построен новый железобетонный мост через р. Уду вместо арочного деревянного.

Проложен первый трамвайный путь, начала вещание первая телевизионная станция. Открываются новые ВУЗы, школы, идет бурное жилищное строительство и на карте города возникают новые микрорайоны.

В 1966 году город торжественно отметил 300-летие со дня основания.

В 1971 году завершена реконструкция административного центра - площади Советов с открытием памятника В.И.Ленину, ставшего одной из уникальных достопримечательностей города. На северо-восточной части города открыт "Этнографический музей народов Забайкалья" и построено новое здание Бурятского академического театра драмы им.Х.Намсараева.

В 1990 году город был включен в "Список исторических населенных мест России". Здесь на государственной охране находятся 52 памятника истории, 177 - архитектуры и градостроительства, 3 - монументального искусства, 1 - археологии, из них 11 - памятники федерального значения.

В 1991 году город посетил глава буддистов всего мира - Далай-лама, буддисты республики отметили 250-летие официального признание буддизма в России. В 1992 году впервые в истории Верхнеудинска Улан-Удэ город посетил Первый президент российского государства Б.Н. Ельцин.

В 1995 году впервые за всю историю города были проведены всеобщие выборы городского головы. Главой местного самоуправления был избран В.А. Шаповалов. В июле 1996 года город отметил свое 330-летие.

90-е годы особо отмечены возрождением православных и буддистских храмов, строительством и освящением новых культовых зданий. В 1995 году в городе начато строительство первого женского буддистского монастыря. Центр восточной медицины, образованный в 1989 году и использующий в своей практике методы тибетской медицины, идущие из глубины веков, в 1996 году получил статус регионального медицинского центра.

В настоящее время город Улан-Удэ динамично развивающийся деловой, культурный, научный центр Забайкалья.

Население города составляет 375,3 тыс. человек. Город по праву можно считать культурной, театральной и музейной столицей - здесь работают 6 государственных театров, бурятский национальный цирк, 6 музеев.

В музейных коллекциях бережно хранятся предметы быта и культур народов, населявших Бурятию начиная с гуннских поселений и до наших времен. Далеко за пределами республики известны самобытное искусство художников, ювелиров, мастеров декоративно-прикладного творчества. Их работы вы можете купить, прогуливаясь по преображенной в 2004 году пешеходной части улицы Ленина.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...