Конспект фронтального занятия для детей с онр. Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе

Ирина Коткова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Страна Знаний»

Конспект фронтального логопедического занятия.

Тема: «Страна Знаний»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: развитие речи детей 6-7 лет с речевыми нарушениями.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Расширять и уточнять представления детей о школе и празднике

Активизировать словарь по школьной теме;

Развивать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными, образование множественного числа существительных, словообразование (образовывать однокоренные слова);

Развивать навык фонематического анализа слова;

Развивать навык образования сложносочиненных предложений;

Корректировать особенности интонационной стороны речи, а именно: восприятия и воспроизведения различной интонации предложения (повествовательной и вопросительной);восприятия и воспроизведения логического ударения в предложении.

Коррекционно-развивающие:

Развивать навык составления предложения по картине;

Активизировать зрительное внимание и восприятие;

Развивать тонкую и общую моторику;

Совершенствовать умение подбирать рифму и логически отвечать на вопрос;

Развивать творческое воображение;

Развивать речевой слух, память;

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности;

Способствовать развитию умения соблюдать правила во время игры;

Создавать условия для стимулирования творческого воображения.

Словарь:

Существительные: осень, сентябрь, день знаний, школа, учитель, ученик, перемена, звонок, школьные принадлежности, учебник, линейка, пенал, ручка, тетрадь, дневник, портфель, звонок, остановка, вопрос и другие.

Прилагательные: осенний, особый, радостный, счастливый, долгожданный, интересный, внимательный, образованный, умный, школьный, звонкий, увлекательное, удивительный и другие.

Глаголы: отмечать, слушать, учить, читать, решать, писать, звенеть, не перебивать, отдыхать, не кричать, помогать, получать, делать, брать, отвечать, петь, рисовать и другие.

Оборудование. Запись песни «Учат в школе»; песни «Дружба» группы «Барбарики» электронная презентация»; макет автобуса, мягкие кубики с буквами Ш, К, О, Л, А; трехцветные кубики для фонематического анализа слова,школьные принадлежности: портфель, ручки, карандаши, точилки, линейки, учебники, тетради, дневники, пеналы; зеркало, бусы, мягкие игрушки, пластмассовый пистолет, кукла, колокольчик; мяч; полоски для выкладывания схемы предложения,вопросительные знаки и точки; смайлики с эмоциями.

Предварительная работа . Просмотр электронной презентации «1 сентября. День Знаний». Чтение детской классической литературы: А. Барто «Я выросла», «По дороге в класс», «В школу», В. Драгунский «Заколдованная буква», С. Михалков «Школа». Проведение детского праздника «День знаний» с приглашением детского творческого коллектива.

Ход занятия.

Организационный момент.

Цель: Создание эмоционально положительного фона, настроя на работу, знакомство с темой занятия.

Дети входят в кабинет под песню «Учат в школе» на слова М. Пляцковского, музыку В. Шаинского. Дети останавливаются в центре кабинета около логопеда.

Логопед. Доброе утро, ребята!

День у нас сегодня необычный. Взгляните в окно.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится,

Если дождик льётся.

Это время года?

Дети. Осенью зовется.

Логопед. Точно, осенью зовется. А что же происходит в самый первый день осени?

Дети. Дети осенью идут в школу.

Логопед. Правильно, дети 1 сентября идут в школу за новыми знаниями. И вы ровно через год станете школьниками и пойдете учиться в школу. А пока мы еще немного побудим дошколятами, согласны?

Дети. Да, согласны.

Ну, а раз день у нас сегодня необычный, я предлагаю отправиться нам всем вместе в увлекательное путешествие. Посмотрите, какой красивый автобус к нам приехал. Прочитайте, что на нем написано.

Дети читают надпись на автобусе: «Страна знаний».

Логопед. Правильно «Страна знаний». А вам хотелось бы прокатиться в эту удивительную страну?

Дети. Да, хотелось бы.

Логопед. Ну, тогда приглашаю всех поскорее занять свои места в автобусе. Присаживайтесь поудобнее.

Дети садятся в «автобус». Логопед звонит в колокольчик.

Логопед. Этот звонкий колокольчик, почти как школьный звонок, будет нас сегодня предупреждать о том, что автобус приехал на новую остановку. Итак, готовы?

Дети. Готовы!

Логопед. Тогда в путь!

Звучит продолжение песни «Учат в школе».

Основной этап.

Логопед звонит в колокольчик.

Логопед. Ребята, а как же мы поедем в страну знаний? Мы же с вами совсем не знаем правил, которые царят в этой стране. Открою вам секрет: «Страна Знаний» живет по таким же правилам поведения, как и в школе. Как же нужно вести себя в школе? Так?

Появляется слайд с изображением дерущихся детей.

Дети. Нет. На уроке надо слушать учителя, быть внимательным, не отвлекать соседа, на переменах не толкаться, нельзя кричать, надо здороваться с другими учителями.

Логопед. Правильно, но все ли знают эти правила, мы сейчас и проверим.

Проводится словесная игра «Правила поведения в школе»

Цель: Развитие слухового внимания, речи, мышления, чувства рифмы.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая)

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать

Надо руку (поднимать).

На математике считают,

На перемене (отдыхают)

Если друг стал отвечать,

Не спеши (перебивать)

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно (руку).

Знай, закончился урок,

Коль, услышал ты… (звонок).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не (кричи).

Логопед. Очень хорошо! Вы все правильно рассказали о правилах поведения в школе. Что делать не нужно в школе, мы с вами уяснили. А что же все-таки в школе ребята делают? (Звонит в колокольчик). Автобус наш делает остановку. А мы с вами выйдем и встанем в круг. Давайте мы еще раз назовем, что ученики делают в школе.

Игра «Подбери слово-действие»

Цель: активизация глагольного словаря.

Логопед приглашает детей выйти в центр кабинета, встать в круг и по кругу передавать мяч, называя слово-действие.

Логопед. Давайте скажем, что же делают ученики в школе?

Дети. Слушать, учиться, здороваться, заниматься, рисовать, писать, считать, читать, запоминать, петь, рисовать, отдыхать, бегать и т. д.

Логопед. Молодцы, смотрите, как много мы узнали о том, чем занимаются дети в школе. Но, нам пора в дорогу. Занимайте свои места.

Дети садятся в автобус, звучит продолжение песни «Учат в школе». Логопед звонит в колокольчик. На доске появляется слайд с изображением остановки под названием «Школа».

Цель:развитие фонематического анализа слова.

Логопед. А мы подъехали к остановке.

Логопед. Ребята, выходите из автобуса. Посмотрите, какие интересные кубики лежат на полу! На них какие-то буквы. Давайте внимательно на них посмотрим, может быть у нас получится выложить из них слово.

Дети с логопедом выходят из автобуса. На полу разбросаны мягкие, большие кубики с буквами Ш, К, О, Л, А. Дети выкладывают слово «школа» на полу. Если у них не получается, логопед дает подсказку.

Логопед. Ребята, это слово вы чаще других слышали в той песне, под которую входили в кабинет и ехали в автобусе.

Дети. Это слово «Школа».

Логопед. Верно, школа. А что же такое школа?

Дети. Это место, где дети учатся, получают новые знания.

Логопед. А сколько звуков в этом слове?

Дети произносят все звуки по порядку и считают их.

Дети. Пять звуков.

Логопед. Молодцы, все верно. А теперь разбейтесь на пары и постарайтесь выполнить задание: на полу лежат кубики трех цветов, каждая пара должна будет выбрать нужное количество кубиков и составить звуковую схему к слову «школа». Задание выполняем на столах.

Дети выполняют задание. Логопед проверяет правильность выполнения задания.

Логопед. Давайте проверим, все ли справились с заданием?

На доске появляется слайд с изображением школы и четырех звуковых схем к слову «школа». Дети выбирают правильную, остальные исчезают.

Логопед. Отлично справились с заданием. Но нам уже пора ехать дальше.

Логопед звонит в колокольчики приглашает детей сесть в автобус. Звучит продолжение песни «Учат в школе».

Логопед. Следующая остановка «Пальчиковая разминка».

Цель: развитие ритма, развитие памяти, мелкой моторики, координации речи с движением.

Логопед. Ребята, вы так старались, выкладывали схемы из больших кубиков, наверное, ваши ручки немного устали. Давайте немного поработаем пальчиками, чтобы они немного отдохнули.

Дети с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику «В школу».

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду, Дети «шагают» пальчиками по коленям.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду. Загибают по одному пальчику на обеих руках

Грозят указательным пальчиком правой руки

Логопед. Ну что ж, хорошо размяли пальчики, а нам пора в дорогу.

Снова звучит песня «Учат в школе». Логопед звонит в колокольчик.

Логопед. Следующая остановка «Соберем портфель».

Цель:развивать умение отвечать полным предложением, образовывать сложносочиненные предложения.

Логопед приглашает детей выйти из автобуса. Вместе с детьми подходят к столу, на котором лежат школьные принадлежности вместе с различными другими предметами.

Логопед. Ребята, смотрите, кто-то забыл свои вещи. Здесь так много всего. И даже портфель кто-то оставил. Наверное, какой-то не очень прилежный ученик. Может мы ему поможем собраться в школу?

Дети. Да, давайте поможем.

Логопед. Тогда каждый из вас пусть возьмет по два предмета, один из которых обязательно пригодится в школе, а другой там не нужен, положит нужный предмет в портфель, а другой оставит в этой корзине. А про свои предметы вы должны сказать красивым полным предложением. Например, «В школе мне пригодится пенал, а погремушку я оставлю малышам».

Дети выбирают по два предмета.

1 ребенок. В школу я возьму тетрадь, а фонарик я оставлю в саду.

2 ребенок. В портфель я положу ручки, а мягкую игрушку я отдам младшему брату.

3 ребенок. В школу я возьму линейку, а мыльные пузыри буду пускать на улице и т. д.

Логопед. Ребята, а как одним словом назвать все те предметы, которые мы сложили в портфель?

Дети. Школьные принадлежности.

Логопед. Молодцы, отлично справились с заданием. Поспешим на следующую остановку.

Логопед звонит в колокольчик. Дети садятся в автобус.

Дети «едут» под песню «Учат в школе».

Логопед. Ну что ж, а мы продолжаем путешествие.

Следующая остановка «Семейка слов» .

Цель:развитие умения образовывать однокоренные слова.

Логопед. Ребята, напомните мне еще раз, что делают дети в школе?

Дети. Учатся.

Логопед. А как называют детей, которые учатся в школе?

Дети. Ученики.

Логопед. А кто учит детей в школе?

Дети. Учитель.

Логопед. Как называются специальные книги, по которым занимаются ученики?

Дети. Учебники.

Логопед. А как называют человека, который много-много учился, очень много узнал, стал очень умным и образованным?

Дети. Ученый.

Логопед. Ребята, а вот говорят, что не ученье - тьма, а что-же тогда свет?

Дети. Ученье.

Логопед. Ребята, какие вы молодцы, какую большую семейку слов составили! А мы подъехали к следующей остановке.

Ну, я даже немного устала. А вы? Учиться нелегко согласны? Предлагаю немного отдохнут и подвигаться под музыку. Но прежде ответьте мне на один вопрос: какими должны быть ребята и в саду, и в школе, и в «Стране Знаний»?

Дети. Дружными.

Логопед. Правильно, дружными и никогда не сориться.

Звучит песня группы «Барбарики» Дружба.

Динамическая пауза.

Цель:развитие общей моторики, смена деятельности, развитие чувства ритма.

Дети выполняют движения под музыку за логопедом.

Логопед. Отлично подвигались, а нам пора к следующей станции. Присаживайтесь на свои места.

Игра «Составь предложение».

На доске появляется слайд с сюжетной картиной «Учитель ведет урок».

Цель. Развитие навыка составления предложений по сюжетной картине, развитие навыка воспроизведения интонации (повествовательной и вопросительной, развитие навыка воспроизведения логического ударения в предложении.

Логопед. Ребята, внимательно посмотрите на то, что изображено на доске и попробуйте составить предложение.

1 ребенок. Учитель ведет урок.

2 ребенок. Дети поднимают руку.

3 ребенок. Ребятам нравится учится в школе.

4 ребенок. Идет урок математики и т. д.

Логопед. Очень хорошие предложения вы составили. А давайте попробуем посчитать количество слов в ваших предложениях и составить схемы этих предложений. Для этого снова разбейтесь на пары и подойдите к столам. Первое предложение: «Учитель ведет урок.»

Дети выкладывают схему предложения из полосок.

Логопед. Ребята, с какой буквы начинается предложение?

Дети. С большой, потому что начало предложения пишется с большой буквы.

Логопед. А какой знак вы поставили в конце предложения?

Дети. Точку, потому что это повествовательное предложение.

Логопед. А если в конце поставить вопросительный знак, каким станет это предложение?

Дети. Вопросительным.

Логопед. Верно, вопросительным. А как же оно будет звучать?

Дети. Учитель ведет урок?

Дети. Ведет.

Дети. Учитель ведет урок?

Логопед. Молодцы, а теперь слово урок.

Дети. Учитель ведет урок?

Логопед. Вот видите, ребята, слова в предложении остались одинаковыми, а в зависимости от того слова, которое вы выделили голосом, меняется смысл сказанного. Поехали дальше?

Дети присаживаются на свои места в автобус.

Логопед. Станция «Математика».

На доске появляются слайды с различным количеством школьных принадлежностей.

Игра «Скажи по образцу».

Цель: Развивать умение согласовывать числительные с существительными, образовывать множественное число существительных, развивать элементарные математические представления.

Логопед. Давайте посчитаем предметы и точно назовем их. Например, одна точилка, три точилки, много точилок.

1 ребенок. Один пенал, три пенала, много пеналов.

2 ребенок. Одна ручка, две ручки, много ручек.

3 ребенок. Одна кисточка, четыре кисточки, много кисточек.

4 ребенок. Один карандаш, пять карандашей, много карандашей.

Если ребенок неправильно называет, логопед просит помочь остальных ребят и все вместе еще раз четко повторяют.

Заключительный этап.

Цель: итог деятельности, развитие умения оценивать свое эмоциональное состояние.

Логопед. Молодцы, отлично справились с заданием. А наше путешествие в «Страну знаний» подошло к концу. Вам оно понравилось?

Логопед. Я со своей стороны хочу пожелать вам, в следующем году, когда вы пойдете в школу, очень хорошо учиться только на четверки и пятерки, слушать учителей, родителей, вырасти умными, добрыми, образованными людьми.

А сейчас я вам раздам по два смайлика, а вы, пожалуйста выберите тот, который соответствует сейчас вашему настроению.

Дети выбирают смайлики.

В приложенном файле представлен конспект занятия в подготовительной логопедической группе. В конспекте прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия. Занятие проходило в увлекательной динамичной форме в виде "путешествия" в весенний сад, так как оно проводилось в апреле. На материале лексической темы "Весенние цветы" решались различные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели занятия.

Коррекционно - образовательные:

Активизировать и уточнять словарный запас по лексической теме;

Упражнять в подборе родственных слов;

Закреплять умение правильного согласования прилагательного c cуществительным в косвенных падежах;

Развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов;

Совершенствовать умение составлять предложения по схемам с предлогами пространственного значения «из - за», «из - под»; Коррекционно - развивающие:

Развивать мышление, память, тактильные ощущения, общеречевые навыки.

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать активность и самостоятельность, бережное отношение к природе.

Оборудование: игрушка «цыпленок», коврограф с предметными картинками, демонстрационная графическая схема предложения, схемы пространственных предлогов «из - за», «из - под», демонстрационная касса букв, звуковые линейки, мешочек с буквами, совок, ребус «нарцисс», план схема для составления рассказов - описаний цветов, индивидуальные карточки с изографами, тетради, синие и красные карандаши.

Ход занятия.

1 .Организационный момент.

Дети входят в группу.

Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними:

Мы рады, рады, рады вам,

Мы очень рады всем гостям.

А теперь повернитесь ко мне:

Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать

Все правильно, все внятно,

Чтоб было всем понятно.

Теперь пройдите к своим столам и сядьте на стулья.

2. Объявление темы занятия.

а) Раздается стук.

Кто-то к нам пришел в гости. Отгадайте:

Был белый дом, чудесный дом,

И что - то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо (цыпленок).

Из - за стола логопед достает игрушечного цыпленка.

Правильно, к нам в гости пришел цыпленок. Ребята, на улице стоит прекрасная погода, и цыпленок приглашает нас прогуляться в весенний сад.

3. Беседа о цветах.

Выставляемся коврограф с предметными картинками.

Вот мы и в саду. Посмотрите, что это? (клумба с цветами). Ребята, цыпленок еще совсем маленький, и он не знает названий цветов. Давайте их назовем (тюльпан, нарцисс, гиацинт, ландыш, подснежник). Ребята, а все ли эти цветы - садовые? (нет, подснежник и ландыш - лесные цветы). Расскажите, что вы знаете о подснежнике и ландыше? (их нельзя срывать, потому что это редкие цветы и они занесены в Красную книгу). Поэтому мы с вами возьмем совочек, аккуратно их выкопаем и пересадим в лес.

4. Выделение звука «Ц» и его характеристика.

Посмотрите, среди цветов появились первые насекомые. Чтобы их не испугать, давайте попросим друг друга вести себя потише (ц - ц - ц). Какой звук мы сейчас произнесли? (Ц)

Что вы знаете о звуке «Ц»? Какой он? (звук «Ц» - coгласный глухой всегда твердый).

Мы сегодня будем говорить о звуке и букве Ц и о весенних цветах.

5. Закрепление тактильного образа буквы «Ц».

Что это за мешочек лежит среди стеблей? (логопед показывает детям «Волшебный мешочек», заглядывает в него). В нем лежат разные буквы. Давайте найдем и покажем цыпленку букву «Ц»(проходит по рядам, дети на ощупь отыскивают в мешочке букву «Ц»).

6. Выделение слов со звуком «Ц» и определение его места в слове.

Я предлагаю показать цыпленку, как мы работаем со звуковыми линейками. Подвиньте их к себе. Найдите в весеннем саду предметы со звуком «Ц» и определите его место в этих словах.

Дети называют слова «цепь», «гусеница», «огурец» и другие; работают с линейками.

7. Работа со словом «цветочки».

А) Игра «Найди слова в слове».

Логопед открывает демонстрационную кассу букв, на которой выложено слово «ЦВЕТОЧКИ».

Пока мы с вами играли, цыпленок выложил на доске слово. Давайте его прочитаем. Какие слова спрятались в этом слове? (веточки, точки, очки, цветок, цветки, кит, кот.....)

Б) Подбор родственных слов.

Посчитайте, сколько в нем слогов (3). Назовите 1слог, 2 слог, 3 слог. Измените это слово так, чтобы в нем стало два слога (цветок, цветик, цветы.....)

В) Звуковой анализ слова.

Назовите в этом слове только гласные (Е, О, И). Назовите в этом слове только согласный глухой всегда твердый (Ц). Назовите в этом слове только согласный глухой всегда мягкий (Ч). Назовите в этом слове только согласный глухой твердый, который может в другом слове быть мягким (Т). Назовите в этом слове только согласные мягкие, которые могут в другом слове быть твердыми (ВЬ, КЬ).

Г) Практическое усвоение согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах.

Сейчас я буду начинать предложения, а вы будете оканчивать их словами «красивые цветы».

На клумбе выросли (что?).....красивые цветы.

Скоро будет еще больше (чего?).....красивых цветов.

Мы очень рады (чему?).....красивым цветам.

Везде мы видим (что?).... красивые цветы.

Мы любуемся (чем?).....красивыми цветами.

Мы будем рассказывать друзьям (о чем?).....о красивых цветах.

Ну, а теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка.

На лужайке поутру (Дети встают в тесный круг,

Мы затеяли игру. ходьба на месте,

Я - подснежник, ты - вьюнок. показывают друг на друга,

Становитесь в наш венок. берутся за руки)

Раз, два, три, четыре, (Делают четыре шага назад,

Раздвигайте круг пошире. расширяют круг)

А теперь мы ручейки, (Бегут по кругу)

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим, (Дети встают в тесный круг, за руки,

Станет озеро большим. раздвигают круг)

Стали в пары мы опять, (Становятся попарно.

Будем в солнышко играть. описывают руками круг)

Мы - веселые лучи, (Тянутся на носочках, руки вверх.

Мы - резвы и горячи. Прыгают на носочках, руки на поясе)

8. Составление описательного рассказа нарцисса.

Логопед показывает ребус «нарцисс».

Цыпленок хочет загадать вам загадку. На этой картинке зашифровано название его самого любимого садового цветка (нарцисс). А теперь составим о нем рассказ по этому плану (логопед вывешивает план – схему и один из детей рассказывает о нарциссе, затем другой повторяет).

9. Составление предложений с предлогами «из - за», «из - под» (с помощью схем предлогов).

На наборном полотне графическая схема предложения (три домика и схема предлога «из - за»).

Покажем цыпленку, как мы умеем составлять предложения. Давайте придумаем предложения про весенний сад. Сколько слов должно быть в вашем предложении? (четыре). Назовите «маленькое» слово (из - за). Какое оно по счету? (третье).

Дети придумывают предложения типа «Бабочка вылетает из - зa цветка». Затем логопед изменяет схему, меняя домики местами, добавляя их и вместо схемы «из - за» вставляя схему предлога «из - под». Дети придумывают предложения типа «Из - под листка вылезает большая гусеница» и др.

10. Работа в тетрадях.

Цыпленку так понравились ваши предложения, что он тоже придумал предложение и записал его на доске. Давайте его прочитаем.

На доске из букв демонстрационной кассы выложено предложение:

весноймного цветов

Ай – ай, сколько ошибок ты наделал! Но ничего, наши ребята мигом помогут их исправить. Какие ошибки вы здесь видите?

Дети выходят по очереди к доске, называют и исправляют ошибки.

Сейчас вы напечатаете это предложение в тетрадях, а перед этим разомнем пальчики.

Пальчиковое упражнение.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Затем дети работают в тетрадях; закончившим раньше других логопед предлагает индивидуальные карточки с изографом «курица» (узнать, для кого цыпленок нарвет большой букет нарциссов).

11. Итог занятия.

Вот и закончилась наша прогулка к весенней клумбе. Вам понравилось путешествие с цыпленком? Что вам понравилось? (ответы детей)

А сейчас цыпленок с вами попрощается на ваших ладошках и если кто - то ему понравился, то он споет песенку (логопед сажает цыпленка к каждому из детей на ладонь и тот пищит ).


Тема: Звук и буква А.

Цели: 1) Четкое произношение звука «а»; выделение звука «а» из ряда гласных, из слов;

2) Знакомство с буквой «А».

3) Развитие внимания, памяти, мышления;

4) Развитие сенсорных и моторных функций;

5) Воспитание любознательности, целеустремленности.

Оборудование; предметные картинки (аист, астра, арбуз, ананас), символ звука А (красный кружок), звуковой домик, азбука (разрезная), касса букв, нажд. буквы, карандаши, тетради, демонстрационные буквы, глобус, наборы символов для звуко – буквенного анализа, бархатная бумага, 2 нитки цветной на каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети, недавно я прочитала интересную статью об Америке. О жизни людей, о природе. А что вы читали? Хотите научиться?

А – а – а! Помогите!..

Что случилось? Да ведь первая буква исчезла! А вот и записка: «Если выполните все задания – отдам букву!» Буквоед.

Поможем букве А?

2. Характеристика звука А по акустическим и артикуляционным признакам.

Задание №1. Послушайте и скажите, какой звук повторяется в словах (автобус, Алла, Андрей, август). Тянем ниточку: а – а – а… Какая ниточка? (Длинная). Рот открыт широко, воздух выходит легко, без преграды. Кто помогает петь звук? Голосок. И называются такие звуки гласными.

3. Развитие слухового внимания. Игра «Поймай звук».

4. Придумывание слов со звуком А и предложений.

Каким кружком обозначаем гласный звук А? (Красным). В каком домике живет звук А? (В красном). Почему в красном? Хозяйку домика зовут так, что первый звук А. (Аня). Нажмем на кружок и «оживим» его (а – а – а). Придумайте сами слова со звуком А.

Буквоед оставил открытку. Назовите, что на ней нарисовано (аист, астра, арбуз, ананас).1) Какой звук повторяется? (А).2) А слово гусь можно здесь нарисовать? Почему?

Составление схемы слов со звуком А на полоске (определение позиции А). самостоятельно на полоске определить место звука А в слове аист. (Сравните с моей схемой. Правильно, в слове аист звук А первый).



3) У Ани есть подружки. Их имена начинаются на А. Как их зовут? (Алла – Ася, Анжела – Алена).

– Какие похожие подружки! Как их Аня различает?

У них разные пояски и разные бантики (красный – желтый, синий – зеленый).

Составление предложений.

У Аллы красный поясок, а у Аси желтый поясок.

У Аллы широкий поясок, а у Аси узкий поясок.

У Алены синий бантик, а у Анжелы зеленый бантик.

У Алены бантик посредине, а у Анжелы с боку.

4) Глобус.

Как много разных стран на глобусе! Мне кажется, что Буквоед в стране, которая называется на А.

Как ты думаешь, К., где Буквоед?

(Я думаю, Буквоед в Антарктиде, потому там холодно)…

5.Физминутка.

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

Аист отвечает: «Топай правой ногой, топай левой ногой.

Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (К Буквоеду).

5. Посмотрите, дети! В Азбуке – стране букв кто – то появился! Буквоед, отдай пожалуйста букву. «Дам посмотреть – заберу. Буду в бинокль за вами наблюдать.» (уходит).

Знакомство с буквой А а.

· Элементы, сходство с крышей дома, шалашом, у а – крючок, брюшко).

Читайте: А а.

Работа с разрезной азбукой (Чтение А, а.)

Стихотворение: «Две палочки наискосок, а между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А. (С.Маршак).

· Письмо печатной буквы А.

1) Показываю на доске.

2) Обвести пальчиком наждачную букву.

3) «Письмо в воздухе».

4) Письмо на столе пальчиком.

5) Письмо в тетради.

Посадка (Кулачок, спина), правильно держите карандаш (Указательный палец поднимаем, опускаем). Тетрадь под углом.

Замените на схеме (слово АИСТ) , кружок на букву А, читайте, АИСТ.

Стихотворение «Сказочный волшебный дом, азбука – хозяйка в нем…»

· С какой буквой познакомились? (А а). что можем сказать о букве? (Видим, пишем, читаем. Буква – это знак.) А звуки? (слышим и произносим).

· Буквоед предлагает определить по запаху апельсины. Угощает детей.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе.

Тема: Постановка звука Ж.

Цель: развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы Ж.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы.

На доске несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку:

Жу- жу- жу, жу- жу- жу,

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найди картинку. (Жук). Да, это жук. Покажи букву, с которой начинается слово ЖУК. (Буква Ж вывешивается на доске). Эта буква обозначает звук Ж. Этот звук напоминает жужжание жука: ж- ж- ж-ж. Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж. Для этого надо чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляторная гимнастика.

Для губ: улыбка- трубочка.

Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать «лодочку», сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.

3. Постановка звука Ж. Используется прием постановки путем озвончения звука Ш.

4. – Приложи руку к горлышку. Произнеси звук Ш, а теперь скажи его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук Ж.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. В случае затруднения одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук Ж, ребенок имитирует, используя тактильно- вибрационные ощущения.

Можно использовать постановку звука Ж от звука З. При произнесении звука З, ребенку предлагается поднять кончик языка вверх за верхние зубы.

5. Уточнение артикуляции звука Ж.

Произнесем еще раз звук Ж. в каком положении губы при произношении звука Ж?

Губы вытянуты вперед.

В каком положении зубы- сомкнуты или раскрыты?

Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.

Где находится кончик языка?

После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука Ж, ребенок также еще раз произносит звук.

Кончик языка приподнят кверху, ноне касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Покажите рукой, какой язычок?

Что напоминает язычок?

Чашечку.

Логопед в целом описывает артикуляцию звука Ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Ребенок повторяет.

6. Развитие фонематического анализа.

А) Игра «Подними флажок». Логопед называет слова: жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик. Ребенок поднимает флажок, если в слове есть звук Ж.

Б) Распредели картинки. На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Ребенок должен распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в названии которых звук Ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук Ж в середине слова. Логопед при этом четко называет сначала все картинки, выделяя голосом звук Ж.

В) Найди место звука Ж в словах. У ребенка цифры 1,2,3 . Логопед произносит слова, ребенок определяет, какой по счету звук Ж в слове (первый, второй, третий) и поднимает соответствующую цифру. Примерные слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.

7. Закрепление связи между звуком и буквой Ж.

Посмотри на букву Ж. Что она напоминает, на что похожа?

На жука.

Сложи из палочек букву Ж. А затем подбери картинки, в названии которых есть звук Ж.

8. Подведение итогов занятия.

Какой звук мы учились произносить?

Как произносится звук Ж? (Ребенок повторяет артикуляцию звука Ж).

Цель: Учить дифференцировать звуки Л, Л′ в словах.

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа.
  2. Развивать фонематический слух, активизировать подбор слов со звуками Л, Л′.
  3. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
  4. Развивать зрительное внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.
  5. Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
  6. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Словарь: слова со звуками Л, Л′.

Оборудование: таблица с картинками в названии которых звуки Л, Л′, фишки, картинки: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, шаль, жилет, плавки, купальник; картинка Инопланетянин.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. Выдохните через рот все обиды и огорчения.

На таблицу посмотрите.

Что попрошу, то назовите.

Лук Лейка Луна
Лист Лодка Лиса

Кто изображен в правой верхней клетке;

В левой нижней клетке;

В верхнем ряду посередине;

В левой верхней клетке;

В правой нижней клетке;

В нижнем ряду посередине?

Выделите первые звуки в словах. (Л, Л′).

Сегодня у нас приземлилась космическая тарелка, вот посмотрите. Кто это на ней прилетел? (Инопланетянин. ) Почему его так называют? (Он прилетел к нам с другой планеты. )

Гость обращается к детям на своем языке, дети повторяют:

ЛА-ЛЯ-ЛЯ (как бы здороваются);

ЛУ-ЛЮ-ЛУ (с радостью);

ЛЫ-ЛИ-ЛИ (с огорчением).

Как тебя зовут? (Лолик.)

Лолик прилетел к нам на землю, чтобы побольше узнать о нашей планете и о предметах. Давайте расскажем ему. Возьмите карточку со своим именем и садитесь за столы.

II Основная часть.

1. Расскажите на чем вы сидите? (на стуле ). Где лежат карточки? (на столе ). Слова стул, стол похожи? Чем? (анализ слов у доски и за столами цветными фишками, а за тем выкладываем буквами ).

Каким словом можно назвать эти предметы? (Мебель. ) Какой последний звук в этом слове? (Ль - согласный, мягкий).

2. А сейчас расскажем Лолику какую одежду мы носим (картинки: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, шаль, жилет, плавки, купальник). Разложите картинки к синей и зеленой фишке (звуки Л – Ль).

3. Давайте расскажем Лолику, что мы едим. Вспомните блюда в названии которых есть звуки Л, Ль (салат, гуляш, беляши, котлеты, кисель); отгадайте ягоды и фрукты: первый звук Я, последний О (яблоко); последний слог ЖАН (баклажан); первый слог МА, последний НА (малина); первый звук С, последний А (слива); последний слог МОН (лимон).

4. Послушайте какие фрукты и ягоды выбрал Лолик: (произносим с неправильным ударением, дети исправляют) малину, лимон, сливу .

Физкультминутка «Лягушонок»

Упражнение активизирует центральную нервную систему, улучшает настроение.

И.П. – стоя, ноги вместе.

Представим, что мы превратились в лягушонка.

Сгибаем «лапки», прижимаем их к груди. Находясь в таком положении, слегка приседаем и делаем вдох. На выдохе произнося «ква-а-а», неожиданно делаем резкий прыжок вперед, раскидывая в прыжке руки и ноги.

Теплый дождик капает,

Выросла трава.

Лягушонок квакает:

«Ква-ква-ква-ква-ква!»

Надоела мошкара –

Проглотить ее пора!»

Ощущения. Понравились ли тебе лягушачьи прыжки? Почему? Каким стало настроение?

5. Какие еще животные в названии которых есть звук Л живут на нашей планете? (волк, белка, лось), а назовите животных со звуком Ль (лиса, олень).

6. Давайте поиграем в игру «Чьи, чья, чей?» (с мячом).

Лапы у волка (волчьи);

Морда у лисы (лисья) и т.д.

7. Составьте предложения со словами: лось, олень, белка, волк (дети составляют предложения, выкладывают схемы, определяют сколько слов в предложении).

8. Нашему гостю понравилось у нас, он узнал много интересного. Лолик хочет задать вам вопросы, попробуйте на них ответить.

Что было бы, если бы вдруг на земле исчезли все звери и птицы?

Что вы будете делать, если увидите в лесу непогашенный костер?

Что можно сделать для нашей планеты для ее процветания? (рассуждения детей).

Ребята, а что значит быть любознательным? Задайте свои вопросы о Земле, о космосе.

III. Итог занятия

Наш гость прощается с нами, он оставляет вам энциклопедию в которой вы найдете ответы на свои вопросы.

Чем мы сегодня занимались? Что было интересным, какое задание показалось сложным? Д/з, выполнить задания на листах «Звуки Л, Л′».

Ольга Криворотова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]»

Цели :

коррекционно-образовательная :

Дать детям понятие о механизме образования звуков Ч - Ть в сравнительном плане;

Формировать навыки связной речи;

коррекционно-развивающие :

Учить детей дифференцировать звуки Ч - Ть в слогах , словах и предложениях;

Развивать мыслительную деятельность;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Учить координировать речь и движения;

Выполнять упражнения, направленные на предупреждение дисграфии;

коррекционно-воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, наблюдательность;

Формировать у детей навыки самоконтроля за речью.

Оборудование : таблица акустико-артикуляционного образа звука , фишки, пособие для игры «Что куда посадим?» , карандаши, тетради, наборы для составления схем, зеркала, предметные картинки с изображением различных растений, картинки, в названии которых есть звуки Ч , Ть.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слова с буквой Л.

1. Общее расслабление.

Кладем руки на колени,

А теперь немного лени.

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

2. Артикуляционная гимнастика.

Медленно открывать и закрывать рот.

То же с откидыванием головы назад.

Рукой отпустить челюсть вниз.

Движение челюсти вправо-влево.

Поцелуй (бабочка поцеловала облетевший цветок) .

А затем пропела задумчивую песенку (на доску вывешивается карточка с песенкой из звуков ) .

Поочередное высовывание языка вперед- назад.

После «поцелуя» цветка у бабочки осталась пыльца, оближем верхнюю губу. «Вкусное варенье» .

Ay, ау, аукаем Бабочку прибаукиваем. Распевать гласные звуки .

II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Логопед : Посмотрите на доску, что за предметы вы видите?

Дети : Телефон, часы.

Логопед : Выделите в словах первый звук .

Дети : Ч, ТЬ.

Логопед : Дайте этим звукам акустико-артикуляционную характеристику.

Дети : Звук Ч –согласный , глухой, всегда мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Звук ТЬ- согласный , глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Логопед : А чем эти два звука отличаются ?

Дети : отличаются артикуляцией, на звуке Ч –артикуляционная поза «Бублик» , а на звуке ТЬ – «Улыбочка» , «Заборчик» .

Логопед : Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч - Ть .

2. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук » .

Логопед : На звук Ч - топаем , а звук Ть - «хлопаем» .

Ч, П, ТЬ, А, Ч, Н, ТЬ, И, В.

3. Связь звуков и букв . На доске напечатаны буквы Ч и Т с недостающими элементами. Дети восстанавливают и называют буквы.

4. Дифференциация звуков в слогах , словах, предложениях и текстах.

Воспроизведение слоговых рядов : ча-тя-ча-тя ти-ти-чи-ти тю-чу-чу-тю и т. д.

Игра «Наоборот» .

Мяч - мять Печь - петь

Вечер - ветер Печка - Петька

III. Физ. минутка «Эй, ребята, эге-гей…» .

Эй, ребята, эге-гей,

Режем овощи для щей,

Рубим мы капусту,

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку,

Чистим очень ловко.

Мы натрем морковку

Красную головку.

А потом, а потом

Мы порежем помидор,

И головку лучка,

И зубочек чесночка.

Мы посолим супчик,

Мы посолим супчик,

Попробуй-ка голубчик.

Работа в тетрадях :

Задание №1

Восстанови буквы и прочитай слова :

Ветер, вечер.

Звуковой анализ слов вечер , ветер.

Раскрашивание звуковой схемы слов ВЕТЕР ВЕЧЕР.

Составление предложений со словами вечер и ветер (слова должны находиться в одном предложении) .

Анализ предложений.

Задание №2. Графическая схема составленного предложения.

IV. Пальчиковая игра «Гладь мои ладошки еж.» с мячом су-джок

Гладь мои ладошки,еж,

Ты колючий, ну и что ж.

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить. (движения по тексту)

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Куда что посадим?»

VI. Задание №3 (в тетрадях) .Для игры используется специальное пособие. На листах бумаги нарисованы сад, огород, лес. А рядом груша, помидор, редис, гриб, вишня, ель.

Детям необходимо соединить предметные картинки с огородными, садовыми и лесными растениями.

Дети соединяют картинки и комментируют свои действия : «Это огурцы. Огурцы - это овощи. Их семена посадим в огороде на грядке. Это малина. Малина - это ягода. Ее кусты посадим в саду. Это гриб-боровик. Он растет в лесу». И т. д.

Задание №4. Выполни штриховку по образцу.

Морковь, малина, грибок.

VII. Итог занятия и оиенка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать?

1. Дайте характеристику этих звуков .

Подбор слов, в которых звук Ч находится в середине слова.

Подбор слов, в которых звук Ть находится в начале слова.

Деление слов на слоги. Схема.

V. Рефлексия.

Логопед : подумайте, если вам сегодня было легко выполнять предложенные задания, поднимите веселого «смайлика» , если трудно- грустного «смайлика» .

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия Дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б - П. (подготовительная группа) Тема: дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б – П. Цель: закрепление навыка дифференциации звуков [Б]-[П], букв Б – П. Задачи: Образовательные:.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Цель: знакомство со звуками [а, у], буквами А, У. Задачи: Закреплять артикуляцию и произношение изучаемых звуков; Развивать фонематический.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Наш город Тольятти» Тема: Составление повествовательного рассказа по картине "Случай на улице". Цель: Закреплять умение составлять повествовательный рассказ.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...