Константинополь был центром чего. Краткая история константинополя

Легендарный город, сменивший множество названий, народов и империй... Вечный соперник Рима, колыбель православного христианства и столица империи, просуществовавшей века… На современных картах этот город вы не найдете, тем не менее он живет и развивается. Место, где находился Константинополь, расположено не так уж и далеко от нас. Об истории этого города и его славных легендах поговорим в этой статье.

Возникновение

Осваивать земли, находящиеся между двух морей - Черного и Средиземного, люди стали в VII веке до н.э. Как говорят греческие тексты, на северном берегу Босфорского пролива обосновалась колония Милета. Азиатский берег пролива обжили мегарцы. Два города стояли друг напротив друга - в Европейской части стоял милетский Византий, на южном берегу - мегарский Калхедон. Такое положение населенного пункта позволяло контролировать Босфорский пролив. Оживленная торговля между странами Черного и Эгейского моря, регулярные потоки грузов, торговые корабли и воинские экспедиции обеспечивали оба этих города, которые вскоре стали одним целым.

Так, наиболее узкое место Босфора, позже названное бухтой и стало той точкой, где находится город Константинополь.

Попытки захватить Византий

Богатый и влиятельный Византий привлекал внимание многих полководцев и завоевателей. Около 30 лет во времена завоевательных походов Дария, Византий находился под владычеством империи персов. Поле относительно спокойной жизни на протяжении сотни лет к его вратам подошли войска царя Македонии - Филиппа. Несколько месяцев осады закончились безрезультатно. Предприимчивые и богатые горожане предпочитали платить дань многочисленным завоевателям, нежели вступать в кровопролитные и многочисленные сражения. Покорить Византий удалось другому царю Македонии - Александру Великому.

После того как империя Александра Македонского была раздроблена, город попал под влияние Рима.

Христианство в Византии

Римские и греческие исторические и культурные традиции были не единственными источниками культуры будущего Константинополя. Возникнув на восточных территориях Римской империи, новая религия, как пожар, охватила все провинции Древнего Рима. Христианские общины принимали в свои ряды людей различной веры, с различным уровнем образования и дохода. Но уже в апостольские времена, во втором веке нашей эры, появились многочисленные христианские школы и первые памятники христианской литературы. Многоязычное христианство постепенно выходит их катакомб и все громче заявляет о себе миру.

Императоры-христиане

После разделения огромного государственного образования восточная часть Римской империи стала позиционировать себя именно как христианское государство. принял власть в древнем городе, назвав его Константинополем, в свою честь. Были прекращены преследования христиан, храмы и места поклонения Христу стали почитаться наравне с языческими святилищами. Сам Константин принял крещение на смертном одре в 337 году. Последующие императоры неизменно укрепляли и защищали христианскую веру. А Юстиниан в VI в. н.э. оставил христианство единственной государственной религией, запретив древние обряды на территории Византийской империи.

Храмы Константинополя

Государственная поддержка новой веры положительно сказалась на жизни и государственном устройстве древнего города. Земля, где находился Константинополь, полнилась многочисленными храмами и символами христианской веры. В городах империи возникали храмы, проводились богослужения, привлекая в свои ряды все новых и новых адептов. Одним из первых знаменитых соборов, возникших в это время, стал храм Софии в Константинополе.

Храм Св. Софии

Основателем его был Константин Великий. Это имя было широко распространенным в Восточной Европе. Софией звали христианскую святую, жившую во II веке н.э. Иногда так называли Иисуса Христа за мудрость и ученость. По примеру Константинополя, первые христианские соборы с таким именем распространились по всем восточным землям империи. Сын Константина и наследник Византийского трона, император Констанций, перестроил храм, сделав его еще красивее и просторней. Сто лет спустя, во время несправедливых гонений на первого христианского богослова и философа Иоанна Богослова, храмы Константинополя были уничтожены мятежниками, а собор Св. Софии сгорел до основания.

Возрождение храма стало возможным лишь при правлении императора Юстиниана.

Новый христианский владыка возжелал отстроить собор. По его мнению, Святая София в Константинополе должна почитаться, а посвященный ей храм обязан превзойти своей красотой и величием любое другое сооружение данного рода во всем мире. Для возведения подобного шедевра император пригласил знаменитых архитекторов и строителей того времени - Амфимия из города Тралл и Исидора из Милета. В подчинении зодчих трудились сто помощников, а в непосредственном строительстве были заняты 10 тыс. человек. К услугам Исидора и Амфимия были самые совершенные строительные материалы - гранит, мрамор, драгоценные металлы. Строительство длилось пять лет, и результат его превзошел самые смелые ожидания.

По рассказам современников, съезжавшихся в место, где находился Константинополь, храм царил над древним городом, как корабль над волнами. На удивительное чудо съезжались посмотреть христиане со всех концов империи.

Ослабление Константинополя

В VII веке на Аравийском полуострове возникло новое агрессивное - Под его давлением Византия потеряла свои восточные провинции, а европейские области постепенно завоевывались фригийцами, славянами, болгарами. Территория, где находился Константинополь, неоднократно подвергалась нападению и обкладывалась данью. Византийская империя утрачивала свои позиции в Восточной Европе и постепенно приходила в упадок.

в 1204 году войска крестоносцев в составе венецианской флотилии и французской пехоты взяли Константинополь в многомесячную осаду. После продолжительного сопротивления город пал и был разграблен захватчиками. Пожары уничтожили множество произведений искусства и памятников архитектуры. На месте, где стоял многолюдный и богатый Константинополь, находится нищая и разграбленная столица Ромейской империи. В 1261 году византийцы смогли отбить Константинополь у латинян, но вернуть городу былое величие уже не удалось.

Оттоманская империя

К XV веку Оттоманская империя активно расширяла свои границы на европейских территориях, насаждая ислам, мечом и подкупом присоединяя к своим владениям все новые и новые земли. В 1402 году турецкий султан Баязид уже пробовал взять Константинополь, но потерпел поражение от эмира Тимура. Разгром при Анкере ослабил силы империи и продлил спокойный период существования Константинополя еще на полвека.

В 1452 году султан Мехмед 2 после тщательной подготовки приступил к захвату Предварительно он позаботился о захвате более мелких городов, окружил Константинополь своими союзниками и начал осаду. В ночь на 28 мая 1453 город был взят. Многочисленные христианские храмы превращались в мусульманские мечети, лики святых и символы христианства исчезали со стен соборов, а над Св. Софией взлетел полумесяц.

Прекратила свое существование, а Константинополь стал частью Османской империи.

Правление Сулеймана Великолепного подарило Константинополю новый "Золотой век". При нем возводится мечеть Сулеймание, которая становится символом для мусульман, таким же, каким оставалась Св. София для каждого христианина. После смерти Сулеймана Турецкая империя на протяжении всего своего существования продолжала украшать древний город шедеврами зодчества и архитектуры.

Метаморфозы имени города

После захвата города турки не стали официально его переименовывать. Для греков он сохранил свое название. Наоборот, из уст турецких и арабскими жителями все чаще стало звучать «Истанбул», «Станбул», «Стамбул» - так все чаще стал именоваться Константинополь. Сейчас называется две версии происхождения этих имен. Первая гипотеза утверждает, что это название - плохая калька греческой фразы, в переводе означающей «иду в город, иду к городу». Другая теория опирается на название Исламбул, что в переводе означает «город ислама». Обе версии имеют право на существование. Как бы там ни было, название Константинополь используется по-прежнему, но в обиход входит и прочно укореняется и имя Стамбул. В этой форме город и попал на карты многих государств, в том числе и России, но для греков он по-прежнему именовался в честь императора Константина.

Современный Стамбул

Территория, где находится Константинополь, сейчас принадлежит Турции. Правда, звание столицы город уже утратил: по решению турецких властей столица в 1923 году была перенесена в Анкару. И хотя Константинополь сейчас называется Стамбулом, для многих туристов и гостей древний Византий по-прежнему остается великим городом с многочисленными памятниками архитектуры и искусства, богатый, по-южному гостеприимный, и всегда незабываемый.

Если вам вздумается отыскать Константинополь на современной географической карте, вы потерпите неудачу. Все дело в том, что с 1930 города такого города не существует. По решению нового правительства Турецкой республики, основанной в 1923 году, город Константинополь (бывшая столица Османской империи) был переименован. Современное его название – Стамбул.

Почему Константинополь назывался Царьградом? Удивительная история города насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. Неудивительно, что ему не раз пришлось менять названия. Самым первым именем, закрепленным за ним в истории, является Византий. Современное название Царьграда - Стамбул.

    Царьград воспринимался русскими людьми как центр православия. Вскоре после принятия христианства в русской культуре происходит систематическая сакрализация (наделение священным смыслом) образа Царьграда.

    Именно образом Царьграда в русских народных сказках навеяно представление о диковинной заморской стране с ее волшебством и всевозможными чудесами.

    Женитьба Владимира на византийской царевне привела к налаживанию культурных и духовных связей с Константинополем. Царьград сыграл чрезвычайно положительную роль в развитии русского общества, поскольку деловые и культурные контакты привели к скачку в развитии иконописи, архитектуры, литературы, искусства и обществоведения.

По распоряжению Владимира в Киеве, Полоцке и Новгороде были построены великолепные соборы, являющиеся точными копиями софийского собора в Константинополе.

На главном въезде во Владимир и в Киев были установлены золотые ворота, созданные по аналогии с золотыми вратами, отворявшимися во время торжественных церемоний встречи византийских императоров.

Этимологическая справка

Интересна этимология слова «царь». Произошло оно от имени римского императора Гая Юлия Цезаря. Слово «цезарь» стало обязательной частью титула всех правителей империи: и на ранних, и на поздних сроках ее существования. Употребление приставки «цезарь» символизировало преемственность власти, перешедшей к новому императору от легендарного Юлия Цезаря.

В римской культуре понятия «царь» и «цезарь» не тождественны: на ранних стадиях существования римского государства царь именовался словом «рекс», выполнял обязанности верховного жреца, мирового судьи и предводителя войска. Он не наделялся неограниченной властью и чаще всего представлял интересы общины, выбравшей его своим предводителем.

Конец Византийской империи

29 мая 1453 года султан Мехмед II Завоеватель взял Константинополь после 53-дневной осады. Последний византийский император Константин XI, отстояв молебен в Софийском соборе, доблестно сражался в рядах защитников города и погиб в бою.

Взятие Константинополя означало конец существования Византийской империи. Константинополь стал столицей Османского государства и поначалу назывался Константиние, а затем был переименован в Истанбул.

В Европе и России город называют Стамбулом, что является искаженной формой турецкого названия.

Древний неприступный город, с которого началась христианская история Европы. Морские ворота из Азии в Европу и перекресток культур.

1. На самой заре своего существования Константинополь (Византий) был колонией в исторической Фракии. Её основали греки, выходцы из Мегар.

2. Первое известное название города, когда он еще был фракийским поселением – Лигос (по Плинию Старшему).

3. Афины и Спарта воевали между собой за обладание Византием. С IV века до н.э. он становится автономным и независимым от других греческих полисов.

4. Греки называли древний город «Византион». «Византий» - латинизированная форма того же названия.

5. Византий обладал одними из самых мощных стен среди греческих полисов, и уже в самую раннюю эпоху выдержал десятки осад. Искусство строительства стен византийцами особенно ценилось в античную эпоху.

6. Византий полностью контролировал Босфор и выдавал разрешения на проход через пролив.

7. Несмотря на вечное противостояние византийцев и македонцев, Александр Македонский не посягал на независимость Византия, и в ходе его походов город остался нетронутым. При этом Византий даже поставлял суда его войску. После распада империи Византий выступал в роли посредника между противоборствующими «осколками» - эллинистическими государствами.

8. В III веке до н.э. Византий стал одним из самых богатых торговых городов Греции, взяв на себя большую часть работорговли.

9. Византий был старым союзником Рима, и даже в Римской империи вплоть до II века сохранял автономию.

10. В Римской империи город славился своими учеными и архитекторами, которые пользовались спросом в других городах Ближнего Востока и Причерноморья.

11. В Византий пришли самые ранние христианские общины. Здесь проповедовали Андрей Первозванный, Стахий, Онисим, Поликарп I и Плутарх.

12. Огромные разрушения Византию принесли не варварские набеги или войны с другими государствами, а собственные правители. Император Септимий Север, которого город не поддержал, лишил его автономии, и в 196 году приказал разрушить до основания важнейшие здания и срыть вековые городские стены. После этого как минимум столетие город был неблагополучной провинцией.

13. Целый век (III в. н. э.) город носил название Августа Антонина в честь сына Септимия Севера - Антония.

14. Церковь Святой Ирины IV века – одно из самых старых сохранившихся христианских строений и главный храм города до известной на весь мир Святой Софии. В церкви проходил Второй Вселенский Собор. Названа она, однако, не в честь Святой Ирины, а в честь «Святого Мира». «Миром» (Ειρήνη) назывался древнейший христианский район города в Галате.

15. В IV веке Константинополь фактически был отстроен заново и сразу в качестве столицы Римской империи. Средневековый «мегаполис», Константинополь, стал городом контрастов: из простого бродяги или солдата можно было подняться до императора. Национальность и происхождение не имели большого значения. Роскошные дворцы элиты соседствовали с жалкими лачугами простых людей.

16. Первое название новой столицы Римской империи – «Новый Рим», данное Византию в 330 году, не прижилось. Город стали называть в честь Константина I- Константинополь.

17.В эпоху первого христианского императора Константина I в городе продолжали строить языческие храмы, что поощрялось властями.

18. Если у римлян любимым местом зрелищ был Колизей, где происходили бои гладиаторов, то в Константинополе таким местом был ипподром, где проходили гонки на колесницах. Ипподром использовался для всех крупных торжеств и праздников.

19. Самым ценным материалом в Константинополе был порфир. В порфирном зале Императорского дворца рождались будущие законные властители.

20. Русское название Константинополя «Царьград» - дословный перевод греческого «Василевуса полис» - город василевса (монарха)

21. Константинопольские цари собирали в городе (преимущественно на ипподроме) самые почитаемые артефакты со всех уголков империи. Это Змеиная колонна V века до н.э. из Дельф, Египетский обелиск XV века до н.э. из Фив, статуя Афины Паллады из Трои, бронзовый бык из Пергама и многие другие.

22. Протяженность крепостных стен в Константинополе составляла около 16 километров, на них располагалось около 400 башен. Некоторые стены достигали 15 метров в высоту и 20 в глубину.

23. Глава города Константинополя – эпарх, был вторым лицом в империи. Он мог арестовать и выслать из города любое лицо, по его мнению, представляющее опасность столице. Одним из самых известный эпархом был Кир, управлявший городом в отрезке между правлениями Константина Великого и Феодосия.

24. В разные времена город находился под властью римлян, греков, галатов, крестоносцев, генуэзцев, турок.

25. Одним из самых первых монастырей Константинополя, положивших начало монашескому движению, стал Студийский монастырь, построенный в V веке на берегу Мраморного моря.

26. Численность населения Константинополя в период расцвета могла составлять до 800 000 человек.

27. По сравнению с Римом в Константинополе был довольно многочисленный средний класс: почти 4,5 тысяч отдельных домов. Богатые жили в трехэтажных особняках, бедные ютились в многоэтажных постройках до 9 этажей в высоту на окраинах города.

28. Главная улица города называлась Меса (однокоренное русское «межа», лат. medius) – «средняя». Он шла с востока на запад вдоль многочисленных форумов и площадей от «начала всех дорог» Мильного Камня близ Собора Святой Софии до городских стен. Место императорских церемоний и активной торговли. Отрезок от Императорского Дворца до Форума Константина назывался «Регия» - Имперская дорога.

29. Для защиты от нападений славян в VI веке была построена специальная Стена Анастасия около 50 километров длиной.

30. В Константинополе жили греки, славяне, армяне, тюрки, римляне, германские народы (готы, позднее скандинавские викинги), арабы, персы, евреи, сирийцы, фракийцы, египтяне-копты. Из-за многочисленных паломников в Иерусалим в городе располагалось множество гостиниц.

31. Константинополь «пал» еще до своего официального падения в 1453 году от захвата города турками. В 1204 в ходе Четвертого Крестового похода венецианцы выжгли две трети зданий города. Самые величественные здания и сооружения, в том числе Форум Константина, бани Зевксиппа и окрестности Большого дворца лежали в руинах. Столица была полностью разграблена, включая саркофаги императоров.

32. После захвата Константинополя (1204) крестоносцами французский язык стал языком городской элиты.

33. В последние два века существования Византии в пригороде Константинополя Галате вырос город генуэзцев, окруженный стеной, и диктовавший свои правила торговли.

34. За всю историю Византийской империи Константинополь осаждался 24 раза. Половина защитников Константинополя в 1453 году – латиняне (венецианцы и генуэзцы)

35. Покорить Константинополь мечтали многие русские правители, от Вещего Олега и Игоря Рюриковича до Екатерины II (Греческий проект) и последнего русского императора. Екатерина II назвала своего внука Константином.

36. Собор Святой Софии – сердце Константинополя, самый большой храм в христианском мире. Впервые он был построен в 324-337 годах, однако в 404 году сгорел, новая базилика построенная на это месте сгорела уже в 532 году. Строительство нового грандиозного храма в VI веке осуществил Юстиниан I. Во времена османского владычества к нему были достроены четыре минарета, а сам собор обращен в мечеть. Ныне – музей Айя-Софья. В соборе произошло разделение церквей, а также хранилась Туринская плащаница.

37. Турки не переименовывали Константинополь после захвата. Есть несколько версий происхождения слова Стамбул (в оригинале - Истанбул): от искаженного турками «Константинополь» до турецкой адаптации обиходного названия «полис» («город» как Сити, столица), к которому прибавились «лишние» звуки (другие примеры: Смирна-Измир и Никомедия-Изник). Известно, что арабы употребляли название «Истинполин».

В любом случае в официальных документах вплоть до XX века город именовался на арабский манер Константинийе.

38. В османский период в Галате возникает новый «город в городе», с христианским большинством. Там селились торговцы - греки, армяне, итальянцы. В Галате был основан первый Центральный банк. Этот район также назывался Пера, что означает «за пределами».

39. Самая известная площадь Стамбула – Таксим находится на месте самого большого немусульманского кладбища (армянской общины), основанного в XVI веке.

40. Константинополь в период Гражданской войны в России стал главными воротами белой церковной и гражданской эмиграции. В городе и его окрестностях размещалось около 200 000 русских эмигрантов. К середине 20-х годов основная часть репатриировалась в СССР, эмигрировала в Европейские страны (Югославия, Болгария. Чехословакия) и страны Америки, некоторые умерли от болезней и голода, вынужденные жить на островах и территориях, лишенных материального обеспечения.

Среди множества городов средневековой Европы столица занимала особое место. Даже в пору относительного упадка, в начале VII в., население Константинополя насчитывало 375 тыс. - намного больше, чем в любом другом городе христианского мира. Позднее это число только увеличивалось. Рос и сам город. Даже спустя века города латинского Запада по сравнению с византийской столицей казались жалкими деревушками. Крестоносцы-латиняне поражались её красотой и размерами, а также богатством. На Руси Константинополь звали Царьградом, что можно толковать и как Царский город, и как Царь-город.

В 330 г. римский император Константин I перенёс столицу в город Византии и дал ему своё имя. Всего за несколько десятилетий Константинополь из заурядного провинциального центра превратился в крупнейший город империи. Опередил он и все города Запада, включая Рим и столицы Ближнего Востока - Антиохию и Александрию. В Константинополь стекались люди со всего римского мира, привлекаемые его невиданным богатством и славой. В этом городе, стоявшем на мысу между Мраморным и Чёрным морями, на самой границе Европы и Азии, пересекались торговые пути, шедшие с разных концов света. Почти всё Средневековье Константинополь оставался важнейшим центром мировой торговли. Здесь встречались товары и люди из Западной Европы и , Индии и Руси, арабских стран и Скандинавии. Уже в XI в. чужеземцы - купцы, наёмники - заселяли целые городские кварталы.

Для благоустройства столицы немало сделал император Юстиниан I. При этом правителе Восточная империя значительно расширилась. Созданные тогда величайшие творения византийской архитектуры поновлялись потом веками. Зодчие Юстиниана воздвигли возвышающийся над морем Большой императорский дворец, служивший многим поколениям императоров. Грандиозным памятником союза между империей и Церковью поднялся над городом купол Святой Софии, славнейшего храма православного мира. Именно богослужение в Софии, по преданию, потрясло в X в. русских послов, посланных князем Владимиром «испытать» ромейскую веру. «И не могли мы понять, - рассказывали они князю, - на небе мы или на земле... »

Богатство и роскошь столицы империи всегда привлекали завоевателей. В 626 г. город пытались взять объединённые силы авар и персов, в 717 г. - арабы, в 860 г. - русы. Но долгие века Второй Рим не видел врага в своих стенах. Несколько поясов укреплений надёжно защищали его. Даже во время многочисленных гражданских войн, потрясавших империю, город только сам отворял ворота победителям. Лишь в 1204 г. вчерашним союзникам, крестоносцам, удалось захватить столицу. С этого начался закат Константинополя, завершившийся падением города в 1453 г., уже под натиском турок. По иронии судеб, последний император носил то же имя, что и основатель столицы, - Константин.

Под названием Стамбул город стал столицей мусульманской Османской империи. Он оставался ею до падения власти султанов в 1924 г. Османы решили не разрушать город. Они вселились в императорские дворцы, а собор Святой Софии перестроили в величайшую мечеть державы, сохранив прежнее имя - Айя-София (что и значит «святая»).

Когда говорят об основании Константинополя Константином, следует иметь в виду, что речь идет не о новом городе, построенном на новом месте. Здесь, на оконечности треугольного полуострова, расположенного между Мраморным морем и огромной естественной гаванью Золотого Рога, уже существовала старая мегарская колония Византии. И процветанием, и превратностям своей истории Византии был обязан исключительно благоприятному географическому положению на торговом пути через проливы, пути, по которому в античный период шла торговля зерном, пути, проходящему там, где Европа встречается с Азией. Но когда Константин остановил свой выбор на Византии, дабы дать империи вторую столицу, тот представлял собой не более чем крупное селение.

До Константина у «римского мира» была одна столица - Рим. После Константина теоретически их стало две - Рим и Константинополь. В действительности же, в то время как Рим, брошенный на произвол судьбы, постепенно приходил в упадок, Константинополь рос с каждым днем. Сам факт, что этот город стал резиденцией императора и местом нахождения органов власти, превратил его в подлинную столицу. Именно это - главнейшее событие эпохи царствования Константина, событие, на мой взгляд, значительно более важное, чем даже принятие христианства, которое лишь ускорило неизбежный процесс. Еще в античные времена говорили, что Константин покинул Рим, оплот язычества, поскольку чувствовал, что он там не популярен. Это ошибочное мнение. Неверно было бы также считать, поверив свидетельству Псевдо-Евсевия, что он хотел превратить Константинополь в христианский город.

«Основание» города сопровождалось языческими обрядами, и хотя Константин повелел построить церкви, он оставил в городе и языческие храмы (и даже, по вполне правдоподобному свидетельству язычника Зоси-мы, распорядился возвести новые). На самом деле Константин руководствовался стратегическими, экономическими и политическими соображениями. Стратегические соображения: самая серьезная угроза для империи исходила от готов и персов. Рим, незащищенный от набегов германских и иллирийских племен, был слишком удален от двух основных театров военных действий. Константинополь - одновременно и неприступная крепость, и прекрасная отправная точка для сухопутных и морских походов против варваров севера и востока. Экономические соображения: необходимость в эти смутные неспокойные времена сохранить свободу судоходства по проливам и обеспечить торговый обмен между Средиземноморьем и странами Черноморского побережья, между Европой и Азией. Наконец, политические соображения: общий упадок Италии, уже столь явный во II в., становился все более ощутимым. Рим, гордо застывший в старых привилегиях, был мертвым городом. Греческий Восток, благодаря своему богатству и культуре, несомненно, являл собой живую часть империи.

Впрочем, с III в. Рим фактически перестал быть столицей. Разве не знаменательно, что из четырех правителей тетрархии ни один не имел резиденции в Риме и что в Италии в эту эпоху его место занял Милан? Константин также жил не в Риме, а в Трире, Сирмии (Митровице), Сердике (Софии), Никомидии: все это этапы на великом пути с Запада на Восток, который проходил и че- рез Константинополь, но обошел стороной Италию. В 324 г., получив после победы над Лицинием власть над Востоком, Константин по гениальному озарению останавливает свой выбор на Византии. Тотчас начинаются строительные работы, которые продолжались вплоть до 336 года. В них было занято много рабочих, в том числе 40 тыс. землекопов-готов. Из крупных городов вывозили произведения искусства, памятники лишались колонн или скульптур, которым надлежало украсить будущую столицу. Для привлечения знатных римлян им даровали только что построенные дворцы, а для простого люда установили такую же, как в Риме, аннону (годовой налог, выплачиваемый продуктами) и бесплатную раздачу зерна.

Константин самолично определил границы города - его территория сразу же в четыре или пять раз превзошла старый Византии. Торжественная церемония прошла 11 мая 330 г., до завершения строительных работ. С этого дня именно в Константинополе пребывает император и заседает имперский совет. Город, которому Константин дал свое имя, также часто называли Новым Римом - и это наименование закрепилось за ним. Как и Рим, Константинополь стоял на семи холмах, был разделен на четырнадцать районов, имел свой форум, Капитолий и сенат. Более того, территория города считалась италийской землей, а не провинциальной, и, следовательно, освобождалась от налогов. Рим пока не потерял ни одной из своих привилегий, но все они были поделены в пользу Константинополя. И совершенно естественно Константинополь становится подлинной столицей, а Рим остается в одиночестве и забвении, бесплодно вспоминая события своего славного прошлого. «На монетах 330 г. изображены оба города в образе бюстов в шлемах, увенчанных лаврами, и в императорских мантиях.

Но скипетр в руках у Константинополя» (Л. Брейе). Последствия были огромны. Прежде всего, углублялись различия между латинским Западом, о котором, казалось, забыли и чей упадок уже нельзя было предотвратить, и греческим Востоком. Основание Константинополя ознаменовало победу Востока над Западом, эллинистического мира, подвергшегося сильному влиянию Востока, над миром латинским. Оно стало также точкой отсчета истории новой цивилизации, которую заслуженно назвали византийской, ведь ни один город в истории не имел столь сильного и длительного влияния, как Константинополь. Империя окажется под угрозой, на нее будут нападать, она подвергнется вторжениям со всех сторон - но Константинополь продержится одиннадцать веков. Под защитой стен в его дворцах, монастырях, мастерских произойдет слияние восточных и христианских, греко-латинских элементов, которые и создадут византийскую культуру.

Попробуем представить себе, что могло бы произойти, если бы Рим, падение которого было близко и неизбежно, погиб под натиском варваров. Вместе с ним исчезло бы все наследие античной культуры, как это и произошло за несколько веков на Западе. Никакой другой город, даже Антиохия или Александрия, не был способен стать вместилищем классического знания, к тому же приближалась эпоха арабских завоеваний. Едва родившись, Константинополь начал притягивать к себе все то живое, что еще оставалось в греко-латинской культуре. На протяжении своей истории, благодаря могуществу, богатству, престижу и самому факту сохранения греческого языка, Константинополь защищал это наследие. Самое великое и славное достижение Константина, возможно, именно в том, что, своевременно перенеся центр империи, он спас то, что еще можно было спасти.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...