Контроль образовательного процесса. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Вопросы, изучаемые на семинаре

1. Понятие технологий контроля и диагностики педагогического процесса.

2. Технологии педагогической диагностики в учебном процессе.

3. Диагностика воспитанности.

4. Понятие регулирования и коррекции образовательного процесса. Саморегулирование и самокоррекция.

5. Тренинг общения.

6. Диалог «педагог – воспитанник» как технология педагогической коррекции.

Ключевые понятия : педагогическая диагностика; контроль; педагогическое регулирование, коррекция.

Теоретическая справка

Осуществление контроля и диагностики обеспечивает выявление и устранение недостатков в работе школы, оперативное реагирование на негативные тенденции в педагогическом процессе, закрепление и развитие успехов, поддержание полезных инициатив педагогов и учащихся.

Контроль и диагностика предполагают сбор и предварительную обработку (систематизацию) информации о состоянии управляемой системы, о происходящих в ней изменениях, о ходе управляемого процесса (Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков и др.).

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях, а, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.

Виды контроля.

1. Предварительный (вводный) контроль направлен на выявление состояния объекта изучения до начала осуществления некоторого отрезка педагогического процесса. Например, предварительный контроль может проводиться для выявления уровня сформированности определѐнных учебных умений до реализации некоторой технологии.

2. Текущий контроль – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке. Он оперативен, гибок, разнообразен по методам, формам, средствам.

3. Тематический контроль осуществляется после крупных разделов, программы, текущего обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля. 24

4. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Все виды контроля взаимосвязаны, только применение всех видов контроля позволяют получать достоверную информацию об образовательном процессе и развитии личности ребѐнка.

Контроль выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию, но главная функция – диагностическая.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, воспитателя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Сущность педагогической диагностики – в изучении актуального состояния (качества, характера) разнообразных элементов и параметров педагогической системы с целью оптимального решения педагогических задач.

Объектом педагогической диагностики является учебно-воспитательный процесс и его субъекты (личность, группа).

Этапы диагностической деятельности:

1) постановка диагностической задачи;

2) проведение диагностической процедуры;

3) постановка педагогического диагноза;

4) прогнозирование;

5) сообщение результатов диагностики лицам, нуждающимся в этой информации для повышения эффективности педагогического процесса (самим обследуемым, их педагогам, родителям); объѐм сообщаемой информации необходимо дозировать, а форма сообщения результатов должна быть тактичной, необидной, чтобы не нанести вреда обследуемому ребѐнку;

6) контроль воздействия на ученика (группу) диагностической информации.

Центральным технологическим звеном педагогической диагностики является процедура диагностического изучения личности с последующей постановкой педагогического диагноза .

Диагностическое изучение – процесс исследования, направленный на получение достоверного знания о состоянии (характере, качестве) какого-либо элемента педагогической системы. Если в результате научного исследования получают объективно новое знание об изучаемом объекте, то диагностическое исследование опирается на систему заранее полученных другими науками нормативных описаний изучаемого объекта и выявляет его индивидуальные особенности в пределах нормы и фиксирует отклонение от нормы.

Методы педагогической диагностики : общенаучные (наблюдение), социально-психологические (опрос, беседа, интервью, анкетирование), психодиагностические (личностные опросники, тесты, проектирование методики), педагогические (изучение школьной документации, продуктов труда).

Диагностика учебно-воспитательного процесса существует с момента появления специально организованных педагогических отношений и традиционно описывается в терминах «проверка», «контроль», «контрольная работа», «экзамен», «анализ урока» и имеет выраженную дидактическую ориентацию. Предметом изучения данного раздела педагогической диагностики являются результаты обучения, успеваемость и ее градация, исходные знания учащихся, сами дидактические процедуры.

При осуществлении контроля обученности и диагностики учебных возможностей учащихся Н. А. Сорокина рекомендует ориентироваться на следующие требования:

Индивидуальный характер контрольно-диагностической деятельности;

Систематичность, регулярность еѐ проведения;

Разнообразие форм контроля и диагностики;

Охват контролем всех сторон содержания образования;

Объективность контроля и оценивания;

Дифференцированность, учѐт специфики учебного материала и индивидуальных особенности учащихся;

Единство требований к учащимся.

Диагностика обученности (дидактическое диагностирование) проводится с целью своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Она включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях, а, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.

Контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функцию, но главная функция – диагностическая.

Важнейшими принципами диагностирования являются объективность, систематичность, гласность .

Диагностировать, контролировать, проверять, оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

1. Предварительное выявление уровня знаний обучаемых.

2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы.

3. Повторная проверка. (Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочнению знаний).

4. Периодическая проверка знаний, умений учащихся по целому разделу или теме курса.

5. Итоговая проверка и учет знаний, умений, приобретенных на всех этапах дидактического процесса.

Диагностирование обучаемости направлена на выявление учебных возможностей учеников.

Важнейшими компонентами обучаемости являются:

1) потенциальные возможности обучаемого;

2) фонд действенных знаний;

3) обобщенность мышления;

4) темпы усвоения знаний.


Похожая информация.


Менеджмент в педагогике - это управление (планирование, регулирование, контроль), руководство, педагогическим производством, его организация. Как уже известно, образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Напомним, что система - это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего - по месту и функции. Педагогическая система - это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система.

постановка целей, задач;

планирование процесса;

анализ результатов.

Суть научной организации труда (НОТ) в педагогике - создание оптимальных условий для достижения высоких результатов учебно-воспитательной работы. Оптимальными называются условия, способствующие получению педагогического продукта высокого качества при рациональных затратах времени, сил и средств учителей и учащихся. НОТ рассматривается как организация деятельности, обеспечивающая более высокий педагогический эффект путем внедрения новых научных достижений в практику.

Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента - связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта. главные задачи педагогического менеджмента:

постановка целей, задач;

планирование процесса;

ресурсное обеспечение процесса;

обеспечение высокой мотивации участников;

контроль и коррекция процесса;

анализ результатов.

Суть научной организации труда (НОТ) в педагогике - создание оптимальных условий для достижения высоких результатов учебно-воспитательной работы. Оптимальными называются условия, способствующие получению педагогического продукта высокого качества при рациональных затратах времени, сил и средств учителей и учащихся. НОТ рассматривается как организация деятельности, обеспечивающая более высокий педагогический эффект путем внедрения новых научных достижений в практику. Советский период. Коллегиальность управления предполагала сочетание усилий руководителя с силой общественного мнения. На всех уровнях, от министерства до школы, создавались органы при руководителях; коллегии и советы, члены которых участвовали в обсуждении решений по основным направлениям совместной деятельности.

Отношения руководителей и коллегиальных органов (они совещательные) строго регламентировались. Соблюдалось единоначалие: руководитель нес персональную ответственность за состояние всей работы вверенного ему учреждения.

Функции управления – содержательная роль управленцев ОС. Функции управления образовательными системами: анализ, целеполагание, планирование, организация деятельности, контроль, регулирование (коррекция). Модели внутришкольного управления ОУ: высший орган – педсовет, директор, замы по ВР, УР начального, среднего звеньев школы, руководители методобъединений. Понятие «управленческая культура» заключает в себе сочетание демократического стиля управления и создание корпоративных интересов и традиций в ОУ. От личностных качеств управленца зависит успешность деятельности коллектива, удовлетворенность работой, благоприятный микроклимат. Это его правовые знания, управленческие и психологические знания управления персоналом, умение предвидеть перспективу развития всего коллектива и персонально каждого, знания современных тенденций в образовательной политике, умение и способность обеспечить материально-техническую базу, пользоваться авторитетом. Изучение и удовлетворение потребностей и интересов участников педагогического процесса - ключ к решению многих педагогических проблем, основа педагогического управления. И здесь на первый план выступает стимулирование. Стимул тесно связан с удовлетворением потребностей и интересов. Контроль - это процесс обеспечения достижения целей учебно-воспитательного учреждения с помощью оценки и анализа результатов деятельности, оперативного вмешательства в учебно-воспитательный процесс и принятия корригирующих мер. Контроль также определяют как механизм проверки выполнения нормативно установленных задач, планов и решений. Контроль - итоговый этап управленческой деятельности, позволяющий сопоставить достигнутые результаты с запланированными.

Основные задачи контроля:

определение фактического состояния процесса (системы) в данный момент времени;

прогнозирование состояния и поведения системы (процесса) на будущий период времени;

изменение состояния или поведения процесса для обеспечения оптимального значения характеристик;

сбор, передача, обработка информации о состоянии процесса;

обеспечение устойчивого состояния системы при достижении критических значений характеристик процесса.

Функции управления

Управление должно обеспечить стабильное функционирование дошкольного образовательного учреждения и в то же время его развитие, т.е. изменения, перестройку в соответствии с новыми педагогическими идеями и доктриной образования страны.

К.Ю.Белая под «управлением» понимает «целенаправленную деятельность руководителя по созданию необходимых условий для оптимального функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения» , что не расходится с определениями, приведёнными выше.

Управленческая деятельность в дошкольном образовательном учреждении имеет циклический характер, т.е. представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития.

Ю.А. Конаржевский утверждает, что управленческий цикл рассматривается как целостная совокупность сориентированных на достижении одной цели, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности, взаимодействующих между собой управленческих функций, совершающих законченный круг развития и ограниченных определёнными, предметно-пространственными и временными рамками .

В.Г. Афанасьев выделяет эти взаимодействующие и взаимосвязанные между собой функции - операции, вытекающие из управленческого цикла:

выработка и принятие управленческого решения (сюда же он относит и планирование, как одну из форм управленческого решения);

организация;

регулирование, коррегирование;

учёт и контроль.

Л.М.Денякина к функциям управления относит: прогнозирование, программирование, планирование, организацию, регулирование, контроль, анализ, корректирование, стимулирование и т.д.

По мнению Н.С. Сунцова, «наиболее точно специфика внутришкольного управления выражается в четырёх функциях - планировании, организации, контроле и координации» .

Ю.А. Конаржевский, А.Н. Троян, В.С. Лазарев, М.М. Поташник и другие авторы в дополнение к эти четырём рассматривают педагогический анализ как одну из функций управления образовательным учреждением. Например, Ю.А. Конаржевский даёт определение педагогическому анализу как функции управления школой, направленной «…на изучение состояния, тенденции, развития, на объективную оценку результатов педпроцесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или проведению её в более высококачественное состояние» .

К.Ю. Белая, раскрывая структуру управления, дошкольным образовательным учреждением, отмечает, что заведующая, управляя детским садом, выполняет определённые функции: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, регулятивно-коррекционную и контрольно-диагностическую .

А.Ф. Пеленёв структуру основных функций системы управления образовательным учреждением представляет в такой последовательности:

Исследование актуального состояния объекта (управляемой системы).

Проектирование перспективного состояния объекта.

Постановка приоритетных целей и задач деятельности по переводу объекта из актуального состояния в спроектированное.

Планирование деятельности по достижению поставленных целей и задач.

Организация спланированной деятельности.

Мотивация деятельности.

Регулирование противоречий.

Контроль и коррекция деятельности.

Анализ и оценка результатов.

В.С.Лазарев выделяет четыре вида управленческих действий: планирование, организацию, руководство и контроль, исходя из того, что в совокупности эти действия образуют полный управленческий цикл от постановки целей до их достижения и потому являются необходимыми и достаточными. При этом он рассматривает эти действия как сложные, имеющие свою структуру и включающие в неё другие действия как компоненты.

Интерес для построения управления в дошкольном образовательном учреждении представляют классификации Ю.А. Конаржевского, П.И. Третьякова и Г.К. Чекмарёвой.

Ю.А. Конаржевский обосновал систему взаимосвязанных видов деятельности руководителя школы. Он выделяет такие функции, как педагогический анализ, планирование, организация, внутришкольный контроль, регулирование.

В качестве системообразующей функции выступает педагогический анализ. В последних работах автор как стержневые функции в управленческом цикле выделяет сбор и отработку информации и принятия на их основе управленческого решения.

П.И. Третьяков и Г.К. Чекмарёва в качестве самостоятельных, но взаимосвязанных функций управления выделяют:

мотивационно-целевую;

планово-прогностическую;

организационно-исполнительскую;

контрольно-оценочную;

контрольно-диагностическую;

регулятивно-коррекционную.

Двойное название делает акцент на целевое назначение этих функций.

Изучение и анализ литературы показывает, что в настоящее время выбор звеньев цикла в управлении образовательным учреждением твёрдо не установлен, а в названиях не наблюдается единообразия.

В.С. Лазарев рассматривает функции управления как отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определённого действия для обеспечения целенаправленности и организованности управляемых процессов }

Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...