Краткая история 18 19 века. Древняя Русь – IX – XII века

В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий.

Главным центром научной деятельности была академия наук. 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями. Образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.

Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г.Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И.Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.И.Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П.Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П.Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И.Фонвизиным (комедии «бригадир» и «Недоросль»).

В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В.Растрелли в Петербурге и Д.В.Ухтомский в Москве.

М.Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф.Щедрин и Ф.Я.Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П.Лосенко.


Замечательные творения создают скульпторы Ф.И.Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

Начало 19 в. стало временем подъема русской культуры. В его основе лежали факторы сближения России с Европой, рост национального самосознания, связанный с событиями 1812 г., возникновение оппозиционных течений в обществе.

В 1802 г. образовано Министерство народного просвещения. Основаны университеты в Петербурге, Казани, Харькове и Киеве. Открылись высшие специальные учебные заведения, технические инженерные институты и лицеи, в которых готовились государственные чиновники. В России была создана 4-ступенчатая система образования, предусматривающая преемственность между учебными заведениями различных уровней.

Начало века характеризуется развитием книгопечатания и издательства периодической литературы. В 1850 г. в России издавались общественно-политические и литературные журналы: «Вестник Европы», Чизд. Н.М.Карамзин), «Северный вестник» (изд. Н.С.Глинка), «Телескоп» (изд. Н.И.Надеждин), «Московский телеграф» (изд. Н.А.Полевой), «Отечественные записки» (изд. А.А.Краевский), «Современник» (изд. А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов).

Мировое признание получили научные труды русских ученых. В.В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии. Н.И.Пирогов впервые применил эфирный наркоз в хирургии.

Признанным стилем в русском изобразительном искусстве долгое время оставался классицизм. Однако в 19 в. традиции классицизма стали сочетаться с романтизмом.

В музыке произошла смена идейно-эстетических направлений, шел процесс внедрения народных мелодий и русской национальной тематики. Путь через романтику к реализму прослеживается в произведениях А.С.Даргомыжского. А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева, М.И.Глинки.

В архитектуре наступила пора позднего классицизма, проповедующего монументальность, строгость и простоту - Адмиралтейство (А.Д.Захаров), Большой театр (А.А.Михайлов, О.И.Бове). Архитектор К.А.Тон стал родоначальником русско-византийского стиля (Б.Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя).

XVIII столетие в мировой истории - это время больших изменений в социально-общественном устройстве и мировоззрении. Неслучайно его называют «веком просвещения». Идеи Дидро, Руссо, Радищева и Вольтера способствовали утверждению духа свободолюбия, побуждали к борьбе с религиозной косностью и догматизмом.

Новые веяния стали ощутимы в культурной жизни всех европейских стран. Образование, наука, философия, искусство несли на себе отпечаток идей просветителей. Культура России 18 века также переживала небывалый подъем, обусловленный несколькими факторами.

Этапы развития

В исторической науке культуру Московского царства принято называть «древней» или «средневековой». Петровские реформы и создание Российской империи коренным образом изменили не только общественно-политическое устройство русского государства, но и его культурную жизнь.

На рубеже XVII-XVIII веков ослабло влияние православной церкви, до этого старавшейся оградить страну от «еретического» воздействия Запада. Поэтому развитие культуры 18 века в России шло уже по общеевропейскому пути. Одним из самых больших достижение этого периода стало появление светского искусства, никак не связанного с церковным мировоззрением.

В целом же можно выделить три этапа развития культурной сферы Российского государства:

  1. Первая четверть XVIII столетия (время Петровских реформ).
  2. 30-60 годы (достижения в области искусства, литературы и науки).
  3. Последняя четверть века (рост демократизации культуры и просветительства).

Таким образом, реформы Петра Великого имели двоякие последствия. С одной стороны, они заложили фундамент для обновляющих перемен в русском искусстве, а с другой, способствовали разрушению культурных традиций и ценностей Московской Руси.

Достижения в сфере просвещения

На развитие культуры России в 18 веке огромное влияние оказали перемены в области образования, заботу о котором Петр I возвел в ранг государственной политики. С этой целью в годы его правления были открыты новые учебные заведения:

  • навигацкая школа;
  • артиллерийская;
  • медицинская;
  • инженерная;
  • горнозаводские училища на Урале;
  • цифирные школы, где обучались дети подьячих и дворян.

Приемники царя-реформатора продолжили его дело, учредив таким образом Шляхетский и Пажеский корпуса, Смольный институт, Академию наук и Московский университет. К концу столетия в России уже насчитывалось 550 учебных заведений. Свой вклад в дело просвещения внесла и первая газета «Куранты», а затем «Ведомости». Кроме того, в стране возникло книгоиздательское дело, и благодаря просветителю Новикову Н. появились первые библиотеки и книжные лавки.

Научная деятельность и изобретательство

Среди российских ученых поначалу преобладали приглашенные из-за рубежа специалисты. Однако уже в 1745 г. на должность профессора Академии наук был избран Ломоносов, а в последующие годы ряды русских академиков пополнили Крашенинников С., Лепехин И., Румовский С. и др. Эти ученые оставили заметный след в развитии:

  • химии;
  • географии;
  • биологии;
  • истории;
  • картографии;
  • физики и других отраслей научных знаний.

Изобретатели также внесли огромный вклад в историю культуры России 18 века. Например, Никонов Е. создал водолазный костюм и примитивную подводную лодку. Нартов А. разработал новую технологию чеканки монет и изобрел токарный станок, а также машину для сверления пушечных дул.

От барокко до реализма

В произведениях русских авторов XVIII века сохранились старые формы изложения. Тем не менее в их содержании заметно уже влияние гуманистических идей. Так, популярные «истории» о героях учили читателей тому, что успех в жизни зависит не от происхождения, а от личных качеств и добродетелей.

Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике. Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М., Майкова В. и других авторов.

К достижениям в области литературы следует отнести:

  • появление нового стихосложения, ставшего основой современной русской поэзии (Тредиаковский В.);
  • упорядочивание лексических языковых норм (Ломоносов М.);
  • написание первых русских трагедий и комедий (Сумароков А.).

В конце столетия на смену классицизму в литературе пришел сентиментализм, присущий творчеству Карамзина Н. В написанной им «Бедой Лизе» отражены глубокие переживания и чувства простой девушки, которая умеет так же горячо любить, как и выросшая в неге благородная девица.

Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма - стиля, получившего развитие в следующем столетии.

На смену иконописи

До XVIII в. главными и, по сути, единственными живописцами в России были богомазы, писавшие иконы. С развитием светского искусства появляются новые жанры. Основоположником русской живописи считается Лосенко А. Хотя его полотна были всего лишь подражанием западноевропейским образцам, все же они ознаменовали разрыв культуры России в первой половине 18 века с церковным искусством, диктовавшим как формы, так и сюжеты.

В последующие десятилетия в русской живописи стал лидировать портретный жанр. Камерные, парадные и интимные полотна на долгое время затмили создание бытовых сценок. Самыми известными художниками-портретистами той поры были:

  • Левицкий Д.
  • Боровиковский В.
  • Антропов А.
  • Рокотов Ф.

В конце века картины западноевропейских живописцев, приобретенные императрицей Екатериной, легли в основу художественной коллекции Эрмитажа.

В камне и металле

Отход изобразительного искусства от церковного догматизма дал невероятный толчок развитию ваяния. В этой области культура России 18-19 веков достигла высот мирового уровня. Античные статуи украшали парки и сады Петербурга, фонтаны - дворцовые комплексы, лепнины и рельефы - рациональную простоту фасадов.

Именно в России полностью проявился многогранный талант Растрелли К. Среди его творений, дошедших до нас, стоит упомянуть парадные бюсты, статую Анны Иоанновны и памятник Петру Первому, установленный перед Михайловским замком. Наряду с Растрелли творил и русский скульптор Зарудный Иван.

Со второй половины 18 столетия ваяние в России стало еще более востребованным, как того и требовал стиль барокко. Скульптурами изобиловали фасады дворцов, общественных зданий, а рельефы активно использовались для украшения их интерьеров. Как и в живописи, в ваянии того периода активно развивался портретный жанр, в который внесли большой вклад почти все талантливые русские скульпторы:

  • Шубин Ф.
  • Гордеев Ф.
  • Прокофьев И.
  • Козловский М.
  • Щедрин Ф.
  • Мартос И.

Разумеется, одним из самых выдающихся достижений русской скульптуры 18 века стало создание «Медного всадника» по поручению императрицы Екатерины Второй.

Театральные подмостки

Культура России 18 века немыслима без театра и музыки. В это время были заложены основания, позволившие в следующем столетии ярко проявиться национальным дарованиям в этих областях искусства.

При Петре впервые стали проводиться музыкальные вечера - ассамблеи, на которых придворные и дворяне могли танцевать. Тогда же вошло в моду обучение игре на виоле, клавесине, флейте, арфе, а также обучение салонному пению.

С музыкой связано появление театра и русской оперы, первая из которых «Цефал и Прокрис» была поставлена в 1755 г. Но самым выдающимся произведением той эпохи искусствоведы считают оперу «Орфей и Эвридика» композитора Фомина Е. Кроме него, музыку сочиняли:

  • Березовский М.
  • Хандошкин И.
  • Бортнянский Д.
  • Пашкевич В. и др.

В царствование Екатерины особенной популярностью пользовался крепостной театр, в котором был собственный оркестр. Эти коллективы нередко активно гастролировали, пробуждая тем самым интерес к данному виду искусства. Говоря о культурных достижениях той поры, нельзя обойти стороной открытие в 1776 г. в Москве Петровского театра - предшественника известного на весь мир Большого театра.

Русское барокко и классицизм

В архитектуре России XVIII века господствовали два стиля. До середины столетия это было русское барокко, сменившееся классицизмом. Для первого стиля были характерны черты, заимствованные у голландских, немецких и шведских архитекторов. Примером тому может служить Петропавловский собор.

Однако, невзирая на приглашенных в Россию иностранных зодчих, вскоре в рамках барокко стали формироваться национальные архитектурные особенности. Русский стиль уже заметен в творениях Ухтомского Д., Земцова М., Мичурина И. Ну а бесспорными достижениями барокко были и остаются архитектурные шедевры Растрелли Б.: Петергоф, Екатерининский и Зимний дворцы.

Во второй половине 18 века в культуре России стали появляться черты нового стиля - классицизма, окончательно сложившегося в 80-х годах. Типичным примером архитектуры этого периода можно считать Таврический дворец, возведенный в Петербурге Старовым И. По его же проектам были созданы:

  • Троицкий и Князь-Владимирский соборы.
  • Здания Академии наук и Смольного института.
  • Александровский и Пеллинский дворцы.

Итоги

Конечно, кратко о культуре России в 18 веке и ее достижениях очень сложно говорить, настолько они многогранны и многочисленны. Но все-таки невозможно спорить с тем, что это было время великого перелома, чему в немалой степени способствовали петровские реформы. Влияние западного искусства, позволившего русской культуре стать светской, расширив сферу духовной деятельности, предопределило направления ее развития в следующем веке.

18 век в истории России - это жестокий, даже беспощадный век , решившего в короткие сроки изменить , время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права.

Но в то же время для этого периода характерно развитие просвещения, открытие новых учебных заведений, среди которых Московский университет, Академия художеств. В 1756 году в столице появился первый театр.

Конец 18 века - расцвет творчества художников Дмитрия Григорьевича Левицкого, Федора Степановича Рокотова, скульптора Федота Шубина.

Теперь рассмотрим более подробно основные события 18 века и исторических персонажей того времени. В конце 17 века, в 1676 году умирает , и на престол вступает его сын Федор Алексеевич. Петр Алексеевич, ставший впоследствии императором станет царем в 1682 году.

В 1689 году Петр с подачи матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной, женится на Евдокии Лопухиной, а значит, достигает, как считалось в то время, совершеннолетия.

Софья, которая хотела остаться на троне, подняла стрельцов против Петра, но бунт был подавлен, после чего Софью заточили в , а престол переходит к Петру, хотя до 1696 г. формальным соправителем Петра был его брат Иван Алексеевич.

Имел довольно примечательную внешность. Рост его был 2м 10 см, он был узок в плечах, имел длинные руки и необычную походку, так что его приближенным приходилось не просто идти за ним, а бежать.

С 6 лет Петр стал обучаться грамоте и получил по тем временам энциклопедическое образование. Оставшись без отца, Петр занимался самовоспитанием. С разрешения царевны Софьи создает личную потешную гвардию, а в дальнейшем именно эти два потешных полка - Преображенский и Семеновский сыграли большую роль, когда Петр пришел к власти. Кроме этого, любимой забавой юного царя был расстрел бояр пареной репой.

Постепенно у царя появились и "любимые" приближенные, причем это были разные люди. Александр Данилович Меньшиков или попросту Алексашка, сын дворцового конюха, который с должности царского денщика стал светлейшим князем, богатейшим человеком; "немец" (голландец) , ставший главным советчиком царя после его воцарения на престоле.

Именно посоветовал Петру наладить внешнюю торговлю, но проблема заключалась в одной из двух известных российских бед - дорогах; России был нужен выход к морю через Швецию, Турцию. Петр I предпринимает , второй из которых был успешным и закончился основанием крепости Таганрог (на мысе Таганий Рог).

Война с Турцией, начавшаяся в 1697 г. показала, что России необходимы кредиты, союзники и оружие. Для этого в Европу отправляется Великое посольство, в котором Петр I числился как простой человек - урядник Петр Алексеевич. Он был первым русским царем, который посетил Европу.

Вернувшись из путешествия, и окунувшись снова в жизнь в России, Петр ее возненавидел, решил полностью переделать и, как известно, это ему удается.

Реформы Петра I, с которых он начал свои преобразования, заключались в следующем:

  • войско, создал наемную армию, которую одевает в почти европейскую форму и ставит во главе иностранцев-офицеров.
  • Перевел страну на новое летоисчисление, с Рождества Христова, старое велось с сотворения мира. 1 января 1700 г. в России стали праздновать Новый Год.
  • Обязал каждые 10 тыс. дворов построить 1 корабль, в результате Россия получила большой флот.
  • - в городах было введено самоуправление, во главе городов поставлены бурмистры. Хотя на этом "европеизация" городов была закончена.

В 1700 г. Петр I решает начать войну со Швецией, которая закончилась в 1721 г. Началась неудачно, Петр потерпел поражение под Нарвой, бежал с поля боя еще до начала сражения, но раскаялся в этом и решил перестроить свою армию. Преобразования производились, исходя из потребностей войска. Для войны были нужны пушки, в результате на них переливают колокола русских церквей, затем строятся металлургические предприятия.

К середине века в стране действовало 75 металлургических предприятий, которые полностью обеспечивали потребности страны в чугуне, почти половина продукции шла на экспорт. Нужно было вооружать армию, поэтому строятся оружейные заводы. Кроме этого, Петр I приказывает строить полотняные заводы. Развивается судостроение, канатное, кожевное и стекольное производства.На судостроительных заводах строятся галеры, которые сыграли решающую роль в поражении .

Петр вводит воинскую повинность - рекрутскую - от 20 дворов 1 человек шел служить на 25 лет; также на 25 лет он вводит и обязательную службу дворянству. Эти меры позволили быстро создать новую армию - 20 тыс. матросов и 35 тыс. сухопутных войск.

Петр I понимает, что для России нужны знания и деньги. Для этого он заставил сотни молодых дворян и бояр отправиться за границу учиться, для наблюдения за ними приставлялись фискалы; создал ряд технических ВУЗов (Высшая Артиллерийская школа), где преподавателями были западные профессора.

Для того чтобы побудить учиться не только дворян, но и простых людей Петр издает указ, согласно которому, каждый, кто закончит гимназию, и будет знать иностранные языки, получит дворянство.

Чтобы поднять экономику, царь в 1718-1724 гг. вводит подушную подать (душа-особь мужского пола). Подать была тяжелой и превышала платежеспособность народа . Это спровоцировало рост недоимок.

Чтобы остановить кражи, т.к. активно воровали все, и первым вором был Меньшиков, царь приказывает вешать на дыбу не только подозреваемого, но и всю его семью. Вводится ряд дополнительных сборов - сбор на бороду, на ношение русского платья, штрафовались те, кто не пил кофе.

Чтобы не тратить деньги на наемный труд, Петр I вводит труд крепостной. К заводам приписывались деревни, к городам - ремесленники. Указом 1736 г. работники заводов были закреплены за мануфактурами навечно и получили название "вечноотданых". Эта форма труда тормозила развитие России, избавились от нее только в 19 веке.

Кроме этого, Петр I стремится развивать торговлю. Им вводятся таможенные пошлины на ввозимый товар намного больше, чем на вывозимый. В итоге, к окончанию Северной войны, Россия имела развитую экономику, но она была крепостной.

Время правления Петра - это время преобразований России, время реформ. Кроме перечисленных выше, Петром были проведены административные реформы, социальные, им также была изменена судебная система.


1. Петр делит страну на губернии, во главе губерний стоял генерал-губернатор, единственной формой наказания которого была смертная казнь;
2. Петр в 1711-1721 гг. отменил приказную систему, создал коллегии-прообразы министерств. Глава коллегии назначался царем "по уму, а не по знатности рода", т.е. для службы нужно было хорошее образование;
3. Высшим государственным органом в 1711 г. становится Сенат, который в случае отсутствия царя выполнял его функции;
4. Во главе всей государственной власти был император Петр I. Этот титул был утвержден самим Петром в 1721 г. после окончания войны со Швецией.


В 1722 г. был введен "Табель о рангах", согласно которому все служилые люди делились на 14 разрядов, самым низшим чином был прапорщик. Тот, кто дослужился до 8 разряда, получал дворянство. Была изменена судебная система - "судили не словом, а пером", т.е. все судебные дела оформлялись письменно и судили на основе писаных законов, что дало возможность судьям брать новые взятки.
В 1703 г. столицей России становится Санкт-Петербург, который был построен на костях крепостных. Петр I переселяет в Питер насильственно около 1000 дворян.

В 1725 г. вместе со смертью Петра I началась . В годы царствования , с 1725 по 1727, и , с 1727 по 1730, функции императора выполнял Меньшиков. В правление ,с 1730 по 1740 гг., и Иоана Антоновича, с 1740 по 1741 гг., у власти были разного рода немецкие авантюристы.

При , взошедшей на престол в ноябре 1741 г., видную роль играли , Разумовские - фавориты императрицы. Наследником Елизаветы стал . Он проводил политику, которую не приемлило русское дворянство. В результате, в 1762 г. на престол, после очередного переворота, 33 лет от роду взошла жена - Екатерина II . Было объявлено, что ее мужа Петра убили "случайно".

34 года правления вошли в историю как "золотой век дворянства", т.к. она проводила продворянскую политику. Вслед за своим мужем, Петром III, она разрешила дворянам не служить, провела Генеральное межевание в 1765 г., т.е. поделила землю между дворянами. Появилась возможность купли-продажи залога, что не дало казне ни копейки, но все дворянство было на стороне Екатерины.

Кроме этого, она подарила дворянам за службу, 600 тыс. крепостных, например, досталось несколько тысяч человек. В интересах дворянства она лишает крестьян последних прав - под страхом каторги запрещалось жаловаться на помещика, разрешилось торговать крепостными "в розницу", т.е. безжалостно дробились семьи.

Таким образом, если для дворянства конец 18 века был золотым периодом истории, то для крестьян - самым страшным периодом рабства. Во время своего правления, Екатерина II опиралась на личную преданность фаворитов, воспитала целую плеяду русских политиков, всеми способами подавляла революции, болела идеями философа Вольтера, читала книги Руссо и Монтескье, но восприняла Просвещение по-своему, оригинально.

Она считала, что просвещение должно затронуть только высшие слои общества, не давала свободу крестьянам, т.к. это привело бы к бунту. Особенно сильно испугал Екатерину II (1773-1775), в котором участвовали крепостные крестьяне, казаки, работные люди, башкиры, калмыки. Крестьянская война потерпела поражение, но Екатерина извлекла из нее главный урок - нельзя давать свободу крестьянам, и не отменяла крепостное право.

Преобразования Екатерины Великой


1. Отменила государственные монополии на табак и некоторые другие виды деятельности, что способствовало их развитию.
2. Создала целый ряд учебных образовательных учреждений, например, Вольное экономическое общество, Институт благородных девиц. Так, в Вольном экономическом обществе изучали и внедряли агрокультуру, технические новинки (за каждое изобретение давали премии), усилиями этого общества внедряется картофель (инициатор-Андрей Болотов).
3. При Екатерине расширилось строительство мануфактур, появились новые отрасли, такие как чулочно-носочная, количество мануфактур увеличилось в 2 раза, при этом они были не только крепостными, но и наемными, т.е. появляются первые рабочие из крестьян (право на отходничество), иностранные инвестиции.
3. Освоение новых земель. Чтобы освоить новые территории на юге страны (Крым, Кубань, Юж. Украина), она дарит их дворянам. Через пару лет понимает, что это неэффективно и приглашает "инородцев"- греки основали Мариуполь, армяне - село Чалтырь, болгары приносят виноградарство. Кроме этого, Екатерина объявляет, что те крестьяне, которые сбегут и поселяться на новых землях, будут свободными.
4. Екатерина II не продала Аляску Америке, а сдала ее на 100 лет в аренду, чтобы американцы ее освоили.

После смерти Екатерины II, императором становится ее сын (1796-1801). При нем внутренняя политика также была продворянской и прокрепостнической. Крепостное право получает все большое распространение. Однако отношения между императором и дворянством становятся крайне напряженными, после очередных нововведений Павла I.

Павел запретил дворянские собрания в губерниях, он по своей прихоти мог сослать одних дворян и возвысить других. Кроме этого, разрыв отношений с Англией ударил по доходам помещиков, т.к. туда шла на экспорт сельхозпродукция. Результатом этой политики стал заговор, Павел был убит в 1801 г. и на престол взошел его сын Александр. Так закончился в России 18 век.

Таким образом, 18 век в истории России характеризовался следующим:


1. Еще начиная с правления Петра I, установилась традиция, что все реформы проводит государство.
2. Модернизация России осуществляется по догоняющему варианту, и мы берем у Запада то, что нам нравится.
3. Модернизация проводится за счет собственного народа, т.е. Россия - самоколония.
4. Всякая модернизация сопровождается бюрократизацией.

История зубоврачевания как самостоятельной области медицины ведет свое начало с 1700 года, когда во Франции был издан соответствующий королевский декрет. Он стал основанием для появления новой врачебной специализации - хирург-дантист, которая давала право заниматься зубоврачебной практикой. Чтобы получить вожделенное звание, докторам необходимо было выдержать специальный экзамен перед комиссией, в которую входили именитые хирурги.

Нормативные акты, регулировавшие зубоврачевание

В России сфера зубоврачевания получила мощный толчок к развитию во время реформ царя Петра I, который в 1710 году ввел в оборот официальное звание «зубной врач». Первым обладателем почетного титула стал француз Франсуа Дюбрель. Позднее на становление отечественной стоматологии оказали влияние госпитальные школы, образованные в 1733 году, выпускники которых, помимо прочего, обладали навыками оказания зубоврачебной помощи.

В России XVIII века первым признанными стоматологами были иностранцы. Однако еще очень долгое время услуги зубоврачевания оказывали преимущественно представители смежных специальностей: цирюльники, банщики, граверы, ювелиры и т. п. Например, в Петербурге в это время среди иностранцев, имевших частную зубоврачебную практику, всего лишь трое располагали официальным разрешением Медицинской коллегии. Но уже к началу XIX века ряды врачей-иностранцев начинают пополняться отечественными стоматологами, которые получили образование в России.


В 1810 году в свет вышел закон, согласно которому право вести зубоврачебную практику давалось лишь лицам, имеющим диплом по специальности «зубной лекарь». В 1838 году появился еще один закон, устанавливающий, что звание «дантист» и право на частную практику можно получить лишь после сдачи профильного экзамена в медицинской академии. В 1900 году появился официальный запрет на подготовку врачей-дантистов путем ученичества.

Стоматологическое образование

С 1838 года зубных врачей, которых обучали специалисты-стоматологи, окончившие специальные школы зубоврачебного искусства, стали именовать «дантистами». Право на частную практику они получали лишь после сдачи экзаменов при медицинских факультетах университетов или при медико-хирургической академии.

1829 год тоже стал знаковым в развитии стоматологии, так как в это время женщины получили право сдавать экзамены на получение звания зубного лекаря наравне с мужчинами.

В 1881 году в Петербурге открылась первая русская школа изучения стоматологии, которой руководил Ф.И. Важинский. К 1883 году количество дантистов в России достигло 441 человека. В 1892 году зубоврачебная школа появилась и в Москве, ее основателем стал И.М. Коварский.

К этому же периоду относятся первые высказывания о том, что зубоврачевание должно стать специальностью, которой можно овладеть только в процессе получения высшего образования. Важной вехой становления стоматологии как самостоятельной медицинской области стало открытие первой в стране приват-доцентуры по одонтологии при факультетской клинике Московского университета, которое произошло в 1885 году. Чуть позже, в 1892 году, подобные учебные заведения появились при Военно-медицинской академии (под руководством П.Ф. Федорова), а также при Высших женских курсах в Санкт-Петербурге (под руководством профессора А.К. Лимберга).

Как создавались бормашины

Чем больше становилось врачей, оказывающих профессиональные услуги по лечению зубов, тем острее была потребность в специально оборудованных помещениях. Сначала это были единичные кабинеты при больницах или скромные частные практики. Со временем спектр стоматологических услуг расширялся, и одного кабинета зачастую оказывалось мало, поэтому успешные дантисты стали открывать частные клиники.

Главными атрибутами зубоврачебных кабинетов XIX века были два изобретения: зубоврачебное кресло и бормашина.


Прообразом бормашин с педальным приводом стало изобретенное в 1846 году американцем Амосом Уэскоттом кольцо со втулкой, предназначенное для надевания на указательный палец правой руки. Приспособление помогло защитить руки врача во время манипуляций и несколько облегчить процесс вращения ручного бора пальцами. Уже в середине XVIII века появились усовершенствованные ручные приспособления, использующие принцип ротационного движения - специальные зубоврачебные дрели, которые значительно облегчили труд врачей, но были еще очень далеки от идеала.

В 1871 году американский стоматолог Джеймс Беалл Моррисон изобрел и запатентовал бормашину с ножным педальным приводом. Главное достоинство такого оборудования состояло в том, что оно запускалось при помощи ног, что дало возможность врачам освободить руки для проведения манипуляций. Кроме того, благодаря использованию такой бормашины, качество препарирования тканей зуба значительно возросло, что позволило зубоврачебной помощи выйти на принципиально новый уровень развития, где стало доступным не только лечение, но и имплантация.


В России бормашины с педальным приводом не производились. Единственным местом, где вообще делали отечественные бормашины, была первая зубоврачебная мастерская И.И. Хрущева, которая появилась в Санкт-Петербурге в 1886 году. Кроме бормашин, там делали специальные зубоврачебные кресла, а также различные инструменты и оборудование, образцами для которых служила продукция зарубежных фирм. К сожалению, практикующие стоматологи не оценили по достоинству разработки мастерской и предпочитали закупать все необходимое в Америке, Германии или Англии. Но использование импортных инструментов и оборудования было затруднено из-за отсутствия мастерских для их ремонта.

Зубоврачебное кресло: история и современность

Почти одновременно с изобретением Моррисоном педальной бормашины появилось первое зубоврачебное кресло, оборудованное гидравлическим механизмом регулирования высоты сиденья. Его разработчиком стала компания «С.С.Вайт». Кресло изготавливалось из железа и обивалось кожей, что делало возможной его антисептическую обработку.

В конце XIX века основное внимание конструкторов было сосредоточено на проектировании максимально функциональных и удобных зубоврачебных кресел. Одновременно в Америке, Англии, Германии и ряде других стран появились зубоврачебные кресла, оборудованные рычагами и педалями, в том числе и гидравлическими, позволяющими устанавливать их в нужном положении, удобном как для врача, так и для пациента.


Уже в то время уделялось большое внимание расположению зубоврачебного кресла в кабинете. Его рекомендовалось устанавливать напротив окна. Но уже тогда было предусмотрено искусственное освещение рабочего места стоматолога с помощью настольной лампы. Сегодня, когда все кресла оборудованы мощными светильниками, их можно устанавливать в любом удобном месте зубоврачебного кабинета.

Время работы

Пн-Пт 10:00 - 22:00
Сб-Вс 10:00 - 20:00

В ходе продолжающейся модернизации гуманитарного образования основное внимание обращается на отбор содержательной части учебной дисциплины «История России» («Отечественная история»). Конкурсы на достойные учебники для средней и высшей школы показали, что эта задача решается более или менее удовлетворительно. Однако неразрешенной проблемой до сих пор остается разработанность дидактических подходов и содержаельное оформление учебников.

Предлагаемое пособие включает:

Текстовой материал – по основным темам курса;

Вопросы и задания (1-й уровень) – репродуктивные вопросы, требующие восприятия знаний из только что прочитанных текстов;

Вопросы и задания (2-й уровень) – продуктивные вопросы, требующие самостоятельного обоснования изучаемого материала;

Проблемные задачи (3-й уровень) – теоретические или реальные противоречия, требующие творческого поиска информации прочитанных текстов и приобретенных ранее знаний;

Практические задания, выполнение которых предполагает применение исторического опыта к проблемам современности;

Первоисточники (фрагменты) и вопросы к ним – для подтверждения достоверности и убедительности изучаемого материала;

Стихи (фрагменты) – для усиления эмоционального восприятия исторических сведений;

Сатирические отступления – для придания историческим событиям большей художественности;

Рубрики «Стоит подумать», «Поразмышляем вместе» и т.п. – для активного осмысления в диалоговой форме (читатель – автор) спорных, альтернативных вопросов, возникающих по ходу чтения текста;

Схемы (структурные и логические) и таблицы – для аккумулирования исторических знаний для восприятия и понимания в более доступном виде;

Дефиниции к терминам, несущим высокую смысловую нагрузку (размещены по ходу текста) – с целью непрерывного и осознанного чтения отрезка текста;

Опорные конспекты (условные обозначения-сигналы, отражающие необходимую для усвоения информацию – для обобщения знаний и более эффективного использования зрительной памяти обучаемых и др.

Изложение истории в предлагаемом пособии рассчитано, по замыслу автора, на четыре уровня усвоения и осмысления исторического материала с целью преподавания курса будущими учителями: для учащихся 8–9 классов; учащихся 10–11 классов; изучающих историю по программе гуманитарных школ (классов); студентов. Такой подход и специально разработанная авторская методика учитывают разные уровни образования и обучения, реальные способности обучаемых, цели и задачи изучения и преподавания истории.

Рождение великой империи

§ 1. Первоначало

Петр Великий – первый император России. До него, как вы помните, начиная с Ивана Грозного правители России носили звание «царь».

Петр I был величественен во всем. Почти трехаршинный рост (аршин = 71 см), «целой головой выше любой толпы», недюжинная мощь в руках – ломал подковы и сворачивал в трубки серебряные тарелки, сплющивал между ладонями чаши из серебра, с размаху перерезал ножом кусок сукна на лету, ловко выхватывал из огня щипцами кусок железа весом в несколько пудов (пуд = 16 кг) и без особого напряжения поднимал его на наковальню. Однажды, будучи в Амстердаме (Нидерланды), во время сильного ветра одной рукой остановил ветряную мельницу – так ему захотелось рассмотреть невиданное для России устройство с вращающимися крыльями. Ходил царь быстро, сопровождающие его лица вынуждены были переходить на бег, имел страсть к бешеным скачкам на двуколке. Не любил чванство (тщеславная гордость, важничанье; кичливость, спесь) и почитания «восточного» типа: запретил падать перед ним на землю или на колени, приказал просто кланяться при встрече.

«Царь, а, пойди же ты, освоил 14 рабочих ремесел!» (Такое заключение сделали немецкие принцессы после встреч с ним.) Как заправский плотник, столяр, токарь владел топором, долотом, пилой, токарным станком. Успехи в ремеслах и отсутствие таковых у его окружения поселили в нем уверенность, что теперь он способен делать все. Петр даже считал себя хорошим стоматологом и занимался зубоврачебной практикой. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зубами – памятник его личного стамотологического действа.

Петр работал, любил, ненавидел – все горячо, без остатка, до дна. Эта страсть распространялась и на его веселье. Он был хлебосол, но порой для многих его угощение становилось «хуже демьяновой ухи». Не будучи пьяницей, царь заставлял некоторых сановников и иноземцев пить «до усмерти». Установил, чтобы на ассамблеях (балах, общественных собраниях) от спиртных напитков не отказывались даже дамы – на западный манер. По словам историка В.О. Ключевского, «в тот век пили много везде в Европе, не меньше, чем теперь, а в высших кругах, особенно придворных, пожалуй, даже больше. Петербургский двор не отставал от своих заграничных образцов». В Англии, к примеру, чтобы побороть пьянство, уже тогда было создано движение за трезвость.

Петр был неприхотлив и прост в бытовой жизни. Царская прислуга, в 10–12 дворян, у многих вельмож вызывала, молчаливо, конечно, презрение малым числом, не знатностью («худородностью») и мизерным для царского уровня жалованьем – на всех 1000 руб. в год. Общие расходы двора не превышали 60 000 руб. в год, в то время как до него эта сумма выливалась в сотни тысяч руб., а после него – в миллионы и десятки миллионов.

Судьбой первому императору России было отведено всего около 53 лет жизни. С его могучим организмом он мог бы жить и нести пользу Отечеству еще долгие годы, но перенапряжение умственных и физических сил и некоторые излишества в повседневной жизни постепенно разрушали его здоровье. Петр болел, и не особо доверяя врачам, сам лечил себя такими чудовищными, но, по его мнению, чудодейственными препаратами, что и в фантастических видениях могут явиться далеко не каждому – потреблением мокриц, червей и им подобных тварей. Окончательно государь слег осенью 1724 г., после одного случая. Русский бот в море сел на мель. Петр бросился в ледяную воду и, стоя в ней по пояс, помогал спасать солдат, в результате чего сильно простудился.

От телесных болезней Петр мучился гораздо меньше, чем от рано постигших его болей души. Всю жизнь без остатка он положил на алтарь Отечества, от чего безмерно утомился. Особенно горько было сознавать, что у него совсем мало оказалось единомышленников, искренне радеющих за судьбу России. Царь порой бился, как рыба об лед, а многие замыслы, малые и великие, так и не переросли в желаемые преобразования, поскольку их исполнение на всех уровнях шло ни шатко, ни валко, а многому откровенно чинились всевозможные препятствия.

Через три месяца после описанного происшествия Петр Великий скончался.

Кончина Петра I в католической Европе была встречена не везде по-христиански. Датчане, к примеру, забыв о милосердии, радовались, многие бурно отмечали это событие. Посол России в Дании А.П. Бестужев-Рюмин с обидой докладывал в Петербург: «Генерально все здесь о том великую радость восприняли»; не только знатные, но и «все подлые с радости опилися было». Кощунствуя, так они мстили покойному царю, поскольку при жизни он отменил незаконные пошлины при прохождении русских кораблей через их проливы, поддерживал политических противников Дании, выдал дочь Анну Петровну за Карла Фридриха, чье владение было захвачено Данией и на этой основе возникли новые противоречия и т.д.

В некоторых странах Запада сознательно вводили в заблуждение своих граждан: открыто писали, что Петр умер не своею смертью, его будто бы отравила жена Екатерина.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...